Научная статья на тему 'МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ / МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Каблукова Инна Геннадьевна, Петрова Татьяна Ивановна

В статье раскрыт развивающий потенциал мастерской в формировании психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; выделены структурные компоненты мастерской как средства сопровождения семьи с особыми образовательными потребностями с опорой на современные отечественные и зарубежные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Каблукова Инна Геннадьевна, Петрова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKSHOP AS SUPPORT FOR PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article reveals the developing potential of the workshop in the formation of psychological and pedagogical competence of parents raising children with disabilities; the structural components of the workshop are highlighted as a means of supporting families with special educational needs based on modern domestic and foreign research.

Текст научной работы на тему «МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК 374.73

кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Каблукова Инна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрыт развивающий потенциал мастерской в формировании психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; выделены структурные компоненты мастерской как средства сопровождения семьи с особыми образовательными потребностями с опорой на современные отечественные и зарубежные исследования.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, мастерская.

Annotation. The article reveals the developing potential of the workshop in the formation of psychological and pedagogical competence of parents raising children with disabilities; the structural components of the workshop are highlighted as a means of supporting families with special educational needs based on modern domestic and foreign research.

Keywords: psychological and pedagogical competence of parents raising children with disabilities, workshop.

Введение. В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам семьи, что обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения внутрисемейных отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом и / или физическом развитии. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что приобретается в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество. В концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года в качестве одного из значимых ориентиров в области психического и социального развития обучающихся заявлено удовлетворение особых образовательных потребностей семьи особого ребенка посредством консультирования как по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся, так и по вопросам выстраивания гармоничных и значимых для будущего благополучия ребенка взаимоотношений с окружающими близкими взрослыми [4].

Введение адаптированных основных образовательных программ предполагает не только включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и их сопровождение специалистами для успешного усвоения данных программ, а также формирования социально-психологической адаптивности детей с ограничениями. Безусловно, в данную работу должны включаться и родители обучающихся, которые своим содействием и грамотно выстроенным воспитательным процессом способны оказать колоссальное влияние на прогресс в сопровождении ребенка [3].

Анализ современных зарубежных научных исследований позволяет убедиться в целесообразном обеспечении дифференцированных и индивидуализированных практик обучения, социальных, эмоциональных и поведенческих практик при организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования с учетом коллаборации всех субъектов образовательных отношений [10; 11; 12].

Целью статьи является раскрытие сущности и структуры мастерской как средства сопровождения родителей, выявление и обоснование её потенциала в формировании психолого-педагогической компетентности (ППК) родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Как сказано выше, включение в работу интенсивных средств, являющихся интерактивными, оказывает положительное влияние, на эффективность психологической работы как с детьми, родителями и другими субъектами образовательного процесса.

Современная педагогическая наука выделяет множество средств обучения, среди них: организация самостоятельной деятельности, организация проектной деятельности, организация исследовательской деятельности, развитие критического мышления, кейсы, диалоговое взаимодействие, педагогическая мастерская [9].

В данной работе особый интерес представляет организация мастерской. Данное средство разрабатывается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В работах К. Фопеля также подчеркивается активная позиция ученика и указывается на вид учебной деятельности - интенсивное обучение. Под мастерской он понимает учебное мероприятие интенсивного характера, представленное в групповой форме обучения, где участники получают знания, благодаря собственной заинтересованности, активности [7].

В отечественной школе одной из первых исследователей педагогической мастерской является И.А. Мухина, которая под педагогической мастерской понимает форму обучения, создающую условия для получения новых знаний и опыта за счёт собственного или коллективного открытия. Основным механизмом мастерской является творческая деятельность участников [5].

Под педагогической мастерской понимается интенсивное средство обучения, предполагающее критическое осмысление учащимися имеющихся и полученных знаний, а также решения творческих задач. Мастерскую сравнивают с проблемными методами обучения, включающими в себя также творческую составляющую ввиду сознательного и бессознательного творчества с дальнейшим его осознанием и критической оценкой.

Выделение сущностных характеристик педагогической мастерской позволит более дифференцированно сформулировать представления о данном средстве. В своих исследованиях, Н.Е. Щуркова выделяет следующие характеристики:

- педагогическая мастерская представляет собой организационную форму воссоздания прошлого опыта, с последующей его критической оценкой, что указывает на интеллектуальную и эмоциональную оценку этого опыта;

- педагогическая мастерская это двуплановая картина, представленная в практической деятельности для профессионалов-коллег: средства педагогической работы и продукт педагогической работы, способствующая установлению связи педагогического средства и ее результативности;

- педагогическая мастерская включает в себя поиск наиболее удачных способов, как групповой работы, так и решения поставленных задач [9].

Помимо сущностных характеристик педагогической мастерской, внимание исследователей обращено и к принципам, и правилам использования данного средства в групповой работе. Так, в зарубежных исследованиях выделены следующие принципы и правила ведения мастерской:

- при ведении мастерской, необходимо сконцентрировать участников не только на самостоятельное обучение, но и на групповое взаимодействие, направленное на решение поставленной задачи;

- проведение мастерской невозможно без преобразования индивидуальных целей в общегрупповую, для оптимального функционирования группы и их замотивированности;

- в мастерской принципом выступает разделение ответственности за обучение между ведущим мастерской и обучающимся, так как предполагается активность всех участников образовательного процесса;

- раскрывая принцип активности, акцентируется внимание именно на творческой составляющей, раскрытии творческого потенциала участников мастерской [6].

Работа И.А. Мухиной позволяет конкретизировать и уточнить некоторые принципы и правила ведения педагогической мастерской:

- ценностно-смысловое равенство всех участников мастерской, предполагает уважение всех участников образовательного процесса. Все участники группы одинаково ценны и важны в её работе;

- право на ошибку. Данное правило направлено на формирование безопасного пространства для участников мастерской, а также на активизацию творческого мышления, так как снижения самоконтроля и легкость предъявления собственных идей способствует эффективному решению задач;

- безоценочная деятельность, отсутствие критики к творчеству другого человека, замена критики самооценкой и самокоррекцией. Данный принцип также направлен на активизацию творческой деятельности, а также на поддержание положительного психологического климата в группе;

- предоставление свободы в рамках правил мастерской. Данный принцип помогает раскрытию творческого потенциала участников, повышению уровня креативности;

- элемент неопределенности, неясности в заданиях. У истоков создания проективных методик стоял принцип неопределнности материала, что способствовало глубокому понимаю психических особенностей личности, действующей в неопределенной ситуации. Включение неясности и недосказанности позволяет участникам мастерской успешно и кретивно решить поставленную задачу;

- диалоговость как главный принцип взаимодействия. В данном случае участники не только решают поставленную задачу и развивают свою коммуникативную компетентность, навыки сотрудничества, что способствует не только эффективному решению проблемы, но и личностному развитию участников;

- организация и перестройка реального пространства мастерской. Моделирование пространства в зависимости от задач каждого этапа мастерской также способствует активизации творческого начала участников мастерской, помогает им решать поставленные задачи в наиболее комфортных для них условиях;

- ограничение участия руководителя в качестве авторитета в процессе проведения мастерской. В данном случае ведущий выступает координатором процесса, а не генератором решений поставленных задач. Минимальное участие в процессе работы группы только приветствуется [2].

Обратимся к структуре педагогической мастерской, предложенной И.А. Мухиной.

На начальном этапе работы в педагогической мастерской предполагается мотивация деятельности участников, формирование темы и целей педагогической мастерской. Данный этап носит название «инструктор», так как главная роль отведена на этом этапе именно ему. Формирование мотивации к решению задач способствует успешному групповому взаимодействию на всех этапах мастерской, на данном этапе инструктор раскрывает следящие вопросы: почему необходимо заняться именно этой проблемой, что изменится при решении этой проблемы, какие выгоды получит индивид при решении этой проблемы конкретно для себя.

Основной этап предполагает также несколько подэтапов, ставящих определенную задачу во время каждого из них. Первый подэтап основной части «создание творческого продукта». Он предполагает формирование решения поставленной задачи в групповой или индивидуальной форме работы с применением различных приемов работы с информацией. На следующем подэтапе «социализация» происходит предъявление решений задачи, обмен ими в рамках группы. Подэтап «промежуточная рефлексия» направлена на коррекцию деятельности группы, отбор наиболее подходящих идей, решения. Подэтап «обращение к новой информации» предполагает открытие нового видения предмета, образа, участниками, переоценку созданного материала, его осознание и понимание.

Заключительным этапом является рефлексия, где участники делятся своими открытиями, решениями и, возможно, формируют новую систему проблем [5].

Длительность педагогических мастерских четко не обозначена в научных исследованиях, обычно длительность мастерских от одного до семи дней. Помимо этого, возможны как одноактные мастерские (педагогическая мастерская, приводящаяся однократно длительность от часа до четырех часов) так и мастерские длительного действия (от недели до нескольких месяцев). Длительность занятий и количество проводимых мастерских зависят от их цели и задач [1].

Результатами педагогической мастерской не могут четко программироваться ведущим мастерской, так как результатом становится не только знание или умение, но и творческий процесс, формируемый участниками мастерской, заключающийся в сотрудничестве и сотворчестве.

Содержание программы мастерской структурно состоит из четырех модулей, которые проектируются с опорой на выявленные ресурсы и дефициты семьи с особыми образовательными потребностями: «Роль родителя в процессе психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ», «Нормативно-правовые документы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ», «Особенности образовательного процесса детей с ОВЗ», «Взаимодействие родителя и ребенка с ОВЗ».

Раскроем содержание основных модулей программы мастерской:

Модуль 1. «Роль родителя в процессе психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Понятие ППК родителей детей с ОВЗ. Сферы применения ППК. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Личностные особенности родителей детей с ОВЗ.

Модуль 2. «Нормативно-правовые документы, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ».

Нормативно-правовые аспекты сопровождения ребенка с ОВЗ. Документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ. Права ребенка. Право на образование. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Модуль 3. «Особенности образовательного процесса детей с ОВЗ».

Образовательный процесс. Инклюзивное образование. Адаптированные образовательные программы. Психолого-педагогический консилиум. Психолого-медико-педагогическая комиссия.

Модуль 4. «Взаимодействие родителя и ребенка с ОВЗ».

Адекватные родительские установки. Чувство вины родителя ребенка с ОВЗ. Организация взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Виды поддержки ребенка в образовательном процессе и вне его. Эмоциональный контакт с ребенком, разрешение конфликтных ситуаций. Психологические особенности ребенка с ОВЗ.

Считаем целесообразным реализовывать разработанную программу с методическими рекомендациями в аспекте конкретного типа нарушения в формировании психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Выводы. Мастерская как средство позволяет не только сформировать умения и навыки у участников образовательного процесса, но и способствует их собственной активности, развитию творческого потенциала, что оказывает влияние на эффективность обучения. Включение родителей в освоение содержания педагогической мастерской позволяет сформировать у них не только новые умения и навыки, но и осознать собственные внутренние перемены, инсайты, интеллектуальные и эмоциональные изменения, что очень важно во взаимодействии со взрослыми людьми. В рамках образовательного процесса включение педагогических мастерских во взаимодействие с родителями станет эффективным способом сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и формирования у них ППК.

Литература:

1. Башмаков М.И., Горяев М.А., Лебедева Л.И. Педагогические мастерские в продуктивном обучении (теоретический аспект) // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 5. -С. 208-211. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823463 (дата обращения: 14.03.2021).

2. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: теория и практика. - СПб.: «Новое образование», 1998. - 318 с.

3. Егизарьянц М.Н., Мякиньких А.А. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы педагогики. - 2019. - № 4 (43). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-semi-v-vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 14.03.2021).

4. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - URL: https://aHdef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата обращения: 14.03.2021).

5. Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Что такое педагогическая мастерская? Интеграция инновационного и традиционного опыта. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - 209 с.

6. Фопель К. Эффективный воркшоп. - М.: Генезис. - 2003. - 361 с.

7. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. - М.: Генезис, 2010. - 360 с.

8. Шутова Н.В., Шуткина Ж.А., Дунаева Н.И. Личностные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 327-328. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41172877_54469582.pdf (дата обращения: 14.03.2021)

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

10. Lindner K.-T., Schwab S. Differentiation and individualisation in inclusive education: a systematic review and narrative synthesis // International Journal of Inclusive Education. - 2020. - Vol. 10 (346). -URL:https://www.researchgate.net/publication/344265591_Differentiation_and_individualisation_in_inclusive_educ ation_a_systematic_review_and_narrative_synthesis (дата обращения: 25.03.2021).

11. Resch K., Schrittesser I. Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education // International Journal of Inclusive Education. - 2021. - Vol. 25 (3). -URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13603116.2021.1882053 (дата обращения: 25.03.2021).

12. Zurbriggen C. L. A., Hofmann V., Lehofer M., Schwab S. Social classroom climate and personalised instruction as predictors of students' social participation // International Journal of Inclusive Education. - Vol. 25 (2). - URL:https://www.tandfonline.com/doi/citedby/10.1080/13603116.2021.1882590?scroll=top&needAccess=true (дата обращения: 25.03.2021).

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Шостак Марина Анатольевна

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация. В статье анализируется современная ситуация цифровизации в различных сферах жизнедеятельности человека, рассматриваются особенности перехода к цифровой культуре. Стоит отметить, что движущей силой формирования цифровой культуры будущих менеджеров гостиничного бизнеса является принцип ее целенаправленного формирования, а также создание организационно-педагогических условий в вузах. Отмечено, что использование модульных методик обучения создает организационно-педагогические условия на основе реализации планируемых образовательных результатов по каждой специальности.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая культура, информационная культура, цифровизация, постиндустриальная эпоха, цифровая коммуникация, профессиональное образование, менеджеры индустрии гостеприимства.

Annotation. The article analyzes the current situation of digitalization in various spheres of human life, examines the features of the transition to digital culture. It is worth noting that the driving force behind the formation of the digital culture of future hotel business managers is the principle of its purposeful formation, as well as the creation of organizational and pedagogical conditions in universities. It is noted that the use of modular teaching methods creates organizational and pedagogical conditions based on the implementation of the planned educational results in each specialty.

Keywords: digital economy, digital culture, information culture, digitalization, post-industrial era, digital communication, professional education, managers of the hospitality industry.

Введение. Цифровая культура стала междисциплинарным направлением с 1950-х годов, в рамках которого сформировались различные концептуальные модели. Форма цифровой культуры представляет собой различные практики в области искусства (в гибридной форме технологии и искусства, такой как постцифровое искусство, видеоинсталляции), научного знания (цифровые гуманитарные науки, контекстуальная эпистемология), образования.

Цифровизация как социальный феномен стала распространенной в 1960-е и 1970-е годы и характеризуется тремя основными характеристиками:

1. Все типы контента переходят от аналогового, физического и статического к цифровому, становясь мобильными и личными. В то же время индивиды имеют возможность контролировать собственное персональное содержание, делать прямые запросы на информацию и формировать траекторию персональной информационной деятельности.

2. Происходит переход к простой коммуникационной технологии (технология становится просто средством, инструментом коммуникации). Ведущей особенностью устройства и технологии является управляемость.

3. Коммуникация становится гетерогенной: вертикальная, иерархическая коммуникация теряет свою актуальность, происходит переход к сетевой структуре коммуникации [6].

Наблюдаемая на национальном уровне тенденция обусловливает необходимость реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена 28 июля 2017 года). Программа определяет цифровую экономику как «экономическую деятельность», в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровой форме, способствующие формированию информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в доступе к качественной и достоверной информации, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению информационно-телекоммуникационных технологий в России, формированию новых технологических основ социально-экономической сферы [4]. В области образования и подготовки кадров в цифровой экономике на государственном уровне разработаны следующие задачи:

1. Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики.

2. Совершенствование системы образования и обеспечение талантливых специалистов для цифровой экономики.

3. Рынок труда, который должен базироваться на требованиях цифровой экономики.

4. Создание системы стимулирования развития необходимых возможностей и кадров для участия в развитии цифровой экономики России [4].

Изложение основного материала статьи. Современная система образования вступила в активную стадию компьютеризации и информатизации. Эти процессы имеют решающее значение и зависят от финансирования, уровня развития университета, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава и т.д. В фазе оцифровки мы оказываемся независимыми от изменений в инфраструктуре, кратким результатом прошлых социальных изменений. Оцифровка осуществляется каждым студентом в своих гаджетах (смартфоне, планшете). Предельная простота использования и качество изображения, высочайшая скорость передачи данных - вот основные составляющие оцифровки. Культурная значимость цифровых медиа, независимо от их преимуществ и недостатков, очевидна. «По мере их распространения менялась повседневная жизнь людей, устанавливались культурные иерархии, способы взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Меняется система формирования культурного опыта в целом, меняются все основные сферы культуры» [7, с. 6].

Мы определяем цифровую культуру будущих менеджеров индустрии гостеприимства как те цифровые ценности, которые он использует в процессе профессиональной подготовки, основанной на культурной адаптации условий труда в виртуальной информационной среде, внедрении апробированных цифровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.