форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью...», в рамках которого проходят Малютинские чтения, посвященные памяти Антонине Ивановне Малютиной. В 2019 году форум проводился совместно с Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности при содействии Администрации г. Лесосибирска, МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.
Авторы статьи выражают слова благодарности и признательности преподавателям кафедры за материалы, вошедшие в юбилейный сборник (75 лет Лесосибирскому (Енисейскому) педагогическому институту) «Человек и язык в коммуникативном пространстве» VI Международных (XX Всероссийских) филологических чтений памяти профессора Р. Т. Гриб (см. подробнее [1; 2; 3; 4]).
Выводы. Таким образом, популяризация научной деятельности кафедры посредством интерактивной экскурсии способствует становлению высокого профессионализма будущих учителей, поскольку сама деятельность кафедры основывается на крепких традициях и нравственной основе - высокой культуре личности, патриотизме, активной гражданской позиции. Преимущества интерактивной экскурсии заключаются в том, что интерактивный формат представления информации о научной школе Сибири; виртуальный формат экскурсии даёт возможность с любого ПК, имеющим доступ к Интернету, пройти по ссылке и открыть рубрики, представленные по маршруту; такой формат виртуальной экскурсии по научным маршрутам не имеет аналогов. Деятельность преподавателей, являющих собой славную историю кафедры, -пример для молодежи «сейчас» и «завтра». Если в целом охарактеризовать историю и современность кафедры, то можно констатировать, что она верна традициям, открыта инновациям.
Литература:
1. Семенов В.И., Семенова Е.В. История филологического факультета Лесосибирского (Енисейского) педагогического института: контексты, факты, личности // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 25-32.
2. Лузгина Т.А. История Филологических чтений памяти профессора Р.Т. Гриб // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 17-25.
3. Лобарева В.С., Бахор Т.А. Кафедра литературы в первом десятилетии XXI века // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 12-17.
4. Шарифуллин Б.Я. Лингвистика в Лесосибирске: итоги за 75 лет // Человек и язык в коммуникативном пространстве / отв. и науч. ред. проф. Б.Я. Шарифуллин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 32-42.
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются информационные технологии, позволяющие реализовать организацию дистанционного образования в сфере высшего образования в условиях самоизоляции. Представлены возможные форматы организации различных форм обучения: лекционные занятия, практическая работа, организация контроля обучающихся. Выделены положительные аспекты применения отдельного вида технологий, а также трудности, которые могут возникнуть при их применении. Отдельный акцент сделан на возможностях, которые предоставляет дистанционная форма в режиме самоизоляции при грамотном порядке организации занятий и контроля работы обучающихся.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, самоизоляция, вебинар, система Moodle.
Annotation. The article discusses information technology that allows to realize the organization of distance education in higher education in the context of self-isolation. Possible formats for organizing various forms of training are presented: lectures, practical work, organization of students' control. The positive aspects of the application of a particular type of technology, as well as the difficulties that may arise in their application, are highlighted. Separate emphasis is placed on the opportunities that the remote form provides in self-isolation mode with a competent procedure for organizing classes and monitoring the work of students.
Keywords: distance learning, information technology, self-isolation, webinar, Moodle system.
Введение. Система современного образования была и остается в фокусе многочисленных дискуссий и обсуждений. В частности, вопросы затрагивают эффективную подачу материала, сохранение непрерывности образования в случае возникновении непредвиденных обстоятельств. Вопрос подготовки специалистов высокого уровня в любой сфере остается актуальным и первостепенным вне зависимости от того, на какой ступени системы реализуется образовательный процесс. Современная ситуация, связанная с пандемией короновируса, сформировавшаяся в мировом сообществе в настоящее время, наглядно смогла продемонстрировать на сколько общество в своем большинстве не готово к оперативному перемещению ряда процессов в виртуальную среду, в частности это касается и образовательного процесса в целом. Организация обучения в сложившихся условиях побуждает к поиску и внедрению максимально эффективных информационных технологий в процесс обучения и контроля формируемых знаний обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Ускорение темпов технического прогресса и увеличение потоков информации естественным образом требуют применения более действенных подходов к организации процесса обучения в каждой из сфер. Отход от традиционной формы подачи материала является
естественным и органичным процессом, в результате которого в образовательную среду привлекаются более действенные и эффективные инструменты наглядной и визуальной демонстрации. Условия самоизоляции и переход большинства учебных заведений на дистанционную форму работы заставил педагогов иначе взглянуть на организацию образовательного процесса и спектр информационных технологий, который могут и должны быть включены в практику ведения занятия любого вида.
Стоит отметить, что дистанционная форма обучения до настоящего момента применялась на практике и в школах ив высших учебных заведениях, но, по большей части акцент был сделан на самостоятельную работу обучающихся в ходе дополнительного изучения дисциплины, либо при реализации промежуточного контроля для определения уровня освоения дисциплины на определенном этапе ее изучения. В сложившихся условиях, когда образовательный процесс в полной мере вынесен из стен учебных заведений в виртуальную среду, поддержание уровня образования и получения знаний на том же уровне, что и при традиционных формах обучения требует скрупулёзного подхода при выборе технологий для организации занятий.
Дистанционная работа с обучающимися, как и работа, реализуемая в привычном формате в аудиториях должна включать в себя:
- изучение материала изучаемой дисциплины;
- выполнение практических заданий, позволяющих отработать знания, полученные в теоретической форме;
- самостоятельную работу обучающегося;
- текущий и итоговый контроль по дисциплине в объеме достаточном для формирования объективной оценки знаний обучающегося.
При определении места информационных технологий в образовательном процессе будем исходить из того, что в большей части процесс будет реализован в рамках образовательного процесса. Подход подобного вида позволит не только распределить информационные инструменты исходя из деятельности обучающего на занятиях определенного вида, но и реализовать полноценный контроль усвоения излагаемого материала, что является немаловажным моментом при формировании оценки в рамках подобной организации образовательного процесса.
Организация обучения в рассматриваемом формате должна учитывать факт того, что дистанционное общение предполагает использование современных технических средств и инструменты, предлагаемые педагогом для коммуникации и обменом информацией в рамках занятий должны быть адаптированы под технические средства, находящиеся в распоряжении обучающегося (компьютер или смартфон с мобильным приложением).
Стоит отметить, что применение информационных технологий при организации каждого вида работы обладает своей спецификой и особенностями, которые необходимо учитывать при планировании и организации занятий в дистанционной форме с целью повышения эффективности проводимых занятий. Рассмотрим возможные формы организации каждого вида занятий в условиях самоизоляции.
Одной из основных проблем, с который сталкивается современный педагог при организации дистанционного обучения-это подача лекционного материала или организация самостоятельного изучения обучающимися конкретного раздела осваиваемой дисциплины. В первом случае, когда существует необходимость лекции в ее классической форме возможно использование площадок, предоставляющих возможность организации онлайн конференций или вебинаров с подключением большого числа слушателей. Подобная форма предпочтительна в случаях, когда материал дисциплины требует детального разъяснения, уточнений или пояснений со стороны педагога. Организация занятия в формате вебинара позволяет использовать чат для вопросов, которые возникают у обучающихся при прослушивании материалов лекции, что максимально приближает формат подаваемой информации к занятиям в аудитории.
Минусом подобной формы можно признать существующие ограничения у большого числа площадок, на основе которых возможно проведение занятий в данной форме относительно числа слушателей, подключающихся к онлайн-лекции, поскольку в большинстве ВУЗов расписание предусматривает потоковые лекции на которых присутствуют зачастую около сотни обучающихся.
В современных условиях, когда сложившаяся ситуация перенесла подавляющий объем деятельности современного общества в виртуальную среду возможно использование на практике и иных площадок с возможностями прямой трансляции - это социальные сети, использование возможностей мессенджеров и Skype. Но опять же, скорость передачи информации, технические возможности сети к которой подключен обучающийся приводит к объективной необходимости дублирования материала лекции в иной форме, более удобной для ее получения и последующего изучения.
Организация лекционного занятия в форме прямого контакте педагога и аудитории является наиболее эффективной формой подачи материала, но по причине возникновения ограничений при проведении занятий в подобном формате должна быть предусмотрена возможность предоставления информации и в другом виде. Как, например, в виде размещения необходимого материала для изучения на лекциях на отдельном ресурсе и организации формы контроля того, на сколько материал освоен обучающимся.
Большинство ВУЗов страны использует в своих образовательных процессах электронную образовательную систему Moodle, позволяющую объединить в себе в форме электронных учебно-методических курсов основной объем информации необходимый для организации занятий в дистанционной форме. Поэтому большинство педагогов используют данный ресурс для размещения лекционного материала, ссылок на видео лекции по дисциплине находящиеся в открытом доступе и ссылки на электронные учебники.
Вместе с этим при переходе на дистанционное обучение всего образовательного учреждения данная система организации занятий может столкнуться с проблемами технического характера, которые возникают по причине большого числа единовременных запросов к курсу. Как с целью получения заданий или материала для последующего изучения, так и для загрузки выполненных упражнений в систему по итогам проведенного занятия.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос контроля знаний, полученных в формате лекционных занятий. Данная форма может быть опущена, если занятие проводится в аудитории, поскольку последующие практические занятия позволяют провести объективны контроль или восполнить недостающий объем знаний через общение обучающегося с педагогом. Выполнение заданий и отправка их преподавателю в данном случае не является в полной мере эффективным подходом, поскольку ответы могут дублироваться между обучающимися и у преподавателя появляется необходимость поиска дополнительного времени для проверки
и контроля. По этим причинам формирование основных вопросов, ответы на которые обучающийся готов дать по итогам лекции или теста в электронной форме по основным терминам может бать достаточно для определения уровня усвоения материала. При это м тестирование может проводиться не по всем темам дисциплины, а объединять вопросы по нескольким или ключевым ее разделам.
Организация контроля подобного вида возможна в системе Moodle, которая позволяет не только получить результат, но и провести анализ того какие вопросы вызвали наибольшее затруднение у обучающихся.
Занятия, направленные на контроль формирования практических навыков, в настоящее время в большей своей части реализуются в дистанционной форме, в полной мере это относится к студентам, которые обучаются заочно и большинство материала изучают самостоятельно. Некоторые затруднения могут возникнуть при организации практических занятий по дисциплинам требующих демонстрации решения заданий конкретного вида. В этом случае возможна реализация через предоставление презентационного материала, включающего последовательность выполнения задания, разбор демонстрационного примера перед выполнением, обучающимся самостоятельного примера.
Современные онлайн-сервисы предоставляют расширенные возможности для структурирования и визуализации информации. В условиях дистанционного обучения эти сервисы могут незаменимыми в плане формирования занятий с максимальной возможностью организации деятельности обучающегося. Например, задания на конспектирование первоисточников, подготовки докладов и рефератов, обучающиеся могут создавать кластеры, ментальные карты, ленты времени, схемы «рыбий скелет», проводить SWOT-анализ и т.п.
Практические задания могут отправляться на проверку преподавателю или, в том случае если работа подразумевает групповую работу размещаться в сети через применение облачных технологий или создания своего сайта, содержащего все этапы выполнения работы. Подготовка проектных заданий, выполнение которых проходит поэтапно в течении изучении всего курса возможно при размещении своих результатов на открытых площадках. В конструкторе сайтов Tilda (https://tilda.cc/ru/) данная возможность реализуется достаточно доступно и использование этого ресурса не требует большого объема дополнительных навыков или знаний.
При организации практических занятий стоит учесть, что роль педагога не отходит на второй план: организация занятия через выдачу задания и последующий контроль не будет достаточно эффективной. Контроль выполнения задания и консультации обучающихся в данном случае необходимы и организация обратной связи обязательно должна присутствовать. Организация ее может быть реализована через ресурсы образовательной сети Moodle (чат или форум), либо через встроенные мессенджеры ресурса, используемого для обучения.
При организации дистанционного обучения в полном формате отдельно внимание необходимо уделить организации итогового контроля. Поскольку обучение в таком формате полностью соответствует порядку реализации процесса без ограничений, накладываемых самоизоляцией, то контроль для дисциплины может быть в виде зачета или экзамена. Существующие технологии дистанционного взаимодействия педагога и обучающегося позволяют на всем протяжении изучения дисциплины набирать баллы для итоговой оценки. Для дисциплин, изучение которых заканчивается контролем в форме «зачет» этого может быть достаточно.
Если по дисциплине предусмотрен экзамен, то педагог, используя возможности дистанционного взаимодействия и время, отведенное учебным расписанием на проведение экзамена может сформировать индивидуальные задания для обучающихся, а по итогам проверки выставить оценки. В случае спорной оценки возможно использование видеоконференции для прямой беседы с экзаменуемым.
Выводы. Подводя итог можно отметить, что существующие информационные технологии позволяют организовать образовательный процесс дистанционно с сохранением не только порядка подачи информации, но и проведения контроля знаний, полученных студентами. При выборе наиболее оптимальных вариантов организации образовательного процесса, а также контакта между обучающимся и педагогом занятия могут быть выстроены в разнообразных формах с применением различных видов организации работы в рамках занятиях и при организации самостоятельной работы. При подобной системе организации обучающемуся предоставляется выбор в планировании собственного времени при дополнительном изучении материала дисциплин учебного плана. Со стороны педагога вместе с этим необходимо учитывать, что условия самоизоляции в полном объеме переносят обучение в дистанционную форму, поэтому объем изучаемого материала и выполняемых заданий должен быть соизмерим с заданиями выполняемыми на занятиях проводимых в традиционной форме.
Литература:
1. Балабина А.С., Зайцева И.В. Роль информационной технологии в современной экономике // Перспективы развития информационных технологий. 2014. - № 22. - С. 97-102.
2. Вдовин В.М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере // Суркова Л.Е., 2018. - 304 с.
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 6-2. С. 11-14.
4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шпилевская Е.В. Использование информационных технологий при обучении финансовому анализу обучающихся ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 76-79.
5. Галиева Х.С., Попова А.В. Информационно-компьютерные технологии в иноязычной подготовке курсантов как фактор успешного трудоустройства // Дискуссия. Вып. 5. Екатеринбург: Ажур, 2017.
6. Пономарёва С.В. Информационные технологии в экономике // Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 141 с.
7. Славин Б. Взаимосвязь этапов развития информационных технологий и экономики. // «Информационное общество», №6, 2015 г. - С. 4-13.
8. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.