Педагогика
УДК 371
студент Ширпал Елена Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена эмоциональному интеллекту будущих педагогов в условиях дистанционного образования. Анализ проводится в соответствии с актуальной задачей трансформации профессиональной деятельности будущих педагогов. В статье делается вывод о том, что творческий компонент профессионального развития будущего педагога является основой профессионального качества. Дана оценка современного состояния проблемы эмоционального интеллекта. В статье выдвигаются различные взгляды исследователей на проблему эмоционального интеллекта, влияние эмоционального интеллекта на профессиональное и личностное развитие педагогов, обсуждается роль эмоциональной основы творческого процесса в педагогической деятельности, а также важность эмоциональных компонентов в исследовательской и инновационной деятельности. В статье анализируется взаимосвязь между развитием эмоционального интеллекта и реализацией профессионального и личностного потенциала будущих педагогов. Стоит отметить, что развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов чрезвычайно важно и актуально в современной социокультурной ситуации. Обоснована необходимость развития эмоционального интеллекта педагогов в процессе непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная деятельность, эмоциональный интеллект, вариативность личности, профессиональное творчество педагогов, исследовательская деятельность, личностная психология и педагогический потенциал.
Annotation. The article is devoted to the emotional intelligence of future teachers in the context of distance education. The analysis is carried out in accordance with the current task of transforming the professional activities of future teachers. The article concludes that the creative component of the professional development of the future teacher is the basis of the professional quality of the teacher. The assessment of the current state of the problems of emotional intelligence is given. The article presents various views of researchers on the problem of emotional intelligence, the influence of emotional intelligence on the professional and personal development of teachers. The article discusses the role of the emotional basis of the creative process in pedagogical activity, as well as the importance of emotional components in the research and innovation activities of teachers.. The article analyzes the relationship between the development of emotional intelligence and the realization of the professional and personal potential of future teachers. It is worth noting that the development of emotional intelligence of future teachers is extremely important and relevant in the modern socio-cultural situation. The necessity of developing the emotional intelligence of teachers in the process of continuing education is justified.
Keywords: continuing education, professional activity, emotional intelligence, personality variability, professional creativity of teachers, research activity, personal psychology and pedagogical potential.
Введение. Одним из важнейших вопросов современной психологии и педагогики является изучение индивидуальных детерминант достижения профессионального мастерства, условий и методов эффективной подготовки будущих преподавателей. В связи с этим необходимо изучать разрабатывать методики и программы, позволяющие развивать не только теоретические знания, но и систему профессиональных качеств личности будущего педагога.
Изложение основного материала статьи. Вопрос изучения сферы эмоциональной воли будущих педагогов в контексте личностных качеств в профессиональном смысле является одним из ключевых вопросов отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Растет интерес к проблемам, связанным с эмоциональными способностями и профессиональным самосознанием преподавателя с успешностью его деятельности, что обусловлено отечественными социальными тенденциями в гуманизации образования, вниманием к гармоничному развитию личности студента по предмету, общению партнеров по обучению. Современная подготовка будущего педагога и повышение профессионального мастерства происходит через создание новых методов и концепций, включая изучение проблем профессиональной практики, разработку методов решения этих проблем, а также поиск новых [11].
В современных работах психологов рассматриваются вопросы о природе и структуре эмоционального интеллекта, о взаимосвязи понятий "интеллект", "социальный интеллект". Сочетание понятий "интеллект" и "эмоции" вызвало много дискуссий. Популярность изучения этого феномена отражается в разнонаправленном измерении производительности, структуры, развития эмоционального интеллекта и взаимосвязи с другими параметрами. Оптимизм психологов, журналистов, менеджеров, учителей и других специалистов, активно изучающих "новые явления", обусловлен возможностью формирования эмоционального интеллекта в любом возрасте, начиная с младенчества.
Хотя изучение эмоциональных, коммуникативных и регуляторных характеристик личности педагога стало традицией в современной психологии, до сих пор не разработана комплексная теория, которая бы единообразно объясняла внутренние механизмы, структурные характеристики и их функции в профессиональной деятельности социальных, эмоциональных и регуляторных способностей педагога. Одной из таких концепций, разработанных в этом исследовании, является концепция эмоционального интеллекта [2].
В области практической психологии, психотерапии, социологии и смежных областях, накопились данные о том, что в процессе достижения личного успеха многое зависит не только от обширных энциклопедических знаний, но и от общения. С точки зрения позитивистски ориентированной психологии, это называется противоречивым сочетанием "эмоционального интеллекта". Почти на протяжении всего прошлого века психология, под влиянием позитивистских методов, методично боролась за модель рационального человека, максимально "очищенного" от негативных последствий эмоциональных всплесков. Человеческие эмоции были объявлены основным наследием и оказались недостойными внимания психологической науки. Понятие "эмоциональный интеллект" было введено журналистом Д. Гоулман [4]. Благодаря его наблюдениям, обобщениям и анализу жизни становится ясно, что человек не может направлять свое развитие и познание мира только силой разума.
Мы считаем, что эмоциональный интеллект является ключом к объяснению того, как развивать творческий потенциал личности в процессе обучения. Если раньше считалось, что эмоции сопровождают только когнитивные процессы человека, то современная психология доказала тот факт, что эмоциональные реакции часто предшествуют рациональным реакциям. Многие исследователи признают, что эмоции являются ключевым фактором успеха человека, более важным, чем интеллектуальные способности. Савенков отметил, что эмоциональный интеллект, а также академический и социальный интеллект оказывают решающее влияние на реализацию индивидуального успеха не только в повседневной жизни, но и в сфере профессиональной деятельности [7].
Понятие "помощь эмоциональному интеллекту специалистов в профессиональной сфере", в том числе преподавателей, было введено в научный оборот в качестве показателя эмоциональной составляющей помощи профессиональной компетентности профессиональных экспертов.
Творчество лежит в основе исследовательской деятельности. Здесь огромную роль играют способности педагога. Это комплексное образование, которое включает в себя развитие способности к поиску творческой деятельности (креативность, любознательность, умение выявлять области незнания и т.д.), методическую подготовку (обучение изучению теоретических и технических знаний), а также желание заниматься ею. Осуществление научно-исследовательской деятельности - это потенциал преподавателей по раскрытию теории на практике.
По словам С.Н. Юревича, в ходе научно-исследовательской деятельности преподаватели овладевают теорией и практикой творчества и методами преподавания научных исследований, участвуют в известных методах, модернизации технологий, конструктивном обсуждении элементов ранее известных методов [13].
Поисково-исследовательская деятельность будущих педагогов - это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, научно-техническим уровнем. В отличие от проведения исследований, эти идеи основаны на практике самих исследователей. Разработка этой идеи осуществляется преподавателем самостоятельно на основе собственного теоретического запаса, опыта и интуиции.
Эмоциональный интеллект - это комбинация 4 способностей.
1. Восприятие, распознавание эмоций (себя и других), выражение эмоций. Это способность идентифицировать эмоции через физические состояние, чувства и мысли; идентифицировать эмоции других людей через искусство, речь, голос, внешний вид и поведение; точно выражать эмоции и потребности, связанные с этими чувствами.
2. Развитие мышления - способность вызывать определенную эмоцию и затем контролировать ее. То есть то, как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когнитивные способности. Эмоции фокусируются непосредственно на важной информации, помогают рассуждать и запоминать чувства. Эмоциональные изменения от оптимизма к пессимизму могут позволить учитывать различные точки зрения, а эмоциональные состояния помогают решать проблемы по-разному.
3. Понимание эмоций - способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы от одного этапа к другому, анализировать эмоции, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций - это способность классифицировать эмоции и распознавать связь между словами и эмоциями; объяснять значение эмоций, связанных с отношениями; понимать сложные (противоречивые) чувства; осознавать переход от одной эмоции к другой.
4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытой для положительных и отрицательных эмоций [5].
В современной психологической литературе освещаются вопросы, связанные с изучением определенных профессиональных личностных качеств и способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта. Так, Ф.Н. Гоноболин выделил значимые профессиональные способности педагогов: умение понимать обучающихся, умение учить остроумию, умение творчески работать, умение быстро реагировать на педагогические ситуации и ярко проявлять себя в них и др. Потенциал личности в современной психолого-педагогической литературе определяется как синтез интеллектуальных, творческих и мотивационных характеристик личности, определяющих вероятность достижения высоких (выдающихся) достижений в социальной и профессиональной сферах [7].
Психологический и педагогический потенциал личности педагога включает в себя то, что представлено на потенциальном уровне, что еще нельзя отнести к числу возможностей для реализации. Различия между ними наблюдаются не в содержании, а в форме существования и характеристиках, выраженных в деятельности.
Профессиональный успех человека несомненно, связан со знаниями, навыками, эрудицией и общими навыками мышления. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта недостаточно. Эффективность профессиональной деятельности молодых специалистов, занимающихся в области отношений "субъект-субъект", во многом зависит от умения понимать свои эмоции и распознавать эмоции других.
Согласно исследованиям Д. Гоулмана [4], высокий уровень эмоционального интеллекта в значительной степени способствует карьерному и жизненному успеху человека. Феномен эмоционального интеллекта, его структура и предпосылки для его развития рассматриваются зарубежными (J. Matthews, R.D. Roberts, S.J. Steini и др.) и отечественными учеными (И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова и др.).
Эмоциональный интеллект понимается как психообразование, которое является основой эмоциональной саморегуляции, включающей совокупность эмоциональных и интеллектуальных способностей понимать и регулировать эмоциональное состояние себя и других, а также эффективно реагировать на требования окружающей среды.
Согласно двухкомпонентной теории Д.В. Люсина [3], эквалайзер включает в себя способность понимать свои и чужие эмоции и способность управлять ими.
Результаты исследования показывают, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на познавательную активность студентов. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта студентов обеспечивает внутреннюю регуляцию их эмоционального состояния, что отражается на их успешности в учебной деятельности. Кроме того, С.П. Деревянко и М.А. Манойлова в своих работах установили эффективность развития компонента ЭК у студентов посредством специально организованного обучения [9].
Вопрос конкурентоспособности личности студента сегодня не менее важен. Он освещен в работах Д.А. Коноплянского, Д.С. Котиковой, Ю.В. Соловьевой и др.
Мещерякова И.Н. считает, что конкурентоспособность личности - это комплексная способность, способствующая непрерывному конструктивному преобразованию личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности [10]
Студенты как социальная группа обладают наибольшим потенциалом для развития конкурентоспособности. По мнению С.Д. Резника, конкурентоспособность личности студента - это способность гарантированно получить работу по своей специальности в университете, а также успешное продвижение по профессии, во все более конкурентном рынке на рынке труда [11].
Процесс профессиональной подготовки преподавателей вузов в условиях дистанционного образования должен предполагать создание условий для развития их эмоционального интеллекта с целью обеспечения оптимального уровня личностного развития студентов и повышения их уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда. Современные педагоги, как активные субъекты деятельности, в процессе профессиональной деятельности взаимодействуют с несколькими психолого-педагогическими социальными (макро-и микро) реалиями, в которых воплощаются и развиваются психологические знания, профессиональные навыки и личностные характеристики.
Выводы. Исследования показали, что эмоциональный интеллект является одним из важнейших факторов, определяющих продуктивность будущих педагогов. Атрибуты эмоционального интеллекта будущих педагогов связаны с наиболее важными профессиональными характеристиками личности и опосредуют профессионализм деятельности. Главной особенностью образа идеального педагога, с точки зрения различных субъектов образовательной среды, являются эмоциональные, коммуникативные и регулятивные качества личности педагога, с основными структурными компонентами эмоционального интеллекта, что подтверждает высокую значимость эмоционального интеллекта для осуществления плодотворного полисомнографического взаимодействия в образовательной среде.
Литература:
1. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск: СГПУ, 2018. - Ч.1.
- С. 22-26.
2. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1989.
3. Выготский, Л.С. Мышлени.е и речь. Психика, сознание, бессознательное: Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. - М.: АСТ МОСКВА: Владимир: ВКТ, 2019.
5. Давыдова Ю.В. Составляющие эмоционального интеллекта // Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных / Сост. и науч. ред.: A.B. Иващенко, A.B. Гагарин, И.А. Тютькова. - М.: 2017.
- С. 23-25.
6. Иванова Е.С. Лонгитюдное исследование показателей алекситимии и объема активного словаря эмоций студентов-психологов // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: мат-лы 3-ей Междунар. научно-практ. конф. 10 октября 2018 г. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.
7. Иванова Е.С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Рос. академии образования. - 2018. -№7 (86).
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - 304 с.
9. Манойлова, М.А. Развити.е эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А. Манойлова. -Псков: ПГПИ, 2017. - 60 с.
10. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. - Курск: Кур. гос. ун-т. [б. и.], 2011. - 25 с.
11. Савенков, А.И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. - 2017. -№ 6. - С. 22-36.
12. Сергиенко, Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (М8СЕГТ V. 2.0): руководство / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2017. - 174 с.
13. Юревич, С.Н. Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации / С.Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения кадров. Научно-теоретический журнал. - 2017. - № 1 (6).
Педагогика
УДК 374.73
кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Каблукова Инна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)
МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье раскрыт развивающий потенциал мастерской в формировании психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; выделены структурные компоненты мастерской как средства сопровождения семьи с особыми образовательными потребностями с опорой на современные отечественные и зарубежные исследования.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, мастерская.
Annotation. The article reveals the developing potential of the workshop in the formation of psychological and pedagogical competence of parents raising children with disabilities; the structural components of the workshop are highlighted as a means of supporting families with special educational needs based on modern domestic and foreign research.
Keywords: psychological and pedagogical competence of parents raising children with disabilities, workshop.
Введение. В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам семьи, что обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе. На фоне всех трудностей, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема изменения внутрисемейных отношений при появлении в ней ребенка, имеющего определенные нарушения в психическом и / или физическом развитии. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что приобретается в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество. В концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года в качестве одного из значимых ориентиров в области психического и социального развития обучающихся заявлено удовлетворение особых образовательных потребностей семьи особого ребенка посредством консультирования как по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся, так и по вопросам выстраивания гармоничных и значимых для будущего благополучия ребенка взаимоотношений с окружающими близкими взрослыми [4].
Введение адаптированных основных образовательных программ предполагает не только включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и их сопровождение специалистами для успешного усвоения данных программ, а также формирования социально-психологической адаптивности детей с ограничениями. Безусловно, в данную работу должны включаться и родители обучающихся, которые своим содействием и грамотно выстроенным воспитательным процессом способны оказать колоссальное влияние на прогресс в сопровождении ребенка [3].
Анализ современных зарубежных научных исследований позволяет убедиться в целесообразном обеспечении дифференцированных и индивидуализированных практик обучения, социальных, эмоциональных и поведенческих практик при организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования с учетом коллаборации всех субъектов образовательных отношений [10; 11; 12].
Целью статьи является раскрытие сущности и структуры мастерской как средства сопровождения родителей, выявление и обоснование её потенциала в формировании психолого-педагогической компетентности (ППК) родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Изложение основного материала статьи. Как сказано выше, включение в работу интенсивных средств, являющихся интерактивными, оказывает положительное влияние, на эффективность психологической работы как с детьми, родителями и другими субъектами образовательного процесса.
Современная педагогическая наука выделяет множество средств обучения, среди них: организация самостоятельной деятельности, организация проектной деятельности, организация исследовательской деятельности, развитие критического мышления, кейсы, диалоговое взаимодействие, педагогическая мастерская [9].
В данной работе особый интерес представляет организация мастерской. Данное средство разрабатывается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В работах К. Фопеля также подчеркивается активная позиция ученика и указывается на вид учебной деятельности - интенсивное обучение. Под мастерской он понимает учебное мероприятие интенсивного характера, представленное в групповой форме обучения, где участники получают знания, благодаря собственной заинтересованности, активности [7].
В отечественной школе одной из первых исследователей педагогической мастерской является И.А. Мухина, которая под педагогической мастерской понимает форму обучения, создающую условия для получения новых знаний и опыта за счёт собственного или коллективного открытия. Основным механизмом мастерской является творческая деятельность участников [5].
Под педагогической мастерской понимается интенсивное средство обучения, предполагающее критическое осмысление учащимися имеющихся и полученных знаний, а также решения творческих задач. Мастерскую сравнивают с проблемными методами обучения, включающими в себя также творческую составляющую ввиду сознательного и бессознательного творчества с дальнейшим его осознанием и критической оценкой.