Научная статья на тему 'Школа готовила учителей'

Школа готовила учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басалаев Анатолий Егорович

В статье раскрывается история второклассной школы в селе Цасучей накануне Октябрьской революции. Подробно рассматривается программа школы, методики преподавания, роль школы в подготовке учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The school Prepared Teachers

The article deals with the history of second-class school in the village Tsasuchey on the eve of the October revolution. The author makes a detailed analysis of the school programme, the techniques of teaching and the role of the school in preparing the teachers.

Текст научной работы на тему «Школа готовила учителей»

История развития образования и науки в Забайкалье

ББК Ч33(2)5

УДК 913(3аб)+370(09)

А.Е. Басалаев

г. Чита

Школа готовила учителей

В статье раскрывается история второклассной школы в селе Цасучей накануне Октябрьской революции. Подробно рассматривается программа школы, методики преподавания, роль школы в подготовке учителей.

A.E. Basalaev

Chita

The school Prepared Teachers

The article deals with the history of second-class school in the village Tsasuchey on the eve of the October revolution. The author makes a detailed analysis of the school programme, the techniques of teaching and the role of the school in preparing the teachers.

В настоящее время православная церковь ставится на заслуженное место в деле организации народного образования в России. Именно церкви, монастыри начали организацию школ. Заведующими таких школ были священники, а преподавателями основных дисциплин — члены причта. Церковно-приходские и школы грамоты широкое распространение получили и в Забайкалье. Церковно-приходских школ было несколько разновидностей: одноклассные,

двухклассные, миссионерские, воскресные, школы грамоты. Они занимались обучением детей, любых сословий и вероисповеданий с 7 лет. Несомненно, что предпочтение в преподавании Закона Божия — главного предмета таких школ, в церковно-приходских школах отдавалось священникам, либо членам причта. Светские предметы тоже могли преподавать представители духовенства, хотя в основном этим занимались светские учителя. К ним предъявлялись определенные требования. Считалось желательным, чтобы они получили образование в духовно-учебных заведениях. Таким образованием занимались второклассные школы, которые готовили учительские кадры для своих же церковно-приходских школ и школ грамоты. Обучение преподавателей происходило также в церковно-учительских школах, женских епархиальных училищах. Первой и единственной второклассной школой на территории Читинской области была Цасучеевская, которая была открыта в 1891 г. как обычная одноклассная. Че-

рез три года для школы было построено особое удобное здание на добровольные пожертвования нескольких состоятельных жителей. С 1891 по 1897 гг. в ней прошли обучение 80 человек, из которых 53 мальчика и 27 девочек. Закончили курс обучения 47 человек. С 1897 г. школа была преобразована во второклассную. К 1900 г. на средства училищного Совета при Святейшем Синоде было построено для школы новое двухэтажное деревянное здание на сумму более 5 тыс. р. В 1907 г. достраивалось особое здание для квартир учителей, для образцовой одноклассной школы, ремесленного класса, больницы. Была построена баня, амбар с завозней, коровник, колодец.

Первым заведующим школы был священник Максим Титов, затем последовательно заведовали священники Сергий Данилов, Дионисий Эпов, Семен Подгорбунский. При всех названных заведующих учительницей была опытная и усердная Варвара Токмакова.

Учитывая, что во второклассную школу поступали после окончания двухклассной школы, исходя из программ одноклассной и двухклассной школ, строились программы второклассной школы. В ней изучались основные предметы этих школ, только более углубленно. Главное место и здесь занимал Закон Божий, церковная история, церковное пение, церковнославянский язык. Кроме этого, изучались светские дисциплины — русский язык, словесность, история литературы, всеобщая и русская история, «сведения о природе, ее силах и явлениях» и др.

В первый учительский год ученики, пришедшие из двухклассных школ, по Закону Божию повторяли историю христианской церкви и православный катехизис по учебнику митрополита Филарета. Поскольку в толковании отдельных положений христианского учения многое осталось непонятным, во второй год обучения ученики читали Евангелие и Апостол с объяснением законоучителя — священника.

Во втором классе подробно штудировали церковный устав и богослужение. Это привело к тому, что в следующем учебном году Закон Божий знали более успешно, чем прежде. Успеваемость по предмету была хорошей. С русским языком у учеников дело обстояло не совсем хорошо, равно как и со старославянским. В течение двух лет ученикам пришлось упорно заниматься, совершенствовать свои знания, но выпускные экзамены, на которых присутствовал епископ Забайкальский и Нерчинский Ме-фодий, показали, что знания по старославянскому языку у учеников слабее, чем по русскому.

Церковное пение совершенствовалось лишь по обиходу, теорией музыки и пения занима-

лись мало, познания в них оставляли желать лучшего. Сами ученики часто и без ведома надзирателей отвлекались от вечерних занятий на разного рода спевки или свадьбы.

Историю России ученики изучали по учебнику Рождественского, церковную историю и географию — по учебнику Смирнова. На экзаменах, в присутствии епископа Забайкальского и Нерчинского Мефодия, знания по вышеуказанным предметам оказались «слишком отрывочны и смутны» [1].

Учитывая слабую подготовку поступивших по арифметике, учебный год на том и другом курсах начинался с повторения арифметических действий на простых числах. Ученики успевали ознакомиться с простыми и десятичными дробями. По программе удалось изучить не все: выпала тема о пропорциях, правила о процентах, правила смещения, тройного сложного правила. Слабо развивались навыки устного счета, владения торговыми счетами. Из-за дефицита времени не изучалась геометрия и черчение, входившие в учебную программу.

В программу входили также специальные предметы: школьное дело, «по миссии противо-языческой», «по миссии противораскольничес-кой». Занятия по школьному делу носили теоретический и практический характер. Ученики первого курса изучали теорию школьного обучения, во второй половине года практиковались в проведении сначала отдельных элементов урока, во второй год обучения они давали уроки в образцовой церковно-приходской школе, анализировали их.

На уроках «по противоязыческой миссии» ученики практиковались в разговорном бурятском языке, знакомились с монгольской письменностью. Это давало возможность разговаривать с учениками миссионерских школ и вести обучение на бурятском языке, что вело к обоюдному сближению. Уроки «по противорас-кольнической миссии» свелись к знакомству с историей русского раскола и «краткому обличению его».

До 1906 г. в школе прошли обучение 149 чел. В 1907 г. училось в двух первых классах 39 воспитанников. Окончили школу за эти годы 76 чел., из них пять девушек. И это притом, что школа считалась мужской. Из выпускников 23 поступили в Иркутскую церковно-учительскую школу, и 12 успешно ее закончили. Одиннадцать учились в 1907 г. Двое из выпускников поступили в учительскую семинарию Министерства народного просвещения, двое окончили Оренбургское военное училище, один учился, один готовился к поступлению. Тринадцать выпускников назначены учителями, остальные 29

Гуманитарный вектор 2008 № 2

человек частью состоят на военной службе, частью живут дома, занимаясь сельским хозяйством. Из девушек одна окончила Забайкальское епархиальное женское училище, открытое за два года до начала работы данной школы в 1895 г., другая закончила гимназию, третья работала учительницей, а двое по окончании учебы никуда не поступили.

С 1902 г. классная система обучения в школе была заменена предметной (поурочной). Для более успешного и основательного прохождения программы учебных предметов в 1907 г. было возбуждено перед Училищным советом ходатайство об открытии дополнительного класса, без изменений в программе и в штате учителей школы. Речь шла об увеличении срока обучения с трех лет до четырех. Если учесть, что в двухклассной школе срок обучения составлял 4 — 5 лет, общий срок обучения во второклассной школе составил 8 лет. В школе кроме основных предметов было ведено обучение переплетному делу и игре на скрипке. Было открыто при школе и общежитие, сначала на пять человек, в последующем на 15—17 чел. На содержание учеников в общежитии выделялось 200 р., которых естественно не хватало. Для поддержания беднейших воспитанников была учреждена одна полная стипендия и три полстипендии. Особенно тяжелым стало положение пансионеров (содержащихся на полном школьном обеспечении, на полном пансионе) в период до 1906 г. Двадцать шестого февраля 1906 г. состоялось заседание педагогического совета Цасучеевской учительской школы, на котором присутствовали: председатель — законоучитель священник Василий Лахин, старший учитель Петр Лахин, учитель Симеон Токмаков, учитель чтения дьякон Сергий Подставин, учитель образцовой школы Михаил Викулов и попечитель школы Феодосий Симеонович Токмаков. На заседании обсуждался вопрос о том, что содержание пансионеров в школе становится все более затруднительным по причине все увеличивающейся дороговизны жизненно важных продуктов, таких как: мясо, крупы, масло и особенно ржаной муки, которую в настоящее время в Цасу-чее и в окрестных селах невозможно достать ни по какой цене. Заказанная советом школы (еще в сентябре прошлого года с доверенным Чиндантской станицы), мука для содержания пансионеров в этом году не получена и, по слухам, будет получена не скоро. Заготовленной муки едва хватит до Пасхи. Совет постановил: просить Забайкальский епархиальный училищный совет назначить производство выпускных экзаменов в Цасучеевской второклассной школе до Пасхи, 22 марта, и к этому времени при-

История развития образования и науки в Забайкалье.

слать председателя экзаменационной комиссии [2]. На данное прошение 14 марта 1906 г. была получена следующая резолюция епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты священника Анатолия Попова: «Содержание пансионеров в Цасучее действительно крайне трудное. Произвести экзамены выпускникам-пансионерам есть настоятельная нужда возможно скорее» [3]. Экзамены в школе были проведены. Восьмого июня 1906 г. епархиальный наблюдатель священник Анатолий Попов представил в Забайкальский епархиальный училищный совет доклад по итогам проведенных экзаменов. «Формальности все соблюдены. Рассмотрев ведомость с отметками об успехах учеников, считаю долгом обратить внимание Совета на отметки Белокопытова, имеющего чистое два по устным ответам из арифметики и два с половиной из геометрии; Измайлова, имеющего два с половиной из геометрии и письменной работе по арифметике; Семенова, имеющего два с половиной по географии, арифметике, геометрии. При рассмотрении письменных работ по русскому языку нельзя не обратить внимание на слабую оценку их баллами при наличности в работах грубых грамматических ошибок» [4]. Решение Забайкальского епархиального училищного совета было следующим: «Признать достойными получения установленных свидетельств, окончивших курс в Цасуче-евской второклассной школе, за исключением ученика Филиппа Белокопытова, получившего по некоторым предметам слабые баллы, и представить право совету школы оставить Белокопытова на повторный курс» [5]. Введение переплетного дела давало свои результаты. В 1902 г. десять учеников школы занимались переплетным делом, создавая новые учебные пособия и давая новую жизнь старым. В школе действовал музей учебных пособий. Уместно в статье привести состав штатных работников и количество отпускаемых средств на содержание данного типа школ. Штат состоял из заведующего школой — священника, годовое содержание

которого составляло 360 р., старшего учителя с годовым содержанием в 540 р. и двух учителей, каждому из которых было положено жалование 480 р. в год. За преподавание пения полагалось 200 р. Кроме этого, отпускалось на библиотеку и учебные пособия 140 р. в год, на содержание учеников в общежитии 200 р., на содержание здания и прочие расходы 600 р. Таким образом, годовая смета расходов такой школы составляла три тысячи рублей.

В 1911 г. в Цасучеевской второклассной школе обучались 24 человека, с которыми занимались 5 учителей. Школа сумела собрать педагогический коллектив из учителей-профес-сионалов, благодаря чему повысился уровень преподавания и качество знаний учащихся. Парадоксальным было то, что подготовка детей из окрестных сел являлась выше, чем у местных детей. Последние учились похуже. Это вызывало неправомерные мнения жителей о том, что учителя относятся к их детям предвзято. К этому времени в селе работала школа Министерства народного просвещения, которая финансировались лучше, и жители невольно сравнивали работу данных школ.

Школа просуществовала до передачи церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Министерства народного просвещения в 1918 г. Рассматриваемая школа представляла собой большой комплекс, обеспечивающий нормальный учебный процесс, где будущие учителя могли не только приобрести теоретические знания, вплоть до сельскохозяйственных, но и применить их на практике в одноклассной церковно-приходской школе.

Источники

1. Забайкальские епархиальные ведомости. - 1904. - № 3. - С. 16.

2. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 1.

3. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 2, обор.

4. ГАЧО, ф. 7, оп. 2, д. 398, л. 3-3 обор.

5. ГАЧО, ф 7, оп. 2, д. 398, л. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.