2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)
УДК 276:021 (571.1)
М. А. Толкачева
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ): ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ТОМСКА*
В данной статье рассматривается деятельность митрополита Макария (Невского), направленная на просвещение жителей Томской епархии, и его вклад в развитие православного библиотечного дела. Статья включает в себя факты из биографии митрополита, характеризует его деятельность по переводу книг на алтайский язык, его миссионерские труды. Особое внимание уделяется заботе митрополита Макария (Невского) о просвещении детей и взрослых, об открытии православных библиотек в Томске.
Ключевые слова: митрополит Макарий (Невский), православное библиотечное дело, Томск.
Православные библиотеки в Томске являлись центрами образования и самообразования для горожан, где можно было получить ответы не только по вопросам веры, но и по истории, праву, медицине, естественным наукам, иностранным языкам, сельскому хозяйству, домоводству. Они способствовали воспитанию, развитию и просвещению населения в духе православных традиций. Один из церковных деятелей, внесших существенный вклад в духовное просвещение жителей епархии, а также в развитие православных библиотек, - митрополит Макарий (Невский).
Преосвященный Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии в семье причетника сельского храма. Восьмилетним ребенком вместе с родителями, братьями и сестрами он оказался в Сибири, где отец стал служить пономарем в селе Верх-Ануйском на Алтае. Обучаясь в Тобольской духовной семинарии, Макарий получил там вслед за старшими братьями прозвище Невский, которое впоследствии закрепилось в его документах как мирская фамилия [1. С. 41].
Весь свой досуг Макарий посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. Макарий был командирован в Казань, где в течение полутора лет занимался работой по пересмотру, исправлению и изданию грамматики алтайского языка. Изданная им грамматика, по мнению специалистов, и ныне входит в золотой фонд мировой тюркологии. Перу Макария принадлежат также первая азбука для алтайцев и несколько других книг (в основном богослужебных) на алтайском языке. В Казани на Пасху 1869 г. Макарий совершил первую литургию на татарском языке, тем самым положив начало православному богослужению на языках местных народов.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.
В начале зимы 1869 г. Макарий отбыл на Алтай, где был возведен в сан игумена. 13 марта 1875 г. Макарий был определен помощником начальника миссии, 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а позже назначен начальником Алтайской миссии [1. С. 43].
26 мая 1891 г. «апостол Алтая» (так назвали Макария за его многолетние миссионерские труды) был назначен епископом Томским и Семипалатинским. С образованием самостоятельной Омской епархии, куда вошла Семипалатинская область, Макарий стал именоваться епископом Томским и Барнаульским.
Высочайшим указом на имя Святейшего Синода от 6 мая 1906 г. Макарий был возведен в сан архиепископа. Под управлением Макария число церквей в Томской епархии так возросло, что пришлось ходатайствовать перед Синодом о назначении второго викарного епископа. В 1908 г. появился Барнаульский епископ, викарий Томской епархии, после чего Макарий стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским [1. С. 43].
Макарий много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых. Именно его заботами была широко развернута работа по созданию новых приходов, открытию духовных учебных заведений (даже был разработан проект создания Томской духовной академии).
В 1891 г. он открыл церковную школу при архиерейском доме в память посещения Томска наследником престола Николаем Александровичем. Сначала она была только школой грамоты. В дальнейшем школу расширили, превратив во второклассную учительскую школу для подготовки учителей церковно-приходских школ. В это время в программу томских духовноучебных заведений были введены новые предметы - космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. В сентябре 1896 г. Макарий участвовал в торжестве освящения здания и открытия самой школы. В том же сентябре он освятил закладку здания духовной семинарии, в октябре освящал церковно-приходскую школу при Воскресенской церкви, выстроенную на средства купцов Кухтериных. В 1904 г. Макарий освятил только что выстроенное здание епархиального женского училища, в 1906 г. -церковно-приходскую школу при Знаменской церкви, устроенную на средства купца А. Д. Родюкова. Макарий ходатайствовал об учреждении в Томске духовной академии, но получил отказ за неимением у Святейшего Синода свободных средств [1. С. 44].
Епископ Макарий, первый из томских иерархов, положил начало духовно-литературным чтениям для интеллигентной публики. Для разных слоев населения он организовал воскресные беседы при многих церквах как в самом Томске, так и в остальной епархии, значительно расширив это дело, начатое его предшественниками по кафедре. Были открыты и введены религиозно-нравственные чтения почти при всех приходских церквах и духовноучебных заведениях города Томска. Статьи для чтения были заимствованы из разных духовных периодических изданий, сборников, книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, таких как «Странник», «Душеполезное чтение», «Воскресное чтение», «Паломник», «Пасторский вестник», «Троицкие листки», «Добрый путь» [2. С. 13-14].
Чрезвычайно важной задачей в деле духовного просвещения епископ Макарий считал открытие православных библиотек. Он предписывал духовенству читать побольше духовных журналов и книг религиозно-нравственного содержания, участвовать в религиозных чтениях и внерелигиозных беседах [3. С. 15].
Преосвященный Макарий сделал распоряжение о том, чтобы новооткрытые женские общины озаботились заведением библиотек, в основу которых приобрели Библию, святоотеческие книги, патерики, прологи, троицкие листки и т.д. Существующие монастыри обязаны были ежегодно пополнять библиотеки новыми книгами, полезными и назидательными для монастырской братии. Назначались для ревизии монастырских библиотек особые лица, а если нужно, то и ревизионные комиссии, которые осматривали тщательно библиотеки и о их состоянии доносили епископу [4. Л. 1]. Благочинные отправляли в духовную консисторию ведомости о количестве книг, журналов и брошюр, выписанных для библиотеки.
Преосвященный Макарий в 1891 г. учредил при архиерейском доме бесплатную епархиальную библиотеку, в которой к тому же читались лекции по богословию, истории, географии. В библиотеку приобретались книги, одобренные Святейшим Синодом и министерством народного просвещения, по преимуществу религиозно-нравственного содержания. Изыскание средств и ответственность за состав книг епископ брал на себя. Помещением для читальни служила комната в приходском доме Макария [5. Л. 2].
Митрополит выразил желание, чтобы при каждой церковной библиотеке имелся печатный каталог книг и периодических изданий и чтобы по одному экземпляру каталога каждой библиотеки было доставлено в библиотеку архиерейского дома. Кроме этого, предписывалось, чтобы при каждой церковной библиотеке «имелись особые книги для записи, - кто и какие книги берет для чтения; для этого необходимо при каждой библиотеке иметь библиотекаря» [3. С. 17].
В одной из бесед Макарий высказал мнение, что «потребность к религиозному чтению у народа есть и не малая»: «это видно из того, что в настоящее время архиерейская бесплатная библиотека не вполне может удовлетворять спросу читателей - круг читателей увеличивается и увеличивается. Читатели по преимуществу - народ простой и небогатый, приходят за книгами почти из всех приходов, между тем, по недостатку средств (средства исключительно епископа) нет возможности увеличить библиотеку сообразно потребностям читателей. Желательно было бы, сказал владыка, чтобы в этой библиотеке было побольше журналов и книг не только для народного чтения, но и для самого духовенства» [3. С. 16].
Макарий стал инициатором открытия приходских попечительств о бедных. 4 марта 1892 г. было учреждено одно из первых - при кафедре томского епископа, Макарий стал его председателем. В том же году попечительства появились при Богоявленской, Преображенской, Воскресенской, Никольской церквах [1. С. 44].
Большой молитвенник, человек аскетического склада, Макарий имел репутацию сурового и строгого наставника. Он выступал против пьянства, сквернословия, обмана, против увеселений в период постов. Ревностный за-
щитник монархии, Макарий не встречал сочувствия в либеральнодемократических кругах, пользовался у них репутацией реакционера.
Скончался Макарий 2 марта 1926 г. в селе Котельники Люберецкого района Московской области, куда он был изгнан из монастыря властями. Могила Макария была ограблена, и только в 1957 г. прах его был перенесен в Трои-це-Сергиеву лавру. Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся 13-16 августа 2000 г., принял решение причислить Макария к лику святых для общецерковного почитания как «ревностного миссионера, молитвенника и аскета, обильно облагодарствованного дарами Святого духа» [1. С. 48].
И словом и делом архипастырь Макарий постоянно напоминал духовенству о его великом призвании к святому делу просвещения русского народа, в строгом духе православной церкви и на пользу Отечества.
Источники и литература
1. Исаков С.А. Томские архиереи : Библиограф. словарь. 1834-2002 / С.А. Исаков, Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
2. Михайловский М. Отчет о введении религиозно-нравственных чтений в г. Томске за 1891/92 читальный год // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 дек. № 24. С. 13-26.
3. Архипастырская беседа Преосвященного Макария с градо-томским духовенством // Томские епархиальные ведомости. 1892. 15 янв. № 2. С. 11-18.
4. Дело о библиотеках и читальнях // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 2. Д. 3276.
5. Дело по предложению Его преосвященства по заведению новооткрытыми женскими общинами библиотек // ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3113.