Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 20-25 Actual problems of higher music education. 2021. No 4 (62). P. 20-25
Научная статья УДК 78.06
DOI: 10.26086/NK.2021.62.4.003
Предыстория Нижегородской - Горьковской консерватории имени М. И. Глинки
Куклев Андрей Владимирович
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основании ранее не публиковавшихся архивных документов представлен яркий период профессионального музыкального образования в Н. Новгороде, связанный с работой Нижегородской консерватории (1918-1921 годы). Открытая на базе Нижегородского музыкального училища и преобразованная в музыкальный техникум, консерватория за недолгий период работы подготовила значительное число профессиональных музыкантов, собрала замечательный педагогический состав.
Череда реорганизаций высшего учебного заведения — Народная консерватория (июль 1918 года - январь 1919 года) - Государственная консерватория (январь - октябрь 1919 года) - Государственный музыкальный университет (октябрь 1919 года - октябрь 1921 года) — представлена в точном соответствии с документами 19181921 годов, уточняя имеющиеся до сегодняшнего дня в распоряжении исследователей воспоминаниях участников тех событий. Представленные материалы подтверждают стремление коллектива учебного заведения как к глубокой интеграции в государственную систему творческих образовательных учреждений, так и к исключительно профессиональной ориентированности музыкального образования, что было в некоторой оппозиции тенденциям массового обучения музыке за счет снижения профессиональных требований.
Достоверные сведения о количественном составе учащихся, в том числе с распределением по уровням образования дополняют образ учебного заведения и свидетельствуют о его востребованности в регионе.
В статье обосновывается значение консерватории и ее правопреемника — музыкального училища как одного из решающих факторов открытия Горьковской - Нижегородской государственной консерватории в 1946 году.
Ключевые слова: Нижегородская Народная консерватория, Нижегородский государственный музыкальный университет, Нижегородский музыкальный техникум, Е. О. Гунст, А. А. Коган, А. А. Литвинов
Для цитирования: Куклев А. В. Предыстория Нижегородской - Горьковской консерватории имени М. И. Глинки // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 20-25. http://doi. org/10.26086/NK.2021.62.4.003.
Original article
Prehistory of the Nizhny Novgorod - Gorky Glinka State Conservatoire
Kuklev Andrey V.
Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected]
Abstract. Based on previously unpublished archival documents, the article presents a bright period of professional musical education in Nizhny Novgorod, associated with the work of the Nizhny Novgorod Conservatory (1918-1921). Opened on the basis of the Nizhny Novgorod Musical College and transformed into a musical college, the conservatory has trained a significant number of professional musicians for a short period of time and has assembled a wonderful teaching staff.
A series of reorganizations of a higher educational institution — People's Conservatory (July 1918 - January 1919) - State Conservatory (January - October 1919) - State Music University (October 1919 - October 1921) is presented in exact accordance with the documents of 1918-1921, clarifying the memories of the participants in those events that are at the disposal of researchers to this day. The presented materials confirm the striving of the staff of the educational institution both for deep integration into the state system of creative educational institutions, and for exclusively professional orientation of music education, which was in some opposition to the tendencies of mass music education due to a decrease in professional requirements.
Reliable information about the number of students, including the distribution by educational level, complements the image of an educational institution and testifies to its relevance in the region.
The article substantiates the importance of the conservatory and its successor — the music school as one of the decisive factors in the opening of the Gorky - Nizhny Novgorod State Conservatory in 1946.
© Куклев А. В., 2021
Keywords: Nizhny Novgorod People's Conservatory, Nizhny Novgorod State Music University, Nizhny Novgorod Music College, E. O. Gunst, A. A. Kogan, A. A. Litvinov
For citation: Kuklev A. V. Prehistory of the Nizhny Novgorod - Gorky Glinka State Conservatoire. Aktualnye problem vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2021;4(65); p. 20-25 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.2021.62.4.003.
В 2021 году Нижегородская консерватория отмечает 75 лет со дня основания, отсчитывая свою фактическую историю от даты издания постановления Совета министров РСФСР от 24 июля 1946 года № 473 «Об организации Государственной консерватории в городе Горьком». Датой начала занятий в Постановлении определено 1 октября 1946 года.
Однако история становления и развития профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде - г. Горьком свидетельствует, что идея создания консерватории и действительное ее открытие состоялись значительно ранее — в 1918 году. Конечно, de jure Горьков-ская консерватория 1946 года не является преемницей Нижегородской консерватории 1918 года, но в действительности эти два учебных заведения объединены множеством невидимых, но очень прочных связей. Непродолжительная, но яркая и результативная работа Нижегородской консерватории начала ХХ столетия стала свидетельством возможности создания в нашем городе высшего музыкального учебного заведения.
Первым профессиональным музыкальным учебным заведением были Музыкальные классы Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества, открытые в 1873 году. Возглавлявший их Василий Юльевич Виллуан, выпускник Московской консерватории 1872 года, сразу же взял курс на подготовку профессиональных музыкантов. В 1907 году Музыкальные классы преобразованы в Музыкальное училище.
В 1918 году Музыкальное училище Нижегородского отделения Русского музыкального общества (статус «Императорское» был утрачен после «Февральской» революции 1917 года) изменило организационную форму в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 12 июля 1918 года, гласившим, что «Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по просвещению в равных со всеми высшими учебными заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского Музыкального общества. Все имущество
и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей Государственного Музыкального строительства, объявляется народной собственностью».
Впервые в истории музыкальные учебные заведения вошли в систему образовательных учреждений, а государство, упразднив РМО, обозначило свою обязанность по музыкальному образованию и просвещению, обеспечению деятельности творческих учебных заведений.
Самым непосредственным образом все изменения в системе музыкального образования отразились и в работе Нижегородского музыкального училища, которое с ликвидацией РМО, с сентября 1918 года начинает деятельность в новом статусе — Народная консерватория.
По воспоминаниям студента училища А. А. Когана (впоследствии первый директор Горьковской консерватории): «В 1918 году, летом, по решению Наркомпроса Нижегородское музыкальное училище было реорганизовано в Народную консерваторию. Директором Консерватории был назначен В. Ю. Виллуан, заведующим учебной частью — дирижер симфонического оркестра Анри Фортер1» [1, с. 4]. Новая форма организации была призвана сделать музыкальное образование доступным для всех слоев населения, и прежде всего для простого народа — отсюда и название «Народная консерватория».
В сентябре 1918 года В. Ю. Виллуан сложил полномочия директора Нижегородского музыкального училища РМО в связи с преобразованием учебного заведения в Народную консерваторию. Директором Народной консерватории был приглашен по согласованию с педагогическим коллективом музыковед Е. О. Гунст2.
Декларируемая общедоступность музыкального образования предоставила возможность обучения представителям самых широких слоев общества разных возрастов. Список учащихся Нижегородской народной консерватории насчитывал в 1918 году 672 человека, из них 310 пианистов, 128 скрипачей, 159 вокалистов, 13 виолончелистов, 9 арфистов, 6 флейтистов, 6 кларнетистов, а также по одному обучающемуся в
классе фагота, валторны и контрабаса. В инструкторских классах обучалось 38 человек [2, л. 1-16 об]. Инструкторские классы создавались при всех Народных консерваториях с целью быстрой подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, кружков, студий.
В числе почти 700 учащихся были, конечно, и случайные люди, которые не понимали специфики обучения профессии музыканта, ее сложности и необходимости наличия дарования. Логичным стало уменьшение численности учащихся к завершению первого послереволюционного 19181919 учебного года до 508 человек. На протяжении нескольких лет эта цифра будет неуклонно уменьшаться, показывая курс педагогического коллектива на повышение профессионального уровня подготовки и проведение более тщательного отбора студентов на стадии вступительных испытаний. В 1919-1920 году количество учащихся составит уже 409 человек, а 1920-1921 году — 356.
В первые месяцы работы Народной консерватории встал вопрос о ее ведомственной принадлежности и подчиненности органам государственной власти. При активном содействии А. А. Фортера к январю 1919 года Нижегородская Народная консерватория была преобразована в Государственную. Большой художественный совет Нижегородской государственной консерватории благодарил А. А. Фортера за «труды по организации консерватории, которая <...> сумела пережить кризис в конце 1918 года и преобразоваться из консерватории народной в государственную» [3, л. 21].
По ведомственному подчинению Нижегородская государственная консерватория относилась к МУЗО — Музыкальному отделу Народного комиссариата просвещения3.
В январе 1919 года директор консерватории Е. О. Гунст подает прошение об отставке.
С февраля 1919 года обязанности директора консерватории возложены на А. А. Литвинова. Бытовые сложности, связанные с послереволюционной разрухой и гражданской войной, коснулись практически всего населения, в том числе и только что прибывшего в Н. Новгород нового директора. Характерной приметой времени стало обращение Государственной консерватории в Отдел второй необходимости Губернского продовольственного комитета4 «Просим отпустить для вновь прибывшего директора А. А. Литвинова колбасы, монпансье,
хлеба, табаку, гильз5, спичек и чаю. 22.02.1919» [4, л. 43].
Реформирование системы музыкального образования стало предметом обсуждения на конференции музыкантов-педагогов, созванной МУЗО в Москве 2 октября 1919 года. На конференции было принято решение о разделении всех музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухступенные (средние) и трехступенные (высшие). Это решение было оформлено в «Положении о Государственном музыкальном университете». Таким образом, детские музыкальные школы становятся частью профессионального музыкального образования.
На заседании Большого художественного совета Нижегородской государственной консерватории директор А. А. Литвинов, участвовавший в работе конференции 2 октября 1919 года, докладывает о Положении о Государственном музыкальном университете. В октябре Нижегородская государственная консерватория реорганизуется в Государственный музыкальный университет, в котором функционируют все три ступени музыкального образования.
На заседании Большого художественного совета университета 26 октября были избраны общим голосованием деканы факультетов: фортепианного — Н. Н. Полуэктова, вокального — П. А. Ке-менев, теоретического — В. Ю. Виллуан, инструментального — М. И. Фишберг6.
В декларируемом статусе Государственного музыкального университета учебное заведение завершает 1919-1920 учебный год. Официальное преобразование отложено до утверждения «Положения о Государственном музыкальном университете».
На 20 ноября 1920 года в Государственном музыкальном университете работают 35 преподавателей и 21 служащий, а общее число обучающихся составляет 346 человек. Наиболее популярными классами были фортепиано (179 человек) и пения (104 человека). Игре на скрипке обучались 29 человек, на виолончели — 7 человек. 13 человек составляли класс арфы. 15 человек обучались искусству игры на духовых инструментах.
Примечательно, что обучающиеся занимались на всех трех ступенях, предусмотренных Положением о Государственном музыкальном университете. 1 ступень — 230 человек, 2 ступень 93 человека, 3 ступень 23 человека.
В начале 1920-1921 учебного года возникает вопрос об окончательном определении формы организации нашего учебного заведения. На заседании Большого художественного совета 10 октября 1920 года звучит непонимание: «называемся то Консерваторией, то Музыкальным университетом».
Практически весь коллектив был за сохранение всех трех ступеней образования, за работу Нижегородского государственного музыкального университета в полном объеме.
21 июня 1921 года директор А. А. Литвинов сложил полномочия, оставив исполняющей обязанности директора Н. Н. Полуэктову. В это же время была получена информация об очередном переподчинении Консерватории Главному управлению профессионального образования (Главпро-фобр). Симфонический оркестр, работавший при Музыкальном университете с 1918 года, передан в ведение Управления политического просвещения (Политпроствет).
В октябре 1921 года учреждение наконец-то получает определенность своего статуса. Отдел художественного образования Глапрофобра сообщил, что Нижегородский музыкальный университет - Консерватория преобразован в Музыкальный техникум с семилетним обучением. Напомним, музыкальный техникум предполагал объединение двух ступеней музыкального образования — школа и собственно техникум. На собрании коллектива директором сроком на один год был избран А. А. Касьянов.
Информацию о преобразовании Нижегородского государственного музыкального университета в Музыкальный техникум подтвердила информация, полученная Н. Н. Полуэктовой во время поездки в Москву в феврале 1922 года. Она сообщила, что «Нижегородская государственная консерватория, как и все провинциальные консерватории, переименованы в Музыкальный техникум 2-й ступени. Техникум-школа 2-й ступени, при нем школа 1-й ступени для детей от 8 до 15 лет и школа 1-й ступени для взрослых» [5, л. 73].
Преобразование Нижегородской народной консерватории (июль-сентябрь 1918 года - январь 1919 года) - Нижегородской государственной консерватории (январь 1919 года - октябрь 1919 года) - Нижегородского государственного музыкального университета (октябрь 1919 года - октябрь 1920 года) нашло отражение в документах тех лет.
На протяжении трех лет в 1918-1921 годах в Нижнем Новгороде работало высшее профессиональное музыкальное образовательное учреждение, правопреемником которого стал Нижегородский музыкальный техникум, ныне Нижегородское ордена «Знак Почета» музыкальное училище (колледж) имени М. А. Балакирева. Коллектив музыкального училища пронесет память о Нижегородской консерватории через несколько десятилетий, а достижения преподавателей и студентов училища станут прочным основанием репутации нижегородской музыкальной педагогики в стране и одним из решающих аргументов в пользу открытия в 1946 году Горьковской консерватории.
Примечательно, что костяк первого педагогического коллектива Горьковской консерватории составили преподаватели музыкального училища, в том числе С. А. Афанасьев, П. И. Булат, Н. А. Глассон, Н. М. Дубяго, С. С. Зимакова, А. А. Касьянов, А. А. Коган, С. Л. Лазерсон, А. Л. Лазерсон, П. И. Миленин, Н. Н. Полуэктова, М. В. Тропинская и многие другие.
Музыкальное училище предоставило вновь открывшейся консерватории в первые месяцы работы классы для занятий. К занятиям в собственном учебном корпусе Горьковская консерватория приступила лишь с началом 1947-1948 учебного года.
Более того, чтобы способствовать наполнению студенческого контингента, музыкальное училище передает наиболее талантливых студентов в консерваторию. «В связи с открытием Консерватории были переведены и выпущены досрочно в январе (1947 года) 7 человек: 1 студент с 4 курса, 6 студентов с 3 курса. 6 учащихся со 2 курса были переданы консерватории в порядке перевода. Весной училище закончило 13 человек, из них 12 с 4 курса и 1 с 3 курса поступили в Консерваторию» [6, л. 3].
Приказ от 16 января 1947 года № 3 уточняет некоторые фамилии студентов, переведенных в консерваторию. В их числе В. Цендровский7, Н. Заблудаева8, М. Аллагулова, И. Победоносцева, Д. Лапидус9.
История Нижегородской - Горьковской консерватории имени М. И. Глинки — это летопись свершений и побед, начинающаяся в далеком послевоенном 1946 году. Однако, фактическая история консерватории, история, написанная судьбами людей, их творческими чаяниями и профессиональными устремлениями, началась значительно раньше — в 1918 году!
Примечания
1 Фортер Анри (Генри) Альфредович, французский дирижер, композитор. В 1914-1918 годах тесно сотрудничал с режиссером А. И. Таировым, заведовал музыкальной частью Камерного театра, создал музыку к спектаклям «Фамира-Ки-фарэд», «Фигаро», «Принцесса Брамбилла». Гастролировал по России — до и после революции: в Ставрополе, Витебске, Нижнем Новгороде. Во Францию Фортер вернулся в конце 1920-х годов.
2 Гунст Евгений Оттович (1877-1933), русский композитор, музыкальный критик. По композиции занимался у Р. М. Глиэра, А. Б. Гольденвейзера. Организатор и учредитель Московского общества распространения камерной музыки (1909). Был дружен с А. Н. Скрябиным. В 19121917 музыкальный критик московских журналов «Маски», «Музыка», «Рампа и жизнь». В 1918 - начале 1919 некоторое время был директором консерватории в Н. Новгороде. В 1919 году дирижер московского Камерного театра, в 1920 году помощник главного дирижера военных оркестров в Петрограде. С 1922 года жил в Париже. Автор фортепианных произведений (в том числе «Гейдельбергские эскизы», ор. 6; «Сказки», ор. 7; «Соната-фантазия», ор. 8), романсов на сл. А. И. Апухтина, А. М. Фета и др., а также многочисленных статей. Автор-составитель книги «А. Н. Скрябин и его творчество». М., 1915.
3 В июле 1918 года при Народном комиссариате просвещения были созданы художественные отделы — Литературный (ЛИТО), Театральный (ТЕО), Изобразительных искусств (ИЗО) и Музыкальный (МУЗО). В МУЗО были созданы подотделы — Специального музыкального образования, Общего музыкального образования, Концертный, Академический, Издательский.
4 С осени 1918 года в России введена карточная система, устанавливающая 4 категории пайков. К первой категории относились рабочие тяжелого физического труда, ко второй все остальные рабочие и служащие, к третьей — лица свободных профессий, к четвертой — лица, пользующиеся наемным трудом и живущие на капитал. Соответственно, отдел второй необходимости занимался распределением пайков среди рабочих и служащих.
5 Имеются в виду гильзы для сигарет.
6 Принципиальным было избрание деканов общим собранием, в отличие от деканов, назначенных в 1918 году прямым распоряжением Наркомпросса. Это подчеркивается в протоколе
заседания Большого художественного совета от 26.10.1919.
7 Цендровский Владимир Михайлович (19242012), заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, музыковед
8 Гусельникова (Заблудаева) Нина Ивановна (1924- ?), оперная певица. Заслуженная артистка Белорусской ССР (1951). Солистка оперы Большого театра СССР (1952-1964).
9 Лапидус Давид Наумович, преподаватель отделения струнных инструментов Горьковского музыкального училища имени М. А. Балакирева (1956-1990), музыкант симфонического оркестра Горьковской филармонии (1952-1971).
Список источников
1. Воспоминания А. А. Когана // Фонд музея истории Нижегородского музыкального училища имени М. А. Балакирева.
2. Список учащихся Народной консерватории (техникума). 1918-1923 гг. // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 5, д. 3.
3. Протоколы общих собраний Большого художественного совета Нижегородской консерватории. Протокол от 23.02.1919 // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 3, д. 1.
4. Разная переписка с губернскими организациями о деятельности консерватории // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 3, д. 3.
5. Доклад тов. директора Н. Н. Полуэктовой о результатах поездки в гор. Москву // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 3, д. 6.
6. Отчет о работе училища в 1946-1947 учебном году // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 1, д. 17.
References
1. Museum of History of the Balakirev Nizhny Novgorod Musical College (w/y), "Vospomi-naniya A. A. Kogana".
2. Central archive of the Nizhny Novgorod region (1918-1923), "List of students of the People's Conservatory (technical school). 1918-1923", Fond 6100, opis 5, delo 3.
3. Central archive of the Nizhny Novgorod region (1919), "Minutes of general meetings of the Big Art Council of the Nizhny Novgorod Conservatory. Protocol of 02/23/1919", Fond 6100, opis 3, delo 1.
4. Central archive of the Nizhny Novgorod region (w/y), "Various correspondence with the provincial organizations about the activities of the conservatory", Fond 6100, opis 3, delo 3.
5. Central archive of the Nizhny Novgorod region (w/y), "Report comrade. Director N. N. Poluek-tovoy about the results of the trip to the mountains. Moscow", Fond 6100, opis 3, delo 6.
6. Central archive of the Nizhny Novgorod region (w/y), "Report on the work of the school in the 1946-1947 academic year", Fond 6100, opis 1, delo 17.
Информация об авторе А. В. Куклев — доцент ННГК, заместитель директора по учебно-производственной работе, председатель предметно-цикловой комиссии «Вокальное искусство» Нижегородского музы-
кального училища (колледжа) им. М. А. Балакирева
Information about the author A. V. Kuklev — associate professor, deputy director for educational and production work, chairman of the subject-cycle commission «Vocal Art» of the Nizhny Novgorod Musical College (College) named after M. A. Balakirev.
Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 24.12.2021; принята к публикации 24.12.2021. The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 24.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.