ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Е.М. Пантюхина
Pantyukhina E.N. Boarding-school for children-orphans and the children left without parents’ care: modem development problems. The article is dedicated to the problem of perfection of the pedagogical system in a boarding school (orphanage). It is based on the ideas of the anthropocentric approach to the pedagogical work: personal integrity, constant self-development during the whole life of a person. The article specifies functional duties of those teachers who work with orphans in order to make their pedagogical work more effective.
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризис моральных ценностей, последовательное разрушение института семьи еще в большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей. Такое общественное явление, как детский дом, на протяжении многих лет считавшееся временным, обусловленным объективными причинами появления массового сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи, к сожалению, не изжило себя и в наши дни, более того, на территории России возникло много новых детских домов и школ-интернатов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению их числа.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблемам детских домов и школ-интернатов. Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати. Это, несомненно, очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса. В настоящее время многие детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, не имея специальных методических пособий, работают по программам для обычных детских садов и общеобразовательных школ. Поэтому важной задачей является разработка конкретных программ и методических материалов для воспитателей, работающих с данным контингентом детей.
В данной статье отражен опыт совершенствования системы воспитательной работы в Солотчинской школе-интернате (Рязанская область). Основными идеями, которые легли в основу воспитательной работы, яв-
ляются идеи антропоцентрического подхода: целостности человека, его постоянного саморазвития в процессе жизни. Практическим основанием для программы воспитательной работы стали идеи и педагогические системы И. Л. Иванова, В. А. Караковского, Я. Корча-ка, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,
Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга:
• ориентация на общечеловеческие ценности (Человек, Добро, Красота, Отечество, Семья, Культура, Знания, Труд, Мир) как основания здоровой жизни;
• принцип субъектности (содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
• признание права ребенка на самобытность, индивидуальные проявления;
• главная цель воспитания - нравственное развитие, раскрытие и развитие способностей воспитанника;
• снятие барьеров между учителем, воспитателем и учеником, воспитанником;
• диалогичность общения - основа отношений «учитель (воспитатель) - ученик (воспитанник)»;
• ученик в классе, воспитанник в группе - субъект всего происходящего;
• развитие мотивации детей в социально значимой и познавательной деятельности;
• эмпатийность как способность чувствовать настроение другого и сопереживать ему - одно из главных профессиональных качеств педагога;
• наказание должно укреплять чувство собственного достоинства ребенка;
• предполагаемый результат: становление зрелой самостоятельной нравственной
личности, обладающей навыками умственного труда и умеющей «жить свою жизнь» [1].
Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного саморазвития и самореализации всех субъектов. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения [2].
Педагоги, работающие в интернатных учреждениях для детей-сирот, хорошо знают, что воспитательная работа в этих учреждениях имеет ту же сложную структуру, что и школьная, но и обладает рядом существенных отличий.
Систему воспитательной работы в школе-интернате можно представить в виде взаимосвязанных блоков (рис. 1).
Как видно из рис. 1, система воспитательной работы в школе-интернате включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе-интернате.
Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы-интерната с социумом, тесное сотрудничество учителей и воспитателей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
Воспитательная работа педагогического коллектива интернатного учреждения для детей-сирот, как и в общеобразовательной
школе, выполняет ряд важных функций, однако эти функции в условиях учреждения интернатного типа имеют свою специфику. Назовем здесь те функции, которые имеют первостепенное значение:
• компенсирующая родительскую заботу - заключается в заботе о здоровье, психологическом самочувствии; создании условий для доверительных взаимоотношений, взаимопонимания, уважении и любви к ребенку, в контроле за получением образования в интернатном учреждении и после выпуска, в подготовке детей к самостоятельной жизни; осуществление доверительного межличностного общения;
• развивающая - в условиях школы-интерната направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, на «гармонию их развития» (Л.Н. Толстой), чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;
• защитная - направлена на охрану прав воспитанника (см. Декларацию прав ребенка), на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного типа, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;
Рис. 1. Система воспитательной работы в школе-интернате
• корректирующая - заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;
• регулирующая - связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.
Таким образом, в связи с особенностями личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, самым главным является создание условий для ликвидации последствий различных видов деприваций.
В отличие от школы интернатные учреждения для сирот являются учреждениями закрытого типа. Поэтому воспитательная работа осуществляется в замкнутой системе, связи которой с внешней средой неустойчивы и недолговечны. Это негативно сказывается на личностном развитии воспитанников.
Следовательно, для повышения эффективности воспитательной работы нужно сделать воспитательную систему интернатных учреждений более открытой, а для этого:
1) расширить «пространство жизнедеятельности» воспитанников (включение воспитанников в бытовые и социально-экономические отношения: умение распоряжаться денежными средствами, пользоваться транспортом, услугами почты, банка, осуществлять покупки в магазине, следить за своим жильем, производить сельскохозяйственные работы на пришкольном участке и т. д.);
2) интегрировать систему во внешколь-
ную среду (включение в образовательновоспитательные процессы музыкальной,
спортивной, художественной школ и др. Для городских интернатов лучший вариант, когда дети занимаются не на базе школы-интерната, а непосредственно в вышеназванных учреждениях, где воспитанники имеют возможность не только получить знания, но и расширить круг общения, приобрести новых друзей;
3) установить постоянные и глубокие контакты с социумом (общение с шефами, экскурсия на различные предприятия, по-
мощь ветеранам, пожилым и нуждающимся людям; умение общаться со сверстниками и взрослыми других учебных заведений и т. д.)
Особенности воспитательной работы в школе-интернате заключаются в том, что педагоги организуют совместную жизнедеятельность взрослых и детей-сирот. Для того чтобы воспитательная работа дала положительный результат, необходима глубокая и всесторонняя профессиональная подготовка педагогов-руководителей, учителей, воспитателей. Педагоги должны хорошо знать психологию детей-сирот, уметь быть не только педагогом, но и заменить детям родных людей. В школе-интернате учатся дети, познавшие беду и одиночество. В связи с этим рядом с ними может быть только такой педагог, вся линия поведения которого должна создавать у ребенка убеждение, что перед ним находится не человек, который наказывает, а защитник, адвокат, спаситель, человек добрый, благородный, справедливый.
При определении функций работников Солотчинской школы-интерната мы опирались на существующие должностные обязанности заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе и должностные обязанности воспитателей и классных руководителей, соответствующие тарифноквалификационной характеристике руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования [4].
Многолетний опыт дает основания рекомендовать ввести некоторые дополнения в существующие должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе и должностные инструкции воспитателя с учетом специфики работы интернатных учреждений.
Заместитель директора интернатного учреждения по воспитательной работе должен:
• хорошо знать психологию детей-сирот;
• знать условия и среду, в которой ребенок жил до прихода в интернатное учреждение (без этих знаний неизбежны большие трудности в отборе методов диагностики и прогнозировании результатов воспитания);
• создавать условия для коррекции последствий различных видов деприваций;
• создавать условия для наиболее полного развития и саморазвития детей, формирования готовности к самостоятельной жизни;
• уметь создавать развивающую среду для формирования житейских умений и навыков;
• расширять «пространство жизнедеятельности» воспитанников;
• устанавливать постоянные и глубокие контакты с социумом;
• расширять возможности допрофес-сиональной деятельности воспитанников;
• уметь организовать работу с общественными организациями: комиссиями содействия школе-интернату, инспекцией по делам несовершеннолетних, советом микрорайона и т. д.
Воспитатель интернатного учреждения должен:
• осуществлять свои должностные функции в соответствии с гуманистической педагогической позицией;
• знать половозрастные и психологические особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;
• хорошо знать «личное дело» каждого вверенного ему воспитанника;
• уметь создать атмосферу тепла и уюта в группе, высоконравственных, доверительных, межличностных взаимоотношений;
• знать особенности психического, психологического, социального здоровья ребенка;
• знать состояние здоровья каждого ребенка не только визуально, поверхностно, а по сведениям и заключениям ежегодного углубленного медицинского осмотра;
• хорошо знать ту среду, в которой подросток находится вне интернатного учреждения, и учитывать влияние ее на ребенка.
Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого процесса.
Деятельность заместителя директора по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются:
• административная (социальная, развивающая, образовательная, воспитательная);
• организаторская (аналитико-рефлек-сивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая);
• координирующая (оптимальное распределение функций между субъектами воспитательного процесса и вовлечение всех в работу по достижению поставленных задач);
• технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).
Уточнение функций работников школ-интернатов для детей-сирот позволило повысить эффективность воспитательной работы в Солотчинской школе-интернате.
1. Бикеева А. Настольная книга школьного учителя. Ростов н/Д, 2003.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. М., 2005.
3. ПрихожанА.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
4. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе. Ростов н/Д, 2005.
5. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
Поступила в редакцию 6.07.2007 г.