Педагогика
УДК 374.73; 376.112.4
кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Ольга Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)
«ШКОЛА РОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. В статье раскрыт развивающий потенциал школы родительского мастерства как средства в формировании психолого-педагогической компетентности родителей (ППК), воспитывающих детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП). Выделены структурные компоненты школы родительского мастерства как средства сопровождения семьи с ООП с опорой на современные отечественные и зарубежные исследования. Обосновано педагогическое обеспечение программы «Школа родительского мастерства», которое представлено практико-ориентированным содержанием, вариативным методическим обеспечением и реализованное с опорой на принцип междисциплинарного взаимодействия. С целью выявления результативности разработанной программы проведено исследование на базе дошкольной образовательной организации г. Красноярска. Выборку исследования составили 30 матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ООП. Представлен общий анализ и интерпретация результатов реализации разработанной программы, которые подтвердили ее результативность. Перспективным направлением исследования является разработка и апробация технологии сопровождения семьи с особыми образовательными потребностями с учетом принципов дифференциации и индивидуализации в условиях реализации проекта «Современная семья и родительство: особенности и практики взаимодействия».
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, дети дошкольного возраста, особые образовательные потребности, «школа родительского мастерства», практика взаимодействия с родителями детей с ООП.
Annotation. The article reveals the developmental potential of the school of parenting skills as a means of developing the psychological and pedagogical competence of parents raising preschool children with special educational needs (SEN). The structural components of the school of parenting skills are highlighted as a means of supporting families with special education needs, based on modern domestic and foreign research. The pedagogical support of the «School of Parental Excellence» program is substantiated, which is represented by practice-oriented content, variable methodological support and implemented based on the principle of interdisciplinary interaction. In order to identify the effectiveness of the developed program, a study was conducted on the basis of a preschool educational organization in Krasnoyarsk. The study sample consisted of 30 mothers raising preschool children with SEN. A general analysis and interpretation of the results of the implementation of the developed program is presented, which confirmed its effectiveness. A promising area of research is the development and testing of technology for supporting families with special educational needs, taking into account the principles of differentiation and individualization in the context of the implementation of the project «Modern Family and Parenthood: Features and Practices of Interaction».
Key words: psychological and pedagogical competence of parents, preschool children, special educational needs, «school of parental excellence», practice of interaction with parents of children with special education needs.
Введение. В настоящее время анализ данных аналитических отчетов, научных исследований позволяет утверждать об увеличении числа детей с ООП, что актуализирует необходимость выявления особенностей как у детей, так и у их родителей (законных представителей). Согласно концепции развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в старшем дошкольном возрасте развивается возможность не только общения и контактов ребенка внутри семьи, но и возможность взаимодействовать с разными поколениями семьи, осваивать права и обязанности, культурные нормы и др. [5].
Один из основных институтов социального развития - является семья, которая «зарождает» и «взращивает» базовые общечеловеческие ценности, что обуславливает необходимость системного и непрерывного сопровождения всех субъектов образования - миссия общеобразовательных организаций [3; 4].
Актуальность исследования определяется несоответствием между высокой значимостью ППК компетентности родителей детей с ООП и их недостаточной способностью и готовностью к развитию своего ребенка в доступной игровой деятельности (например, посредством настольных развивающих игр). Так, отечественные исследователи и практики утверждают, что родители нуждаются в помощи специалистов, которые могут путем проведения педагогических мастерских, лекториев, супервизии и т. д. подготовить их к правильному проведению игровой коррекционно-развивающей деятельности со своим ребенком, имеющим ООП [1-4]. Процесс формирования родительской ППК должен состоять из теоретической и практической деятельности в отношении родителя. Параспециалистом родитель может стать только при условии его сопровождения в ходе взаимодействия с ребенком; само взаимодействие должно быть регулярным, подбор игр для взаимодействия должен соответствовать возрасту ребенка, его индивидуальным возможностям и потребностям, а также семейным ценностям. Само игровое взаимодействие должно стать ценностью для семьи.
Целью статьи является выявление особенностей сформированности ППК родителей, воспитывающих детей с ООП посредством апробации программы «Школа родительского мастерства».
Анализ современных отечественных и зарубежных научных исследований позволяет актуализировать различные форматы инклюзивной педагогической практики, которые можно отнести к дифференциации и индивидуализации. Однако для реализации этих практик требуется особая среда с адекватным и гибким использованием ресурсов, гибкостью образовательных программ, инклюзивными компетенциями у всех субъектов образовательных отношений Г1; 2; 5; 6; 8-111.
Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических источников позволил выявить, что одним из способов формирования ППК родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ООП является применение интенсивных средств сопровождения, одним из таких средств является школа родительского мастерства. С опорой на результаты первичного среза выявлены ресурсы и дефициты ППК родителей, что позволило спроектировать программу «Школа родительского мастерства» для развития компетентности родителей в воспитании детей с ООП. Участниками реализации программы «Школа родительского мастерства» стали 30 родителей (матери), воспитывающие детей старшего дошкольного возраста с ООП.
В ходе реализации программы проведено 19 встреч с родителями, разной направленности, продолжительность каждой встречи варьировалась от одного часа до полутора часов, реализация программы носит пролонгированный характер.
Структура каждой встречи (занятия) представлена следующими этапами:
1. Мотивационный этап - создание условий для активизации интереса и потребности к взаимодействию и освоению личностно- и социально-значимых компетенций.
2. Теоретический этап - введение в тему занятия, осознание затруднений в решении проблемы.
3. Практический этап - решение проблемы в групповой или индивидуальной формах, представление результатов деятельности, самокоррекция деятельности.
4. Рефлексивный этап - осмысление результатов взаимодействия и проектирование персонифицированных планов саморазвития.
Одним из главных преимуществ программы является ее практико-ориентированнось: родители включены в освоение опыта по конструктивному общению с детьми дошкольного возраста с ООП, что позволило им лучше понять своих детей и создать благоприятную атмосферу в семье.
Для детального рассмотрения реализации программы «Школа родительского мастерства» определим самые значимые аспекты при реализации программы.
Первоначально реализация программы началась с проведения игропрактикума, целью которого явилось выявление ресурсов и дефицитов родителей в общении с детьми с ООП в целом, формирование установки на конструктивное общение в системе «ребенок - взрослый» и мн. др. В ходе участия родителей в игропрактикуме отмечено, что часть родителей не включается в игры, а просто смотрят на игру волонтеров с их ребенком. Часть родителей включается, но мешает ребенку: критикует, подсказывает, действует за него и т.д., что свидетельствует о недостаточной сформированности способностей родителей организовывать и сопровождать игровую деятельность детей.
В рамках семинара-практикума «Обычные родители особых детей» родителям предлагались к анализу проблемные ситуации в части особенностей взаимодействия с детьми с ООП. Проанализируем, как справились родители с данной задачей на примере одного из кейс-заданий.
Кейс-задание: «Вы являетесь родителем ребенка, у которого имеются речевые нарушения. Ваш ребенок испытывает трудности с произношением звуков «р» и «л». Вы хотите помочь ему преодолеть эти проблемы и развить правильную артикуляцию звуков. Ваше задание: описать, как Вы взаимодействуете с ребенком, и какие методы используете для помощи ему в развитии речи?».
Первично родители фиксировали, что они владеют основной информацией о затруднениях ребенка, об ООП, о способах взаимодействия с детьми с ООП. Но в процессе анализа ситуаций, ни один из родителей не предложил наиболее конструктивный путь ее решения. В ходе выполнения кейс-задания, родители акцентировали внимание на необходимости обратиться к учителю-логопеду, который обладает профессиональными знаниями и навыками работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Однако, они не упоминали о своей роли в помощи ребенку в правильной артикуляции звуков «р» и «л», не предлагали конкретных методов взаимодействия с собственным ребёнком. После этого с родителями обсуждались методы взаимодействия с ребенком, такие как сборка пазлов, где ребенок должен правильно составлять слова с звуками «р» и «л», чтение книг вместе, с использованием иллюстраций, а также использование игровых методов, поощрение и др.
Одним из основных преимуществ проведённого мероприятия стала возможность для родителей общаться между собой и делиться опытом. Родители осознали, что у них есть недостатки в знаниях и умениях, необходимых для воспитания и развития детей с ООП. Родители убедились в том, что они не одиноки в своих затруднениях и что есть специалисты, готовые помочь им. Однако, они также поняли, что от них тоже многое зависит и что они должны быть активными участниками в преодоление дефицитов у детей.
Так же одним из значимых мероприятий выступил семинар-практикум «Особый ребенок. Кто он?», целью которого явилось формирование понимания у родителей необходимости в повышении показателей ППК в части обучения, воспитания и развития особого ребенка.
В рамках семинара-практикума предложены различные задания, которые помогли родителям лучше понять своих детей и научиться взаимодействовать с ними. Например, одним из заданий было составление плана развития ребенка на год вперед: фиксация целей, направленных на разные области жизни ребенка: образование, социальная адаптация, физическое развитие и т.д.
Другим заданием стало проведение ролевой игры, в которой родители играли роль своих детей. Примеры ситуаций, которые использовались в игре:
- родителя в роли ребёнка с речевыми нарушениями просят описать картинку или фотографию, используя только простые слова и короткие фразы. Например: «это собака», «она бежит», «она рада»;
- родителя в роли ребёнка с речевыми нарушениями, просят рассказать о своем дне, используя только простые слова и короткие фразы. Например: «я ходил в детский сад», «я помог другу», «я играл с друзьями».
Данное задание помогло родителям лучше понять, какие трудности и проблемы стоят перед их детьми, и как они могут помочь им в решении этих проблем.
Анализ отзывов участников позволил зафиксировать целесообразность подобного рода мероприятий в части их информативности и практико-ориентированности. Родители приобрели новые знания и умения, которые помогут им лучше понимать своих детей и взаимодействовать с ними. Некоторые родители отметили, что задания - достаточно сложные, но они справились с ними благодаря помощи специалистов - логопеда, педагога-психолога и дефектолога.
Так же одним из значимых мероприятий выступил обучающий семинар «Развитие коммуникативных умений у детей с ООП». Целью мероприятия явилось формирование у родителей компетенции в сфере построения конструктивного общения с детьми дошкольного возраста с ООП.
В ходе мероприятия родителям предложены различные задания, которые помогли им лучше понять, каковы особенности речевого развития на различных этапах онтогенеза у детей дошкольного возраста с различными особенностями психофизического развития, какие техники можно использовать для построения конструктивного общения с детьми. Они также узнали о различных методах обучения, которые могут помочь детям с нарушениями речи.
Одним из основных заданий выступило создание игр и упражнений для развития коммуникативных умений у детей. Родители делились на микрогруппы и каждой группе предлагалась определенная тема для игры. Например, одна группа проектировала игру на тему «Составление предложений», другая группа проектировала игру на тему «Развитие словарного запаса». Родители обменивались идеями и создавали игры, которые могут помочь детям улучшить коммуникативные умения.
Стоит отметить, что у родителей возникали затруднения при выполнении заданий. Некоторые из них не были уверены в своих знаниях о речевых нарушениях и не могли понять, какие методы лучше использовать для развития
коммуникативных навыков у своих детей. Некоторые родители также испытывали трудности при создании игр, так как им не хватало опыта в этой области.
Однако, благодаря помощи специалистов и других родителей, большинство участников справилось с заданиями и смогли создать игры, которые могут помочь их детям развивать коммуникативные умения. В результате мероприятия родители получили необходимые знания и инструменты для того, чтобы продолжать конструктивное общение с детьми дома и помогать им преодолевать затруднения в общении.
Так же в рамках программы «Школа родительского мастерства» для родителей подготовлен видео мастер-класс «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с использованием игры «Логико-малыш». Данная игра не только развивает познавательный интерес, но и помогает закрепить знания о цветах и счете у ребенка. Она также способствует развитию речи и расширению словарного запаса, поскольку дети произносят названия изображений на карточках. Игра также способствует развитию мелкой моторики, поскольку дети перемещают фишки в заданном направлении.
В рамках мастер-класса родители познакомились с игровым пособием «Логико малыш» и его применением в развитии познавательного интереса детей; продемонстрировано, как организовать данную игру с ребёнком, какую инструкцию озвучивать ребёнку. Так же родители научились создавать свои развивающие карточки для игрового планшета на различные темы, в том числе и на развитие речи.
После реализации программы «Школа родительского мастерства» 60% матерей проявили высокий уровень сформированности ПИК, что подтверждалось способностью к организации конструктивного общения с детьми, целесообразному отбору игр, видов поддержки с учетом ООП детей; 20% матерей продемонстрировали средний уровень сформированности ПИК: фиксировались моменты, в которых взрослым не удавалось вызывать у ребенка желание продолжать деятельность, проявлять к ней интерес, наблюдались трудности коммуникации; общение с детьми носило дискретный характер, недостаточно обращалось внимание на то, что интересует детей во время игровой деятельности; у 20 % матерей выявлен низкий уровень сформированности ППК: наблюдались затруднения во вех аспектах общения в системе «родитель - ребенок», в части активизации взаимодействия, оказания различных видов поддержки, поощрения за игровые действия, управления игровыми действия и др.
Полученные результаты свидетельствуют о результативности положительной динамике в формировании ППК родителей, воспитывающих детей с ООП.
Выводы. Результаты исследования показали, что формирование ППК родителей детей с ООП посредством программы «Школа родительского мастерства» является эффективным процессом. С целью повышения компетенции конструктивного общения родителей с детьми с ООП считаемым целесообразным реализацию подобного рода программ как одного и базовых направлений в реализации идей инкюзивного образования на уровне дошкольного образования, что обуславливает необходимость разработки и апробации технологии сопровождения семьи с особыми образовательными потребностями с учетом принципов дифференциации и индивидуализации в условиях реализации проекта «Современная семья и родительство: особенности и практики взаимодействия».
Литература:
1. Арамачева, Л.В. Современное детство и родительство: научный взгляд: монография / под общ. ред. О.В. Груздевой, Е.В. Улыбиной. Глава 4. «Особое» родительство. 4.1. Гришина К.Д., Шкерина Т.А. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством мастерской «Всегда рядом». - 2021. - С. 76-98. - Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021.-292 с.
2. Бородина, В.А. Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи / В.А. Бородина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2018. - С. 9-22. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37213527 (дата обращения: 17.05.2024)
3. Влияние особенностей педагогической компетентности родителей на слухоречевое развитие их детей с кохлеарными имплантами / О. Беляева, Л. Брюховских, Т. Воронова, Г. Проглядова. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, - 2018. - № 46(4). - С. 88-95. - URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/158 (дата обращения: 17.05.2024)
4. Егизарьянц, М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / М.Н. Егизарьянц // Проблемы педагогики. - 2019. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 18.05.2024)
5. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года / под общей ред. H.H. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 17.05.2024)
6. Шкерина, Т.А. Мастерская как средство сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Шкерина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - С. 402-405. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46430420 (дата обращения: 17.02.2023)
7. Шкерина, Т.А. Аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований в области воспитания детей с ОВЗ. Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателях: сборник статей / отв. ред. О.В. Груздева; ред. кол.; Электрон, дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 170-184
8. Belkovâ, V. Inclusive éducation in practice: teachers' opinions and needs / V. Belkovâ II J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci.-2012. -№14(9). -P. 1286-1298.-DOI: 10.17516/1997-1370-0819
9. Joshua, Annor Osam. The use of assistive technologies among children with disabilities: the perception of parents of children with disabilities in Ghana, Disability and Rehabilitation / Joshua Annor Osam II Assistive Technology. - 2021. - №16:3. -P. 301-308. - DOI: 10.1080/17483107.2019.1673836
10. Katharina-Theresa, Lindner. Differentiation and individualisation in inclusive éducation: a systematic review and narrative synthesis / Katharina-Theresa Lindner II International Journal of Inclusive Education. - 2020. - DOI: 10.1080/13603116.2020.1813450
11. Kholoud, Adeeb Al-Dababneh. Using assistive technologies in the curriculum of children with specific learning disabilities served in inclusion settings: teachers' beliefs and professionalism / Kholoud Adeeb Al-Dababneh II Disability and Rehabilitation: Assistive Technology.-2022. -№17:1. -P. 23-33. -DOI: 10.1080/17483107.2020.1752824