Научная статья на тему 'Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России'

Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА / УРБАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL REFORM / URBANIZATION / EDUCATIONAL SYSTEM / MUSICAL VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суетин Илья Николаевич, Мухамедов Рашит Алимович

Введение. На развитие отечественного музыкального профессионального образования в настоящее время оказывают влияние различные факторы: политические, экономические, демографические и др. К одному из социально-экономических факторов можно отнести процессы урбанизации. Изучение и использование исторического опыта формирования системы музыкального профессионального образования в России в условиях урбанизации может способствовать разработке эффективной государственной стратегии развития системы подготовки музыканта-практика на современном этапе. Материалы и методы. В исследовании сделана попытка дать более полное освещение работ отечественных ученых, посвященных истории отечественной урбанизации и истории отечественного музыкального профессионального образования. При изучении и обобщении научных источников применялись методы теоретического междисциплинарного анализа и синтеза, методы сравнительного историографического анализа. В ходе исследования использовались сравнительно-исторический, историко-типологический методы, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа. Результаты исследования. В работе приводятся доказательства, что в результате административно-территориальных реформ, увеличения численности населения, развития просвещения, культуры и образования возникает потребность в квалифицированных специалистах (в том числе музыкального профиля). Заключение. Исследование показало, что в результате закономерного общественного запроса на профессиональных музыкантов-педагогов и музыкантов-исполнителей и благодаря деятельности Императорского русского музыкального общества во второй половине XIX в. была сформирована сеть музыкально-образовательных учреждений (музыкальные классы, музыкальные училища, консерватории) система непрерывного музыкального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBANIZATION AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF MUSIC PROFENCIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Introduction. The development of domestic music vocational education is currently influenced by various factors: political, economic, demographic, etc. One of the socio-economic factors can be attributed to the processes of urbanization. Studying and using the historical experience of forming a system of musical vocational education in Russia in the context of urbanization can contribute to the development of an effective state strategy for the development of a training system for a musician-practitioner at the present stage. Materials and Methods. The study made an attempt to provide more complete coverage of the work of domestic scientists on the history of domestic urbanization and the history of domestic musical vocational education. In the study and synthesis of scientific sources used methods of theoretical interdisciplinary analysis and synthesis, methods of comparative historiographical analysis. The study used comparative historical, historical and typological methods, as well as general scientific methods of system and structural-functional analysis. Results. The paper presents evidence that as a result of administrative and territorial reforms, an increase in population, the development of education, culture and education, there is a need for qualified specialists (including a music profile). Conclusion. The study showed that as a result of a legitimate public request for professional musicians, educators and performing musicians, and thanks to the activities of the Imperial Russian Musical Society in the second half of the XIX century, a network of musical educational institutions (music classes, music colleges, conservatories) was formed vocational education.

Текст научной работы на тему «Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.136-146

УДК 908

И. H. Суетин1, Р. А. Мухамедов2

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

(Ульяновск, Россия), e-mail: [email protected]

2 Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

(Ульяновск, Россия), e-mail: [email protected]

урбанизация как фактор формирования

СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИя В РОССИИ

Введение. На развитие отечественного музыкального профессионального образования в настоящее время оказывают влияние различные факторы: политические, экономические, демографические и др. К одному из социально-экономических факторов можно отнести процессы урбанизации Изучение и использование исторического опыта формирования системы музыкального профессионального образования в России в условиях урбанизации может способствовать разработке эффективной государственной стратегии развития системы подготовки музыканта-практика на современном этапе. Материалы и методы. В исследовании сделана попытка дать более полное освещение работ отечественных ученых, посвященных истории отечественной урбанизации и истории отечественного музыкального профессионального образования. При изучении и обобщении научных источников применялись методы теоретического междисциплинарного анализа и синтеза, методы сравнительного историографического анализа. В ходе исследования использовались сравнительно-исторический, историко-типологический методы, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа. Результаты исследования. В работе приводятся доказательства, что в результате административно-территориальных реформ, увеличения численности населения, развития просвещения, культуры и образования возникает потребность в квалифицированных специалистах (в том числе музыкального профиля). Заключение. Исследование показало, что в результате закономерного общественного запроса на профессиональных музыкантов-педагогов и музыкантов-исполнителей и благодаря деятельности Императорского русского музыкального общества во второй половине XIX в. была сформирована сеть музыкально-образовательных учреждений (музыкальные классы, музыкальные училища, консерватории) - система непрерывного музыкального профессионального образования.

Ключевые слова: административно-территориальная реформа, урбанизация, система образования, музыкальное профессиональное образование.

Для цитирования: Суетин И. Н., Мухамедов Р. А. Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 2. -С. 136-146. DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.136-146.

© Суетин И. Н., Мухамедов Р. А., 2019

Ilya N. Suetin1, Rashit A. Mukhamedov2

1 Ulyanovsk State Pedagogical University. I. N. Ulyanov

(Ulyanovsk, Russia), e-mail: [email protected]

2 Ulyanovsk State Pedagogical University. I. N. Ulyanov

(Ulyanovsk, Russia), e-mail: [email protected]

urbanization as a factor of the formation of the system of music profencional education in Russia

Introduction. The development of domestic music vocational education is currently influenced by various factors: political, economic, demographic, etc. One of the socio-economic factors can be attributed to the processes of urbanization. Studying and using the historical experience of forming a system of musical vocational education in Russia in the context of urbanization can contribute to the development of an effective state strategy for the development of a training system for a musician-practitioner at the present stage. Materials and Methods. The study made an attempt to provide more complete coverage of the work of domestic scientists on the history of domestic urbanization and the history of domestic musical vocational education. In the study and synthesis of scientific sources used methods of theoretical interdisciplinary analysis and synthesis, methods of comparative historiographical analysis. The study used comparative historical, historical and typological methods, as well as general scientific methods of system and structural-functional analysis. Results. The paper presents evidence that as a result of administrative and territorial reforms, an increase in population, the development of education, culture and education, there is a need for qualified specialists (including a music profile). Conclusion. The study showed that as a result of a legitimate public request for professional musicians, educators and performing musicians, and thanks to the activities of the Imperial Russian Musical Society in the second half of the XIX century, a network of musical educational institutions (music classes, music colleges, conservatories) was formed vocational education.

Keywords: administrative-territorial reform, urbanization, educational system, musical vocational education.

For citation: Suetin I. N., Mukhamedov R. A. Urbanization as a Factor in the Formation of the System of Music vocational education in Russia. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(2): 136-146. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.136-146.

Введение

На развитие государства оказывают влияние различные факторы: природные, политические, социальные, экономические, национальные и др. Для России с ее обширной территорией, богатейшими природными ресурсами, многонациональным и многоконфессиональным населением, величайшим культурным наследием все названные факторы так или иначе способствуют развитию государственных институтов. Институт образования при этом не исключение.

В числе политико-экономических факторов развития России важное место занимают процессы урбанизации: «Предпосылки урбанизации сельской местности складываются при условии возрастания

роли города в жизни общества и не только как административного, военного или культурного центра, но и как экономического организма» [12, с. 15].

Понятие урбанизации является многоаспектным. «Суть урбанизации - в территориальной концентрации человеческой жизнедеятельности (и условий ее обеспечения), ведущей к ее интенсификации и дифференциации вплоть до выделения городских ее видов, что обусловливает формирование новых форм и пространственных структур расселения, распространение городского образа жизни» [16, с. 153]. «Важнейшие показатели урбанизационного процесса -рост численности и удельного веса городского населения за счет сельского, распространение поселений городского типа и

городского образа жизни, радикальное изменение места и роли города в обществе» [16, с. 153-154]. Таким образом, в результате урбанизации происходят не только количественные изменения (рост численности населения), но и качественные: изменяется социальная структура городов, трансформируется образ жизни и менталитет общества и др. Все это, несомненно, способствует развитию культуры, просвещения и образования.

Музыкальная культура и музыкальное образование России - уникальное мировое наследие. Данный факт подтверждается непревзойденными достижениями отечественных композиторов, исполнителей-инструменталистов, дирижеров, вокалистов. В настоящее время идет интенсивный научный поиск ответа на вопрос, какой должна быть система музыкального профессионального образования в России и что может способствовать ее положительному развитию. На этом фоне проявляется повышенный интерес исследователей к изучению и обобщению музыкально-культурного и музыкально-образовательного наследия. Для обоснования влияния процесса урбанизации на формирование системы музыкального профессионального образования были изучены труды отечественных историков: В. Д. Булгакова, Э. С. Демиденко, Е. В. Дукова, А. А. Ёлшиной, А. Ю. Ильина, В. А. Коллара, М. В. Комиссаровой, Ю. В. Корнеевой, Л. Н. Мазура, В. А. Натансона, Ю. Н. Розенфельда, Э. В. Сай-ко, Н. А. Терентьевой, З. А. Трифоновой, М. В. Харионовской, А. П. Юдина и др. Анализ книг, статей и диссертаций показал, что данная тема до настоящего времени не освещалась в отечественной науке, что подтверждает необходимость и актуальность данного исследования.

Материалы и методы

Источниковой базой исследования выступили как опубликованные материалы (монографии, статьи, диссертации), так и архивные документы. При изучении и обобщении научных источников применялись методы теоретического междисциплинар-

ного анализа и синтеза, методы сравнительного историографического анализа. В ходе исследования использовались сравнительно-исторический, историко-типологиче-ский методы, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа.

Результаты и обсуждение

Важным этапом в городском развитии Российской империи была административная реформа 1775-1785 гг., в результате которой сформировалась иерархическая сеть административных центров разного уровня (губернские и уездные города), охватившая всю страну [16, с. 155]. Как отмечает А. Ю. Ильин, административная реформа учитывала также необходимость создания внешних признаков городского поселения. Эти признаки проявились в создании регулярной застройки городов [7, с. 57].

Необходимо отметить, что процессы урбанизации последней четверти XVIII в. сопровождались массовой концентрацией интеллигенции в городах. В Нижнем Новгороде в этот период появились столичные чиновники (приехали в город с целью укрепления кадрового состава администрации губернии), дворяне (переместились из своих поместий для удовлетворения потребностей в просвещении), преподаватели учебных заведений и др. [9, с. 18]. В период войны 1812 г. город стал прибежищем для значительной группы интеллигенции из Москвы. В результате данных процессов оживилась музыкально-культурная жизнь города. Это проявлялось, в частности, в популярности музыкальных вечеров камерной музыки, в которых участвовали местные и приезжие музыканты (пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы) [9, с. 31].

На рубеже XVШ-XIX вв. широкое распространение получило музыкальное просвещение. В соответствии с уставом 1804 г. университетам было разрешено иметь штатных учителей «приятных искусств». Музыкальные классы появились в Казанском и Харьковском университетах. Помимо этого, музыкальные классы существовали при гимназиях: астраханской, владимирской,

московской губернской, ярославской и др. [13, с. 230-232].

В 1830-1840-е гг. новым фактором гра-дообразования стало начало промышленного переворота, обусловившего развитие в сельской местности крупных промышленных производств [16, с. 155]. В этот период активно развивалось высшее образование в губерниях, что стимулировало развитие культуры в целом и музыкальной культуры в частности. Программы концертов в провинциальных городах (Иркутск, Самара и др.) включали произведения европейских композиторов - наиболее популярную музыку того времени [4]. Закономерно, что методической базой музыкально-образовательных учреждений этого периода выступали труды музыкантов иностранного происхождения. К ним можно отнести учебники «Новейшая фортепианная метода» И. Гунке и Ф. Дробиша (1839), «Полная школа для фортепиано» И. Прача (1816) и др. [21]. Значительное место в развитии отечественного музыкального профессионального образования в этот период занимал Д. Фильд (1782-1837). М. В. Харионовская отмечает: «Он создал новое направление в исполнительском искусстве и считается первым представителем романтизма в фортепианном исполнительстве. Д. Фильд в свое время имел славу лучшего петербургского пианиста и педагога, у него училась целая плеяда известных музыкантов того времени. Прогрессивные педагогические взгляды Д. Фильда, касающиеся разумности требований к ученикам, введенный им метод "пения" на фортепиано, методы выразительного вокального интонирования, тонкой нюансировки, подчинения пианистической техники художественным задачам произведения нашли свое развитие в деятельности его последователей и учеников» [21, с. 7-8].

Вышеприведенные примеры подтверждают, что в России к середине XIX в. значительное место в сфере музыкального просвещения и образования населения городов занимают педагоги-музыканты иностранного происхождения. При этом нельзя не

отметить, что на фоне развития музыкальной культуры в этот период активизируется деятельность отечественных композиторов и педагогов: М. А. Балакирева, Д. С. Бор-тнянского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова и др. [22]. В своей деятельности они опирались на принципы простоты, естественности, народности, всеобщности, реализма, гуманизма. Важную роль композиторы придавали национальному характеру и православным ценностям. Многое ими сделано для создания методической базы. Например, композитор А. Е. Варламов на основе собственного педагогического опыта создал учебник под названием «Полная школа пения». М. И. Глинка написал специальное пособие для вокалистов под названием «Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио». Отечественные композиторы оказали значительную роль на развитие национальной школы подготовки музыкантов-практиков и повысили престиж русской музыки на мировом уровне.

Именно первую половину XIX в. М. В. Комиссарова относит к периоду активного музыкально-просветительского развития России, которое выражалось, в частности, к приобщению детей и широких слоев населения к профессиональной культуре пения. Распространению музыкальной культуры среди широких масс способствовало открытие и деятельность учебных заведений различного уровня (училища, гимназии, институты, университеты), в программы которых входили музыкальные дисциплины (игра на инструменте, ансамблевое музицирование, сольфеджио, гармония и др.) [10, с. 62]. Однако к середине XIX в. в России еще не существовало полноценной системы музыкального профессионального образования.

Во второй половине XIX в. развитию урбанизации способствовали реформы 1850-1870 гг. [12], в результате которых произошло значительное разукрупнение территориальных субъектов, увеличилось

Рис. 1. Динамика численности губернских центров в России в XVIII-XIX вв. Figure 1. The dynamics of the number of provincial centers in Russia in the XVIII-XIX centuries

число губернских и уездных центров. На рис. 1 представлена динамика численности губернских центров в России в XVШ-XIX вв. [16, с. 156; 20, с. 96-97]. Например, в состав Самарской губернии в 1851 году вошли несколько уездов соседних губерний: Оренбургской (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский уезды), Саратовской (Николаевский и Новоузенский уезды), Симбирской (Ставропольский и Самарский уезды) [12]. К 1856 г. в России существовало 498 уездных городов, которые, как и губернские города, имели административные функции [16, с. 156], а к концу XIX столетия населенных пунктов с численностью населения более 1 000 чел. было уже 1 237 [4].

Рис. 2. Динамика роста численности городского населения России в XIX в. Figure 2. Dynamics of growth of the urban population of Russia in the XIX century

Урбанизация способствовала увеличению численности населения городов. Если в начале XVIII в. на долю города приходилось 3 % населения [3, с. 79], то к концу XIX в. численность городского населения в России выросла в три раза (рис. 2) [3, с. 80]. Следует отметить, что относительно быстро городское население стало расти именно после отмены крепостного права (1861 г.), в результате начала капиталистического развития государства. Ю. Н. Розенфельд пишет: «После 1861 года наблюдался еще больший приток населения в город, вызванный бурным развитием промышленности и отменой крепостного права» [15, с. 97-98]. Массовая концентрация людских ресурсов в этот период наблюдалась в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге, а также в экономически развитых районах Центрального Черноземья, Поволжья, Урала и Сибири [5, с. 6]. Например, население Нижнего Новгорода в 1850-1899 гг. увеличилось с 30 до 100 тыс. чел. [9, с. 32-49].

Одним из основных источников роста городов в этот период являлась сельская миграция. Помимо количественной стороны, данный вид миграции способствовал

интеграции сельского населения в новую среду и заимствованию определенных форм и видов деятельности [12].

Многочисленными сословиями в городах во второй половине XIX в. были также купцы, мещане и интеллигенция [11]. Есть сведения, что в Воронежской и Тамбовской губерниях в 1880 г. доля просвещенного населения городов была значительной. Это были учителя средних и низших учебных заведений, чины судебного и других ведомств, лица свободных профессий (врачи, адвокаты и т. п.) [7, с. 60].

Как отмечается в исследовании Ю. В. Корнеевой, переход страны от

Таблица 1

Отделения Императорского русского музыкального общества, открытые в XIX в.*

Table 1

Departments of the imperial Russian Musical Society, discovered in the nineteenth century

Наименование отделения / Branch name Год основания / Year of foundation

Петербургское / Petersburg 1859

Московское / Moscow 1860

Саратовское / Saratov 1873

Киевское / Kiev 1864

Одесское / Odessa 1886

Астраханское / Astrakhan 1891

Виленское / Vilna 1898

Воронежское / Voronezh 1895

Екатериноградское / Ekaterinogradskoe 1898

Екатеринославское / Ekaterinoslavskoe 1898

Кишиневское / Kishinevskoe 1899

Нижегородское / Nizhny Novgorod 1873

Николаевское / Nikolaevskoye 1892

Омское / Omsk 1876

Пензенское / Penza 1881

Полтавское / Poltava 1899

Псковское / Pskov 1873

Рижское / Riga 1899

Ростовское на Дону / Rostov on Don 1896

Тамбовское / Tambov 1882

Тифлисское / Tiflis 1883

Тобольское / Tobolsk 1878

Томское / Tomsk 1879

Харьковское / Kharkiv 1871

Центральный архив Нижегородской области. - Ф. 564. - Оп. 416. - Д. 41. - Л. 15-16 об.

аграрных отношений к капиталистическим повлиял на образ жизни и менталитет горожан. При этом во второй половине XIX в. низшие сословия городов сравнительно с деревенским крестьянством были более грамотными и рациональными, что отражалось на их отношении к собственности и светской культуре [11]. Таким образом, на данном этапе города становятся не только политико-экономическими, но и культурно-инновационными центрами России.

На фоне роста численности населения городов и возросшей потребности в му-

зыкальном просвещении, образовании и культуре в период правления Александра II было основано Русское музыкальное общество (РМО, с 1868 г. - Императорское русское музыкальное общество (ИРМО)) и созданы первые русские консерватории в Петербурге (1862) и Москве (1866) [21]. Постепенно отделения ИРМО стали появляться в провинциальных городах.

Если рассмотреть данные по открытию отделений ИРМО (табл. 1), можно отметить, что за 40 лет второй половины XIX в. (18591899 гг.) их число увеличилось в 24 раза.

Во второй половине XIX в. Саратов стал центром музыкально-культурной жизни Поволжья. В письме Господину Саратовскому губернатору от дирекции Саратовского отделения ИРМО от 18 декабря 1892 г. говорится: «Саратовское отделение ИРМО и учрежденные при нем музыкальные классы открытые 26 сентября 1873 г. заботами бывшего саратовского губернатора М. Н. Галкина-Врасского в продолжении своей 19-летней музыкально-педагогической деятельности успели приобрести такое доверие, что в настоящее время не только жители г. Саратова и Саратовской губернии, но даже жители других Поволжских губерний посылают в музыкальные классы саратовского отделения своих детей учить различным отраслям музыкального искусства, причем число учащихся в музыкальных классах достигло небывалой доселе цифры, именно 150 человек, и могло бы достигнуть гораздо большей цифры если бы материальные средства Саратовского отделения соответствую потребностям музыкального образования прогрессивно возрастающего в населении дозволили бы преобразовать существующие музыкальные классы в музыкальное училище с уставом высочайше утвержденном 30 марта 1882 года представляющим музыкальному училищу права среднего учебного заведении»1.

К концу XIX в. в Астрахани возникла потребность в профессиональном музыкальном искусстве и образовании. Популярностью в городе пользовались приезжие музыканты - высокоталантливые педагоги и композиторы из столичных городов. Значимость также приобрели местные музыканты-профессионалы и музыканты-любители, благодаря которым создавались музыкальные общества, проводились концерты, открывались музыкально-образовательные учреждения [8]. На этом фоне в городе было открыто отделение ИРМО (1891).

В результате деятельности ИРМО в России сформировалась система подго-

товки музыканта-исполнителя, которая стала включать несколько ступеней в подготовке специалиста. Появление данной системы в значительной степени связано с педагогической деятельностью организатора РМО и Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна (1829-1894), его брата Н. Г. Рубинштейна (1835-1881) - основателя и первого директора Московской консерватории, композитора П. И. Чайковского (1840-1893), профессора Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корсакова (1844-1908), преподавателя Московской консерватории С. И. Танеева (1856-1915) и других отечественных педагогов [2; 6], которые заложили прочные методические основы отечественного музыкального профессионального образования.

Принципы педагогической деятельности А. Г. Рубинштейна основывались на тщательном подборе репертуара, постоянном совершенствовании технического мастерства, глубоком проникновении в авторский текст. М. В. Харионовская пишет: «Лекции А. Г. Рубинштейна можно по праву считать курсом повышения квалификации преподавателей-музыкантов» [21, с. 13]. Автор отмечает, что педагог употреблял афоризмы, прибегал к образным ассоциациям, определял композиционные особенности произведения, характерные моменты фактуры и гармонического изложения [21]. Как отмечает В. Д. Булгаков, педагогическая система А. Г. Рубинштейна строилась на принципах последовательности и систематичности в обучении. Педагог трактовал виртуозность игры как средство воплощения музыки, а не самоцель в обучении [1, с. 16].

Н. Г. Рубинштейн главной целью профессиональной деятельности видел повышение авторитета русской музыки и русских музыкантов [14]. Именно он был сторонником введения в консерваторский курс таких дисциплин, как чтение с листа, транспонирование, игра в камерном ансам-

1 Государственный архив Саратовской области. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 5504. - Л. 91-91 об.

бле, фортепианный дуэт, концертмейстерская и педагогическая практика.

Преподаватель Московской консерватории П. И. Чайковский много сделал в области музыкально-общественной и научно-методической деятельности. Ему принадлежат следующие труды: «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871), «Краткий учебник гармонии» (1874). Впоследствии эти учебники многократно переиздавались, и на них выросло не одно поколение отечественных музыкантов.

Композитор Н. А. Римский-Корсаков являлся автором учебников по гармонии, оркестровке, а также учебных планов и программ по теоретическому циклу учебных дисциплин. По мнению В. Д. Булгакова, к основным педагогическим принципам педагога относились «связь теоретического обучения с практическими исполнительскими навыками в форме публичного выступления ученика, а также систематичность и последовательность в обучении» [1, с. 16]. Именно он выработал систему дифференциации в хоровом образовании. Руководимый им регентский класс в Петербурге имел три ступени: начальную, среднюю, высшую. П. Серебряков в статье журнала «Советская музыка» писал: «Римский-Кор-саков внес в русскую музыкальную педагогику свежую, ярко национальную, демократическую струю. Более тридцати пяти лет жизни отдал он воспитанию молодых музыкантов. Более двухсот учеников различных специальностей занимались в его классе, став впоследствии композиторами, дирижерами, исполнителями, теоретиками» [18, с. 89]. Можно утверждать, что педагогические принципы Н. А. Римского-Корсакова создали прочный фундамент для творческого развития отечественной музыкальной педагогики.

С. И. Танеев поддерживал идеи музыкально-теоретической подготовки преподавателей-музыкантов, а также расширение их общекультурного кругозора. Как отмечает Н. А. Терентьева, «в круг изучения Танеев считал необходимым ввести музыку

всех стилей и эпох. Он с самого начала ориентировал ученика на осознание закономерностей исторической преемственности музыки, на необходимость практического усвоения основных фаз эволюции; на неисчерпаемые музыкальные сокровища прошлого и, особенно, полузабытой эпохи контрапунктической полифонии, которую еще ждет новый ренессанс» [19, с. 112-113].

Следует выделить методические труды менее известных авторов: «Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве с приложением 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных школ» К. К. Альбрехта (1868), «Руководство к обучению в народных школах пению» Н. Афанасьева (1866), «Метод обучения хоровому пению» Н. П. Брянского (1870), «Коллективное и постепенное преподавание элементарного пения и теории музыки» А. Васса (1870), «Школа для фортепиано» (1871) А. И. Виллуана, «Руководство к преподаванию хорового пения» П. М. Воротникова (1872), «На многолетнем опыте освоенные правила фортепианной игры» (1868) А. Л. Гензельта, «Руководство к изучению гармонии, приспособленное к самообучению» (1852) и «Полное руководство к сочинению музыки» (1863) И. К. Гунке, «Техника фортепианной игры» (1866) А. И. Дюбюка, «Руководство к изучению пения в народных школах» Г. Я. Ломакина (1860), «Музыкальная азбука» В. Ф. Одоевского (1868), «Руководство для обучающих пению в народных и патриотических школах, детских приютах и приходских училищах и вообще в учебных заведениях» А. Рожнова (1872), «Музыкальная азбука» А. Рубца (1876), «Элементарный учебник пения по системе Шеве» Н. Сынга-евского (1878) и др. [21].

Таким образом, благодаря российским педагогам-музыкантам к концу XIX в. были сформированы принципы отечественной музыкальной педагогики: последовательности, систематичности, доступности знаний, связи теоретического обучения с формированием практических исполнительских навыков в форме публичных выступлений, направленности обучения на

приобретение профессиональных навыков, единства всестороннего развития музыканта и узкой специализации и др.

Заключение

Итогом данной статьи могут стать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отечественная урбанизация конца XVIII - XIX в. способствовала формированию системы музыкального профессионального образования в России как в количественном, так и в качественном отношении;

- в результате концентрации все большего числа людей в городах, развития просвещения и культуры появилась необходимость расширения сети музыкально-образовательных учреждений, что в итоге способствовало формировании регулиру-

емой системы музыкального профессионального образования;

- прямым отражением развития городского социума явилась диверсификация музыкального профессионального образования, которая выражалась в появлении новых направлений, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях музыкального профиля и формировании принципов отечественной музыкальной педагогики.

Данная статья не исчерпывает всех аспектов, связанных с диверсификацией отечественного музыкального профессионального образования в результате урбанизации. Многие проблемы имеют перспективу для дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Булгаков В. Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX-XX веков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань : Казанская государственная академия культуры и искусств, 2002. - 35 с.

2. Бэлза И. Гордость русской музыкальной культуры: к 100-летию Московской консерватории // Октябрь. - 1966. - № 9. - С. 195-197.

3. Демиденко Э. С. Урбанизация: концепция и политика городского развития. - М., 1992. -332 с.

4. Дуков Е. В. Урбанизация и искусство // Телескоп : журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2016. - № 5. - С. 19-26.

5. Ёлшина А. А. Процесс урбанизации в России: история и тенденции // Современная науки: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. - 2015. - № 5-6. -С. 6-9.

6. Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862-1917. - Л., 1964. - 327 с.

7. Ильин А. Ю. Развитие городского хозяйства региональных центров России в условиях урбанизации. Конец XVIII-XX вв. (на материалах Пензы, Рязани и Тамбова) : дис. ... д-ра ист. наук. - Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2016. -537 с.

8. История Астраханского края : монография. - Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. - 1 122 с.

9. Коллар В. А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - города Горького. - Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1976. - 176 с.

10. Комиссарова М. В. Основные этапы музыкального образования в истории России // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 5 (88). -С. 60-63.

11. Корнеева Ю. В. Исторические трансформации своеобразия городов Самарской губернии во второй половине XIX века // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 107-112.

12. Мазур Л. Н. Урбанизация российской деревни во второй половине XIX-XX веках // Уральский исторический вестник. - 2008. - № 2 (19). - С. 15-24.

13. Натансон В. А. Прошлое русского пианизма (XVIII - начало XIX века): очерки и материалы. - М. : Музгиз, 1960. - 290 с.

14. Николаев Л. К столетию Московской консерватории (1866-1966) // Музыкальная жизнь. -1966. - № 14. - С. 8-9.

15. Розенфельд Ю. Н. Влияние урбанизации на использование земель в сельскохозяйственном производстве Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук. - М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2014. - 178 с.

16. Сайко Э. В. Урбанизация в формировании социокультурного пространства : монография. -М. : Наука, 1999. - 284 с.

17. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012 : энциклопедия. - Саратов : Изд. ИП Везметинова, 2012. - 444 с.

18. Серебряков П. Ленинградской консерватории 100 лет : (статьи и документы) // Советская музыка. - 1962. - № 9. - С. 88-109.

19. Терентьева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования. - СПб. : Образование, 1994. - 148 с.

20. Трифонова З. А. Социокультурный потенциал городов России (на примере центров национальных субъектов Федерации : дис. ... д-ра геогр. наук. - Пермь, 2014. - 388 с.

21. Харионовская М. В. Становление и развитие российской системы непрерывного образования преподавателей-музыкантов. - Рязань : Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2007. - 64 с.

22. Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. - М. : Прометей, 2004. - 247 с.

References

1. Bulgakov V. D. The Development of Choral Education in Russia in the second half of the XIX -XX centuries: Abstr. Dis. ... Dr. Ped. Sciences. Kazan, 2002. 35 p. (In Russ.).

2. Belza I. The Pride of Russian Musical Culture: to the 100th anniversary of the Moscow Conservatory. October. 1966; No. 9: 195-197. (In Russ.).

3. Demidenko E. S. Urbanization: the Concept and Policy of Urban Development. Moscow, 1992, 332 p. (In Russ.).

4. Dukov E. V. Urbanization and Art. Telescope: Journal of Sociological and Marketing Research. 2016; No. 5: 19-26. (In Russ.).

5. Yolshina A. A. The Process of Urbanization in Russia: History and Trends. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and Law. 2015; 5-6: 6-9. (In Russ.).

6. From the History of the Leningrad Conservatory. Materials and Documents. 1862-1917. Leningrad, 1964. 327 p. (In Russ.).

7. Ilyin A. Yu. Development of the Urban Economy of the Regional Centers of Russia in the Context of Urbanization. Late XVIII - XX centuries. (on materials of Penza, Ryazan and Tambov): Dis. ... Dr. Hist. Sciences. Tambov, 2016. 537 p. (In Russ.).

8. History of Astrakhan Region: Monograph. Astrakhan, 2000. 1 122 p. (In Russ.).

9. Collar V. A. Musical Life of Nizhny Novgorod - the city of Gorky. Gorky, 1976. 176 p. (In Russ.).

10. Komissarova M. V. The Main Stages of Music Education in the History of Russia. Bulletin of Novgorod State University. Yaroslav the Wise. 2015; 5(88): 60-63. (In Russ.).

11. Korneev Yu. V. Historical Transformations of the Originality of the Cities of the Samara Province in the second half of the XIX century. Samara Scientific Journal. 2016; 3(16): 107-112. (In Russ.).

12. Mazur L. N. Urbanization of the Russian Village in the second half of the XIX-XX centuries. Ural Historical Gazette. 2008; No. 2(19): 15-24. (In Russ.).

13. Natanson V. А. The Past of Russian Pianism (XVIII - beginning of the XIX century): essays and materials. Moscow, 1960, 290 p. (In Russ.).

14. Nikolaev L. To the centenary of the Moscow Conservatory (1866-1966). Musical life. 1966; 14: 8-9. (In Russ.).

15. Rosenfeld Yu. N. The Impact of Urbanization on Land Use in the Agricultural Production of the Russian Federation: Dis. ... Cand. Econ. Sciences. Moscow, 2014, 178 p. (In Russ.).

16. Saiko E. V. Urbanization in the Formation of Socio-Cultural Space. Moscow, 1999, 284 p. (In Russ.).

17. Saratov State Conservatory. Ed. L.V. Sobinova: 1912-2012: Encyclopedia. Saratov, 2012. 444 p. (In Russ.).

18. Serebryakov P. Leningrad Conservatory 100 years: (articles and documents). Soviet music. 1962; 9: 88-109. (In Russ.).

19. Terentyeva N. А. History and Theory of Musical Pedagogy and Education. Saint Petersburg, 1994. 148 p. (In Russ.).

20. Trifonova Z. A. Socio-Cultural Potential of Cities of Russia (on the Example of Centers of National Constituent Entities of the Federation: Dis. ... Dr. Geog. Sciences. Perm, 2014. 388 p. (In Russ.).

21. Kharionovskaya M. V. Formation and Development of the Russian System of Continuous Education for Teachers-Musicians. Ryazan, 2007. 64 p. (In Russ.).

22. Yudin A. P. National Idea in Russian Musical Pedagogy of the 19th Century. Moscow, 2004, 247 p. (In Russ.).

Поступила 20.01.2019.

Сведения об авторах

Суетин Илья Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ экономики и правоведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (Ульяновск, Россия). Сфера научных интересов - история отечественного музыкального профессионального образования. Автор более 40 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-2792-9085.

Тел.: +7 909 360-08-26

E-mail: [email protected]

Мухамедов Рашит Алимович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (Ульяновск, Россия). Сфера научных интересов - история отечественного музыкального профессионального образования. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0001-6181-3249.

Тел.: +7 927 630-57-96

E-mail: [email protected]

Submitted 20.01.2019.

About the authors

Ilya N. Suetin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Theoretical Foundations of Economics and Law, Ulyanovsk State Pedagogical University (Ulyanovsk, Russia). Research interests: the history of domestic musical vocational education. The author of more than 40 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-2792-9085.

Tel .: +7 909 360-08-26

E-mail: [email protected]

Rashit a. Mukhamedov - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History of Ulyanovsk State Pedagogical University (Ulyanovsk, Russia). Research interests: the history of domestic musical vocational education. The author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid/org/0000-0001-6181-3249.

Tel.: +7 927 630-57-96

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.