Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕСОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕСОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AN EXCURSION / AN INTERACTIVE EXCURSION / THE HISTORY OF THE DEPARTMENT / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна, Новиков Данил Денисович, Зябкин Антон Викторович

В статье представлено описание опыта совместной деятельности студентов и преподавателей-филологов по созданию интерактивной экскурсии как средства популяризации научной деятельности кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института. Экскурсия представляет собой экскурс в историю Филологических чтений, посвященных памяти профессора Р.Т. Гриб. Совместная деятельность преподавателей и студентов над проектом способствует самореализации молодежи в личной, научной, профессиональной и гражданской сферах жизни, формированию высокого самосознания важности будущей профессии. Преимущества интерактивной экскурсии заключаются в том, что она охватывает широкую молодежную аудиторию; такой формат даёт возможность с любого ПК, имеющего доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по виртуальному научному маршруту.He article describes the experience of the joint activities of students and teachers of philology in creating an interactive excursion as a means of popularizing the scientific activities of the Department of Philology and Language Communication of Lesosibirsk Pedagogical Institute.The tour is an excursion into the history of Philological readings dedicated to the memory of Professor R. T. Grib.The joint activity of teachers and students on the project contributes to the self-realization of young people in the personal, scientific, professional and civil spheres of life, the formation of a high self-awareness of the importance of the future profession.The advantages of an interactive tour are that it covers a wide youth audience; this format makes it possible for any PC with Internet access to follow the link and open the categories presented on the virtual scientific route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕСОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

Анализ полученных результатов показал положительную динамику: изменение количества учащихся с высоким и низким уровнем коммуникативной толерантности. Количество учащихся со средним уровнем осталось неизменным. Полностью отсутствуют также учащиеся с уровнем полного неприятия окружающих людей.

Выводы. Таким образом, выдвинутое нами предположение подтвердилось: необходимо уделять внимание формированию толерантной личности, с уважением относящейся к культурным, историческим, духовным традициям своего и других народов, формированию общечеловеческих ценностей личности; пробуждать интерес к изучению традиций других народов, обучать уважению других культур.

Для формирования межкультурной компетенции у учащихся необходимо использовать разнообразные методы и формы работы как на уроках, так и в ходе внеклассной деятельности. Систематическая работа по повышению активности учащихся в освоении новых умений и получению новой информации будет иметь положительные результаты.

Результатом по формированию межкультурной компетенции у обучающихся стало повышение уровня коммуникативной толерантности, умение принимать других людей иной культуры, иных взглядов, а также освоены новые знания и нормы общения с представителями других культур.

Литература:

1. Беруслаева М.Н. Состояние и перспективы гуманитарного образования // Педагогика - 2012. - № 1. -С. 9-11.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 2009, 190 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Бепсалько - М.: Издательство Института профессионального образования Министерства образования России, 2004. 168 с.

4. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. /

B.С. Библер - Кемерово: Алеф, 2015. - С. 9-106.

5. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. / О.С. Богданова, С.В. Черенкова - М.: Просвещение, 2014 - 205 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр.тр. / А.А. Бодалев - М.: Педагогика, 2015. - С. 24-31

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. / Л.И. Божович - М.: Издательство Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 169 с.

8. Введение в культурологию: Учебное пособие. - М.: Владос, 2013. - 336 с.

9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.А. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попоков, А.А. Садохин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 352 с.

10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. / Г.Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 2014. - 208 с.

11. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. /

C.Г. Ларченко, С.Н. Еремин - Новосибирск: Наука, 2015. - 250 с.

Педагогика

УДК 378(091)

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент 4 курса направленности

«Русский язык и история» Новиков Данил Денисович

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент 4 курса направленности

«Русский язык и история» Зябкин Антон Викторович

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕСОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Аннотация. В статье представлено описание опыта совместной деятельности студентов и преподавателей-филологов по созданию интерактивной экскурсии как средства популяризации научной деятельности кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института. Экскурсия представляет собой экскурс в историю Филологических чтений, посвященных памяти профессора Р.Т. Гриб. Совместная деятельность преподавателей и студентов над проектом способствует самореализации молодежи в личной, научной, профессиональной и гражданской сферах жизни, формированию высокого самосознания важности будущей профессии. Преимущества интерактивной экскурсии заключаются в том, что она охватывает широкую молодежную аудиторию; такой формат даёт возможность с любого ПК, имеющего доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по виртуальному научному маршруту.

Ключевые слова: экскурсия, интерактивная экскурсия, история кафедры, научная деятельность. Annotation. The article describes the experience of the joint activities of students and teachers of philology in creating an interactive excursion as a means of popularizing the scientific activities of the Department of Philology and Language Communication of Lesosibirsk Pedagogical Institute.The tour is an excursion into the history of

Philological readings dedicated to the memory of Professor R. T. Grib.The joint activity of teachers and students on the project contributes to the self-realization of young people in the personal, scientific, professional and civil spheres of life, the formation of a high self-awareness of the importance of the future profession.The advantages of an interactive tour are that it covers a wide youth audience; this format makes it possible for any PC with Internet access to follow the link and open the categories presented on the virtual scientific route.

Keywords: an excursion, an interactive excursion, the history of the department, scientific activity.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Краевого государственного автономного

учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»

Введение. Учебная, воспитательная и научная деятельность кафедры филологии и языковой коммуникации направлена на создание благоприятных условий для профессионального становления бакалавров - будущих учителей русского языка и литературы и иностранных языков, способных к творческому самовыражению во всех сферах деятельности в вузе. Славную историю кафедры приумножает современный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав подразделения, который в своей многосторонней работе со студентами руководствуется высокими морально-нравственными принципами. Настоящее динамическое развитие кафедры определяет и богатая история, которая во многом задает вектор движения структурного подразделения. Сотрудниками инициирован проект интерактивной экскурсии «Научные маршруты Сибири: Филологические чтения в Лесосибирском педагогическом институте». Она направлена на популяризацию учебной, воспитательной и научной деятельности филологов Лесосибирского педагогического института, который входит в состав Сибирского федерального университета. В его реализации активное участие принимают студенты: осуществляют сбор информации, ведут поиск видеоматериалов, проводят интервью, ведут электронную переписку с участниками конференции и учениками Р.Т. Гриб, проводят опросы выпускников, систематизируют собранный материал, разрабатывают макет рекламного буклета, создают интерактивный электронный ресурс и пр. Этот проект особо актуален в год празднования очередного юбилея института. В 2020 году Лесосибирский (Енисейский) педагогический институт отмечает своё 80-летие. История кафедры филологии и языковой коммуникации неразрывно связана с историей и становлением вуза. В год открытия - в 1940 году - было два отделения: историческое и русского языка и литературы. В 1949 году образовалась самостоятельная кафедра русского языка и литературы. Кафедра филологии и языковой коммуникации образована в 2019 году путем слияния интенсивно развивающихся кафедры русского языка и литературы и кафедры иностранных языков в связи с выполнением поставленной головным вузом задачей создания укрупненных подразделений. Филологические чтения памяти профессора Раисы Тихоновны Гриб - славная веха в истории деятельности кафедры.

Совместная деятельность преподавателей и студентов над проектом способствует самореализации у молодежи в личной, профессиональной и гражданской сферах жизни, формированию высокого самосознания важности будущей профессии.

Изложение основного материала статьи. Целью проекта является популяризация научных знаний посредством виртуальной экскурсии, представляющей собой исторический экскурс по Филологическим чтениям, посвященным памяти профессора Р.Т. Гриб. Она обогащает «научные маршруты» Сибири и активизирует познавательную активность обучающихся в научной сфере деятельности. Цель определила конкретные задачи: 1) реализация научного творчеств студентов через установления контактов с учёными вузов; 2) развитие интереса к деятельности ученого; 3) побуждение интереса к научно-исследовательской деятельности; 4) максимальное информированию молодёжи о мире науки в Сибири.

Проект предполагает интерактивный формат, что способствует охвату широкой молодежной аудитории; такой формат проведения экскурсии даёт возможность с любого ПК, имеющего доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по виртуальному научному маршруту. Маршрут является познавательным, т.к. даёт целостное представление о связи прошлого с настоящим, о роли личности в научной сфере; также его можно охарактеризовать как деловой, поскольку информация, представленная по «пути» следования, даёт возможность установить научные связи и контакты, представить свои изыскания в научно-исследовательской деятельности.

Форма организации экскурсии может быть как самодеятельной, так и организованной, где категория «туристов» не ограничена. В основу работы положены следующие принципы:

- принцип наглядности;

- принцип единства тематического отбора;

- принцип научности;

- принцип массового включения экскурсантов в мероприятие;

- принцип взаимодействия всех участников между собой в интерактивном пространстве.

В ходе совместной деятельности преподавателей и студентов, участников проекта, был систематизирован материал, который положен в основу интерактивной экскурсии.

В 2000-е годы кафедра русского языка развивалась особенно интенсивно: были защищены кандидатские диссертации Л.С. Шмульской Ф.В. Степановой, С.В. Мамаевой (научный руководитель профессор Б.Я. Шарифуллин), И.А. Славкиной, М.В. Веккессер. В эти же годы на кафедре иностранных языков Н.В. Немчинова успешно защитила диссертацию и стала кандидатом филологических наук. В эти годы преподаватели кафедр ежегодно реализовали проекты, поддержанные грантовыми фондами различного уровня, участвовали в престижных Международных и Всероссийских конференциях. Вуз находится в провинциальном городе, поэтому к числу успехов структурного подразделения стоит отнести защиты докторских диссертаций Б.Я. Шарифуллина и И.В. Евсеевой. Их научная деятельность явилась стартом для новых проектов, мероприятий, исследований. Так, была создана лаборатория речевой коммуникации, которой успешно руководил Почетный работник высшей профессиональной школы Б.Я. Шарифуллин -автор более двухсот научных публикаций.

В рамках лаборатории речевой коммуникации зародилась филологическая научно-педагогическая школа «Человек и язык в коммуникативном пространстве», много сделавшая для исследований современных тенденций развития современного русского языка. В нынешнее время эту традицию продолжает учебно-исследовательская лаборатория теоретической и прикладной лингвистики, у истоков которой стояла И.В. Евсеева.

Кафедра нынешнего состава поддерживает научные связи с ведущими учеными страны, которые были установлены выпускающими кафедрами в недавнем прошлом, входившими в состав филологического факультета. С 2008 года кафедры в рамках программы развития СФУ приглашают для чтения лекций студентам филологического факультета визит-профессоров из ведущих вузов страны. На современном этапе развития кафедра филологии и языковой поддерживает тесные связи с ведущими учеными Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета: А.П. Сковородниковым, О.В. Фельде, И.В. Евсеевой, Г.А. Копниной, К.В. Анисимовым; Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева: Л.Г. Самотик, В.И. Петрищевым, Н.В. Кулаковой, Г.С. Спиридоновой; Кемеровским государственным университетом: Н.В. Мельник, И.А. Пушкаревой.

В настоящее время научная тематика кафедры актуальна и разнообразна: проблемы русских диалектов Сибири, гендерные особенности языковой личности, когнитивная лингвистика и языковая картина мира, речевые жанры современного сибирского города, язык художественной литературы, литературное краеведение, поэтика художественного текста, формирование читательской компетентности обучающихся, интерпретация текста, театральная педагогика, культурно-историческое наследие, проблемы иноязычного образования, языковое сознание - все это не просто презентация научных интересов преподавателей кафедры, но и широкие возможности привлечения студентов к проведению исследований.

Наиболее ярким в истории кафедры стало проведение Международных филологических чтений имени профессора Раисы Тихоновны Гриб 91928-1995). Идея их проведения принадлежит профессору Б.Я. Шарифуллину, который в тот период заведовал кафедрой. Она была поддержака как кафедрой, так и руководством института.

В результате 1996 год стал стартом проведения Филологических чтений. Постепенно конференция приобретала значимость, поскольку она давала возможность представить результаты научно-методической деятельности преподавателей и учителей гг. Лесосибирска, Енисейска, Ачинска и близлежащих районов. С 2001 года научное мероприятие стало считаться региональным.

В 2008 году чтениям был присвоен статус Всероссийских. Преподаватели кафедры особо гордятся организованными и проведенными в этот год Всероссийскими ХШ филологическими чтениями, научная направленностькоторых была также посвящена общей проблематике - «Теоретические иприкладные аспекты современной филологии» (27-29 марта 2008 года). И.В. Евсеева в этот период провела колоссальную работу по организации чтений: длительно вела переписку с ведущими учеными страны, смогла убедить их принять участие в чтениях, аргументируя тем, что данная конференция - это не только дань памяти Ученому, Учителю - Р.Т. Гриб, но и возможность для студентов, учителей региона увидеть, услышать и пообщаться с известными учеными страны [2]. В 2010 году в работе конференции впервые в очном формате приняли участие ученые из Австрии, Польши, Казахстана, Кыргызстана и др. Это позволило заявить о международном статусе Филологических чтений. В научном мероприятии приняли также участие ученые России: из Москвы, Кемерова, Абакана, Иркутска, Томска, Новокузнецка, Бийска, Красноярска и других городов. В результате с 2010 года Филологические чтения стали международными, а с 2013 года они стали междисциплинарными.

С 2010 года И.В. Евсеева инициировала размещение сборников Филологических чтений в Научной электронной библиотеке РФ. Это дало возможность индексирования статей участников конференции в РИНЦ. Таким образом, Филологические чтения памяти профессора Р.Т. Гриб - это важное событие для коллектива кафедры и института. Теперь это научное мероприятие по праву считается своего рода брендом вуза.

Кафедра продолжает ежегодно проводить международную конференцию, по материалам которой выходит сборник научных статей «Человек и язык в коммуникативном пространстве», зарегистрированный в РИНЦе.

В 2016-2017 гг. знаковыми событиями кафедр, вошедших в состав современной кафедры, стало участие всех преподавателей в выполнении двух масштабных грантов РГНФ, ККФН: 1) «Региональная идентификация и самоидентификация жителей Приенисейской Сибири: фольклорный, этнографический, лингвокультурологический, литературный дискурсы и их актуализация посредством интерактивной карты» (руководитель проекта - Бахор Т.А.); 2) «Создание пакета культурно-исторических и научно-методических материалов к празднованию 400-летия Енисейска» (руководитель проекта - Семенова Е.В.). В 2018 г. Семенова Е.В. стала победителем конкурса РФФИ на издание лучших научно-популярных трудов. Результатами данных проектов стали публикации монографий, хрестоматий, учебных пособий и статей, создание интерактивной карты, дающей представление и богатую информацию научного содержания о дискурсивном пространстве Приенисейской Сибири, сайта «Мой Енисейск». Преподаватели кафедры и сейчас активно участвуют во многих краевых, региональных, городских и внутривузовскихнаучных и социальных проектах, учат студентов быть активными, мобильными, компетентными профессионалами.

Продолжают активно разрабатываться такие направления научно-исследовательской деятельности, как: «Дискурсивное пространство Приенисейского региона как объект лингвистического исследования», «Региональная идентификация и самоидентификация жителей Приенисейской Сибири: фольклорный, этнографический, лингвокультурологический, литературный дискурсы», «Поэтика художественного текста», «Театральная педагогика», «Культурно-историческое наследие старинного сибирского города», результаты которых находят отражение в публикациях в журналах, включенных в перечень рецензируемых изданий, включенных в базу данных научного цитирования SCOPUS и WEB of SCIENCE, а также в журналах, индексируемых в ВАК, в журналах и сборниках, индексируемых в РИНЦ, в совместных публикациях со студентами и учителями нашего региона; а также в докладах преподавателей на конференциях и семинарах различного уровня.

Усилия научно-педагогического состава кафедры направлены на формирование научно-педагогической школы в ЛПИ - филиале СФУ «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (основатель -Б.Я. Шарифуллин, нынешний руководитель - Т.А. Бахор).

С целью реализации профориентационной работы, активизации творческой, научной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся школ (5-11 классы), ссузов и вузов различных образовательных организаций гг. Лесосибирска, Енисейска, Енисейского, Казачинского, Большемуртинского, Пировского и др. районов Красноярского края, других территорий РФ проводятся масштабные мероприятия: Региональный молодежный научно-образовательный фестиваль «Ступени»; Молодежный региональный

форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью...», в рамках которого проходят Малютинские чтения, посвященные памяти Антонине Ивановне Малютиной. В 2019 году форум проводился совместно с Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности при содействии Администрации г. Лесосибирска, МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.

Авторы статьи выражают слова благодарности и признательности преподавателям кафедры за материалы, вошедшие в юбилейный сборник (75 лет Лесосибирскому (Енисейскому) педагогическому институту) «Человек и язык в коммуникативном пространстве» VI Международных (XX Всероссийских) филологических чтений памяти профессора Р. Т. Гриб (см. подробнее [1; 2; 3; 4]).

Выводы. Таким образом, популяризация научной деятельности кафедры посредством интерактивной экскурсии способствует становлению высокого профессионализма будущих учителей, поскольку сама деятельность кафедры основывается на крепких традициях и нравственной основе - высокой культуре личности, патриотизме, активной гражданской позиции. Преимущества интерактивной экскурсии заключаются в том, что интерактивный формат представления информации о научной школе Сибири; виртуальный формат экскурсии даёт возможность с любого ПК, имеющим доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по маршруту; такой формат виртуальной экскурсии по научным маршрутам не имеет аналогов. Деятельность преподавателей, являющих собой славную историю кафедры, -пример для молодежи «сейчас» и «завтра». Если в целом охарактеризовать историю и современность кафедры, то можно констатировать, что она верна традициям, открыта инновациям.

Литература:

1. Семенов В.И., Семенова Е.В. История филологического факультета Лесосибирского (Енисейского) педагогического института: контексты, факты, личности // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 25-32.

2. Лузгина Т.А. История Филологических чтений памяти профессора Р.Т. Гриб // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 17-25.

3. Лобарева В.С., Бахор Т.А. Кафедра литературы в первом десятилетии XXI века // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 12-17.

4. Шарифуллин Б.Я. Лингвистика в Лесосибирске: итоги за 75 лет // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 32-42.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются информационные технологии, позволяющие реализовать организацию дистанционного образования в сфере высшего образования в условиях самоизоляции. Представлены возможные форматы организации различных форм обучения: лекционные занятия, практическая работа, организация контроля обучающихся. Выделены положительные аспекты применения отдельного вида технологий, а также трудности, которые могут возникнуть при их применении. Отдельный акцент сделан на возможностях, которые предоставляет дистанционная форма в режиме самоизоляции при грамотном порядке организации занятий и контроля работы обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, самоизоляция, вебинар, система Moodle.

Annotation. The article discusses information technology that allows to realize the organization of distance education in higher education in the context of self-isolation. Possible formats for organizing various forms of training are presented: lectures, practical work, organization of students' control. The positive aspects of the application of a particular type of technology, as well as the difficulties that may arise in their application, are highlighted. Separate emphasis is placed on the opportunities that the remote form provides in self-isolation mode with a competent procedure for organizing classes and monitoring the work of students.

Keywords: distance learning, information technology, self-isolation, webinar, Moodle system.

Введение. Система современного образования была и остается в фокусе многочисленных дискуссий и обсуждений. В частности, вопросы затрагивают эффективную подачу материала, сохранение непрерывности образования в случае возникновении непредвиденных обстоятельств. Вопрос подготовки специалистов высокого уровня в любой сфере остается актуальным и первостепенным вне зависимости от того, на какой ступени системы реализуется образовательный процесс. Современная ситуация, связанная с пандемией короновируса, сформировавшаяся в мировом сообществе в настоящее время, наглядно смогла продемонстрировать на сколько общество в своем большинстве не готово к оперативному перемещению ряда процессов в виртуальную среду, в частности это касается и образовательного процесса в целом. Организация обучения в сложившихся условиях побуждает к поиску и внедрению максимально эффективных информационных технологий в процесс обучения и контроля формируемых знаний обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Ускорение темпов технического прогресса и увеличение потоков информации естественным образом требуют применения более действенных подходов к организации процесса обучения в каждой из сфер. Отход от традиционной формы подачи материала является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.