Научная статья на тему 'РОЛЬ МИССИОНЕРСКИХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.'

РОЛЬ МИССИОНЕРСКИХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елизарова Наталья Владимировна

Рассматриваются вопросы просвещения жителей Омского Прииртышья вдухе православной веры и значение миссионерских библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Елизарова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИССИОНЕРСКИХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.»

УДК 022:281.9

Н. В. ЕЛИЗАРОВА

Омский государственный технический университет

РОЛЬ МИССИОНЕРСКИХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв._

Рассматриваются вопросы просвещения жителей Омского Прииртышья вдухе православной веры и значение миссионерских библиотек.

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари... А они пошли и проповедовал и везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

От Марка св. благовество-вание. Глава 16; 15, 20.

Последнее десятилетие XIX века и первые годы нового столетия стали для Омского Прииртышья временем экономических, социальных и культурных преобразований. Важнейшим явлением в истории развития региона явилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое началось в 1891 году. Строительство Сибирского железнодорожного пути ускорило хозяйственное освоение обширной зауральской территории, способствовало появлению новых отраслей промышленности, усилило внедрение в сельское хозяйство более продуктивных методов земледелия и животноводства, активизировало торговлю. Все эти преобразования требовали большого числа квалифицированных специалистов и привели к перемещению в Сибирь и на Дальний Восток значительной массы грамотного и трудоспособного населения. По мере строительства Транссиба, некогда глухие, необжитые места стали застраиваться многочисленными переселенческими поселками, ускоренными темпами росли сибирские и дальневосточные города. С появлением переселенцев неразрывно связано возникновение различных сект в пределах Омского Прииртышья.

На территории царской России православие имело статус официальной религии и рассматривалось, как одна из основ Российской государственности и необходимое условие для сохранения самодержавия. Борьба с расколом, ересями и сектантством осуществлялась в рамках Российского законодательства; религиозные преступления, к которым причислялись богохуление, святотатство, уклонение от постановлений церкви, оскорбление святыни и духовных лиц во время богослужения, разрытие могил и ограбление мертвых тел, лжеприсяга, ереси, распространение неправославных вероисповеданий преследовались по закону и довольно часто рассматривались в судебной практике. [1, с. 144-145]. Так как законодательство наказывало любые попытки отклонения от догматов Русской Православной Церкви, то не придавалось значения определению и разграничению их форм. Старообрядчество,

ереси, сектантство, баптизм нередко рассматривались как тождественные понятия или как разные формы раскольничества. Однако выделялись особо вредные секты: духоборцы, скопцы, иконоборцы, молокане, иудействующие, хлысты. Причастность к расколу и ересям выявлялась по спискам жителей, не посещающих регулярно церковь. Они подвергались тюремному заключению.

Помимо карательных санкций, предпринимаемых по отношению к раскольникам и сектантам, Российское правительство и Святейший Синод содействовали их возвращению в лоно Православной церкви путем убеждения, религиозно-нравственного просвещения. Достижение этой цели было возложено на миссионерских деятелей, которые посредством духовной литературы и собственных пастырских проповедей вели борьбу с расколом и сектантством.

Существовали «Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам» [11,12, 13]. В них, в частности, говорилось, что «для снабжения епархиальных уездных и окружных миссионеров, а так же приходских священников необходимыми для собеседования с раскольниками и сектантами книгами, в епархиях учреждаются главная миссионерская, благочинническая и окружная библиотеки. Главная епархиальная библиотека снабжается по возможности всеми нужными для миссионера книгами, а в особенности старопечатными, наиболее уважаемыми у старообрядцев. Книги сии должны быть непременно подлинными, или же переводные статьи, почитаемые старообрядцами. В благочиннических и окружных библиотеках могут быть и не подлинные старопечатные книги, а напечатанные в единоверческой типографии. Сверх упомянутых библиотек, в каждом приходе, зараженном расколом и сектантством, должны быть церковные библиотеки, по крайней мере из полного собрания полемических, против раскола и сектантства, сочинений. Примечание 1-е: Списки книг, приобретение которых желательно и необходимо для миссионерских епархиальных окружных и церковных библиотек, имеют быть разосланы особо. Примечание 2-е: Потребные для составления поименованных библиотек средства изыскиваются епархиальными преосвященными из местных источников; в случае же недостатка таковых, могут быть испрашиваемы пособия от Священного Синода». [12, с. 6-7],

Заведование епархиальной миссионерской библиотекой поручалось лицу, избранному и назначен-

ному Владыкой Омской епархии. При этом заведующий библиотеки не должен был занимать в епархии другой должности. На заведующего была возложена ответственность за сохранность фонда библиотеки. «Благочинническими библиотеками заведует благочинный, или избранное им лицо, но ответственность за сохранность библиотеки возлагается, во всяком случае, на благочинного. Окружными и церковными библиотеками заведуют окружные миссионеры и местные священники, ответствуя за целость и сохранность сих библиотек» [12, с. 8].

Епархиальным миссионерам предоставлялось право в любое время под росписку брать из епархиальной библиотеки нужные им книги, за сохранность которых они были ответственны. «Епархиальные преосвященные, как лично при обозрении епархии, так и через благочинных, наблюдают за тем, чтобы книги, особенно в церковных библиотеках, не оставались без употребления, а были действительно читаемы, и не только членами притча, а и прихожанами, так же местными старообрядцами, о чем священник должен иметь надлежайшее попечение» [Там же].

Существовали также специальные директивы, касающиеся устройства библиотек в зараженных сектантством приходах. Так, например, 15 января 1910 года, Миссионерский Совет, заслушав «Указ Святейшего Синода от 27 ноября 1909 года, протокол за №22 « О мерах для противодействия сектантскому натиску на Православную Церковь и православное население», постановил: « Просить о. о. благочинных позаботиться о том, чтобы во всех без исключения церквах епархии были миссионерские библиотечки, состоящие из элементарных руководств для борьбы с сектантством, как-то: «Спутник миссионера», «Щит веры», бесед Боголюбова, Библиии др., и где таких библиотечек в настоящее время еще нет, причты обязаны немедленно приобрести их, адуховенство приходов, зараженных сектантством, обязаны выписывать в церковные библиотеки журнал «Миссионерское обозрение» и газету «Колокол». Протокол от б октября 1910 года» [9, с. 13-14].

В приходах устраивались миссионерские кружки, которые своей целью ставили религиозно-нравственное просвещение. Они должны были иметь и библиотеки, и читальни, устраиваемые, как правило, на пополняемые средства членов кружка и прихожан с помощью попечителей.

Особая роль в миссионерской деятельности была отведена Омскому Епархиальному Братству ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения во имя Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», основанное епископом Григорием. Братство состояло под августейшим покровительством Великого князя Константина Константиновича. Цель и задачи Омского Епархиального Братства выражались, согласно Уставу [ 15,16], в самом названии Братства, которое брало «на себя подвиг...чувства любви и преданности к Престолу и Отечеству насаждать, утверждать и охранять в жизни и деятельности своей меньшей во Христе Братии, как залог их благоденствия и истинного счастья» [15, с. 6]. Деятельность Братства была направлена на строительство новых и ремонт обветшавших церквей, молитвенных домов, часовен и школ в переселенческих поселках и беднейших приходах Омской епархии; на оказание посильной помощи, готовящимся к крещению, иноверцам; наустройство и содержание приютов, богаделен, убежищ и ночлежных домов; на собирание и хранение предметов местной старины и народного почитания. Предметом заботы Омского

Епархиального Братства являлись также библиотеки, о чем было оговорено в Уставе Братства. Деятельность Братства по отношению к библиотекам выражалась в распространении в среде крестьянского населения религиозно-нравственного просвещения и различных полезных знаний путем открытия бесплатных народных читален и уличных библиотек; в устроении публичных чтений, бесед, литературных вечеров, соответствующих духу и целям Братства; в приобретении учебных книг и пособий религиозно-нравственного и патриотического содержания для снабжения ими открывшихся церковно-приходских школ и приходов, где проводились народные чтения; в приобретении богослужебных книг для безвозмездной раздачи в беднейших приходах.

Омскому Епархиальному Братству принадлежала Богородице — Братская церковь, при которой находилась библиотека. Вот что по этому поводу пишет Иван Голошубин: «Братство на первых порах своего существования устроило епархиальную библиотеку, книжную лавку и склад церковной утвари. Все это, за неимением собственного здания, находилось в наемных, дорого оплачиваемых и неудобных помещениях. Ввиду этого Братство было озабочено устройстьом собственного храма с необходимым в нем помещением, отвечающим всем нуждам. Храм был устроен высокий, просторный, с избытком света и мог быть во всякое время приспособлен для устройства религиозно-нрав -ственных чтений. В храме имелся священник, который был письмоводителем в канцелярии Братства и заведующим в нем книжным складом. Жалованья от Братства ему положено 300 руб. в год а если кто-нибудь из членов его семьи возьмет на себя обязанность давать книги и материалы, находящиеся в Братском складе, то сумма жалованья была бы прибавлена» [3, с. 28-30], Более того, «Уставом Омского Епархиального Братства» предусматривалась такая должность, как библиотекарь Братства. Вот что записано по этому поводу в 7 пункте Устава:

1. Библиотекарь заведует Братской библиотекой по трем книгам, выданным Правлением.

Одна из них содержит список книг основной или постоянной библиотеки Братства, с обозначением от кого, когда и на какую сумму поступили книги; друг ая — список книг, предназначенных или для продажи, или для бесплатной раздачи по школам или народу, третья — для записи книг, выданных для чтения.

2. К обязанностям библиотекаря так же относится получение с почты, приведение в порядок и хранение Братских книг; рассылка по поручению Правления, по школам и селениям книг, иконок, крестиков и прочее; письменный доклад Правлению о появлении в печати книг, соответствующих духу и цели Братства; выписки их и периодических изданий по постановлению Правления; составление к концу года отчета о состоянии библиотеки.

В обязанности библиотекаря братской библиотеки также входила организация библиотечного каталога. Вот что по этому поводу говорится в отчете о деятельности Братства за 1910год: «Ввиду того, что в ведение Братства перешла библиотека Епархиального миссионерства, Братство, полагая, что этой библиотекой могут пользоваться и другие лица, интересующиеся делом миссии, постановило: привести означенную библиотеку, а попутно с нею и Братскую библиотеку в надлежащий порядок, для чего поручить диаконам Чумакову и Птицыну составить хронологический и систематический каталоги обеих библиотек и за их труды выдать вознаграждение по 10 рублей каждому» [9, с. 10].

При Братстве имелся склад книг богослужебных, книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, исторического, патриотического, противоалкогольного характера, церковная утварь и т. п. | Нужно отметить, что почти в каждом номере «Омских Епархиальных ведомостей» внимание приходских священников было обращено на рекламу, помещенную заведующим складом Омского Епархиального Братства, которая давала информацию о книгах и брошюрах, имеющихся на складе, и позволяла приобретать необходимые издания.). Население Омской епархии Братство снабжало выше упомянутыми изданиями путем удешевленной продажи и бесплатной раздачи. По воскресеньям и праздничным дням для народа велись религиозно-нравственные и миссионерские беседы, сопровождаемые цветовыми картинками. Все это было предпринято Братством с целью дать народу здоровую и полезную пищу для души и предохранить его от употребления спиртных напитков, особенно в праздничные дни. При продаже книг и церковной утвари Братство преследовало не коммерческие, а исключительно религиозно-нравственные и благотворительные цели. В бедные переселенческие церкви оно отпускало бесплатные богослужебные книги и утварь в кредит и на разные сроки. Епархиальное Братство поддерживало существующую при складе библиотеку и читальню, выписывало для них журналы духовные и светские и другие издания, заботилось об утверждении и охране православной веры, особенной в местностях, где проживало наибольшее число раскольников и сектантов. [14].

При Омском Епархиальном Братстве существовало Общество трезвости. Оно устраивало устные беседы и чтения о вреде пьянства, распространяло в народе книги и брошюры против недуга пьянства, устраивало библиотеки, читальни, чайные, духовные концерты ипрочее. Вот что по этому поводу говоритсяв «Отчете Иоанно-Предтеченского Общества трезвости при Св. Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги за 1912 год»: «с 14 сентября открыта библиотека — читальня - чайная для членов Общества трезвости. В библиотеке к 1 января 1913 года имелось 700 томов различных книг, которые бесплатно выдаются членам Общества трезвости для чтения на дому. Для читальни выписаны шесть журналов и пять газет» [2, с. 20]. Цель функционирования библиотеки Общества трезвости состояла в приучении «крестьянина к духовной книге...чтобы он стремился бы за ней так же неудержимо, не взирая ни на какие препятствия, как он стремится теперь за бутылкой водки, чтобы у дверей книжной лавки или народной библиотеки он стоял с такой же жадностью и нетерпением, как теперь стоит целые часы у дверей винной лавки». [Там же). Таким образом, становится очевидным, что Общество трезвости вело свою противоалкогольную пропаганду, опираясь не на медицинскую или какую-то иную помощь, которая могла быть оказана пьющему крестьянину, а опираясь прежде всего на помощь духовную, просветительскую, которую способна оказать библиотека.

При комплектовании фонда братской библиотеки большое внимание уделялось литературе религиозного содержания. «Всего по каталогам книг и журналов значилось 1244» [10, с. 17]. Динамика комплектования фонда периодическими изданиями достаточно подробно освещалась в ежегодных отчетах Омского Епархиального Братсгва, публиковавшихся в «Омских Епархиальных ведомостях». В братскую библиотеку выписывались журналы: «Баптист», «Богпомощь», «Век», «Вера и разум», «Вера и церковь», «Вестник всемирной

истории», «Гость», «Деревня», «Домашнийврач», «Духовный христианин», «Душеполезное чтение», «Естествознание и география», «Живописная Россия», «Киевскаястарина», «Кормчий», «Мирбожий», «Миссионерский сборник», «Образование», «Пастырский собеседник», «Патриотический вестник», «Православное русское слово», «Православный благовест-ник», «Православный Путеводитель», «Православный собеседник», «Прямой путь». «Руководство для сельских пастырей», «Церковные ведомости», «Омские Епархиальные ведомости», «Церковный вестник», «Христианин», «Русский паломник», «Миссионерское обозрение», «Колокол», «Исторический вестник», «Русская начальная школа», «Русская старина», «Русское слово», «Сад и огород», «Сельский вестник», «Сибирская жизнь», «Современный мир», «Спутникздоровья», «Странник», «ТрудыКиевскойДуховнойАкаде-мии», «Христианское чтение», «Церковно-общест-венная жизнь»; «Церковный голос», «Голос Сибири», «Трезваяжизнь», «Вестниквоспитания», «Народное образование», «Отдыххристианина», «Богословский вестник». Книги из бесплатной братской библиотеки большей частью отдавались для прочтения на дом на срок не более недели, поскольку слишком много человек стали пользоваться услугами библиотеки. В «Омских Епархиальных ведомостях» за разные годы приводится статистика, которая позволяет определить круг читателей библиотеки. Так, например, в 1901 году книгами и журналами из братской библиотеки в продолжение года пользовались 450 человек, из которых 115 было чиновников, воспитанников учебных заведений — 127, духовныхлиц53,мещанилицдр. сословий — 221 [5]. В 1902 году библиотека Братства уже насчитывала 476 читателей [6]. В 1904 году братской библиотекой пользовались 790 человек, из них: чиновников — 151, воспитанников учебных заведений — 193, лиц духовного звания — 193, лиц, принадлежащих мещанскому и др. сословиям, — 414 [8]. В 1910 году бесплатную братскую библиотеку посещало уже около 1000 человек [9].

Судя по отчетам, библиотека Омского Епархиального Братства весьма успешно справлялась с просвещением жителей Омского Прииртышья в духе православной веры и пользовалась у населения «огромной симпатией» [5].

В 30-е годы Богородице — Братская церковь во имя Божией Матери «Утоли моя печали» была разрушена. Книги из братской библиотеки были изъяты и уничтожены. В настоящее время на месте разрушенной церкви территория завода им. Козицкого. Судьбы миссионерских библиотек типичны для книжных собраний упраздненных после революции учреждений.

Библиографический список

1. Бортникова О. Н. Сибирьтюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801 -1917 гг.: Монография. — Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 1999, - 304 с.

2. Волосатовский Д. Какими способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого населения// Ом. епархиал. ведомости. - 1913.-№3.- С. 18-31.

3. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. -Омск, 1914,- 1074 с.

4. Отчет о деятельности Омского Епархиального Братства за 1898 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1899,- №1. - С. 4-12.

5. То же за 1901 год//Ом. епархиал. ведомости, - 1902,-№ 10.-С. 2-8.

6. Тоже за 1902 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1903 -№5.-С. 8-22.

7. То же за 1903 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1904. — N0 10.-С. 6-24.

8. Тоже за 1904 год//Ом. епархиал. ведомости. - 1905 -

№5.-С. 8-22.

9. Тоже за 1910год//Ом, епархиал. ведомости. - 1911.— №5.-С, 8-9.

10. Тоже за 1912год//Ом. епархиал. ведомости. - 1913.— №22.-С. 13-20.

11. Правила об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам//Ом. епархиал. ведомости. — 1898. —№19. - С. 8-10,

12. То же. -№20.-С. 5-8.

13. То же. — № 21. — С. 6-7.

14. Руководящие начала для устройства приходских миссионерских кружков или обществ ревнителей православной веры в Омской епархии // Ом. епархиал. ведомости. - 1906.-№20. - С. 34-36,

15. Устав Омского Епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и Христианского благотворения // Ом. епархиал. ведомости. — 1898 -№ 16.-С. 6-8.

16. Тоже. -№18.-С. 5-16.

ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, ассистент кафедры отечественной истории.

УДК 021 008 Е. А. МАТВЕЕВА

Омский государственный технический университет

БИБЛИОТЕКА

КАК ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

В статье приведен взгляд на библиотеку как социокультурный институт общества. Автор рассматривает функции, которые выполняет этот институт в социуме. Показана роль и значение библиотек для развития общества в целом, а также их вклад в сохранение национальной культуры и идентичности. Отражены новые тенденции и направления развития этих учреждений в эпоху перехода современного мира к информационному обществу.

Наряду с образованием и средствами массовой коммуникации в современном обществе одним из важнейших субъектов сбора, предоставления, трансляции и циркуляции культурной информации являются специальные, организационно оформленные структуры, называемые библиотеками.

Культурологический подход к библиотечным учреждениям оформился в середине 80-х годов и основан на традиционных представлениях о библиотеке как культурно-просветительском центре. Данный подход в частности, представлен в работах В.Р. Фир-сова, по мнению которого определение содержательного смысла потребности общества в библиотеке позволяет установить показатели адекватности и реального статуса ее деятельности. В.Р. Фирсов подчеркивает, что библиотека как социальный институт — прежде всего механизм социализации человека, а не только средство организации информационных процессов в обществе. Исходя из этого, объясняется и становление библиотеки как социокультурного института, обусловленного необходимостью организации национальной документальной модели культуры общества [1].

Хочется подчеркнуть, что как социокультурный институт библиотека объединяет в своей деятельности два пласта существования цивилизации: социальный и культурный. В социальном плане библиотека является одним из средств обеспечения социальной коммуникации благодаря созданию, сохранности информации и обеспечения доступа к ней. В культурном — библиотека осуществляет историческую трансляцию

знания в рамках культурной коммуникации. Заметим, что вне зависимости от изменений в организации практической деятельности библиотеки, ее сущность как социокультурного института остается постоянной и представляет собой обеспечение равных возможностей для самостоятельного интеллектуального совершенствования каждого члена общества вне зависимости от его социальной принадлежности.

Велика роль библиотеки и в обеспечении социокультурной безопасности общества. Социокультурная безопасность заключает в себе в широком смысле понятие безопасности социокультурного процесса, то есть функционирования культуры как социального явления, представляющего собой переплетение двух основных противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденцию к развитию, модернизации, изменениям. Само понятие социокультурной безопасности достаточно широкое, поэтому ее структурными элементами или видами являются: региональная безопасность; безопасность культурного развития; духовно-нравственная, этнополитическая, идеологическая (мировоззренческая) безопасность. А системообразующими ее факторами являются цивилизационный аспект развития общества, национальная и государственная мен-тальность, идеологическая парадигма, ее историческая преемственность, социографические особенности.

Основными угрозами социокультурной безопасности страны являются: уничтожение духовных корней, дискредитация общепринятых государственных и иных мировоззренческих ценностей, внедрение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.