Научная статья на тему '"ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА" КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

"ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА" КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД НАУКИ / ОКСФОРДСКИЙ РОССИЙСКИЙ ФОНД / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS / KRASNOYARSK REGIONAL SCIENCE FOUNDATION / OXFORD RUSSIAN FOUNDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Ершова Нина Васильевна

В статье предлагаются методические рекомендации по организации профориентационной работы в вузе с обучающимися различных образовательных организаций. Осмысляется опыт проведения «Школы юного филолога», включающей интегрированные занятия и мастер-классы. Ее цель - формирование у обучающихся мотивации к профессиональному определению и самоопределению в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, связанной с филологией и педагогической деятельностью, с учётом личностных интересов старшеклассников и требований регионального рынка труда. Освещаются вопросы создания условий активной пробы сил обучающимися в указанной сфере профессиональной деятельности; оказания личностно-ориентированной помощи старшеклассникам, развития творческого потенциала личности в процессе профессионального самоопределения подростков; формирования профессиональной компетентности студентов, задействованных в подготовке и организации мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Ершова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE FORM PROFORIENTATSIONNOY RABOTS V VUZE

The article offers guidelines for organizing vocational guidance work at a university with students from various educational organizations. The experience of the “School of a Young Philologist” is comprehended, including integrated classes and master classes. Its goal is to form students' motivation for professional determination and self-determination in the process of choosing a field of future professional activity related to philology and pedagogical activity, taking into account the personal interests of high school students and the requirements of the regional labor market. The issues of creating conditions for an active test of strength by students in the specified field of professional activity are highlighted; providing personality-oriented assistance to high school students, developing the creative potential of an individual in the process of professional self-determination of adolescents; formation of professional competence of students involved in the preparation and organization of the event.

Текст научной работы на тему «"ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА" КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

3) практико-научной ориентированности образовательного процесса;

4) единства и системности процесса обучения.

Вышесказанное определяет необходимость трансформации содержательно-процессуальных компонентов обучения, мировоззрения обучающихся и способов взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. В целом, процессуальная схема формирования личностно-профессиональной психологического качества «автономность» будущих сотрудников МВД России, можно представить следующим образом (см. рисунок).

Выводы. В процессуальной схеме формирования личностно-профессионального психологического качества «автономность» у курсантов образовательных организациях МВД России раскрывается весь процесс, выраженный системным психологическим качеством, благодаря формированию которого возможно достижение высокого уровня готовности и способности будущего сотрудника МВД России к успешной профессиональной деятельности. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, не претендует на законченность, обеспечивающую полноценно информационный материал необходимый для достижения поставленной образовательной цели, однако могут быть использованы для создания и практической организации универсальной модели образовательного процесса, ориентированного на формирование значимого с точки зрения профессиональной деятельности психологического качества «автономность» у курсантов образовательных организациях МВД России.

Литература:

1. Калугин, А.Ю. Психометрический анализ двух вариантов российской адаптации методики «опросник личностных ориентацию» Э. Шострома / А.Ю. Калугин // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2012 - Выпуск 3 (11) - С. 140-147.

2. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики [микроформа]: [Пер. с англ.] / Абрахам Гарольд Маслоу; [Вступ. ст. Акулиной Н.Н.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002927073 (Дата обращения: 25.08.2020)

3. Маслоу, А.Г. По направлению к психологии бытия = Toward a psychology of being religious, values and peak-experiences: Религии, ценности и пик-переживания / Абрахам Маслоу; [Пер. с англ. Е. Рачковой]. [Электронный ресурс]. Режим доступаhttps://search.rsl.ru/ru/record/01000955007 (Дата обращения: 25.08.2020)

4. Подлиняев, О.Л. и др. Экзистенциальный подход и возможности использования его положений в образовательном пространстве вуза правоохранительного профиля / О.Л. Подлиняев, Т.С. Каримова // Вестник Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2016. - № 2 (77). - С. 112-119.

Педагогика

УДК 37.047

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск);

«ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА» КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье предлагаются методические рекомендации по организации профориентационной работы в вузе с обучающимися различных образовательных организаций. Осмысляется опыт проведения «Школы юного филолога», включающей интегрированные занятия и мастер-классы. Ее цель — формирование у обучающихся мотивации к профессиональному определению и самоопределению в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, связанной с филологией и педагогической деятельностью, с учётом личностных интересов старшеклассников и требований регионального рынка труда. Освещаются вопросы создания условий активной пробы сил обучающимися в указанной сфере профессиональной деятельности; оказания личностно-ориентированной помощи старшеклассникам, развития творческого потенциала личности в процессе профессионального самоопределения подростков; формирования профессиональной компетентности студентов, задействованных в подготовке и организации мероприятия.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная деятельность, личностно-ориентированный подход, творческие способности обучающихся, Красноярский краевой фонд науки, Оксфордский Российский фонд.

Annоtation. The article offers guidelines for organizing vocational guidance work at a university with students from various educational organizations. The experience of the "School of a Young Philologist" is comprehended, including integrated classes and master classes. Its goal is to form students' motivation for professional determination and self-determination in the process of choosing a field of future professional activity related to philology and pedagogical activity, taking into account the personal interests of high school students and the requirements of the regional labor market. The issues of creating conditions for an active test of strength by students in the specified field of professional activity are highlighted; providing personality-oriented assistance to high school students, developing the creative potential of an individual in the process of professional self-determination of adolescents; formation of professional competence of students involved in the preparation and organization of the event.

Keywords: vocational guidance, professional activity, personality-oriented approach, creative abilities of students, Krasnoyarsk regional science Foundation, Oxford Russian Foundation.

Исследование выполнено при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» и Оксфордского

Российского фонда

Введение. Проводимая в Российской Федерации модернизации образования, направленная на реализацию проекта «Образование через всю жизнь» и инициировавшая основные тенденции деятельности современных вузов, определила коренные изменения в организации и проведении профориентационной деятельности в школе и вузе, основанные на наблюдениях, обобщениях, выводах и рекомендациях авторитетных ученых в области современной педагогики и психологии. Тема организации профориентационной работы в вузе и школе, проблемы профессиональной ориентации обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях, их профессионального и личностного самоопределения, психологических закономерностей становления личности в профессии, планирования карьеры старшеклассников в формате социальной практики, карьерного самоопределения и роста, раскрытия личностных ресурсов и творческого потенциала обучающихся и т.д., широко освещается в работах российских педагогов (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, Е.Ю. Пряжникова и Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, Л.С. Румянцева, С,Н. Чистякова, Е.И. Фадеева, Л.Д. Федорова, М.В. Ясюкевич и др.) и зарубежных исследователей (Б. Говард, Д. Капуцци, С. Мантел, Дж. Мередит, Ф. Мигнот, Р. Нейтан, М. Оффер, М. Руфф, М.Д. Стауффер, Р.Г. Султана, Р. Томсен , Л. Хилл и др.).

Особенности современной профориентационной деятельности вузов определены и теми изменениями в мире, которые произошли под влиянием пандемии коронавируса 2020 года. Так, осмысляя влияние пандемии и вызванного ею глобального кризиса на жизнь современного человека, карьерный консультант Наталия Хозицкая справедливо утверждает: «...популярными станут профессии, которые способствуют индивидуальному развитию человека» [6]. Поддерживая эти рассуждения, политолог Илья Матвеев отмечает: «..у гуманитариев есть много навыков, полезных в современном мире: умение разговаривать, писать и прочие soft skills — в итоге это и пригождается.» [6].

С учетом указанных выше особенностей современного периода и грядущих изменений в востребованности профессий на мировом рынке труда в сентябре — ноябре 2020 г. в ЛПИ - филиале СФУ была проведена «Школа юного филолога» (далее — школа ЮФ), поддержанная Красноярским краевым фондом науки. Опыт ее организации и проведения стал основой предлагаемых методических рекомендаций по организации профориентационной работы в вузе с обучающимися различных общеобразовательных и средних профессиональных учреждений. В программу «Школы юного филолога» были включены мероприятия, нацеленные на формирование у обучающихся мотивации к профессиональному определению и самоопределению в условиях свободы выбора. Важнейшей задачей школы ЮФ являлось оказание обучающимся общеобразовательных организаций профориентационной поддержки в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, связанной с филологией и педагогической деятельностью (в том числе преподавание филологических дисциплин), с учётом личностных интересов старшеклассников и требований регионального рынка труда.

Изложение основного материала статьи. Личностно-ориентированный подход в профориентационной деятельности и профориентационной поддержке обучающихся - слушателей школы ЮФ стал основным в работе преподавателей и студентов ЛПИ - филиале СФУ, задействованных в организации и проведении всех мероприятиях школы.

Деятельность «Школы юного филолога» была нацелена на создание условий для активной пробы сил обучающимися в профессиональной деятельности; связанной с филологией и педагогикой, оказание личностно-ориентированной помощи старшеклассникам в ходе определения учебного учреждения для будущего профессионального обучения; формирования профессиональной компетентности студентов, задействованных в подготовке и организации мероприятия. Педагоги справедливо считают, что подобные школе ЮФ активные формы профориентационной работы «в настоящее время <...> становятся этапом подготовки образовательного процесса» [4, с. 217].

Данные, полученные исследователями в последние годы, свидетельствуют о том, что «ценность "переживания прекрасного в природе и искусстве" не воспринимается школьниками как значимая» [1, с. 234]. Этому чему способствует низкий уровень гуманитарного образования в современных общеобразовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях, кадетских корпусах и др.). Учитывая падение интереса к гуманитарным профессиям (в т.ч. и творческим) мы определили одной из задач, обусловивших специфику мероприятий, предусмотренных программой школы ЮФ, развитие творческого потенциала личности в процессе профессионального самоопределения подростков. Обращение к современным компьютерным технологиям позволяет значительно расширить аудиторию слушателей школы ЮФ, не ограничиваясь обучающимися региона. Как показывают наши исследования, «эффективным инструментарием расширения возможностей преподавания» [2] следует признать виртуальную образовательную среду MOODLE, более 10 лет успешно функционирующую в Сибирском федеральном университете. В своей деятельности преподаватели и тьюторы школы ЮФ опирались на выводы российских специалистов в области IT-технологий, утверждающих, что современные компьютерные технологии позволяют получать «базовые профессиональные знания, а иногда и навыки, при условии наличия собственной мотивации» [5, с. 404].

Профориентационная деятельность преподавателей и студентов кафедры филологии и языковой коммуникации и ЛПИ - филиала СФУ на протяжении многих лет осуществляется с учётом запросов и потребностей регионального рынка труда в социокультурной и педагогической деятельности. В рамках этой деятельности были реализованы проекты, получившие финансовую поддержку Красноярского краевого фонда науки и СФУ: «Семейные ценности народов Красноярского края», «Мы вместе!», «Национальные виды спорта», «ПРОчтение», «Живая старина», «Молодежный региональный форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью.» и др. В процессе реализации этих проектов студенты разработали и представили социокультурные программы, устраивали фольклорные мероприятия, в которых участвовали обучающиеся г. Лесосибирска и близлежащих территорий Красноярского края. Участниками Молодежного регионального форума «Российское могущество прирастать будет Сибирью.», поддержанного в 2019 году Краевым фондом науки участвовали более 200 обучающиеся 5-11 классов, ссузов и вузов Енисейского, Северо-Енисейского, Казачинского, Пировского, Большемуртинского, Мотыгинского районов, городов Красноярска, Томска, Севастополя, Москвы. Во многих из реализованных проектов важная роль отводилась работе студентов с трудными подростками и с детьми с ОВЗ.

Имеющийся опыт профориентационной деятельности позволил организовать успешную работу школы ЮФ. Среди включенных в ее программу мероприятий следует отметить привлекшие большое внимание

обучающихся разработанные студентами к открытию школы ЮФ квесты «Что такое филология?», проведенные не только в школьных аудиториях, но и онлайн-формате (в редакторе Wix).

Квест для учащихся 5-7-х классов («По дорогам сказок») содержал вопросы, направленные на проверку знания текстов сказок бр. Гримм А.С. Пушкина Г.Х. Андерсена («Снежная королева»), Л. Кэрролла («Алиса в стране чудес») и др. Задания по лексике, стилистике, синтаксису способствовали пониманию обучающимися роли точной и грамотной речи в построении успешной коммуникации с окружающими.

Вопросы квеста для обучающихся 10-11 классов («Путешествие по литературным мирам») были составлены также по произведениям зарубежной и отечественной литературы: «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Мы» Е. Замятина и др. Творческие задания предусматривали создание тестов, воплощающих диалог читателя с героем литературного произведения, а также описывающих коммуникативную стратегию школьников, встретивших в обыденной современной жизни героев указанных книг. Задания, ориентированные не только на школьную программу, но и на подростковые читательские интересы, потребовали от участников проявления таких творческих способностей, как оригинальность, инициативность, креативность, а также способность работать в группе, готовность переходить из позиции исполнителя в позиции лидера и др.

Старшеклассники стали участниками мастер-классов «Изучение литературы — путь в мир искусства», участие в которых нацелено было на развитие способности обучающихся к целостному восприятию произведения искусства, их ознакомлению с основными изобразительно-выразительными средствами, используемыми автором для воплощения в творчестве своего мировидения, пониманию ими содержания и смысла произведений художественной литературы и живописи.

Один из мастер-классов был посвящен явлению постмодернизма в современной культуре и искусстве. Особенности данного направления были продемонстрированы не только на примере художественных текстов, но и произведений живописи, рекламы и даже предметов окружающего нас быта. Многие характеристики постмодернизма обучающиеся, определив как свойственные современной молодежной культуре, культуре, выявили в творчестве современных музыкантов, из которых сразу же вспомнили Ивана Алексеева, выступающего под псевдонимом «Noize МС» и его песню «Почитай старших», охарактеризованную одним из почитателей рэп-рок- исполнителя Никитой Михеевым следующим образом: «В мире, где <. .> человеческое внимание не поспевает за огромными объёмами информации, обратиться к истории и книгам в разы эффективней, чем заполнять тревожную пустоту в голове развлекательным медийным контентом» [7]. Игровая форма подачи материала, вовлечение зрителя в игру со смыслами закономерно привели к установлению теплой доверительной атмосферы на мероприятии, также способствовавшей проявлению творческих способностей участников мастер-класса.

Второй мастер-класс был посвящен творчеству американского художника второй половины XIX века, идеолога абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока. Участники мастер-класса рассматривали его картину «Глубина» в контексте древнегреческого мифа о Космосе, христианского апокрифа о создании человека, стихотворения Ф. Тютчева «День и ночь», картины К. Малевича «Черный квадрат» и др., что позволило обучающимся сделать вывод о бытовании вечных тем и мотивов, осмысленных деятелями мировой художественной культуры в характерном для их времени стиле и яркой индивидуальной манере.

По мнению педагогов, эффективность интегрированных форм обучения обусловлена восприятием обучающимися многогранности и целостности современного мира, «в котором стремление к многообразной интеграции является ведущим во всех сферах жизни мирового сообщества» [3].

Востребованными оказались и мастер-классы «Мнемотехника при изучении английского языка», «Современный театр - интерпретатор литературного произведения».

Активное участие студентов (будущих учителей русского языка и иностранного языка, русского языка и истории) в деятельности школы ЮФ создавало благоприятные условия для целенаправленного общения со старшеклассниками, т.к. сами студенты были чуть старше учащихся 10-11 классов. Студенты активно участвовали в подготовке учебных материалов для занятий (образовательный контент), оказывали тьюторское сопровождения процесса обучения, поддерживали связь с обучающимися, особенно с теми, кто был в удаленном доступе или с кем связь была затруднена в связи с удаленностью районов проживания. Тесное взаимодействие преподавателей и студентов со школьниками и учителями позволило сохранить контингент школы ЮФ, сделать систематической связь с теми учащимися, кто не мог лично присутствовать на запланированных мероприятиях. Плодотворным было взаимодействие учащихся и студентов в контексте профориентации, т.к. студенты во время учебной и производственной практики имели возможность проявить и оценить свою подготовленность к профессиональной деятельности. Участвуя в дискуссии «Учитель русского языка и литературу - герой дня?!», среди участников которой были школьные учителя -выпускники ЛПИ - филиала СФУ, призеры и победители многочисленных профессиональных конкурсов, студенты вспоминали трудностях коммуникации со школьниками на уроках и во внеурочной деятельности, спрашивали совета у учителей и учеников, предлагали свое видением оптимальных решений проблемных ситуаций и т.д. Так, школьники оказывались равноправными участниками диалога «ученик - учитель» не только в позиции обучающегося, но и в позиции обучающего.

Выводы. Являясь активной формой профориентационной работы, «Школа юного филолога» становится значимым этапом образовательного процесса вуза, т.к. нацелена на вовлечение будущих абитуриентов в многогранную студенческую жизнь, их ознакомление с авторитетными преподавателями выпускающей кафедры, приобщение старшеклассников к творческой и научно-исследовательской деятельности с последующим поиском успешных стратегий продвижения полученного продукта к потребителям (работодателям, учителям, обучающимся) и т.п. Данная форма профориентации позволяет студентам-будущим учителям, участвующим в организации и проведении мероприятий, определить степень своей подготовленности к работе со школьниками, выявить проблемные точки своего профессионального роста для последующего их преодоления.

Литература:

1. Ануфриева Ю.В. Изучение ценностных ориентаций в системе непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 232-236.

2. Бахор Т.А., Безруких Ю.А., Смагина В.Ю., Брагина А.О., Мещерова Ю.Н., Перцева С.А. Роль информационно-образовательных ресурсов в системе организации научно-исследовательской деятельности в

вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29636 (дата обращения: 15.11.2020).

3. Бахор Т.А. Роль интегрированных занятий в формировании общепрофессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27959 (дата обращения: 15.11.2020).

4. Безусова Т.А., Шестакова Л.Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // NovaInfo.Ru: научно-методический журнал. 2016. № 54-2. С. 217-226. URL: https://novainfo.ru/ article/8479 (дата обращения: 14.11.2020).

5. Мальцев В.А., Мальцев К.В. Пандемия и образование // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 4. С. 402-414. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pandemiya-i-obrazovanie (дата обращения: 15.11.2020).

6. Матвеев И., Хозицкая Н., Федосеев А. Спрос на гуманитариев и конец моды на менеджеров: как выбирать профессию после пандемии: Отвечают карьерный консультант, политолог и автор проекта по профориентации школьников // Мел: Медиа про образование и воспитание детей. URL: https://mel.fm/worldskills/3089645-filologia-and-other-cool-jobs (дата обращения: 14.11.2020).

7. Михеев Н. Аннотация «Почитай старших». URL: https://vk.com/wall208749925_1694 (дата обращения: 14.11.2020).

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций и разработке индикаторов мониторинга эффективности директоров школ, а также изучению возможностей становления ее основой управления качеством образования.

Ключевые слова: оценка качества образования, оценка эффективности директора школы, индикаторы мониторинга эффективности руководителя образовательной организации.

Annotation. The article is devoted to the study of the regional system for monitoring the effectiveness of heads of educational organizations and the development of indicators for monitoring the effectiveness of school principals, as well as studying the possibilities of becoming its basis for managing the quality of education.

Keywords: assessment of the quality of education, assessment of the effectiveness of a school director, indicators for monitoring the effectiveness of the head of an educational organization.

Введение. Человеческий капитал, мощь которого определяется его образованностью, в современном мире становится основным ресурсом развития страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Необходимым условием развития общества, реагирующим на запросы и требования быстро меняющегося мира, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности является качественное образование, которое продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, свидетельствует не только о необходимости создания системы управления качеством образования на основании его оценки как таковой, но и значимости в данном процессе субъектов управления. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как оценивать эффективность директоров? Что должны содержать в себе показатели и индикаторы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть эффективность руководителей общеобразовательных организаций в аспекте современного понимания качества образования.

Проблема поиска механизмов управления качеством образования привела нас к исследованию системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций и разработке индикаторов мониторинга эффективности директоров школ, а также изучению возможностей становления ее основой управления качеством образования.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению показателей и индикаторов оценки эффективности руководителей общеобразовательной организации, необходимо определиться с понятиями «оценка качества образования», «оценка эффективности директора школы».

Качество специалисты понимают как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [6]. Вслед за исследованиями Бахмутского А.Е., Заир-Бек Е.С., Тряпицыной А.П. [2, 3, 4] мы выделяем две большие группы, основанные на различном понимании «качества»:

- первая группа исходит из классического определения качества, согласно которому качество продукта, процесса и т.п. оценивается степенью его соответствия предварительно установленному стандарту;

- вторая группа исходит из того, что качество — это характеристика предмета, процесса, раскрывающая степень соответствия требованиям потребителя.

Очевидно, что эти положения стали основой для определения понятия «качество образования» в ФЗ «Об образовании в РФ»: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.