УДК 026.72:26
Н. В. ЕЛИЗАРОВА
Омский государственный технический университет
СИСТЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНЫХ БИБЛИОТЕКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
(КОНЕЦ XIX ~ НАЧАЛО XX вв.)_
В статье исследуется система православной религиозной информации на территории Западной Сибири в конце XIX—начале XX веков. Рассмотрена структура, комплектование и функционирование церковных библиотек различных типов, являвшихся главным источником распространения духовной литературы.
Духовенство подразделяло библиотеки на несколько типов: церковные, приходские, благо-чиннические, епархиальные, в зависимости от деления церковно-административных территориальных единиц и соответствующих им ведомств. Самыми крупными были епархиальные библиотеки, они служили удовлетворению читательских потребностей всей епархии. Благочиннические библиотеки обслуживали только пределы своего благочиния, к которому относилось какая-то определенная часть епархии. Приходские библиотеки занимались обслуживанием церковной общины и прочего населения, проживающего в пределах данного прихода. Церковные библиотеки были предназначены для служителей церкви.
Самыми простейшими из фондов вышеперечисленных библиотек были фонды церковных библиотек. В состав книжного собрания церковной библиотеки входили богослужебные книги и книги для чтения. Богослужебные книги предназначались для совершения культовых обрядов в храме. К ним относились: «Библия», «Акафист», «Апостол», «Евангелие», «Ирмологий», «Маргарит», «Молитвослов», «Обиход», «Октоих», «Октоих нотный», «Псалтырь», «Торжественник», «Обиход церковный», «Святцы», «Служебник», «Типикон», «Требник», «Триод постный», «Триод цветной», «Часослов», «Чинопоследование». Группа книг для чтения включала в себя: «Жития святых», «Минеи — четии».
Фонды церковных библиотек были, как правило, невелики по объему и включали в себя лишь самую необходимую богослужебную литературу. Но в Западной Сибири имелись и достаточно солидные книжные собрания. К их числу относилась библиотека Омского Воскресенского военного собора, основанная в 1766 г. Она состояла из книг духовного содержания: богословских, церковно-исторических сочинений, толкований на Священное Писание, творений отцов церкви, слов и поучений русских проповедников, полных собраний духовных журналов, таких, как «Духовная беседа», «Странник», «Руководство для сельских пастырей», «Душеполезное чтение», «Труды Киевской академии», «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов», «Православный собеседник». Согласно описи имущества №4102, проведенной по Указу Тобольской духовной консистории от 30 июля 1843 г., церковная библиотека собора включала 183 книги[7]. В 1867 г. эта библиотека
насчитывала уже 1020 книг, а перед Первой мировой войной - 1875. Это книжное собрание было весьма внушительным в сравнении с библиотеками других омских церквей. Например, в конце XIX в. войсковая Николаевская библиотека насчитывала 140 книг, Богородская госпитальная — 206, а Про-роко-Ильинская церковь имела библиотеку, состоящую из 309 изданий, в начале XX в. библиотека Шкроевской церкви Святой мученицы Параскевы Пятницы имела в своем составе 464 книги, библиотека Крестовоздвиженской церкви — 473[11].
Библиотека Воскресенского собора, несмотря на то, что по своему статусу являлась церковной библиотекой, обслуживала не только служителей культа. Книгами из соборной библиотеки пользовались духовные лица, — «и не только градские, а и сельские, которые только хотят читать», — учащиеся Омского духовного училища, «все любящие чтение из граждан»: купечество, мещане, представители военного сословия («грамотные нижние чины, штаб- и обер-офицеры и их семейства»), заключенные Омского крепостного острога, осужденные на каторжные работы, и арестанты, ожидающие решения суда. Притоку читателей в библиотеку во многом способствовало то, что служители собора рекомендовали им литературу для чтения. Так, по свидетельству А. И. Сулоцкого, «кто...ни обратится в собор за книгами, ему там не только не откажут, напротив, в радушием расскажут, что лучше и полезнее прочитать, какие статьи, например, в журналах наиболее интересны или назидательны, какого они содержания»[16, с. 346]. Отбывающие наказание преступники пользовались особым вниманием священнослужителей, поскольку считалось, что чтение духовных книг способно дать «утешение в тоске и скорби о грехе», «подавить в душе стремления страстей, примириться с Господом Богом». «Случается, - писал Сулоцкий, — что входят люди в места заключения, не говоря о их порочности, неверующими, кощунами, а выходят из них, между прочим, и вследствие чтения и крепко верующими и истинно религиозными людьми» [ 16, с. 347]. Также большое число читателей имело место и еще по одной причине. Им разрешалось брать для прочтения до 10 — 20 книг за раз, что было весьма удобно, учитывая проблему с сибирским бездорожьем, когда выбраться лишний раз в библиотеку было довольно проблематично, особенно для сельских жителей.
Определить экземплярность фондов церковных библиотек Западной Сибири позволяют клировые ведомости. Так, в 1914 г. наибольшее количество книг содержала библиотека Николаевской церкви села Багринского Томского уезда - 924 томов в 325 названиях [5]. Она была рассчитана на обслуживание 23 представителей духовенства, 6411 крестьян и 2 церковно-приходских школ, находящихся в деревне Толмачево (там обучалось 35 мальчиков и 9 девочек) и селе Бугры (36 девочек) [6]. Достаточно солидный объем фонда стал возможен, благодаря пожертвованиям купцов г. Колывани Кирилла Кривцова (1000 р.) и Гавриила Пастухова (200 р.); в пользу библиотеки от казны также поступило пособие в размере 1200 р. [4]. Фонды других церковных библиотек были гораздо скромнее. Так, 120 книг для чтения, которыми, кроме причта, также пользовались прихожане, содержала библиотека Вознесенской церкви (г. Новониколаевск), 100 томов находилось в библиотеке Воскресенской церкви (г. Новониколаевск), 60 — в библиотеке Александро-Невской церкви (г. Новониколаевск), 55 в библиотеке Свято-Троицкой церкви села Верхне-Туринского Томского уезда, и меньше всего книг насчитывала библиотека Богородице-Казанской церкви Томского уезда — 50[2]. Этих книг было явно недостаточно, если учитывать количество прихожан, посещающих данные церкви. Так, одна только Александро-Невс-кая церковь насчитывала 4749 прихожан. Но также были церкви практически совсем не обеспеченные книгами. Скажем, в Покровской церкви (г. Новониколаевск) церковной библиотеки не было вовсе, а в Кресто-Воздвиженской церкви (село Верховен-ское) в библиотеке были только богослужебные книги, книг для чтения не было, такая же ситуация была и в Сретенской церкви (Барнаульский уезд) (3). Более или менее благоприятной было положение библиотеки Градо-Барнаульской Знаменской церкви. В ней имелось 87 книг для чтения, среди которых были «Евангелия» от Матфея и «Псалтырь» на русском языке, «Новый Завет» на славянском и русском языке, «Деяния и Послания Святых апостолов», «Жития», «Акафист», «Молитвослов»[ 1 ]. Новые книги регулярно поступали в библиотеку благодаря содействию Томской духовной консистории.
Хотя справедливости ради нужно заметить, наличие библиотеки в церкви не гарантировало того, что книги из нее будут прочитаны прихожанами. И дело не в их поголовной неграмотности, напротив, духовенство отмечало возрастающий интерес к печатному слову со стороны паствы. Проблема была в том, что фонды церковных библиотек не отражали литературу, представляющую интерес для широких слоев населения. «Найти хорошую книгу в деревне так же трудно, как открыть золотые прииски в Псковской губернии... — констатировал священник А. Снежинский. - Между тем потребность в книге большая»[15, с. 242]. А корреспондент «Томских епархиальных ведомостей», например, в качестве причины равнодушия прихожан к церковным библиотекам указывал на пассивность священнослужителей в деле пропаганды духовной книги: «Церковная библиотека, как ничто другое, лучшим должна быть помощником к удовлетворению книжной жажды народа и при ее содействии лучше всего, удобнее всего проводить в народ и развивать в нем идеи христианского учения. Но, как показывает горькая действительность, высокое воспитательное значение библиотеки большинством забыто: цер-
ковные библиотеки многими пастырями игнорируются. При каждом храме есть библиотека, но далеко не все библиотеки приносят ту существенную пользу для жизни, для которой они предназначены. Большинство церковных библиотек только имя носят «библиотека», но прямого своего назначения не выполняют. Книги церковной библиотеки скорее предназначены не для чтения народу, а для похорон в архиве на гноение и съедение мышам. Книги годами копятся, складываются в кучи и тлеют, а народ ищет их и не находит. Мужик тогда идет в город и там на последние гроши покупает в большинстве случаев какой-либо литературный мусор, пикантное дрянцо, либо сектантскую литературу» [10, с . 710-711].
Между тем аналогичное отношение к духовной литературе было свойственно не только для прихожан, но и для многих служителей церкви. «Нам приходилось видеть в архивах неразрезанными и в бандеролях у ногие номера «Церковных ведомостей», — писал корреспондент «Томских еиархиальных ведомостей». — Некоторые сельские псаломщики и дьяконы говорят, что они для чтения берут газеты и журналы — кто у писаря, кто у заведующего винной лавкой, кто у торговца и т. д. А какова эта литература - знает каждый. Это в лучшем случае «Нива», «Родина», а не редко какой-нибудь порнографический, антицерковный и т. д. журнал за неимением другого, более здорового чтения. Члены причта довольствуются этой нездоровой пищей. Необходимо установить порядок, чтобы каждый журнал, каждая газета, по прочтению их настоятелем, немедленно передавались младшим членам причта, не ожидая, когда их попросят...Есть такие члены причтов, которые целыми годами не видят, например, «Церковные ведомости», да и не знают, выписываются ли какие-либо журналы для церкви. Настоятелю следует рекомендовать причту наиболее интересное и полезное для прочтения в этих журналах» [ 19, с. 340-341]. Более того, священники обязаны были в совершенстве изучить книги, находящиеся в фондах церковных библиотек, поскольку право занимать ту или иную церковную должность зависело, в том числе, и от их знания богослужебной литературы. Так, существовала программа для лиц, ищущих псаломческой должности, для кандидатов в диаконы и священников. Она была утверждена 29 октября 1915 г. епископом Томским и Алтайским Анатолием и являлась руководством для отцон благочинных и экзаменационных комиссий, допускающих к должности. Кандидаты на эти должности должны были в совершенстве знать состав, содержание и употребление каждой богослужебной книги. Таким образом, когда речь шла о священнослужителе, не ориентирующемся в составе фонда церковной библиотеки и не знающего содержания богослужебных книг, речь шла о его непрофессионализме и несоответствии занимаемой церковной должности.
Если церковные библиотеки были ориентированы в первую очередь на служителей культа и стремились обеспечить их богослужебной литературой, необходимой при совершении треб, а церковные библиотеки, выполняющие функции публичных библиотек являлись скорее исключением, чем правилом, то приходские библиотеки были созданы прежде всего для удовлетворения читательских потребностей прихожан. В первую очередь это были беднейшие слои, как правило, крестьяне. В соответствии с этим фонды приходских библиотек помимо духовных книг имели в своем составе книги по всем
главнейшим отраслям крестьянского хозяйства: огородничеству, пчеловодству, земледелию с травосеянием, садоводству, атак же книги, в которых были сведения о борьбе с вредными насекомыми[9, с. 4446). Приходской священник обязан был ознакомить прихожан - крестьян с последними достижениями науки и практики в области сельского хозяйства. Осуществить эту задачу лучше всего было наглядно, с помощью всякого рода приборов, картин, коллекций и т. п. [13, с. 62-67]. Вместе с распространением «рациональныхзнаний», православное духовенство стремилось также к осуществлению своей главной задачи — распространению и укреплению христианской веры на всей территории Российской империи. Поэтому приходская библиотека—читальня, помимо сельскохозяйственной литературы, комплектовалась также периодическими изданиями и книжным материалом согласно духу православной церкви и христианской веры, которые, по мнению духовенства, могли обеспечить прихожанам цельное церковное мировоззрение и правильную оценку происходящих вокруг событий. «Каждому грамотному православному христианину необходимо иметь Священное Писание и как можно чаще упражняться в чтении его», — неоднократно упоминали архипастыри православной церкви[12, с. 343). Однако не все верующие могли позволить себя иметь духовную литературу, поэтому библиотеки являлись весьма доступным источником ее содержания. Необходимо также отметить, что для распространения религиозной литературы среди народа очень часто использовался метод бесплатной раздачи, однако он был не слишком действенным, поскольку принижал духовную ценность этой литературы. Обыватель при этом рассуждал следующим образом: «Уж что это за книга, коли ее даром дают?...Даровая, так она даровая и есть, настоящую книгу не подарят»[8, с. 14-15].
Фонды приходских библиотек регулярно пополнялись новыми религиозными журналами, имеющими приложения, которые весьма высоко ценились приходскими священниками, но оставляли совершенно равнодушными прихожан, иначе говоря, не читались ими. Вот что по этому поводу говорили священнослужители: «В каждом приходе найдется... запас книг. Только этот драгоценный капитал у нас в большинстве случаев остается мертвым, Необходимо призвать его к жизни» [ 13, с. 65]. Можно назвать три основные причины этого обстоятельства: 1). Читательские пристрастия крестьянства, на которое, прежде всего, были рассчитаны приходские библиотеки, по большей части, не выходили за пределы чтения лубочной литературы. 2). В рассматриваемый период во всем российском обществе начал повышаться интерес к светской литературе, а к духовной, напротив, понизился. 3). Характерным обстоятельством начала XX в., особенно это касается событий, связанных с первой русской революцией и Первой мировой войной, можно считать значительное повышение роли периодических изданий среди всех слоев российского населения, поскольку именно они могли удовлетворить потребность населения в оперативной информации. Огромным спросом также стала пользоваться литература политического содержания, рассчитанная на широкие народные массы.
Широкое распространение получили также благочиннические библиотеки. Как правило, эти библиотеки открывались по инициативе благотворителей, но не только из числа духовенства, иногда —
обычных граждан. Существовали эти библиотеки на взносы учредителей, Например, Серафимовская библиотека, открытая при церкви Преподобного Серафима Саровского Чудотворца Тобольской епархии, установила следующий размер ежегодных членских взносов: церкви (церквей-учредителей данной библиотеки было 7: Шухруновская, Усе-ниновская, Чукреевская, Дымховская, Слободо-Благовещенская, Жуковская, Санкинская) отчисляли 5р., священники — Зр. 75к., дьяконы — 2 р. 50 к., псаломщики 1 р. 25 к., миряне, входившие в состав учредителей — 1 р. [17, с. 32] Средств, поступаемых в результате выплаты членских взносов, было достаточно для того, чтобы сформировать универсальный фонд; библиотека состояла из нескольких отделов: богословие, философия, сектантство и расколо-ведение, история церковная и гражданская, природоведение, сельское хозяйство, экономика, педагогика, беллетристика, медицина.
Вопреки ожиданиям православных пастырей, благочиннические библиотеки не снискали особой популярности у населения. Главной причиной этого являлось плохое комплектование книжных фондов. «Библиотечки эти составляются без всякой систематичности, как попало, из таких иногда книг, которым не место не только в благочиннической библиотеке, но и во всякой более или менее порядочной библиотеке. В некоторых благочиннических библиотеках книг светского содержания более, чем книг духовных» [18, с. 369], — свидетельствовал священник Стефан Филиппов. По его мнению, «благочиннические библиотеки должны, прежде всего, пополняться книгами, имеющими непосредственное отношение к пастырской деятельности священника, а именно книгами богословского, религиозно-нравственного, церковного, исторического и миссионерского содержания. Когда таких книг будет достаточное количество, тогда можно будет позаботиться о выписке книг и журналов светских, выясняющих политические, литературные, религиозные и правовые движения в русском обществе. Знакомство с такими движениями, — полагал Филиппов, - будет иметь для священника большое значение в деле борьбы с разными отрицающими направлениями в русском обществе» [18, с. 369].
С точкой зрения Филиппова был категорически ис согласен А. Снежинский, который говорил о том, что светские издания не являются помехой на пути успешного функционирования благочиннических библиотек, напротив, они способны привлечь читателя в библиотеку. Причину неуспеха стоит искать в некачественной организации этих библиотек в целом, которая в конечном итоге сказывается на качестве комплектования фондов, обслуживания читателей и т. д. «Есть благочиннические библиотеки, но они едва дышат и развиваются плохо. Причина в недостатках их организации, — писал А. Снежинский. — Часто они расположены не в центре, а где-нибудь на границе округа, затем нет специального лица для заведования, а отца благочинного не всегда удобно тревожить, и, наконец, подбор книг не всегда удачный. Библиотеки должны быть по возможности в центральной части округа, с удобными путями сообщения, должные помещаться не в церкви, а в церковной школе, которые имеют общественное значение»[15, с. 243]. Далее автор добавляет, что заведующий должен получать небольшой гонорар за свою работу в библиотеке. По мнению А. Снежинского, популяризации благочиннических библиотек среди населения во многом
способствовало бы комплектование фонда светской литературой: «Должно быть побольше книг из разных отраслей знания, не только церковного, но и светского содержания, по преимуществу капитального, не брошюрного типа. Кроме окружной библиотеки необходимо иметь при каждой церкви небольшую библиотечку справочного характера с материалами из разных областей знания» [15, с. 244).
Однако, несмотря на то что состав фондов благо-чиннических библиотек носил дискуссионный характер и являлся предметом обсуждения на станицах церковной печати, фонды благочин-нических библиотек Западной Сибири комплектовались литературой верноподданнического и религиозного содержания, и были направлены не на удовлетворение читательских потребностей, а на формирование мировоззрения в духе верности престолу и Церкви.
Епархиальные библиотеки были рассчитаны на все население епархии, но привилегированными читателями являлись высшие чины духовенства — епископы, члены епархиального управления и т. п. По своему статусу епархиальные библиотеки могли быть уездными, окружными и главными. Главная епархиальная библиотека снабжалась всеми необходимыми для духовенства изданиями. В случае недостатка тех или иных книг в епархиальных библиотеках уездов и округов, местные священники могли обращаться за помощью на склад, находящийся при главной епархиальной библиотеке. Если нужных книг не оказывалось и в ней, то они запрашивались на складе Святейшего Синода.
Одной из крупнейших епархиальных библиотек Западной Сибири была Томская епархиальная библиотека, предназначенная для бесплатного пользования, как духовенства, так и мирян Томской епархии. «Учредитель библиотеки [Томское епархиальное братство] открытием ее для всеобщаго пользования желал достижения цели возможно большаго распространения в народе духовно-нравственного и назидательного чтения, путем выдачи книг для чтения желающим бесплатно» [14, с. 28].
В основу книжного фонда библиотеки был положен архив епископа Макария: полное собрание трудов, проповедей, слов, беседе, посланий, воззваний и наставлений. Динамику комплектования фонда можно проследить в ежегодных отчетах о состоянии Томской епархиальной библиотеки. Так, в 1893 — 1894 гг. в библиотеке имелось 3000 изданий, в 1903-1904 гг.-2554.
Библиотека существовала за счет денежных и книжных пожертвований. Вот что по этому поводу указывалось в отчете о деятельности библиотеки за 1893— 1894 гг.: «Библиотека, не имея специальных средств на увеличение материала своего, пользуется случайными взносами приходских церквей епархии и пожертвованиями частных лиц, что при ограниченном влечении народа к духовно — нравственному просвещению не составляет пока сколько ни будь определенный ежегодный доход, который дал бы возможность библиотеке прогрессировать в приобретении материала для чтения, недостаток которого по некоторым отделам весьма ощутителен, особенно в виду обогащения богословской литературы за последние годы ценными вкладами известных богословских писателей» [14, с. 30]. Так, за 1893 - 1894 гг. в пользу библиотеки было пожертвовано 242 р. 83 к. от приходских церквей и 59 р. 40 к. от частных лиц, итого 302 р. 23 к. Из этих денег на
выписку периодических изданий был потрачен 101 р.,
на приобретение недавно вышедших в свет сочинений духовного содержания 106 р. 50 к., на переплет книг 86 р. 13 к.
Таким образом, епархиальная библиотека старалась осуществить свою основную задачу: «Всякое заявление господ подписчиков о желании ознакомиться с тем или другим сочинением богословского или духовно-нравственного содержания, библиотекой с готовностью удовлетворяются и при неимении на лицо требуемого сочинения, таковое по возможности приобретается на средства библиотеки»! 14, с- 31]. Приобретением необходимых книг занимался заведующий епархиальной библиотеки. Его работа была регламентирована инструкцией, по которой он обязался следить за тем, чтобы книги в библиотечных шкафах были разложены в порядке номеров каталога, чтобы каждая книга имела наклеенный ярлык с номером каталога, чтобы на каждой книге был штемпель, удостоверяющий принадлежность данной библиотеки, чтобы «в читальне не было шума, крика, споров и вообще всего, что нарушало бы благопристойность и тишину, необходимые для читального кабинета».
Книги и периодические издания в библиотеки выдавались для чтения на дом на разные сроки: газеты на 3 дня, новые журналы на 5, книги на 14 дней. Каждый читатель имел абонементную книжечку, хранящуюся в библиотеке, в которой он расписывался в получении книг1. Эта книжечка содержала также правила пользования библиотечными книгами и положения об ответственности за их порчу и утрату, под которыми читатель ставил свою подпись, гарантирующую то, что он обязуется их исполнять. Читатели епархиальной библиотеки, личность которых была неизвестна заведующему библиотекой, должны были представить поручительство от настоятеля церкви того прихода, в котором они проживали.
В обеспечении сохранности и целости выданных книг, читатели вносили залог деньгами в размере стоимости полученных изданий из библиотеки. Залог возвращался по сдаче в целости всех выданных книг. За каждую утерянную и испорченную книгу (вырезанные иллюстрации, вырванные листы и проч.) читатель компенсировал ее каталожную стоимость, включая стоимость переплета. Читатель, уличенный в порче книг или их утере до трех раз, лишался права пользования библиотекой.
Если комментировать правила пользования библиотекой, то можно отметить их противоречивость и непоследовательность. Во-первых, внесение денежного залога при взятии на дом литературы из библиотеки нарушало принцип бесплатного пользования. Во-вторых, подобная практика делала недоступной библиотеку для малоимущих слоев населения. В третьих, необходимость ходатайства настоятеля того или иного прихода перед заведующим епархиальной библиотеки в отношении своих прихожан создавало волокиту, без которой вполне можно было обойтись.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что, по мысли православного духовенства, важнейшим инструментом в деле духовного просвещения населения являлись духовные библиотеки, подразделявшиеся на несколько типов: церковные, приходские, благочиннические, епархиальные, в зависимости от деления церковно-администратиЕных территориальных единиц и соответствующих им ведомств. Проанализировав структуру, порядок комплектования и функционирования духовных
библиотек различных типов, можно сделать вывод, что результаты распространения религиозного просвещения в церковных округах посредством библиотек были незначительными. Причин на это было несколько.
Во-первых, большая часть сибирского населения не могла пользоваться библиотеками по причине собственной неграмотности,
Во-вторых, духовные библиотеки, которые церковь могла предоставить к услугам грамотного сибирского населения, не отвечали его нуждам. Литература, представленная книжными собраниями этих библиотек, как правило, ограничивалась рамками богословского, религиозно-нравственного и патриотического направления. А между тем сами священнослужители замечали устойчивый интерес, а иногда и настоятельную потребность сибиряков к литературе, несущей практическое знание, по сельскому хозяйству, естествознанию, технике и т. п., которую фонды вышеуказанных библиотек удовлетворить не могли. Поскольку церковь оказалась не в состоянии обеспечить сибиряков информацией по интересующим отраслям, она проникала в общество, минуя церковную среду, через светскую печать, светское образование и т. д. Духовенство пыталось оказывать влияние на читательские интересы сибиряков и ориентировать их в русло чтения духовной литературы. Однако сибиряки из года в год проявляли все большую инициативу к самостоятельному выбору книг.
В-третьих, распространению духовного просвещения препятствовала необразованность многих сибирских пастырей. Во многих приходах Западной Сибири духовная книга оставляла равнодушными не только прихожан, но и самих священнослужителей. Церковь была не в состоянии распространить религиозное просвещение не только среди сибирского населения, но даже в собственной среде.
В-четвертых, к чтению книг из фондов духовных библиотек прибегала в основном беднейшая часть населения, поскольку они выдавались бесплатно. Более состоятельные сибирские граждане осуществляли приобретение периодических изданий по подписке. В основном это были так называемые
толстые журналы и иллюстрированные еженедельники. Большим спросом в рассматриваемый период пользовалась беллетристика. Духовные библиотеки подобными изданиями не располагали.
Библиографический список
1. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1. Д. 54. Л. 4.
2. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1. Д. 54. Л. 42, 26, 3, 77, 15.
3. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1.Д. 54. Л. 53, 113,85.
4. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1. Д. 54. Л. 63.
5. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1. Д. 54. Л. 64 об.
6. ГАНО. Ф. 159. Оп. 1. Д. 54. Л. 73, 64 об.
7 ГАОО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 25. Л. 44.
8. Духовенство и паства//Том. епарх. ведомости. 1912. №15. -С. 12- 15.
9. К вопросу о народных чтениях//Ом. епарх. ведомости. -1915. №11. ■ С. 44 - 46.
10. К оживлению церковной библнотеки//Том. епарх. ведомости. - 1912. №13. ■ С. 710 - 712.
11. Лебедева Н. И. Омские храмы//Известия ОГИКМ. -Омск, 1993. №2.-С. 99- 106.
12. О распространении Священного Писания//Том. епарх. ведомости. - 1882. №15. - С. 341-344.
13. О церковно приходских библиотеках - читальнях//Ом епарх. ведомости. - 1911. №8-9. - С. 62 - 67.
14. Отчет Томской епархиальной библиотеки//Том. епарх. ведомости. - 1894. №19. - С. 28-31.
15. Снежинский А. Пастырские библиотеки//Том. епарх. ведомости. - 1913. №4. - С. 242-244.
16. Сулоцкий А. И. Сочинения в трех томах: Т. 1: О церковных древностях Сибири /Под ред. В. А. Чупина. - Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. - 480 с.
17. Устав Верхне-Туринской первой благочиннической библиотеки //Тобол, епарх. ведомости. - 1910. №2. - С. 32-34,
18. Филиппов С. Заметка о благочиннических библиотеках/ С. Филиппов //Тобол, епарх. ведомости. - 1905. № 19. - С. 368-372.
19. Что они читают//Том. епарх. ведомости. -1911. №6. - С. 340-341.
ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, аспирант кафедры отечественная история.
Дата поступления статьи в редакцию: 16.05.06 г. © Елизарова Н.В.
России имена
95 лет со дня рождения омского художника Алексея Либерова
28 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения омского художника Алексея Либерова. Его имя по праву принадлежит к числу выдающихся мастеров пейзажа второй половины XX столетия. В программе юбилейных торжеств - несколько выставок, день открытых дверей, вечер-встречатворческой интеллигенции, Либеровские детские искусствоведческие чтения, а 29 апреля в музее «Либеров-центр» состоится праздничный концерт «Творческие встречи на Думской». А.Н.Либеров - член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, «Народный художник РСФСР». В 1999 г. Либеров был удостоен звания «Почетный гражданин города Омска». Художник всегда оставался верен традициям русской реалистической школы, любимый жанр - пейзаж, а главная тема творчества - сибирская природа и сибирский пейзаж. Произведения А.Н. Либерова хранятся в музеях Омска, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях многих городов России и в частных собраниях. Еще при жизни имя Алексея Либерова вошло в историю. В 1994 году был создан Областной художественный музей «Либеров-центр» . В музее и сегодня формируется мемориальная коллекция художника, которая включает его работы, документы профессиональной и общественной деятельности, работы его учеников. Основной фонд - 1039 единиц хранения.