УДК 025.171:27
Н. В. ЕЛИЗАРОВА
Омский государственный технический университет
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КНИЖНЫХ СОБРАНИЙ МОНАСТЫРЕЙ
В статье анализируется состояние монастырских библиотек Омского и Томского уездов до Октябрьской революции 1917 года.
Исследование монастырских библиотек вызывает довольно серьезные трудности. Это, прежде всего, связано с тем, что архивные сведения о них скудны и фрагментарны. Отсутствие информации отчасти объясняется особым укладом монастырской жизни, которая тяготела к абсолютной изоляции от жизни светской, или, как говорили монахи, «мирской» - «от-рати очи мои воеже невидетимисуеты». (12, с. 226) Существование библиотек при монастырях предусматривалось монастырскими уставами,
в которых монахам вменялось в обязанность в свободное от работ и молитв время «всяко муждо отходить и ту седети...и к божественным прилежати писанием». (12, с. 237) В 1909 году Святейшим Синодом был принят «Указ об упорядочении жизни монашествующих», который предписывал «раздать всем монахам «Евангелие»1, «Апостол»2, «Псалтырь»3 с восследованием и руководственными правилами монашеского жития, а послушникам — «Евангелие», «Каноник»4 и руководственные правила (для грамотных)». (13, с. 742) Кроме них, необходимо было «приобрести через Почаевскую лавру» книгу архиепископа Иувеналия «Монастырская жизнь», «Доброе слово», издание Гафсиманского скита». (Там же.) В Приложении №1 вышеупомянутого указа предписывалось «книги монахам в собственность не давать, а лишь использовать для келейного чтения». (13, с. 743). По мнению высших чинов духовенства, эти книги способствовали «возвышению иноческой жизни и обучали иноков истинам веры и правилам монастырской жизни». (13, с. 738)
При монастырях имелись библиотеки, пользоваться которыми могли все монахи. Ежегодно благочинный монастырей должен был проверять состояние монастырских книжных собраний и «составлять список наиболее потребных книг». (13, с. 742)
Существовали специальные директивы, касающиеся того, какие книги необходимо приобретать для монастырей. Так, съезд «монашествующих», проходивший в г. Житомире 8-10 января 1911 года, постановил, все монастыри обязаны приобрести «Прологи»5. (13, с. 738) Кроме того, настоятелям монастырей предписывалось «приобрести через Почаевскую лавру... «Обиход»" Д. Аллеманова, изданный Киево-Печерской Лаврой, «Ирмолог»7 Троице-Сер-гиевской лавры, «Обиход Валаамского пения», «Обиход» из училищного Совета при Святейшем Синоде и изданные Синоидальной типографией сочинения Турчанинова... а через Почаевскую лавру книгу архиепископа Иувеналия». (13, с. 740)
Омская епархия включала в себя несколько мужских и женских монастырей: Петропавловский, Всех-святский женский монастырь, Казанский женский, Богородице-Михайло-Архангельский женский об-
щежительный монастырь, Архистратиго-Михайлов-ский женский монастырь, Николаевский и Покровский мужские монастыри. На территории Акмолинской губернии находились Казанский и Богородице-Михайло-Архангельский женские монастыри.
Казанский женский монастырь располагался в 6 верстах от г. Омска. Начало обители положено в 1898- 1899 годы. В декабре 1912 года Святейший Синод Русской православной церкви постановил: «обратить общежительный женский монастырь, находящийся близ станции Омск сибирской железной дороги, в Казанскую общину с именованием ее в Омский Казанский общежительный монастырь». (11, с. 874) При монастыре имелась школа. Богородице-Михайло-Архангельский женский общежительный монастырь находился близ поселка Ачаирского Омского уезда. Построен в 1901 году на средства чиновника Михаила Бубенкова. Первоначально это была простая община, преобразованная распоряжением Святейшего Синода в 1912 году в женский общежительный монастырь.
Сведений о библиотеках, находившихся в этих монастырях, нет, как дореволюционного, так и послереволюционного периода. В настоящее время существует множество публикаций о судьбах этих двух монастырей, которые были столь же трагическими, как и судьбы многих других религиозных учреждений после прихода Советской власти. Но информация о библиотеках, находившихся при этих монастырях, отсутствует.
На территории Томской губернии до революции функционировали два монастыря: Иоанно-Предте-ченский женский и Богородице-Алексеевский мужской монастыри. Богородице Алексеевский мужской монастырь был построен в 1663 году старцем Ефремом. (6) В ведении монастыря находилась одна церковь. При монастыре располагалась церковная библиотека. В нее, как видно из «Клировых ведомостей», регулярно выписывались периодические издания. Так, в 1898 г. были выписаны творения святых отцов в русском переводе, журналы «Христианское чтение», «Православный собеседник», «Странник» «и др. книги духовного содержания». (6) В 1898 году «по недостатку денег выписка остановлена на время». (Там же.) В 1900 году подписка была восстановлена и библиотека пополнилась такими изданиями, как «Христианское чтение», «Православный собеседник», «Странник», творения святых отцов отечественной церкви в русском переводе. Далее финансирование опять прекратилось и выписка книг снова была приостановлена. (1) В 1904 году в церковную библиотеку поступили следующие журналы: «Душеполезное чтение», «Русскийпаломник». «Церковные ведомости», «Кормчий», «Томские Епархиальные
ведомости», «Воскресный день». В 1907 году выписывались: «Церковные ведомости», «Томские Епархиальные ведомости», «Церковный вестник», «Воск-ресныйдень», «Кормчий».
Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь основан на началах общежития в 1876 году на собственные средства настоятельницы монастыря игуменьи Серафимы и на пожертвования разных лиц. (9) В ведении монастыря находилось 4 церкви; Соборная, Успенская, Иннокентиевская и домовая Иоанно-Предтеченская, в которых находились «церковные книги под наблюдением настоятельницы монастыря). (Там же). При церквях было 9 напрестольных Евангелий. (4) Книги носили богослужебный характер и предназначались для чтения псалтыри у гроба покойника. (5)
При Иоанно-Предтеченском монастыре в 1877 году была открыта школа для девочек-сирот духовного звания, которых монахини готовили для поступления в Епархиальное женское училище. При монастыре имелось две библиотеки: монастырская и училищная. Состав фондов в этих библиотеках в разные годы был различны. Так, в 1811 году монастырская библиотека содержала 341 книгу, училищная — 145; в 1897 году количество книг в библиотеках существенно уменьшилось: в монастырской библиотеке их насчитывалось 310 экземпляров, а в училищной — 64. (2) Возможно, часть книг была уничтожена во время пожара. Об этом косвенно свидетельствует то обстоятельство, что в 1900 году монастырь застраховал свое имущество от огня в «Томском обществе взаимного страхования» на сумму 1650 рублей. (3) В 1907 году монастырская библиотека насчитывала 310 экземпляров, а училищная 165. (8) Судя по послужному списку монахинь, который позволил обнаружить незначительное число неграмотных обитательниц монастыря, библиотечные книги активно использовались. (10)
Состав фондов монастырской и училищной библиотеки проследить не представляется возможным. В «Ведомостях о приходе, расходе и остатке денежных капиталов, принадлежащих церкви, причту, монастырю и училищу Томского Иоанно-Предтечен-ского женского монастыря» указаны суммы, выделенные на «выписку книг, газет и журналов», но описи приобретенных изданий отсутствуют. Иногда книги покупались вместе с канцелярскими товарами, и тогда в «Ведомостях» ставилась общая сумма расхода.
Томские монастыри ежегодно производили учет своего имущества и подавали сведения в канцелярию Томской духовной консистории. О состоянии монастырских библиотек свидетельствовала лаконичная приписка: «утварью и книгами храмы снабжены достаточно».
В России монастыри изначально являлись центрами книжной культуры. О высоте книжного просвещения монастырей свидетельствует ряд писателей-монахов, вышедших из монастырских стен, а так же значительное число летописей, ими написанных. Что
касается книжных собраний омских и томских монастырей, то на сегодняшний день не представляется возможным дать им исчерпывающую характеристику, однако собранная информация позволяет наметить ряд проблем, касающихся их исследования:
1. Создавались ли книги в кельях омских и томских монастырей ?
2. Входили ли в состав монастырских библиотек старопечатные издания и древние рукописи?
3. Содержалась ли в фондах библиотек монастырей издания светского характера?
Решение поставленных вопросов может дать развитие новым направлениям исследования.
Примечания
'«Евангелие» — общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии.
'«Апостол» — книга, содержащая деяния и послания апостолов, предназначенная для чтения при богослужении.
3 «Псалтырь» — книга псалмов, авторство которой приписываются царюДавиду. Входит в состав «Ветхого Завета».
4 «Каноник» — название богослужебной книги православной церкви, содержащей в себе избранные каноны.
5 «Пролог» — славяно-русский церковно-учительный сборник, пользовавшийся широким распространением в Древней Руси.
"«Обиход» — одна из богослужебныхкниг православной церкви, в которой церковные песнопения, находящиеся в постоянном употреблении при богослужении общественном, положены на ноты церковных напевов для руководства на клиросе.
7 «Ирмолог» — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе молитвы, которые назначаются для чтения (а не для пения) при богослужении.
Библиографический список
1. ГАТО. Ф; 177. Оп. 1. Д. 10. Л. 3.
2. ГАТО. Ф, 177. Оп. 1.Д. 10. Л. 89.
3. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 11. Л. 73.
4. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1.Д. 13. Л. 2.
5. ГАТО. Ф, 177. Оп. 1.Д. 13.Л. 15.
6. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 26. Л. 2.
7. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1.Д. 26. Л. 6.
8. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1.Д. 26. Л. 64.
9. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 27. Л. 4.
10. ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 27. Л. 36.
11. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. — Омск, 1914. — 1074 с.
12. Карташов А. В. Собрание сочинений: В 2т.: Т. 1: Очерки по истории русской церкви. —М.:Тера, 1992. — 686с.
13. Постановление съезда монашествующих в г. Житомире 8,9 и 10 января 1911 г.//Том. епархиал. ведомости. — 1911. — N915. — С. 738-746.
14. Христианство: Энциклопедический словарь, — М.:БРЭ, 1995.-671с.
ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, аспирант кафедры «Отечественная история».