известия вгпу
А.Г. КОЗЛОВА (Санкт-Петербург)
возрастающая роль социальных сетей в духовно-нРАвствЕнном воспитании
Рассматриваются процесс становления социальных сетей, их возрастающая роль в современном общении. Указывается на необходимость использования преподавателями высшей школы образовательных социальных сетей не только для обучающих целей, но и как воспитательное пространство. На основе анализа социальной среды «ВКонтакте» приведены педагогические условия создания постов преподавателями высшей школы с целью побуждения учащейся молодежи к освоению методики конструктивного общения с опорой на методологию духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социальная сеть, пост в соцсетях, конструктивное общение, учащаяся молодежь, преподаватель высшей школы.
Введение. В XXI в. социальные сети стали спутниками общения миллиардов людей в виртуальном пространстве, а в период пандемии и самоизоляции, когда живое общение было почти невозможным, - одним из востребованных источников обратной связи с друзьями, родственниками, знакомыми стало общение в соцсетях. Иными словами, социальная сеть - это возможность пообщаться с близкими дистанционно. По мнению М.С. Мельниковой, И.П. Яковлева, «сегодня можно выделить два определения социальной сети как социальной структуры и ее специфической реализации в интернет-среде. В реальности любая социальная сеть объединяет людей, а в Интернете их персональные ресурсы» [6, с. 102].
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. английским социологом Джеймсом Барнсом. Эти социальные сети ничего общего не имели с Интернетом. Прошло более 40 лет (1995 г.) прежде чем появилась первая социальная онлайн-сеть Classmates.com в США. Начало же массовому увлечению положили соцсети MySpace, LinkedIn и Facebook (2000 г.), с 2006 г. в Рунете - социальные сети odnoklassniki.ru и vkontakte.com.
В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социаль-
ных объектов и определенное множество отношений между ними. Зачастую существует опасность использования контента личной страницы пользователя в сети «ВКонтакте» (далее ВК) в неблаговидных целях. Понятие «Друзья» в реестре в соцсети ВК носит формальный характер и не отражает сути данного понятия. Это вызывает определенное недоверие к публикациям в социальных сетях, что значительно сдерживает участие педагогической общественности в использовании воспитательного пространства социальных сетей.
Роль социальных сетей в распространении информации в Интернете. В советское время воздействие на формирование жизненных смыслов, на установки, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение, интересы, потребности и др. учащейся молодежи оказывали окружающие люди, в первую очередь их ближайшее социальное окружение: родители, родственники, друзья, товарищи по учебе, спортивной секции, кружки, где они занимались, коллектив школы и класса.
Влияние социальных сетей на человека и его жизнь огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления. В течение последних двух десятилетий социологами, психологами, педагогами все чаще отмечается, что современные обучающиеся испытывают постоянное влияние получаемой через Интернет информации.
Преимущества использования социальных сетей в вузовском преподавании отметили в своих публикациях Т.С. Зуева, O.A. Клименко, Г.А. Коваленко, Г.А. Хаертдинова, Л.В. Семенова, К.О. Староверова и др.
Близкими по назначению являются исследования о виртуальной образовательной среде, которая должна быть ориентирована:
- на развитие личности обучающихся, их способностей и творческого потенциала;
- формирование навыков самос--тоятельной учебной деятельности на основе профессиональной ориентированности и способности к самообразованию;
- создание условий для формирования умений и навыков самообразования и саморазвития;
- осуществление поддержки и консультации обучающихся в процессе формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.
В настоящее время социальные сети - это доминирующий агент социализации. Следует
О Козлова А.Г., 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
отметить, что получить результаты достоверного количественного анализа развития этого феномена достаточно затруднительно. Во-первых, происходит постоянная трансформация сведений об использовании информации, поступающей через Интернет, во-вторых, нет открытых источников учета базы исследования, в-третьих, сложно отследить, сколько времени тратится пользователем на конкретное действие, поскольку одни носители пользуются короткими пакетами в течение дня, а другие могут быть включены в Интернет постоянно в фоновом режиме. Поэтому в нашем исследовании мы обратились к изучению проблем воспитания подрастающих поколений - пользователей социальных сетей.
Одной из задач предлагаемого исследования стала задача раскрыть некоторую картину использования соцсетей преподавателями высшей школы с целью духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Преподаватель - один из субъектов социума. Кроме того, преподаватель - один из субъектов духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Его деятельность, как и любая другая профессиональная деятельность, должна оцениваться по результатам, и прежде всего по тому, каков уровень компетентности педагога в вопросах изучения духовно-нравственной культуры студента.
Базой для проведения данного исследования стала социальная сеть Вк, поскольку это молодежная социальная сеть, которая пользуется большой популярностью. «Это произошло благодаря рекордной активности посетителей "ВКонтакте": по вечерам просматривается более 1200 страниц в секунду, а количество пользователей онлайн достигает 450 тысяч. Ни один другой сайт в истории российского Интернета не достигал подобных показателей» [2; 3]. В публикации «Анализ сайта ВКонтакте.ру» приводятся следующие данные: ежедневно сайт посещают 593 000 чел., ежедневно просматривают информацию данной соцсети 953 000 чел. [1].
Ресурс ВК с 10 октября 2006 г. позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов [11], позднее в печати появилась следующая характеристика: «это современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети» [9; 10]. Здесь можно заводить друзей, знакомиться с новыми людьми, создавать группы по интересам и т. д. Можно также найти новых знакомых, которые общаются с пользователями через приложение ВК.
В марте 2021 г. ежедневная аудитория платформы ВК в России увеличилась на 5,9% и достигла 48 млн. Ежемесячная российская аудитория составила 73 млн чел. Каждый день ВК посещают 47% российских интернет-пользователей. При этом ежемесячный охват Рунета достигает 76% [2]. Общая месячная аудитория ВК во всех странах - 97 млн пользователей [9]. По данным SimilarWeb от 1 января 2021 г., сайт «ВКонтакте» занимал 15-е место по популярности в мире [10].
Но при таком оживленном внимании к использованию соцсетей растет бесконтрольность влияния на духовно-нравственное становление человека в современном обществе. В связи с этим не вызывает сомнений, что для преподавателя вуза ВК - это инструмент воспитательной работы с обучающимися.
Т.Н. Носкова многократно обращалась к проблемам педагогической сущности виртуальной образовательной среды. В своих статьях она отмечает: «Очевидно, что сегодня следует изменить педагогические подходы и от технократического перейти к антропоцентрическому подходу, в котором на первом плане не только задачи обучения, но также воспитания и развития субъекта в среде виртуальных взаимодействий» [7, с. 185]. Ею даже введен термин «педагогика социальных сетей». Мы со своей стороны хотели бы обозначить проблему исследования как «методику реализации конструктивного общения с молодежью в соцсетях».
В ходе проведения независимого микроисследования были использованы материалы личных страниц преподавателей высшей школы - пользователей ВК: текстовые сообщения, посты, обращенные непосредственно к учащейся молодежи, и опосредованные посты с безличным направлением, приводимые как мысли, цитаты, афоризмы великих людей. При этом педагог не просто использует инструменты и технические приемы, а создает собственный педагогический продукт в виде методических рекомендаций, статей, видеоуроков, авторских программ, докладов, постов и т. д. таким образом, преподаватель выступает в роли не только учителя, наставника, но и автора.
Персонифицированный подход к организации взаимодействия в социальных сетях позволяет сделать более гибким и простым общение с пользователями. При этом совершенно неважно, кто знакомится с материалами страницы ВК: пользователями могут быть не только представители учащейся молодежи, но и люди разного социального статуса, возраста,
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
конфессиональной принадлежности и т. д. -преподаватель вуза осуществляет (прямо или опосредованно) миссию наставника, советника в сфере духовно-нравственного воспитания. И все-таки ведущим является стремление преподавателей высшей школы общаться со студенческой молодежью.
С этой целью были изучены мониторинговые материалы исследователей, а также результаты исследований ВЦИОМ. Вот вывод: «Есть исследования, выявившие оценку молодежи представителями старшего поколения. В частности, подобные опросы проводил ВЦИОМ, в 90-е годы ХХ века осуществивший четыре волны мониторинга. Результаты получились схожими - респонденты положительно отмечали способность молодых людей быть независимыми, самостоятельными, творческими и инициативными, но указывали на деградацию образованности, дисциплинированности, стремления повысить профессионализм, перенимать опыт и т. д.» [4].
Средства массовой информации как специфической среды духовно-нравственного развития личности на протяжении последних 20 лет изучали многие ученые различных областей наук. Но в основном эти статьи являются скорее прелюдией к намеченным изысканиям. так, выявлению особенностей современных представлений молодежи о месте социальных ценностей в жизненном пространстве посвящены работы А.В. Вараксина (2016). Ю.В. Судич раскрывает роль социальных сетей в жизни молодежи (2014). О.А. зорина обратила внимание читателей на проблему влияния социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи (2016) и др. Однако непосредственно изучение влияния соцсе-тей на становление духовности личности остается еще недостаточным.
Входная диагностика изучения роли соцсетей в духовно-нравственном воспитании. Для полного раскрытия обозначенной проблемы потребовалось бы привлечь сотрудников нескольких центров, НИИ: так обширна по своей наполненности эта проблематика. В нашем эмпирическом микроисследовании рассматривается лишь часть этой проблемы, а именно: насколько преподаватель вуза может позитивно влиять на духовно-нравственное развитие пользователей социальной сети ВК.
Отбор проводился с письменного согласия авторов, владельцев личных страниц в ВК. Всего за период 2019-2021 гг. были изучены материалы 160 преподавателей различных вузов.
При изучении контента 160 страниц преподавателей вузов выявлено следующее:
- 87% авторов контента придерживаются хаотичного наполнения страниц: размещают материалы как «певцы из народа» (что вижу, о том и пишу);
- 67% не публикуют посты регулярно, заходят на свою страницу редко;
- 43% респондентов стремятся показать моменты из личной жизни, рассказывают о своих близких;
- 38% дают в форме «отчетов» сведения, где они провели отпуск, какое культурное мероприятие посетили, куда собираются отправиться в путешествие, что вырастили на даче, что приготовили на ужин и т. д.;
- 12% авторов мотивируют своих читателей к критическому осмыслению реальности в социуме, в мире (например: Да, при прыжках в высоту и в длину приходится разбегаться. Но вовсе не факт, что из каждого отличного прыгуна выйдет отличный бегун или что каждому прыгуну понравится заниматься бегом. То же - и с отличными студентами, которые не факт, что сделаются отличными аспирантами (А.Е.); Сегодня, 26 сентября, - День европейских языков. Кому как, а мне удивительно: почему русский язык не входит в число 24 официальных европейских языков. Отношение европейцев к русской культуре меня, бывает, ну очень удивляет (А.Е.));
- 18% ведут диалоги с посетителями;
- 23% авторов страниц делают репосты в ВК других пользователей;
- 9% публикуют интервью, результаты опросов по насущным проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи;
- 78% имеют низкий уровень вовлеченности посетителей, которые плохо взаимодействуют с постами, ничтожно малое количество просмотров, лайков, репостов читаемой странички, комментариев;
- 48% иллюстрируют свои посты фото, музыкальными или видеозаписями;
- 83% университетских преподавателей не используют возможность духовно-нравственного воспитания молодежи в содержании личных страниц в ВК.
таким образом, дискретно проведенная входная диагностика показала, что воспитательное пространство социальной сети ВК используется вузовскими преподавателями не в полной мере, хаотично. В письме к респондентам о разрешении цитировать некоторые высказывания, посты с их профильной странички попутно был задан вопрос о том, как препо-
даватели относятся к соцсетям и своему участию в них. Большинство ответило, что определенно считают, что «социальные сети - это один из самых мощных инструментов, которыми мы располагаем как педагоги».
Пост в соцсетях как способ опосредованного виртуального общения по проблемам духовно-нравственного воспитания. Пост в соцсетях -это короткое сообщение. Воникает целый ряд вопросов. Как создать такой пост, чтобы его контент нашел отклик в сердцах подписчиков? Как стать ближе к своей аудитории? Как выбрать тему поста, чтобы она пробудила отклик на выдвинутую проблему?
В течение трех лет на своей странице в ВК нам удается оформлять посты дважды в сутки (утром и вечером) с пожеланиями просто «радости от того, что...». Наблюдения за тем, сколько было просмотров, сколько читателей поделились постом, сколько читателей поста оставили комментариев, сколько респондентов поставили лайки, позволяют идти по пути самообучения методом проб и ошибок, как писать посты по духовному становлению личности. Получаемые отклики рождают понимание, что написание постов - это своего рода служение, добровольно избранное и построенное на своих переживаниях жизненного опыта, прописанного в доверительной форме. Первоначальной мотивацией к систематическому созданию постов в ВК по проблемам духовно-нравственного развития личности стали цитаты, появляющиеся в новостной ленте и предлагаемые другими пользователями. Они помогали личностно осознавать текущий момент, сравнивать свое отношение к тем или иным качествам личности, оценивать свое восприятие жизнедеятельности. Постепенно посты создавались как мини-произведения, как импровизации по одной избранной теме. И без назиданий в конце поста дается «совет дня». Картинки (фото), видеозаписи для поста подбирались как привлекательные и раскрывающие тему поста визуально. Изображение - это первое, что увидит пользователь, поэтому картинка должна «зацепить его внимание», вызвать желание ознакомиться с содержанием поста. Правда, затяжной спор об авторских правах на использование фото, аудиозаписей, видеороликов многие годы длится в Интернете. однако найти автора картинки или фото бывает просто невозможно. Как только будет достигнута договоренность между владельцами соцсетей в отношении авторских
кие науки -
прав, так сразу же будет применено право на обладание визуального материала в написании постов.
Самым трудным в создании поста является выбор темы. За три года (2019-2021 гг.) их было более 1 000. К сожалению, достаточно поздно встретилась методически выверенная статья Ады Рейнской «55 необычных тем для постов в Инстаграме, ВК и Фейсбуке». В статье помимо полноценного анализа проблематики постов даны шаблоны к оформлению постов соцсетях.
Как писать пост в соцсети (текстовое сообщение и его методика) - процесс пролонгированный и перманентный. Это дело ближайшего будущего.
В заключение приводим примеры некоторых постов, популярных у посетителей.
Доброго утра и благословенного дня вам и вашим ближним, дорогие друзья! Ангела-хранителя вам в день грядущий. Пусть пробуждение будет приятным, а мысли - солнечными! Радости вам от того, что вы знаете множественность характеристик дерзкого человека.
Не знаю, что приходит вам на ум при оценке человека: дерзкий он. С одной стороны, как обозначено в Википедии (хотя ей и нельзя доверять, но кто-то же размышлял), дерзость - черта характера, противоположная робости, боязливости и стыдливости.
В зависимости от контекста имеет различную моральную оценку. О дерзости можно рассуждать только в контексте «где, когда и с кем». Так, дерзость во взаимоотношениях имеет иные оттенки, нежели дерзость в целях, мыслях и действиях. Детскую и подростковую дерзость нельзя равнять с дерзостью взрослого зрелого человека. Дерзость с родителями, учителями, супругами никак не поставишь в один ряд с дерзостью к сильным мира сего. Одним словом, дерзость проявляется во множестве форм и является следствием множества причин, о которых с первого взгляда чрезвычайно трудно догадаться. Но в любой дерзости есть одна качественная особенность, которая и позволила массовому сознанию выделить ее как самостоятельное качество личности. Почитайте статью: https://podskazki. info/derzost. Синонимом дерзости может выступать непочтительность, хамство, нахальство, грубиянство и наглость. От таких людей хочется не только отойти, а убежать, не оглядываясь.
Однако дерзостью может быть названа и попытка самоутверждения, тогда синонимом дерзости становится смелость, амбициозность и даже экстравагантность. Вспоминаю, как в годы перестройки руководителем в одном педагогическом учреждении стал дерзкий в этом значении человек. Не говорил, а сквозь зубы что-то произносил. Мебелью ши-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
карной обзавелся в кабинете, фразы - короткие, отношение циничное. Противен он был мне.
С другой стороны, в религиозной литературе и в славянских переводах Библии «дерзновение» может иметь положительную характеристику в значении не только смелости, но также отваги и решительности. Известно библейское выражение «Дерзай!» (греч. ©араег), обращенное к «чаду», «дщери» (Мф. 9: 22) и Павлу (Деян. 23: 11). Значением «дерзости» в этом контексте служат слова ободрения. Обличения Иоанном Крестителем фарисеев и саддукеев в посвященном ему акафисте называются «дерзновенными» Феофан Затворник под дерзновением понимает высшую степень упования, когда происходит «сорастворение силы Божьей с силами человека».
Известно также выражение sapere аМе («дерзай знать»). У Ломоносова дерзость и его производные означают стремление, попытку, реализацию воли.
Совет дня. Все начинается с мыслей, создайте счастье в своей голове, и оно обязательно станет реальностью. Вот тогда и выбирайте для себя значение и направленность жизнедеятельности: стать ли дерзким человеком.
Доброго утра и благословенного дня вам и вашим ближним, дорогие друзья! Ангела-хранителя вам в день грядущий. Пусть пробуждение будет приятным, а мысли солнечными! Радости вам от того, что вы знаете, как велика любовь матери.
Сообщение. «После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Ее поза была очень странной, она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову. С большим трудом, лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. он надеялся, что она еще жива. Тем не менее, ее холодное тело говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Снова, опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: Ребенок! тут ребенок! Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный
мальчик, завернутый в цветастое одеяло. очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: Если ты выживешь, помни, что я люблю тебя. Этот сотовый телефон переходил из рук в руки. каждый, кто читал сообщение, плакал. Автор неизвестен.
Если ты выживешь, помни, что я люблю тебя. такова любовь матери!»
Совет дня. Помните, что у каждой матери есть место подвигу в силу огромной любви.
Нравится Комментарий Поделиться Просмотров
189 7 12 2002
Доброго утра и благословенного дня вам и вашим ближним, дорогие друзья! Ангела-хранителя вам в день грядущий. Пусть пробуждение будет приятным, а мысли солнечными! Радости вам от того, что вас кто-то ждет.
Талантливая девушка из Нижнего Новгорода, покорившая многих своим голосом и искренностью в текстах, автор всех своих произведений и просто замечательный, позитивный, милый человек - знакомьтесь: Вера Рейоф (Vera Ray) и ее стихи по теме:
Жизнь равносильна слову «жди». Мы ждем, когда пройдут дожди, Наступит лето, Новый год, Остынет чай, любовь придет. И часто, в мыслях замирая, Мы ждем такси или трамвая, доставку, важного звонка, Чудес, волшебного пинка. Мы с нетерпеньем ждем зарплаты, Подвоха, писем, результата. Мы ждем и в три, и в сорок три Заботы и тепла внутри. Да и сегодня, в этот час Ведь кто-то где-то ждет и вас. Пускай в пространстве виртуальном А может быть, в миру реальном Вас просто ждут... Кому-то важно, чтоб вы с ним были рядом, тут. И даже если дома ждет Вас только добродушный кот, что ж, вы ему не безразличны, Легко с ним говорить о личном, он вас поймет, не упрекнет. Поторопитесь к тем, кто ждет.
ри я с в о
я с а Ё I рот о
S Щ ё S
в м е с
ав м д о
р о о р
к « с с
275 8 14 2085
педагогические науки
Совет дня. P.S. А если в вашем доме пустота, пора уж завести кота! Берегите тех, кто именно вас ждет.
К раздумьям с утра привели материалы из группы «Оставайся Человеком».
Нравится Комментарий Поделиться Просмотров
306 17 11 2 205
В настоящий момент готовится к изданию учебное пособие для магистрантов «Пост в соцсети как мера конструктивного общения». В предисловии представлен подробный дидактический анализ написания постов в отношении как содержания, так и формы. Анализ показал, что этот вопрос требует более детального изучения, т. к. не всегда форма адекватно отражает содержание, а скорее наоборот.
В книге раскрыта методика написания постов по отдельно взятой тематике (например: «Патриотическое воспитание молодежи», «Ценностные ориентации подрастающих поколений», «Изучение духовного наследия», «Развитие современного подростка», «Мотивация юношеского чтения» и др. В учебном пособии отражены результаты проведенного эмпирического исследования по проблеме возрастающей роли социальных сетей в духовно-нравственном становлении личности.
Список литературы
1. Анализ сайта ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://a.pr-cy.ru/vkontakte.ru/ (дата обращения: 09.10.2021).
2. ВКонтакте подвела итоги первого квартала 2021 года: выручка компании выросла на 21%, а аудитория - на 6% [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/press/q2-2021-results (дата обращения: 09.10.2021).
3. ВКонтакте стал самым популярным в России [Электронный ресурс]. URL: https://searchengines. guru/ru/forum/205725 (дата обращения: 09.10.2021).
4. Козлова Т.З. Оценка старшим поколением молодежи // Философия старости: геронтософия. Сер.: Symposium. Вып. 24: сб. материалов конф. СПб., 2002. C. 104-105.
5. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007.
6. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Язык и литература. 2014. № 1. С. 254-257.
7. Носкова Т.Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 183-194.
8. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Современные подходы к организации воспитательных взаимодействий в среде на базе информационных и коммуникационных технологий // Вестн. гражданских инженеров. 2013. № 6(41). С. 133-137.
9. О компании «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://rn.vk.com/about (дата обращения: 28.06.2021).
10. О компании «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alexa.com/siteinfo/vk.com (дата обращения: 09.10.2021).
11. Павел Дуров. В Контакте миллион участников (17 июля 2007) [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/blog.php?nid=54 (дата обращения: 09.10.2021).
12. Рейнская А. 55 необычных тем для постов в Инстаграме, ВК и Фейсбуке [Электронный ресурс]. URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/ temy-dlya-postov/ (дата обращения: 10.10.2021).
13. Социальная сеть Всемирной паутины Интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «ВКонтакте») [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education. ru/117-13229 (дата обращения: 27.07.2015).
14. Староверова К.О. Использование социальной сети «ВКонтакте» в вузовском преподавании // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова. 2016. № 5. С. 34-42.
* * *
1. Analiz sajta VKontakte [Elektronnyj resurs]. URL: https://a.pr-cy.ru/vkontakte.ru/ (data obrashche-niya: 09.10.2021).
2. VKontakte podvela itogi pervogo kvartala 2021 goda: vyruchka kompanii vyrosla na 21%, a auditoriya - na 6% [Elektronnyj resurs]. URL: https:// vk.com/press/q2-2021-results (data obrashcheniya: 09.10.2021).
3. VKontakte stal samym populyarnym v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://searchengines.guru/ ru/forum/205725 (data obrashcheniya: 09.10.2021).
4. Kozlova T.Z. Ocenka starshim pokoleniem molodezhi // Filosofiya starosti: gerontosofiya. Ser.: Symposium. Vyp. 24: sb. materialov konf. SPb., 2002. C. 104-105.
5. Lubkov R.V. Didakticheskij potencial virtual'noj obrazovatel'noj sredy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2007.
6. Mel'nikova M.S., Yakovlev I.P. Ponyatie «so-cial'naya set'» v sociologicheskih teoriyah i internet-praktikah // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Yazyk i literatura. 2014. № 1. S. 254-257.
7. Noskova T.N. Pedagogicheskaya sushchnost' virtual'noj obrazovatel'noj sredy // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2014. № 167. S. 183-194.
известия вгпу
8. Noskova T.N., Yakovleva O.V. Sovremennye podhody k organizacii vospitatel'nyh vzaimodejstvij v srede na baze informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij // Vestn. grazhdanskih inzhenerov. 2013. № 6(41). S. 133-137.
9. O kompanii «VKontakte» [Elektronnyj resurs]. URL: https://m.vk.com/about (data obrashcheniya: 28.06.2021).
10. O kompanii «VKontakte» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.alexa.com/siteinfo/vk.com (data obrashcheniya: 09.10.2021).
11. Pavel Durov. V Kontakte million uchastni-kov (17 iyulya 2007) [Elektronnyj resurs]. URL: https://vk.com/blog.php?nid=54 (data obrashcheniya: 09.10.2021).
12. Rejnskaya A. 55 neobychnyh tem dlya postov v Instagrame, VK i Fejsbuke [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/temy-dlya-postov/ (data obrashcheniya: 10.10.2021).
13. Social'naya set' Vsemirnoj pautiny Internet kak potencial'naya model' obucheniya (na primere social'noj seti «VKontakte») [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13229 (data obrashcheniya: 27.07.2015).
14. Staroverova K.O. Ispol'zovanie social'noj seti «VKontakte» v vuzovskom prepodavanii // Vestn. Ros. ekon. un-ta im. G.V. Plekhanova. 2016. № 5. S. 34-42.
The increasing role of social networks in spiritual and moral education
The article deals with the genesis of the formation of the social networks and their increasing role in modern communication. There is pointed at the necessity of the use of the educational social networks by the high school teachers not only for educational aims but also as an educational space. On the basis of the analysis of the social environment "VKontakte" there are given the pedagogical conditions of the creation of the posts by the high school teachers with the purpose of the motivation of the student youth to the acquisition of the methods of the constructive communication with the support of the methodology of the spiritual and moral education.
Key words: spiritual and moral education, social network, post on social networks, constructive communication, student youth, high school teacher.
(Статья поступила в редакцию 13.11.2021)
ю.н. синицын, е.н. жирма, Н.А. ХомутовА (краснодар)
школа духовно-нравственной культуры: от теории к практике
Раскрываются основные положения школы духовно-нравственной культуры, направленной на формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России. Актуальность создания школы духовно-нравственной культуры возрастает в связи с переходом на стандарты нового поколения, которые ориентируют педагогов на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.
Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, обучающийся, формирование, духовно-нравственная культура, общеобразовательная школа.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение понятию воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства [2, ст. 2]. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [3]. В любой стране, а в России особенно, духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе и подрастающего поколения, во многом определяются социокультурной и образовательно-воспитательной средой школы и в значительной степени зависят от духовно-нравственной
О Синицын Ю.Н., Жирма Е.Н., Хомутова Н.А., 2022