Научная статья на тему 'ШЕРИНГ-МОДЕЛЬ ЭТНОТУРИЗМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ШЕРИНГ-МОДЕЛЬ ЭТНОТУРИЗМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТУРИЗМ / ШЕРИНГ-МОДЕЛИ ТУРИЗМА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полухина А.Н.

В работе рассматриваются вопросы развития этнотуризма в российских регионах. Приводится ряд успешных примеров функционирования этнопарков и туристских маршрутов, акцент делается на национальные регионы ПФО, особенно Республику Марий Эл, которая обладает уникальным потенциалом развития для этнокультурного туризма - наличием традиционной религии и культуры. Автор полагает, что применение новых инновационных технологий, а именно, моделей шеринг-туризма, позволит достичь целей устойчивого развития регионов России более уверенно и поступательно, так как будет способствовать объединению услуг этнотуризма, предлагаемых в регионе, исключит посредников, удешевит стоимость туруслуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШЕРИНГ-МОДЕЛЬ ЭТНОТУРИЗМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ»

УДК 338.48

ШЕРИНГ-МОДЕЛЬ ЭТНОТУРИЗМА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Полухина А.Н.

Доктор экон. наук, доцент Профессор кафедры сервиса и туризма

ФБГОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» г. Йошкар-Ола, Российская Федерация Poluhinaan@volgatech. net

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы развития этнотуризма в российских регионах. Приводится ряд успешных примеров функционирования этнопарков и туристских маршрутов, акцент делается на национальные регионы ПФО, особенно Республику Марий Эл, которая обладает уникальным потенциалом развития для этнокультурного туризма - наличием традиционной религии и культуры. Автор полагает, что применение новых инновационных технологий, а именно, моделей шеринг-туризма, позволит достичь целей устойчивого развития регионов России более уверенно и поступательно, так как будет способствовать объединению услуг этнотуризма, предлагаемых в регионе, исключит посредников, удешевит стоимость туруслуг.

Ключевые слова: этнотуризм, шеринг-модели туризма, устойчивое развитие.

Сфера туризма и гостеприимства сегодня находится в глубочайшем кризисе, которого, по мнению большинства экспертов, не было никогда. Всемирная туристская организация (UNWTO) на основе мнения экспертов организации делает ряд прогнозов о перспективах развития мировой сферы туризма и гостеприимства после «самого худшего года в современной истории туризма», а именно: восстановление отрасли не ранее 2023 г. Исполнительный директор АТОР (Ассоциации туроператоров России) Майя Ломидзе в декабре 2020 г. озвучила три сценария восстановления сферы туризма в 2021-2022гг.: пессимистический, средне-пессимистический и оптимистический варианты [3]. Единственным шансом для российского туризма пережить временные ограничения, вызванные пандемией, это переориентироваться на внутренний туризм, который в данных условиях, ускоренно развивается по всему миру.

Вопросы устойчивого развития территорий, стран и регионов мира давно привлекают растущее внимание ученых и практиков, в том числе представителей экономической науки мирового и российского уровней (1992 г, Рио-де-Жанейро, конференция ООН). С конца 1980-х годов все более популярной областью исследований становится устойчивое развитие туризма (sustainable tourism development). В этой связи, изучение различных аспектов проблематики устойчивого развития территорий за счет грамотного и взвешенного использования и развития туристских ресурсов, является важной составляющей реализации общей концепции устойчивого развития. В этом

смысле, этнотуризм является одним из самых перспективных видов туризма. Под этнографическим туризмом (этнотуризмом) понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории [2]. Турист сегодня хочет увидеть, понаблюдать, прикоснуться, попробовать то, что ему неизвестно, но «кажется» (не обязательно является) народной традицией, национальной кухней, особенно, народными обрядами или религиозными отправлениями. В основе туристского потенциала для этнотуризма лежат объекты культурного наследия.

Кроме этнотуризма и концепции устойчивого развития в заголовке статьи указан новый инновационный термин - шеринг-модель, который имеет отношение к экономике совместного потребления (ЭСП). Данная идея - ЭСП, появившаяся в последние годы неожиданно для мировой экономики, оказала революционное воздействие на сферу услуг. Шеринг-модель - это прямое воплощение ЭСП, обмен благами между стейкхолдером туризма и клиентом напрямую [7]. Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс были первыми, кто в 2010 г. опубликовал книгу об экономике совместного потребления: «What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption», и привлек внимание к данной тематике[8].

Целью статьи можно определить изучение нового подхода к формированию концепции этнотуризма в регионах России с использованием шеринг-моделей как фактора повышения устойчивости функционирования экономики.

На сегодняшний день серьезных и глубоких исследований ни шеринг-экономики, ни шеринг-туризма, ни этнотуризма в мире и в России пока не имеется. Приведем ряд примеров для пояснения предлагаемой нами идеи - разработки концепции этнотуризма с использованием шеринг-модели.

Для развития этнотуризма в регионе (стране, городе, селе) должны присутствовать объекты культурного наследия, но также это может быть традиционные ремесла, например, гончарная мастерская, винодельня, мастерская плетения лозы или изготовления народной одежды. В европейских странах наличие таких объектов давно используется для разработки этномаршрутов (Франция, Испания, Скандинавия). Возник и широко применяется такой термин, как этнокультурный ландшафт, где турист может окунуться в традиционный уклад жизни местного населения от архитектурных построек до одежды, кухни, музыки, танцев.

По мнению исследователя О.Чижовой, одна из самых модных (популярных, продаваемых) этнокультур в мире - это культура кельтов. Можно наблюдать или принимать участие в шоу, посещать «места силы», изучать кельтские узоры и т.д. В мире

имеются общества потомков кельтов (реальных и выдуманных) и культурные центры, изучающие кельтские артефакты, т.е. налицо пример глобального культурного проекта [6]. А туристы стремятся посетить Стоунхендж, посмотреть кино про волшебника Мерлина, поучаствовать в шор Короля Артура... Главное, что это приносит прибыль, к тому же, «живых свидетелей», которые могли бы указать на несоответствие истории и игры давно не осталось, даже историки, специализирующиеся на том периоде, многое додумывают самостоятельно, нежели на основе сохранившихся артефактов.

Другим примером успешного продвижения этнокультурного потенциала может похвастаться Канада. На ее территории проживают как аборигенные народы, так и потомки переселенцев. Правительство Канады приняло ряд программ, которые помогают сохранить культурные традиции аборигенов, при этом принося прибыль от приема туристов. Считается, что доходность кандаской туристской сферы от аборигенного туризма - $270 млн. В отрасли занято - 14-16 тыс. канадских индейцев. Как индейцы, так и представители других национальностей Канады, активно формируют кластер канадского индейского туризма: от туроператоров до интерактивных музеев (в том числе, индейских деревень), ремесленных мастерских, производящих индейские сувениры [6].

Перенесемся в Россию. Наша страна имеет не только длительную историю, но ее населяют значительное количество различных национальностей, многие из них сохраняют свою традиционную культуру. При этом используя турпотенциал для создания объектов этнотуризма и привлечения туристов. В 2018 г. Министерство культуры России выпустило сборник «Лучшие практики этнографического туризма», куда были включены 129 этнотуристических объектов. Был выделен список 10 наиболее популярных, который ми приводим в данной статье: «Казачья станица «Атамань» (Краснодарский край), Парк-музей «Этномир» (Калужская область), Финно-угорский Этнопарк (Республика Коми), Сельский парк «Околица» (Томская область), Этнопарк «Кочевник» (Московская область), Этнодеревня «Тыгыдым» (Ярославская область), Этнопарк «Золотая Орда» (Иркутская область), Этнопарк «Моя Россия» (Красная Поляна, Сочи), Парк «Ватан» (Башкортостан), Парк «Малые Корелы» (Архангельская область)» [4].

Обратим внимание на краткую характеристику шеринг-модели и возможность использования для разработки новой концепции этнотуризма. Для начала приведем пример, который в ходе нашего исследования мы обнаружили в Интернете, так как мы изучали шеринг-сервисы для сферы туризма. Итальянский портал VoomaGo (voomago.com) предлагает потенциальным туристам составить собственный тур, выбрав интересные для него аттракции, которые базируются на культуре и традициях итальянской провинциальной жизни в регионах страны. На сайте рассказана история того,

как данный ресурс (voomago.com) был задуман и воплощён. Один американец решил с семьей съездить отдохнуть в Италию, но подешевле. Его итальянский друг составил ему оригинальный маршрут, включающий жизнь итальянских провинций (Сицилии, Калабрии, Тосканы, Умбрии и т.д.). Американцу понравилось, а итальянский друг Антимо - решил сделать портал, где он аккумулирует информацию про возможности сферы туризма и гостеприимства Италии. В чем отличие от обыкновенного турмаршрута? В том, что здесь каждый клиент найдет что-то свое, создается индивидуальный маршрут, а клиент может связаться с производителем услуги без посредника. Такой подход сегодня в сфере туризма очень привлекателен, особенно для молодых, энергичных туристов и людей среднего возраста - самодеятельный туризм, который продвигается с помощью модели шеринг-туризма.

Как было отмечено выше, для развития этнотуризма необходимо наличие туристического потенциала региона, необходимой инфраструктуры (дороги, средства размещения, питания, доставки), квалифицированных кадров, но главное, социальный фактор (позитивное восприятие со стороны проживающего в данном регионе населения), институциональный фактор - поддержка со стороны региональной власти. Успешный опыт развития этнотуристских объектов и этнотуризма в России имеется в следующих регионах: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа Тюменской области (этнографический музей-заповедник «Торум Маа», открыт 30 октября 1987 г.), Краснодарский и Ставропольский края [5]. Можно перечислить успешные примеры развития этнотуристских аттракций в российских регионах: Парк «Этномир» (под Москвой), Парк «Добродея», включающий этноэкспозицию «Казачье подворье» (на территории Анапского района), этнический КРЦ «Кавказские легенды» (в Крымском районе Краснодарского края) [2].

В регионах Приволжского федерального округа в национальных регионах России можно увидеть примеры этнотуризма на основе традиционных праздников и народной культуры. Следует отметить успешный опыт Республики Татарстан, которая стала развивать этнотуризм с 90-х годов. Можно только позавидовать Республике Татарстан и его предприимчивым людям, которые смогли совместить мифы и историю, ислам и православие, традиции и современность. «Например, Казанский кремль считается памятником Ханского периода, хотя от него там осталась только земля. Или сторожевая башня Сююмбике, с ней связана красивая легенда. Реальная история - это Булгар, Свияжск» [6]. Кроме того, придумать, организовать и провести несколько международных и всероссийских мероприятий, в том числе, по «выдуманным» поводам, к примеру: Тысячелетие Казани. При этом, получив от российского государства значительные

средства, которые успешно вложили в развитие турпотенциала республики, привлекая и средства инвесторов. Безусловно, свою роль в эффективном продвижении Татарстана как туристского региона с этнокультурной составляющей сыграли ряд факторов: центра ислама в центр России, смутное время постсоветского государства, роль личности в истории (первый президент Республики Татарстан). Тем не менее, сегодня данный регион может гордиться полученным результатом, который привлекает тысячи туристов.

Другой регион, который демонстрирует успешный опыт продвижения этнотуризма - это Пермский край. Пприведем некоторые примеры: село Бырма (татарское и русское гостеприимство), турмаршрут «В гости к Сылвенским марийцам» сочетает в себе элементы разных видов туризма: сельского, аграрного, этнографического и экологического туризма. Туристам показывает элементы народной обрядности (народных праздников), народного быта. Необходимо упомянуть самый известный этнофутуристический фестиваль финно-угорской культуры КамWA, история которого насчитывает немало лет. Площадкой фестиваля является этнографический заповедник «Хохловка». Фестиваль состоялся даже в 2020 г., несмотря на пандемию, но большая часть была в онлайн формате.

В Республике Коми неподалеку от Сыктывкара несколько лет назад был построен с нуля большой финно-угорской этнокультурной парк, который находится на реке Сысоле. Рядом — старинное село Ыб. В состав комплекса входят: средство размещения «Финноугорье», музей под открытым небом, составленный из деревенских домов, музей финно-угорской игрушки и т.д.

В Мордовии несколько лет назад создали туристский маршрут «Эрьзя и эрзяне». В маршрут включена поездка в эрзянское село, в музей этнографии, где своими глазами можно увидеть быт, культуру, традиции эрзянского народа. В настоящее время на территории республики функционируют несколько центров национальной культуры. В них можно познакомиться с особенностями быта, ремесел, одежды, обрядов мордовского народа. Это особенно важно для внутрирегионального туризма, направлениями развития которого могут стать, например, проведение праздников в центрах национальной культуры. Таких, как фестиваль национальных культур «Шумбрат, Финно-Угрия!».

Республика Марий Эл также имеет значительный потенциал для развития этнотуризма. В данном регионе сохранилась не только традиционная культура, но и уникальная религия - марийское язычество. Полагаем, что концепция этнотуризма, включающая разнообразные элементы традиционной культуры народа мари и его религии, может послужить отправной точкой для разработки программы развития

въездного туризма в регионе. Помимо этого, этнокультурные памятники присутствуют почти в каждом районе Республики Марий Эл. Назовем некоторые из них.

Ряд районов Республики Марий Эл, такие как: Горномарийский район, Моркинский район, Килемарский район, Юринский район, г. Козьмодемьянск, имеют значительный турпотенциал, именно для этнотуризма. Приведем несколько фактов. В Горномарийском районе сохранился так называемый Дуб Пугачева, якобы под ним знаменитый руководитель народного восстания проводил свои собрания. В центре г. Козьмодемьянска сохранились дома купеческого архитектурного стиля в 2 этажа: с каменным 1 -ым этажом и деревянным вторым. В ряде подобных домов уже функционируют музеи (Музей купеческого быта и т.д.). Исследователи творчества И.Ильфа и Е.Петрова полагают, что именно в г.Козьмодемьянске проходил шахматный турнир, организованный Остапом Бендером, поэтому уже более 20 лет ежегодно летом проводится Фестиваль юмора «Бендериада», действует музей Остапа Бендера.

В Моркинским районе республики расположена д.Шоруньжа, где местный житель Алексей Иванов воссоздал на территории старой школы «этнографическую деревню», в которой имеется мастерская по изготовлению традиционной одежды, музыкальных инструментов, предлагаются блюда марийской кухни (по специальному заказу). В периоды календарных праздников проводятся костюмированные действия (например, масленичные игрища в праздник Уярня (Масленица)). Посещение этнографической деревни является популярным пунктом туристского маршрута. В 2019 г. - д. Шоруньжа была объявлена культурной столицей финно-угорского мира. В Республике Марий Эл проводятся мероприятия в соответствии с традиционным календарем народа мари, которые также используются для привлечения туристов: Шорыкйол (Святки), Уярня (Масленица) и другие. Возвращаясь к шеринг-моделям и их применению в практике этнотуризма, можно отметить, что увеличивается количество самодеятельных туристов. Данный вывод можно сделать основываясь на результатах исследования Аналитическим центром НАФИ (март 2019 г., в опросе приняли участие 1600 чел. в 140 населенных пунктах в 42 регионах России, возраст 18 +, статистическая погрешность не превышает 3,4%).

35 30 25 20 15 10 5 0

Рисунок 1 - Результаты ответов респондентов по годам

Итоги исследования (выводы обобщены автором статьи):

1. Увеличилось число россиян, которые предпочитают самостоятельно организовывать отпуск (бронировать билеты и арендовать жилье);

2. Среди тех, кто предпочитает организовывать отдых самостоятельно преобладают люди молодого и среднего возраста;

3. Жители Москвы и Санкт-Петербурга по сравнению с жителями других городов России реже организовывают отдых самостоятельно, чаще обращаются к турагентствам, что странно, вероятно, у них меньше свободного времени, но больше денег;

4. Увеличилось число россиян, которые в период отпуска арендуют автомобиль;

5. Общий итог - количество самодеятельных туристов растет.

Самодеятельный или самостоятельный туризм развивается с развитием

информационных технологий, формированием нового уклада жизни, особенно, у молодого поколения. Приведем слова Светланы Чечиковой, менеджера исследовательских проектов, Аналитического центра НАФИ: «Последние несколько лет на рынке туристических услуг происходит перераспределение спроса: потребители все чаще стремятся организовывать отпуск самостоятельно. Во многом тренд на самостоятельные путешествия поддерживается развитием современных средств коммуникаций, мобильных

приложений и сервисов аренды, которыми может воспользоваться любой человек, планируя предстоящий отпуск» [1].

... воспользуетесь ... самостоятельно будете... самостоятельно будете ... возьмете напрокат услугами туроператора / искать и покупать билеты искать и бронировать автомобиль

турагента на специализированных желье с помощью

сайтах специализированных

сайтов

■ 18-44 ■ 45-59 ИбО +

Рисунок 2 - Результаты ответов респондентов по возрастам

Следовательно, применение шеринг-моделей для объединения и продвижения услуг предпринимателей сферы туризма и этнотуристских ресурсов позволит привлечь большое количество потребителей туристских услуг в регион, заинтересует молодежную аудиторию, снизит издержки на формирование турпакетов. Т.Е. в целом будут решены две важные задачи: удешевление турпакета за счет исключения посредников в ходе формирования и продажи туруслуги, а также, повышение вовлеченности местного населения в процесс оказания туруслуг, следствием чего будет являться достижении цели устойчивого развития региона. Отметим, что среди показателей реализации целей устойчивого развития туризма признается обеспечение занятости, снижение уровня бедности, расширение возможностей получения дохода местными сообществами, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, а также достижение баланса интересов территорий.

В нашей стране актуальность проблемы повышения качества жизни населения в сельской местности, малых и средних поселениях, малых моногородах подчеркивается как на уровне политических задач государства, так и на уровне стратегий экономического развития регионов РФ. Среди первоочередных задач - повышение уровня благосостояния населения, снижение социальной напряженности за счет создания условий занятости и

конкурентоспособности для трудоспособного населения, обеспечение дополнительных социальных гарантий для нетрудоспособного населения. Во всех этих сферах, как показывает мировая практика, развитие туризма может сыграть существенную положительную роль.

Туризм - это сфера экономика, которая быстро и инновационно развивается. Развитие туризма предполагает вовлечение в эту сферу организаций из разных отраслей и их долгосрочное сотрудничество, а также стимулирует сетевое взаимодействие и ускоренное внедрение инновационных технологий, в том числе инновационных методов и моделей управления [9]. Одной из перспективных инновационных моделей в настоящее время признается модель экономики совместного потребления, или шеринг-экономики (sharing economy) - бизнес-модель, основанная на коллективном распределенном пользовании товарами и услугами [10].

Наша страна обладает значительными ресурсами для этнотуризма. Если попытаться соединить возможности современной экономики и цифровизации с ресурсами собственно туризма, выработать новую концепцию шеринг-туризма, это будет способствовать повышению устойчивого развития регионов России. Одновременно, данная концепция позволит сохранить традиционную культуру народов, проживающих на территории российских регионов, познакомить граждан России с их историей, традициями, самобытностью и уникальностью.

Литература

1. Итоги социологического исследования НАФИ: Россияне стали чаще планировать путешествия самостоятельно [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-chashche-planirovat-puteshestviya-samostoyatelno-en-russians-plan-their-own-trips-by/ Дата обращения: 01.11.2021

2. Киреева Ю.А. Туроперейтинг этнографических туров // Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире. Сборник публикаций по итогам международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 25-37

3. Полухина А.Н. Инновационные направления развития сферы туризма и гостеприимства в период коронакризиса // Инновационное развитие экономики. 2021. № 1. С. 38-46.

4. Рыкова А. Путь в Тыгыдым: названы 10 лучших объектов этнотуризма в России. Режим доступа: https://iz.ru/817972/aleksandra-rykova/put-v-tygydym-nazvany-10-luchshikh-obektov-etnoturizma-v-rossii. Дата обращения: 09.11.2021

5. Тимофеев Ю. Российские регионы только начинают развивать этнотуризм. Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6052011_1.stm. Дата обращения: 12.02.2019

6. Чижова О. Потенциал российских территорий в плане этнотуризма просто огромен. -Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_30092011_3.stm. Дата обращения: 14.02.2019

7. Чулок А. Что такое шеринг-экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/82383.

8. Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. - Hardcover, 2010. - 256 p.

9. Marasco, A.; De Martino, M.; Magnotti, F.; Morvillo, A. Collaborative innovation in tourism and hospitality: a systematic review of the literature. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2018.30(6). P. 2364-2395

10. Sheresheva, M. Y. 2018. The Russian tourism and hospitality market: new challenges and destinations. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 10(4). P.400-411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.