Научная статья на тему 'Деятельность великого князя константина Константиновича Романова (К. Р. ) на посту вице-председателя Императорского Русского музыкального общества'

Деятельность великого князя константина Константиновича Романова (К. Р. ) на посту вице-председателя Императорского Русского музыкального общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (ИРМО) / КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ РОМАНОВ (К. Р.) / ВИЦЕ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИРМО / МОСКОВСКАЯ И ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИИ / КОМПОЗИТОР П. И. ЧАЙКОВСКИЙ / IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY (IRMS) / KONSTANTIN ROMANOV (K. R.) / VICE-CHAIRMAN OF IRMO / MOSCOW AND ST. PETERSBURG CONSERVATORY / COMPOSER P.I. TCHAIKOVSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зима Татьяна Юрьевна

В статье предпринята попытка воссоздать портрет великого князя Константина Константиновича Романова (К. Р.), представителя Императорской фамилии. Наряду с литературой и театром, К. Р. беззаветно любил музыку; прекрасно играл на фортепиано, пробовал свои силы в композиторском творчестве, лично дружил с П. И. Чайковским, устраивал музыкально-литературные вечера, но реально ощутимый вклад внёс в дело музыкального строительства России, находясь с 1892 года по 1908 год на посту вице-председателя Императорского Русского Музыкального общества. В этом статусе K.P. контролировал возведение Большого зала Московской консерватории, посещал Отделения ИРМО, приветствовал открытие здания будущей Саратовской консерватории и мн. др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF GRAND DUKE KONSTANTIN ROMANOV (K. R.) AS VICE-CHAIRMAN OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY

In this аrticle аn attempt to recreate a portrait ofGrand Duke Konstantin Konstantinovich Romanov (K.R. his stage name). Along with literature and theater K.R. devotedly loved and music, beautifully played the piano, tried his hand at composition creativity, personal friends with P.I. Tchaikovsky, arranged musical-literary evenings, but really made a significant contribution to the cause of Russian music building, while from 1892 to 1908 as vice-chairman of the Imperial Russian Musical Society. In this status, K. R. supervised the construction of the Great Hall of the Moscow Conservatory, attended Divisions of IRMO, welcomed the opening of the building of the future Saratov Conservatory and many others. etc.

Текст научной работы на тему «Деятельность великого князя константина Константиновича Романова (К. Р. ) на посту вице-председателя Императорского Русского музыкального общества»

^ Теория и история культуры

Д ЕЯТЕЛЬ НОСТЬ ВЕЛИКО ГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНО ВИЧА РОМА НО ВА (К. Р.) НА ПОСТУ ВИЦЕ-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКО ГО МУЗЫКАЛЬ НО ГО ОБ ЩЕСТВА

УДК 008(091) Т. Ю. Зима

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье предпринята попытка воссоздать портрет великого князя Константина Константиновича Романова (К. Р.), представителя Императорской фамилии. Наряду с литературой и театром, К. Р. беззаветно любил музыку; прекрасно играл на фортепиано, пробовал свои силы в композиторском творчестве, лично дружил с П. И. Чайковским, устраивал музыкально-литературные вечера, но реально ощутимый вклад внёс в дело музыкального строительства России, находясь с 1892 года по 1908 год на посту вице-председателя Императорского Русского Музыкального общества. В этом статусе К. I5. контролировал возведение Большого зала Московской консерватории, посещал Отделения ИРМО, приветствовал открытие здания будущей Саратовской консерватории и мн. др.

Ключевые слова: Императорское Русское Музыкальное общество (ИРМО), Константин Константинович Романов (К. Р.), вице-председатель ИРМО, Московская и Петербургская консерватории, ком позитор П.И. Чайковский.

T. Yu. Zima

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

ACTIVITY OF GRAND DUKE KONSTANTIN ROMANOV (K. R.) AS VICE-CHAIRMAN OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY

In this article an attempt to recreate a portrait ofGrand Duke Konstantin Konstantinovich Romanov (K.R. — his stage name). Along with literature and theater K.R. devotedly loved and music, beautifully played the piano, tried his hand at composition creativity, personal friends with P.I. Tchaikovsky, arranged musical-literary evenings, but really made a significant contribution to the cause of Russian music building, while from 1892 to 1908 as vice-chairman of the Imperial Russian Musical Society. In this status, K. R. supervised the construction of the Great Hall of the Moscow Conservatory, attended Divisions of IRMO, welcomed the opening of the building of the future Saratov Conservatory and many others. etc.

Keywords: Imperial Russian Musical Society (IRMS), Konstantin Romanov (K. R.), vice-chairman of IRMO, Moscow and St. Petersburg Conservatory, composer P.I. Tchaikovsky.

ЗИМА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА — кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного университета культуры и искусств 99

ZIMA TAT'IANA IUR'EVNA — Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Зима, Т. Ю., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

Праправнук Екатерины II и внук Николая I — великий князь Константин Константинович Романов (1858—1915)— личность уникальнейшая как в роду этой царской фамилии, так и в истории российской культуры. Династически он вынужден был принять карьеру военного (где оставил заметный след), пожизненно оставаясь в душе истинным Художником. За недолгую жизнь на его счету немало благих дел, благодаря которым он, бесспорно, пополнил ряды лучших сынов своего Отечества.

Художественная одарённость Константина Романова (отсюда К. Р. — творческий псевдоним) проявилась уже в детстве, когда в Стрельне, где он родился, и в Мрамор ном двор це в Пе тер бур ге, где боль шей частью жила августейшая семья [2], постоянно звучала музыка. То, что К. Р. с малых лет ос ваи вал раз лич ные му зы каль ные инструменты, обнаруживается в его письмах к отцу; вот, например, от 18 июля 1868 года: «...учимся с Ильёй Александровичем (видимо, его музыкальный наставник. — Т.З.) на форшепианах, иногда я играю на виолончели... ходим купаться... ели землянику... Твой сын Константин» [12, д. 779]. Отец К. Р. — великий князь Константин Николаевич (1827—1892)— человек крупного масштаба, «до дрожи в жилах» любил музы ку; сам превос ход но иг рал на фор тепиа-но, органе, виолончели и всякую свободную минуту музицировал [4]. Не случайно именно он в 1873 году возглавил (помимо прочего) ещё и Русское Музыкальное общество (РМО), основанное в 1859 году великой княгиней Еленой Павловной (1806/07— 1873)1 и пианистом Антоном Рубинштейном (1829—1894). С приходом в РМО вел. кн. Константина Николаевича Общество получило новый титул — «Императорское» — и приобрело тем самым государственный статус, подкреплённый ежегодной субси-

1 До замужества — принцесса Вюртембергского королевского дома. Супруга, а с 1849 года вдова великого князя Михаила Павловича (внука Екатерины II). В связи с тем, что она родилась в последние дни декабря 1806 года по старому стилю, часто годом её рождения называют 1807-й (по новому стилю).

дией в несколько десятков тысяч рублей [7, с. 7]. Мать К. Р. — Александра Иосифовна (1830—1911) — как и её муж, тоже любила музицировать, прекрасно играла на фортепиано и даже пробовала свои силы в композиторской практике. По отзывам её современников, она была ослепительно красива, умна и талантлива [3]. Ей посвящали свои опусы Иоганн Штраус-сын и Антон Рубин штейн.

Взрастая в столь музыкальной среде, ему, сы ну своих роди те лей, да ещё поя вившемуся на свет за год до учреждения РМО, сам Бог велел быть художественно одарённым. Оставаясь в душе натурой утончённой, семнадцатилетним юношей гардемарин К. Р. вынужден был от пра вить ся в со ста ве рус ской эс кад ры на фрегате «Светлана» в двухгодичное плавание к берегам Нового Света, в Японию, Китай, Сингапур, по возвращении из которого у него начал формироваться круг общения. Судя по эпистолярному наследию К. Р., в него во шли мно гие пред ста ви те ли культур ной элиты Российской империи рубежа XIX—XX веков.

Начало обширной переписке в 1880 году положило первое послание великого князя к П. И. Чайковскому, а личная дружба этих блистательных людей своей эпохи (и не только своей!) состоялась в одном адмиральском доме, о чём ком по зи тор со об щал На де ж де Филаретовне фон Мекк, характеризуя К. I5. так: «...юноша оказался чрезвычайно симпатичным и очень хорошо одарённым к музыке. Мы просидели ош 9 часов до 2-х ночи в разговорах о музыке. Он очень мило сочиняет, но, к сожалению, не имеет времени заниматься усидчиво» [12].

С 1882 года у К. Р. начинается многолетний период творческого подъёма. В этот год в восьмой книжке «Вестника Европы» публикуется стихотворение «Псалмопевец Давид», подписанное никому доселе неизвестным криптонимом «К. Р.», а в 1886-м тиражом в 1000 экземпляров издаётся первая книжечка «Стихотворения К. Р.». Она не поступала в продажу, а была разослана

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

автором друзьям и своим духовным учителям. Одна из них оказалась и у П. И. Чайковского. Вскоре на особо понравившиеся композитору стихи родились шесть романсов ор. 63 — «Уж гасли в комнатах огни...», «Первое свидание», «Растворил я окно.», «Я вам не нравлюсь.», «Я сначала тебя не любила.» и «Серенада» (их позднее издатель П. И. Юргенсон (1836—1903) опубликовал).

Этот год оз на ме но вал ся для К. I5. ещё одним грандиозным событием — молодая жена — вел. кн. Елизавета Маврикиевна (урожд. принцесса Елизавета Саксен-Альтенбург-ская, 1865—1927) подарила мужу первенца Иоанна2. Женившись на немке и привезя супругу в Россию, Константину Константиновичу Романову приходилось многое ей объяснять, лично прочитать жене «Евгения Онегина» Пушкина, которого он невероятно чтил, и свозить в Мариинский театр на постановку одноимённой оперы.

Августейшая чета по-настоящему любила музыку и регулярно посещала и оперный театр, и концерты Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО), и выступления знаменитых музыкантов-гастролёров в российской столице. Так, К. Р. был «замечен» на 50-летнем юбилее оперы Глинки «Жизнь за царя», где «присутствовал сам Государь с семейством, а также Шестакова и Степанова, которых пригласили в антракте в императорскую ложу и вручили подарки» [13], на 25-летии первой русской консерватории, где после молебна К. Р. со сво ей матуш кой возложи ли лавровый венок на портрет вел. кн. Елены Павловны, а также в окружении вел. кн. Екатерины Михайловны и принцессы Елены Георгиевны на концерте учащихся консерватории в Дворянском собрании с участием А. Г. Рубинштейна и С. И. Танеева, на программке которого К. I5. сделал пометки к каждому номеру — «очень красиво», «интересно»,

2 Всего у августейшей четы родилось девять детей: Иоанн (1886—1918), Гавриил (1887—1955), Татьяна (1890—1979), Константин (1891—1918), Олег (1892—1914), Игорь (1894—1918), Георгий (1903—1938), Вера (1906—2001).

«не совсем хорошо исполняла», «очень мило», «исполнено прекрасно», «не дурно», «хорошо», «не очень удачно» и т.п. [13].

В год сво его три дца ти ле тия К. Р. мно го говорил о музыке с П. И. Чайковским, слушал и пытался постичь его 5-ю симфонию. Великий князь выступал в известных светских салонах, демонстрируя блестящие исполнительские способности. Ярчайший пример тому — концертное исполнение им произведений Моцар та в при сут ст вии А. Ру бин штей на, к мнению которого он всегда прислушивался. Вместе с тем, ознакомившись с его оперой «Купец Калашников», К. Р. вынес вердикт: «... лучше оперу не разрешать. Больно за наше прошлое». К. Р. слыл истинным патриотом. Поэтому не случайно до глубины души расстроился, узнав о про ва ле опе ры «Борис Годунов» Мусоргского, но, скрывая расстройство от жены, объяснил ей, что подобных премьерных провалов бывает не мало. В другой раз, движимый всё тем же чувством патриотизма, он до конца оставался в полупустом зале Дворянского собрания, где исполнялась Первая симфония Бородина под управлением Римского-Корсакова. Эта музыка настолько восхитила К. Р., что он определил её «поющей русской землёй».

У вел. кн. Константина Константиновича имелся собственный «Каталог музыкальных нот» [6, с. 11—13], который год от года пополнялся новинками русских композиторов, постепенно «теснивших» сочинения западноев-ропей ских класси ков. Как бле стя ще обра зо-ванный человек, К. I5. понимал, что выходу на новый качественный уровень художественной культуры «дремлющей» огромной евразийской страны, наряду с самобытными национальны ми её талантами, немало способствовали и осевшие в России иностранцы [1]. Понимал, но., сердцу не прикажешь; любовь «к родному пепелищу» проявлялась у него по сто ян но и во всём. Её он спол на пе ре давал и своим детям на домашних литературно-музыкальных вечерах, устраиваемых в Павловске, где жила многодетная семья К. Р.

В 1892-м Константин Константинович стал

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

вице-председателем ИРМО, которое в этом году возглавила его матушка — вел. кн. Александра Иосифовна, сменив покойного мужа, великого князя Константина Николаевича. У К. Р. появилась возможность посильно помогать российским музыкантам, а также реально участвовать в создании музыкально-образовательной системы в стране (помимо первой русской Консерватории, отмечавшей в этот год 30-летие своего существования, по всей стране продолжали открываться музыкально-учебные заведения при провинциальных Отделениях ИРМО).

Имен но в та кое вре мя рас цве та му зы каль-ной культу ры Рос сии вне зап но ухо дит из жизни Пётр Ильич Чайковский. Это событие К. Р. воспринял как личную трагедию. Утром 28 октября 1893 года великий князь Константин Романов выехал из Стрельни по направлению к Казанскому собору, где должна была состояться литургия по усопшему. Александр III выделил деньги на траурные приготовления, а дирекция Императорских театров взяла на себя заботы о погребении. В переполненном людьми помещении было много слёз и музыки. Хор Русской Императорской оперы исполнял «Вторую» и «Тебе поём» из сочинений самого виновника скорбного торжества...

В этот же Казанский собор К. Р. прибыл и 26 мая 1899 года на богослужение в честь другого гения земли русской — Александра Сергеевича Пушкина. Для великого князя Пушкин был поистине «наше всё», как и Чайковский «наше всё в музыке». Он знал цену этим двум сынам Отечества! А потому, на правах Президента Российской Академии наук, он загодя провозгласил «устроить по всей России истинное всенародное торжество, в котором приняли бы участие все возрасты и сословия». Сам К. Р. к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина написал слова к кантате А. К. Глазунова («Мы многолюдною толпою сошлися здесь на торжество / Единодушною семьёю сегодня чествовать того...»), которая была исполнена на публичном заседании Императорской Академии

наук артистами Императорской оперы Н.И. Горленко-Долиной и И. В. Ершовым с аккомпанементом Придворного музыкального оркестра и хора Русской оперы [14, д. 427]. Не где-нибудь, а в Большом зале Петербургской консерватории(!) К. Р. выступил с торжественной речью, посвящённой пушкинскому гению. В целом, эти празднества прошли пышно и ши ро ко мас штаб но. Ими, по су ти, Россия прощалась с веком XIX-м.

Тремя годами ранее, в ноябре 1896-го, сам Государь Император Николай Второй посетил торжественное открытие нового здания Петербургской консерватории, подчёркивая тем самым значение этого очага музыкального образования и просвещения. На торжест ве не смогла быть Августейшая покровительница ИРМО Александра Иосифовна, но делегированный ею вице-председатель ИРМО — великий князь Константин Константинович — присутствовал.

В 1898 году, находясь в Москве, К. Р. посетил и строительство Большого зала Московской консерватории. Великий князь последовал примеру своей матушки, Александры Иосифовны, правда, не ограничился только осмотром. 18 августа с.г. с целью «лично убедиться» в успешности хода дела и в сопровождении Председателя Московского отделения ИРМО С. П. Яков ле ва, он встре тился с членами строительной комиссии, производителями работ и консерваторскими «хозяйственниками». Со свойственной ему основательностью он осмотрел «во всех подробностях» строящееся здание и остался «вполне удовлетворён увиденным». Тем не менее, предстояло ещё много работы, а денег, как всегда, не хватало. Поэтому не случайно министр финансов С. Ю. Витте (между прочим, «Почётный член ИРМО»!) направил на имя Николая II ходатайство о выделении средств на за вер ше ние строи тель ст ва (об этом в своё время его просил К. Р.). В результате — Государственное Казначейство выделило 100 тысяч рублей «на окончание расчётов по сооружению нового здания» и Торжественное его открытие 7 (20) апреля 1901 года, где после

Ф

ф

^ Теория и история культуры

Ф

ос вя щения и молебна, К. Р. от крыл празд нич-ное заседание Дирекции ИРМО приветственной речью. В честь великого князя Константина Константиновича, бывшего командира Преображенского полка, военный оркестр исполнил тут же «Преображенский марш». Се натор А. А. Гер ке огласил спи сок Вы со чай-ших наград, которые были тут же и вручены, ди рек тор Кон серватории В. И. Сафонов тоже выступил с речью, и Музыке было «предложено» навсегда поселиться в новом великолепном зале.

24 октября 1898 года в присутствии Августейшего вице-председателя ИРМО в фойе Большого зала Петербургской консерватории «открылась статуя П. И. Чай-ковскаго...работы профессора Беклемишева ... Вечером того же дня СПб. Дирекщей совместно с комисмей, Высочайше утвержденной для сбора пожертвованш в память Чайковскаго былъ устроен симфонический концертъ, подъ управлениемъ проф. Л. С. Ауэра, посвященный произведетям гетального автора "Евгения Онегина"» [11]. Великий князь не мог остаться в стороне и от «внушительного по размерам характера» торжества, коим явилось 14 ноября 1902 года открытие памятника П. И. Чайковскому в Петербурге. Для участия в данном празднестве экстренным поездом в «северную Пальмиру» прибыло 258 учащихся Московской консерватории, которых разместили в помещениях Санкт-петербургской консерватории как дорогих гостей (где они и пробыли три дня). «Необходимый для приёма такого количества участников хозяйственный инвентарь, — как отмечал редактор «РМГ» Н. Фин-дейзен, — был получен с разрешения Августейшего вице-председателя Общества, из Мраморного дворца» [11]. Из самого Мраморного дворца! Для учащихся!! Это ли не красноречивый штрих, дополняющий и без того удивительный портрет необыкновенного че ловека, ка ким был К. Р.

А за полтора месяца до сего события «Русская Музыкальная газета» в № 41 пи-

сала: «30 сентября вел. кн. Константин Константинович посетил открытие Музыкальных классов местного Отделения общества [музыкального], отнесясь сочув-ст венно к мысли директора Классов г-на Ахшарумова преобразовать Классы в Музыкальное училище с общеобразовательными предметами в объёме 4 классов гимназии. Его высочество изволил также присутствовать в симфоническом собрании Отделения» [стлб. 983]. Здесь же, в разделе «Музыка в провинции», сообщалось о том, что в Саратове увенчалось успехом воз ве де ние ка мен ного зда ния с Кон церт-ным за лом для Музы кального учи ли ща (впоследствии ставшем Консерваторией). На тор же ст вен ную цере мо нию его от кры-тия (29 октября 1902 года) собрались пред-ста вите ли поч ти всех пра вительст вен ных и общественных учреждений. К. I5. по объективным причинам не было, но среди многочисленных поздравительных телеграмм (а их поступило более сорока) подчёркнуто внимательного оглашения заслужил рескрипт, заканчивавшийся следующими словами: «.От имени Матушки и своего приношу всем лицам, потрудившимся в деле постройки, Нашу искреннюю признательность и пи таю уве рен ность, что но вое обширное здание послужит к дальнейшему процветашю саратовского Музыкального учи ли ща и всего музыкального дела в Россш! КОНСТАНТИН» [9]. Вместе с по-здрав ле нием ве ли кий князь про сил пе ре-дать в дар волжанам свой портрет в изящной тёмно-красной рамке с золотой ко-ро ной (ко торый на се годняш ний день, конечно, не представлялось возможным оты скать, ибо его засы па ло пы лью ис тори-ческих событий, судьбоносных для Российской империи. — Т. З.).

В 1902 году исполнилось ровно 10 лет, как на посту Председательницы Императорского Русского Музыкального общества находилась вел. кн. Александра Иосифовна, а вице-председате лем, как уже бы ло ска за-но выше, был её сын — вел. кн. Константин

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Константинович Романов. Он де-факто руководил всеми делами Общества, так как его матушку сильно подводило здоровье. В целом, за этот временной период количество открывшихся провинциальных Отделений ИРМО достигло уже 36-ти. К. Р. был в курсе большинства их проблем и всех дос-ти же ний, стара ясь, как вид но, быть лич но при част ным к то му или ино му со бы тию. Его интерес не ослабевал. Августейшая Пред-седательни ца ИРМО, Александра Иосифовна, напротив полностью отстранилась от активной деятельности, а в 1909 году и вовсе передала правление Императорским Русским Музыкальным обществом принцессе Е. Г. Мекленбург-Стрелицкой, внучке вел. кн. Елены Павловны, основательницы РМО (так круг замкнулся. — Т. З.). Елена Георгиевна (1857—1936), в замужестве Саксен-Альтенбургская [8, 10], с 1899 года состояла

Почёт ным членом ИРМО, а че рез де сять лет его возглавила. Для К. Р. год 1909-й оказался богатым на события (подобно году 1886-му). Однако после этого года отпущенный судьбой непро дол жи тель ный пе риод его жизни (до кончины в 1915-м) уже не был столь плотно связан с ИРМО. Вел. кн. Константин Константинович лишь продолжал посещать его концерты, отойдя фактически от дел этого «царского детища».

Творческий багаж великого князя К. I5. состав ля ют два из да ния сбор ни ков сти хов, переводы, романсовая музыка на слова В.Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова и богатое эпистолярное наследие. И всякий раз, когда звучит «Серенада», написанная П. И. Чайковским на сти хи его Им ператорского Высочества Константина Константиновича Романова, кажется, что крылатая душа К. Р. взмывает над его любимым Отечеством.

Примечания

1. Аронов А. Иностранцы в русской культуре. Москва, 2010. 270 с.

2. Головнин А. Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича. Санкт-Петербург : Д.А.Р.К., 2006. 349 с.

3. Григорян В. Романовы. Биографический справочник. Москва : ACT. 2007.

4. Завьялова Л, Орлов К. Великий Князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи: История семьи. Санкт-Петербург : Вита Нова, 2009. 606 с.

5. К. Р. Избранная переписка / сост. Л. И. Кузьмина. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1999. 528 с.

6. Моисеев Г. Нотные коллекции августейших покровителей Императорского Русского Музыкального общества // Музыковедение. 2010. № 8. С. 8—14.

7. Пузыревский А. Императорское Русское Музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. — Санкт-Петербург : Тип. В. Я. Мильштейна, 1909. 48 с.

8. Рус ская ветвь Мек лен бург-Стре лиц ко го до ма. Санкт-Пе тер бург, 2005.

9. Торжественное открытие и освящение нового здания Саратовского Отделения ИРМО 28 октября 1902 года. Саратов, 1903. 30 с.

10. Федорченко В. Императорский дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий : в 2 т. Москва : Олма-Пресс, 2003.

11. Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности Петербургского отделения ИРМО (1859—1909). Санкт-Петербург : Тип. Глав. Управ. уделов, 1909. 119 с.

12. Чайковский П. И. Лит. произведения и переписка // Полн. собр. соч. Москва : Музыка, 1965. Т. 9.

13. ГА РФ, ф. 722, оп. 1 — фонд вел. кн. Константина Николаевича.

14. ГА РФ, ф. 660, оп. 2 — фонд вел. кн. Константина Константиновича.

References

1. Aronov A. Inostrancy v russkoj kuVture [Foreigners in Russian culture]. Moscow, 2010, 270 p.

2. Golovnin A. Materialy dlja zhizneopisanija carevicha i velikogo knjazja Konstantina Nikolaevicha [Materials for biographies of Prince and Grand Duke Konstantin Nikolaevich]. St. Petersburg, D.A.R.K. Publ., 2006. 349 p.

Ф

^ Теория и история культуры

3. Grigorjan V. Romanovy. Biograficheskij spravochnik [Romanov. Biographical Directory]. Moscow, AST Publ., 2007.

4. Zav'jalova L., Orlov K. VelikijKnjaZ Konstantin Nikolaevich i velikie knjazja Konstantinovichi: Istorija sem'i [Grand Duke Konstantin Nikolaevich and grand dukes Konstantinovichi: Family history], St. Petersburg, Vita Nova Publ., 2009. 606 p.

5. K. R. Izbrannaja perepiska [K. R. Selected Correspondence], compiler L. I. Kuz'mina. St. Petersburg, Dmitrij Bulanin Publ., 1999. 528 p.

6. Moiseev G. Notnye kollekcii avgustejshih pokrovitelej Imperatorskogo Russkogo Muzykal'nogo obshhestva [Notnye collection august patrons Imperial Russian Musical Society]. Muzykovedenie [Musicology], 2010, № 8, P. 8—14.

7. Puzyrevskij A. Imperial Russian Musical Society in its first 50 years of activity. St. Petersburg, 1909. 48 p. (in Russian).

8. Russkaja vetV Meklenburg-Strelickogo doma [Russian branch of the House of Mecklenburg-Strelitz]. St. Petersburg, 2005.

9. Grand opening and blessing of the new building of Saratov Branch IRMO October 28, 1902. Saratov, 1903. 30 p. (in Russian).

10. Fedorchenko V. Imperatorskij dom. Vydajushhiesja sanovniki: Jenciklopedija biografij [Imperial House . Prominent dignitaries Encyclopedia biographies]. Moscow, Olma-Press Publ., 2003.

11. Findejzen N. F. Essay activities Petersburg branch IRMO (1859—1909). St. Petersburg, 1909. 119 p. (in Russian).

12. Chajkovskij P. I. Poln. sobr. soch. Lit. Proizvedenija i perepiska [Works. Op. Lita . Works and correspondence]. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1965. Vol. 9.

13. GA RF. F. 722. Op. 1 — Fond vel. kn. Konstantina Nikolaevicha (In Russian, unpublished)

14. GA RF. F. 660. Op. 2 — Fond vel. kn. Konstantina Konstantinovicha (In Russian, unpublished)

^Н А ГРАД НЫЕ ДО КУМЕНТЫ К СОВЕТСКИМ РЕСПУБЛИКАНСКИМ ОРДЕНАМ: ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ И ОБМЕНА

УДК 930.2: 069.8

А. В. Калашникова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена истории формирования советской наградной системы, периоду появления первых наград в будущих советских республиках, а также становлению наградного делопроизводства и появлению первых документальных подтверждений существования в республиках своих орденоносцев. В статье рассмотрена эволюция раннесоветских наградных документов и их потенциал как музейного предмета и исторического источника.

Ключевые слова: советские рес публи канские ордена, на град ная сис тема, на град ные доку менты, орденские грамоты, орденские книжки, обмен документов, унификация республиканских наград.

КАЛАШНИКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА - соискатель Института истории, истории культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, хранитель отдела нумизматики Государственного Исторического музея

KALASHNIKOVA ALEKSANDRA VLADIMIROVNA — doctoral student of Institute of history, cultural 105

history and museology, Moscow State University of Culture and Arts, numismatics curator of the State Historical Museum

e-mail: [email protected] © Калашникова А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.