предводителем для своих родичей. Это существо, которое похитило Туйаарыма Куо девушку самой необычайной красоты из среднего мира. Если посмотреть место жительство a6aahbi нижнего мира, то мы увидим каменные скалы, черные облака, мертвую землю, кровь. Сами абааьы описываются безобразными образами, одноглазыми циклопами, страшными телами. У них присущи такие качества как ненависть, злость, похоть. Все черное, мрачное и мысли у них такие же.
Для стимуляции детей, устроили выставку в классе на неделю стенгазету «Мир олонхо» из трех мира и их героев. Каждый ребенок почувствовал важность и гордость своей работы.
На контрольном этапе исследования дети повторно выполнили тест Е. Торренса «Неполные фигуры», «Нарисуй, какой хочешь узор», «Сказочная птица».
На этом этапе уже 15 учащихся показали высокий уровень, что составило 53%. В выполнении творческой работы, они проявили самостоятельность и фантазию. А в среднем уровне находились 13 учащихся, что составило 47%. Эти дети испытывали трудности в выполнении заданий, недостаточно проявили самостоятельность и фантазию. Низкий уровень тоже никто не показал.
Выводы. Проанализировав результаты исследования, на контрольном этапе количество детей с высоким уровнем художественно-творческих способностей увеличилось, чем на констатирующем этапе. В итоге пришли к выводу, что изученные методы работы иллюстрирования олонхо с детьми дают результат, следовательно, их нужно применять на практике, так как они продуктивно влияют на развитие художественно-творческих способностей младших школьников.
Таким образом, олонхо - это гордость и богатство народа Саха, которое с любовью передается из поколения в поколение. Это великое достоинство народа. Поэтому хочется верить, что еще долгие годы олонхо будет передаваться в дальнейшие поколения и вдохновлять сердца людей. Хотим, чтобы олонхо была живой памятью народа Саха, чтобы размышлять и философствовать о жизни, развиваться и нравственно, так и творчески.
Литература:
1. Авдеев Владислав Иванович, Богатыри олонхо: по мотивам олонхо "Нюргун Боотур Стремительный". - Якутск: Бичик, 1995. - 18 с.
2. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с.
3. Иванов Василий Николаевич, «Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре»: -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 166 с.
4. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики Олонхо. - Якутск: Бичик, 2007. - 176 с.
5. Нюргун Боотур Стремительный (якутский героический эпос). - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1982. - 544 с.
6. Оросин Константин Григорьевич, Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо: алын кылаас о§олоругар. -Якутск, Бичик, 2008. - 55 с.
7. Петров Николай Егорович, Олонхо - шедевр устного и нематериального наследия человечества Издательство: ЯГУ, 2009. - 162 с.
8. Семенова Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб, 2006. - 213 с.
9. Сидоров Егор Сидорович, Очерки по Олонхо, ЯГУ, 2004. - 132 с.
10. Философия и религия народа саха в олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» - Якутск: Сайдам, 2019. - 185 с.
Педагогика
УДК 37
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
НИЖЕГОРОДСКАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. В статье исследуется процесс становления системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области. В рамках проведенного исследования рассматриваются краткие сведения о различных исторических периодах отечественной культуры, оказавших непосредственное влияние на процесс становления и развития музыкального образования на территории Нижегородской области. Выделены и освещены профессиональные пути становления педагогов-музыкантов Нижегородской области, принявших участие в становлении системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области. Проведено исследование процесса становления системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области от периода Царской России до наших дней.
Ключевые слова: Нижегородское музыкальное образование, ИРМО, становление, просветительство.
Annotation. The article examines the process of formation of the system of musical and pedagogical education in the Nizhny Novgorod region. Within the framework of the research, we consider brief information about various historical periods of Russian culture that directly influenced the process of formation and development of music education in the Nizhny Novgorod region. Dedicated and professional lit the path to becoming teachers-musicians of Nizhny Novgorod region, took part in the establishment of the system of musical and pedagogical education, Nizhny Novgorod region. The study of the process of formation of the system of musical and pedagogical education in the Nizhny Novgorod region from Tsarist Russia to the present day.
Keywords: Nizhny Novgorod, musical education, Irmo, formation, enlightenment.
Введение. Исток развития Нижегородского музыкального образования можно отнести ко второй половине XIX века. Время это ознаменовано большими преобразованиями в системе русской музыкальной культуры. Это период отмечен высоким признанием и престижем академического направления в музыкальном искусстве как приоритетного.
Кроме того все российское культурное сообщество интенсивно проникает в систему европейского просвещения. В этой связи в России возникает необходимость создания педагогической системы, в условиях которой появляется возможность реализации профессионального музыкального образования, целью которого являлось воспитание профессиональных музыкантов-исполнителей, а также педагогов-музыкантов.
Изложение основного материала статьи. В середине 1ХХ столетия начинает функционировать Русское музыкальное общество, а также Императорское русское музыкальное общество.
Процесс открытия и развития данных структур в Санкт-Петербурге и Москве, а также консерваторий вызвал необходимость широкого и массового распространения музыкальной культуры на всей территории страны, включая периферию. В 1873 году, в условиях представленного движения весной одним из первых в России открывается отделение ИРМО в нашем городе.
В тот период времени Нижний Новгород - торгово-промышленный центр, речной порт, культурный центр, христианский центр, в котором уже сформировались определенные культурные традиции. Необычный колорит привносили ярмарочные сезоны, красочно оформленные как не только торговый, но и культурный праздник. Также основополагающим компонентом музыкальной культуры Нижнего Новгород являлось церковное песнопение. Кроме того в городе были востребованы и популярны театры. В рамках же аристократических салонов происходит процесс становления художественной элиты.
Формированию музыкальной культуры способствовала активная музыкально-просветительская деятельность критика А.Д. Улыбышева. В рамках его просветительских вечеров, принимал участие в качестве концертмейстера и дирижёра М.А. Балакирев.
В городе процветает так называемое любительское домашнее музицирование, в условиях которого активно развивается музыкальное воспитание.
В этой связи, культурный облик того Нижнего Новгорода привлек внимание руководства ИРМО, результатом чего явилось становление и развитие музыкальной жизни города на качественно ином уровне [3]. Задачей ИРМО было смягчение нравов и духовное воспитание русского народа [4].
Так в Нижнем Новгороде открываются Музыкальные классы при Нижегородском отделении ИРМО. Основателем и руководителем классов стал Василий Юльевич Виллуан, являвшийся на тот момент выпускником Московской консерватории. Василий Юльевич Виллуан прославился не только как грамотный управленец и руководитель, в его деятельность входило решение финансовых вопросов, а как чуткий и талантливый педагог-музыкант. Столкнувшись с проблемой отсутствия преподавателей, ему приходилось преподать фортепиано, скрипку, ансамбль, комплекс теоретических дисциплин. Кроме того на него легла и организаторская функция по проведению концертов местного отделения РМО, в которых он еще и участвовал в качестве исполнителя и дирижера.
Василий Юльевич Виллуан реализовывал педагогическую деятельность, подкрепленную различными методиками, авторскими научными разработками. Такая активная деятельность увенчалась поистине победой. 25-летний юбилей основания Музыкальных классов при Нижегородском отделении ИРМО явился торжеством государственного масштаба и признанием ключевой роли заведения в музыкальной жизни края [3].
Уже к концу XIX столетия одаренные выпускники Музыкальных классов вели педагогическую деятельность в крупнейших учебных заведениях губернии, а также успешно осуществляли исполнительскую деятельность в рамках проведения городских концертов. Среди воспитанников классов можно назвать имена выдающихся педагогов-музыкантов и исполнителей: В. Исакович-Скрябина, И. Добровейн, Г. Гинзбург, С. Ляпунов, братья Д. и А. Крейновы, А. Ерофеев.
В этот период происходит становление вокальной педагогики Нижегородского края. Среди выдающихся педагогов-вокалистов можно назвать имена Л.К. Рабус, Е.В. Тинькова, В.В. Ленина, В.К. Коврейн, в начале ХХ века - В.В. Домелли и Н.Н. Соколова-Мшанская.
В 1907 году открывается Музыкальное училище, на базе прославленных Музыкальных классов. После 1918 года учебное заведение неоднократно переименововалось - Народная консерватория, Музыкальный техникум, затем - Музтеатехникум, В 1938 года - вновь Музыкальное училище.
Музыкальная культура послереволюционной России насыщена бурным просветительством, а также расширением области музыкального образования. Музыкальное образование приобретает тенденции общедоступности. В программы городских школ включается предмет «Пение», «Музыка», выявляющий творческие способности школьников.
Активную роль в развитии музыкального искусства города сыграло строительство крупнейших промышленных предприятий. Так в 1933 году, через год после запуска Горьковского автомобильного завода, для детей рабочих и служащих Автозаводского района открывается Детская музыкальная школа № 1.
Среди педагогов-музыкантов школы были пианистка О.В. Алексеева, певица Л.Э. Бодэ-Боярова, работавшая вместе с Ф. Шаляпиным на сценах Мариинского и Миланского театров.
Первые педагоги-музыканты школы внесли неоспоримый вклад в развитие музыкального образования города в предвоенный период. Уже первый выпуск учащихся школы состоялся 1940 году, когда Советский союз стоял на пороге Великой отечественной войны.
Примерно в этот же период в городе начинают функционировать кружки детского творчества. В 1937 году открыл свои двери Дворец пионеров им. В.П. Чкалова, ныне Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова, целью данного заведения было вовлечение детей города в активную творческую деятельность.
Послевоенный период развития музыкального образования города Горького характеризуется массовым открытием учреждений дополнительного образования разносторонней направленности, активным включением музыкальных предметов в программы общеобразовательных школ, учреждений дошкольного образования.
Так в 1962 году во Дворце детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова, начинается процесс развития кружков художественно-эстетического направления, в том числе музыкального. Вербицкая Мария Павловна, являвшаяся на тот момент заведующей художественным отделом, способствовала организации
системы в работе преподавания игры на фортепиано. Ею был разработана программа обучения, подобран преподавательский состав. С 1964-1965 годы организация занятий в фортепианных классах во Дворце детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова выходит на новый уровень. Вскоре во Дворце была организована хоровая студия по типу Струве, которая функционирует по сей день, развивая хоровое движение Нижегородской области. Фортепианные же классы органично влились в состав этой студии. Каждый желающий хоровой студии мог обучаться игре на фортепиано, овладевая необходимыми знаниями, умениями и навыками в области фортепианного исполнительства.
В 1970 году открывается Дом пионеров в Московском районе, целью которого было координирование работы с пионерами района по разным направлениям деятельности. В данном учреждении, на тот момент, среди различных творческих кружков функционировали кружки музыкальной направленности, среди которых: «Хоровой кружок», «Кружок горнистов и барабанщиков».
Все эти годы работа педагогов-музыкантов заключалась не только в обучении музыкальному искусству детей. Это были коллективы, где проводилась плодотворная воспитательная работа.
В этой связи, в условиях данного процесса требовались квалифицированные кадры, способные вести музыкальные занятия в школах, детских садах, секциях и студиях. Подготовкой специалистов данной области занимались учреждения среднего профессионального образования города - Горьковское музыкальное училище, Педагогическое училище, Дзержинское музыкальное училище, Арзамасское музыкальное училище; учреждения высшего образования Горьковская Консерватория и Горьковский Педагогический университет. Показательно, что в стенах Горьковского Педагогического университета каждый будущий педагог начальных классов обучался игре на музыкальных инструментах, а также овладевал вокально-хоровыми навыками.
Впоследствии, отдельные музыкальные предметы были преобразованы в целое музыкальное направление, целью которого была подготовка высококвалифицированных педагогов-музыкантов, умеющих не только грамотно и виртуозно исполнить музыкальное произведение, но и готовых к взаимодействию с обучающимися разных возрастов, готовых к выявлению музыкальных способностей у детей, обучающихся в системе общего, дошкольного и дополнительного образования, воспитанию гармонично-развитой личности. Здесь вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «...музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
С конца 90-х годов прошлого столетия, данное направление активно развивается, преобразуется. Выпускники овладевают эффективными и современными музыкально-педагогическими технологиями, применяют их на практике.
В настоящее время в Мининском университете на кафедре продюсерства и музыкального образования осуществляется подготовка педагогов-музыкантов, готовых к эффективной реализации себя в профессиональной деятельности в учреждениях общего, дошкольного, дополнительного образования всей Нижегородской области. За период обучения по программе, будущие выпускники становятся компетентны в области психолого-педагогической подготовки, овладевают вокально-хоровыми, дирижерскими, исполнительскими, сценическими навыками. Педагогический коллектив, осуществляя профессиональную деятельность, сохранить уникальную особенность сочетания традиций музыкального искусства Нижегородской системы музыкального образования с инновациями современного времени.
Выводы. В этой связи важно подчеркнуть необходимость использования в реализации профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов сочетания традиционных методов обучения, характерных для специфики и сущности музыкального образования, с инновационными, прогрессивными технологиями, с целью постоянного обновления содержания, обеспечения конкурентноспособности данной отрасли педагогической науки.
Литература:
1. Бердникова Н.П., Колесников В.С. По музыкальным местам нижнего новгорода материалы к экскурсии / Нижний Новгород, 2007.
2. Бердникова Н.П., Колесников В.С. Нижегородское отделение ИРМО Музыкально-исторический очерк / Нижний Новгород, 2014.
3. Бердникова Н.П., Колесников В.С. Нижегородское отделение ИРМО (императорского русского музыкального общества) музыкально-исторический очерк / Нижний Новгород, 2014.
4. Кирнозе З.И., К истокам Нижегородской консерватории: Василий Юльевич Виллуан (1850-1922) и императорское русское музыкальное общество. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 1 [47] 2018, С. 20
5. Полуэктова Н.Н. Музыкальное образование в Нижнем Новгороде. М., 1955.
6. Шапошников Л.Е. «Нижегородский государственный педагогический университет: история и современность». Высшее образование в России № 7, 2011, с. 28-35 https://cyberleninka.ru/article/n/nizhegorodskiy-gosudarstvennyy-pedagogicheskiy-universitet-istoriya-i-sovremennost/viewer
7. Шикина Г.А. От Древности к Современности: занимательная история музыки в детской музыкальной школе 8 Музыкальное образование и наука № 2 (7) 2017 http://nnovcons.ru/files/mo_2_(7)_2017.pdf