История развития образования и науки в Забайкалье
ББК Ч33(2)5
УДК 913(3аб)+370(09)
А.Е. Басалаев
г. Чита
Школа готовила учителей
В статье раскрывается история второклассной школы в селе Цасучей накануне Октябрьской революции. Подробно рассматривается программа школы, методики преподавания, роль школы в подготовке учителей.
A.E. Basalaev
Chita
The school Prepared Teachers
The article deals with the history of second-class school in the village Tsasuchey on the eve of the October revolution. The author makes a detailed analysis of the school programme, the techniques of teaching and the role of the school in preparing the teachers.
В настоящее время православная церковь ставится на заслуженное место в деле организации народного образования в России. Именно церкви, монастыри начали организацию школ. Заведующими таких школ были священники, а преподавателями основных дисциплин — члены причта. Церковно-приходские и школы грамоты широкое распространение получили и в Забайкалье. Церковно-приходских школ было несколько разновидностей: одноклассные,
двухклассные, миссионерские, воскресные, школы грамоты. Они занимались обучением детей, любых сословий и вероисповеданий с 7 лет. Несомненно, что предпочтение в преподавании Закона Божия — главного предмета таких школ, в церковно-приходских школах отдавалось священникам, либо членам причта. Светские предметы тоже могли преподавать представители духовенства, хотя в основном этим занимались светские учителя. К ним предъявлялись определенные требования. Считалось желательным, чтобы они получили образование в духовно-учебных заведениях. Таким образованием занимались второклассные школы, которые готовили учительские кадры для своих же церковно-приходских школ и школ грамоты. Обучение преподавателей происходило также в церковно-учительских школах, женских епархиальных училищах. Первой и единственной второклассной школой на территории Читинской области была Цасучеевская, которая была открыта в 1891 г. как обычная одноклассная. Че-
рез три года для школы было построено особое удобное здание на добровольные пожертвования нескольких состоятельных жителей. С 1891 по 1897 гг. в ней прошли обучение 80 человек, из которых 53 мальчика и 27 девочек. Закончили курс обучения 47 человек. С 1897 г. школа была преобразована во второклассную. К 1900 г. на средства училищного Совета при Святейшем Синоде было построено для школы новое двухэтажное деревянное здание на сумму более 5 тыс. р. В 1907 г. достраивалось особое здание для квартир учителей, для образцовой одноклассной школы, ремесленного класса, больницы. Была построена баня, амбар с завозней, коровник, колодец.
Первым заведующим школы был священник Максим Титов, затем последовательно заведовали священники Сергий Данилов, Дионисий Эпов, Семен Подгорбунский. При всех названных заведующих учительницей была опытная и усердная Варвара Токмакова.
Учитывая, что во второклассную школу поступали после окончания двухклассной школы, исходя из программ одноклассной и двухклассной школ, строились программы второклассной школы. В ней изучались основные предметы этих школ, только более углубленно. Главное место и здесь занимал Закон Божий, церковная история, церковное пение, церковнославянский язык. Кроме этого, изучались светские дисциплины — русский язык, словесность, история литературы, всеобщая и русская история, «сведения о природе, ее силах и явлениях» и др.
В первый учительский год ученики, пришедшие из двухклассных школ, по Закону Божию повторяли историю христианской церкви и православный катехизис по учебнику митрополита Филарета. Поскольку в толковании отдельных положений христианского учения многое осталось непонятным, во второй год обучения ученики читали Евангелие и Апостол с объяснением законоучителя — священника.
Во втором классе подробно штудировали церковный устав и богослужение. Это привело к тому, что в следующем учебном году Закон Божий знали более успешно, чем прежде. Успеваемость по предмету была хорошей. С русским языком у учеников дело обстояло не совсем хорошо, равно как и со старославянским. В течение двух лет ученикам пришлось упорно заниматься, совершенствовать свои знания, но выпускные экзамены, на которых присутствовал епископ Забайкальский и Нерчинский Ме-фодий, показали, что знания по старославянскому языку у учеников слабее, чем по русскому.
Церковное пение совершенствовалось лишь по обиходу, теорией музыки и пения занима-
лись мало, познания в них оставляли желать лучшего. Сами ученики часто и без ведома надзирателей отвлекались от вечерних занятий на разного рода спевки или свадьбы.
Историю России ученики изучали по учебнику Рождественского, церковную историю и географию — по учебнику Смирнова. На экзаменах, в присутствии епископа Забайкальского и Нерчинского Мефодия, знания по вышеуказанным предметам оказались «слишком отрывочны и смутны» [1].
Учитывая слабую подготовку поступивших по арифметике, учебный год на том и другом курсах начинался с повторения арифметических действий на простых числах. Ученики успевали ознакомиться с простыми и десятичными дробями. По программе удалось изучить не все: выпала тема о пропорциях, правила о процентах, правила смещения, тройного сложного правила. Слабо развивались навыки устного счета, владения торговыми счетами. Из-за дефицита времени не изучалась геометрия и черчение, входившие в учебную программу.
В программу входили также специальные предметы: школьное дело, «по миссии противо-языческой», «по миссии противораскольничес-кой». Занятия по школьному делу носили теоретический и практический характер. Ученики первого курса изучали теорию школьного обучения, во второй половине года практиковались в проведении сначала отдельных элементов урока, во второй год обучения они давали уроки в образцовой церковно-приходской школе, анализировали их.
На уроках «по противоязыческой миссии» ученики практиковались в разговорном бурятском языке, знакомились с монгольской письменностью. Это давало возможность разговаривать с учениками миссионерских школ и вести обучение на бурятском языке, что вело к обоюдному сближению. Уроки «по противорас-кольнической миссии» свелись к знакомству с историей русского раскола и «краткому обличению его».
До 1906 г. в школе прошли обучение 149 чел. В 1907 г. училось в двух первых классах 39 воспитанников. Окончили школу за эти годы 76 чел., из них пять девушек. И это притом, что школа считалась мужской. Из выпускников 23 поступили в Иркутскую церковно-учительскую школу, и 12 успешно ее закончили. Одиннадцать учились в 1907 г. Двое из выпускников поступили в учительскую семинарию Министерства народного просвещения, двое окончили Оренбургское военное училище, один учился, один готовился к поступлению. Тринадцать выпускников назначены учителями, остальные 29
Гуманитарный вектор 2008 № 2
человек частью состоят на военной службе, частью живут дома, занимаясь сельским хозяйством. Из девушек одна окончила Забайкальское епархиальное женское училище, открытое за два года до начала работы данной школы в 1895 г., другая закончила гимназию, третья работала учительницей, а двое по окончании учебы никуда не поступили.
С 1902 г. классная система обучения в школе была заменена предметной (поурочной). Для более успешного и основательного прохождения программы учебных предметов в 1907 г. было возбуждено перед Училищным советом ходатайство об открытии дополнительного класса, без изменений в программе и в штате учителей школы. Речь шла об увеличении срока обучения с трех лет до четырех. Если учесть, что в двухклассной школе срок обучения составлял 4 — 5 лет, общий срок обучения во второклассной школе составил 8 лет. В школе кроме основных предметов было ведено обучение переплетному делу и игре на скрипке. Было открыто при школе и общежитие, сначала на пять человек, в последующем на 15—17 чел. На содержание учеников в общежитии выделялось 200 р., которых естественно не хватало. Для поддержания беднейших воспитанников была учреждена одна полная стипендия и три полстипендии. Особенно тяжелым стало положение пансионеров (содержащихся на полном школьном обеспечении, на полном пансионе) в период до 1906 г. Двадцать шестого февраля 1906 г. состоялось заседание педагогического совета Цасучеевской учительской школы, на котором присутствовали: председатель — законоучитель священник Василий Лахин, старший учитель Петр Лахин, учитель Симеон Токмаков, учитель чтения дьякон Сергий Подставин, учитель образцовой школы Михаил Викулов и попечитель школы Феодосий Симеонович Токмаков. На заседании обсуждался вопрос о том, что содержание пансионеров в школе становится все более затруднительным по причине все увеличивающейся дороговизны жизненно важных продуктов, таких как: мясо, крупы, масло и особенно ржаной муки, которую в настоящее время в Цасу-чее и в окрестных селах невозможно достать ни по какой цене. Заказанная советом школы (еще в сентябре прошлого года с доверенным Чиндантской станицы), мука для содержания пансионеров в этом году не получена и, по слухам, будет получена не скоро. Заготовленной муки едва хватит до Пасхи. Совет постановил: просить Забайкальский епархиальный училищный совет назначить производство выпускных экзаменов в Цасучеевской второклассной школе до Пасхи, 22 марта, и к этому времени при-
История развития образования и науки в Забайкалье.
слать председателя экзаменационной комиссии [2]. На данное прошение 14 марта 1906 г. была получена следующая резолюция епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты священника Анатолия Попова: «Содержание пансионеров в Цасучее действительно крайне трудное. Произвести экзамены выпускникам-пансионерам есть настоятельная нужда возможно скорее» [3]. Экзамены в школе были проведены. Восьмого июня 1906 г. епархиальный наблюдатель священник Анатолий Попов представил в Забайкальский епархиальный училищный совет доклад по итогам проведенных экзаменов. «Формальности все соблюдены. Рассмотрев ведомость с отметками об успехах учеников, считаю долгом обратить внимание Совета на отметки Белокопытова, имеющего чистое два по устным ответам из арифметики и два с половиной из геометрии; Измайлова, имеющего два с половиной из геометрии и письменной работе по арифметике; Семенова, имеющего два с половиной по географии, арифметике, геометрии. При рассмотрении письменных работ по русскому языку нельзя не обратить внимание на слабую оценку их баллами при наличности в работах грубых грамматических ошибок» [4]. Решение Забайкальского епархиального училищного совета было следующим: «Признать достойными получения установленных свидетельств, окончивших курс в Цасуче-евской второклассной школе, за исключением ученика Филиппа Белокопытова, получившего по некоторым предметам слабые баллы, и представить право совету школы оставить Белокопытова на повторный курс» [5]. Введение переплетного дела давало свои результаты. В 1902 г. десять учеников школы занимались переплетным делом, создавая новые учебные пособия и давая новую жизнь старым. В школе действовал музей учебных пособий. Уместно в статье привести состав штатных работников и количество отпускаемых средств на содержание данного типа школ. Штат состоял из заведующего школой — священника, годовое содержание
которого составляло 360 р., старшего учителя с годовым содержанием в 540 р. и двух учителей, каждому из которых было положено жалование 480 р. в год. За преподавание пения полагалось 200 р. Кроме этого, отпускалось на библиотеку и учебные пособия 140 р. в год, на содержание учеников в общежитии 200 р., на содержание здания и прочие расходы 600 р. Таким образом, годовая смета расходов такой школы составляла три тысячи рублей.
В 1911 г. в Цасучеевской второклассной школе обучались 24 человека, с которыми занимались 5 учителей. Школа сумела собрать педагогический коллектив из учителей-профес-сионалов, благодаря чему повысился уровень преподавания и качество знаний учащихся. Парадоксальным было то, что подготовка детей из окрестных сел являлась выше, чем у местных детей. Последние учились похуже. Это вызывало неправомерные мнения жителей о том, что учителя относятся к их детям предвзято. К этому времени в селе работала школа Министерства народного просвещения, которая финансировались лучше, и жители невольно сравнивали работу данных школ.
Школа просуществовала до передачи церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Министерства народного просвещения в 1918 г. Рассматриваемая школа представляла собой большой комплекс, обеспечивающий нормальный учебный процесс, где будущие учителя могли не только приобрести теоретические знания, вплоть до сельскохозяйственных, но и применить их на практике в одноклассной церковно-приходской школе.
Источники
1. Забайкальские епархиальные ведомости. - 1904. - № 3. - С. 16.
2. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 1.
3. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 2, обор.
4. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 3-3 обор.
5. ГАЧО, ф 7, оп. 2, д. 398, л. 5.