Научная статья на тему 'Развитие межкультурной компетентности студентов в поликультурном обществе'

Развитие межкультурной компетентности студентов в поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / DIALOGUE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атик Аниса Ахмедовна

В данной работе проводится оценка состояния проблемы межкультурной компетентности и степень ее разработанности в теории и практике высшего образовании, также мы рассматриваем условия и формы эффективного развития межкультурной компетенции у студентов, как один из базовых компонентов их образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MULTICULTURAL SOCIETY

This article assesses the state of the problem of intercultural competence and the degree of its development in the theory and practice of higher education, we also consider the conditions and forms of effective development of intercultural competence of students, as one of the basic components of their education.

Текст научной работы на тему «Развитие межкультурной компетентности студентов в поликультурном обществе»

8. Руденко-Моргун О.И Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. - М.: Российский университет дружбы народов, 2002.

9. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54. - 7. С. 227-233.

10. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1 (18). С. 17

Педагогика

УДК 75:316.7:378.091

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Атик Аниса Ахмедовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В данной работе проводится оценка состояния проблемы межкультурной компетентности и степень ее разработанности в теории и практике высшего образовании, также мы рассматриваем условия и формы эффективного развития межкультурной компетенции у студентов, как один из базовых компонентов их образования.

Ключевые слова: диалог, коммуникация, культура, межкультурная компетентность, образование.

Annotation. This article assesses the state of the problem of intercultural competence and the degree of its development in the theory and practice of higher education, we also consider the conditions and forms of effective development of intercultural competence of students, as one of the basic components of their education.

Keywords: dialogue, communication, culture, intercultural competence, education.

Введение. Российское общество характеризуется как поликультурное, а значит, каждый гражданин должен обладать необходимым уровнем межкультурной компетентности, позволяющим принимать факт культурного различия и быть способным к взаимодействию с представителями иных культурных ареалов.

В результате интеграции нашей страны в мировое информационное и социально-культурное пространство в нашем обществе произошли радикальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности.

Современный специалист должен осознавать возрастающую глобальную взаимозависимость народов и культур, понимать необходимость межкультурной солидарности и сотрудничества.

Сегодня нам необходимо сосуществовать в мировом сообществе и быть готовыми и способными вести конструктивный диалог с его субъектами.

Современное мировое сообщество нуждается в контактах и взаимообмене различного характера между отдельными людьми и сообществами в мировом пространстве, что обусловило зарождение концепции межкультурной коммуникации еще в середине прошлого века, авторами которой были Г. Трейгер и Э. Холл. В дальнейшем Э. Холл развил идею межкультурной коммуникации и обосновал взаимосвязь культуры и коммуникационных процессов и пришел к выводу, что если культуру можно изучать, то ее можно и преподавать [7].

Так было положено начало изучению межкультурной коммуникации как учебной дисциплины в 60-е годы прошлого столетия, когда этот предмет стал преподаваться в ряде университетов США.

В отечественной науке, как отмечает А. П. Садохин, инициаторами изучения межкультурной коммуникации, стали преподаватели иностранных языков, которые осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно одного владения иностранным языком, а необходимо изучить особенности их быта и традиции [10]. Исследователь также указывает на то, что для формирования практических навыков и умений для понимания своего поведения и поведения представителей иных культур необходимо учитывать культурные различия в ходе коммуникации [10, c. 54].

Так, мы можем определить межкультурную коммуникацию как взаимодействие индивидов или групп, принадлежащих к различным культурам. Значимой в данном аспекте является проблема культурных различий, способность понять их, осознать и учесть в процессе коммуникации. Для достижения успеха в этом процессе необходим определенный комплекс знаний, навыков и умений, который получил в теории межкультурной коммуникации название межкультурной компетентности.

С развитием процессов глобализации, охвативших практически весь мир, становиться неизбежным и необходимым взаимодействие различных стран, их народов и культур, что делает актуальным вопрос о развитии способности молодого поколения и его готовности к межкультурной коммуникации. В этой связи современная система образования должна поддерживать тенденции развития межкультурной коммуникации посредством развития межкультурной компетентности, позволяющей получить знания о представителях иных культур и их многообразии, воспитывать в подрастающем поколении толерантность и взаимоуважение к другим народам. На сегодняшний день происходит взаимовлияние, которое осуществляется посредством культурных обменов и контактов между государственными и социальными институтами через торговлю, туризм и научное сотрудничество. Так, обмен студентами, преподавателями, которые обучаются либо проходят стажировку за рубежом, участвуют в совместных проектах, способствует, осуществлению межкультурного диалога и развитию культуры общения и конструктивного взаимодействия [2].

Формулировка цели статьи. Целью данного исследования является выделение межкультурной компетентности как необходимый элемент высшего образования. Так, мы полагаем, что воспитание обучающихся должно быть осуществлено с позиции развития у них способности к пониманию ценностей и традиций другой культуры, культивируя терпимое отношение к иной культуре и к инакомыслию, уважение к другой культуре и другой нации.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы простая целевая коммуникация перешла на более высокий уровень межкультурного общения, необходима длительная и кропотливая работа не только над уровнем познания иной культуры, но и над формами отношений и общения между представителями разных культур.

Грушевицкая Т.Г. определяет межкультурную коммуникацию, как «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [5, с. 351]. Межкультурная коммуникация, по ее мнению, помогает молодым специалистам шире смотреть на мир и более лояльно относиться к культурному многообразию.

В этом аспекте можно отметить, что межкультурная коммуникация напрямую связана с межкультурной компетентностью. Следует уточнить, что в данном случае, говоря словами О. Г. Усановой, компетентность понимается как «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [12, с. 91]

В начале XXI века в отечественной социально-гуманитарной и лингводидактической науке проблема исследования межкультурной профессиональной компетенции студентов языковых и неязыковых вузов разрабатывается довольно интенсивно (Н. И. Алмазова, М. Г. Евдокимова, Е. П. Желтова, Н. В. Зыкова, М. Г. Корочкина и др.). Сформировано научное представление о данной проблеме и разработаны технологии формирования межкультурной компетентности применительно к таким направлениям подготовки как «Журналистика», «Юриспруденция», «Экономика» (О. П. Дигина, Т. В. Емельянова, Г. К. Пендюхова, Т. А. Грабой, И. Л. Плужник, О. В. Сыромясов и др.) [6].

Однако, необходимо отметить, что данные разработки по формированию межкультурной компетентности до сих пор остаются на уровне педагогического эксперимента и не внедряются в систему высшего образования нашей страны, как один из ее базовых компонентов. Как полагает А. П. Садохин, понятие «межкультурная компетентность» только начинает входить в научный оборот нашего общества, тогда как в зарубежной науке это понятие, появившееся еще во второй половине XX века.

Так, в зарубежной науке понятие «межкультурная компетентность» возникло во время становления межкультурной коммуникации как самостоятельной научной дисциплины. В контексте отношения к другой культуре, преодоления этнокультурного центризма межкультурная компетенция стала рассматриваться как «комплекс аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпретационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры» [9, с. 90].

Ряд зарубежных исследователей, полагают, что компетенцию при коммуникации с представителями иных культур составляют именно поведенческие качества личности, среди которых выделяются:

- уважительность и непредубежденность по отношению к представителю иной культуры;

- способность к эмпатии;

- толерантность;

- способность к адекватному поведению в непредвиденной коммуникативной ситуации [9, с. 91].

В отечественном научном сообществе на современном этапе выделяют несколько направлений исследования проблематики межкультурной компетентности:

Во-первых, концепция диалога культур в образовании и в обучении иностранным языкам (В. С. Библер, С. Ю. Курганов, Е. И. Пассов);

Во-вторых, основы межкультурной и языковой коммуникации (Е. М. Верещагин, Г. В. Елизарова, Э. П. Шубин);

В-третьих, формирование межкультурной компетентности (И. А. Зимняя, С. В. Муреева, И. С. Соловьева, Т. В. Парфенова, Т. М. Пермякова, Т. А. Ткаченко, В. Г. Воробьев, А. В. Литвинов);

В-четвертых, межкультурная коммуникативная компетенция студентов в процессе профессиональной подготовки (И. Л. Плужник, В. В. Сафонова, Н. Н. Васильева, М. С. Лукьянчикова).

Лукьянчикова М. С. определяет межкультурную компетентность как «способность членов некой культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культуры с использованием компенсаторных стратегий для предотвращения конфликтов «своего» и «чужого» и создавать в ходе взаимодействия новую межкультурную коммуникативную общность» [8, с. 289].

Соглашаясь с данным пониманием межкультурной компетентности, А. П. Садохин добавляет, что понятие «межкультурная компетентность», прежде всего, связано с объемом и качеством информации о явлениях и ценностях другой культуры, которые в совокупности с приемами и способами, позволяющими участникам коммуникации достигнуть поставленных целей, образуют основу межкультурной компетентности [9, с. 94].

Ученый полагает, таким образом, что межкультурная компетенция представляет собой совокупность знаний, навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с субъектами иных культур, как на обыденном, так и на профессиональном уровне.

Обзор многочисленных определений понятия межкультурной компетентности позволяет заключить, что межкультурная компетенция - это знания и навыки, на основе которых появляется способность и умение эффективно действовать в неординарных ситуациях межкультурной коммуникации (И. В. Гришина, Л. М. Долгова, Ю. В. Кричевский, Л. М. Митина, Т. А. Степанов и др.).

Соловьева И. С. в своей исследовательской работе представила «межкультурную компетенцию», как интегративное свойство личности. Такое свойство характеризуется наличием толерантного и открытого отношения к представителям различных языковых сообществ, способностью творчески подходить к выполнению своего дела, а также общим умением мобилизовать свой культурный и языковой опыт, межкультурные знания для решения задач в ситуациях межкультурного общения [11].

Как отмечает В. Ф. Аитов, компетенция, являясь частью целого и достигая необходимого уровня развития в результате обогащения новыми знаниями, умениями и навыками, превращается в компетентность как интегративное качество личности. При этом как компетенция, так и компетентность рассматриваются как результат развития личности в образовательном процессе [1, с. 14].

Следует также указать, что межкультурная компетенция имеет многогранный характер, который проявляется в разном уровне овладения ее компонентами. Так если молодой специалист в недостаточной степени владеет языком, но знает нормы этического поведения, проявляет доброжелательность и открытость в общении, то эти знания помогут в определенной степени восполнить имеющиеся лингвистические пробелы [3].

Именно поэтому важно создать в образовательной системе такие условия, которые дали бы студентам возможность соотносить себя не только со своей культурой, своим народом, но и с другими, с их непохожестью, своеобразием, обстановку, которая бы помогли развить взаимопонимание и доброжелательные отношения, преодолевая различные барьеры, препятствующие построению конструктивных взаимоотношений. Для этого необходимо, прежде всего, понять суть этих барьеров, а затем создать этико-аксиологическую базу для преодоления этих барьеров с помощью индивидуального развития соответствующих компетенций [4, с. 142].

Проведенные нами исследования в области межкультурной компетентности обучающихся, позволяют нам констатировать тот факт, что для ее формирования требуется длительная и трудоемкая работа. Проведя анкетирование среди обучающихся, мы выяснили, что, невзирая на доброжелательные чувства по отношению к представителям иной культуры, они, тем не менее, не готовы к межкультурной коммуникации. Результаты исследования показали необходимость развития межкультурной компетентности с целью оптимизации отношений между представителями разных культур. С этой целью нами была разработана программа, позволяющая применять разные методики, развивающие межкультурную компетентность, способствующую формированию навыков конструктивной межкультурной коммуникацию.

Среди применяемых на занятиях методов отметим следующие:

- проведение работы с большими и малыми группами, что способствует активности каждого студента и стимулирует взаимодействие и совместную работу в коллективе;

- изучение и анализ народных сказок и фольклорных произведений, отражающих традиции народов и их духовных ценностей;

- проведение деловых, ролевых игр и различных дискуссионных клубов и круглых столов, на которых обсуждаются наиболее актуальные темы, связанные с межкультурным общением и взаимодействием;

- составление анкет, тестов и опросных карт самими обучающимися, которые становятся в дальнейшем для проведения самостоятельного исследования, определенной проблематики.

- выполнение творческих работ (эссе, реферат, тезисы, презентации) на темы связанные с восприятием иной культуры и выявление знаний о ней, направленные на привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности в этой области.

Все эти и другие методы имели цель расширить кругозор обучающихся и воссоздание некоторых социокультурных контекстов для формирования межкультурной компетентности и подготовки будущих специалистов к межкультурной коммуникации.

Выводы. В исследовании была проанализирована теоретическая значимость проблематики межкультурной компетентности и проведена ее оценка. Как показало исследование, названный феномен мало изучен и недостаточно разработан на данный момент для внедрения в систему высшего образования как одного из ее базовых компонентов. Нами была выявлена необходимость дальнейшей разработки и апробации технологий и научно-методического обеспечения для эффективного развития межкультурной компетентности у студентов на основе наработанного теоретического материала. Так же стоит отметить, что главной задачей развития межкультурной компетентности является возрождения социально-гуманитарного потенциала образования и утверждение приоритета гуманистических, общечеловеческих ценностей для мирного и плодотворного взаимодействия различных культурных миров.

Литература:

1. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / 13.00.02 / Валерий Факильевич Аитов. - СПб., 2007. - 48 с.

2. Атик А. А. Экспериментальное развитие межкультурной компетенции у студентов / Атик А. А. // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы: сборни научных трудов. - Симферополь: РИО КИПУ, 2016. № 2. С. 67-73.

3. Гальскова Н. Д. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез // Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2004. - С. 72-80.

4. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации / Л.К. Гейхман // Вестник Московского университета. Серия 19. - 2003. - № 3. С. 138-146.

5. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов; под ред. А.П. Садохина / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: Юнита-Дана, 2003. - 352 с.

6. Дикова, Е. С. Методика формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции студентов на материале рекламных текстов: дис. . канд. пед. наук Текст. / Елена Сергеевна Дикова. - Иркутск, 2010. 216 с.

7. Красильникова О. С. Межкультурная коммуникация и диалог культур как метод познания чужой культуры / О. С. Красильникова // Система ценностей современного общества. - Кемерово, 2015. -№ 40. - С. 90-94.

8. Лукьянчикова М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции / М. С. Лукьянчикова // Россия и Запад: диалог культур. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - № 8 - Т. 1. - С. 281- 293

9. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / А. П. Садохин // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М., 2007. Вып. XI - С. 86-98.

10. Садохин А. П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации / А. П. Садохин // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- М., 2007. - № 3. - С. 39-56.

11. Соловьева И. С. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции старшеклассников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Саввична Соловьева. - Якутск, 2007. - 20 с.

12. Усанова О. Г. Коммуникативная компетентность в культуре педагогического общения: монография / О.Г. Усанова. - Челябинск, 2004. - 139 с.

Педагогика

УДК : 372.8(47):37.015.3

старший преподаватель кафедры педагогического мастерства учителей

начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Полякова Наталья Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье авторы рассматривают методические приемы работы на разных этапах урока математики, обеспечивающие осуществление дифференцированного подхода при формировании у младших школьников осознанных письменных вычислений на действия умножение и деление. По данной теме предлагаются образцы дидактического раздаточного материала для организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроке.

Ключевые слова: методические приемы, дифференцированный подход, алгоритм, письменное умножение и деление, разноуровневые задания, самостоятельная работа.

Annatation. In the article the authors consider the methodical methods of working at different stages of the mathematics lesson, ensuring the implementation of a differentiated approach in the formation of conscious written calculations on the actions of multiplication and division in younger schoolchildren. On this topic, samples of the didactic handout are offered for the organization of collective and individual independent work of students in the lesson.

Keywords: methodological methods, differentiated approach, algorithm, written multiplication and division, different tasks, independent work.

Введение. Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них прочных вычислительных навыков как устных, так и письменных. Но вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.

На сегодняшний день действующие программы по математике хоть и обеспечивают достаточный уровень формирования вычислительных навыков школьников, однако ежегодные проверки результатов обучения математике в начальной школе свидетельствуют об ухудшении качества вычислений учащихся.

Причину сложившегося положения многие педагоги и методисты видят в том, что в учебном процессе недостаточно ведется учет индивидуальных способностей младших школьников. Они считают, что необходимо создать такие условия в процессе обучения, чтобы каждый ученик работал в меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда. И тогда ими сознательно и прочно будет усваиваться программный материал. Таким образом, учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам, одним из путей реализации которого является дифференциация обучения.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящено ряд педагогических работ: А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, И.Э. Унт, С.Д. Шевченко. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов: А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, Л.Н. Скаткина.

Однако недостаточно раскрыт в методической литературе вопрос организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока математики в начальной школе, в частности, при изучении письменных приемов вычисления на действия умножение и деление. Это и обусловило выбор темы данной статьи.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть разные методические приемы, обеспечивающие осуществление индивидуального подхода при формировании осознанных алгоритмов письменного умножения и деления у учащихся на уроках математики в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Одна из основных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с разной подготовкой, более того, возможности к обучению у них неодинаковые. Исследования психологов свидетельствуют о том, что в одном и том же классе младшие школьники очень сильно отличаются друг от друга, т.е. одни легко схватывают учебный материал, а другие его усваивают с трудом или одни активны в процессе обучения, другие же проявляют пассивность.

Как отмечали в свое время Менчинская Н.А. и Моро М.И. «достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учета индивидуально-психологических различий школьников, проявляющихся в процессе учения» [2, с. 185].

Чаще всего учащихся класса условно делят на три группы: сильные, средние и слабые. Попробуем кратко охарактеризовать каждую группу учеников. Итак, первая группа - это «сильные» ученики. Они имеют прочные знания, владеют навыками самостоятельной работы, умеют анализировать решение заданий, работают в быстром темпе, учатся хорошо. Знания этих учащихся требуют со стороны учителя иногда некоторой коррекции и периодического контроля. Вторая группа - «средние» ученики, которые могут учиться хорошо. Их учебную деятельность следует тщательно планировать и каждый вид работы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.