Научная статья на тему 'Школа как координатор повышения воспитательного потенциала семьи'

Школа как координатор повышения воспитательного потенциала семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COORDINATOR / EDUCATIONAL POTENTIAL / PARTNERSHIP / EFFICIENCY / DEVELOPMENT / INFORMATION RESOURCES / CONSTRUCTIVE DIALOGUE / SELF-DETERMINATION / FAMILY / SCHOOL / CHILD / PERSONALITY / INTERACTION / КООРДИНАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РЕБЁНОК / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд Ю.В., Никулина Я.С.

В данной статье сделана попытка обозначить проблемы взаимодействия семьи и школы на современном этапе, обозначить определённую роль школы как координатора данного взаимодействия; наметить пути, в том числе, использование информационных ресурсов, для эффективного сотрудничества с семьей и конструктивного диалога с ней в интересах ребёнка, его развития и самоопределения. Авторы делают выводы о том, что одной из важнейших предпосылок установления партнёрских отношений семьи и школы является информационная платформа взаимодействия. Информация должна быть качественной и доступной. Только в этом случае она важный фактор участия родителей в школьной жизни. Школьный сайт, электронный дневник / журнал становится важным информационным ресурсом для родителей, а для школы рычагом координации во взаимодействии с семьями. Информационная открытость и прозрачность-ключ к установлению доверия между всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL AS THE COORDINATOR OF THE INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY

The article attempts to identify problems of interaction between family and school at the present stage, to identify the role of school as a coordinator of this interaction; to identify ways, including the use of information resources for effective cooperation with the family and constructive dialogue within interests of the child, his development and self-determination. The authors conclude that an essential prerequisite to establishing partnerships family and school is the information platform for interaction. Information should be qualitative and accessible. Only in this case it is an important factor in the involvement of parents in school life. School website, e-diary/log becomes an important information resource for parents, and for school-lever coordination in collaboration with the families. Information openness and transparency is the key to building confidence among all the participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Школа как координатор повышения воспитательного потенциала семьи»

УДК 371

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region,

Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Nikulina Ya.S, MA student, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia), E-mail: ni-ku-li-na@yandex.ru

SCHOOL AS THE COORDINATOR OF THE INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY. The article attempts to identify problems of interaction between family and school at the present stage, to identify the role of school as a coordinator of this interaction; to identify ways, including the use of information resources for effective cooperation with the family and constructive dialogue within interests of the child, his development and self-determination. The authors conclude that an essential prerequisite to establishing partnerships family and school is the information platform for interaction. Information should be qualitative and accessible. Only in this case it is an important factor in the involvement of parents in school life. School website, e-diary/log becomes an important information resource for parents, and for school-lever coordination in collaboration with the families. Information openness and transparency is the key to building confidence among all the participants in the educational process.

Key words: coordinator, educational potential, partnership, efficiency, development, information resources, constructive dialogue, self-determination, family, school, child, personality, interaction.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,

п. Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Я.С. Никулина, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, п. Электроизолятор,

Е-mail: ni-ku-li-na@yandex.ru

ШКОЛА КАК КООРДИНАТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

В данной статье сделана попытка обозначить проблемы взаимодействия семьи и школы на современном этапе, обозначить определённую роль школы как координатора данного взаимодействия; наметить пути, в том числе, использование информационных ресурсов, для эффективного сотрудничества с семьей и конструктивного диалога с ней в интересах ребёнка, его развития и самоопределения. Авторы делают выводы о том, что одной из важнейших предпосылок установления партнёрских отношений семьи и школы является информационная платформа взаимодействия. Информация должна быть качественной и доступной. Только в этом случае она - важный фактор участия родителей в школьной жизни. Школьный сайт, электронный дневник / журнал становится важным информационным ресурсом для родителей, а для школы - рычагом координации во взаимодействии с семьями. Информационная открытость и прозрачность-ключ к установлению доверия между всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: координатор, воспитательный потенциал, партнерство, эффективность, развитие, информационные ресурсы, конструктивный диалог, самоопределение, семья, школа, ребёнок, личность, взаимодействие.

Школа как авторитарное явление теряет свою актуальность. В настоящее время ей нужно приспосабливаться к новым социальным реалиям, искать новые пути и формы взаимодействия с общественным организациям и, прежде всего, с семьей. Являясь самым активным субъектом по воспитанию и обучению детей, школа должна использовать воспитательный потенциал семь как немаловажный ресурс своей педагогической деятельности. Педагоги и родители нацелены на решение одной задачи: воспитание и развитие личности, способной к самореализации в постоянно меняющемся социо-культурном пространстве. Обретение социального опыта ребёнком, формирование нем жизненно важных качеств для самоопределения возможно только при тесном и активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, когда ни одна из сторон не является лишь пассивным объектом взаимодействия. Только при условии объединения воспитательный усилий семьи и школы можно успешно решить поставленную задачу [1].

Известно, что семья закладывает основы духовного и физического становления ребёнка, его личностного развития в раннем детстве и в последующие школьные годы. Безусловно влияние и социальных условий, бытового окружения, различных общественных организаций. Но организующим центром современной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Об этом свидетельствует ряд факторов, вот некоторые из них:

- школа дает необходимый уровень образования учащимся в соответствии с современными запросами;

- школа обеспечена квалифицированными педагогами, способными влиять на учащихся и их родителей;

- дети выполняют учебную работу в школе (большая часть времени), затем дома, когда родители заняты в сферах производственной деятельности и их традиционные контакты с детьми ослабевают [2].

Все названное определяет главенствующую роль школы, её первостепен-ность воздействия на воспитание детей и повышение педагогической культуры их родителей. Вот почему школа должна выступать координирующим центром, объединяющим деятельность семьи и школы [3].

От школы зависит эффективность взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в деле воспитания личности гражданина России.

Разработанный и внедренный стандарт нового поколения (ФГОС), основанный на неразрывном единстве учебной и внеурочной деятельности, ориентированной на духовно-нравственное развитие ребёнка, предполагает интеграцию усилий семьи и школы для успешной реализации задач их сотрудничества в деле воспитания и обучения.

Процесс воспитания длителен, непрерывен, поступателен и имеет свои стадии, в каждой из которых ряд определенных проблем. Назовем некоторые из важнейших проблем совместной воспитательной работы семьи и школы:

1. Осмысление целей и содержания учебно-воспитательной работы школы и семьи. Родители, как и педагоги, должны осознать, что цель воспитания -всестороннее развитие личности.

2. Стимулирование активности учащихся в своем личностном развитии. Дети, родители которых поддерживают благоприятную психологическую атмосферу в семье, показывают пример высокой нравственности, более интенсивно развиваются в интеллектуальном и духовно-нравственных планах.

3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Родители по мере взросления своих детей излишне опекают их, лишая самостоятельности, что является причиной разногласий и недопониманий в семье, негативно влияющих на качество образования [4].

Для решения вышеперечисленных проблем важно строить взаимодействие родителей и учителей на принципах гуманизма и партнерства, способствующих эффективности сотрудничества в деле воспитания детей.

Учитывая уровень развития учащихся, запросы и интересы семьи, школы, осуществляя партнерскую деятельность способствует формированию воспитательной среды, когда:

- проводит совместные мероприятия и праздники, спортивные соревнования, субботники, благотворительные акции, конкурсы для детей и их родителей, которые сплачивают коллектив;

- привлекает родителей к выработке общей стратегии деятельности образовательной организации и семьи; к созданию Программы совместной работы, повышая при этом культуру взаимодействия родителей и педагогов; находя новые формы для сотрудничества;

- выстраивает сотрудничество «дети-учителя-родители» в рамках процесса равноправия всех участников, носящего развивающий характер;

- обеспечивает свободный досуг родителей на уроке в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей, что, безусловно, позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребёнка, а педаго-гам-лучше узнать ребёнка и типы семейного воспитания;

- проводит родительские собрания, лектории, встречи с администрацией, беседы с целью помочь родителям найти правильные методы воспитания, а не только с целью информации об успеваемости и поведении [5].

Особенно важным взаимодействие семьи и школы остается в решении проблем детей «группы риска» (отставание в учебе, пропуски уроков, нарушение правил поведения). Для определения причин неуспеваемости ребёнка с целью корректировки своей деятельности педагоги и родители должны найти взаимопонимание, стать единомышленниками, выработать единые требования в интересах ребёнка и его успешности. Индивидуальные встречи, совместные обсуждения, подключения социо-психологической службы становятся наиболее значимыми в работе школы с семьей «трудных» детей [6].

Сегодня стали традиционными бесплодные и опасные взаимные обвинения школы и родителей. В основе этих обвинений - любой конфликт или острая ситуация, вызванная или агрессивным поведением ребёнка, иди дракой детей, их плохой успеваемостью, или словестными оскорблениями. Чтобы научиться выходить из замкнутого круга взаимообвинений школы и семьи необходимы трезвость и реалистичность мысли, а главное-самокритичность обеих сторон.

Как правило, мешает конструктивному диалогу стереотипная родительская реакция, когда при малом или большом конфликте родители стараются переложить решение воспитательной проблемы только на школу

Задача педагога преодолевая предубеждения, включая родителей в педагогическую работу выводить ребёнка из любой конфликтной ситуации.

Ошибки и срывы, результатом которых всегда является унижение ребёнка, случаются и у педагога (необъективная оценка, несправедливо и обидно сказанное слово в адрес ученика, ирония...). Эти факты широко освещаются в СМИ [7]. Как с честью выходить из подобных конфликтов? Найти в себе силы и извиниться! Учитель всего лишь человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

Одной из важнейших предпосылок установления партнерских отношений семьи и школы является информационная платформа взаимодействия.

Информация должна быть качественной и доступной. Только в этом случае она - важный фактор участия родителей в школьной жизни [8].

Какая информация наиболее значима для родителей и востребована ими?

Многие исследования последних лет показывают, что родительский запрос очень деформирован, но основные тенденции увидеть вполне реально, если проследить интересы конкретной группы родителей конкретной школы, класса, отдельной социальной группы (родители детей с ОВЗ) [9].

Используя аналитические материалы Института образования НИУ ВШЭ, автором данной работы совместно с психологом проведен опрос родителей МОУ СОШ № 22 с УИОП п. Дубовая роща Московской области Раменского р-на с целью поиска эффективной стратегии информационного взаимодействия ОУ с родителями.

В результате опроса сделаны следующие выводы.

Родители хотят получать больше информации о планах развития школы, о работе с одаренными и отстающими детьми. При этом большинство родителей считают себя «прекрасно информированными» о режиме работы школы и контактных данных педагогов и администрации, о школьной жизни собственных детей. Информация об успеваемости детей, о квалификации учителей, по мнению большинства родителей, полезна им для определения качества образования, для принятия необходимых мер в том случае, если их ожидания успешной учебы ребёнка не оправданны. (Например, для выбора образовательной организации или дальнейшей образовательной траектории). Причины низкой эффективности взаимодействия между семьей и школой заключается и в особенностях информационного поведения родителей. Многие из них активно включаются в информационный поиск, если есть возможность выбора ОУ, но не считают целесообразным посвящать свое время поиску информации об образовании своих детей, которые успешно учатся.

Можно ли сделать информационные ресурсы полезными для всех родителей?

Ответом на этот вопрос стал анализ содержания официального сайта МОУ СОШ № 22 с УИОП (school22oo@mail.ru). При большом количестве ин-

Библиографический список

формации в соответствии с современными требованиями законодательства о ведении школьного сайта, нет трёх существенных для вовлечения родителей тем:

- как и чем родители могут помочь в образовательном процессе своих детей?

- как и чем родители могут помочь школе в создании условий для комфортного и эффективного обучения детей?

- в чем интересной для самих родителей и полезном для их детей они могут принять участие?

Перечисленные вопросы стали рекомендацией по созданию на сайте школы адресного раздела «Для родителей» с подразделами:

- «Школе нужна наша помощь!» (найти педагога на вакантное место, внести оригинальную идею проведения творческого дня, установить контакт с партнерской организацией, организовать экскурсии)

- «Вам это интересно?» (с предложениями принять участие в создании выпуска школьной интернет-газеты, создать театр моды, оформить выставку совместно с детьми и учителями).

Важны также актуальность и своевременность информации, позволяющие чаще заходить на школьный сайт, интерактивность информационных ресурсов для включения родителей в активную коммуникацию, что пока развито на школьном сайте очень слабо и остается хорошим резервом для взаимодействия школы и семьи.

Нельзя не отметить особую популярность среди родителей МОУ СОШ № 22 с УИОП электронных дневников и журналов с информацией об образовательных результатах их собственных детей. В результате опроса выявлено, что электронный журнал и электронный дневник намного популярнее, чем школьный сайт, и положительно влияют на имидж школы. При этом родители высказывают отрицательное отношение к отсутствию в них корректных рекомендация по возникающим в учебе ребёнка проблемам.

Таким образом, школьный сайт, электронный дневник/журнал становится важным информационным ресурсом для родителей, а для школы - рычагом координации во взаимодействии с семьями. Информационная открытость и прозрачность-ключ к установлению доверия между всеми участниками образовательного процесса.

Следует признать готовность школы к первостепенной роли во всех ее аспектах как организатора и координатора взаимодействия педагогов и родителей. Но в одностороннем порядке диалога не получится. Семья также должна сделать шаг на встречу. Помочь сделать такой шаг-задача школы. Систематическая, последовательная, профессиональная работа учителей, администрации школы, педагогов ДО, направленная на укрепления связи между школой и семьей, их партнерских отношений, будет успешной при условии заинтересованности, ответственности, необходимых знаний (в том числе, возрастных и индивидуальных особенностей детей, условий их семейной жизни и состояния воспитания в семье) педагогов в развитии детей и установление конкретных контактов с их родителями.

Только идя, рука об руку, семья и школа будут эффективно взаимодействовать между собой. Без семьи и образования будет не полным, как, в прочем, и наоборот. На школу, как координатора этого взаимодействия, возложена миссия создания естественного и необходимого для ребёнка процесса взаимодействия и взаимообогощения двух социальных отдельных институтов, в которых формируется будущая страны - наши дети.

1. Белая М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу. Народная газета. 2013; 4: 14.

2. Гуров В.Н. Теория и методика работы школы с семьей. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.

3. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях. Семья. 2012; 5: 10.

4. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка. Социальная педагогика. 2014; 1: 24.

5. Короткова Ю.А. Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, декабрь 2016 г). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016: 117 - 119.

6. Мерцалова Т.А., Гошин М.Е. Родительское участие в управлении... и не только! Народное образование. 2015; 8: 78 - 83.

7. Мерцалова Т., Косарецкий С. Каким должен быть школьный сайт Сайты развиваются, но чаще для «галочки», а не ради потребителей. Управление школой. 2013; 10: 19 - 26.

8. Ямбург Е.А. Школа и е окрестности. Москва: Центр книги Рудомина, 2011: 273 - 275. References

1. Belaya M.V. Sem'ya, shkola, socium: navstrechu drug drugu. Narodnaya gazeta. 2013; 4: 14.

2. Gurov V.N. Teoriya imetodika raboty shkoly s sem'ej. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.

3. Eliseeva T.P. Osobennosti vzaimodejstviya shkoly i sem'i v sovremennyh usloviyah. Sem'ya. 2012; 5: 10.

4. Zemlyanuhina N.A. Vliyanie vnutrisemejnyh otnoshenij na formirovanie lichnosti rebenka. Social'naya pedagogika. 2014; 1: 24.

5. Korotkova Yu.A. Shkola kak koordinator sovmestnoj deyatel'nosti shkoly i sem'i. Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2016 g.). Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2016: 117 - 119.

6. Mercalova T.A., Goshin M.E. Roditel'skoe uchastie v upravlenii... i ne tol'ko! Narodnoe obrazovanie. 2015; 8: 78 - 83.

7. Mercalova T., Kosareckij S. Kakim dolzhen byt' shkol'nyj sajt. Sajty razvivayutsya, no chasche dlya «galochki», a ne radi potrebitelej. Upravlenie shkoloj. 2013; 10: 19 - 26.

8. Yamburg E.A. Shkola i e okrestnosti. Moskva: Centr knigi Rudomina, 2011: 273 - 275.

Статья поступила в редакцию 25.03.19

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region,

Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Romaniuk E.V., MA student, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia), E-mail: rev140100@yandex

PSYCHO-PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF COMMUNICATIVE TRAINING IN FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION STUDENTS OF A COLLEGE. The article shows forms of additional opportunities to develop foundations of professional communication among college students through the use of educational forms - communicative training. Good mutual understanding is an important factor in the relations between people in their professional activities. In the process of communicative training there is development of communicative competence, expansion of communicative skills in professional communication. The authors conclude that communication through communicative training has great potential, primarily in the exchange and receipt of information, professional interaction between students, but the training opportunities should be used in conjunction with other forms of training and education of future graduates of the secondary vocational education.

Key word: vocational secondary education, professional communication, competence, communication, communicative competence, professional activity, training, group method, training, communication training, tools, communicative training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,

п. Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Е.В. Романюк, студентка магистратуры, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, п. Электроизолятор,

Е-mail: rev140100@yandex

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

В статье показаны возможности формирования основ профессионального общения у студентов техникума посредством применения коммуникативного тренинга. В статье так же рассмотрены психолого-педагогические особенности студентов СПО. В процессе коммуникативного тренинга происходит развитие коммуникативной компетенции, расширение коммуникативных навыков в профессиональном общении. Авторы делают вывод о том, что общение посредством коммуникативного тренинга имеет огромные потенциальные возможности, прежде всего в обмене и получении информации, профессиональном взаимодействии между студентами СПО, но возможности тренинга необходимо использовать в комплексе с другими формами организации обучения и воспитания будущих выпускников системы СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональное общение, компетенции, коммуникации, коммуникативная компетенция, профессиональная деятельность, процесс профессиональной подготовки, групповой метод, тренинг, коммуникативный тренинг, средства коммуникативного тренинга.

В настоящий момент наше современное общество ставит перед средним профессиональным образованием очень важные и сложные задачи. Для того чтобы соответствовать времени среднему профессиональному образованию необходимо постоянное совершенствование.

Подготовка будущих специалистов со средним профессиональным образованием в техникумах страны, на текущий момент, является одной из актуальных проблемой современной системы образования.

Это, в первую очередь, связано с тем, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015, а так же Пере-ченем ФГОС СПО сформирован список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий - ТОП 50, которые требуют среднего

профессионального образования. По профессиям из списка топ-50 внедряются новые формы и стандарты обучения.

Основной контингент обучающихся в средних специальных учебных заведениях соответствует возрасту 14-17 лет, называемому «ранняя юность».

Данный возрастной период имеет характерологические особенности [1] (табл. 1):

Тем самым можно сказать, что период обучения в условиях СПО во многом является для обучающихся переломным. Именно от успешности или неспешности обучения и формирования основ профессиональной компетентности, в том числе, коммуникативной компетентности, основу которой составляет профессиональное общение.

Таблица 1

№ Проявляющиеся качества личности и психологические особенности

1. Продолжает формироваться самосознание: представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность.

3. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

4. Возрастает волевая регуляция.

5. Возникает сухой рационализм, практицизм.

6. Отсутствует подлинная самостоятельность, наблюдается подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

7. Основным мотивом познавательной деятельности является приобретение профессии.

8. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, продолжает формироваться абстрактно-логическое мышление.

9. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

10. Появляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

11. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии - увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

12. Нередко проявляется негативизм: пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия.

13. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

14. Возникает первое чувство любви, дружбы.

15. Завершается половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

Психолого-педагогические особенности студентов СПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.