ШАШМАКОМДА ОРАЗ МАКОМИ Матякубов Ш.Б.
Матякубов Шавкат Батирович - доцент, кафедра "Макомное пение ", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: под маком подразумеваются классические традиционные музыкальные пути целого ряда восточных народов. Слово «маком» арабское слово, означающее место жительства, резиденция. Говоря языком музыки, маком в музыкальных инструментах место расположения звуков, составляющих мелодию и пение, — это ноты, то есть лады. Под «макомом» также понимается определенный творческий стиль развития в музыке в зависимости «от несовершенного до совершенного состояния». Одним из шуъба Шашмакома является Ораз. Данная статья посвящена именно той роли, которую эта шуъба играет в Шашмакоме.
Ключевые слова: Наср, Уззол, Ушшок, Хоро, Аджам, Мухайяр, Чамбар, Баёт, Ирок, Чоргох, Сегох, Ораз, Хусайни.
THE MAKOM ORAZ IN SHASHMAKOM Matyakubov Sh.B.
Matyakubov Shavkat Batirovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF "MAKOMSINGING ", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: makom refers to the classical traditional musical paths of a number of Oriental nations. The word "makom" is an Arabic word meaning place of living, residence. In the language of music, the makom in musical instruments is the location of the sounds that make up the melody and singing - these are notes, that is, frets. "Makom" also refers to a certain creative style of development in music, depending on "from an imperfect to a perfect state. " One of the Shashmakom's shuba is Oraz. This article is devoted to the role that this shuba plays in Shashmakom. Keywords: Nasr, Uzzol, Ushshok, Khoro, Ajam, Muhayyar, Chambar, Bayot, Irok, Chorgoh, Segoh, Oraz, Husayni.
УДК:781.9
В древние времена, то есть до XIV века, у каждого народа был свой лад, и 12 из 33 звуков в октаве, взятых неупорядоченно, продолжали играть на музыкальных инструментах. Ко времени Иоганна Себастьяна Баха каждый полутоновый интервал в 12-струнной структуре октавы был разделен на 100 центов, что привело к созданию хорошо темперированного клавира. Произведения, созданные в таком темпераменте, стали называть классикой. В нашу страну этот темперамент стал насильственно навязываться А.И. Петросяном с 1930-х годов [1]. Исполнители макома под сильным принуждением исполняли наши народные произведения, переходя на эту темперацию. Темп каждого музыкального произведения, которое должно было быть записано на магнитные ленты, тщательно проверялся художественным советом, а затем отправлялся в студии звукозаписи. Это обстоятельство положило начало мощному движению за то, чтобы стереть национальные музыкальные ноты с ушей нашего народа и впустить в наши умы советскую музыку. Искусствоведы, которые не соглашались с этим, очень жестоко наказывались.
В конце 50-х годов в Узбекистане вновь началась работа по восстановлению нотных записей Шашмакома. Ранее исполнением макомов занимался Национальный ансамбль при Ташкентском радио [2]. На этом этапе мы рассмотрим разницу между макомными и хорошо темперированными нотами на примере макома Ораз в Шашмакоме.
Великий ученый-мыслитель, академик Юнус Раджаби участвовал в записи Шашмакома [3]. Примерно в 1970-х годах маком Орази Нам из макома Наво записал на магнитные ленты. Нотный текст этого произведения в «Узбекской народной музыке», вышедшей в Ташкенте в 1959 году, отличается от копии в третьем томе книги Шашмакома. Некоторые ноты были модифицированы и усовершенствованы в следующем образце. Он исправлял недостатки в тексте нот во время обучения произведения исполнителями и певцами ансамбля.
Нотные записи представляют собой оригинальные ноты Наво, то есть начиная с ноты фа и заканчивая нотой си-бемоль. Мажорная тональность с точки зрения европейского нотного темперамента. Диапазон нот: Фа-Соль 200 центов, соль-ля 200 центов, ля-си бемоль 100 центов. Теперь если взять с точки зрения макомных нот, то есть древнего макома:
Теперь, если взять в расчет статусные шторы, то есть старые античные, то фа-соль 225 центов, соль-ля 200 центов, ля-си 75 центов, то получатся оригинальные ноты Наво, то есть тетрахорды [4]. Здесь возникает вопрос, как вы объясните, что нота ми в начале этого произведения не является тетрахордом Наво? В этом случае нота ми считается дополнительной нотой, а тетрахорд, предшествующий тетрахорду Наво, исполняется на -25 и добавляется к тетрахорду Наво. На языке музыковедения это называется хвостиком.
Оказывается, шуъба под названием Ораз встречаются в двух макомах Шашмакома. Как отмечалось, в макоме Наво присутствует Орази Наво, а в макоме Дугох присутствует Орази Дугох. Если начать записи нот с ноты фа, то эти произведения никак не будут отличаться друг от друга, даже некоторые намуды, которые появляются на протяжении всего произведения, одинаковы. Это является ошибкой, макомы не могут быть одинаковы друг с другом в плане нот. В чем причина? Единственная причина такого состояния — это тот период. Юнус Раджаби записал это произведение на ноты, чтобы оставить его следующим поколение, но не записал на магнитные ленты [5]. Продолжал писать, переходя к следующим частям Шашмакома. Впервые произведение Орази Дугох было исполнено народным Хафизом Узбекистана, Орифхоном Хотамовым в исполнении таджикского певца Шоназара Сахибова и народной артистки Узбекистана Матлюбы Дадабаевой и записано на магнитные ленты в 1990-х годах. В нем также остались незаписанными три песни. Вариант, который мы исполнили, сильно отличается от текста заметки Юнуса Раджаби. В настоящее время мы не видим молодых людей, которые осмеливаются взяться за исполнение этого произведения.
Если будем анализировать Орази Дугох, то нотой макома Дугох является ре-мажор. Маком Дугох состоит из четырех тетрахордов, то есть ре, ми, фа-диез, соль. Но работа началась с третьего тетрахорда Дугоха, а именно с фа-диеза.
Работа по таблице фа-диез, то есть начиная с интервала фа +50, интервал соль-ля равен 200 центам, интервал ля-си равен 75 центам, интервал си-до второго тетрахорда равен полной полутонне 100 центам, а интервал до-ре равен 175 центам.
Просто представьте себе огромный разрыв между Европейской нотацией и нашей макомной нотацией. Промежутки между нотами резко отличаются друг от друга. Но написание однородное. Вот почему наши наставники проделали большую работу по совершенствованию европейской нотации, и эта работа продолжается и сегодня. В частности, заслуживает похвалы работа научно-исследовательского центра "Школа макома" под руководством Аброра Зуфарова. В дальнейшем Центр проводит научную работу по совершенствованию нотной записи макомов, изучению дифференциации нот и тетрахордов. Желаем членам этого центра на этом пути огромных успехов.
Список литературы /References
1. Sh. Matyakubov "Ijro dasturlarini tayyorlash" o'quv-qo'llanma Toshkent 2019 y.
2. Буриева К. «Публикации нотных записей Шашмакома», «Проблемы современной науки и образования» № 7 (185), 2023 год.
3. Ю. Ражабий "Узбек халк мусикаси V том" Тошкент 1959 й.
4. И. Ражабов "Макомлар масаласига доир" Тошкент 1954 й.
5. О. Матякубов "Макомот" Тошкент 2004 й.