В таблице 4 представлены ответы опрошенных китайских студентов на следующую группу вопросов: «Зависимость от внешнего руководства (ожидание помощи от куратора и администрации)» 73.2% студентов согласны с этим. Учитывая это, преподаватели, работающие с китайцами, должны помогать им, чтобы выполнить работу успешно. Стоит отменить, что на вопросы: «В письменной речи: эссе китайских студентов лишь воспроизводят опубликованную литературу без ее критического анализа или обдумывания» и «Редкое участие в дискуссиях, отсутствие вопросов» больше 50% опрошенных ответили: "Нет". Это означает, что современнае китайская молодёжь изменилась, они уже начинают выражать свои мысли, поэтому преподавателям русского языка необходимо потенциировать их на выражение своего мнения.
Выводы. Таким образом, чтобы успешно реализовать эффективное обучение русскому языку китайских учащихся, надо учитывать и понимать их этнопсихологические особенности: слабое стремление к самовыражению (нужно давать задания, требующие высказывания собственного мнения, обучать дискуссионным умениям); жёсткая иерархия (следует использовать каждодневный контроль); «сохранение лица» учащихся (не злоупотреблять критическими замечаниями); превалирование зрительного и зрительно-двигательного типа памяти (использовать разнообразные графические опоры). Преподавателю РКИ нужно проявлять сдержанность и поощрять каждый, даже небольшой, успех китайских учащихся на занятиях.
Литература:
1. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся: Учебное пособие. - М.: Издательство РУДН, 2006.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство РУДН, 2007.
3. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я., Чернобыльски Э. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов // Современные проблемы науки и образования.№2. 2013.
4. Ло Юн. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае: диссертация кандидата педагогических наук - Казань, 2005.
5. Носуленко В.Н. Психологические основы взаимодействия человека и акустической среды. Автореф. дисс. ... д-ра психолог, наук. М., 1989.
6. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. - СПб.: Издательство «Златоуст», 2000.
7. Шантурова Г.А. К вопросу о роли этнопсихологических факторов в обучении рки китайских студентов-русистов. В сборнике: Методика преподавания РКИ: традиции и современность Сборник материалов научно-практической конференции (к сорокалетию кафедры преподавания РКИ). Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. 2015.
Педагогика
УДК 371.322
кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Николаева Мария Аркадьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования межкультурной компетентности у обучающихся посредством организованной системы внеклассной работы. Представлены результаты и анализ исследований, проведенных на базе МОБУ СОШ №12 г. Якутска.
Ключевые слова: межкультурная компетентность, формирование межкультурной компетентности, внеклассная работа, толерантность, коммуникативная компетентность, культура.
Annotation. The article is dedicated to the question of formation of intercultural competence of students by the organized system of extracurricular work. Also, article has results and research analysis conducted at the High School #12, Yakutsk.
Keywords: intercultural competence, formation of intercultural competence, extracurricular work, tolerance, communicative competence, culture.
Введение. Реалии современного мира таковы, что люди живут в мире где тесно переплетаются разные культуры, а с развитием технологий процессы общения, обмена данными перешли на новый уровень. В такой ситуации детям необходимо прививать нормы толерантности, опыта межкультурного взаимодействия. Работа по формированию у детей межкультурной компетентности стала одной из задач школы.
Поэтому сегодня, современной школой во главу угла ставится задача воспитать молодых людей, положительно относящихся к многонациональному культурному окружению и владеющих навыками поликультурного общения и основами межкультурной компетенции.
Изложение основного материла статьи. Проводя теоретический анализ, мы обратились к работам отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной теме. Образовательным компетенциям их формированию придается важное значение, особое внимание отводится формированию межкультурной компетенции. Вопросам формирования образовательных компетенций посвятили свои исследования такие ученые, как В.А. Болотов, В.В. Краевский, Г.В. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др. На современном этапе наиболее актуальным представляется исследование теоретических основ, условий формирования межкультурной компетенции у подростков Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями иных культур [9, С. 181].
Структура межкультурной компетенции:
1. Общекультурологические и культурно-специфические знания.
2. Умения практического общения.
3. Межкультурная психологическая восприимчивость.
Изучив несколько определений данного термина можно прийти к выводу, что понятие межкультурная компетенция является личностным образованием, включающим: общекультурный, социокультурный, лингвосоциокультурный компоненты, которые, в свою очередь, представляют собой определенный свод знаний и умений.
Структура межкультурной компетенции состоит из следующих компонентов:
• прагматический - знания о системе языка, грамматических и синтаксических построениях в соответствии с нормами конкретного языка;
• когнитивный - базисные когнитивные структуры, обеспечивающие восприятие и понимание языка и мира иной социокультурной общности;
• эмоциональный - вырабатывает положительное отношение к изучаемому языку, к культуре народа;
• поведенческий - представлен знаниями норм повседневного этикета общения [11, С. 23].
В учебно-воспитательном процессе школы МОБУ СОШ №12 города Якутска формирование межкультурной компетенции проходит в урочное и внеурочное время. Знания и навыки о культуре своего народа, народов населяющих Россию и Республику Саха (Якутия) в частности, учащиеся получают на уроках родного языка, мировой художественной культуры, национальной культуры, географии. Также учащиеся нашей школы по выбору могут заниматься в кружках дополнительного образования. Это и спортивные секции (Народные игры) и творческие кружки (якутские национальные танцы, рукоделие и др.), кружок гражданско-патриотического направления (Россия - мой дом).
С целью проверки уровня сформированности межкультурной компетенции у учащихся среднего звена нами было проведено анкетирование, тестирование обучающихся 6-9 классов. Всего 154 респондента. Психологом и социальным педагогом школы был проведен тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Толерантность - способность терпимо относится к людям различных взглядов и воззрений, также может являться одним из показателей сформированности межкультурной компетенции [1, С. 9]. Тест коммуникативной толерантности позволяет определить уровень или степень толерантного отношения к людям, имеющим разные взгляды на 4 уровнях (высокий, средний, низкий и полное неприятие окружающих).
Диаграмма 1
Результаты анкетирования и тестирования говорят о недостаточном уровне сформированности межкультурной компетентности в целом, хотя у некоторых учащихся был зафиксирован достаточно высокий уровень межкультурной компетентности. 2% респондентов набрали большое количество баллов, что по данной методике говорит об очень низком уровне коммуникативной толерантности, но также может свидетельствовать о демонстративном поведении в подростковом возрасте. У 15,5% респондентов был выявлен низкий уровень коммуникативной толерантности, таким подросткам трудно принимать взгляды и образ жизни других людей. Они часто категоричны и консервативны в оценке других людей. 15% респондентов показали высокий уровень коммуникативной толерантности, по всем имеющимся 9 блокам у них были низкие баллы, что свидетельствует об открытости для общения, низком уровне конфликтности и высоком уровне терпимости и принятия других людей. 67,5% респондентов имеют средний уровень, что говорит о хорошем уровне коммуникативной толерантности. По завершении тестирования было принято решение провести контрольный срез по окончании учебного года.
Также в начале учебного года было проведено анкетирование учащихся с целью проверки уровня знаний о культуре и обычаях других народов. Насколько обучающиеся МОБУ СОШ№12 владеют информацией о культуре и нравах других наций. В анкете, разработанной социальным педагогом было 20 вопросов, касающихся разных аспектов жизни народов мира, их обычаев, уклада жизни и традиций. Анкетированием было охвачено 154 учащихся 6-9 классов.
По результатам анкетирования были получены следующие результаты:
Учащиеся отвечая на вопросы анкеты показали недостаточный уровень знаний по таким вопросам как обычаи и традиции народов мира.
Правильные ответы на все вопросы анкеты дали - 10,4 % респондентов.
Более половины правильных ответов - 37,6 % респондентов (в основном учащиеся 8 классов).
Справились с половиной вопросов анкеты - 15 % респондентов.
Менее половины правильных ответов - 37 % респондентов.
Проанализировав результаты, полученные в ходе тестирования и анкетирования, изучив педагогическую, методическую и психологическую литературу по данной теме, мы выдвинули следующее предположение: процесс формирования и повышение уровня межкультурной компетенции у учащихся будет более эффективным если данную работу проводить через систему внеклассных мероприятий. Таким образом, была избрана следующая тема воспитательной работы с учащимися 8 класса «Повышение уровня межкультурной компетенции учащихся через систему внеклассных мероприятий».
Был составлен календарный план работы: запланированы мероприятия на учебный год, направленные на повышение мотивации в изучении нравов и уклада жизни других народов, активизации творческого потенциала учащихся, приобретении нового опыта, знаний и др.
В рамках внеклассной работы проводились выставки рисунков, различные конкурсы, просмотры видеороликов, самопрезентации, лекции. Данные мероприятия проводились на классных часах, а также во время традиционных праздников школы и согласно годовому плану мероприятий школы.
Посещаемость мероприятий была высокой, также классным руководителем была отмечена высокая активность детей во время проведения внеклассных мероприятий.
Таблица 1
План внеклассных мероприятий
№ Мероприятие Дата Ответственный
1 Игра-квест «По странам...» Сентябрь Классный руководитель, социальный педагог
2 Выставка рисунков «Национальная одежда» Октябрь Классный руководитель, социальный педагог
3 Защита презентаций «Народы мира» Ноябрь Классный руководитель, социальный педагог
4 Лекция «Что такое толерантность?» Декабрь Классный руководитель, социальный педагог
5 Просмотр видеороликов «Мультфильмы народов мира» Январь Классный руководитель, социальный педагог
6 Конкурс-выставка «Блюда народов мира» Февраль Классный руководитель, социальный педагог
7 Беседа «Путешествия: куда нас ведут дороги?» Март Классный руководитель, социальный педагог
8 Конкурс фотографий «Красивейшие места мира» Апрель Классный руководитель, социальный педагог
9 Интеллектуальная игра «Обычаи традиции народов мира» Май Классный руководитель, социальный педагог
В конце учебного года был проведен контрольный срез, в ходе которого были использованы тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко, анкета «Обычаи и традиции мира: что я знаю об этом?». Анализ результатов теста В.В. Бойко обучающихся на констатирующем этапе: Высокий уровень - 17,6% Средний уровень - 53% Низкий уровень - 29,4% Полное неприятие - 0
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного срезов представлен в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного срезов
Результаты контрольного среза: Высокий уровень - 35,2% Средний уровень - 53% Низкий уровень - 11,8% Полное неприятие - 0
Анализ полученных результатов показал положительную динамику: изменение количества учащихся с высоким и низким уровнем коммуникативной толерантности. Количество учащихся со средним уровнем осталось неизменным. Полностью отсутствуют также учащиеся с уровнем полного неприятия окружающих людей.
Выводы. Таким образом, выдвинутое нами предположение подтвердилось: необходимо уделять внимание формированию толерантной личности, с уважением относящейся к культурным, историческим, духовным традициям своего и других народов, формированию общечеловеческих ценностей личности; пробуждать интерес к изучению традиций других народов, обучать уважению других культур.
Для формирования межкультурной компетенции у учащихся необходимо использовать разнообразные методы и формы работы как на уроках, так и в ходе внеклассной деятельности. Систематическая работа по повышению активности учащихся в освоении новых умений и получению новой информации будет иметь положительные результаты.
Результатом по формированию межкультурной компетенции у обучающихся стало повышение уровня коммуникативной толерантности, умение принимать других людей иной культуры, иных взглядов, а также освоены новые знания и нормы общения с представителями других культур.
Литература:
1. Беруслаева М.Н. Состояние и перспективы гуманитарного образования // Педагогика - 2012. - № 1. -С. 9-11.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 2009, 190 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Бепсалько - М.: Издательство Института профессионального образования Министерства образования России, 2004. 168 с.
4. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. /
B.С. Библер - Кемерово: Алеф, 2015. - С. 9-106.
5. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. / О.С. Богданова, С.В. Черенкова - М.: Просвещение, 2014 - 205 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр.тр. / А.А. Бодалев - М.: Педагогика, 2015. - С. 24-31
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. / Л.И. Божович - М.: Издательство Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 169 с.
8. Введение в культурологию: Учебное пособие. - М.: Владос, 2013. - 336 с.
9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.А. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попоков, А.А. Садохин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 352 с.
10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. / Г.Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 2014. - 208 с.
11. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. /
C.Г. Ларченко, С.Н. Еремин - Новосибирск: Наука, 2015. - 250 с.
Педагогика
УДК 378(091)
кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент 4 курса направленности
«Русский язык и история» Новиков Данил Денисович
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент 4 курса направленности
«Русский язык и история» Зябкин Антон Викторович
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕСОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация. В статье представлено описание опыта совместной деятельности студентов и преподавателей-филологов по созданию интерактивной экскурсии как средства популяризации научной деятельности кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института. Экскурсия представляет собой экскурс в историю Филологических чтений, посвященных памяти профессора Р.Т. Гриб. Совместная деятельность преподавателей и студентов над проектом способствует самореализации молодежи в личной, научной, профессиональной и гражданской сферах жизни, формированию высокого самосознания важности будущей профессии. Преимущества интерактивной экскурсии заключаются в том, что она охватывает широкую молодежную аудиторию; такой формат даёт возможность с любого ПК, имеющего доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по виртуальному научному маршруту.
Ключевые слова: экскурсия, интерактивная экскурсия, история кафедры, научная деятельность. Annotation. The article describes the experience of the joint activities of students and teachers of philology in creating an interactive excursion as a means of popularizing the scientific activities of the Department of Philology and Language Communication of Lesosibirsk Pedagogical Institute.The tour is an excursion into the history of