АДАПТАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПАРТИИ ШАШМАКОМА К СОЛЬНОМУ
ИСПОЛНЕНИЮ ДУТОРА Махмудова Ф.Н.
Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи - старший преподаватель, кафедра «Инструментального исполнительства макам», Национальный институт узбекского музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: инструмент дутор считается одним из древнейших инструментов узбекского народа. Его своеобразней штрих и звук не встречается на других музыкальных инструментах. Роль дутора в исполнении инструментальных партий макомов также считается особой. Поскольку законы исполнения макомов совпадают, структура мелодии очень подходит для исполнительских возможностей инструмента дутор. В данной статье представлена информация об отдельных аспектах исполнения произведений Шашмакома на инструменте дутор. Кроме того, было также процитировано о ритмах дойры, структуре и композиции нескольких произведений.
Ключевые слова: маком, дутар, Шашмаком, хона, бозгуй, пешрав, тасниф, тарже.
ADAPTATION OF THE INSTRUMENTAL PART OF SHASHMAKOM TO THE SOLO
PERFORMANCE OF THE DUTOR Mahmudova F.N.
Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE MAKAM, NATIONAL INSTITUTE OF UZBEK MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the dutar instrument is considered one of the oldest instruments of the Uzbek people. Its distinctive touch and sound is not found on other musical instruments. The role of the dutar in the performance of instrumental parts of makoms is also considered special. Since the laws of makom performance coincide, the melody structure is very suitable for the performance capabilities of the instrument dutar. This article provides information about certain aspects of the performance of Shashmakom's works on the instrument dutor. In addition, it was also quoted about the rhythms of doira, the structure and composition of several works. Keywords: makom, dutar, Shashmakom, hona, bozgui, peshrav, tasnif, tarje.
УДК 78.023
Шашмаком возник как музыкальный жанр примерно в первой половине XVIII века. Причина такого предположения состоит в том, что в музыкальных трактатах, написанных в Средней Азии до XVIII века, говорится о 12 макомах, то есть о макоме Дувоздах. В источниках написанных до XIX века в не упоминается ни слова о Шашмаком. Таким образом, категория 12 макомов просуществовала до XVIII века и сформировалась как Шашмаком. Все произведения в части мушкулот Шашмакома могут быть исполнены в соло. Для этого очень важно знать информацию об этих произведениях, об их структуре, исполнении. Далее мы подробно остановимся на таких произведениях.
Таснифи Бузрук. Данное произведение макома сначала появляется в таблицах макомов Дувоздах, а затем Шашмакома. Это произведение построено по образцу "хона" и "бозгуй", как куплет и припев в песне. А в части "хона" тема мелодии меняется и расширяется [1]. Таснифи Бузрук это именно то, что было создано для инструмента дутор. Текст мелодии похожие на пешрав, как будто адаптирован к нотам дутора.
Тарже Бузрук. В макомах произведения с однородным названием основа мелодических дорожек и мелодические темы могут быть разными, но ритм дойры может быть таким же. Следовательно, причина, по которой они называются такими именами, как тасниф, тарже, гардун, мухаммас, заключается в единстве ритма дойры, который у них изначально был. Еще один фундаментальный аспект всех инструментальных произведений Шашмаком заключается в том, что они состоят из фрагментов мелодии, называемой "хона" и "бозгуй" [2]. Они могут состоять из одного или нескольких мелодических предложений. Слово "хона" означает "дом", "комната", то есть комната, в которой размещаются звуки, составляющие мелодию, и другие ее признаки. Что касается Тарже Бузрук, его ритм дойры называется ритмом тасниф. А слово "тарже" означает "повторение". То есть повторение Таснифи Бузрук в другом варианте.
В Тарже Бузрук инструмент дутор имеет большое значение, также играет соло в ансамбле. Потому что его ритм дойры может быть показана на самом дуторе, даже если дойра не присутствует в ансамблях.
Гардуни бузрук. Исполнение изначально инструментальных дорожек макомов обеспечивает их целостное и полное исполнение. Затем он переходит в отделения певческой секции. Кроме того, каждая из дорожек мелодии в инструментальной секции считается независимой инструментальной секцией и сопровождается названием макома, к которому она принадлежит [3]. Например, Таснифи Бузрук, Тарже Рост, Сакили Наво,
Самой Дугох и т.д. Гардуни Бузрук также исполняется под своим названием "гардун", что означает "круг". То есть однородная мелодическая тема повторяется в разных формах. В гардунах движение мелодии и ритм дойры не изменяются, то есть почти во всех они одинаковы. Бузрук передает значение величия и мелодия также относится к этой теме. Гардуни Бузрук позволяет полностью показать штрихи и мелодичность инструмента дутор.
Таснифи Наво. Таснифы имеют независимые музыкальные темы в каждом из макомов, а мелодические дорожки принципиально отличаются друг от друга. Например Таснифи Наво состоит из 17 "хона" и 3 "бозгуй" [2]. Таснифи Наво отличается от других таснифов тем, что в то время как в других таснифах "бозгуй" идет после каждой "хона", а в Таснифи Наво "бозгуй" приходит один раз в середине и два раза в конце произведения. Данное музыкальное направление, то есть проведение нескольких "хона" подряд и потом исполнения "бозгуй" совершенно противоречит правилам Шашмакома. Таснифи Наво было исполнено нашими мастерами исполнителями, дутаристами Абдурахимом Хамидовым и Маликой Зиевой. Их стиль желательно использовать при исполнении произведения.
Тарже Наво. "Тарже" - арабское слово, означающее "возврат", "повторение". Мелодия состоит из повторения одной и той же второстепенной темы на разной высоте и музыкальных чередований в форме, исполняемой на разных ладах [4]. В третьей "хона" Тарже Наво, также встречаются темы похожие на "пешрав". То есть исполнение одной и той же мелодии на разных ладах. Тарже Наво в настоящее время является очень популярным произведением. Даже на некоторых конкурсах народных инструментов в условной программе исполнения установлена мелодия Тарже Наво. Данное произведение был создан именно для инструмента дутор. Потому что его удары и стоны показывают мастерство исполнителя на инструменте дутор и потенциал инструмента.
Гардуни Наво. В музыке "гардун" - это название определенного ритма дойры, а также мелодии, исполняемой в сопровождении этого ритма в соответствии со своим макомом. В музыкальных трактатах, написанных в XII-XVII веках, содержится много информации о макомных "шуъба", носящих названия "Гардуния", "Гардония". Их форма, дошедшая до нас, - это Гардун в Шашмакаме. На музыкальных дорожках "гардун" "бозгуй" не появляется после всех "хона", но повторяется через две-три "хона" [5]. Прыжки вверх по дорожке мелодии заканчиваются медленной опусканием в начинающую ноту.
Гардуни Наво исполняется на дуторе в приподнятом настроении. Именно поэтому эта мелодия поднимает настроение исполнителю и слушателю.
Сакили Наво. Еще одно из крупнейших произведений в инструментальном разделе макомов - это "Сакил". "Сакил" - арабское слово, означающее "тяжелый", "растянутый". С другой стороны, на языке музыки это название очень сложной техники дойры, исполняемой в сдержанном темпе. Характерная музыкальная особенность "сакил" не случайно принята в Шашмакоме. Причина в том, что в бухарских макомах после "сакил" идет раздел их пения. С другой стороны, секция пения начинается с "Сарахбор", которые исполняются более сдержанно [4]. Благодаря свойству ритма дойры "сакил" легко прикрепляется к следующему произведению, и даже с точки зрения темпа не происходит сильного поворота. Для соло дутар исполняется с простыми и быстрыми ударами, а также с красивыми мелодиями.
Тарже Дугох. Из древна эту мелодию исполняли в основном на праздниках, свадебных мероприятиях на дуторе. Ритм дойры "тарже" идентичен ритму "тасниф". "Бозгуй" Тарже Дугоха вместе с другими "хона" напоминает Таснифи Дугох. Плавные переходы мелодических линий от ноты к ноте Таснифи Дугох напоминает Тарже Дугох. В конкурсах по программе первичное произведение должна быть из таснифов или тарже. Большенство истполнители дутора предпочитают исполнять "тасниф"ы. Причина этого проста. "Тарже" включают в себя ритм дойры и некоторые случаи мелодических дорожек "тасниф"а. Таким образом, когда исполняется тасниф будет такой же, как исполнение "тарже".
Список литературы
1. Матякубов Ш. "Анъанавий хонандалик асослари", учебное пособие, Ташкент, 2022 год.
2. Фитрат "Узбек классик мусицаси ва унинг тарихи" "Фан" нашриёти. Т., 1993.
3. Матякубов О. «Макомот», Ташкент, 2004 г.
4. Матякубов О. "Бухоро Шашмацомига яна бир назар" Тошкент 2014 г.
5. Беляев В.М. "Шашмаком" Москва 1951-1967 гг.