Научная статья на тему 'Шиллеровские «Отражения» в романах И. С. Тургенева 1850-х - 1860-х годов'

Шиллеровские «Отражения» в романах И. С. Тургенева 1850-х - 1860-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
351
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛАДА / РОМАН / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / ВЛИЯНИЕ / НЕМЕЦКИЕ И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ / BALLAD / NOVEL / ARTISTIC METHOD / INFLUENCE / GERMAN AND RUSSIAN WRITERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белопухова Ольга Владимировна

Автор подчёркивает общность философских и эстетических взглядов писателей и приходит к выводу о том, что заинтересованность Тургенева в художественном наследии Шиллера обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, а именно: некоторой типологической близостью, психологической особенностью писателей, которые отразились в сопоставимости их миросозерцания. Прослеживается эволюция ориентированности тургеневского творчества на шиллеровские традиции. Большинство шиллеровских реминисценций у Тургенева играет чисто литературную роль. Связь между писателями выражается в общности идейно-тематических черт, в стиле речи положительных героев и в изображении любви в разных её проявлениях. Шиллеровские «отражения» в романах русского классика позволяют акцентировать внимание на идеальной стороне произведений Тургенева. Переоценка философского и поэтического идеализма побуждает Тургенева связать образы Шиллера с воспоминаниями о молодости, о романтических порывах. Образы тургеневских идеалистов формируются в связи с шиллеровской концепцией отречения, которая воспринимается как призыв к действию. Тургенев неоднократно изображает русское философское шиллерианство как бытовое явление конца 1830-х начала 1840-х годов. В произведениях Тургенева Шиллер был введён в реальный контекст социально-бытовой и политической жизни нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schiller`s reflexions in the novels by Ivan Turgenev in 1850-1860

The author analyses the novels by Ivan Turgenev in which his ethnical and aesthetical views were fully reflected, and the forthcoming analysis of the novels by Turgenev brings the influence of Friedrich Schiller` ideas upon Turgenev`s world outlook and artistic method, the collusion of the proximity of moral philosophic and aesthetic positions of the German and Russian writers. The article traces the evolution of Turgenev`s orientation to Schiller`s literary tradition. Most Schiller`s reminiscences in Turgenev`s work play a merely literary role. The connection between the two writers is expressed through similarity of themes and ideas, the speech manner of positive characters and the portrayal of love in its various manifestations. «Schiller`s reflections» in works of the Russian classical writer enable emphasising the idealistic aspect of Turgenev`s writing. Re-evaluation of philosophical and poetic idealism makes Turgenev connect Schiller`s imagery with reminiscences of the past and romantic outburst. The images of idealists in Turgenev`s works are based on Schiller`s concept of detachment, perceived as a slogan. Turgenev often portrays Russian Schiller-based philosophy as an everyday phenomen of the late 1830s-early 1840s. Schiller in Turgenev`s work is introduced in the real political and social context of the new times.

Текст научной работы на тему «Шиллеровские «Отражения» в романах И. С. Тургенева 1850-х - 1860-х годов»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1.09"18"

Белопухова Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ШИЛЛЕРОВСКИЕ «ОТРАЖЕНИЯ» В РОМАНАХ И.С. ТУРГЕНЕВА

1850-Х - 1860-Х ГОДОВ

Автор подчёркивает общность философских и эстетических взглядов писателей и приходит к выводу о том, что заинтересованность Тургенева в художественном наследии Шиллера обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, а именно: некоторой типологической близостью, психологической особенностью писателей, которые отразились в сопоставимости их миросозерцания. Прослеживается эволюция ориентированности тургеневского творчества на шиллеровские традиции. Большинство шиллеровских реминисценций у Тургенева играет чисто литературную роль. Связь между писателями выражается в общности идейно-тематических черт, в стиле речи положительных героев и в изображении любви в разных её проявлениях. Шиллеровские «отражения» в романах русского классика позволяют акцентировать внимание на идеальной стороне произведений Тургенева. Переоценка философского и поэтического идеализма побуждает Тургенева связать образы Шиллера с воспоминаниями о молодости, о романтических порывах. Образы тургеневских идеалистов формируются в связи с шиллеровской концепцией отречения, которая воспринимается как призыв к действию. Тургенев неоднократно изображает русское философское шиллерианство как бытовое явление конца 1830-х начала 1840-х годов. В произведениях Тургенева Шиллер был введён в реальный контекст социально-бытовой и политической жизни нового времени.

Ключевые слова: баллада, роман, художественный метод, влияние, немецкие и русские писатели.

В наших предыдущих статьях сделана попытка рассмотреть романы И.С. Тургенева 1850-х - 1860-х годов в нетрадиционном контексте и привлечь внимание к тем особенностям его художественной природы, которые до сих пор не были достаточно оценены. Шиллеровские «отражения» в романах русского классика позволяют акцентировать внимание на «идеальной» стороне творений Тургенева, являющейся доминирующей в большинстве из них.

Восемнадцатый век передал девятнадцатому своё восхищение наследием Шиллера как непреходящей эстетической ценностью. Шиллер был введён в реальный контекст социально-бытовой и политической жизни нового времени как передовой поэт и мыслитель своей эпохи, откликнувшийся на острые злободневные проблемы современной ему действительности. На пороге столетия образ Шиллера приобрёл особую значимость, а направленность его произведений в соотнесении с жизненной судьбой поэта и его заинтересованность во всех важных проблемах своего времени (политических, философских, социально-психологических и т. д.) давала основание увидеть в шиллеровском творчестве сложное и внутренне противоречивое целое.

Увлечение произведениями Шиллера сочеталось у современников И.С. Тургенева с интересом к личности поэта, его жизненной судьбе и нравственному облику писателя, мыслителя, борца.

На протяжении всего XIX столетия наследие Шиллера остаётся действенным фактором литературного развития: интенсивно осваивается художественный опыт Шиллера-поэта и Шиллера-про-заика и философа. Многосторонность Шиллера, обращение к насущным проблемам своего времени, не потерявшим для России острой актуальности, обусловили настойчивое обращение русских писателей к его творческому опыту.

Годы учения в Берлинском университете (18381841), проведённые в философско-поэтической атмосфере русской студенческой колонии, знакомство со Станкевичем, старая дружба с Грановским, близость с М. Бакуниным и, по возвращении в Россию, «премухинский роман» с его сестрой Татьяной - все эти факты биографии молодого Тургенева, которые объясняют испытанное им глубокое влияние русско-немецкой философско-поэтической культуры конца 1830-х годов.

Однако в противоположность шиллеровским цитатам у Станкевича, Бакунина или Герцена, имеющим принципиальное значение в построении их мировоззрения, большинство шиллеровских реминисценций у Тургенева играет чисто литературную роль, как привычные формулы речевого стиля дворянской интеллигенции, окрашенного литературными аллюзиями. Тонкий наблюдатель, прошедший через обязательное увлечение немецкой философией и поэзией, Тургенев неоднократно изображал впоследствии русское философское шиллерианство как бытовое явление конца 1830-х и начала 1840-х годов.

Переоценка философского и поэтического идеализма в общественно-бытовом плане как пройденной стадии русской дворянской культуры побуждает Тургенева связать образы Шиллера с воспоминаниями о молодости, о романтических порывах, свойственных лучшей части тогдашней молодёжи, о первых радостях и разочарованиях. Образы тургеневских идеалистов формируются в несомненной, хотя порой и трудно уловимой, связи с шиллеров-ской концепцией самоотречения, воспринимаемой как призыв к действию и подражанию.

Социальный и идейный антагонизм, который разделяет действующих лиц и порождает трагические столкновения, резкие контрасты между персонажами, приподнятость их речей и лежащая

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

© Белопухова О.В., 2015

Шиллеровские «отражения» в романах И.С. Тургенева 1850-х - 1860-х годов

в основе всего этого идея борьбы с несправедливостью, с косностью и гнётом старого общества - вот черты сочинений Шиллера, которые легко сопоставимы с романами Тургенева.

Роль шиллеровских баллад античного и средневекового цикла исключительно важна для романного творчества Тургенева. Связь между ними выражается и в общности идейно-тематических черт, и в тождестве стиля речи положительных героев, и в отдельных частных совпадениях, из которых, впрочем, далеко не все могут служить убедительным доказательством прямого «влияния» или тем более - заимствования.

При этом, однако, черты сходства настолько тесно сплетаются с чертами различия, что, говоря о связи, даже о возможном заимствовании из определённой баллады, всё время приходится иметь в виду переосмысление, переработку, столкновение воспринятого с оригинальным - то есть те самые моменты, которые характеризуют всякую подлинно творческую связь между предшественником и более поздним автором.

Более существенными, чем частные случаи текстуальных совпадений или тождества сюжетных положений и мотивов, являются моменты сходства общих принципов поэтического мышления героев. Тургенев творчески воспринял и развил философские идеи, вернее морально-эстетические основы, теории Шиллера. Близость писателей проявляется прежде всего в одухотворённом стремлении к изображению идеальной любви - в самом широком смысле: от интимного чувства до высших проявлений гражданственности. Общность именно этой стороны мироотношения обусловила сферу влияния романтизма на идейно-эстетические взгляды Тургенева: отметив собой стиль писателя, романтизм не изменил природы его художественного метода, реалистического по существу. Романтический идеал, созданный Шиллером на рубеже веков, находит развитие в тургеневской прозе.

Огромная положительная роль, которую сыграли в творческом развитии Тургенева баллады Шиллера, выражается в том, что их идейное содержание дало Тургеневу новые опорные точки для более чёткой и более острой постановки идейно-философских проблем, всегда занимавших его, возникавших и в ранних стихотворениях и отсюда переходивших в другие жанры (в частности в повести и в романы), где они получили у него более полное художественное разрешение. Рассуждения тургеневских «идеалистов» представляют собой подробную разработку (в прозаической форме) тех мыслей, а отчасти и тех образов, которые проходят в балладах Шиллера.

Тургеневские романы стали своеобразной лабораторией философской мысли и философской темы, питавшей его творческий потенциал. Баллады Шиллера будили те же мысли, которые порож-

дала в русском писателе современная ему социальная обстановка, помогали обобщать наблюдения и переживания, вызываемые зрелищем произвола и несправедливости, царившей в России. Тем самым в балладах Шиллера следует видеть отнюдь не книжный источник, из которого Тургенев черпал сюжеты, ситуации, отдельные образы и даже сентенции, а явление, полное живого политического содержания и служившее опорой для новых идейных и художественных поисков [1].

Подведём некоторые итоги, подчеркнув новые аспекты в изучении темы «Тургенев - Шиллер», которые касаются мотивов шиллеровских баллад в романах Тургенева 1850-х - 1860-х годов. Заинтересованность Тургенева в художественном наследии Шиллера обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, а именно: некоторой типологической близостью, психологической особенностью писателей, которые отразились в сопоставимости их миросозерцания. В этой связи следует подчеркнуть поиски Тургенева «новой манеры», его работу над произведениями больших эпических форм. Сознательное и целенаправленное освоение Тургеневым шиллеровского художественного наследия избирательно: писатель в своих творческих поисках апеллирует к лирикофилософским стихотворениям и балладам Шиллера, что обусловлено лирико-романтическим характером художественно-философского сознания Тургенева. Жанровая структура тургеневских романов, представляющая собой сложный сплав эпического, драматического и лирического начал, тяготеет к новелле балладного характера. Лирические «вставки», включённые в текст, призваны стать элементом сущности действия, своего рода поэтическим «зерном», из которого развёртывается эпическое полотно. Для Тургенева, мыслителя и художника новой исторической эпохи, вопросы непосредственно искусства, стоявшие в центре творчества Шиллера, отходили на второй план. Тургенев унаследовал прежде всего эпический пафос Шиллера, утверждение энтузиазма как своего рода идеальной нормы духовной и общественной жизни человека, поиски подлинно гуманных отношений между личностью и обществом, хотя в философском объяснении мира и человека приходил к иным, уже не романтическим выводам.

Тургенева привлекала в шиллеровской балладе особая философия любви, в чём-то близкая его художественным исканиям: универсальный характер этого чувства, который захватывает человека целиком и владеет им по своему усмотрению и произволу. Русский писатель подчёркивает в своих романах духовный смысл любви, несводимость его к плотским, чувственным отношениям, его интересует любовь как стихия, показывающая сильные и слабые стороны человеческого характера. Любовь, в понимании и Тургенева и Шиллера, - это

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

75

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

чувство, которое не поддаётся никаким «земным», «материалистическим» объяснениям и мотивировкам, она свидетельствует о таинственных и неразгаданных силах и событиях жизни, смысл которых не дано познать до конца слабому, смертному человеку. Тургенева привлекала в балладах Шиллера и культура изображения духовных основ любви, высокого любовного чувства, что ярко проявилось в тургеневских описаниях любовных переживаний и пейзажных зарисовках [2].

И, наконец, прослеживается своего рода эволюция ориентированности тургеневского творчества на шиллеровские традиции: от «стихийно-дилетантской» в 1830-е - 1840-е годы, когда художественные взаимодействия с данной традицией часто случайны, эпизодичны, через художественно-эстетические связи середины 1850-х годов, когда осваиваются некоторые черты шиллеровской поэтики, - к художественно-философской, начиная с «Дворянского гнезда» и кончая последним романом Тургенева, когда в основе генетических литературных контактов скрыто глубокое проникнове-

ние шиллеровского осмысления мира и человека в художественном понимании Тургенева.

Творческие связи Тургенева включают, таким образом, и типологическую общность, и непосредственные контакты, и отталкивание, и полемику, и развитие традиции.

Библиографический список

1. Белопухова О.В. Немецкие тургеневеды о жанровых особенностях произведений И.С. Тургенева // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей / науч. ред. Ю.В. Лебедев; отв. ред. А.К. Котлов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - С. 64-67.

2. Белопухова О.В. Русский Тогенбург. К проблеме творческих взаимоотношений К.С. Аксакова и И.С. Тургенева. // Диалог культур - культура диалога: материалы междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 6-10 сентября 2010 г. / под ред. Л.Н. Ваулиной. - Кострома; Дармщтадт; Минск; Могилёв; Познань; Ваназор: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 45-47.

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.