Научная статья на тему 'ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич, Жирма Елена Николаевна, Хомутова Наталья Александровна

Раскрываются основные положения Школы духовно-нравственной культуры, направленной на формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России. Актуальность создания Школы духовно-нравственной культуры возрастает в связи с переходом на стандарты нового поколения, которые ориентируют педагогов на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич, Жирма Елена Николаевна, Хомутова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE: FROM THEORY TO PRACTICE

The article deals with the fundamental principles of the School of spiritual and moral culture directed to the development of a special personality type of the Russian as the subject of the activity of his thinking and being included in the ethnocultural traditions of the Russians. The urgency of the creation of the School of spiritual and moral culture increases in the context of the shift to the Standards of the next generation that orient the teachers to the education and development of the highly moral, responsible, initiative, competence-based citizen of the Russian Federation who is able to the creative innovative activities.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

известия вгпу

8. Noskova T.N., Yakovleva O.V. Sovremennye podhody k organizacii vospitatel'nyh vzaimodejstvij v srede na baze informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2013. № 6(41). S. 133-137.

9. O kompanii «VKontakte» [Elektronnyj resurs]. URL: https://m.vk.com/about (data obrashcheniya: 28.06.2021).

10. O kompanii «VKontakte» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.alexa.com/siteinfo/vk.com (data obrashcheniya: 09.10.2021).

11. Pavel Durov. V Kontakte million uchastni-kov (17 iyulya 2007) [Elektronnyj resurs]. URL: https://vk.com/blog.php?nid=54 (data obrashcheniya: 09.10.2021).

12. Rejnskaya A. 55 neobychnyh tem dlya postov v Instagrame, VK i Fejsbuke [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/temy-dlya-postov/ (data obrashcheniya: 10.10.2021).

13. Social'naya set' Vsemirnoj pautiny Internet kak potencial'naya model' obucheniya (na primere social'noj seti «VKontakte») [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13229 (data obrashcheniya: 27.07.2015).

14. Staroverova K.O. Ispol'zovanie social'noj seti «VKontakte» v vuzovskom prepodavanii // Vestn. Ros. ekon. un-ta im. G.V. Plekhanova. 2016. № 5. S. 34-42.

The increasing role of social networks in spiritual and moral education

The article deals with the genesis of the formation of the social networks and their increasing role in modern communication. There is pointed at the necessity of the use of the educational social networks by the high school teachers not only for educational aims but also as an educational space. On the basis of the analysis of the social environment "VKontakte" there are given the pedagogical conditions of the creation of the posts by the high school teachers with the purpose of the motivation of the student youth to the acquisition of the methods of the constructive communication with the support of the methodology of the spiritual and moral education.

Key words: spiritual and moral education, social network, post on social networks, constructive communication, student youth, high school teacher.

(Статья поступила в редакцию 13.11.2021)

ю.н. синицын, е.н. жирма, Н.А. ХомутовА (краснодар)

школа духовно-нравственной культуры: от теории к практике

Раскрываются основные положения школы духовно-нравственной культуры, направленной на формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России. Актуальность создания школы духовно-нравственной культуры возрастает в связи с переходом на стандарты нового поколения, которые ориентируют педагогов на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, обучающийся, формирование, духовно-нравственная культура, общеобразовательная школа.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение понятию воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства [2, ст. 2]. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [3]. В любой стране, а в России особенно, духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе и подрастающего поколения, во многом определяются социокультурной и образовательно-воспитательной средой школы и в значительной степени зависят от духовно-нравственной

О Синицын Ю.Н., Жирма Е.Н., Хомутова H.A., 2022

культуры самих субъектов педагогического процесса [1].

Исходя из вышеизложенного, для определения основных положений школы духовно-нравственной культуры мы выделили ключевые понятия современного воспитания - «духовность», «нравственность», «культура», -сущностная характеристика которых может заключаться в следующих определениях:

- духовность - устремленность человека к идеалу, к высшим ценностям и смыслу, стремление изменить себя, внутренний мир, жизнедеятельность и приблизиться к этому идеалу (уподобиться) и, таким образом, одухотвориться;

- нравственность - это внутреннее чувство, регулирующее поведение человека; содержанием нравственности как части духовности являются этические ценности, составляющие основу сознания;

- культура может быть обозначена как среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности.

Понятие «духовно-нравственная культура» мы трактуем как образовательно-развивающую среду, формирующую внутренний мир личности, регулирующую ее поведение и стремление переделать себя в соответствии с идеалом посредством направленности на высшие ценности и смыслы, а под формированием духовно-нравственной культуры мы понимаем создание условий для образовательного взаимодействия субъектов педагогического процесса - педагога (ведущие) и учащихся (решающие), - направленных на формирование духовных, нравственных свойств и качеств и повышение уровня культуры.

Целевая ориентация школы - формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России. Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач.

Стратегическая задача - создать условия для формирования национальных ценностей и воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; усвоения моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; сохранения и приумножения духовных, нравственных и культурных и ценностей российского общества; гармоничного духовного развития каждой личности, привитие ей основополагаю-

КИЕ НАУКИ -

щих принципов нравственности; формирования национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения.

Тактические задачи: 1) активизировать совместную просветительскую деятельность всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов; 2) достичь нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков; 3) сохранить историческую преемственность поколений в контексте развития национальной культуры; 4) сформировать духовно-нравственные свойства и качества личности; 5) воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; 6) продолжить развитие культуры межэтнических отношений; 7) сформировать реалистическое представление о природных, географических и исторических истоках национального своеобразия народов России (URL: htth://docs.cntd.ru/document/922330970, htth:// www.mvp.ulgov.ru/about/16/1604/htm).

Концептуальные положения школы духовно-нравственной культуры. Конец XX в., период разрушения духовно-нравственных и психических основ здоровья личности, привнес в контекст современного образования культурологический аспект (Е.В. Бондарев-ская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев, Е.Н. Шиянов и др.), который наиболее полно представлен в принципе культуросообразно-сти и включает три слоя жизни современного человека: образованность, гражданственность, цивилизация. Каждый из ценностных слоев изнутри развивает основу понимания жизни и нравственность отдельной личности благодаря тому, что она входит в систему близких локальных культурных ценностей. одним из факторов интериоризации служит культурная традиция этноса, воплощенная в менталитете и обусловленная специфическим сочетанием культурных и природно-климатических условий, определяющих становление духовно и нравственно ориентированного самосознания (Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, И.С. Кон, С.В. Петерина, Р.М. Ситько) в связи с протеканием на фоне «единого типа культурных впе-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

чатлений» (В.В. Розанов). Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровне. «Неотчле-ненность» мысли от эмоций в этом контексте выступает в двух аспектах: в особенностях целостного мировосприятия, присущих локальной общности (этносу), и в обусловленности обособленного мировосприятия (менталитета этноса) архетипами и стереотипами (В.С. Барулин, И.Г. Дубов и др.).

Обобщение результатов, полученных социологами и психологами в конце XX - начале XXI в. (Л.Н. Рыбакова, Е.С. Мороз, Е.И. Панова, В.С. Собкин, П.С. Писаревский, Ю.О. Ко-ломиец, М.А. Кондаков, В.И. Спиридонов и др.), позволяет утвердительно судить о воспроизведении и углублении конфликта между культурными архетипами и образовательными стереотипами.

Таким образом, становится все более очевидным, что ключевые посылки для разработки программ, механизмов решения духовно-нравственных задач в образовательном учреждении, основанных на использовании адекватных российской ментальности ценностей, выстраиваются не в связи с обращением к зарубежным ценностям, а благодаря действию стереотипов, сложившихся в отечественном педагогическом сообществе. Наличие особых форм деятельности российского сознания, опирающегося на специфические архетипи-ческие начала, обнаруженные российскими философами (Н.А. Бердяев, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Л.П. Карсавин, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, Н.С. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Г.Г. Шлет), позволяют также констатировать особый тип личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, осуществляющей свою субъ-ектность посредством духовной энергии и активности.

Вместе с тем основы формирования духовно-нравственной личности, сообразной раскрытому российской философией архетипу, продолжают существовать обособленно от современной методологии и теорий, направленных на повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Приоритетное значение отдается ценности универсализма, присутствующей в философском обосновании программ духовно-нравственного воспитания. Общей позицией данных обоснований является обязательная ссылка на приори-

тет бытия над сознанием и отношение к свободе как осознанной необходимости подчинения воле другого человека. Эти посылки способствовали поиску новой теоретико-методологической основы и эффективного механизма формирования духовно-нравственной культуры школьника как целенаправленного управления педагогом процессом создания условий для интеграционного единства духовного и физического, становления нравственно ориентированного самосознания, формирования способностей, свойств и качеств воспитанника, выводящих его на более высокий уровень сформированности социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых) и психических (эмоционально-волевых) жизнедеятельностных функций.

Особенности содержания школы духовно-нравственной культуры. Специально организованная инновационно-развивающая среда для востребования ценностного смыслового потенциала личностных структур сознания включает в себя:

1) предоставление ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления;

2) эффективность формирования духовно-нравственной культуры школьника зависит от содержания базовых ценностей;

3) изменение содержания базовых ценностей достигается посредством изменения речевых стратегий;

4) самоформирование духовно-нравственной культуры предполагает мягкую корректировку отношения к идеалу.

В качестве предпосылок, которые обеспечивают организацию «помогающего» поведения учителя, используются следующие положения.

1. Эффективность формирования духовно-нравственной культуры учащегося, соответствующего новым условиям и ценностям образовательного процесса, зависит от содержания базовых ценностей.

2. Изменение содержания базовых ценностей учителя и ученика в сторону гуманистических смыслов достигается посредством изменения речевых стратегий.

3. Признание необходимости в оказании помощи. Обращение к источникам оказания помощи в самоформировании нравственного идеала предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к идеалу. Необходимы дополнительные сведения об авторе информации - его нравствен-

ная характеристика. Сюда относятся условия постановки и представления проблемы самоидентификации с нравственным идеалом.

Эмоциональность восприятия и осмысления учеником специфических действий учителя по созданию личностно ориентированной ситуации на уроке или во внеурочное время обеспечивают ценностно-эмоциональные условия:

1) принятие решения в процессе обсуждения той или иной проблемы;

2) субъектность решения, принимаемого в сложных ситуациях;

3) «утепление отношений» (учитель должен учесть влияние своего решения не только на действия, но и на настроение своих учеников);

4) побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика.

организуемое в целом как гуманистическое условие жизни ученика формирование его духовно-нравственной культуры выстраивается с учетом ориентиров, при помощи которых организация любого урока и мероприятия может быть представлена как открытая система. Это означает, что субъективными условиями формирования духовно-нравственной культуры ученика становятся открытость, дополнительность, субъектность, проб-лемность, диалогичность. К объективным условиям отнесены наличие системы диагностики и объективного контроля за духовно-нравственным развитием школьников; формирование культурологических знаний; обеспечение материально-пространственной среды; обеспечение практической включенности субъектов в деятельность по формированию духовно-нравственной культуры; наличие единых педагогических требований; применение опыта в повседневной жизни.

Рассмотрим особенности методического обеспечения деятельности школы духовно-нравственной культуры.

1. Формирование духовно-нравственной культуры происходит на основе специальной интегративной технологии. особенность такой технологии состоит в том, что она функционирует в рамках образовательной среды, окружающей ученика.

2. Изменяя находящиеся в этой среде объекты (предметы, ситуации, ценности, отношения и т. д.), учитель получает педагогическую возможность - развивать сознание ученика и, соответственно, его личность, не прибегая к

кие науки -

какому-либо давлению. В связи с этим акцент делается на педагогической поддержке.

3. Интегративная технология включает ряд локальных технологий, направленных на формирование духовных, социальных, психических и физических жизнедеятельностных функций школьника.

4. Алгоритм реализации педагогической технологии предполагает конкретные этапы определенных действий учителя. Так, технологию формирования мотивов к развитию социальных (культурно-адаптивных) жизнеде-ятельностных функций у школьника посредством самоорганизации культуры сознания можно представить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем, куда входят диагностика, организация общения, организация взаимодействия.

5. В рамках каждого этапа существует автономная технология, имеющая общие звенья и свои особенности. С организационной стороны автономная технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. Данные этапы, наполненные новым содержанием, представляют собой целостную ориентировочную структуру.

6. В основе взаимодействия субъектов образовательного процесса лежит конъюнктивный тип отношений - педагогика общей заботы, сотворчества, содружества, сотрудничества.

Результаты деятельности школы духовно-нравственной культуры. В ходе реализации идей у учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу, формируются следующие жизнедеятельностные функции и компетенции:

- социальные (культурно-адаптивныые) жизнедеятельностные функции: 1) интерио-ризация культуры - глобальная функция; в этом процессе культурно значимое действие трансформируется в индивидуальное действие, связанное с соблюдением частной культурной нормы (культура поведения, деятельности, здоровья, мышления - локальная функция) (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.М. Ро-зин, Н.М. Борытко, В.В. Сериков); 2) ориентация на условия, позволяющие понимать и интерпретировать в своих интересах социальное пространство собственной жизни, жизненного пути и его перспектив (А.Г. Асмолов); 3) адаптация в референтных общностях (семья, класс, временный детский коллектив); 4) выработка

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

индивидуального стиля поведения (деятельности); 5) овладение ведущими видами деятельности (игровой, учебной, трудовой);

- духовные (ценностно-смысловые) жиз-недеятельностные функции: 1) выбор и принятие ценностей, системы жизненных смыслов, выстраивание субъектного пространства саморазвития, для чего необходимы педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение обучающегося (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, Е.А. Кострикова, Е.Н. Соро-чинская); 2) жизненное самоопределение через рефлексию; рефлексивные свойства в наибольшей степени приближают индивида к восприятию ценностей и ориентации на них в повседневной жизни и выполняют функцию саморегулирования и контроля развития личности (Дж. Дьюи, Б.Г. Ананьев, Д.Я. Райгород-ский); 3) обращение знаний о закономерностях существования и изменения окружающей действительности и себя в способности (научное мышление); изменение себя и окружающих объектов; 4) духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Александрова, В.В. Сериков, С.В. Кульне-вич, Э.Г. Юдин и др.); 5) ответственное отношение к делу;

- психические (эмоционально-волевые) жизнедеятельностные функции: 1) связь рефлексии через ее эмоциональную сторону с духовной активностью субъекта, в результате которой складывается фундаментальная способность позитивно относиться к реальным и потенциальным условиям и способам жизнедеятельности (позитивное мировосприятие - жизнелюбие) (С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин, И.Н. Семенов, Е.В. Бондаревская); 2) управление своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 3) критичность к себе, своей деятельности и ее результатам; 4) эмоциональная устойчивость (состояние спокойствия); свобода от тревоги и страхов; 5) проявление воли для изменения себя и окружающей действительности.

Вышеназванные идеи и положения стали реализовываться в нашей школе с 2017 г. как проект инновационной площадки по теме «Школа духовно-нравственной культуры как инновационно-развивающая среда формирования высоконравственной личности и гражданина России». В процессе проведения экспериментальной работы на организационно-подготовительном этапе члены рабочей группы школы провели диагностику ресурсного обеспечения формирования духовно-нравст-

венной культуры школьников в общеобразовательном учреждении (систематизация деятельности), подготовленности субъектов образовательного процесса к взаимодействию по формированию духовно-нравственной культуры (метакомпетентность), диагностику образовательной и инновационно-развивающей деятельности участников педагогического процесса (формирование и развитие нравственных свойств и качеств). Результаты были опубликованы в 2018 г. в методическом пособии «Формирование духовно-нравственной культуры школьника: диагностика, анализ результатов и перспективы развития инновационного проекта».

Нами были проведены, разработаны, определены система формирования духовно-нравственной культуры школьника, теоретико-методологические основы педагогической системы духовно-нравственной культуры школьника (методическое пособие, 2019 г.), концепция формирования духовно-нравственной культуры школьника (методическое пособие, 2019 г.), модель формирования высоконравственной личности гражданина России, критерии сформированности духовно-нравственной культуры у школьника (монография, 2020 г.).

Педагогический коллектив школы разработал программу эксперимента, состоящую из семи направлений:

1) материально-технические условия школы;

2) взаимодействие школы с родителями;

3) организационное обеспечение;

4) кадровое обеспечение инновационно-развивающей среды;

5) информационно-образовательное обеспечение;

6) превентивные меры в школе;

7) взаимодействие школы с другими учреждениями.

Учащиеся классов казачьей направленности изучают такие предметы, как «Основы православной культуры», «История и современность кубанского казачества», «Физическая подготовка учащихся на основе казачьих традиций». В образовательном процессе неказачьих классов акценты делаются на изучении гуманитарных, культурологических предметов, в том числе таких, как «Нравственная культура», «Мировая художественная культура», «Культура здоровья» и др.

В общеобразовательных классах основной школы в план внеурочной деятельности мы включили авторский курс «Основы духовно-

нравственной культуры» для 5-9-х классов (учебное пособие, 2021 г.). Предмет культурологического цикла «основы духовно-нравственной культуры» направлен на решение духовно-нравственных задач воспитания, что способствует пониманию значения светской и религиозной морали, выстраиванию конструктивных отношений в обществе, осознанию своей сопричастности к истории и судьбе Отечества. Учебный курс - один из важных и актуальных учебных предметов в системе основного общего образования, направленного не просто на передачу определенной суммы научных знаний о духовной культуре человека и общества, но и на осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В общеобразовательных классах начальной школы реализуется авторский курс «Духовные истоки кубани» (программа внеурочной деятельности, 2015 г.). Само понятие «Духовные истоки кубани» рассматривается нами как культурно-просветительский комплекс мероприятий, направленный на знакомство обучающихся с наследием малой Родины, в частности - изучения культуры кубанских казаков и ее исторического развития.

В контексте вышеизложенного в нашем общеобразовательном учреждении сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. Педагоги школы разработали стратегию педагогической деятельности и повышения воспитательного потенциала общеобразовательного учреждения - внедрили модель воспитательного пространства школы (20142017 гг.).

В 2016 г. школа вошла в топ-200 лучших школ России, в 2017 г. стала победителем Всероссийского конкурса лучших воспитательных систем общеобразовательных учреждений, в 2018 г. - победителем Всероссийского конкурса-смотра на лучшие казачьи классы.

Учащиеся МБОУ СОШ №2 61 - победители краевых конкурсов на лучший казачий класс, научно-практических конференций «Где казак, там и слава», «Эврика», Всероссийской олимпиады «Высшая проба», Командной инженерной олимпиады школьников.

Учащиеся школы - активные члены Союза казачьей молодежи Кубани. Так, в 2019 г. старшеклассникам нашей казачьей школы выпала честь пройти маршем в ежегодном шествии кадетского движения «Не прервется связь поколений!». Парад кадетов, посвященный

кие науки -

74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, прошел в Москве на Поклонной горе 6 мая. Учащиеся 9-10-х классов специально готовились к параду. Возглавил шествие наших представителей лидер краснодарского отделения Союза Виктор Федорович Шевченко, выпускник СОШ № 61, наставник казачьих классов.

В школе организованы постоянно действующие семинары по теме инновационной площадки для педагогического коллектива, рабочей группы, мастер-классы. В 2017 и 2019 гг. были проведены (совместно с преподавателями Кубанского государственного университета) педагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание школьников как условие духовно здоровой личности и гражданина» (на примере образовательных организаций Кубани), Всероссийская научно-практическая конференция «Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы».

Актуальность создания школы духовно-нравственной культуры возрастает в связи с переходом на стандарты нового поколения, которые ориентируют педагогов на воспитание, социальную и педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности. Духовность и нравственность являются педагогической основой общего образования и культуры, необходимой для развития национального самосознания школьников и формирования их как свободных и ответственных граждан России. Опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, оно позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы - научить различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо. Без осознания необходимости нравственных норм, без стремления к высокой духовности и нравственности, без формирования культурной личности невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, невозможна и консолидация гражданского общества.

список литературы

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань, 2012.

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 2 июля 2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сент.

известия вгпу

2021 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_ FZ-ob-obrazovanii/glava-1/statja-2/ (дата обращения: 03.11.2021).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №№ 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2015/06/08.html (дата обращения: 03.11.2021).

1. Andreev V.I. Pedagogicheskaya etika: innova-cionnyj kurs dlya nravstvennogo samorazvitiya. Kazan', 2012.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (red. ot 2 iyulya 2021 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 1 sent. 2021 g.): prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-1/statja-2/ (data obrashcheniya: 03.11.2021).

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/gazeta/ rg/2015/06/08.html (data obrashcheniya: 03.11.2021).

The school of spiritual and moral culture: from theory to practice

The article deals with the fundamental principles of the school of spiritual and moral culture directed to the development of a special personality type of the Russian as the subject of the activity of his thinking and being included in the ethnocultural traditions of the Russians. The urgency of the creation of the school of spiritual and moral culture increases in the context of the shift to the Standards of the next generation that orient the teachers to the education and development of the highly moral, responsible, initiative, competence-based citizen of the Russian Federation who is able to the creative innovative activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: spirituality, morality, culture, student, development, spiritual and moral culture, secondary school.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2021)

в.о. зинченко

(луганск)

профессиональное воспитание как фактор становления социально ответственной личности современного специалиста

Актуализируется проблема профессионального воспитания как отражение социального заказа общества на подготовку специалиста, способного к осуществлению социально ответственной профессиональной деятельности. Выявлено отличие подходов исследователей к пониманию сущности профессионального воспитания. Дано авторское определение профессионального воспитания, предложены направления по его совершенствованию.

Ключевые слова: всесторонне развитая личность современного специалиста, профессиональное воспитание, профессиональная направленность, профессиональные мотивы, профессиональные ценности, профессиональная ориентация.

Перед российским обществом сегодня стоят грандиозные задачи инновационного обновления, которое должно улучшить уровень, качество и безопасность жизни граждан, укрепить позиции страны в мире. Решение этих задач требует не только качественно нового содержания подготовки специалистов, но и обновления подходов к их профессиональному воспитанию, формированию способности действовать в интересах не только собственных или работодателя, но и всех членов общества, с оценкой результатов и последствий своих действий.

Проблема воспитания молодежи и профессионального воспитания уже давно поднимается педагогической общественностью, что обуславливает исследование различных аспектов, связанных с ней: мотивов выбора профессии и обучения в вузе (Т.Д. Дубовиц-кая, Е.В. Заболотная, А.С. Магранов, О.С. Мо-сиенко, В.Ф. Потуданская, В. И. Филонен-ко, И.В. Цыганкова и др.), профессиональных ценностей (И.А. Кох, Т.И. Ларина, А.М. Лесин, В.А. Орлов, Ж.В. Пузанова и др.), профессиональной ответственности (О.Н. Большакова, И.С. Бубнова, О.В. Москаленко, О.А. Стов-бун, А.Г. Терещенко и др.), профессиональной социализации (О.А. Анисимова, Н. К. Ба-

О Зинченко В.О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.