Научная статья на тему 'Участие Императорского Двора в становлении и развитии русского музыкального общества (1859—1917). Часть 2'

Участие Императорского Двора в становлении и развитии русского музыкального общества (1859—1917). Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
304
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / MUSICAL CULTURE OF RUSSIA / ИРМО / IRMO / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ENLIGHTENMENT / РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОР / THE RUSSIAN IMPERIAL COURT / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ / GRAND DUKE AND DUCHESS / РУБЕЖ ХІХ—ХХ ВЕКОВ / THE LINE I-TWENTIETH CENTURIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зима Татьяна Юрьевна

В статье исследуется процесс становления российской образовательно-просветительской системы Российской империи 2-й половины XIX — начала XX века, где одну из ключевых ролей играли представители Императорского Двора. На протяжении советского периода истории России это важное положение сознательно замалчивалось, хотя всё социалистическое строительство музыкального дела в СССР фактически базировалось на дореволюционном фундаменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the process of the development of Russian education and educational system of the Russian Empire, the 2nd half XIX and early twentieth century, Where one of the key roles played by the imperial court. During the Soviet period of Russian history is an important position deliberately suppressed, though the building of socialism in the USSR in fact, based on the pre-revolutionary foundation.

Текст научной работы на тему «Участие Императорского Двора в становлении и развитии русского музыкального общества (1859—1917). Часть 2»



ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

Автор статьи умышленно не делает никаких выводов и не дает никаких рекомендаций. Есть констатация несуразностей, недоработок, с которыми столкнулись в учебной работе педагоги-практики. Как решать эти проблемы и кто будет их решать — не в компетенции автора статьи. Однако мы обращаем внимание на то, что подобная неразбериха в специальностях, учебных планах и требованиях стан-

дартов приведет к снижению уровня профессиональной подготовки не только в системе высшей школы, но и на уровне среднего специального образования. И вместо подготовки высококлассных, компетентных, конкурентоспособных профессионалов, мы будем выпускать слабо подготовленных специалистов, которые не смогут конкурировать на рынке труда.

Примечания

1. Барыкина, Л. Contemporary dance по-русски <http://www.arteria.ru/tanz_theater/barykina.htm> [Электронный ресурс] / Л. Барыкина. — Режим доступа: http://www.arteria.ru/tanz_theater/barykina.htm

2. Гердт, О. Территория возможностей / О. Гердт // В движении. Институт театра Нидерландов.

— Москва, 1999.

3. Гиршон, А. Современный танец как вид искусства / А. Гиршон // Танцевальный Клондайк. 2003.

— № 3.

4. Кондратенко, Ю. Синтез в хореографическом искусстве эпохи постмодерна / Ю. Кондратенко // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии : [материалы международной конференции]. — Волгоград, 1999. — С. 16.

^Участие императорского двора

В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (1859—1917). ЧАСТЬ 21

УДК 78.03 Т. Ю. Зима

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье исследуется процесс становления российской образовательно-просветительской системы Российской империи 2-й половины XIX — начала ХХ века, где одну из ключевых ролей играли представители Императорского Двора. На протяжении советского периода истории России это важное положение сознательно замалчивалось, хотя всё социалистическое строительство музыкального дела в СССР фактически базировалось на дореволюционном фундаменте.

Ключевые слова: музыкальная культура России, ИРМО, профессиональное музыкальное образование, просветительство, российский Императорский Двор, великие князья и княгини, рубеж XIX— ХХ веков.

This article examines the process of the development of Russian education and educational system of the Russian Empire, the 2nd half XIX and early twentieth century, Where one of the key roles played by the imperial court. During the Soviet period of Russian history is an important position deliberately suppressed, though the building of socialism in the USSR in fact, based on the pre-revolutionary foundation.

Keywords: musical culture of Russia, IRMO, professional music education, enlightenment, the Russian

Imperial Court, Grand Duke and Duchess, the line I-twentieth centuries.

1 Первая часть статьи «Участие Императорского Двора в становлении и развитии Русского музыкального общества (1859— 1917)» была опубликована в № 1(51) за 2013 год, С. 244—249.

238 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 238-242

^ Искусствознание

В каждом регионе России обязательно находился «свой Антон Рубинштейн», существовал свой «салон Виельгорских», то есть музыкальный кружок, рано или поздно преобразованный в Отделение ИРМО, имелись свои знаковые фигуры, оставившие заметный след в российской музыкальной культуре. Имена их не забыты (не только на местном уровне) и по сей день; в Астрахани, например, это Артур Иосифович Капп (ученик Н.А. Римского-Корсакова), судьба которого с 1904 по 1920 год была связана там с Музыкальным училищем РМО, в Киеве — это Александр Николаевич Виноградский, в Нижнем Новгороде — Василий Юльевич Виллуан (ученик Ф. Лауба), почти полвека отдавший нижегородскому РМО и его учебным заведениям, в Саратове — губернатор Михаил Николаевич Галкин-Враский и великолепный педагог-организатор Станислав Каспарович Экснер, более 30 лет беззаветно служивший на музыкально-образовательном поприще местного РМО, в Иркутске — Анатолий Юльевич Гинита-Пилсудский Ф и Евгения Григорьевна Городецкая (оба

— выпускники Петербургской консерватории в разные годы), в Томске — супруги К.И. и Г.С. Томашинские и коммивояжер А.А. Ауэрбах, в Баку — с 1905 года чета Доброхотовых — виолончелист Василий Степанович (директор Бакинского отделения РМО) и его жена, пианистка Елена Артемьевна, в Пермской губернии — подвижник А.Д. Городцов, в Воронеже — камергер С.М. Сомов и два его брата, в Омске — чета Л.С. и М.Ф. Буланже, в Ростове-на-Дону

— Михаил Фабианович Гнесин и Матвей Леонтьевич Пресман (с 1900 года здесь бессменный директор Музыкального училища, окончивший в 1891-м Московскую консерваторию у В.И. Сафонова), а в Таганроге

— целая династия, в ряду которой Ахиллес Николаевич Алфераки — городской голова и т.д., и т.д. [6]

Усилия всех приближенных ко Двору и радеющих за доброе дело на поприще музыкальной нивы принесли свои плоды — в учебные и концертные учреждения ИРМО

по всей стране стали приезжать доморощенные педагоги и исполнители — выпускники столичных консерваторий с дипломами «свободного художника» [4]. Можно смело утверждать, что к концу XIX века в России образовался и занял прочное место в обществе совершенно новый класс — профессиональных музыкантов. Все они по-своему закладывали прочный фундамент музыкально-образовательного здания своей страны, исполнительскую и композиторскую школу которой уже признала не только Европа, но и весь мир (особенно после гастролей в США П.И. Чайковского и А.Г. Рубинштейна).

Открытие провинциальных Отделений ИРМО и музыкальных учреждений при них повсюду становилось большим событием, причём не только местного значения. Представители Императорского Двора, «курировавшие» ИРМО всегда отзывались на них поздравлениями. Так, в 1893 году в начале февраля в Сибирь поступила поздравительная телеграмма [5, с. 237—238] по случаю открытия Музыкальных классов Томского отделения ИРМО (первых на этой обширнейшей от Урала до Тихого океана территории). Подписала телеграмму новая Председательница ИРМО вел. кн. Александра Иосифовна (1830—1911), супруга вел. кн. Константина Николаевича, ушедшего в 1892 году в мир иной...

Безусловно, подобное августейшее внимание льстило провинциальным музыкальным деятелям и стимулировало их к дальнейшей деятельности, а главное, утверждало в мысли о причастности к значительному общегосударственному делу, которому немало сил, времени и материальных средств отдает сам Императорский дом [2].

Утвержденная в 1892 году Председателем ИРМО Александра Иосифовна, по отзывам её современников, была ослепительно красива, умна и талантлива. Ей посвящали свои опусы Иоганн Штраус-сын и Антон Рубинштейн. Она прекрасно играла на фортепиано, любила музицировать (как и её муж) и пробовала свои силы в композиторской практике. Не случайно на

$

239

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

«испытании учащихся», для которого Александра Иосифовна любезно предоставила Мраморный дворец, среди исполняемых произведений Моцарта, Шопена, Рубинштейна, Чайковского, Баха прозвучали и два её сочинения.

Большое внимание великая княгиня Александра Иосифовна (как в свое время и вел. кн. Елена Павловна, и вдовствующая императрица Мария Федоровна, и др.), уделяла благотворительности, учредив стипендию своего имени для консерваторцев, оплачивала ежегодно дешевую столовую для учащихся и т.д. Занимаясь благотворительной деятельностью, августейшие жёны невольно принимали участие в осуществлении государственной социальной политики, выполняя как «подданные» империи свои «служебные» обязанности (гражданские функции). Вместе с тем они выступали проводниками православно-русских традиций попечительства о нуждающихся и в этом находили своеобразный способ самореализации, самовыражения себя как личности. В этой области наиболее ярко проявлялась социокультурная роль женщины1.

Действительно, более всего великая княгиня любила помогать. Поэтому, когда Антон Григорьевич обратился к ней, августейшей особе, с просьбой о помещении для консерватории, она приложила максимум усилий и вскоре сообщила, что «Государь Император, по её ходатайству» повелел передать консерватории здание Большого театра...

Проблема помещений, надо отметить особо, повсеместно была «вопросом вопросов». Отделения, располагавшие собственными площадями, конечно, оказывались в очень выигрышном положении и развивались куда успешнее.

Но таковых насчитывалось всего ничего — в Москве, в Воронеже, в Тифлисе, да еще невероятно повезло с этим саратовцам. Там многолетние хлопоты председательницы местного Отделения ИРМО

1 Справедливо кто-то подметил, что на протяжении всего XIX века благотворительность была единственной сферой, в которой женщине были открыты все пути, только тут она была гостеприимно принята.

— супруги тогдашнего губернатора княгини Марии Алексеевны Мещерской, подкрепленные безвозмездными личными материальными вложениями в стройку князя Петра Михайловича Волконского (за что его позже избрали в «Почётные члены ИРМО»), увенчались открытием каменного здания с Большим концертным залом для Музыкального училища (впоследствии ставшим консерваторией). Красноречив и показателен состав присутствующих (помимо многочисленной публики) на торжественной церемонии (1902 году) по этому случаю: «... здесь собрались представители почти всех правительственных и общественных учреждений — член Государственного Совета, действительный тайный советник М.Н. Галкин-Враский, саратовский губернатор А.П. Энгельгардт, городской голова А.О. Немировский, прокурор Судебной Палаты А.А. Макаров, председатель Губернской Управы и др. Из музыкального мира прибыли в Саратов — директор Московской консерватории В.И. Сафонов, композитор А.С. Аренский, вице-председатель Московского отделения ИРМО С.П. Яковлев, секретарь Главной Дирекции ИРМО В.Э. Направник, а также коллеги — директор Тамбовского музыкального училища С.М. Стариков и инспектор того же Училища Э.К. Вебер, некогда работавший в Саратовском РМО директором и преподавателем, квартет герцога Мекленбург-Стрелицкого» [8]. Среди многочисленных поздравительных телеграмм (а их поступило более сорока), на церемонии зачитали полностью от княгини и князя Мещерских, от князей Михаила, Сергея и Петра Волконских, от Танеева, Игумнова, Пухальского, Есиповой, Ауэра, Шора и Отделений ИРМО (Петербургского, Московского Киевского, Харьковского, Пензенского, Казанского, только что открытого Самарского).

Однако подчёркнуто внимательного оглашения заслужил рескрипт, заканчивавшийся следующими словами: «.От имени Матушки и своего приношу всем лицам, потрудившимся в деле постройки, Нашу искреннюю при-

$

240

^ Искусствознание

знательность и питаю уверенность, что новое обширное здание послужит к дальнейшему процветан1ю саратовского Музыкального училища и всего музыкального дела в Россш! КОНСТАНТИН» [8]. Вместе с поздравлением великий князь просил передать в дар волжанам свой портрет в изящной тёмно-красной рамке с золотой короной [8].

Личность Константина Константиновича Романова (1858—1915) чрезвычайно любопытна хотя бы уже тем, что на его стихи (знаменитый К.Р. — он!) писал романсы П.И. Чайковский, а в письме к Н.Ф. фон Мекк называл «симпатичным и очень музыкальным» [3]. Ему, сыну своих родителей — вел. кн. Константина Николаевича и вел. кн. Александры Иосифовны — сам Бог велел быть музыкально одарённым, а в ИРМО — занять должность вице-председателя своей Матушки, которая де-юре продолжала быть высочайшей покровительницей, а де-факто последние восемь лет жизни уже не покидала своего дворца, отойдя от активной деятельности, и в 1909 году передала правле-Ф ние Русским музыкальным обществом Елене

Георгиевне Мекленбург-Стрелицкой (праправнучке Екатерины Великой по линии своей матери).

Принцесса Елена Георгиевна (1857—1936), в замужестве Саксен-Альтенбургская, с 1899 года состояла «Почётным членом ИРМО», а через десять лет стала его Председателем. Она тоже была удивительной женщиной, но уж с совсем непростой судьбой; на её век выпали и революция 1905 года, и Первая мировая война (с началом которой она приняла российское подданство и при этом всячески помогала русским военнопленным в Германии, устраивала концерты и базары в пользу раненых), и революции 1917 года, и расправа над царской семьёй, и, наконец, в 1922 году выезд за границу навсегда, где она, не сломленная невзгодами, создала Музыкальное общество, а в Париже вместе с Рахманиновым (некогда своим помощником по ИРМО) поддерживала Русскую консерваторию.

В годы своего расцвета Елена Георгиевна

превратила Каменноостровский дворец (доставшийся ей по наследству) в один из центров музыкальной культуры Санкт-Петербурга, устраивала в нём концертные вечера, на которых нередко пела сама. Продолжая традицию своих предшественниц в плане благотворительности, учредила ряд стипендий консерваторцам и оплачивала поездки талантливых музыкантов на заграничные конкурсы.

За период председательства в Императорском русском музыкальном обществе Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской в России открылось три(!) консерватории, около десятка Отделений ИРМО (Владивостокское, Уфимское, Владимирское, Вятское и др.), не говоря уже об интенсивной концертно-гастрольной жизни не только российских столиц, но и самых далёких от них провинций. Запущенный в 1859 году «маховик» под названием «Русское музыкальное общество», заметно набрал оборотов, и отлично отлаженная с годами просветительско-образовательная система в начале XX века работала полным ходом. Но.

... в мае 1917 года Главная Дирекция ИРМО была вынуждена срочно созвать съезд музыкальных деятелей «в связи с произошедшими событиями и грядущими, возможно, изменениями в жизненном укладе империи» [7]. На этот призыв отозвалось более 50-ти(!) Отделений.

Вот какую мощную структуру удалось создать «царскому режиму» за шесть (без малого) десятилетий. И это крепко выстроенное здание не удалось разрушить ни Октябрьской социалистической революции, ни судьбоносным событиям «кипучей и могучей» страны начала 1990-х годов. До сего дня полтора десятка музыкальных училищ продолжают выпускать профессиональных музыкантов, чтя традиции, заложенные еще в эпоху реформ Александра II, а две старейшие консерватории только что отметили солидные юбилеи (третья — Московская — стоит на пороге своего 150-летия).

Весь ход истории доказывает простую истину — краху подвержены любые идеоло-

$

241

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

гические конструкции (самые, казалось бы, незыблемые и универсальные), рушатся монаршие дома и целые империи, но только Искусство — вечно, в том числе (а может, и в

первую очередь) Музыка, вечную жизнь которой помогают поддерживать профессиональные музыканты и готовящие их специальные учебные заведения.

Примечания

1. Асафьев, Б. В. Их было трое. (из эпохи общественного подъема русской музыки 50—60-х годов // Избранные труды / Б. Асафьев; ред. текста и примеч. Е.М. Орловой. — Москва : Издательство АН СССР, 1954. — Т. 3.

2. Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник / В.Г. Григорян. — Москва : АСТ, 2007.

3. Завьялова, Л. В. Великий Князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи: История семьи / Л.В. Завьялова, К.В. Орлов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2009.

4. История русской музыки : в 10 т. — Москва : Музыка. — 2004. — Т.10 Б.

5. Куперт, Т. Ю. Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г.Рубинштейну) / Т.Ю. Куперт. — Томск, 2006.

6. Отчёты Отделений ИРМО за разные годы (1859—1917гг.).

7. Пузыревский, А. И. Императорское Русское Музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности / А.И. Пузыревский. — Санкт-Петербург : Тип. В.Я.Мильштейна, 1909.

8. Торжественное открытие и освящение здания Саратовского Музыкального училища. — Саратов, 1903.

9. Фонд 408 (Главная Дирекция ИРМО) в ГИА СПб.

(Ф^РАНЦУЗСКОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО И ПАРИЖСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

УДК 78.03

П. Б. Подмазова

Российская академия музыки имени Гнесиных

В данной статье рассмотрен период формирования скрипичных классов Парижской консерватории, связанный с именами прославленных скрипачей второй половины XVIII — начала XIX века. Выявлены основные цели и задачи создания первого в мире учебного заведения, где образование становится общественным делом. Определяется роль Парижской консерватории в развитии мирового скрипичного исполнительства.

Ключевые слова: парижская консерватория, Гавинье, Крейцер, Роде, Байо.

This article describes the formative period of violin classes at the Paris Conservatory, is associated with the names of famous violinists of the second half of XVIII — early XIX century. The main aims and objectives of creating the world's first educational institution where education is a public matter. Defines the role of the Paris Conservatory in the development of the world of violin playing.

Keywords: Conservatoire de Paris, Gavinies, Kreutzer, Rode, Baillot.

К концу XVIII столетия французское скри- жились наиболее благоприятные условия для пичное искусство достигло высокой степе- формирования основных тенденций, получив-ни профессионального развития, когда сло- ших плодотворное развитие в период расцве-

242 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 242-245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.