Научная статья на тему 'Культурологический подход как основа проектирования устойчивого развития современного образования: зарубежный опыт'

Культурологический подход как основа проектирования устойчивого развития современного образования: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL COMPETENCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ (ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Леонидовна

На основе анализа немецкои англоязычных источников в статье доказывается актуальность изучения мирового культурного многообразия и культурной компетентности как наиболее востребованных на современном этапе развития образования, а также неоднозначность определения в научном мире понятий «культурная компетентность», «межкультурная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological approach as a basis for designing sustainable development of modern education: foreign experience

The article analyzes German and English sources and proves the urgency of studying the world's cultural diversity and cultural competence, the most popular concepts at the present stage of education development. The author of the article points to the ambiguity of definitions in the academic world of the concepts of "cultural competence", "intercultural competence".

Текст научной работы на тему «Культурологический подход как основа проектирования устойчивого развития современного образования: зарубежный опыт»

Педагогика

УДК: 37.011.33

аспирант Челышева Ирина Леонидовна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. На основе анализа немецко- и англоязычных источников в статье доказывается актуальность изучения мирового культурного многообразия и культурной компетентности как наиболее востребованных на современном этапе развития образования, а также неоднозначность определения в научном мире понятий «культурная компетентность», «межкультурная компетентность».

Ключевые слова: культурная компетентность, межкультурная (интеркультурная) компетентность, культурологическая компетентность, мультикультурализм.

Annotation. The article analyzes Germán and English sources and proves the urgency of studying the world's cultural diversity and cultural competence, the most popular concepts at the present stage of education development. The author of the article points to the ambiguity of definitions in the academic world of the concepts of "cultural competence", "intercultural competence".

Keywords: cultural competence, intercultural competence, culturological competence, multiculturalism.

Введение. Современные ученые утверждают, что отличительными чертами новой культурной эпохи -«информационной культуры» (в отличие от культуры аграрной, сельскохозяйственной эпох, индустриальной и постиндустриальной культур) стал ее интегративный характер, мозаичность и нелинейность культуры, теснейшая коммуникация, диалогичность и взаимодействие различных культур, уникальность человека и самоценность человеческой жизни [7, с. 4-101. «...утрата памяти истории, культуры - симптом социального и культурного вырождения народа», - справедливо утверждается в книге «Педагогика как культура» [91.

Целью данной статьи является представление результатов анализа зарубежных источников, подчеркивающих актуальность изучения культурного многообразия и культурной компетентности без учета которых невозможно проектирование устойчивого развития образования в наше время и в будущем.

Изложение основного материала статьи. Идея мультикультурализма современного мира (признание неоднородности общества и необходимости уважения культурных традиций различных народов) вызывает повышенное внимание со стороны ученых, социологов, работников образования. Вопрос сохранения культурного многообразия поднимается также в Инчхонской декларации и рамочной программе действий ЮНЕСКО «Образование-2030», оглашенных на Всемирном форуме по вопросам образования в 2015 г. В новой концепции образования, предложенной на форуме, отражается основная цель: обеспечение справедливого качественного образования на протяжении всей жизни человека, в основе которой заложена «гуманистическая концепция образования и развития, ориентированная на права и достоинство человека, социальную справедливость, инклюзивность, защиту, культурное, языковое и этническое разнообразие.». В одной из задач предполагается к 2030г. обеспечение всех учащихся возможностью приобретения знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством «осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие». В данной декларации еще раз делается акцент на том, что «образование способствует межкультурному диалогу и укрепляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые являются важными факторами для достижения социальной сплоченности и справедливости». Возможными стратегиями в решении поставленных культурологических задач предложены следующие:

1). «определение стандартов и пересмотр программ в целях обеспечения качества и адекватности контексту, включая навыки, компетенции, ценности, культуру, знания и учет гендерных аспектов»;

2). «проведение правительством обзора ... программ и учебников сектора образования параллельно с подготовкой учителей.с тем чтобы укреплять межкультурное образование»;

3). «обеспечение признания образованием ключевой роли культуры в достижении устойчивости с учетом местных условий и культуры, а также укрепление осведомленности о формах культурного самовыражения и наследия и их разнообразии, подчеркивая при этом важность соблюдения прав человека»;

4). «популяризация междисциплинарного подхода ... для осуществления образования для устойчивого развития ... на всех уровнях образования и во всех формах.» [81.

Вопросам культуры, культуросообразного образования (в широком понимании) посвящены как статьи и книги на бумажных носителях, так и электронные ресурсы разных стран, в том числе и немецкоязычный портал «Культурное образование онлайн», где размещаются научные статьи современных исследователей, педагогов, психологов, философов.

Так, о востребованности такого понятия, как «культурная компетенция/компетентность», в свете всеобщей и локальной (в пределах страны) глобализации ведет речь профессор Зигфрид Шмидт. Он рассуждает о вхождении знаний о культуре, культурных отличиях в экономическую зону: в крупных фирмах специалисты по экономике заказывают «культурную экспертизу»; говорит о расщеплении термина «культура» в «мульти-, интер- и транскультуры»; поднимает вопрос о терминологически неустоявшихся понятиях «культура» и «компетенция /компетентность» в своей статье «Kulturelle Kompetenz als Schlüsselkompetenz («Культурная компетенция как ключевая компетенция)», 2013г. [51. Отстаивая компетентностный подход в образовании в качестве ответа на вызов времени и запросы общества как развивающейся системы, он рассуждает о создании национальной культурной программы и взаимодействии с иными культурными программами. Таким образом, автор поднимает вопрос о расщеплении понятий, связанных с культурой, на более мелкие и более конкретные (что также характерно и для российской научной мысли), об особенностях существования человека в эпоху «информационной культуры».

Уделяет повышенное внимание вопросу культурной интеграции - слияние культуры ребенка, с которой он пришел в школу, с культурой школьного сообщества, - управляющий директор Национальной ассоциации культуры образования молодежи Том Браун в статье «На пути к новой культуре обучения», 2013. Он подчеркивает важность культуросообразного воспитания и образования на современном этапе и интегративный характер дополнительного и обязательного образования [1].

С констатации о спорности понятия «межкультурная компетентность» начинает свою статью «Interkulturelle Kompetenz - Zustand und Zukunft eines umstrittenen Konzepts» (Межкультурная (интеркультурная) компетентность - состояние и будущее одного спорного понятия), 2006г., Штефани Ратхе [61. В статье автор ссылается на изыскания американского социального психолога Гарднера (1962), перечисляющего основные свойства личности, которыми должны обладать люди при формировании межкультурной компетентности: целостность, устойчивость, экстравертность, обладание универсальными ценностями, ориентированными на социализацию, а также особые интуитивные способности. Он так же, как и З.Шмидт, констатирует факт, что охват наук, которые интересуются в своих исследованиях концепцией межкультурной компетентности/компетенции очень велик: социологи, антропологи, культурологи, педагоги, философы, лингвисты, экономисты и практические работники социальной сферы, медиаторы, тренеры по коммуникации, кадровые менеджеры. Основной причиной этого Ш.Ратхе называет нарастающее межкультурое взаимодействие в обществе, проблемы в области экономики и политики, миграцию, наращивание темпов мультикультурализма. Однако, чтобы оперировать данным понятием (межкультурная компетенция/компетентность), нужно определиться с терминологией, единства которой не наблюдается. Автор, проанализировав различные немецкоязычные источники (авторы: Томас, Шонхут, Вирлахер, Герцог), выявил, что споры в данном научном пространстве возникают по разным вопросам: цели формирования и области использования данной компетентности, ее специфичности или универсальности (ключевая или культурно-специфичная), актуальности; а также остро стоит вопрос понимания, какое определение культуры лежит в основе данного термина. При этом автор приходит к выводу, что результатом формирования данной компетентности некоторые отмечают успешность и продуктивность любого межкультурного взаимодействия, удовлетворение от сотрудничества (то есть отмечает практический результат как основной -эффективность), другие - личностное развитие. При этом Ш.Ратхе однозначно утверждает, что межкультурная компетентность не может быть ключевой, т.к. она слишком узка, но она тесно связана с культурной и социальной компетентностями вплоть до взаимоподмены понятий. Автор ссылается на исследования Линка: «никакой разницы между социальной и транскультурной компетентностью» (Linck, 2003:191). Другие исследователи уверены, что наличие социальной компетентности является условием для формирования межкультурной (интеркультурной) компетентности и «чувствительность к феномену мультикультурализма может быть только ее качественным расширением» (Novy, 2003:206) [6, с. 61. В продолжение развития данного диалога Ш.Ратхе, ссылаясь на исследования в этой области Болтена (Bolten), говорит о варианте приравнивания межкультурной (интеркультурной) компетентности к общей, ключевой компетентности действия с «межкультурным знаком». То есть для того чтобы она изначально существовала как отдельная компетентность, утверждает Ш.Ратхе, нужно четче определить цель межкультурной (интеркультурной) компетентности. Что касается понятия «культура», то его стоит принимать как «универсальную для общества, организации и группы, но очень типичную систему ориентации», но при этом учитывать противоречивость между культурами и внутри одной культуры - единство через разногласия. Понятие «культура», по мнению Ш.Ратхе, включает в себя как единство с конкретным народом, к которому ты принадлежишь и с которым проживаешь на одной территории (историческое, политическое, экономическое единство), так и социальное партнерство (коммуникативное единство).

Анализ некоторых англоязычных источников показал те же тенденции повышенного внимания к культуре и образованию, расщепления культурной компетенции/ компетентности на ряд иных, близкородственных не только по корню, но и целям, функциям, пониманию. Во многих материалах под культурной компетентностью подразумевается единство близкородственных компетентностей (в том числе социальной, межкультурной (интеркультурной), этнокультурной и др.), которые в русскоязычном научном сообществе существуют отдельно.

Так, указывается, почему важно обладать одной из ключевых компетентностей - культурной - и как укрепить поликультурное сотрудничество в руководстве «Социальный маркетинг и устойчивость инициативы» (раздел 7 «Построение культурно компетентных организаций», глава 27), расположенном на официальном сайте университета штата Канзас. Авторы вновь ссылаются на «глобализацию коммуникаций, торговли и труда», усиливающуюся миграцию и утверждают, что при отсутствии культурной компетентности общество зайдет в культурный тупик [21. Определяется также понятие «культура» («общие традиции, убеждения, обычаи, история, фольклор и социальные институты группы людей; система правил, которая является основой того, что мы есть»). При этом утверждается со ссылкой на различные источники, что культурная компетентность - это четвертый этап формирования культурно компетентной организации, объединяющая предыдущие три: обладание «культурными знаниями», «культурное осознание», обладание «культурной чувствительностью». Культурная компетентность упоминается же в первую очередь в связи с изменением национального состава локальных сообществ (районов): увеличения доли афроамериканцев и латиноамериканцев, необеспечения взаимодействия разных культур лидерами общественных организаций. С учетом вышесказанного культурная компетенция во многом тождественна межкультурной (интеркультурной) компетенции. В дальнейшем в тексте речь идет об умении людей договариваться в процессе работы в одной организации при достижении единой цели. С нашей точки зрения, это уже вопросы социальной компетенции. Таким, образом, еще раз можно подчеркнуть неоднозначность понятий: «культурная компетентность», «межкультурная компетентность», «социальная компетентность».

Необходимость изучения и формирования культурной компетентности в Национальном центре культурной компетентности обосновывается по тем же параметрам, что и ранее упоминались (в первую очередь - демографические изменения в Соединенных Штатах) с расширением целей использования данной компетентности (для улучшения качества услуг здравоохранения, обеспечение прав и свобод, получение конкурентного преимущества на рынке) [41. Таким образом, культурная компетентность из разряда образования для детей с культурологическим вектором переходит в разряд образования для взрослых, т.е. образование в течение всей жизни, в центре которого находится культура.

Вопросы культурной компетентности; расизма и культуры, этноцентризма и привилегий; проблем детей различных этнических групп; мультикультурных проблем в образовании отражаются в главах книги Джин Маул «Cultural Competence : A Primer for Educators (Культурная компетентность: учебное пособие для преподавателей)»[31. Отвечая на вопрос «что такое культурная компетентность?» автор дает несколько определений: «Проще всего её можно определить как способность обучать учащихся-носителей других культур. Это предполагает развитие определенного личностного и межличностного осознания и восприятия,

приобретение специфических культурологических знаний и овладение набором навыков, которые в своей совокупности закладывают основу эффективного кросс-культурного обучения <...> В самом широком понимании, культурная компетентность - способность эффективно преподавать в поликультурной среде»; «Культурная компетентность - это способность успешно обучать учащихся, которые принадлежат к другим культурам. Оно предполагает глубокое понимание и восприимчивость, освоение знаний различных отраслей и овладение набором навыков, которые в совокупности лежат в основе эффективного кросс-культурного обучения». Однако видно, исходя из формулировок Дж.Маул, что однозначно приравнять данные определения к термину «культурная компетентность» нельзя: в данном широком понятии заложены черты культурологической компетентности и явно указаны особенности межкультурной (интеркультурной, кросс-культурной) компетентности.

Выводы. Таким образом, анализ некоторых немецко- и англоязычных современных источников позволяет сделать следующие выводы:

1. Ряд мировых проблем, связанных с многообразием отличающихся культур, требует адекватного решения и признания образованием ключевой роли культуры для сохранения устойчивого развития современного образования.

2. Термины, связанные с понятием «культура», ее составляющими и производными актуальны для научного и образовательного сообществ в свете глобализации, оживленной коммуникации и многообразия культур в мире.

3. Вопрос разграничения однокоренных понятий, входящих в семантическое поле культурной компетентности, вызывает затруднения у ученых во всем мире.

4. Понятия «культурная компетентность», «межкультурная компетентность» в мировой практике во многом тождественны и взаимозависимы.

Данные вопросы требуют дальнейшего детального изучения и разработки соответствующих стратегий в российском образовании с учетом мировых тенденций.

Литература:

1. Braun Tom. Auf dem Weg zu einer neuen Lernkultur. Kulturelle Schulentwicklung. // Kulturelle Bildung, 2013 [электронный ресурс] / URL: https://www.kubi-online.de/artikel/kulturelle-schulentwicklung (дата обращения 04.06.2017)

2. Brownlee Tim, Lee Kien. Социальный маркетинг и устойчивость инициативы. [электронный ресурс] / URL: http://ctb.ku.edu/en/table-of-contents/culture/cultural-competence/culturally-competent-organizations/main (дата обращения 07.01.201S).

3. Moule Jean. Cultural Competence: A Primer for Educators, Second Edition. - Belmont: Wadsworth, Cengage Learning, 2012. - 36S р.

4. National Center for Cultural Competence. [электронный ресурс] / URL: https://nccc.georgetown.edu/foundations/need.html (дата обращения 02.10.2016).

5. Schmidt Siegfried J. Kulturelle Kompetenz als Schlüsselkompetenz. // Kulturelle Bildung, 2013. URL: https://www.kubi-online.de/artikel/kulturelle-kompetenz-schluesselkompetenz (дата обращения 01.06.2017)

6. Stefanie Rathje, Jena. Interkulturelle Kompetenz - Zustand und Zukunft eines umstrittenen Konzepts. Erscheint in: Zeitschrift für interkulturellen Fremdsprachenunterricht (2006) [электронный ресурс] / URL: http://www2.uni-jena.de/philosophie/iwk/publikationen/interkulturelle_kompetenz_rathje.pdf (дата обращения 07.01.201S).

7. Видт И.Е.. Эволюция культурных эпох и образовательных моделей // Новые ценности образования: культуросообразная школа: научно- методический сборник. Вып. 11. - М.: Народное образование - 2002. -С. 4-10.

S. Образование-2030. Инчхонская декларация и рамочная программа действий ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf (дата обращения 07.01.201S).

9. Педагогика как культура. Материалы в помощь студентам заочного отделения, изучающим педагогику и культурологию. / Авт.-сост. Н.Ф. Золотухина. - СПб. - 2000.

Педагогика

УДК 372.881.1; 378 магистр, доцент Чжан Гося

Суйхуаский университет (г. Суйхуа)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО

ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (РКИ)

Аннотация. В статье актуализируется проблема обучения русскому языку как иностранному студентов-граждан иностранных государств. Автор рассматривает решение данной проблемы на примере студентов, обучающихся в условиях образовательной среды вузов Китая. Концепция учета трудностей в обучении иностранному языку рассматривается с точки зрения преподавателя-гражданина Китая, преподающего русский язык как иностранный в китайском университете. Автором рассматриваются трудности при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному, обусловленные национальными, традиционными образовательными и личностными психолого-типологическими особенностями студентов. В статье раскрыта важность изучения русского языка студентами Китая, что объясняется условиями российско-китайского международного сотрудничества, затрагивающего экономическую, производственную и образовательные сферы взаимодействия. Автором выявлены трудности, возникающие в процессе обучения русскому языку как иностранному, и проявляющиеся в таких разделах обучения как фонетический строй языка, изучение лексики и лексико-грамматических конструкций, грамматики и пр. Также, при анализе трудностей автором предлагаются методологические пути решения данных проблем. Помимо этого, автором подробно рассмотрены трудности, связанные индивидуальными образовательными возможностями студентов и особенностями рече-двигательного аппарата. Раскрыты методологические аспекты инновационных методов обучения при использовании информационных технологий. Их реализация в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.