Научная статья на тему 'Повышение роли этнотуризма в контексте развития региональной экономики'

Повышение роли этнотуризма в контексте развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
417
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полухина А. Н.

В данной статье предпринята попытка анализа возможности применения этнотуризма, нового быстроразвивающегося вида туризма, основанного на этнографических традициях, фольклоре и рекреационном потенциале Республики Марий Эл для эффективного развития региональной экономики. Исследуются возможности использования этнотуристических ресурсов региона. Одним из действенных инструментов развития туристической отрасли должно стать малое предпринимательство, считают многие российские экономисты и эксперты сферы туризма, которое нуждается в целенаправленной и систематической поддержке государства и общества. Автор считает, что этнотуризм будет способствовать развитию экономики региона, если творчески использовать мировой опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли этнотуризма в контексте развития региональной экономики»

17 (56) - 2007

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЗТНОТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А.Н. ПОЛУХИНА,

кандидат исторических наук, доцент Марийский государственный технический университет

Как известно, этнотуризм представляет из себя новый быстроразвивающийся вид туризма, который базируется на соединении рекреационных ресурсов и памятников традиционной культуры, проживающего на данной территории населения. Этнотуризм сегодня популярен в разных частях земного шара, как со стороны предпринимателей, создающих новые маршруты, так и среди туристов, которых интересует не только прекрасный отдых, но и изучение оригинальной культуры народа.

Следует отметить, что международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику международный туризм воздействует на социальную и культурную среду, экологию. Туризм, как правило, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей. Это происходит потому, что, во-первых, принимающая иностранцев страна мобилизует рекреационные ресурсы, чтобы достойно встретить гостей, дольше их задержать на своей территории и составить самое благоприятное впечатление в целях, прежде всего, рекламного характера для потенциальных туристов. Во-вторых, это встречное стремление путешественников искать и находить новое, интересное и полезное во время зарубежных поездок. В-третьих, возможность использования части поступлений от туризма на охрану и восстановление национальных богатств. В настоящее время большинство стран Европы провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить правильные пути развития туризма и охраны национальных богатств [10, с. 21-26].

Представляется актуальным изучение возможностей использования этнотуристических ресурсов региона (на примере Республика Марий Эл) и раз-

работки программы этнотуризма для повышения эффективности деятельности экономики региона.

Роль туризма для развития российских регионов.

Растущая потребность в туристических услугах на территории России на данный момент, по мнению исследователей, обусловила введение в состав рейтинга инвестиционной привлекательности регионов нового потенциала — туристического. В состав этого потенциала входят четыре параметра: природно-рекреационный, историко-культурный, развитость сети размещения туристов и мест развлечений. Если первые два параметра являются поводами для посещения туристами региона, то вторые — условиями для того, чтобы туристы задержались в регионе и потратили отложенные для этого случая деньги [1, с. 61].

Российская Федерация на сегодняшний день имеет несколько наиболее привлекательных с точки зрения туризма регионов, в том числе по историко-культурному наследию. Москва, Санкт-Петербург

— безусловные лидеры далее, «Золотое кольцо». В последнее время активно развивается санаторно-курортный отдых на Черноморском побережье. Но большинство регионов нашей страны, имея туристско-ресурсный потенциал, тем не менее, слабо развиты в этом направлении. Примером последнего может быть названа Республика Марий Эл, поэтому, мы полагаем, что необходимы специально разработанные мероприятия и программы на уровне правительства республики, ориентированные на продвижение развития туризма. Но, как отмечал В. Ю. Шаров (генеральный директор компании

— национального оператора России — «Владинвест-тур») в ходе семинара, проводившегося в Министерстве спорта и туризма Республики Марий Эл в августе 2006 г., сегодня в нашей стране уже существует понятие «конкуренция территорий».

Для обеспечения конкурентного преимущества региону недостаточно наличие известных (или

малоизвестных) объектов историко-культурного наследия, необходимо наличие или специальное создание следующих факторов стимулирования развития, таких как: искусственные легенды, искусственно созданные мифы, позволяющие привлечь туристов (например, г. Бремен — бре-менские музыканты); мотивация туриста с точки зрения оздоровления и лечения (японские туристы, по словам В. Ю. Шарова, несколько лет назад приезжали во Владимир и Суздаль не только для ознакомления с жемчужинами православной архитектуры, но и чтобы «подпитаться» энергией, так как православные храмы возведены на энергетических столбах); событийность (создание и реализация сценариев фестивалей, например, фестиваль «Богатырские забавы» — 8,5 тыс. туристов единовременно прибыли во Владимирскую область в сентябре 2006 г.); религиозно-культовые события (но могут возникнуть дополнительные сложности, связанные с емкостью территорий и соблюдением канонов поведения) [4].

По мнению большинства теоретиков и практиков туризма в нашей стране главной проблемой российских регионов является отставание в уровне развития туристической и другой необходимой инфраструктуры. Данные о потребителях туристических услуг в России показывают, что 30 % населения с наиболее высокими доходами пользуется 68,3 % санаторно-оздоровительных услуг и 95,5 % экскурсионных услуг, тогда как для 30 % лиц с наименьшими доходами эти показатели составляют 1,4 % и 0,4 % соответственно. Это означает, что класс обслуживания туристов должен быть высоким и в нашей стране. В настоящее время в большинстве регионов качество инфраструктуры не соответствует международному уровню, к которому уже привыкли многие россияне [1, с. 61]. К сожалению, Республика Марий Эл также входит в число этих регионов.

Одним из действенных инструментов развития туристической отрасли должно стать малое предпринимательство, считают многие российские экономисты и эксперты сферы туризма. Составляя новую основу определяющих сегментов туриндустрии: общественного питания, гостиничного, зрелищно-развлекательного, торгового, сувенирного, транспортного комплексов, — малое предпринимательство нуждается в целенаправленной и систематической поддержке государства и общества. В этой связи следует напомнить инициативу правительства РФ: предусматривается развитие туристско-рекреационных зон согласно

Федеральному Закону «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», подписанному Президентом 3 июня 2006 г. Согласно новому закону, создание туристс-ко-рекреационных зон возможно на территориях нескольких муниципальных образований, резиденты туристских ОЭЗ освобождаются на первые пять лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. По мнению исследователей, закон направлен на стимулирование зарубежных инвесторов при вложении средств в российский туристский бизнес в преддверии ожидаемого в России туристского бума, начало которого будет зависеть от качественных сдвигов в индустрии туризма и сопряженной с ней инфраструктуры [3, с. 75].

Но, безусловно, важным условием расширения активов туристической индустрии является реставрация, реконструкция и обустройство имеющихся памятников истории и культуры народов, населяющих регион, поэтому важную роль в экономическом развитии региона может и должен играть такой новый вид туризма как этнотуризм.

Перспективы формирования этнотуризма в национальной республике. Республика Марий Эл обладает уникальным историко-культурным наследием и рекреационными ресурсами, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования экономического состояния региона. На сегодняшний день республика входит в число дотационных субъектов Российской Федерации, но существует стремление изменить данную ситуацию. Основное природное богатство нашего региона составляют леса, разнообразие флоры и фауны которых поражало воображение путешественников еще в XVIII в. [7, с. 31-35].

Современные исследования свидетельствуют, что рекреационный потенциал может быть охарактеризован как высокий, многокомпонентный, с преобладанием природных составляющих и предопределяющий рекреационную специализацию на туризме, отдыхе выходного дня, а также стационарном оздоровительном отдыхе [6, с. 23]. Кроме того, с давних пор народы, проживающие на территории Поволжского региона, отличались самобытной культурой, которая на протяжении долгих веков взаимодействовала и оказывала влияние на русскую культуру, что наглядно проявляется на примере славяно-финно-угорских параллелей в языческих представлениях этих народов. В мировоззрении русского и финно-угорских народов, проживающих издавна на территории Волго-Камья, наблюдаются многочисленные параллели,

в таких областях как: языческие культы, пантеоны богов, обряды молений и жертвоприношений, свадебные обряды, календарные праздники, мифология, сказочный фольклор, сюжеты декоративно-прикладного творчества, искусства, в том числе традиционной вышивки [8, с. 268]. Общей особенностью верований населения Волго-Камья является то, что язычество и христианство воспринимались населением не как противоположные религии, а «только восполняющие друг друга части одной и той же веры, относящиеся к различным порядкам жизни, к двум мирам, одна — к миру горнему, небесному, другая — к преисподней, к «бездне» [5, с. 52]. И если религиозное сознание русского крестьянства обычно связывалось с двоеверием (язычество + христианство), то религиозное сознание русского населения Волго-Камья можно назвать троеверием [2, с. 25]. В. О. Ключевский замечал по этому поводу: «... к христианству прививалось вместе с язычеством русским еще и чудское» [5, с. 54].

Соответственно, именно историко-культурный потенциал и рекреационные ресурсы Республики являются базой дальнейшего развития и модернизации экономики, поэтому правительство Республики Марий Эл обсуждает программу развития туризма, но особую привлекательность, исходя из ресурсов, для нашего региона имеет этнотуризм.

Каковы «слагаемые успеха» при разработке концепции этнотуризма? Мы полагаем, что концепция развития этнотуризма в Республике Марий Эл обязательно должна формироваться с учетом и на основе местной самобытной культуры, причем не следует ограничиваться только объектами какой-либо одной культурной традиции: марийской, татарской или русской, так как мы встречаемся с проявлениями модели мультикультурализма, которая столетиями формировалась в Поволжском регионе. Необходимо признать значительное взаимовлияние и воздействие культур, а, следовательно, и мифологических сюжетов этих народов, друг на друга. К тому же, современный турист нацелен на познание новых и интересных фактов, а не на научные открытия, поэтому особую роль играет, именно, интерпретация мифологического материала, оформление тура и реклама. Можно создать уникальную сельскую гостиницу в настоящей русской деревне (или марийской, татарской), где происходит погружение в народный быт, но если туристы не будут знать о таких возможностях, которые им предоставляют где-то в Республике Марий Эл, то и развитие туризма будет затруднено.

Модель развития этнотуризма включает в себя ряд составляющих элементов, таких как: паспортизацию районов республики с точки зрения этнографических памятников, предложение бизнес-идей и проектов, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, но обязательным элементом должна являться туристская инфраструктура, включающая и средства размещения, и пункты питания и транспортные магистрали. Данная работа уже начата. В начале 2006 г. администрация Горномарийского района (один из районов Республики Марий Эл) обратилась в Марийский государственный технический университет, в частности, на факультет социальных технологий, с предложением о совместном проекте по разработке ряда тем, которые являются актуальными для района. В числе этих тем были указаны и темы, которые посвящены вовлечению новых туристских ресурсов в Горномарийском районе в туристическую деятельность. Горномарийский район и г. Козьмо-демьянск среди многих районов Республики Марий Эл выделяются известным историческим прошлым и туристическими ресурсами для познавательного туризма. К примеру, считается, что именно представители горных мари помогали Ивану Грозному во время его похода на Казань и в ходе присоединения марийских племен к российскому государству; Еме-льян Пугачев со своими сподвижниками проходил по этому краю (сохранился знаменитый Дуб Пугачева); собственно г. Козьмодемьянск радует глаз сохранившимися до наших дней городскими постройками XIX в. На территории района находятся множество археологических памятников древнего населения, проживавшего на данных территориях. Но это перечислены уже известные туристические ресурсы, являющиеся визитной карточкой района и даже Республики в целом. Жители района, его администрация хотят создать новые привлекательные маршруты, которые глубже смогут проиллюстрировать самобытную культуру народа. В названном письме факультету было предложено разработать «проект базы дельтапланеризма и горнолыжного спорта у горы Аламнер — сторожевой горы древних мари», «проект туристического маршрута у межевого столба Нижегородской и Казанской губерний у д. Актушево», «изготовить объемный макет древне-марийской стоянки (протогорода) на горе Аламнер» и т. д. Перечисленные темы свидетельствуют, что сегодня значение этнотуризма понимают не только специалисты туристической отрасли, но и собственно жители этих территорий.

Подобные примеры пристального изучения быта и культуры народа с целью последующего ис-

пользования при создании сельских гостиниц, развитии сети ресторанного бизнеса на основе национальной кухни, можно встретить и в других районах Республики Марий Эл. Например, Юринский район, богатый объектами историко-культурного наследия, администрация и жители которого также стремятся привлечь туристов на эти территории. В этом районе сохранился уникальный образец помещичьей усадьбы — Шереметьевский замок, поражающей и сегодня взгляд путешественников. Другой район — Моркинский, энтузиастами которого в д. Шорунжа создана этнографическая «марийская деревня». Летом 2006 г. ее посетили несколько групп туристов из Финляндии (около 100 чел). Они принимали участие в фольклорном празднике, в постановочном богослужении «в марийской священной роще», парились в бане «по-черному», покупали изделия народных промыслов и даже участвовали в изготовлении некоторых из них. В Килемарском районе приступили к реализации плана «Развитие местных социально-экономических инициатив с использованием потенциала особо охраняемых территорий и эко-НКО» в рамках проекта ТАС^. В будущем предполагается создание вокруг заповедника «Кугу Какшан», расположенного на территории района, этнотуристических комплексов и сельских гостевых домов.

Использование зарубежного опыта развития этнотуризма. Очевидно, что разработка модели этнотуризма как одного из направлений модернизации экономики в регионе будет проходить более успешно, если использовать мировой опыт. В качестве примера можно привести опыт создания целого этнографического города (!) — Сант-Авгус-тина, находящегося в штате Флорида (США) — это уникальное место не только в плане сохранения исторических памятников, но, именно, их использования как базы для развития этнотуризма. Город Сант-Августин — это первое испанское поселение на территории штата Флорида. Для привлечения туристов в нем воссоздан облик колониального городка XVIII в., в домах-музеях — интерьеры и быт того периода. В Сант-Августине ежегодно проводятся карнавалы.

Другим примером успешного использования исторического и, в большей степени, этнографического прошлого, могут быть — американские дин-нер-шоу. Это одновременно и тип развлекательных мероприятий, широко распространенный в США, но и своеобразное воплощение модели этноту-ризма. В штате Флорида наиболее популярными темами для диннер-шоу, которые ежедневно при-

влекают сотни людей, являются «Арабские ночи», «Пираты», «Средневековый турнир». Безусловно, степень достоверности подобных представлений, как и их историческая точность, невелика, но мы отмечаем подобные примеры как концептуальную модель, которая может быть использована, естественно, с учетом самобытной культуры для развития туризма на территории Республики Марий Эл. Например, названный ранее Шереметьевский замок, который иногда используют в качестве сельской гостиницы.

В этом случае можно предложить создание нового интерактивного музея со стилизацией предметов интерьера, элементов быта и восковыми фигурами. Подобную модель организации туристического маршрута автор данной статьи наблюдала в Великобритании в замке Уорвик Кастл (Warwick Castle), прошлое которого связано с войной Алой и Белой Роз и деятельностью герцога Уорвика — «деятеля королей», как его величают в английской истории. Интерьеры замка воссоздают облик двух эпох — XV и XIX веков. Первый, полуподвальный этаж замка, демонстрирует посетителям организацию жизни и деятельности феодальной усадьбы эпохи натурального хозяйства, когда все производимое потреблялось на территории Дома, и отсутствовало всякое представление о гигиене быта (в помещениях специально поддерживается «особый аромат средневековья», т. е. запах нечистот соединенный с «ароматами» помещений для скота). В соседнем здании воссоздан интерьер феодальной темницы с орудиями средневековых пыток. Второй этаж основного здания — это интерьеры XIX в., где показано времяпрепровождение представителей викторианской аристократии. Любопытно отметить, что в интерьерах замка удачно размещены восковые фигуры обитателей замка, как средневековых рыцарей, так и простолюдинов (имеются восковые фигуры членов семьи герцога Уорвика). На втором этаже основного здания в интерьерах XIX в. вас встречают последние обитатели этой усадьбы, фигуры которых представлены с фотографической точностью. В завершении столь краткого обзора замка Уорвик Кастл следует заметить, что сегодня замок-музей принадлежит компании Музеев Мадам Тюссо, поэтому использование восковых фигур не случайно.

Кроме того, мы полагаем, что существует возможность значительно расширить потенциал этнографических туристических ресурсов Республики Марий Эл за счет включения в этот перечень собственно сюжетов мифологии народа мари и русского народа, активно используя, в частности,

современный опыт анимационной деятельности. Концепция Парка Развлечений, предложенная в 1950-е гг. Уолтом Диснеем, сегодня находит многочисленные воплощения в разных странах мира, но ее использование в российском климате, к сожалению, затруднено. Но с другой стороны, существует любопытный опыт воплощения сказочного мира Туве Янсон в «долине Мумми-Троллей». Долина Мумми-Троллей расположена на острове, к которому ведет деревянный помост, на острове все устроено так, как описано в книгах писательницы: голубой замок — домик Мумми-Троллей, где все настоящее: лестница, комнаты, кровати; недалеко от домика можно встретить живого Мумми-Тролля и его друзей; имеется в парке и туннель, и лабиринт с водопадом, в театре «Эмма» можно посмотреть представление из жизни Мумми-троллей.

Рассмотрим возможность привлечения марийской мифологии для создания инновационного туристического продукта. Один из наиболее выразительных солярных праздников у марийского народа был связан с праздником Сурем. По свидетельству источников, этот праздник был посвящен изгнанию злых духов из деревни, для чего устраивали моления и жертвоприношения. Отметим следующие элементы праздника: посвящение моления главному богу Юмо, разжигание костров, куда бросали то, что не успевали съесть, заклинательные молитвы о здоровье, счастье и богатстве на ближайший период, участие в празднике лошадей [9, с. 209—210]. И главный смысл праздника — изгнание нечистой силы. Как известно, в XVI — XIX вв. у русских ко дню летнего солнцестояния был приурочен праздник Ивана Купалы, элементы которого в последние годы также используются для анимационных представлений и создания туристических продуктов. Мы полагаем, на базе марийских этнографических материалов возможно создание более интересного и привлекательного туристического продукта, так как данный сценарий включает значительное число магических элементов, привлекательных с точки зрения рекламы и подразумевает наличие простора для анимационной фантазии.

В этой связи хотелось бы привести в качестве примера американский опыт празднования Хэлло-уина, свидетелем которого была автор данной работы в ходе четырехмесячной стажировки в США. Мне довелось посетить несколько Парков Развлечений за время стажировки (Диснейлэнд, Юниверсал, Си Волд и др.). Смысл Хэллоуина, как известно, состоит в изгнании злых духов. Обычные действия в этот день (31 октября) включают переодевания, веселые

шутки друг над другом, рассказы и представления о привидениях и злых духах, порой шествия ряженых с обязательными атрибутами — свечи и тыквы. Праздник Хэллоуин в американском Парке Юниверсал Студио («Острова приключений») отмечается в течение целого месяца октября. Исходя из того факта, что большинство посетителей (или основная целевая аудитория) Парка Юниверсал Студио — Острова приключений — состоит из подростков и людей молодого и среднего возраста, главным мотивом праздника были выбраны герои и сюжетные линии известных американских фильмов ужасов. Посетителям Парка предоставлялась возможность почувствовать себя как бы внутри событий фильма и испытать на себе опасности, которые пережили (или не пережили) герои. При сохранении общей идеи праздника Хэллоуина — разгул нечистой силы и ее изгнание — анимационные действия успешно учитывали потребности клиентов. Результатом явилась полная заполняемость данного Парка в течение октября, значительная большая, чем у конкурентов, которых в радиусе 10 км находится не менее шести Парков Развлечений, и которые абсолютно все представляли собственные программы Хэллоуина.

Мы полагаем, что следует придумать несколько иную интерпретацию в проведении праздника Сурем, не пытаясь повторить русский (славянский) сценарий Ивана Купалы, а предложить собственное видение «ритуальных действий по изгнанию злых духов» с учетом потребительского спроса и возможностей анимационных ресурсов, имеющихся в Республике Марий Эл.

В заключение отметим, что использование этнотуризма как концепции развития экономики региона будет способствовать повышению привлекательности региона для инвесторов и одновременно поддерживать и развивать интерес к самобытной культуре, проживающих на данной территории народов. Но для достижения успеха использования объектов историко-культурного наследия в туризме необходимо: во-первых, разработать на уровне республиканской власти целевую программу развития туризма; во-вторых, обратить пристальное внимание на создание туристской инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. ДеньгинД. Д. Основные направления изучения и использования регионального туристического потенциала // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сборник научных статей. —

Смоленск: Универсум, 2006. С. 61 — 63.

2. Золотова Т. А, Данилов О. В. Очерки традиционной культуры народов Поволжья. — Йошкар-Ола, 1996.

3. Игнатьев А. В. К вопросу об усилении функций туризма в постиндустриальном обществе // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сборник научных статей. — Смоленск: Универсум, 2006. С. 73 - 78.

4. Инвестиции в туристскую отрасль: современность и перспективы // Семинар в Министерстве физической культуры, спорта и туризма в Республике Марий Эл, 17 августа 2006.

5. Ключевский В. О. Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья. Влияние природы Верхнего Поволжья на народное хозяйство в Великороссии // Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990. С. 40 — 63.

6. Конюхова Т. А. Лесоводственно-экологическая оценка лесных туристских ресурсов и рекреационного потенциала Республики Марий Эл: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. сельск. наук. — Йошкар-Ола, 2006.

7. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов — СПб, 1791.

8. Полухина А. Н. Славяно-финно-угорские параллели в языческих представлениях народов Волго-Камья / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Ижевск, 1998.

9. Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. — Казань: Типография Императорского Казанского университета, 1840.

10. ХаррисГ., КацК.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке: пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.