2011 Культурология и искусствоведение № 3
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ
И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 021:271.2 (571.1)
К.А. Кузоро
ПРАВОСЛАВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТОМСКА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XXI В.)*
Данная статья посвящена изучению истории и современного состояния православных библиотек Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.). Рассматриваются процессы создания библиотек, комплектования их фондов, участия библиотек в образовании и духовном просвещении жителей города. Особое внимание уделено наиболее крупным библиотекам - библиотекам Томской духовной семинарии и Томского епархиального женского училища, библиотеке Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Ключевые слова: православные библиотеки, Томск.
История российской культуры и книжности не может быть изучена и представлена во всей полноте без выявления и учета роли православных библиотек.
В середине XIX столетия во многих епархиях Русской православной церкви появляются православные библиотеки: благочиннические, епархиальные, библиотеки духовных учебных заведений, православных братств и благотворительных сообществ, церковно-полковые библиотеки.
Очень часто фонды епархиальных библиотек по количеству книг не уступали фондам публичных библиотек того времени. Многие из них в своей деятельности руководствовались научными целями - собирание письменных и вещественных памятников, относящихся к истории епархии. Большинство православных библиотек имели читальни, в которых проводились внебого-служебные собеседования и публичные чтения для самых разнообразных аудиторий - крестьян, мастеровых, рабочих, школьников. Не стала исключением в этом отношении и обширнейшая по территории Томская епархия.
Основными источниками, содержащими информацию о православных библиотеках Томска, являются фонды Государственного архива Томской области (фонды Томской духовной консистории и Богородице-Алексиевского монастыря), а также газета «Томские епархиальные ведомости» (ТЕВ), издававшаяся с 1880 по 1917 г. В настоящее время историей дореволюционных библиотек Томской епархии занимаются такие исследователи, как Н.В. Воробьева, В.А. Есипова, О.Г. Никиенко, Н.В. Елизарова, О.Н. Устьянцева и др.
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 11-11-70001а/Т.
История православных библиотек конца ХХ - начала XXI в. еще ждет своих исследователей.
С 1860-х гг. в Томской епархии начался целенаправленный и динамичный процесс открытия православных библиотек, что должно было «доставить священнослужителям возможность расширить богословские познания, следить за духовною литературой и поучать своих прихожан» [1. Л. 1].
Инициатива открытия библиотек могла исходить как от духовного правления, так и от приходского духовенства и частных лиц. В последнем случае предписывалось проверять ходатайства тех, кто просил открыть библиотеку, на «благонадежность»: не являлся ли инициатор открытия библиотеки раскольником или сектантом. С не меньшей тщательностью предписывалось следить, чтобы открытые светскими лицами библиотеки «не сделались органами пропаганды среди простого народа антирелигиозных или противогосударственных учений со стороны неблагонамеренных людей» [2. Л. 62].
Наиболее крупными библиотеками города являлись: библиотека Томской духовной семинарии, библиотеки Богородице-Алексиевского мужского монастыря, Иоанно-Предтеченского женского монастыря, епархиальная библиотека при архиерейском доме. Помимо этого, действовали библиотеки при церковно-приходских школах (в среднем их фонд составлял 200 экземпляров) [3. С. 15]; бесплатные народные читальни, библиотеки духовных братств, открываемые при монастырях, церквях, благотворительных учреждениях.
Чрезвычайно заботился об открытии новых епархиальных библиотек и достойном содержании имеющихся преосвященный Макарий (Невский) (в миру Михаил Андреевич Парвицкий, 1835-1926), архиепископ Томский и Алтайский.
Владыка предписывал духовенству и прихожанам читать больше духовных журналов и книг религиозно-нравственного содержания, участвовать в религиозных чтениях и духовных беседах. При этом в случае, если при церквях не окажется необходимого количества книг и журналов, владыка приглашал всех желающих посещать бесплатную библиотеку, открытую им при архиерейском доме [4. C. 15].
В Государственном архиве Томской области (ГАТО) сохранились письма архиепископа Макария в духовную консисторию, в которых он призывал регулярно пополнять библиотеки новыми, полезными и назидательными книгами, обязательно назначать библиотекаря, а также вести учет выдачи книг, делая записи в специальных тетрадях, «без чего невозможно определить, пользуются ли, прежде всего, члены причта, а потом прихожане книгами церковной библиотеки для своего самообразования и духовно-нравственного усовершенствования» [5. Л. 1]. По одному экземпляру каталога каждой православной библиотеки предписывалось доставлять в библиотеку архиерейского дома. Владыка Макарий предписывал Томской духовной консистории сделать распоряжение и о том, «чтобы новооткрытые женские общины озаботились заведением библиотек, в основу которых приобрели бы Библию, святоотеческие книги, патерики, прологи и т. д.» [5. Л. 1].
Так, с открытием Томского епархиального женского училища было положено начало созданию при нем библиотек: «фундаментальной, безмездноучебной для пансионерок и библиотеки продажных учебников» [6. C. 15].
Первая книга, поступившая в фундаментальную библиотеку, - Библия на русском языке, пожертвованная на торжественном акте в день открытия училища. Книги для училища выписывали через хозяйственное управление при Священном Синоде и столичные книжные магазины.
Книги в библиотеки приобретались на специально выделенные епархией деньги, пожертвования благотворителей, прихожан. Например, на покупку книг для Томской духовной семинарии выделялось примерно 400 рублей в год [7. Л. 3] (для сравнения: стоимость годовой подписки на духовные журналы, такие как «Христианское чтение» или «Православное обозрение», составляла 6-7 рублей). Но часто духовенству приходилось приобретать книги на свои собственные средства. Особенно это касалось научной литературы -богословских и церковно-исторических исследований. Собирались средства и на приобретение учебной литературы: для пополнения фонда ученической семинарской библиотеки ее воспитанники, выпускники и преподаватели ежегодно собирали пожертвования [8].
Библиотека Томской духовной семинарии состояла из четырех отделений: фундаментальной, ученической, «безмездной» и «продажной» библиотек [9. С. 567]. Значительную часть фундаментальной библиотеки составили дарственные коллекции томских епископов - основателя семинарии Парфе-ния (в миру Петр Тихонович Попов, 1811-1873) и Платона (в миру Павел Иванович Троепольский, 1819-1876). Личные коллекции епископов содержали уникальные издания ХУН-ХУШ вв. Из числа книжных редкостей, подаренных епископом Парфением, следует отметить напрестольное евангелие московского Печатного двора; первые печатные переводы на русский язык «Исповеди» блаженного Августина; «собственноручное писание св. Димитрия, митрополита Ростовского» [9. С. 567].
Еще одним жертвователем был известный томский предприниматель Петр Иванович Макушин, подаривший семинарской библиотеке 28 томов ценного издания - «Патрологии» аббата Миня на латинском языке, опубликованного в 1841-1845 гг. в Париже [10. С. 369].
Ученическая библиотека содержала учебники по преподаваемым в семинарии дисциплинам: богословию, церковной и гражданской истории, географии, языкознанию, философии, истории литературы и др.
«Безмездная» библиотека состояла из переданной населением города литературы (большей частью художественной или публицистической), а в «продажной» библиотеке можно было купить учебники по цене, установленной хозяйственным управлением при Священном Синоде, или взять в пользование на год, внеся 20 % от их стоимости [11. С. 9]. Студенты приобретали учебники по богословию, истории, философии, психологии, физике, логике, математике, тригонометрии, географии; учебники и словари по латыни, греческому, немецкому, французскому языкам.
В соответствии с определением Священного Синода «О мерах к усилению наблюдения за целостию библиотек в духовных семинариях» от 1887 г. книги из фундаментальной библиотеки выдавались воспитанникам «с ведома и одобрения наставников, к предметам которых они относятся» [12. С. 1-2], при этом письменное одобрение преподавателей обязательно передавалось библиотекарю семинарии. Таким образом, в общении читателя с книгой меж-
ду ними неизбежно стояли фигуры, во-первых, преподавателя, а во-вторых, библиотекаря.
Правление семинарии неоднократно подчеркивало недостаточность фондов своей библиотеки: средств выделялось немного, при этом значительную сумму приходилось тратить на пересылку книг из Санкт-Петербурга и Москвы, а жертвовалось «нередко то, что для семинарии не годилось» [9. С. 578]. К примеру, томским губернатором А.Д. Озерским «пожертвована была коллекция книг, из которых значительная часть относится к фортификации, геодезии, металлургии, химии, политической экономии, статистике. Коллежским советником Абрамовым пожертвованы книги по военному и морскому делу. Какую пользу могли извлечь из всех этих книг семинарские наставники для дела преподавания?» [9. С. 578].
Несмотря на все проблемы, семинарская библиотека имела в своем распоряжении богатый фонд, что подтверждает изданный в 1915 г. «Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семинарии», содержащий описания 15 тысяч книг.
В Томской духовной консистории собирались отчеты, включающие в себя реестры имеющихся в библиотеках книг и журналов.
В реестре книг библиотеки Богородице-Алексиевского монастыря описываются экземпляры уникальных и бережно хранимых в монастыре Евангелий, изданных в XVIII - начале XIX в.: «Святое Евангелие, обложка с серебром и золотом чеканной работы с изображениями с верхней стороны Воскресения Христова, по сторонам - евангелистов, печатано в Москве; Святое Евангелие в малиновом бархате, образ Спаса, Евангелисты, александрийская бумага, чеканная работа; Святое Евангелие в малиновом старом плисе, верхняя доска медная чеканной работы...» [1. Л. 148-149].
Значительную часть фондов составляли духовно-нравственные сочинения, поучительные слова, жития святых, послания к пастве преподобного Максима Грека, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римский-Корсаков), митрополита Московского Филарета (Дроздов). Как следует из реестров, в каждой приходской библиотеке в достаточном количестве имелись богослужебные книги: Минеи, Триодь Цветная, Триодь Постная, требники, акафистники, обиходы, октоихи, нотные ирмологии.
Востребованы в библиотеках были исторические сочинения, посвященные различным аспектам церковной и светской, зарубежной и отечественной истории: «История Византии», «Краткая церковная история» митрополита Московского Платона (Левшин), «История Петра Великого», «История царствования императрицы Екатерины Великой», «История царствования императора Александра I».
Особенно обращают на себя внимание богатейшие собрания книг о старообрядчестве, имеющиеся во многих православных библиотеках. Только в фундаментальной библиотеке Томской духовной семинарии по состоянию на 1883 г. насчитывалось 668 «старообрядческих книг и раскольнических рукописей» [9. С. 567].
В библиотечные собрания входили сочинения духовных писателей XVII-XVIII вв.: «Увет духовный» архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимов), «Розыск о раскольнической брынской вере» митрополита Ростовского
Димитрия (Туптало), «Увещание к раскольникам» митрополита Московского Платона (Левшин). Значительную часть собраний составляли актуальные научные сочинения о староверии XIX столетия: «История русского раскола, известного под именем старообрядства» митрополита Московского Макария (Булгаков), «Книга об антихристе против раскольников» И.Ф. Нильского, «Критический разбор учения неприемлющих священства староверов о церкви и таинствах» Н.И. Ивановского, сочинения А.П. Щапова и Н.И. Субботина.
Очевидно, что книги подбирались лицами, глубоко разбиравшимися в данной проблеме. Книги о староверии, находившиеся в фондах дореволюционных томских библиотек, охватывали самые различные стороны этого уникального и сложного явления. Часть книг распространялась по прямому указанию Синода. К примеру, в 1884 г. от хозяйственного управления при Священном Синоде на имя Томского епископа Владимира были посланы отпечатанные в Синодальной типографии книги о старообрядчестве с просьбой «оставить распоряжение о рассылке сих книг священникам епархии, приходы которых наиболее заражены расколом, а также существующим в епархии церковным братствам» [13. Л. 1].
В состав библиотечных фондов входили книги по медицине («О прививках коровьей оспы», «Краткие наставления о лечении болезней», «О лечении болезней простыми средствами», «Взгляд на гомеопатическое лечение»); сельскому хозяйству и экономике («Мысли о способах к обеспечению народного продовольствия на случай неурожая», «Описание различных мер и весов»); русская классическая художественная литература.
«Канонический отдел» включал как собрание действующего законодательства - Свод законов Российской империи, Устав гражданского судопроизводства, так и различные значимые для духовенства предписания, правила, инструкции (к примеру, Свод всех необходимых узаконений о духовных завещаниях, Временные правила о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям епархиального ведомства и семействам их, Инструкции церковным старостам, Устав духовных консисторий).
Православные библиотеки активно пополняли свои фонды периодическими изданиями. Духовные журналы, содержащие как публицистические и художественные сочинения, так и серьезные научные исследования, стали заметным явлением в деле религиозного просвещения в России. Должности редакторов православных журналов в то время занимали известные церковные деятели. Если журнал издавался при духовной академии, то этот пост занимал ее ректор, что не могло не отразиться на высоком научном уровне изданий. Церковная периодика пользовалась большой популярностью среди читающей публики. Из разных городов от редакций духовных журналов писались письма на имя архиерея с просьбами «оказать милостивое архипастырское содействие» к распространению на территории епархии журналов (например, «Православный собеседник», «Руководство для архипастырей», «Руководство для сельских пастырей») [14. Л. 1-3].
Православными библиотеками Томска выписывались такие журналы, как «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Странник», «Воскресное чтение», «Братское слово» и др. Помимо научных богословских и церковно-исторических журналов, библиотеки приобретали
литературно-художественные, педагогические и публицистические журналы для чтения: «Нива», «Детское чтение», «Родник», «Семья и школа», «Вокруг света». Епархиальное женское училище выписывало для своих воспитанниц журналы по рукоделию и ведению домашнего хозяйства: «Вестник моды», «Новый русский базар», «Семейные вечера».
Даже в народных читальнях, не говоря уже о более крупных библиотеках, на постоянной основе работали библиотекари из мирян или духовенства; создавались алфавитные и систематические каталоги, велся учет поступающей и выдаваемой читателям литературы, что, безусловно, способствовало обеспечению сохранности фондов. Нельзя не обратить внимания на грамотный и добросовестный подбор литературы: библиотеки даже небольших сел часто содержали в своем фонде по-настоящему значимую и нужную литературу.
Судьба церковных библиотек после революции 1917 г. была печальна: значительная часть фондов оказалась утерянной навсегда. Уцелела лишь малая их часть. К примеру, в Научной библиотеке Томского государственного университета и Томской областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина сохранилась часть книг, переданных после национализации семинарской библиотеки в 1920-х гг.
Возрождение в 1990-е гг. церковной жизни вдохнуло новые силы и в православные библиотеки.
Сейчас почти при каждом храме Томска есть небольшие библиотеки, содержащие книги, пользующиеся наибольшим спросом: Священное Писание и его толкования, учения Отцов Церкви, литература о церковных таинствах и подготовке к ним, а также духовные журналы и брошюры. Основные источники комплектования фондов томских православных библиотек - это пожертвования прихожан и литература, приобретаемая на выделяемые епархиальным управлением средства.
Для того чтобы записаться в библиотеку, достаточно иметь паспорт и контактный телефон. Помимо печатных изданий, библиотеки имеют вполне солидные аудиотеки и видеотеки; организован прокат СБ и БУБ дисков с материалами о паломничествах и православных подвижниках, религиозной философии, духовной поэзии, церковном искусстве; с записями духовных песнопений и колокольных звонов; с лекциями и радиопередачами современных богословов и церковных историков; детскими развивающими передачами «Доброе слово» и «Шишкин лес». К примеру, на сайте храма во имя преподобного Сергия Радонежского представлены каталоги имеющихся в библиотеке книг (87 наименований), СБ и БУБ и дисков (69 наименований), видеокассет (30 наименований). Аудиотека храма насчитывает около 300 аудиодисков [15].
В настоящее время наиболее крупные православные библиотеки Томска -библиотека при Богородице-Алексиевском мужском монастыре, библиотека Томской духовной семинарии и библиотека при соборе во имя святых апостолов Петра и Павла.
В монастырскую библиотеку записано примерно 600 человек, фонд насчитывает 5000 экземпляров (столько же экземпляров в фонде библиотеки Петропавловского собора), при этом в год на руки выдается 2500 изданий. Библиотеки оборудованы читальными залами, действует выдача книг на або-
немент, часть фонда находится в открытом доступе; в библиотеках имеются алфавитные и тематические карточные каталоги.
Фонд библиотек формируется на основе современных изданий и переизданий православной литературы по богословию, церковной истории, аскети-ке, литургике, византологии, сектоведению, истории российских монастырей, православной педагогике, краеведению. В библиотеках нашли свое место художественная и детская литература, православная периодика: газеты «Томские епархиальные ведомости» (в 1990 г. издание возобновилось) и «Церковный вестник»; журналы «Православные монастыри», «Фома», «Журнал Московской патриархии», «Русский дом», «Альфа и омега», «Наследник». В библиотеке Богородице-Алексиевского монастыря собраны и регулярно обновляются интересные и содержательные тематические подборки книг, брошюр, журнальных и газетных статей «Сибирские монастыри» и «Малороссийские монастыри». Значительное количество литературы посвящено истории, культурной и духовной жизни Томска и Томской области: томским храмам, уникальной деревянной архитектуре, старцу Федору Томскому.
Библиотека Богородице-Алексиевского монастыря не имеет постоянного штата, обслуживание читателей ведется на добровольных началах: в настоящее время обязанности библиотекаря выполняет отец Амвросий (Кузнецов). В фонде библиотеки имеется богатая коллекция научной литературы по церковной истории дореволюционных и современных исследователей: В.В. Болотова, Е.Е. Голубинского, П.В. Знаменского, А.В. Карташева, А.П. Лебедева, О.Ю. Васильевой, А.Л. Дворкина. Не менее ценна коллекция книг по русской религиозной философии, представленная трудами Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, П. Флоренского, Г. Флоровского и других мыслителей.
Монастырская библиотека активно занимается выставочной, просветительской и воспитательной деятельностью, устраивает утренники для учеников детских воскресных школ.
Часть книг, попавших в Научную библиотеку Томского государственного университета, вернулась назад в возрожденную в 1992 г. Томскую духовную семинарию. Редкие издания XVI-XIX вв. выставлены в открытом в 2008 г. церковно-историческом музее семинарии. Среди особо ценных раритетов -изданная первопечатником Иваном Федоровым в 1580 г. Острожская Библия с гравюрами издателя; «Апостол», изданный его учеником Андроником Тимофеевичем Невежей (одна из первых на Руси печатных книг с указанным тиражом) и «Пролог» - оставленная в дар Новодевичьему Богородице-Смоленскому монастырю келейная книга сестры Петра I царевны Софьи Алексеевны с ее автографом.
Фонд семинарской библиотеки включает современную учебную литературу по преподаваемым в семинарии дисциплинам, научную литературу, дипломные работы выпускников. Основные направления комплектования фонда: богословские науки, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, библейская история, история России, история Русской православной церкви, творения Святых Отцов, история религий, библейская археология, сектове-дение, патрология, гомилетика, катехизис и др.
Таким образом, православные библиотеки всегда являлись центрами образования и самообразования для горожан, где можно было получить ответы не только по вопросам веры, но и по истории, праву, медицине, естественным наукам, иностранным языкам, сельскому хозяйству, домоводству. Библиотеки всегда эффективно выполняли свои функции, способствовали воспитанию, развитию и просвещению населения в духе православных традиций. В настоящее время перед православными библиотеками стоит и еще одна немаловажная задача - научить читателя ориентироваться в возросшем потоке религиозной литературы.
Очень важно оценить вклад библиотек в культурное развитие города, изучить и, по возможности, перенять их положительный опыт, обращаться к нему, создавая новые православные библиотеки.
Источники и литература
1. Дело о заведении при церквах библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 4. Д. 19.
2. Дело об открытии народных чтений и библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3171.
3. Отчет томского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ епархии за 1893/1894 гг. // ТЕВ. 1895. № 6. 15 марта. С. 13-22.
4. Архипастырская беседа преосвященного Макария с градо-томским духовенством // ТЕВ. 1892. № 2. 15 января. С. 11-18.
5. Дело по предложению Его преосвященства по заведению новооткрытыми женскими общинами библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3113.
6. Отчет о состоянии Томского епархиального женского трехклассного училища по учебной и нравственно-воспитательной частям за 1884/1885 учебный год // ТЕВ. 1885. № 22. 15 нояб. С. 11-20.
7. Дело о библиотеках и читальнях // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3106.
8. От правления Томской духовной семинарии // ТЕВ. 1883. № 5. 1 марта. С. 115-116; 1884. № 10. 15 мая. С. 10-11; 1884. № 18. 15 сент. С. 7-8.
9. Плотников В. Акт по случаю двадцатипятилетия Томской духовной семинарии 21 сентября 1883 г. // ТЕВ. 1883. № 19. 1 окт. С. 560-584.
10. Никиенко О.Г. Из истории библиотеки Томской духовной семинарии // Духовное образование в Сибири: история и современность: Материалы конференции. Томск, 2010. С.366-372.
11. Краткий отчет о состоянии Томской духовной семинарии в 1883/1884 учебном году // ТЕВ. 1884. № 13. 1 июля. С. 6-11.
12. Определение Святейшего правительствующего Синода от 24 февраля - 14 марта 1887 года за № 229 о мерах к усилению наблюдения за целостию библиотек в духовных семинариях // ТЕВ. 1887. № 10. 15 мая. С. 1-5.
13. Дело о рассылке пятнадцати экземпляров противораскольнических сочинений // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 2752.
14. Выписки из журнала заседаний консистории о приобретении книг для церковных библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 1491.
15. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Томск) : официальный сайт. ИИЬ: http://radonezh.tomsk.ru/p41.htm/ (дата обращения: 26.06.2011).