Научная статья на тему 'Церковные библиотеки Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв'

Церковные библиотеки Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНИГИ / ЛИТЕРАТУРА / ЧИТАЛЬНИ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ / БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ / РЕЛИГИОЗНЫЕ БРАТСТВА / CHURCH AND PARISH LIBRARIES / READING ROOMS / BOOKS / DIOCESAN LIBRARIES / LITERATURE / LIBRARY OF THEOLOGICAL SEMINARY / LIBRARIES OF RELIGIOUS SCHOOLS / RELIGIOUS BROTHERHOODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еремеева Ольга Ивановна, Мурашова Нина Алексеевна

В статье говорится о роли церковных библиотек в жизни сельского населения Западной Сибири. Особое внимание уделяется комплектованию фондов, от которого зависело формирование мировоззрения читателя. Православная церковь решала задачу воспитания молодого поколения в вере и преданности «Богу, Царю и Отечеству». Важным фактором развития церковных библиотек оставались экономическое положение церкви и наличие грамотного, увлеченного книгой священнослужителя. Церковные библиотеки Западной Сибири оказали огромное влияние на духовно-нравственное развитие жителей, формирование их культурных навыков и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church libraries in West Siberia in the XIX- XX centuries

Church libraries played a great role in spreading knowledge at the turn of XIX-XX centuries. Parish libraries included the latest literature of an educational character. The diocesan library stocks contained books on history, pedagogy and other sciences. Libraries of theological seminaries had more extensive literature list in foreign languages. Libraries of religious schools besides books had periodicals. A huge contribution to developing the librarianship in Siberia had religious brotherhoods, which opened libraries and reading rooms as well.

Текст научной работы на тему «Церковные библиотеки Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв»

БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 3, с. 22-26 / BIBLIOSPHERE, 2017, no 3, pp. 22-26

Библиотековедение

УДК 026:271.22(571.1)(091) ББК 78.33(253.3)+86.372.24 DOI 10.20913/1815-3186-2017-3-22-26

ЦЕРКОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.1 © О. И. Еремеева*, Н. А. Мурашова**, 2017

* Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева, Тобольск, Россия ** Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук, Тобольск, Россия; e-mail: Murashova2@mail.ru

В статье говорится о роли церковных библиотек в жизни сельского населения Западной Сибири. Особое внимание уделяется комплектованию фондов, от которого зависело формирование мировоззрения читателя. Православная церковь решала задачу воспитания молодого поколения в вере и преданности «Богу, Царю и Отечеству». Важным фактором развития церковных библиотек оставались экономическое положение церкви и наличие грамотного, увлеченного книгой священнослужителя. Церковные библиотеки Западной Сибири оказали огромное влияние на духовно-нравственное развитие жителей, формирование их культурных навыков и традиций.

Ключевые слова: книги, литература, читальни, церковно-приходские библиотеки, епархиальные библиотеки, библиотеки духовных семинарий, библиотеки духовных училищ, религиозные братства.

Для цитирования: Еремеева О. И., Мурашова Н. А. Церковные библиотеки Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Библиосфера. 2017. № 3. С. 22-26. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-22-26.

Church libraries in West Siberia in the XIX-XX centuries O. I. Eremeeva*, N. A. Murashova**

* D. I. Mendeleev Tobolsk Pedagogical Institute, Tobolsk, Russia

* Tobolsk Complex Research Station of the Academy of Sciences, Tobolsk, Russia; e-mail: Murashova2@mail.ru

Church libraries played a great role in spreading knowledge at the turn of XIX-XX centuries. Parish libraries included the latest literature of an educational character. The diocesan library stocks contained books on history, pedagogy and other sciences. Libraries of theological seminaries had more extensive literature list in foreign languages. Libraries of religious schools besides books had periodicals. A huge contribution to developing the librarianship in Siberia had religious brotherhoods, which opened libraries and reading rooms as well.

Keywords: church and parish libraries, reading rooms, books, diocesan libraries, literature, library of theological seminary, libraries of religious schools, religious brotherhoods.

Citation: Eremeeva O. I., Murashova N. A. Church libraries in West Siberia in the XIX-XX centuries // Bibliosphere. 2017. № 3. P. 22-26. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-22-26.

Переход от традиционного общества к индустриальному в 1890-е гг. сопровождался большими изменениями в культурной жизни страны: вместе с развитием промышленности, сельского хозяйства и торговли происходило быстрое социокультурное развитие. Опираясь на результаты новейших историко-педагогических исследований С. В. Сергеевой, Е. В. Козловой [1] и других, раскрывающих и характеризующих приоритеты жителей крупных сибирских городов как зачинателей политики культуры и просвещения, школьного дела Сибири, мы делаем вывод, что система просвещения претерпевала изменения не только в центре, но и на местах. Крупные города Сибири - Тобольск, Томск и другие - сыграли свою пионерную роль в становлении региональной системы образования, создании первых культурно-просветительных учреждений, библиотек, издании книг и распространении книгопечатания.

Православная церковь вела большую духовно-просветительскую, воспитательную, миссионерскую работу с населением Западной Сибири в Тобольской и Томской епархиях. Служители церкви открывали при них церковно-приходские школы и библиотеки, которые были распространителями грамотности в крестьянской среде, помогали усваивать специальные знания. Принимая во внимание условия жизни в сибирской деревне, можно предположить, что библиотекам в своей работе приходилось учитывать сельскохозяйственный цикл.

Церковно-приходские библиотеки постоянно занимались пополнением фонда новой литературой, в основном образовательной и учебной. Из книг естественнонаучной тематики это «Начертание естественной истории» академика В. Ф. Зуева, «Курс математики» Э. Безу, переведенные с французского языка. Сочинения по биологии представлены «Подробным

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФАНО России в рамках темы ФНИ № 0408-2014-0023 «Взаимодействие человека, общества и власти в локальных практиках (на примере Западной Сибири в XIX - первой половине ХХ вв.)».

словарем увеселительного, ботанического и хозяйственного садоводства» Н. Иванова и «Бергманновым Естественным землеописанием, сокращенным Гот-фридом Гроссе...».

Наибольший читательский интерес вызывали «Всеобщее землеописание» И. Ф. Гакмана и И. Ф. Яковкина; «Всемирный путешествователь...» Ж. де Ла Порта; «Сказание о мореплавании ...»; труды первого профессора географии и статистики Петербургского университета Е. Ф. Зябловского: «Новейшее землеописание Российской империи», «Статистика европейских государств...», «Всеобщее землеописание ...» И. Э. Фабри, переведенное Зябловским с немецкого; «Деяния Петра Великого» И. И. Голикова; «История государства Российского» Н. М. Карамзина, несколько учебников, среди которых «Руководство к всеобщей истории» Ф. Лоренца, «Главное начертание теории и истории изящных наук» геттингенского профессора К. Мей-нерса [2].

Содержались библиотеки на ежегодные отчисления церковно-приходского попечительства и попечительства о народной трезвости, начало деятельности которых следует отнести к 20 декабря 1894 г. Комитеты попечительств подразделялись на губернские и уездные с четким распределением обязанностей (народные чтения, благотворительные вечера). Были и единовременные пожертвования частных лиц.

Ответственным лицом в эти учреждения назначался местный священник, при выписке книг попечительством присутствие библиотекаря было обязательным. В обязанности библиотекаря и его помощника входила выдача и приемка книг, ведение документации, каталога, журнала книговыдачи, составление отчетов; эта работа не оплачивалась. Книги из цер-ковно-приходских библиотек выдавались прихожанам бесплатно. Читальни работали в воскресные и праздничные дни до 8 ч вечера, а в будний день библиотека или читальня открывались только по требованию читателей, даже если читатель был один, но не ранее 9 ч утра и не позднее 8 ч вечера. Отметим, что часто прихожане, окончившие школу несколько лет назад, уже не могли ничего прочесть. Необходимо было создать условия для систематического чтения, то есть возникла потребность в библиотеке.

Размеры церковных библиотек зависели от их материального положения; этим определялись количество книг и качественный состав церковных библиотек. Церкви с большими средствами могли приобретать книги из разных источников, остальные испытывали материальные затруднения и довольствовались тем, что присылали братства, миссионерские общества.

С 1891 г. под контроль Синода были отданы школы грамоты, которые открывались в небольших селах. Таким образом, участие православной церкви в начальном образовании заметно усилилось, и она укрепила возможность решать задачу воспитания молодого поколения в вере и преданности «Богу, Царю и Отечеству» [3].

Значительный вклад в развитие библиотечного дела Западной Сибири внесли епархиальные библио-

теки. Конечно, их трудно сравнивать с библиотеками центральной части России. Существовали проблемы с формированием фондов, подбором кадров, оплатой труда, но их могли посещать представители разных сословий, вероисповеданий. Духовенство всегда поддерживало эти учреждения культуры, так как книга имела большое значение для прихожан и активно использовалась священнослужителями в работе.

Комплектовались библиотеки через епархиальные училищные советы, через епархиальных и уездных наблюдателей церковно-приходских школ. Значение их постепенно возрастало. Они помогали людям получать знания, приобретать опыт. В библиотеках читатель сам мог подобрать для себя книгу. В фондах имелись методические пособия по предметам, которые изучались в школе, труды по педагогике, большое количество религиозно-нравственных книг для внеклассного чтения, приобретению которых уделялось особое внимание, а потом уже наступала очередь светских изданий. Причем некоторые библиотеки выписывали такие периодические издания, прочитав которые подписчик мог проследить движение русского общества: «Тобольские губернские ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости», «Сибирский листок» и др. Можно предположить, что знакомство с подобной литературой имело большое значение для священника при борьбе с разными отрицательными явлениями.

Большую роль в развитии населения Западной Сибири играли духовные семинарии, при которых функционировали прекрасные библиотеки, укомплектованные книгами по всем отраслям знаний. К примеру, грамотно подобранный фонд библиотеки Тобольской духовной семинарии позволил в 1911 г. воспитаннику пятого класса Сергею Кроткову поместить в «Тобольских епархиальных ведомостях» статью о детских библиотеках в Америке [4]. Библиотека десятилетиями выписывала «Христианское чтение», «Душеполезный собеседник», «Тобольские епархиальные ведомости» и др. Библиотека Тобольской духовной семинарии считалась одной из лучших в Российской империи. К началу исследуемого периода фонд ее насчитывал 6164 тома на русском, французском, немецком, латинском и других языках. Библиотека Томской семинарии в этот период располагала фондом в 1500 томов1.

В Тобольске существовали и нелегальные библиотеки. Так, в 1885 г. в городе возникла народническая организация. В нее вошли семинаристы Н. Газов, Ф. Кыштыков, В. Филиппов, студент П. С. Суханов, учитель И. И. Суханов, содержатель частной библиотеки Н. И. Березницкий. Возглавил организацию Сергей Иванович Жебунов, который сотрудничал в «Сибирском листке» вместе со ссыльным Виктором Кос-тюриным. Основная разъяснительная работа велась ими среди семинаристов. В эти годы в Тобольской семинарии издавались рукописные журналы «Знание» и «Родина», редактированием которых занимался Николай Газов2.

1 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 593. Л. 3-4.

2 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 152. Оп. 35. Д. 16. Л. 3.

Ф. Кыштыков, В. Филиппов и Н. Газов организовали в семинарии нелегальную библиотеку. Литературу для библиотеки поставляли ссыльные, в основном доставкой книг занимался С. И. Жебунов. В фонде библиотеки находились сочинения Н. А. Добролюбова, Ф. М. Решетникова, Н. Г. Чернышевского, запрещенное издание Луи Бланка «Организация труда», Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке». Газов был схвачен с подпольными изданиями в Томске, и библиотека перестала существовать3.

В первую русскую революцию молодежь семинарии вновь организовала подпольную библиотеку, которая впоследствии вошла в фундаментальную библиотеку семинарии. В 1906-1907 гг. там появляются произведения К. Маркса «Гражданская война во Франции», «Классовая борьба во Франции», «Манифест коммунистической партии», книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», работы Поля Лафарга, Чарльза Дарвина, К. А. Тимирязева, А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова. Выписывался легальный журнал социал-демократов «Для всех»4.

Благочиннические библиотеки должны были размещаться в селах, где есть почта, чтобы не было проблем с доставкой книг. Причты имели средства для выписки капитальных трудов, поэтому библиотека имела интересный фонд и была востребована. Среди церковных библиотек они считались самыми крупными, что признавали и сами священники. Создание таких библиотек становилось предметом первой важности, так как это давало возможность удовлетворять потребности в основательном чтении. Священникам, отвечавшим за работу в библиотеках, вменялось в обязанность составлять каталоги и следить, чтобы они были в каждом причте. Необходимо было выписывать больше периодических изданий как духовного содержания, так и светского.

В каждой библиотеке должна была быть особая книга, куда заносились сведения о читателях, книго-выдаче, потребностях в книге5. Книги рекомендовалось ежегодно просматривать на благочинническом съезде и при выписке изданий учитывать все пожелания, в них записанные. Надо полагать, что такая книга имела большое значение для будущих историков приходской жизни. По записям можно судить о развитии духовенства, о потребностях в книгах и о степени удовлетворения этих потребностей.

Стоял вопрос о вознаграждении библиотекаря, о содержании библиотеки, так как затрачивалось немало труда и средств на пересылку книг. Библиотекарь получал небольшое жалование и не мог оплачивать все расходы.

Так, в 1909 г. по первому благочинию Курганского уезда функционировало 7 библиотек, по второму -146. Библиотеки давали возможность духовенству округа дополнять и расширять приобретенные в учебных заведениях знания и следить за развитием бого-

3 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 152. Оп. 35. Д. 16. Л. 4.

4 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 152. Оп. 35. Д. 727. Л. 8-9.

5 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1248. Л. 7-9.

6 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1078. Л. 8.

словской науки и христианского просвещения. В библиотеках хранились книги церковно-исторического, богословского, догматического, поучительного содержания. Из светских книг допускались только научные журналы и один-два исторических; газет не было. Значительное влияние на развитие библиотек оказывали политика Синода, общественная ситуация и эволюция библиотечной системы. Библиотеки приобщались к таким новшествам, как каталогизация книг, предлагаемых для чтения и приобретения, выписка периодических изданий, создание библиотечных советов и появление церковных публичных библиотек7.

Важным фактором развития церковных библиотек оставались экономическое положение церкви и наличие грамотного, увлеченного книгой священнослужителя. Духовенство не могло оставаться в стороне от происходящих в обществе событий, занималось духовным воспитанием провинциального общества. Дети и молодые люди имели возможность знакомиться с духовной и общеобразовательной литературой в школьных библиотеках.

На страницах тобольских и томских епархиальных ведомостей священники писали о том, что в личных библиотеках сельских учителей можно найти две-три устаревшие методички, несколько повестей и романов, приложения к журналам «Нива», «Родина» и т. д. Книги серьезного содержания почти не встречались. Пользующиеся спросом журналы «Знание» и «Самообразование» иногда так и лежали неразрезанными. Для большинства читателей содержание журналов оказалось непонятным и просто неинтересным [5].

«Конечно, случалось видеть единичные учительские библиотеки серьезного содержания и методико-педагогического направления. О большинстве личных учительских библиотек можно сказать, что это библиотеки крестьянских грамотеев. Учитель без книг подобен земледельцу без плуга и зерен. Наряду с вышеизложенным, следует отметить, что были и библиотеки с хорошим подбором книг. Школьные библиотеки в некоторых деревнях снабжались по всем отраслям знаний: географии, истории, сельскому хозяйству и т. д. Проводились при школах чтения на разные темы, в том числе и бытовые, доступные для простого слушателя» [6].

В циркуляре Святейшего Синода от 17 декабря 1908 г. за № 79 предлагалось всем заведующим и учащимся церковных школ Западной Сибири, при которых есть хорошо укомплектованные библиотеки, привлекать местное население к чтению. Возлагались большие надежды на воскресные чтения, которые проводились с целью отвлечения населения от употребления спиртных напитков. В обязанность уездных наблюдателей входило отмечать посещение этих мероприятий в отчетах, а также разъяснять населению значение общеобразовательных учреждений, привлекать его к пожертвованиям. Но, как свидетельствуют сохранившиеся отчеты, взрослого населения на этих чтениях бывало мало, не больше 25 чел.

7 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1078. Л. 11.

Активно пользовались библиотекой при Кара-чинской церкви Тобольской губернии жители близлежащих деревень - 306 чел. [7, с. 27]. Была потребность в периодике, но из-за отсутствия средств ее не выписывали. Библиотекой заведовал священник А. Пронин, который отмечал в отчетах благотворное влияние библиотеки на жизнь крестьян [7, с. 29].

В библиотеках при Ново-Иковской, Нахрачинской, Знаменской церквях села Подрезово Тобольской губернии имелась неплохая подборка литературы. Жители сел имели возможность брать для чтения такие периодические издания, как «Троицкое слово», «Сельский вестник», «Дружеские речи», брошюры о вреде пьянства.

Так, библиотека при церковно-приходской школе в селе Омутинское Тобольской губернии начала свою деятельность с 1905 г. Содержалась она на церковные суммы, которые составляли 300 руб. ежегодно. Часть книг бесплатно присылалась от училищного отдела. Библиотека существовала и после 1913 г., и потребность местного населения в чтении, как отмечено в документах, была очень большой8.

В библиотеках духовных училищ хранилось значительное количество исторической литературы. Например, в Курганском Богородице-Рождественском училище числились такие издания, как «Всемирная история» К-Ф. Шлоссера в 12 томах, «Русская история» С. М. Соловьева в 15 томах, сочинения Н. И. Костомарова, А. О. Ишимовой9. 21 февраля 1896 г. было выдано вознаграждение учителям И. Тутаеву - 15 руб. и С. Коско - 20 руб. за работу по приведению в порядок библиотеки училища.

Большой интерес представляли и книги ученических библиотек духовных училищ. Кроме религиозной литературы и книг по истории, библиотеки выписывали много периодических изданий, таких как «Душеполезное чтение», «Странник», «Христианское чтение» и др. Обычным делом стали пожертвования, дарения.

Весомый вклад в духовную культуру вносили религиозные братства и создаваемые ими братские читальни. Так, в ноябре 1890 г. в ознаменование 300-летия покорения Сибири в Тобольске учредили церков-но-православное епархиальное Братство святого великомученика Димитрия Солунского. Основной целью Братства были распространение православия в Тобольской губернии и контроль за исполнением уставного богослужения в храмах.

Братство создавало школы, библиотеки, приюты. Среди его основных задач следует отметить распространение религиозно-нравственного просвещения через открытие читален, библиотек, уличных библиотек. Практиковалась и безвозмездная раздача народу книг Священного Писания. Читальни пользовались спросом среди прихожан.

Читальня в Тобольске существовала с 1899 г. Помещалась она в здании тобольской церковно-приход-ской школы. Библиотека-читальня постепенно превратилась в хранилище духовно-нравственной, науч-

8 Ф. 156. Оп. 18. Д. 272. Л. 58 об.

9 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 73. Л. 16.

ной литературы. По данным «Тобольских епархиальных ведомостей» в фонде находились «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Московские церковные ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости», «Тобольские губернские ведомости», «Сибирский листок». Были и книги известных сибирских ученых А. А. Дунина-Горкавича, Б. М. Житкова и др. Библиотека пополнялась путем обмена издаваемых Братством «Епархиальных ведомостей»; поступала литература и от книжного склада Братства [8].

Читальня работала ежедневно с 4 до 7 ч вечера, кроме кануна воскресных и праздничных дней: в течение года она функционировала 240 дней. С сентября по май число посетителей было от 1 до 15 чел. в день. За год читателей набиралось 1050 чел., среди них не только духовенство, но и другие сословия, проживающие в Тобольске. Посещали читальню семинаристы, гимназисты, учащиеся других учебных заведений. Книговыдача в 1912 г. составляла 1510 книг и журналов. В следующем году выдали 1543 книги, 1938 журналов; читателей насчитывалось 1192 чел.10

Выдаваемая литература возвращалась исправно. В читальне разрешалось продавать книги религиозно-нравственного содержания. Литература для продажи поступала от книжного склада Братства, который имел лучшую литературу по религиозно-нравственным вопросам и являлся посредником между приходскими пастырями, книжными магазинами и издателями в приобретении не только отдельных книг, но и целых библиотек. Братство также имело типографию и переплетную мастерскую. Планировалось организовать книжные склады во всех отделениях епархий Западной Сибири. Но Усть-Ламенский, Тюменский, Сургутский и Березовский книжные склады Тобольской епархии отчитывались плохо; от книжного склада Тюменского отделения в течение 3 лет не могли добиться никаких сведений11.

Братская читальня тобольской Богоявленской школы работала ежедневно с 4 до 7 ч вечера. В конце учебного года каждый учащийся составлял по установленному образцу ведомость с указанием необходимых книг. Ее отдавали заведующему школой, который просматривал ведомость, отсылал ее заведующему складом, в обязанности которого входило составление общей ведомости. Школьный материал выписывался бесплатно [9]. Братскую читальню посещали настоятели, диаконы, псаломщики, представители других сословий, проживающих в Тобольске, воспитанники семинарии, духовного училища. Книговыдача братской читальни Богоявленской школы составляла 2560 экз. Следует отметить, что число посетителей в отчетном 1912 г. значительно уменьшилось, так как светские книги и журналы были изъяты по журнальному постановлению Совета братства и переданы на книжный склад. Оставили книги только религиозно-нравственного содержания. Спустя некоторое время в читальни возвратили изъятую литературу, и она вновь стала посещаемой12.

10 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 61. Оп. 1. Д. 96. Л. 9.

11 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1248. Л. 11.

12 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1078. Л. 17.

Библиотеки создавались, выдерживая упорную борьбу с равнодушием. Постепенно у представителей разных сословий появлялось желание и стремление к чтению и открытие библиотек стало происходить повсеместно.

Читальни при благочиниях содержались на цер-ковно-попечительские средства. В большом количестве выписывались брошюры из книгоиздания «Верность», их раздавали народу бесплатно. Например, средства на приобретение книг давали церковь Михаила Архангела - 10 руб., Крестовоздвиженская -10 руб., Спасская - 30 руб. Выписывали и периодику: «Русского паломника», «Кормчего», «Тобольский край»13. С открытием библиотек и читален были согласны все причты и благочиния. Заведовать библиотеками и организовывать их должны были только священники, хотя иногда приглашали и способных крестьян. Основным местом для открытия и содержания библиотек были школы, другое подыскать было

невозможно. В рапорте для Тобольской духовной консистории говорилось: «Вряд ли открытие читален и библиотек в деревнях принесет пользу. Крестьян отличает нелюбознательность и безграмотность, а это очень большая причина, устранить которую слож-но»14. Поэтому было внесено предложение: для просвещения темного народа епархиальное начальство должно изыскивать средства само, не истощая скудных церковных сумм.

Книговыдача всех братских читален Тобольской епархии к 1913 г. составляла 1543 книги, 1938 журналов. Общая книговыдача - 2481 экз. Всего читателей за год было 1192 чел.15

Таким образом, церковные библиотеки Западной Сибири оказали огромное влияние на духовно-нравственное развитие жителей, на формирование их культурных навыков и традиций; сыграли положительную роль в расширении кругозора и в повышении общего уровня грамотности населения.

Список источников

1. Сергеева С. В., Козлова Е. В. Историко-педагогическое исследование: подходы, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 391-392.

2. Томские епархиальные ведомости. 1892. № 12. С. 36.

3. Тобольские губернские ведомости. 1912. № 12. С. 134.

4. Тобольские епархиальные ведомости. 1910. № 7. С. 368-372.

5. Томские епархиальные ведомости. 1913. № 9. С. 23-24.

6. Тобольские епархиальные ведомости. 1909. № 17. С. 34-35.

7. Тобольские епархиальные ведомости. 1909. № 19. С. 27, 29.

8. Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 23. С. 34.

9. Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 13. С. 35.

References

1. Sergeeva S. V., Kozlova E. V. Historic-pedagogical studies: approaches, principles, methods. Sovremennye problemy na-uki I obrazovaniya, 2015, 3, 391-392.

2. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1892, 12, 36.

3. Tobolskie gubernskie vedomosti, 1912, 12, 134.

4. Tobolskie eparkhial'nye vedomosti, 1910, 7, 368-372.

5. Tomskie eparkhial'nye vedomosti, 1913, 9, 23-24.

6. Tobolskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, 17, 34-35.

7. Tobolskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, 19, 27, 29.

8. Tobolskie eparkhial'nye vedomosti, 1890, 23, 34.

9. Tobolskie eparkhial'nye vedomosti, 1907, 13, 35.

Материал поступил в редакцию 06.03.2017 г.

Сведения об авторах: Еремеева Ольга Ивановна - кандидат исторических наук, доцент,

Мурашова Нина Алексеевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник библиотеки

13 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 1078. Л. 17.

14 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 724. Л. 6.

15 ГУТО ГА в Тобольске. Ф. 156. Оп. 18. Д. 724. Л. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.