Научная статья на тему 'Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельность и вклад в развитие православного библиотечного дела Томска'

Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельность и вклад в развитие православного библиотечного дела Томска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
585
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) / ПРАВОСЛАВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ТОМСК / METROPOLITAN MAKARY (NEVSKY) / ORTHODOX LIBRARY SCIENCE / TOMSK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Толкачева Мария Александровна

В данной статье рассматривается деятельность митрополита Макария (Невского), направленная на просвещение жителей Томской епархии, и его вклад в развитие православного библиотечного дела. Статья включает в себя факты из биографии митрополита, характеризует его деятельность по переводу книг на алтайский язык, его миссионерские труды. Особое внимание уделяется заботе митрополита Макария (Невского) о просвещении детей и взрослых, об открытии православных библиотек в Томске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Толкачева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan Makary (Nevsky): enlightenment activity and contribution indevelopment of orthodox library science

This article discusses the activities of Metropolitan Makary (Nevsky), aimed at educating residents of Tomsk diocese and its contribution to the development of an orthodox library. Article includes facts about the metropolitan, characterizes his work on the translation of books in the Altaic language, and, finally, his missionary labors. Particular attention is paid to the care of Metropolitan Makary (Nevsky) to educate children and adults, and the opening of the orthodox libraries in Tomsk.

Текст научной работы на тему «Митрополит Макарий (Невский): просветительская деятельность и вклад в развитие православного библиотечного дела Томска»

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

УДК 276:021 (571.1)

М. А. Толкачева

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ): ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ТОМСКА*

В данной статье рассматривается деятельность митрополита Макария (Невского), направленная на просвещение жителей Томской епархии, и его вклад в развитие православного библиотечного дела. Статья включает в себя факты из биографии митрополита, характеризует его деятельность по переводу книг на алтайский язык, его миссионерские труды. Особое внимание уделяется заботе митрополита Макария (Невского) о просвещении детей и взрослых, об открытии православных библиотек в Томске.

Ключевые слова: митрополит Макарий (Невский), православное библиотечное дело, Томск.

Православные библиотеки в Томске являлись центрами образования и самообразования для горожан, где можно было получить ответы не только по вопросам веры, но и по истории, праву, медицине, естественным наукам, иностранным языкам, сельскому хозяйству, домоводству. Они способствовали воспитанию, развитию и просвещению населения в духе православных традиций. Один из церковных деятелей, внесших существенный вклад в духовное просвещение жителей епархии, а также в развитие православных библиотек, - митрополит Макарий (Невский).

Преосвященный Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии в семье причетника сельского храма. Восьмилетним ребенком вместе с родителями, братьями и сестрами он оказался в Сибири, где отец стал служить пономарем в селе Верх-Ануйском на Алтае. Обучаясь в Тобольской духовной семинарии, Макарий получил там вслед за старшими братьями прозвище Невский, которое впоследствии закрепилось в его документах как мирская фамилия [1. С. 41].

Весь свой досуг Макарий посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. Макарий был командирован в Казань, где в течение полутора лет занимался работой по пересмотру, исправлению и изданию грамматики алтайского языка. Изданная им грамматика, по мнению специалистов, и ныне входит в золотой фонд мировой тюркологии. Перу Макария принадлежат также первая азбука для алтайцев и несколько других книг (в основном богослужебных) на алтайском языке. В Казани на Пасху 1869 г. Макарий совершил первую литургию на татарском языке, тем самым положив начало православному богослужению на языках местных народов.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.

В начале зимы 1869 г. Макарий отбыл на Алтай, где был возведен в сан игумена. 13 марта 1875 г. Макарий был определен помощником начальника миссии, 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а позже назначен начальником Алтайской миссии [1. С. 43].

26 мая 1891 г. «апостол Алтая» (так назвали Макария за его многолетние миссионерские труды) был назначен епископом Томским и Семипалатинским. С образованием самостоятельной Омской епархии, куда вошла Семипалатинская область, Макарий стал именоваться епископом Томским и Барнаульским.

Высочайшим указом на имя Святейшего Синода от 6 мая 1906 г. Макарий был возведен в сан архиепископа. Под управлением Макария число церквей в Томской епархии так возросло, что пришлось ходатайствовать перед Синодом о назначении второго викарного епископа. В 1908 г. появился Барнаульский епископ, викарий Томской епархии, после чего Макарий стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским [1. С. 43].

Макарий много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых. Именно его заботами была широко развернута работа по созданию новых приходов, открытию духовных учебных заведений (даже был разработан проект создания Томской духовной академии).

В 1891 г. он открыл церковную школу при архиерейском доме в память посещения Томска наследником престола Николаем Александровичем. Сначала она была только школой грамоты. В дальнейшем школу расширили, превратив во второклассную учительскую школу для подготовки учителей церковно-приходских школ. В это время в программу томских духовноучебных заведений были введены новые предметы - космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. В сентябре 1896 г. Макарий участвовал в торжестве освящения здания и открытия самой школы. В том же сентябре он освятил закладку здания духовной семинарии, в октябре освящал церковно-приходскую школу при Воскресенской церкви, выстроенную на средства купцов Кухтериных. В 1904 г. Макарий освятил только что выстроенное здание епархиального женского училища, в 1906 г. -церковно-приходскую школу при Знаменской церкви, устроенную на средства купца А. Д. Родюкова. Макарий ходатайствовал об учреждении в Томске духовной академии, но получил отказ за неимением у Святейшего Синода свободных средств [1. С. 44].

Епископ Макарий, первый из томских иерархов, положил начало духовно-литературным чтениям для интеллигентной публики. Для разных слоев населения он организовал воскресные беседы при многих церквах как в самом Томске, так и в остальной епархии, значительно расширив это дело, начатое его предшественниками по кафедре. Были открыты и введены религиозно-нравственные чтения почти при всех приходских церквах и духовноучебных заведениях города Томска. Статьи для чтения были заимствованы из разных духовных периодических изданий, сборников, книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, таких как «Странник», «Душеполезное чтение», «Воскресное чтение», «Паломник», «Пасторский вестник», «Троицкие листки», «Добрый путь» [2. С. 13-14].

Чрезвычайно важной задачей в деле духовного просвещения епископ Макарий считал открытие православных библиотек. Он предписывал духовенству читать побольше духовных журналов и книг религиозно-нравственного содержания, участвовать в религиозных чтениях и внерелигиозных беседах [3. С. 15].

Преосвященный Макарий сделал распоряжение о том, чтобы новооткрытые женские общины озаботились заведением библиотек, в основу которых приобрели Библию, святоотеческие книги, патерики, прологи, троицкие листки и т.д. Существующие монастыри обязаны были ежегодно пополнять библиотеки новыми книгами, полезными и назидательными для монастырской братии. Назначались для ревизии монастырских библиотек особые лица, а если нужно, то и ревизионные комиссии, которые осматривали тщательно библиотеки и о их состоянии доносили епископу [4. Л. 1]. Благочинные отправляли в духовную консисторию ведомости о количестве книг, журналов и брошюр, выписанных для библиотеки.

Преосвященный Макарий в 1891 г. учредил при архиерейском доме бесплатную епархиальную библиотеку, в которой к тому же читались лекции по богословию, истории, географии. В библиотеку приобретались книги, одобренные Святейшим Синодом и министерством народного просвещения, по преимуществу религиозно-нравственного содержания. Изыскание средств и ответственность за состав книг епископ брал на себя. Помещением для читальни служила комната в приходском доме Макария [5. Л. 2].

Митрополит выразил желание, чтобы при каждой церковной библиотеке имелся печатный каталог книг и периодических изданий и чтобы по одному экземпляру каталога каждой библиотеки было доставлено в библиотеку архиерейского дома. Кроме этого, предписывалось, чтобы при каждой церковной библиотеке «имелись особые книги для записи, - кто и какие книги берет для чтения; для этого необходимо при каждой библиотеке иметь библиотекаря» [3. С. 17].

В одной из бесед Макарий высказал мнение, что «потребность к религиозному чтению у народа есть и не малая»: «это видно из того, что в настоящее время архиерейская бесплатная библиотека не вполне может удовлетворять спросу читателей - круг читателей увеличивается и увеличивается. Читатели по преимуществу - народ простой и небогатый, приходят за книгами почти из всех приходов, между тем, по недостатку средств (средства исключительно епископа) нет возможности увеличить библиотеку сообразно потребностям читателей. Желательно было бы, сказал владыка, чтобы в этой библиотеке было побольше журналов и книг не только для народного чтения, но и для самого духовенства» [3. С. 16].

Макарий стал инициатором открытия приходских попечительств о бедных. 4 марта 1892 г. было учреждено одно из первых - при кафедре томского епископа, Макарий стал его председателем. В том же году попечительства появились при Богоявленской, Преображенской, Воскресенской, Никольской церквах [1. С. 44].

Большой молитвенник, человек аскетического склада, Макарий имел репутацию сурового и строгого наставника. Он выступал против пьянства, сквернословия, обмана, против увеселений в период постов. Ревностный за-

щитник монархии, Макарий не встречал сочувствия в либеральнодемократических кругах, пользовался у них репутацией реакционера.

Скончался Макарий 2 марта 1926 г. в селе Котельники Люберецкого района Московской области, куда он был изгнан из монастыря властями. Могила Макария была ограблена, и только в 1957 г. прах его был перенесен в Трои-це-Сергиеву лавру. Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся 13-16 августа 2000 г., принял решение причислить Макария к лику святых для общецерковного почитания как «ревностного миссионера, молитвенника и аскета, обильно облагодарствованного дарами Святого духа» [1. С. 48].

И словом и делом архипастырь Макарий постоянно напоминал духовенству о его великом призвании к святому делу просвещения русского народа, в строгом духе православной церкви и на пользу Отечества.

Источники и литература

1. Исаков С.А. Томские архиереи : Библиограф. словарь. 1834-2002 / С.А. Исаков, Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.

2. Михайловский М. Отчет о введении религиозно-нравственных чтений в г. Томске за 1891/92 читальный год // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 дек. № 24. С. 13-26.

3. Архипастырская беседа Преосвященного Макария с градо-томским духовенством // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 янв. № 2. С. 11-18.

4. Дело о библиотеках и читальнях // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 2. Д. 3276.

5. Дело по предложению Его преосвященства по заведению новооткрытыми женскими общинами библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.