Научная статья на тему 'К ИСТОКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ВАСИЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИЛЛУАН (1850-1922) И ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО'

К ИСТОКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ВАСИЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИЛЛУАН (1850-1922) И ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
306
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ю. ВИЛЛУАН / НИЖЕГОРОДСКОЕ ИРМО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирнозе Зоя Ивановна

В статье представлены ранее неизвестные страницы жизни основателя Нижегородского ИРМО Василия Юльевича Виллуана, руководившего отделением в 1873-1918 годы. На основе архивных источников автор впервые в отечественном музыкознании раскрывает историю семьи В. Ю. Виллуана: с момента приезда его предков в Россию до его конца жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ROOTS OF THE NIZHNY NOVGOROD CONSERVATOIRE: VASILIY YULIEVITCH VILLUAN (1850-1922) AND THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY

The article tackles the up-to-now unknown episodes of Vasiliy Yulievitch Villuan, the founder of Nizhny Novgorod Imperial Russian musical society and head of the department in 1873-1918. Following the archive sources, for the first time in the field of national musicology the author reveals the history of V. Villuan’s family: from the day when his ancestors moved to Russia till the end of his life.

Текст научной работы на тему «К ИСТОКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ВАСИЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИЛЛУАН (1850-1922) И ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»

9. Plekhanova, R. (1940), Vospominaniya ob A. N. Skryabine [Memories of A. N. Scriabin], Muz-giz, Moscow, Leningrad, Russia, pp. 65-75.

10. Rozanov, V. (1990), Sochineniya [Works], Va-sil'evskiy ostrov, Leningrad, Russia.

11. Shletser, B. (1923), Skryabin. Lichnost'. Misteri-ya [Scriabin. Personality. The Mystery], vol. 1, Grani, Berlin, Germany, 360 p.

12. Zaytsev, B. (1991), Dalekoe - blizkoe [Distant -close], Sovetskiy pisatel', Moscow, Russia.

© Кирнозе З. И., 2018

УДК 78.071.1

К ИСТОКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ВАСИЛИЙЮЛЬЕВИЧВИЛЛУАН (1850-1922) И ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

В статье представлены ранее неизвестные страницы жизни основателя Нижегородского ИРМО Василия Юльевича Виллуана, руководившего отделением в 1873-1918 годы. На основе архивных источников автор впервые в отечественном музыкознании раскрывает историю семьи В. Ю. Виллуана: с момента приезда его предков в Россию до его конца жизни.

Ключевые слова: В. Ю. Виллуан, Нижегородское ИРМО, музыкальные классы, профессиональное музыкальное образование

Учитель и наставник Василия Юльевича Виллуана Николай Григорьевич Рубинштейн в одном из писем обращается со следующим напутствием к своему ученику: «Не жалеть времени и жизни для служения музыке и не покидать Нижнего Новгорода до конца дней».

Виллуан напутствие учителя выполнил, став не просто известным музыкантом, но основателем целой эпохи в музыкальной жизни Нижнего Новгорода. И сегодня на вопрос, кто такой Вил-луан, можно ответить многое: русский скрипач, композитор, пианист, основоположник профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде, создатель Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО).

Памятная доска на углу улиц Минина (до ХХ века Жуковской) и Провиантской (Илл. 1) и музей В. Ю. Виллуана, находящийся в ДШИ № 8 г. Нижнего Новгорода (Илл. 2), свидетельствуют о продолжающемся присутствии Василия Юльевича Виллуана в Нижнем Новгороде.

Около двадцати лет В. Ю. Виллуан и его семья жили в доме, ставшем впоследствии объектом культурного наследия федерального значения. И здесь судьба Виллуана соприкасается с судьбой рода Никлаусов.

Никлаусы

В ХУШ веке художник Яков Никлаус, русский офицер, поселился в Нижнем Новгороде, куда он переехал из Пруссии. Он обладал несомненным живописным даром и верой в свою «звезду». На одной из его акварелей виден пу-

стынный берег Волги с бедными домами и утлыми суденышками, еще не создававший впечатления богатого города, который нарекут «карманом России». Яков имел желание занять место городского архитектора: так, ему принадлежали проекты лютеранской церкви в Нижнем Новгороде, хозяйственных складов в Арзамасе и в Балахне. Кроме того, он создал портрет императрицы Екатерины II, который написал с полотна Левицкого.

Однако мечтаниям Никлауса не суждено было сбыться: просимого места он не получил вследствие отсутствия законного диплома. Ему пришлось довольствоваться должностями школьного учителя и арзамасского землемера. Тем не менее, именно Якова Никлауса можно назвать первым профессиональным художником в Нижнем Новгороде.

Более благополучно сложилась судьба его сына Семёна, который прошел войну 1812 года и затем стал титулярным советником.

На одном из лучших участков в так называемой кремлёвской части города он получил земельный надел и начал строительство ампирного дома. Старый же дом Якова Никлауса — одноэтажное бревенчатое строение посреди обширного огорода — сгорел в начале XIX века.

Семен Никлаус женился на соседке — дворянке Коротковой. Вскоре он задумал строительство деревянного на каменном полуэтаже дома на углу улиц Жуковской и Провиантской, для чего подал прошение в губернское управление.

Высочайше утвержденный 20 марта 1841 года проект дома Никлауса обрел жизнь. На строительство двухэтажного дома пошел лучший

Илл. 1. Мемориальная доска Илл. 2. Фонды музея В. Ю. Виллуана

на углу улиц Минина и Провиантской в ДШИ № 8 г. Нижнего Новгорода

материал — сибирская лиственница. На втором этаже разместились барские покои, на первом каменном полуэтаже — все для жизни слуг:

Время, когда Семен Никлаус возводил свой ампирный особняк, характеризовалось бурным градостроительством после пожаров 1812 года. Именно тогда строил свой дворец купец Рукавишников, а архитектор Н. Д. Григорьев ставил дом купчихи Бурмистровой на той же улице Жуковской.

Дома Рукавишникова и Бурмистровой, окруженные роскошными садами, не шли в сравнение со строением Никлауса. Но Семен и не ставил перед собой задачу создать дворец: ему был нужен лишь прочный дом, в котором могли бы жить поколения его потомков. Передаваемый по наследству, дом Никлауса был куплен у дворянки В. Ю. Коротковой Виллуаном и его гражданской женой Верой Карловной Гофман в 1902 году и сохранился до сегодняшних дней (Илл. 3).

Илл. 3. Дом титулярного советника С. Я. Никлауса (1841). Фото 2008 года

У истоков Нижегородского отделения ИРМО. Виллуаны

История памятника архитектуры тесно связана с развитием музыкальной жизни Нижнего Новгорода.

До 1870-х годов музицирование в Нижнем Новгороде, как и в других больших городах России, носило преимущественно домашний характер. Усадьбы Шаховских, Трубецких, Шереметьевых, Голицыных, Толстых имели свои оркестры. Моду подхватили и крупные нижегородские чиновники. Активно музицировали европейски-образованные братья Званцевы, Н. К. Якоб, В. К. Верстовский, С. М. Мартынов.

К моменту создания Нижегородского отделения ИРМО уже существовал оркестр в доме Улыбышевых, был хорошо известен юный М. Балакирев, дом которого находился рядом с домом Семена Никлауса.

В богатые дома приглашались известные музыканты из Европы. Редкий дом в Нижнем Новгороде не имел собственного инструмента, на котором не исполнялась бы серьезная музыка.

Этой традицией и воспользовались основатели Московской и Петербургской консерваторий — братья Антон и Николай Рубинштейны.

В истории семейства Виллуанов осталось немало белых пятен. Первый след удалось отыскать в Стокгольме в Шведской королевской музыкальной академии, где в 1859 году Александру Ивановичу Виллуану, родному дяде В. Ю. Вил-луана, был вручен диплом профессионального музыканта. В 1868 году А. И. Виллуан получил также диплом Петербургской консерватории1.

Александр Иванович Виллуан получил престижные дипломы, открывшие ему возможности музицирования и преподавания. Он переехал из Швеции в Россию и занял в Москве должность профессора консерватории. Неизвестно, что заставило А. И. Виллуана совершить этот решительный шаг. Можно предположить, что его привлекли возможности, которые открывались в России в 60-е годы XIX века, в частности основание Московской консерватории. Благодаря своему таланту, А. И. Виллуан приобрел славу одного из лучших педагогов своего времени. Среди его учеников были и братья Рубинштейны.

Существует документ, приоткрывающий тайну Виллуанов. Это — свидетельство о рождении племянника Александра Ивановича Василия Юльевича Виллуана, зарегистрированное в церкви Петра и Павла в Москве в 1850 году (Илл. 4).

Илл. 4. Свидетельство о рождении В. Ю. Виллуана (1850)

Отец Виллуана, Юлий Иванович, преподавал в гимназии математику, мать Каролина Ивановна имела в Москве частный пансион с обедами для студентов и мелких служащих.

Указывались в различных источниках и восприемники — купец Вильгельм Кокиш, девица Елизавета Кассан, Каролина Зисларь Фишер, жена булочника. Привлекает внимание то,

что родители Виллуана принадлежали к разному вероисповеданию, что не было обычным в эпоху вражды между католиками и протестантами. Примечательно и то, что родители новорожденного и восприемники были людьми не знатными и, по-видимому, небогатыми, что исключает легенду о происхождении Виллуана от знатных дворян, бежавших из Франции после Великой Французской революции.

Веселый, живой мальчик Виллуан рано обнаружил музыкальные способности. С 6 лет он начал учиться игре на фортепиано у своего дяди Александра Ивановича, который был весьма требовательным педагогом. Он заставлял племянника уделять много внимания технике игры, чем выработал в нем усердие и трудолюбие. С 11 лет Василий начал брать уроки по классу скрипки у профессора консерватории Ф. Лауба, а также у скрипача Большого театра А. Пфицнера. Юный музыкант приходил сюда почти каждый день. Он познакомился со всеми операми, дававшимися в Большом театре, научился свободно ориентироваться в звучании каждого инструмента и в голосах артистов.

Виллуаны жили очень скромно. С 12 лет, чтобы помочь семье, Василий стал давать уроки фортепиано и элементарной теории музыки. Он рос крепким и здоровым юношей, ежедневно занимался гимнастикой, был очень вынослив, хорошо владел пятью языками (русским, английским, французским, немецким и итальянским) и отдыхал вечерами за чтением книг, поглощаемых в неимоверном количестве.

Поступив в 16 лет в Московскую консерваторию, Василий Виллуан завершил обучение в ней в 1873 году. В архивах Московской консерватории имеется выписка из документов Виллу-ана, из которой следует, что уровень образования в ней был высок и сравнительно мало отличался от современных требований. Перечень преподаваемых дисциплин включал всеобщую историю, античную литературу, историю искусств, иностранные языки.

Как и его дяде, Василию Виллуану приходилось пробивать себе дорогу собственным трудом. Его трудолюбие и способности привлекли внимание Николая Рубинштейна. После окончания Виллуаном консерватории он предложил ему возглавить отделение ИРМО в Нижнем Новгороде.

Российские музыкальные общества вошли в моду благодаря покровительству царской семьи. Чрезвычайно важно, что Устав общества (Илл. 5) был лично написан императором Александром II.

Задачей ИРМО было смягчение нравов и духовное воспитание русского народа.

ЩиЫиисА ^ < »а Л т*/

///>> VIСА V/ • * *К '•(у ♦> * №<4*44на Л*

р*- ^

УСТАВЬ

ашкглшшгэ

русциго ншш» мсти

" ' у* /Г.* А

///.■<■//> у / 4 ^ -г. *

» М 4*4**4*4$, Г^н

»-//гч>7/ЛМ Д

. ^Чч^

;>'/ / 1*7 <4 .V/<

V.«*' «А <

У.4 ' . 'у.^'; '^м^

4с* IV*.*» У . * 1Л< < | А ,

Илл. 5. Устав Императорского Русского музыкального общества, подписанный Александром II (1873)

Виллуаны в Нижнем Новгороде

Как свидетельствуют В. С. Колесников и Н. В. Бердникова [1], 18 апреля 1873 года Николай Григорьевич Рубинштейн в разговоре с местными любителями музыки подал мысль об образовании Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества, обещая свое содействие и попечительство. Предложение было с восторгом принято, и почти тотчас отправлена депеша великому князю Константину Николаевичу Романову. Незамедлительно последовал благожелательный ответ. Была принята кандидатура ученика Рубинштейна, выпускника Московской консерватории В. Ю. Виллуана. Так, по рекомендации учителя Василий Юльевич приехал в Нижний Новгород с отцом и сестрой, чтобы занять место руководителя нижегородского ИРМО.

Свое место в Нижнем Новгороде Виллу-ан получил с целым рядом условий: его обязали управлять оркестром на концертах, давать уроки по классу скрипки и фортепиано, а также уроки сольфеджио и теории музыки. Жалование В. Ю. Виллуана согласно документам составляло 1200 рублей в год.

Так как учредителями Нижегородского отделения ИРМО были богатые и образованные люди города, Виллуан сблизился с музыкантами и состоятельными нижегородцами.

В состав местной дирекции были избраны А. О. Шульц, А. А. Фредерикс, М. М. Авер-киев, Н. Ф. Киршбаум и другие. Из Петербурга ИРМО курировал родственник П. И. Чайковского — Анатолий Ильич Чайковский.

Важно отметить, что Нижегородское отделение ИРМО с самого начала складывалось при материальной помощи нижегородской общественности в Дворянском Собрании (ныне Дом Культуры им Я. М. Свердлова на ул. Большая Покровская), в частности, были организованы Музыкальные классы, в которые принимались все желающие, независимо от сословной принадлежности. В основные задачи Виллуана входило привитие учащимся любви к музыке, воспитание чувства прекрасного.

В первые годы существования классов большую роль сыграла поддержка Н. Г. Рубинштейна, с которым Виллуан состоял в постоянной переписке. Музыкальное общество в Нижнем Новгороде крепло, дела налаживались. Приобретались концертные рояли. Музыкальные классы имели все больший успех.

Карьера В. Ю. Виллуана не всегда была успешна. Биографы отмечали его неудачи. Так, с первых дней существования Нижегородского отделения ИРМО Василий Юльевич мечтал о создании оркестра международного уровня, который мог бы соединить глубину русской музыки с европейской техникой. По рекомендации ИРМО Виллуан отправился в Прагу, чтобы собрать европейский оркестр, однако приезжие оркестранты не проявили ни энтузиазма, ни трудолюбия, не смогли приспособиться к условиям русской жизни, а некоторые просто спились. Виллуан вынужден был распустить оркестр, что обернулось для него настоящим разорением.

Бывали и местные неудачи. Например, в 1901 году в Нижнем Новгороде открылась конкурирующая музыкальная школа В. М. Цареград-ского, воспитывающего своих учеников почти исключительно на русской музыке. В. Ю. Вил-луан был не согласен с таким направлением. Он считал, что русская музыка требовала хорошего знания гармонии, формы и технической оснащенности. По мнению Виллуана, такую технику следует воспитывать на классике — Гайдн, Моцарт, Бетховен — и на педагогическом репертуаре. Ученику надо дать, прежде всего, основы техники и научить его читать ноты с листа, разбираться в форме и в гармонии на достойной литературе, подготовив его, тем самым, к обучению в консерватории.

Счастьем своей жизни Виллуан называл служение музыке, которой отдавал всего себя. Он устраивал концерты в пользу бедных студентов,

начинающих оркестрантов, вносил собственные деньги за обучение неимущих, организовывал музыкальное воспитание детей из «убежища для бедных». В стенах музыкальной школы и училища он вырастил целую плеяду выдающихся музыкантов. Став успешным и состоятельным еще в 1880-е годы, он был высоко оценен правительством, неоднократно привлекался к членству в жюри столичных музыкальных конкурсов. Его юбилеи широко отмечались вместе с юбилеями ИРМО.

В. Ю. Виллуан женился на Вере Карловне Гофман. Василий и Вера поселились в доме Ко-ротковой на Провиантской улице. Отец с сестрой после смерти его матери вернулись в Москву.

Профессиональная деятельность

В. Ю. Виллуана во многом была связана с его первой женой, с которой он прожил в гражданском браке до 1903 года. В. К. Гофман принимала самое активное участие в работе ИРМО.

Конец XIX - начало XX века, именуемые «бэль-эпок» («прекрасной эпохой»), были светлым временем и для Виллуана. Он более не знал нужды. Ему уже принадлежал хутор «Хлебный». Бывшая хозяйка дома Е. Я. Короткова-Никлаус оставила по завещанию на развитие музыкальных классов значительную по тем временам сумму. Виллуан мог позволить себе путешествия в Италию, Швейцарию, Францию. В своих письмах он вспоминает, как его принимал в Петербурге во дворце Великий князь...

Настоящим триумфом Василия Юльевича стало 25-летие Нижегородского Музыкального общества и Музыкальных классов. В поздравительной речи Алексей Максимович Горький сказал: «Почтенный Василий Юльевич Виллуан в день 25-летия своей энергичной работы имеет удовольствие и счастье с гордостью сказать себе, что нет города в Поволжье и музицирующего дома в Нижнем, в котором не было бы у него ученика или ученицы, среди которых имеются и очень талантливые».

Музыкальные классы Виллуана за всю историю их существования выпустили не одну сотню учителей музыки. Во всех учебных заведениях Нижнего Новгорода того времени (гимназии, Мариинский институт, Александровский институт, Епархиальное училище) были музыкальные классы, где преподавали выпускники В. Ю. Виллуана.

За свои свершения Василий Юльевич был награжден орденами Станислава III и II степени и избран почетным членом Императорского Русского музыкального общества (Илл. 6).

Многие годы Василия Юльевича связывала дружба с Анастасией Николаевной Каргер — талантливой пианисткой. Их переписка, отражав-

шая взгляды на музыку и российскую действительность, подробно отражена в книге, составителем которой является Н. П. Бердникова [2].

Илл. 6. Василий Юльевич Виллуан (1900)

Годы как будто щадили Виллуана. В пятьдесят лет (через 2 года после смерти В. К. Гофман) он по-юношески влюбился в свою восемнадцатилетнюю ученицу:

«О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...» — писал Ф. И. Тютчев, вспоминая свою «звезду вечернюю». Но трагедия поздней любви Виллуана миновала. Его вторая жена Зиновия Поляко-ва-Виллуан вышла замуж по страстной любви и родила ему дочку.

Виллуан после Октябрьской революции

В годы Первой мировой войны, несмотря на то, что Музыкальные классы были заняты военным госпиталем, и приезжие музыканты не всегда могли приезжать из столиц в Нижний Новгород, Виллуан еще оставался руководителем отделения ИРМО.

В своем доме он принимал А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, московских и петербургских коллег. В Нижнем Новгороде дал концерт С. В. Рахманинов. Много полезного сделал Виллуан для ИРМО. Он продолжал заботиться о талантливых выпускниках, способствуя их переводу в Московскую и Петербургскую консерватории.

В столичном издательстве вышла его работа «Практическое руководство по элементар-

ной теории музыки» (выдержавшая три издания: 1878, 1900, 1914). Василий Юльевич продолжал собственную музыкальную деятельность, написал три оперы, десятки романсов на стихи французских и русских поэтов.

Октябрьская революция лишила Василия Юльевича привычного быта. Его дом стал объектом «уплотнения» [3]. В 1917 году он был вызван в Петроград на Совещание руководителей отделений ИРМО. В письмах жене он еще высказывал надежду на помощь новой власти и веру в светлое будущее музыкального общества. Но события изменились слишком круто. Вот строки стихотворения Виллуана:

«...Забрали дом наш Киселевой

С прекрасным садом и двором,

С квартирою совсем готовой,

Постройками и всем добром.

Туда ж пошли и все рояли:

Стейнвей, Бехштейн, Беккер, Зике

И в банке деньги тоже пасс...»

Музыкальные классы закрылись не сразу. Количество желающих обучаться не уменьшалось. Более того, в 1918 году в них было принято более тысячи человек. Музыкальное училище было реорганизовано в Народную консерваторию. Но Виллуан не мог приспособиться к новым требованиям: он был заменен более молодым директором — приехавшим из Москвы Е. Гунстом. Вместе с тем правительство революционной России, решив показать, насколько ценит вклад Василия Юльевича в музыкальное образование, присвоило ему за 45-летнюю деятельность и служение музыке звание профессора Народной консерватории и звание Героя Труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 сентября 1922 года Василия Юльевича Виллуана не стало.

Истории жизни Виллуана и ИРМО завершились практически одновременно. Российское музыкальное общество, потеряв титул импера-

торского и пройдя ряд преобразований, в конечном итоге, привело к созданию в городе консерватории — в первом послевоенном 1946 году...

Примечания 1 Архив Российского Национального музея музыки. Диплом, выданный А. И. Виллуану Шведской королевской музыкальной академией Стокгольм. 1859.10.03, 1 лист, Ф-296-8 / КП-6226. Диплом № 20 свободного художника А. И. Виллуана, выданный ему Санкт-Петербургской консерваторией. СПб. 1868.10.31, 1 лист, Ф-296-9 / КП-6226.

Литература

1. Бердникова Н. П., Колесников В. С. Нижегородское отделение ИРМО: музыкально-исторический очерк. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2014. 76 с.

2. Вам преданный Виллуан. Письма В. Ю. Виллуана к А. Н. Каргер // Нижегородские были / сост. Н. П. Бердникова. Н. Новгород: Книги, 2011. 216 с.

3. Кирнозе З. И. Былое. Живое. М.; Орел: типография «Новое время», 2012. 375 с.

4. Полуэктова Н. Н. Музыкальное образование в Нижнем Новгороде. М., 1955.

References

1 Berdnikova, N. P. and Kolesnikov, V. S. (2014), Nizhegorodskoe otdelenie IRMO: muzykal'no-istoricheskiy ocherk [The Nizhny Novgorod's IRMO branch: a musical and historical essay], Izdatel'stvo Nizhegorodskoy konservatorii, Nizhny Novgorod, Russia.

2. Berdnikova, N. P. (ed.) (2011), Vam predannyy Villuan. Pis'ma V. Yu. Villuana k A. N. Karger [Truly yours, Villuan. Letters from V. Willuan to A. Karger], Knigi, Nizhny Novgorod, Russia.

3. Kirnoze, Z. I. (2012), Byloe. Zhivoe [The Past. The Alive], The New Time, Moscow, Russia.

4. Poluektova, N. N. (1955), Muzykal'noe obrazovanie v Nizhnem Novgorode [Musical education in Nizhny Novgorod], Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.