УДК 37(571.13):351.752:947
Н. В. ЕЛИЗАРОВА
Омский государственный технический университет
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)
Русскому народу, как никакому другому христианскому европейскому народу, свойственна страсть бросаться в крайности. Православная Церковь, возвеличенная царской Россией, была низвергнута советским государством и долгое время находилась в забвении. В настоящее время коренным образом изменился характер церковно-государственных отношений: Церковь, стоявшая у истоков российской государственности и культуры, вновь обрела подобающее ей место в обществе. Ее интенсивное развитие, происходящее в нашей стране в последние годы, убеждает в необходимости осмысления накопленного опыта в области духовной культуры.
До революции 1917 года на территории Омского Прииртышья существовала обширная система православной религиозной информации, которая представляла собой сеть духовных библиотек Русской Православной Церкви. Эта сеть включала в себя библиотеки религиозно-образовательных учреждений (церковноприходских школ, Омского Епархиального женского училища), Омского Епархиального Братства, приходов, монастырей, миссионерские библиотеки, библиотеку Омского Епархиального управления.
Возникновение большинства этих библиотек связано с учреждением в 1895 году Омской епархии. Среди основных предпосылок процесса формирования духовных библиотек следует назвать:
1). Слияние государствен церкви на территории Российской Империи, которое сделало христианскую веру официальной религией в России, а Православной Церкви позволило располагать неограниченными возможностями и властью.
2). Просветительская миссия Русской Православной Церкви, которая осуществлялась посредством библейского слова, духовной книги.
3). Укрепление позиций Русской Православной Церкви, пошатнувшихся в начале XX века в связи с нестабильной политической ситуацией внутри страны.
4). Необходимость идеологической обработки народных масс, осуществимой путем создания на территории России церковных округов — епархий и распространения в их пределах духовных библиотек.
5), Наличие на территории Омского Прииртышья огромного количества лиц, не разделявших канонов официальной церкви: иноверцев, сектантов, раскольников, которых необходимо было обратить в христианскую веру.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
(Второе послание к Тимофею св.
Апостола Павла. Глава 3; 15).
Важнейшим направлением в деятельности православного христианства всегда было просвещение. В своих проповедях священники неоднократно повторяли, что «главная воспитательница — Церковь: чем больше дух христианства проникнет в христианскую жизнь, тем чище и выше будет этажизнь» [9]. Забота религиозных деятелей об образовании народа объяснялась не только благим желанием направить его на христианский путь, но и непосредственной заинтересованностью «воспитать паству верными чадами Церкви», «на пользу Отечеству и великой Царской семьи». (Там же.). Большое значение в этом вопросе российское духовенство придавало развитию религиозных образовательных учреждений. К ним причислялись: школы грамоты, церковно-приходские школы, воскресные школы, второклассные церковно-приходские школы, церковно-учительские школы, учительские курсы, епархиальные училища.
Школа грэмоты. В деревне или на селе специального здания для школы такого типа не строилось. Местный крестьянин, владеющий грамотой, проводил обучение детей на дому. Объем курса обучения определялся не программой, а знаниями, умением и усердием, которыми владел учитель. Договорившись с родителями детей об оплате и попросив благословения и разрешения у приходского священника, он в течение зимы занимался обучением детей. Проживал учитель, как правило, в той семье, в которой учительствовал. Научив грамоте ребенка, переходил из одной избы в другую, к новому учащемуся. Таким образом, пробыв одну зиму в одной деревне, школа грамоты перекочевывала на следующую зиму в деревню по соседству. Плата за обучение была различной, от 30 копеек до 1 рубля 50 копеек за зиму с одного ученика.
В школе грамоты детей учили читать, считать, писать. Кроме этого, очень много внимания было уделено религиозному воспитанию: учащиеся разучивали молитвы, заповеди, овладевали церковным чтением.
С самого начала возникновения школа грамоты по своему устройству и условиям существования являлась нестабильной. Неожиданно она закрывалась, или так же неожиданно переходила в другое место без чьих либо формальных разрешений.
В 1891 году деятельность школы грамоты была упорядочена. Были выработаны особые правила об этих школах, которые узаконили их существование. Отны-
не школы грамоты находились под наблюдением и в ведении приходского священника, который, в свою очередь, нес ответственность за них. Для школ стали строить постоянное помещение. Обучением детей стали заниматься не просто крестьянские грамотеи, а специально нанятые для этой цели учителя. В обязанности приходского священника так же входила организация библиотеки в каждой школе. В праздничные дни он должен был устраивать громкие чтения для народа.
Церковно-приходские школы. Целью церковноприходских школ было дать ребенку начальное образование в духе православной церкви, а затем расширить круг преподаваемых в ней теоретических и практических сведений.,
Церковно-приходские школы начали появляться еще до того, как была образована Омская епархия. Существование их в первые годы после возникновения было незавидным. Большая часть школ не имела зданий: для них временно выделялась площадь в церковных сторожках, сдаваемых квартирах, которые подчас были непригодны для занятий. Учили в таких школах члены притча, либо, за небольшое жалованье, специально нанятые учителя.
С 1895 территорию Омского Прииртышья захлестнула волна переселенцев из европейской части России. Образование в пределах Омской епархии многочисленных новых поселков и селений послужило толчком для открытия новых церковно-приходских школ. «Если при образовании Омской епархии в пределах ее насчитывалось 38 церковно-приходских школ и 48 школ грамоты, то к 1900 году в ней насчитывалось уже 108 церковно-приходских школ и 142 школы грамоты » [12, с. 23].
Что касается внешнего устройства школы, то при ней обязательно должна была быть библиотека. Библиотека при церковно-приходской школе создавалась таким образом, чтобы ее фонд изначально был разделен на два отдела: а). первый отдел состоял из книг для учеников, включая литературу для внеклассного чтения. б), второй отдел представлял собой собрание книг по педагогике, дидактике, методике преподавания в начальной школе; сюда также ежегодно поступал бесплатный журнал «Народное обозрение» от издательской комиссии училищного совета при Святейшем Синоде. Этот отдел библиотеки был предназначен для учителей. Книги, взятые для прочтения учениками или учителем, записывались в особой тетради. Для библиотечного фонда приобретались книги, рекомендованные Министерством народного просвещения и училищным советом при Святейшем Синоде; для этой цели составлялся специальный указатель, которым руководствовались при комплектовании.
Первоначально определенного порядка снабжения школ книгами не существовало. Учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями школы снабжали уездные отделения, при которых находились книжные склады. Рассылались они по мере поступления требований от школ. В Омске книжный склад находился не в уездном отделении, а состоял в непосредственном ведении Епархиального училищного совета. Ведением всеэ£ дел по складу занимался заведующий. Из-за дальности расстояний, неудобства путей сообщения книги в школы поступали несвоевременно, когда в шкрлах уже начались занятия.
Впоследствии был сформирован порядок снабжения школ необходимыми учебными материалами. Книги стали поступать из книжных складов уездных отделений на основании ведомости, содержащей пере-
чень запрашиваемых изданий, которая предъявлялась заведующим в отделениях. На книжные склады уездных отделений издания поступали из Епархиального училищного совета, который приобретал их на средства, отчисленные училищным советом при Святейшем Синоде непосредственно для этой цели.
В деле снабжения школ книгами о тмечались неудобства. Нужды школ в учебных материалах удовлетворялись далеко не полностью, а лишь в пределах кредита, ежегодно предоставляемого в распоряжение каждого из отделений, который из года в год оставался неизменным при непрерывно увеличивающемся количестве школ и учащихся. Книжные склады при уездных отделениях, поставленные в зависимость от Епархиального Училищного склада, получали заказ с большим опозданием и иногда не те книги, которые были заказаны. И, наконец, пересылка книг по сибирским дорогам сама по себе отличалась крайним неудобством. Книжные собрания церковно-приходских библиотек включали литературу религиозно-нравственного содержания, книги по истории, географии, сельскому хозяйству, ремеслам, естествознанию, беллетристику. При таком составе фондов библиотеки церковно-приходских школ с успехом обслуживали читателей, поскольку информация, которую они представляли, была необходимой и, как выражались представители духовенства, «полезной» для жителей Омской епархии, поскольку связывалась с их непосредственной деятельностью: при занятиях земледелием, скотоводством, растениеводством и т. п. [8]. В виду того, что среди населения Омской епархии широкое распространение получили книги и брошюры антирелигиозного и противоправославного содержания, подбору литературы для фондов библиотек при церковно-приходских школах уделялось особенно пристальное внимание.
Престиж библиотеки при церковно-приходской школе был чрезвычайно высок среди духовенства. «Для того, чтобы учителя стояли на высоте своего звания, необходимо иметь в школах...библиотеку, вполне снабженную методическими руководствами, педагогическими книгами и журналами и книгами для чтения, благодаря которым учитель мог бы стоять на уровне современного образованного человека.. .» [7, с. 19]. Епархиальные деятели отводили библиотеке решающую роль в процессе образования и самообразования, поэтому призывали к чтению книг из школьной библиотеки не только тех, кто в ней учился, но и тех, кто уже окончил школу. «Необходимо при школьных библиотеках иметь книги для чтения, которые могли быть выдаваемы уже кончившим школу питомцам, благодаря которым они поддерживали связь со школой, расширяли бы свой кругозор» [7]. Но, несмотря на то огромное значение, которое духовенство придавало организации и развитию библиотек при церковноприходских школах, в целом они не решали проблему образования в России. Об этом свидетельствовал очень невысокий процент грамотных в стране: «21% грамотных от общего процента населения в 1897 году, 30% - в 1917 году». [4, с. 81 ]. И это неудивительно, ведь «в начале XX века Россия тратила на народное просвещение всего 43 коп. на душу населения, в то время как Англия и Германия - 3,8руб.» [4].
Воскресные школы. Воскресные школы возникли в России одновременно с освобождением крестьян от крепостной зависимости. Их задачей являлось - дать начальное образование взрослым людям. Занятия в воскресной школе производились по.воскресеньям и праздникам, в дни, когдарлбЙ^й лйд,.'свЪбодный от
своих занятий, мог посещать эти школы. Воскресные школы были мужские, женские и смешанные. Они, как правило, учреждались городскими или сельскими общинами, церковными попечителями, монастырями, благотворительными обществами и частными лицами. Обучать в воскресной школе могли лица, име ющие право учить в начальном народном училище. Изучаемые предметы в этой школе были аналогичны предметам в начальном училище. Состав учащихся в воскресной школе был очень разнообразен: туда приходили и дети, начиная от 10 лет, и подростки, и люди зрелого возраста. Поступали в школу и совсем неграмотные, и знающие печатные буквы, но не умеющие писать, и грамотные, учившиеся в начальной школе, и, наконец, окончившие школу и желающие расширить свои знания. Плата за обучение в воскресной школе не взималась. Преподаватели не получали жалованья. Руководители в воскресной школе утверждались епархиальным начальством.
При воскресных школах были организованы библиотеки. Фонды библиотек содержали литературу с учетом неоднородного состава учащихся.
Второклассные школы. Наряду с распространением и устройством начальных школ духовенство было озабочено устройством училищ для подготовки учителей в начальные школы. Поэтому при некоторых двухклассных церковно-приходских школах стал учреждаться дополнительный учительских класс. Продолжительность обучения в нем была 1 год. В этом классе девушки и юноши, пополняя общее образование, в тоже время знакомились с теорией и практикой начального обучения грамоте на уроках в младших классах. Постепенно из этого учительского класса была создана второклассная школа, которая существовала с 1896 года и составляла второй, отличающийся от первого, класс двухклассной школы с дополнительным учительским курсом. Второклассная школа имела цель создать такой тип учителя, который был бы максимально близок к народу, который был бы хорошо знаком с крестьянским бытом и, в то же время, был достаточно образованным для того, чтобы заниматься обучением. Второклассные школы впоследствии были преобразованы в церковно-учительские курсы.
Церковно-учительские школы. По окончании второклассной школы молодые люди могли поступать по конкурсному экзамену в церковно-учительскую школу, «которая служила подготовкой учителей для одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ, а так же второклассных школ.» [2, с. 23]. Курс обучения в церковно-учительской школе — 3 года, по окончании которого молодые люди выходили со званием учителя начальной школы.
Учительские курсы. Кроме специальных учебных заведений существовали краткосрочные курсы для учителей и учительниц. Проходили они, как правило, в летнее время. На учительских курсах широко были распространены книжные выставки, устроены библиотеки, Так, например, на краткосрочных педагогических курсах для учителей церковно-приходских школ Омской епархии, проходивших в Семипалатинске с 1 по 28 июня 1914 года была организована библиотека, состоящая: из учебников и учебных пособий про предметам начальной школы и из нотных сочинений; из педагогической литературы для учащихся начальных школ; из лучших сочинений по образовательным предметам. Кроме того, была устроена
«Трезвенная библиотека» из книг противоалкогольного содержания [3],
Приходские училища. Получить образование также можно было в городских приходских училищах. Распространение получили женские училища. Это были школы первоначального обучения при церковных приходах. В Омске таких училищ было несколько. В 1872 году было открыто Крестовоздвиженское женское городское приходское училище, в 1882 году — Ильинское, с 1890 года - начало действовать Слободское женское городское училище, с 1894 года — По-кровское приходское училище, с 1906 года - Епархиальное женское училище. «Всего в начале XX века в Омске было 15 женских приходских училищ» [5, с. 32]. Особой популярностью пользовалось Омское женское Епархиальное училище. Оно было открыто 17 сентября 1906 года благодаря ходатайству епископа Омского и Семипалатинского Преосвященного Гавриила перед Святейшим Синодом. Указом от 8 июня 1906 г. за № 6235 Святейший Синод дал согласие на создание в Омске епархиального женского училища [ 1 ].
Главным распорядителем и ответственным за состояние дел являлся Совет училища, который решал все административные, учебные и хозяйственные вопросы. После того как документы проходили обсуждение в Совете, они подавались на подпись и утверждение главе епархии. Членами Совета назначались священники омских церквей, преподаватели училища на срок от года и более. В училище принимали девочек в возрасте от 10 до 12 лет, окончивших полный курс одноклассных церковно-приходских школ. Обучение продолжалось 6 лет, по окончании которого воспитанницы получали аттестат на звание «домашная учительница»; седьмой класс был педагогическим, и тем, кто его оканчивал, выдавались свидетельства с правом преподавания в одноклассных церковно-приходских школах. Многие выпускницы педагогического класса училища работали в начальных школах Министерства народного просвещения. Некоторые воспитанницы обучались на полном епархиальном обеспечении. На епархиальное сбдержание брали сирот, детей многодетных родителей, дочерей штатных священнослужителей. Остальные воспитанницы духовного звания платили только за пансионерное содержание. Те, кто принадлежал к иным сословиям, платили также и за обучение.
В училище изучали Закон Божий, церковно-сла-вянский, русский, иностранные языки, теорию словесности, историю русскойлитературы, арифметику, геометрию, географию, гражданскую историю, физику, дидактику, природоведение, гигиену, педагогическую психологию, методику арифметики, методику русского и славянского языков, пение, чистописание, рисование, рукоделие, музыку. Много внимания уделялось чтению. На вечерних занятиях присутствовали классные воспитательницы, которые занимались со своими подопечными чтением книг. «В воскресные и праздничные дни в училищном храме инспектором классов совершались богослужения, в которых воспитанницы принимали самое деятельное участие как чтением, так и пением» [1,с.38].
Училищная библиотека была основана в год открытия училища. Она разделялась на три отдела. Первый отдел составляла «библиотека фундаментальная»,
состоящая из книг и учебных пособий, предназначенных, главным образом, для наставников. Но с разрешения преподавателей некоторыми книгами из этой библиотеки могли пользоваться воспитанницы старших классов. Второй отдел составляла «библиотека
учебная»: в ее состав входили учебники и учебные пособия, предназначенные для бесплатного и временного пользования воспитанниц, живущих в общежитии. Третий отдел — «библиотека ученическая», состоящая из книг и журналов, предназначенных для внеклассного чтения воспитанниц.
Из периодических изданий в библиотеку выписывались следующие газеты и журналы: «Церковные ведомости», «Омские Епархиальные ведомости», «Церковныйвестник», «Христианин», «Задушевное слово», «Нива», «Путеводный огонек», «Русский паломник», «Миссионерское обозрение», «Колокол», «Светоч и дневник писателя», «Исторический вестник», «Природа и люди», «Незабудка», «Голосисти-ны», «Трезвая жизнь», «Вестник воспитателя», «Вокруг света», «Народное образование», «Гуселькияров-чаты», «Отдых христианина», «Богословский вестник» и др. Стоит заметить, что к некоторым религиозным периодическим изданиям, таким, например, как журнал «Странник», «Богословский вестник», «Голос церкви» и другим, имелось бесплатное приложение в качестве книг богослово-философского и религиозно-нравственного содержания. Такйм образом, можно предположить, что библиотека Омского Епархиального училища, выписывающая журналы, к которым прилагалась бесплатная подписка, имела в составе своего фонда «лучшие и капитальнейшие произведения русской и иностранной богословской литературы, а так же произведения светских авторов», как сообщалось в рекламе. Но при этом так же необходимо учитывать, что любая реклама преследует в первую очередь чисто коммерческие цели, и, вполне возможно, что информация о бесплатных книжных приложениях всего лишь способ поднять престиж того или иного журнала.
В 1917 году женское епархиальное училище было закрыто, и долгие годы история, педагогический опыт этого учебного заведения находились в забвении. В январе 1918 г. вышел декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, один параграф из которого гласил: «Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а так же частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается» [6, с. 115]. Кроме того, декрет лишал все «церковные и религиозные общества» юридических прав и права владения собственностью, что, фактически, обрекало их на гибель. (6). Судьбы библиотек религиозных образовательных учреждений типичны для книжных собраний упраздненных после революции учреждений. Они были расформированы, большая часть фондов была уничтожена,
После Октября 1917 года на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство — Наркомат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Уже к середине 1918 года это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой (начальной, средней и высшей). Религиозно-нравственное и патриотическое просвещение населения, к которому стремилось духовенство Российской империи, было заменено политическим и атеистическим просвещением.
Литература
1. Еперина Г. С. Из'историии Омского епархиального женского училища // Известия ОГИКМ. — Омск, 1997.-№5.-С. 35-41.
2. ГАОО. СИФ. Записка о церковных школах.
3. Краткосрочные преподавательские курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ Омской епархии, бывших в г. Семипалатинске с 1 по 28 июня 1914 года//Ом. епархиал. ведомости. — 1915 — №10. -С. 13-16.
4. Левандовский А. А. Россия в XX веке/ А. А. Ле-вандовский, Ю. А. Щетинов. — М.:Просвещение, 2000.-368 с.
5. Научная конференция памяти Н. М. Ядринцева / 29-30 октября 1992 г. / Секция: История культуры Сибири — опыт, традиции, проблемы развития. — Омск, 1992,- 84 с.
6. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК от 23 янв. 1918 г. // О религии и церкви. — 2-е изд., доп. —М.: Политиздат, 1981, —С. 114-116,
7. Отчет Омского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Омской епархии за 1901 гражданский год. // Ом. епархиал. ведомости. — 1903. —№12. — С. 7-21.
8. То же за 1908 гражданский год. // Ом. епархиал. ведомости. - 1909. - № 6. - С. 5-6.
9. Церковные школы Омской епархии: Крат. ист. очерк//Ом. епархиал. ведомости. — 1909. — №9. — С.37-46.
10. Тоже. -№10.-С.27-38.
11. Тоже. -№ 11,-С. 27-36.
12. Тоже. - № 12.-С. 20-26.
ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, методист инновационно-методического отдела научной библиотеки."
Книжная полка
Благотворительные меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от Аи Я / М.Л. МакаЛьская, H.H. Бобровская. — М.: Дело и Сервис, 2003.- 255 с.
Россия и Ватикан в конце XIX века - первой трети XX века: Материалы коллоквиума, состоявшегося в Москве 23-24 июня 1998 года / Под,ред. Е.С. Токаревой, A.B. Юдина. - СПб.: Алетейя Спб, 2003. - 322 с.