О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА «ШАШМАКОМ» Мамиров М. Email: [email protected]
МамировМансур - и.о. доцента, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: письменные свидетельства о Шашмакоме, как о виде и форме музыки, встречаются впервые в музыкальном трактате неизвестного автора конца ХVШ в. и баязах, составленных в XIX веке в Бухаре. Это только некоторая условная точка отсчета его документально (письменно) обозримой истории. Фактически же, как уже отмечали, корни зарождения Шашмакома, как явления музыки высокого философско-эстетического смысла, несомненно, восходят к значительно более ранним временам.
Ключевые слова: маком, музыка, искусство, смысл, понятие, форма, традиция, практика, принцип.
ON THE ORIGIN OF THE TERM «SHASHMAKOM» Mamirov М.
Mamirov Mansur - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, FACULTY OF FOLK ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: direct written evidence of Shashmakom as a form and form of music is first encountered in a musical treatise by an unknown author of the late 18th century and bayaz compiled in the 19th century in Bukhara. As already noted, this is only some conditional reference point for his documented (written) observable history. In fact, as already noted, the roots of the birth of Shashmakom, as a phenomenon of music of a high philosophical and aesthetic sense, undoubtedly go back to much earlier times.
Keywords: makom, music, art, meaning, concept, form, tradition, practice, principle.
УДК 078
Узбекская традиционна музыка - высокоразвитая система национальной монодии со своими, веками сложившимися и откристаллизовавшимися музыкально-языковыми средствами, формами, жанрами, техникой и их носителями. Искусство это обладает высокими художественными достоинствами: поражает устойчивая логика мелодико-интонационного развертывания, острое ощущение кульминации [1, 19].
Историческое происхождение Шашмакома, вековые традиции этого явления, как целостной музыкальной системы, пронизаны духом рационализма, имеют глубокую и прочную научно-теоретическую основу. Такая природа Бухарского Шашмакома (гармония свободы и канона, устности, вариантности и незыблемости канонов) позволяет рассматривать его как традицию, освещенную практикой, правила которой не регламентированы в специальных письменных трактатах-уставах, а функционируют как мысль-идея, являющаяся ее органической частью.
В самом начале некоторых списков музыкальных трактатов-баязов XIX века выписывается красными чернилами в виде заглавия, как бы своеобразное «определение» Шашмакома. А по содержанию оно подается в форме толкования некого сакрального смысла. Следует заметить, что в письменных источниках оно называется не просто Шашмаком, а «Музыкальный Шашмаком». Это еще раз подчеркивает то, что выражение «шашмаком» в более упрощенной форме, без приставки «музыкальный», дошло до нас из устного обихода. И, между прочим, следует заметить, что приставка «музыкальный», то есть подчеркивание музыкального в музыке высокого стиля, имеет знаковый характер. Он означает академическую, рациональную научно-теоретическую направленность исходной идеи Шашмакома, как музыкального явления.
С другой стороны, практический аспект выражен словами «унаследованный от высокочтимых и благородных мастеров предшествующих поколений». Иначе говоря, то, что мы теперь называем «действующей традицией освещенной практикой». Из этого следует понимать, что самими носителями Музыкальный Шашмаком воспринимался как данность -традиция, унаследованная от предков.
В этом смысловая суть шести исходных макомов-ладов (отсюда и родовое название «шашмаком - буквально шесть макомов), к которым прилегают все остальные побочные лады («насры» - «вспомогательные»). То, что Фитрат называет «шуъба». Чрезвычайнео важно, что Фитрат, как истенный ученый-теоретик, старается сохранить единые основополагающие принципы деления целого на части. Это проявляется ужу в попытке дифференциации октавных ладовых структур джам-давр (круги): маком, наср-шуъба, шуъбача.
В принципе, макомы, как категория основополагающих ладов, включают шесть наименований Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок. Насры - разряд побочных (дополнительных) ладов. Фактически их шестьнадцать: Ушшок, Сабо, Панджгах, Насруллои, Уззол, (Мухайяри Чоргох), Баёт, Орази Наво, Хусайний Наво, Чоргох, Орази Дугох, Дугох Хусайни, (Хиджаз), Аджам, Наврузи Хоро, Мухайяри Ирок. Кромеэто, в формировании ладовой системы участвуют еще четыре качующие ладомелодические попевки - Намуди Мухайяри Чоргох, Ауджи Ушшок, Ауджи Турк, Ауджи Зебо пари.
Ладовые структуры и функциональные значения в различных источниках дифференцируются поразному. В классической теории «илму адвор» (наука о кругах) иерархия ладов такая: 12 макомов, 24 шуъбе, 6 аваз, 3 ранг. В «устной теории» Шашмакома асл (основополагающие), наср (дополнительные) и шуъбача (усеченные варианты от макомов и насров). В новых концепциях, зародившихся в Таджикистане и Узбекистане в ХХ веке, макомы и насры получили название «первая группа шуъбе», а шуъбача «вторая группа шуъбе». Следует заметить, что в данном случае, расхождения носят чисто терминалогический характер.
«Шуъбача» в понимании Фитрата, с уменьшительной частицей «ча», означает еще меньшую частицу чем шуъба, то есть часть части. Это то, что в музыкальных трактатах Фараби и Мараги называется «фаръ» (буквально «ветвь»). В общем контексте ладовых и ритмических кругов фаръ - часть целого, фар-фар (часть части) и так далее [2, 20]. Именно в этом значении понятие «фар» сохранилось и в действующей практике. Такова общая картина научных основ Музыкального Шашмакома в представлении именитых и безымянных мастеров-знатоков, которые писали музыкальные трактаты-баязы в Х1Х веке.
В принципе баязы имеют отношение к вокальной сфере и, более всего, к тому пласту, которого называли «основополагающим ядром» Шашмакома. Тем не менее, они содержат очень важную ключевую информацию в отношении принципов внутреннего строения всего макомного цикла. Такого рода сведения в этих трактатах подаются в виде отдельных пояснений, и они помогают в уточнении некоторых закономерностей структурирования ладовых и ритмических основ музыкального свода в целом.
Например, на последней странице рукописи неизвестного автора XVIII века, которая занимает особое положение в ряду остальных музыкальных трактатов - баязов, имеется очень важная приписка, которая накладывает определенный свет на базовый принцип ладовой организации Шашмакома. Необходимо учесть, что эта рукопись является дефектной: в ней отсутствует начало. Поэтому трудно судить о полном содержании начальной преамбулы, в которой возможно, как обычно в трактатах, были описаны его цели и задачи.
На этой мысли стоит остановиться более подробно и разобрать ее по понятиям. Важность этого фрагмента, во-первых, в том, что сам источник называется «Трактатом о шести даромадах». Во-вторых, судя по общему контексту всей рукописи, «даромад» является одним из синонимов ключевого понятия маком - лад, в значении исходной ячейки «золотого тетрахорда» или «тетрахорда главных» Примечательно и то, что оно в своей сущности восходит к архаическим понятиям ладовой теории Востока, которая в своей основе тесно связана с античными традициями. «Даромад» (буквально «вход», «начало») по своему внутреннему смыслу соответствует понятию «тетрахорд главных», который в греческой теории лада помешался в самом низу (начале) акустического звукоряда.
В рассматриваемом трактате именно этот участок лада определяется термином «маком» в значении исходного лада - ладовой ячейки, из которой происходит название основополагающго ладообразования и ладовой системы всего макома - цикла инструментальных и вокальных произведений, основанного на ней. Если слово «даромад» заменить на «маком», получится синоним искомого понятия «шашмаком» (шесть макомов) -«шаш даромад» («шесть даромадов»). В этом и в других источниках фигурирует еще один синоним понятий «шаш даромад» и «шаш маком», это - «шаш сарахбор». Понятие «шаш сарахбор» было в обиходе среди мастеров еще до середины прошлого века.
Примечательно и то, что в общем контексте появляются два взаимодополняющих ладовых понятия «даромад» и «наср». Если даромад - это исходный лад, первооснова, то наср (буквально «помощь», «поддержка») означает прилегающие к главному побочные
ладообразования. Даромад (маком, сарахбор) один в каждом цикле, а насров может быть несколько. Это и есть ключевой принцип ладовой системы Шашмакома: наслоение на одну основу нескольких вспомогательных ладо образований. В терминологии музыкальных трактатов - баязов, исходный лад - основа называется маком (синонимы даромад и сарахбор), а все вспомогательные обозначаются как насры - побочные.
Таким образом, принцип «маком-наср», как устойчивый канон, выдержан во всех списках бухарских музыкальных трактатов-баязов XIX века. Следовательно, можно полагать, что ко времени появления ранних музыкальных трактатов-баязов ладовая система канонического ядра Шашмакома уже была сформирована, как устойчивая традиция, пустившая глубокие корни в практике.
Список литературы / References
1. Абдуллаев Рустамбек. Узбекская традиционная музыка как часть современности / Узбекская музыка на стыке столетий (XX - XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
2. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент, 1993.