Научная статья на тему 'Библиотеки сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв. )'

Библиотеки сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елизарова Наталья Владимировна

В статье дан анализ работы библиотек Тобольской и Томской духовных семинарий. Омского епархиального женского училища. Барнаульского приходского училища и рассмотрена их роль в подготовке священнослужителей к пастырской и преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотеки сословно-профессиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв. )»

ОБЩЕСТВО.

ИСТОРИЯ.

СОВРЕМЕННОСТЬ

удк 026(5/1.1)26 Н. В. ЕЛИЗАРОВА

Омский государственный технический университет

БИБЛИОТЕКИ

СОСЛОВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

В статье дан анализ работы библиотек Тобольской и Томской духовных семинарий. Омского епархиального женского училища. Барнаульского приходского училища и рассмотрена их роль в подготовке священнослужителей к пастырской и преподавательской деятельности.

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Первое послание к Тимофею Св. Апостола Павла. Глава 4; 16. [3, с. 254].

К сословно-профессиональным учебным заведениям духовного ведомства, существовавшим в Западной Сибири в конце XIX — начале XX веков,

причислялись духовные семинарии, приходские и епархиальные училища. Они давали среднее образование. Создание библиотек в этих учреждениях рассматривалось как одна из важных предпосылок обеспечения сибирских территорий священнослужителями и учительскими кадрами, поскольку большее число выпускников духовных учебных заведений связывали свою жизнь с преподавательской деятельностью.

Порядок пользования семинарскими и училищными библиотеками был строго регламентирован Распоряжением Святейшего Синода от 24 февраля -14 марта 1887 года за № 229, что-способствовало унификации книжных фондов, поэтому по своей

структуре эти библиотеки идентичны [6, с. 1]. В основу формирования книжного фонда было положено следующее деление: книжный фонд разделялся на две библиотеки — фундаментальную и ученическую. Фундаментальная библиотека состояла из изданий, являющихся основой, фундаментом, духовного образования. По подбору изданий их можно считать научными. В фундаментальную библиотеку попадали книги, наиболее значимые с точки зрения духовенства, «лучшие и капитальнейшие» труды церковных деятелей, наиболее редкие и дорогие фолианты. Поэтому основной функцией фундаментальной библиотеки являлось не распространение книг, а их сохранность. При этом состав семинарской библиотеки не исчерпывался наличием исключительно богословской литературы. Фонд библиотеки был универсальным по своему содержанию. Фундаментальные библиотеки предназначались для преподавательского состава. Они были призваны оказывать содействие образованию и повышению профессиональных знаний преподавателей. Пользоваться книгами из фундаментальной библиотеки учащиеся могли только с разрешения наставников и при условии непосредственной связи с изучаемыми предметами. «Одобрения со стороны наставников должны быть письменно сообщены библиотекарю семинарии» [5, с. 2]. Все разрешения были под контролем у ректора.

Содержание ученической библиотеки было ограничено рамками учебной программы. «В состав ученической библиотеки не допускаются журналы и газеты, чтение которых может быть с большей пользою заменено чтением книг, имеющих отношение к учебному курсу» [4, с. 2]. Ученические библиотеки включали учебники, методические материалы, литературу для внеклассного чтения. Для ученической библиотеки закупались книги «не иначе, как по предварительному рассмотрению оных и по утверждению начальством и педагогическим собранием учителей, рекомендациям со стороны наставников по своему предмету» [9, с. 2]. Согласно Циркулярному Указу от 14 сентября 1868 года за №37 в ученическую библиотеку не должны были поступать книги, содержание которых неизвестно начальственным лицам и наставникам. [Там же]. Количество книг зависело от числа учеников: одна книга приходилась на двоих учащихся, реже — на одного.

Кроме фундаментальной и ученической библиотек, еще существовали безмездная и продажная, игравшие вспомогательную роль в учебном процессе. Безмездная библиотека включала в свой состав литературу, которая высылалась по распоряжению начальства духовно-учебных заведений и предназначалась для раздачи во временное пользование тем ученикам, которые из-за бедности родителей или по сиротству обучались за казенный счет. Продажная библиотека служила источником получения книг для своекоштных воспитанников, которые оплачивали лишь 20% стоимости книги (другую часть оплачивало духовное ведомство) и пользовались ею в течение учебного года.

Читать книги из библиотек сословно-професси-ональных учебных заведений могли преподаватели, воспитанники, служащие. Приобщение к библиотекам этих заведений носило строго регламентированный и административный характер. Нельзя сказать, что библиотеки духовных семинарий, приходских и епархиальных училищ являлись дополнительным источником информации для сибиряков, поскольку эти учреждения были закрытого типа.

Богатейшие книжные собрания, необходимые для обеспечения учебного процесса и внеклассного образовательного чтения, имели две духовные семинарии: Тобольская и Томская.

Одной из самых лучших семинарских библиотек, существующих в Западной Сибири, была библиотека Тобольской семинарии. Сначала в Тобольске при архиерейском доме, для образования духовного юношества и для обучения новокрещенных инородческих детей, была открыта Славяно-русская школа в 1703 (по другим источникам в 1704) году митрополитом Филофеем Лещинским» [7, с. 362], Первоначально библиотеки при школе не было, Обучение проходило по немногим имеющимся в наличие учебникам: Азбуке, Часослову, Учебной псалтыри, Катехизису, Славяно-русской грамматике, Латинской грамматике и нотным книгам. «Библиотека в собственном смысле сего слова заведена не ранее 1745, или даже 1748 гг. после того, как Тобольская архиерейская Славяно-латинская школа митрополитом Антонием II (Нарожницким) в 1744 году была преобразована в семинарию» [7, с. 363]. В основу библиотечного фонда были положены книги, оставшиеся после митрополита Антония Стахов-ского, скончавшегося в марте 1740 года, и купленные по представлению учредителя семинарии Святейшим Синодом у его наследников.

Основным источником пополнения книгохранилища семинарской библиотеки были книжные дары. Свои личные библиотеки оставляли в дар вышедшие в отставку или уезжавшие из Тобольска архипастыри. Многие книжные собрания попали в семинарскую библиотеку по завещанию после смерти владельцев. Жертвовали книги духовного содержания, подшивки периодических изданий: газет и журналов, учебную и художественную литературу. Частные книжные собрания рассеяны по различным отделам Тобольской семинарской библиотеки. Представление о них можно составить только по описям. Известный религиозный деятель, краевед Александр Сулоцкий составил описание наиболее значительных книжных вкладов. При этом он, к сожалению, ограничился анализом наиболее ценных, с его точки зрения, книг, выделенных им из пожертвования. Описание книгам Сулоцкий дал крайне лаконичное. В «Церковных древностях Сибири» при характеристике источников он приводит следующие данные о книге: автор, заглавие, место и год издания, издательство, но при этом не уделяет никакого внимания оформлению книги. Для автора «Церковных древностей» наибольшую ценность представляют сведения о бывших владельцах книг. Среди дарителей, значительно пополнивших библиотеку, он особо выделяет тобольских митрополитов: Антония Нарожницкого, Варлаама, Антония III Знаменского, Евгения, Афанасия, Владимира, Георгия, Евлампия, которые, по свидетельству А. И. Сулоцкого, «как люди просвещенные идо принятия жезла пастырского большею частию трудившиеся над образованием духовного юношества, если не все, то почти все имели...собственные значительные библиотеки и любили...делиться своим книжным имуществом с подчиненными им семинариями и академиями. Поэтому в библиотеках всех наших духовных академий, а особенно семинарий, книг архиерейских множество» [7, с. 367], С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку сибирское духовенство действительно представляло собой одну из наиболее читающих категорий населения в регионе. Крут чтения священнослужи-

гелей во многом был связан с деятельностью представителей этого сословия. Сибирские архипастыри были самыми образованными читателями края. Об этом свидетельствует не только солидное число личных книжных собраний, но и огромная часть зарубежных изданий на латинском, французском и немецком языках.

Комплектование фонда библиотеки Тобольской семинарии происходило не только за счет пожертвований Тобольских архипастырей, но их вклад был наиболее существенным, поскольку большая часть подаренных книг была богословского содержания и, следовательно, максимально приближенна к просветительским нуждам духовенства; по этим книгам училось не одно поколение священнослужителей.

Преподаватели Тобольской семинарии так же делали книжные пожертвования в библиотеку. Анализируя личные библиотеки, отданные в дар семинарии, их следует воспринимать не только как свидетельство о личных читательских интересах дарителей, но и как существенный элемент культуры, оказывающий влияние на духовное развитие воспитанников семинарии.

Кроме книг, в библиотеке Тобольской семинарии имелось 5 рукописей. Это Гранограф времен царя Алексея Михайловича, Rostra Tulliana ad formandos et е., Догматико-полемические богословские лекции архимандрита Поликарпа, История Тобольской семинарии, составленная ректором семинарии архимандритом Михаилом Бурдуковым и учителем Степаном Богородицким и Сибирская летопись, написанная по свидетельству академика Фалька, ямщиком Черепановым [7, с. 384].

В целях отчетности и сохранности фонда библиотека вела печатные каталоги. Фундаментальная библиотека имела три экземпляра каталога. Один из них находился в правлении академии — учреждении, координирующем работу духовных семинарий, второй — в местном семинарском правлении, третий — в библиотеке у библиотекаря. Когда «поступает вновь какая:нибудь книга, секретарь по постановлению семинарского правления своей рукой немедленно записывает ее как в правленском каталоге, так и в каталоге библиотечном, затем книгу сдает библиотекарю с распискою. В случае утраты или ветхости книги библиотекарь входит с рапортом в семинарское правление, а это по поверке доносит о том правлению академическому; то предписав о взыскании с виновного за утраченную книгу или согласившись на уничтожение ветхой книги, отмечает это в имеющемся у него каталоге, а в семинарское правление, получив ответ из академии, то же делает рукой члена или секретаря в своем и библиотечном каталогах. Таким образом, никогда и ни одна даже брошюра не пропадает в семинарской библиотеке без вести, без взыскания или с потерявшего, или с самого библиотекаря, если он оплошен» [7, с. 386]. Ученическая библиотека имела два каталога, в которых фиксировались поступающие книги. Один из них хранился в семинарском правлении, а другой — у заведующего библиотекой; им, как правило, являлся один из учеников, который, по мнению наставников, выделялся своей благонадежностью.

Помещение, которое занимала Тобольская семинарская библиотека, не располагало к чтению. Размещалась она под колокольней Знаменского монастыря. «Помещение это...очень тесное и не совсем удобное: лестница...крутая и узкая между двух каменных стенок, пол...кирпичный, и оттого в ней (библиотеке) немало изобилье пыли...о стуже ... зи-

мой и долго весной и об опасности библиотекарю в эти времена года простудиться нет нужды и говорить» [7, с. 385]. Однако, несмотря на это, по свидетельству А. И. Сулоцкого, это не мешало учащимся «в значительной степени...удовлетворять душу, жаждущую духовного просвещения» [7, с. 390].

В Томске духовная семинария была открыта 21 сентября 1858 года. Возраст учащихся колебался от 14 до 25 лет. Большую часть учащихся составили дети священнослужителей: священников, дьяконов, псаломщиков — 197 человек, из мещан — 16, чиновников — 4, дворян — 1, крестьян — 5, инородцев — 1. Семинария имела фундаментальную библиотеку, составляющую 15000 томов и ученическую — 5000 [1, с.31].

3 марта 1910 года по просьбе воспитателей при Томской духовной семинарии была открыта читальня для учащихся. Ее разместили в актовом зале. Читальня работала ежедневно во внеучебное время. Заведование было поручено инспектору А. Ковригину. К работе в читальне были привлечены учащиеся старших классов, их именовали дежурными. Дежурные открывали читальню, выдавали посетителям периодические издания, следили за соблюдением тишины и порядка, а так же за сохранностью газет и журналов. После 22.30 дежурный проверял по каталогу наличность читальни и под расписку передавал свое дежурство воспитателю. Число читателей колебалось от 20 до 30% ежедневно, что являлось сравнительно небольшим процентом от общего количества учащихся, живущих в интернате (126 человек). Небольшой процент читателей объясняли отсутствием навыка систематически и ежедневно следить по журналам и газетам за ходом современной церковно-общественной жизни. Из духовных журналов в читальне имелись: «Вера и разум», «Душеполезное чтение», «Православный собеседник», «Христианское чтение», «Труды Киевской духовной академии», «Христианин», «Отдых христианина», «Странник», «Церковные ведомости», «Томские епархиальные ведомости», «Русский паломник», «Миссионерское обозрение», а из светских: «Нива», «Природа и люди», «Вокруг света», из газет: «Новое время», «Колокол», «Московские ведомости», «Русское знамя». Особенным вниманием из вышеупомянутых журналов пользовались: «Вера и разум», «Томские епархиальные ведомости», «Русский паломник», «Миссионерское обозрение», а из светских: «Нива», «Природа и люди», «Вокруг света». Содержание фонда не удовлетворяло воспитанников, поскольку заведующий читальней получал от них неоднократные просьбы выписать другие журналы, а именно: «Исторический вестник, «Русская старина», «Вестник воспитания», поскольку в этих журналах помещались статьи, рекомендованные наставниками для прочтения [8, с. 513-514].

Большой урон библиотеке причиняли читатели, не возвращающие прочитанные книги, вырывающие листы. В связи с эти была принята ответственность за утрату и причиненный ущерб.

Получить духовное образование также можно было в городских приходских училищах. Распространение получили женские училища. Это были школы первоначального обучения при церковных приходах. В Омске особой популярностью пользовалось Омское женское Епархиальное училище. Оно было открыто 17 сентября 1906 года, благодаря ходатайству епископа Омского и Семипалатинского Преосвященного Гавриила перед Святейшим Синодом. Указом от 8 июня 1906 г. за № 6235 Святейший

Синод дал согласие на создание в Омске епархиального женского училища [2].

Главным распорядителем и ответственным за состояние дел являлся Совет училища, который решал все административные, учебные и хозяйственные вопросы. После того, как документы проходили обсуждение в Совете, они подавались на подпись и утверждение главе епархии. Членами Совета назначались священники омских церквей, преподаватели училища на срок от года и более. В училище принимали девочек в возрасте от 10 до 12 лет, окончивших полный курс одноклассных церковно-при-ходских школ. Обучение продолжалось 6 лет, по окончании которого воспитанницы получали аттестат на звание «домашняя учительница»; седьмой класс был педагогическим, и тем, кто его оканчивал, выдавались свидетельства с правом преподавания в одноклассных церковно-приходских школах. Многие выпускницы педагогического класса училища работали в начальных школах Министерства народного просвещения. Некоторые воспитанницы обучались на полном епархиальном обеспечении. На епархиальное содержание брали сирот, детей многодетных родителей, дочерей штатных священнослужителей. Остальные воспитанницы духовного звания платили только за пансионарное содержание. Те, кто принадлежал к иным сословиям, платили также и за обучение.

В училище изучали Закон Божий, церковно-сла-вянский, русский, иностранные языки, теорию словесности, историю русской литературы, арифметику, геометрию, географию, гражданскую историю, физику, дидактику, природоведение, гигиену, педагогическую психологию, методику арифметики, методику русского и славянского языков, пение, чистописание, рисование, рукоделие, музыку. Много внимания уделялось чтению. На вечерних занятиях присутствовали классные воспитательницы, которые занимались со своими подопечными чтением книг. «В воскресные и праздничные дни в училищном храме инспектором классов совершались богослужения, в которых воспитанницы принимали самое деятельное участие как чтением, так и пением» [2, с.38].

Училищная библиотека была основана в год открытия училища. Из периодических изданий в библиотеку выписывались следующие газеты и журналы: «Церковныеведомости», «ОмскиеЕпархиальные ведомости», «Церковный вестник», «Христианин», «Задушевное слово», «Нива», «Путеводный огонек», «Русский паломник», «Миссионерское обозрение», «Колокол», «Светоч и дневник писателя», «Исторический вестник», «Природа и люди», «Незабудка», «Голос истины», «Трезвая жизнь», «Вестниквоспитателя», «Вокруг света», «Народное образование», «Гусельки Яровчаты», «Отдых христианина», «Богословский вестник» и др. Стоит заметить, что к некоторым религиозным периодическим изданиям, таким, например, как журнал «Странник», «Богословский вестник», «Голос церкви» и другим имелось бесплатное приложение в качестве книг богослово -философского и религиозно-нравственного содержания. Таким образом, можно предположить, что библиотека Омского Епархиального училища, выписывающая журналы, к которым прилагалась бесплатная подписка, имела в составе своего фонда «лучшие произведения русской и иностранной богословской литературы, а также произведения светских авторов», как сообщалось в рекламе. Но при этом также необходимо учитывать, что любая рек-

лама преследует в первую очередь чисто коммерческие цели, и, вполне возможно, что информация о бесплатных книжных приложениях всего лишь способ поднять престиж того или иного журнала.

В Барнауле в начале XX века с успехом действовало 9-е приходское училище. В Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК) содержится хронологический каталог книг, находившихся в этом училище в 1910-1915 годах. Фонд учительской библиотеки составил 33 экземпляра; в основном это пособия по методике преподавания. В. ученической библиотеке насчитывалось 683 экземпляра; анализ фонда свидетельствует о преобладании художественной литературы. Многочисленны книги для детей 7-10 лет, выпущенные издательством Клкжина и Сытина [10].

Проанализировав библиотеки сословно-профес-сиональных учебных заведений духовного ведомства Западной Сибири в конце XIX — начале XX веков, можно выделить несколько характерных особенностей:

1. Формирование библиотек являлось результатов личной инициативы, с той разницей, что если в VIII веке, I и II половинах XIX века библиотеки открывались при содействии того или иного митрополита, то в конце XIX — начале XX веков — по настоянию самих воспитанников. Заинтересованность государства в развитии просвещения в провинции была, но при этом реальная помощь, касающаяся открытия библиотек, отсутствовала.

2. Пополнение библиотечных фондов происходило по большей части за счет книжных пожертвований.

3. На комплектование фондов негативное влияние оказывали трудности доставки и распространения книг, характерные для библиотек периферии.

4. Многие семинарские библиотеки Западной Сибири поражают своей уникальностью, и в то же время нельзя не признать тот факт, что из-за бюрократических проволочек, когда, для того чтобы прочитать книгу, учащемуся требовалось ходатайство наставника и разрешение ректора, огромные пласты книжного богатства лежали мертвым грузом.

5. Анализ фондов библиотек сословно-профес-сиональных учебных заведений свидетельствует о преобладании литературы гуманитарного направления.

В конце XIX — начале XX веков вокруг библиотек сословно-профессиональных учебных заведений сложился стабильный круг духовной интеллигенции, способной пополнять, сохранять и распространять книжные ресурсы, а так же меценатов, от доброй воли которых в значительной степени зависело комплектование библиотек. Обладая универсальными, довольно крупными и ценными книжными собраниями, эти библиотеки оказали существенное воздействие на развитие духовного образования в регионе.

Библиографический список

1. Город Томск. - Томск, 1912. - 183 с.

2. Еперина Г. С. Из истории Омского епархиального женского училища//Известия ОГИКМ.-Омск, 1997.-№5.-С. 35-41.

3. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. — М.:Мол. Гвардия, 1992. - 503 с.

4. Определение Святейшего Синода от 20 марта 1870// Том. епархиал. ведомости. - 1887. - NelO. - С. 2.

5. Определение Святейшего Синода от 24 марта 1870// Том. епархиал. ведомости. - 1837. - KslO. — С. 2.

6. Распоряжение высшего начальственного Определения Святейшего Правительствующего Синода от 24 февраля -14 марта 1887 г. за N»229. О мерах и усилении наблюдения за целостию библиотек в духовных семинариях//Том. епархиал. ведомости. - 1887. -№10. - С. 1-5.

7. СулоцкийА.И.Сочинениявтрехтомах:Т. 1:Оцерковных древностях Сибири/Под ред. В. А. Чупина. — Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. — 480 с. — (Краеведческая библиотечка журнала «Лухич»),

8. Ученическая читальня при Томской духовной семина-рии//Том. епархиал. ведомости. — 1910.-№12. — С. 513-514.

9. Циркулярный Указ Святейшего Синода от 14 сентября 1868г. за №37//Том. епархиал. ведомости. - 1887. - №10. - С. 2.

10. ЦХАФ АК. Ф. 39. Оп. 1. Д. 8. Л. 93.

ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, ассистент кафедры отечественной истории, аспирант.

УДК 323.272

В. Д. ПОЛКАНОВ В. Б. ШЕПЕЛЕВА

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет

РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ XX ВЕКА: ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

«Мы... как бы... существу(ем)... для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать... великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его...» А вместе с тем:

«Мы... как незаконнорожденные дети, лишенные наследства, без связи с... предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из наставлений... пережитое пропадает для нас безвозвратно... мы как бы чужие для себя самих...».

П.Я. Чаадаев1

Не о XX ли столетии — «русском веке» прежде всего первое предвидение «басманного философа» ? И не похоже ли, что куда более созвучна, вообще -приемлема вторая его сентенция дням нашим - нынешним?

Организаторы и участники международной научной конференции «Реформы и революции в России в XX веке» (Москва — апрель 2001 г.), судя уже по пленарным докладам Ю.А. Полякова, В.П. Данилова, А.К. Соколова, C.B. Тютюкина, Ф. Кокена и Р.Г. Пихоя, самым обстоятельным образом учитывали современную крайне не простую интеллеюу-альную и социальную — на разных ее уровнях — ситуацию. Однако, как показали результаты работы, скорее историки владели этими объективными обстоятельствами, нежели обстоятельства подавляли их. Очередное издание в авторитетной уже серии «Россия в XX веке» материалов конференции в целом свидетельствует, как о норме для данного форума, о добротном профессионально-ответственном уровне представленных изысканий. Всеоп-ределяющее, казалось бы, довление текущей политико-идеологической, а в немалой степени и эпистемологической конъюнктуры не стало главным ключом к основному содержанию рассматриваемого двухтомника при том, что не стали им и затверженные когда-то схемы и мало укорененные в реальности идеологические представления. И это тем более ценно, поскольку предметное поле данного издания

по необходимости охватило острейшим образом политизированные сюжеты и блоки отечественного исторического бытия: от катастрофы модернизировавшейся Российской империи; рождения - основных этапов - сущностных сторон становления и развертывания «советской цивилизации»; до причин постигшего ее крушения (сквозь призму революционных и реформистских социальных катаклизмов). Вместе с тем, подчеркнем, Советская история как целостный феномен от ее исторического предшествия до постсоветского «послесловия» - такая объективная заданность благоприятствует обществоведческим познавательным процедурам.

Рассматриваемые в двухтомнике разделы и вопросы отечественной истории оказались представленными в теоретическом и теоретико-методологическом аспектах (см. статьи В.П. Данилова,2 Ю.А. Полякова,3 А.К. Соколова,4 В.В. Шелохаева,5 Р. Сервиса," Ф. Кокена,7 Р.Г. Пихоя", H.A. Рогалиной,11 Г.А.Тру-каиа,10 Дж. Смита," М. Реймана,'2 A.A. Опенкина,13 Е.И. Пивовара,14 У. Эньюаня15); в историографическом (см. работы О.В. Волобуева"\ С.М. Исхакова'7, И.М. Пушкаревой'6, H.A. Ивницкого19, О.Н. Клюки-ной20, A.C. Верещагина21) и еще более - в конкретно-историческом и, отчасти, - в источниковедческом срезах в рамках общероссийской и локальной истории с выходом в ряде случаев на сюжеты истории всеобщей (см. в последнем случае работы П. Дьюкса и К. Бреннана,22 Ф. Кокена, Ю.А. Полякова, A.C. Се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.