Научная статья на тему 'Школа педагогического мастерства. Современный урок: диалоговые технологии'

Школа педагогического мастерства. Современный урок: диалоговые технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балясникова Людмила Александровна, Воюшина Мария Павловна, Суворова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа педагогического мастерства. Современный урок: диалоговые технологии»

ОБЗОРЫ,РЕЦЕНЗИИ

Л. А. Балясникова, М. П. Воюшина, Е. П. Суворова

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дни науки Герценовского университета вызвали широкий интерес учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они смогли не только посетить выставку научных достижений герценовцев, но и принять участие в работе «Школы педагогического мастерства. Современный урок в начальной школе: диалоговые технологии», организованной 21 апреля 2015 года тремя кафедрами университета: кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», кафедрами начального языкового и литературного образования и начального естественно-математического образования и собравшей 156 участников.

С приветственным словом к участникам Школы педагогического мастерства обратилась кандидат педагогических наук, профессор Л. А. Балясникова, которая подчеркнула важность единства науки и практики для развития российского образования.

В рамках Школы работали две секции. Предметом обсуждения на секции «Диалог о диалоге» стала новая образовательная система «Диалог», созданная в РГПУ им. А. И. Герцена. В работе этой секции приняли участие директора и завучи образовательных учреждений. Их вниманию были представлены доклады доктора педагогических наук, профессора М. П. Воюшиной «Инновационность образовательной системы "Диалог": педагогические идеи и их методическое воплощение», доктора педагогических наук, профессора Е. П. Суворовой «Взаимодействие авторского коллектива учебно-методического комплекса (УМК) "Диалог" и школы», директора гимназии № 271, Заслуженного учителя РФ, председателя Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Л. Е. Спиридоновой «Образовательная система "Диалог" глазами директора школы». Обсуждение у открытого микрофона показало живой интерес руководителей образования к внедрению инноваций, развивающих лучшие традиции петербургской методической школы.

Участники обсуждения отметили, что (УМК) «Диалог» отличается ярко выраженной направленностью на воспитание гражданина многонациональной России. На страницах учебников представлен обширный и разнообразный материал о народах, населяющих нашу страну, их обычаях, традициях, культуре, искусстве. У учащихся целенаправленно создается яркий многогранный образ России. Дети учатся видеть прежде всего то, что объединяет людей, способствует взаимопониманию, добрососедству. Учебно-методический комплект направлен на формирование умения вступать в диалог, предотвращать и разрешать конфликты, он формирует интерес к своей и другой культурам. При этом учебники лишены назидания. Они активизируют эмоциональную

и интеллектуальную жизнь ребенка, формируют традиционные ценности — Родина, семья, труд, честность, мир — через сопереживание вовлекают ребенка в диалог поколений, диалог искусств, диалог учебных дисциплин.

В рамках секции «Диалоговые технологии на современном уроке» для учителей начальных классов прошли мастер-классы. Их провели руководители авторских коллективов учебников математики кандидат педагогических наук, доцент О. А. Ивашова и учебников русского языка доктор педагогических наук, профессор Л. В. Савельева. Участники секции высоко оценили представленные диалоговые технологии, отметили, что они изменяют взаимоотношения педагога и ученика, делают ребенка центром образовательного процесса, активным участником различных видов диалога: с учебником, с одноклассниками, с учителем, вовлекают ребенка в диалог наук, культур, поколений.

В завершении работы участники единогласно приняли следующую резолюцию.

Резолюция Школы педагогического мастерства «Современный урок в начальной школе: диалоговые технологии» в рамках Дней науки Герценовского университета 21 апреля 2015 года, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

21 апреля 2015 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в рамках Дней науки Герценовского университета состоялась Школа педагогического мастерства «Современный урок в начальной школе: диалоговые технологии», в работе которой приняли участие 156 педагогов.

Среди участников директора образовательных учреждений, заместители директора по учебно-воспитательной работе, учителя, методисты, ученые; из них 113 представителей Санкт-Петербурга и 43 — Ленинградской области.

Участники Школы педагогического мастерства познакомились с учебниками для 1, 2, 3 и 4 классов учебно-методического комплекта «Диалог», созданного петербургскими учеными и издаваемого в ООО «Дрофа», с концептуальными положениями и практическим опытом реализации УМК «Диалог» в начальной школе, стали участниками мастер-классов, проведенных авторами учебников, обсудили возникшие вопросы у открытого микрофона.

Участники Школы педагогического мастерства отметили:

«Диалог» — образовательная система, необходимая современной школе, она полностью соответствует государственной политике в области образования. Все педагогические идеи, заложенные в ФГОС НОО, получили творческое и научно обоснованное методическое воплощение. Широкое внедрение УМК «Диалог» даст качественный скачок в достижении образовательных результатов ФГОС НОО, будет способствовать воспитанию патриотизма, повышению нравственного и культурного уровня подрастающего поколения.

Участники Школы педагогического мастерства выразили обеспокоенность в

связи с позицией издательства «Дрофа», которое не обеспечивает своевременное издание методического сопровождения учебников УМК «Диалог» 1 класса, не удовлетворяет заказы школ на учебники, хотя они включены в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию, отмечены Гран-при Всероссийского форума «Образовательная среда 2014», дипломом ВДНХ, получили высокую оценку и ученых, и практиков.

Участники Школы педагогического мастерства обращаются к господину О. Е. Новикову не только как к новому владельцу издательства «Дрофа», но и как к гражданину Российской Федерации с призывом:

• обеспечить своевременное изготовление тиража УМК «Диалог» для 1 и 2 классов, включая методическое сопровождение, в соответствии с поступившими заказами не позднее 20 августа 2015 года;

• продолжить практику проведения вебинаров по УМК «Диалог» на сайте издательства.

Участники Школы педагогического мастерства выражают уверенность, что даже незначительные усилия со стороны издательства приведут к росту популярности образовательной системы «Диалог».

Участники Школы педагогического мастерства предлагают провести встречу заинтересованных лиц: руководителей образования, учителей, ученых, авторов комплекта, родителей и руководства издательства ООО «Дрофа» на одном из центральных телевизионных каналов в рамках круглого стола для пропаганды новой, перспективной, соответствующей требованиям времени педагогической системы.

Обсуждение и единогласное принятие резолюции продемонстрировало, что предложенный формат проведения Дней науки Герценовского университета учителя оценили по достоинству. Многие отметили, что впервые стали не просто посетителями выставки научных достижений, но оказались вовлечены в обсуждение актуальных научных проблем и почувствовали свою причастность к внедрению в практику результатов научной деятельности ведущего педагогического вуза страны.

Д. А. Бажанов

ГЕРЦЕНОВЦЫ В ТАВРИЧЕСКОМ

(Рецензия на сборник научных статей:

Таврические чтения 2012. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Международная научная конференция, Санкт-Петербург, Таврический дворец, 19 октября 2012 г. / Под ред. А. Б. Николаева: В 2 ч. СПб., 2013)

Традиции функционирования парламентской системы в современной России насчитывают по историческим меркам не такой уж большой срок. Однако рассматривать их в отрыве от опыта, складывавшегося еще в Российской империи в 1906-1917 гг., а также от зарубежного контекста, представляется принципиально неверным. Поэтому изучение роли парламента в разные исторические эпохи, реконструкция его взаимоотношений с другими ветвями власти, выявление его значения в принятии судьбоносных для страны решений является по-прежнему актуальной и востребованной общественной и научной задачей. На ее решение и направлена Международная научная конференция «Таврические чтения», ежегодно проходящая в стенах Таврического дворца, начиная с 2007 г. Подчеркнем, что одним из инициаторов проведения конференции выступил профессор кафедры русской истории РГПУ им. А. И. Герцена А. Б. Николаев, получивший известность своими ценными статьями по истории российского парламентаризма [22; 23]. Под его же редакцией и выходит сборник научных статей «Таврические чтения». Традиционно в этой конференции принимают участие и другие ученые-герценовцы.

В рецензируемом сборнике [27] опубликовали свои труды десять герценовцев — преподаватели, аспиранты и студенты. Среди них: заведующая кафедрой международного права А. А. Дорская, заведующий кафедрой русской истории А. Б. Николаев, до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.