Научная статья на тему 'ШКОЛА В. М. ЦАРЕГРАДСКОГО'

ШКОЛА В. М. ЦАРЕГРАДСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цветкова Елена Адольфовна

Статья посвящена жизни и деятельности пианиста и педагога В. М. Цареградского, внесшего существенный вклад в развитие музыкального образования Нижнего Новгорода. Собраны наиболее интересные факты биографии культурного деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC SCHOOL OF V. M. TSAREGRADSKY

The article is devoted to the life and work of the pianist and music teacher V. M. Tsaregradsky who had made a great contribution to development of musical education in Nizhny Novgorod. The most interesting facts of Tsaregradsky’s biography were collected.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА В. М. ЦАРЕГРАДСКОГО»

Школа

В. М. Цареградского

Цветкова Елена Адольфовна

преподаватель Детской музыкальной школы № 2 г. Балахны

E-mail: adolfovna2962@mail.ru

Статья посвящена жизни и деятельности пианиста и педагога В. М. Цареградского, внесшего существенный вклад в развитие музыкального образования Нижнего Новгорода. Собраны наиболее интересные факты биографии культурного деятеля. Ключевые слова: В. М. Цареградский, биография, музыкальное образование, история музыкальной педагогики

В музыкальной жизни Нижнего Новгорода Василий Михайлович Цареградский оставил след как блестящий пианист и педагог, как передовой музыкальный деятель, тесно связанный с такой крупной фигурой в музыкальном мире, как М. А. Балакирев.

В Нижний Новгород Царе-градский приехал в 1899 году. До этого времени была учеба в придворной Певческой капелле и работа в городе Шуе, куда он был направлен по окончании обучения. В Шуе Василий Михайлович работал в женской и мужской гимназиях, вел хоровой класс, фортепиано и выступал как пианист.

В Нижнем Новгороде поначалу его деятельность практический оставалась той же: мужская гимназия — хоровое пение и фортепиано. Эта работа не удовлетворяла Цареградского, и он обратился к директору музыкальных классов В. Ю. Виллу ану с просьбой принять его на работу в качестве преподавателя фортепиано, но получил отказ — нет свободной вакансии [6, 170]. И вот тогда, посоветовавшись с Балакиревым, Цареградский решил организовать свою, частную школу в Нижнем Новгороде.

Она открылась 1 сентября 1903 года на улице Большой Покровской в доме Колчина (сейчас дом № 14). В первый год поступило восемь человек. Школа находилась полностью на самообеспечении и государственным финансированием не поддерживалась. Следовательно, материальные трудности были неизбежны. Да и конкурировать с музыкальными классами Виллуана

было трудно, они пользовались большой популярностью в городе. Тогда Цареградский принял решение: наряду с педагогической деятельностью начать концертную.

Программы своих выступлений он писал от руки и вывешивал в музыкальном магазине Наумова [4, 84]. В его исполнении можно было услышать произве-;ения Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, а также сочинения русских композиторов — Балакирева, Лядова, Скрябина, Рахманинова. Обладая крепкой техникой, Цареградский исполнял наиболее сложные произведения Листа, Шумана [5, 259]. Он стал сильным пианистом еще в годы учебы в капелле. На выпускном экзамене среди прочих произведений им был исполнен концерт Листа Es-dur [4, 85].

Василий Цареградский выступал почти на каждом ученическом концерте — сольно, в ансамбле, с оркестром. Умение бегло читать с листа дало ему возможность познакомиться с большим количеством фортепианной литературы. Среди его учителей были Лядов и Римский-Корса-ков. Балакирев при расставании с Цареградским в 1894 году обещал своему ученику поддержку, предлагал обращаться в сложных ситуациях и делиться с ним удачами и неудачами [6, 169]. Их переписка продолжалась до самой кончины Балакирева, до 1910 года.

Первый концерт Цареград-ского в Нижнем Новгороде про-

17

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

шел успешно, слушателей было много. Успех поддержал его и морально, и материально. В те годы такого яркого пианиста (с блестящей техникой и огромным репертуаром) в регионе не было. Концерты Цареградского становятся художественным событием. Постепенно начало увеличиваться и число учащихся школы.

Кроме специального фортепиано в школе преподавали эле-

ментарную теорию, сольфеджио, начальную гармонию приглашенные специалисты, также, как и Василий Михайлович, окончившие Петербургскую придворную певческую капеллу.

Специальным фортепиано занимались Цареградский и его жена Ситарская Наталия Адриановна, которая к тому времени окончила классы Виллуана (сохранилось прошение отца Ната-

18

Заявление В. М. Цареградского в Центральную Трудовую Ревизионную комиссию

лии Ситарской о принятии ее в класс Виллуана [7]). Благодаря чувству к этой девушке Царе-градский и оказался в Нижнем Новгороде.

Кроме собственных концертов пианист устраивал ученические. Иногда к участию в концерте он приглашал местных музыкантов — скрипачей, вокалистов. Нередко концерты проходили в зале Общественного собрания.

В журнале «Нижегородские музыкальные новости» за 1910 год № 11 была напечатана рецензия об ученическом концерте: «Вполне прилично и без дефектов»; «Хорошее качество, оркестровое звучание музыкальной картины "Садко" несколько форсированно».

На уроках с учениками проходилось большое количество фортепианной и ансамблевой литературы. Репертуар мог изучаться в плане ознакомления, расширяя кругозор учащихся, так воспитывались навыки чтения с листа и свободной ориентации в тексте. В программах школы преобладала русская музыка, правда, она была трудновата для среднего ученика, но одаренные дети справлялись довольно неплохо. Уделялось отдельное время для фортепианного ансамбля: учащиеся играли в четыре, шесть, восемь рук. Изучалось много оркестровой музыки в четырехручном переложении. Существовал класс педпрактики, в котором старшие ученики занимались с младшими, разумеется, под наблюдением и руководством Василия Михайловича [6, 171-173].

Музыкальную школу

В. М. Цареградского иногда сравнивали с классами В. Ю. Виллуана. Каждое учебное заведе-

ние имело своих почитателей. Между руководителями борьбы не было, каждый шел своей дорогой, не общаясь и не делая друг против друг никаких высказываний.

По масштабам работы это были два разных учебных заведения (школа Цареградского была только фортепианной). Но оба существовали одновременно в течение пятнадцати лет. Каждое учебное заведение имело свой контингент учащихся и занималось развитием музыкальной культуры подрастающего поколения [4, 86].

В 1918 году, после революции, школа Цареградского как частная была закрыта. Ее ученики (65 человек) вошли в состав Народной консерватории, реорганизованной из музыкального училища. Сам пианист оказался в Балахне. Его жизнь условно разделилась на два периода — нижегородский и балах-нинский. Все книги, в которых упоминается имя Цареградского, а это книги В. Коллара, статьи Н. Полуэктовой, изданные в советские годы, о балахнинском периоде жизни (30 лет), говорят очень кратко, вскользь.

При работе в архиве Балахны я нашла много интересных документов, а некоторые сведения мне рассказала правнучка пианиста — Вера Владимировна, она проживает в Нижнем Новгороде.

В Балахнинском уезде Ца-реградский Василий Михайлович находился с 1918 года, первоначальное место проживания — деревня Лукино.

В протоколе совещания Коллегии по народному образованию Балахны от 25.12.1918 содержится прошение [1]:

«учителя музыки Цареградского об оставлении в его распо-

ряжении пианино, реквизированного у него в деревне Лукино.

Ответ: запросить отдел гражданского управления для выяснения вопроса, подлежат ли реквизиции музыкальные инструменты, находящиеся на руках у профессиональных работников по музыке».

Вера Владимировна рассказывала, что у Цареградского были изъяты письма Балакирева и Ляпунова, что является большой потерей для истории, так как частная переписка уничтожалась в подобных случаях, пропали все документы частной школы. Вернули пианино Василию Михайловичу или нет — ответа в архивных документах я не нашла, но проследила дальнейшую судьбу пианиста.

Вопрос музыкального воспитания детей в Балахне решить было сложно, так как в городе не было специалистов нужного уровня.

В марте 1919 года на заседании УОНО Балахны были приняты важные решения [там же]:

«Доклад заведующего внешкольным подотделом о приглашении в Балахну бывшего директора и пианиста-виртуоза Цареградского В. М.:

1) Решение задачи музыкального образования в Балахнинском уезде наталкивается на большие трудности вследствие недостатка культурных сил в отделе и может быть с успехом закончено лишь приглашенным специалистом.

2) Кандидатура Цареградского В. М. является весьма желательной, так как Цареградский является выдающимся музыкантом, пользующимся широкой известностью, имеющий опыт управления музыкальной школой в Нижнем Новгороде.

Без приглашения Цареградского музыкальное образование в уезде не может быть организованно и все работы, проведенные отделом по организации класса музыки, будут бесполезны.

3) Постановили: пригласить Цареградского В. М., оплата труда не ниже 1800 рублей в месяц (вне тарифных ставок, как специалисту), учитывая, что Ба-лахнинский уезд не производящий, а голодающий.

4) Документы Цареградского направить в Постоянную Комиссию и просить выдать заключение в спешном порядке. С. З. Слуцкий».

Музыкальная школа в Балах-не была открыта 15 сентября 1919 года. В школе работало два преподавателя — Василий Михайлович Цареградский и Ти-брина Татьяна Александровна. Школа располагалась в центре города на улице Запрудной (сейчас — ул. Огарёва). Дом изначально принадлежал купцу-старообрядцу. Здание много раз перестраивалось. Первоначальный вид не сохранился. В нем позднее размещалась милиция, в настоящее время — это жилое здание [8].

В музыкальной школе Ба-лахны Цареградский совмещал работу заведующего, секретаря, преподавателя фортепиано и музыкальной грамоты. Вероятно, не все устраивало его в финансовом плане, в оплате труда, в архиве сохранилось заявление в Центральную трудовую ревизионную комиссию, написанное рукой В. М. Цареградского [2].

В Балахне школа просуществовала до осени 1921 года и была переведена в Городец. Там Цареградский работал только преподавателем — фортепиа-

19

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

20

но, теории музыки, слушания музыки и иллюстратором к лекциям по истории музыки. В музыкальной школе было как бы две школы — взрослая народная (71 человек) и детская (78 человек).

15 декабря 1921 года школа была снята с государственного содержания и спустя некоторое время закрылась. Одна из причин закрытия — финансовое содержание школы. Нужны были большие деньги на хозяйственные расходы и на зарплату преподавателям [3].

Из Городца Цареградский вновь вернулся в Балахну. Он дает частные уроки, ведет пение в школах, помогает музыкальными иллюстрациями самодеятельному театру при Доме культуры.

Музыкальная школа будет вновь открыта в Балахне лишь в 1944 году. Цареградскому уже исполнится 70 лет, и руководить

школой назначат другого музыканта. В музыкальной школе Балахны Василий Михайлович проработает до конца своих дней, до 1948 года. Он был похоронен на Троицком кладбище. Некоторые сведения о судьбе детей и внуков сообщила правнучка пианиста.

В семье было трое детей: Борис, Наталья, Анатолий. Двое младших уехали в Москву вместе с матерью Н. Ситарской. Старший сын Борис некоторое время играл в оркестре оперного театра, в кинотеатре «Прогресс», давал частные уроки. Сама правнучка училась музыке у деда, Бориса Васильевича. Внук Владимир был физиком. Праправнучка Кира также играет на фортепиано. Но профессионально музыкой, как когда-то Василий Михайлович, из нижегородских потомков пианиста, вероятно, сейчас никто не занимается.

Литература

9

1. ГКУ ГАНО г. Балахна. Ф. 9. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 112.

2. ГКУ ГАНО г. Балахна. Ф. 9. Оп. 2. Ед. хр. 118. Л. 1.

3. ГКУ ГАНО г. Балахна. Ф. 106. Оп. 1. Ед. хр. 137. Л. 4.

4. Коллар В. А. Музыкальная жизнь Н. Новгорода - г. Горького. Горький: ВВКИ, 1976. 176 с.

5. Люди русского искусства: сб. ст. / сост. С. А. Орлов, А. Н. Мальцев. Горький: ГКИ, 1960. 472 с.

6. Полуэктова Н. Н. // Деятели музыкального образования в Н. Новгороде / Из музыкального прошлого. М.: Музыка, 1965. С.167-177.

7. ЦАНО. Ф. 564. Оп. 416. Д. 13. Л. 31-32.

8. Шулындина Г. Д. Град неповторимый Балахна. Об истории и людях Балахнинской земли. Н. Новгород: Изд-во фонда «Народный памятник», 2005. Т. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.