Научная статья на тему 'ШАШМАКОМ В СИСТЕМЕ НОТ БРАЙЛЯ'

ШАШМАКОМ В СИСТЕМЕ НОТ БРАЙЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ШАШМАКОМ / НОТА / НОТНАЯ СИСТЕМА БРАЙЛЯ / ИСПОЛНЕНИЕ / МУШКИЛОТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саидов К.Ф.

являясь уникальной жемчужиной узбекского искусства, Шашмаком уже несколько веков восхищает любителей музыки своими философскими, чарующими тонами. Когда мы смотрим на историю Шашмакома, в которую входят классические произведения, отражающие высокую культуру узбекского народа, мы видим большие заслуги Отаджалола Носирова, Отагиёса Абдуганиева, Домлы Халима Ибадова, Левича Бобоханова и академика Юнуса Раджабий. В 50-е годы прошлого века шедевры Шашмакома были собраны и регламентированы. Также была проделана большая работа по нотированию Шашмакома. Но для незрячих музыкантов невозможно исполнение, глядя на эти ноты. И система нот Брайля предназначена для таких людей. В данной статье будет представлена информация об актуальности, примечательных аспектах использования системы нот Брайля для Шашмакома и ее важности для передачи будущему поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHASHMAKOM IN THE BRAILLE MUSIC NOTE SYSTEM

being a unique pearl of Uzbek art, “Shashmakom” has been admiring music lovers for several centuries with its philosophical, charming tones. When we look at the history of Shashmakom, which includes classical works reflecting the high culture of the Uzbek people, we see the great achievements of Otajalol Nosirov, Otagiyos Abduganiev, Domla Halim Ibadov, Levicha Bobokhanov and academician Yunus Rajabiy. In the 50s of the last century, the masterpieces of “Shashmakom” were collected and regulated. A lot of work has also been done on the Shashmakom notation. But for blind musicians, it is impossible to perform by looking at these notes. And the Braille music system is designed for such people. This article will provide information about the relevance, notable aspects of using the Braille music system for Shashmakom and its importance for passing on to the future generation.

Текст научной работы на тему «ШАШМАКОМ В СИСТЕМЕ НОТ БРАЙЛЯ»

ШАШМАКОМ В СИСТЕМЕ НОТ БРАЙЛЯ Саидов К.Ф. Email: Saidov17165@scientifictext.ru

Саидов Комил Фозилович - преподаватель, кафедра подготовки вокально-инструментальных педагогических кадров, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: являясь уникальной жемчужиной узбекского искусства, Шашмаком уже несколько веков восхищает любителей музыки своими философскими, чарующими тонами. Когда мы смотрим на историю Шашмакома, в которую входят классические произведения, отражающие высокую культуру узбекского народа, мы видим большие заслуги Отаджалола Носирова, Отагиёса Абдуганиева, Домлы Халима Ибадова, Левича Бобоханова и академика Юнуса Раджабий. В 50-е годы прошлого века шедевры Шашмакома были собраны и регламентированы. Также была проделана большая работа по нотированию Шашмакома. Но для незрячих музыкантов невозможно исполнение, глядя на эти ноты. И система нот Брайля предназначена для таких людей. В данной статье будет представлена информация об актуальности, примечательных аспектах использования системы нот Брайля для Шашмакома и ее важности для передачи будущему поколению.

Ключевые слова: маком, Шашмаком, нота, нотная система Брайля, исполнение, мушкилот.

SHASHMAKOM IN THE BRAILLE MUSIC NOTE SYSTEM

Saidov K.F.

Saidov Komil Fozilovich - Teacher, DEPARTMENT TRAINING OF VOCAL AND INSTRUMENTAL PEDAGOGICAL PERSONNEL, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: being a unique pearl of Uzbek art, "Shashmakom" has been admiring music lovers for several centuries with its philosophical, charming tones. When we look at the history of Shashmakom, which includes classical works reflecting the high culture of the Uzbek people, we see the great achievements of Otajalol Nosirov, Otagiyos Abduganiev, Domla Halim Ibadov, Levicha Bobokhanov and academician Yunus Rajabiy. In the 50s of the last century, the masterpieces of "Shashmakom" were collected and regulated. A lot of work has also been done on the Shashmakom notation. But for blind musicians, it is impossible to perform by looking at these notes. And the Braille music system is designed for such people. This article will provide information about the relevance, notable aspects of using the Braille music system for Shashmakom and its importance for passing on to the future generation.

Keywords: makom, Shashmakom, note, Braille musical system, performance, mushkilot.

УДК 78.023

Есть много великих заслуг ученых в приходе "Шашмакома" и по сей день. Особенно работа по нотации - очень высокая, ответственная задача, и есть ряд ученых, которые выполнили ее как свой высокий долг. Абдурауф Фитрат принимал активное участие в создании научных основ классической узбекской музыки. Его книга "Узбекская классическая музыка и ее история" также является ярким доказательством. Помимо работы на высоких должностях, он также проявлял особый энтузиазм в разработке музыкальных произведений. Отдельным национальным

направлением от музыкальной школы европейского стиля (консерватории) была создана "Восточная музыкальная школа", которая лично контролировал ее деятельность. Он также активно участвовал в записи Бухарского Шашмакома в нотах.

Для нотации Шашмакома Фитрат привлек великого музыкального деятеля своего времени, известного этнографа В.А. Успенского. Успенский прекрасно справлялся с возложенными на него задачами. Несмотря на то, что он вырос на почве русских музыкальных традиций, Успенский вошел в работу по нотации Шашмакома с искренностью и усердием, что действительно понимал многие аспекты этого искусства. В 1932 году в городе Бухаре Успенский впервые записал ноты Шашмакома с помощью таких музыкальных инструментов, как танбур и усул. "Шашмаком" был издан в 1924 году [1].

В конце 50-х годов в Узбекистане возобновились работы по восстановлению и нотации произведений Шашмакома. Ранее исполнение макома было поручено национальному ансамблю при Ташкентском радио. В нем транслировались классические мелодии и песни в исполнении выдающихся мастеров из разных уголков республики, а также хафизов и певцов нового поколения.

В этот период систематическое развитие и становление макомного искусства связано, прежде всего, с именем Юнуса Раджаби. В его деятельности ведущее место занимают два неразрывно связанных направления. С одной стороны осуществлялось создание нотных текстов Шашмаком, а с другой -звукозаписей в соответствии с ними. Нотные записи были впервые опубликованы в сборниках «Узбекская народная музыка». Первые пять томов сборника, написанные Раджаби, были опубликованы в 1951-59 годах именно под этим названием. Книги 1-4 содержат образцы узбекской народной музыки в целом, в том числе пути макома. 5-я книга, известная как «Бухарские макомы», была полностью посвящена Шашмаком.

Даже сегодня работа по нотированию Шашмаком ведется рядом ученых, исследователей, музыковедов. Поскольку наука находится в постоянном развитии, по мере того, как она исследуется, в мире макомов будут открываться аспекты, которые до сих пор были скрыты или неизвестны.

Независимо от того, насколько совершенны эти ноты, нельзя помочь слепым музыкантам, которые хотят углубиться в мир Шашмаком. Несмотря на то, что для них существует специальная система нот Брайля, макомов, присваиваемых нотам в этой системе, нет. Не хватает и литературы по Брайлю. Для удобства слепых и слабовидящих мы написали раздел мушкулот Шашмакома по системе Брайля.

У мастеров макомистов Х. Раджабов, С. Бегматов, М. Таджибоевых были глубоко изучены тайны макомов. А также при поддержке литературоведа С. Ганиевой были приобретены навыки идейно-художественного и лингвистического анализа поэтических текстов, входящих в Шашмаком. Таким образом, в результате двух лет плодотворных исследований удалось восстановить собрание произведений Шашмакома. При поиске и упорядочении источников широко использовались, в основном, труды Хафиза, Хусейни, около 30 научно-художественных трактатов, созданных искусствоведами в XX веке, а также 4-томный "Толковый словарь языка произведений Алишера Навои".

По признанию узбекского народного артиста М. Таджибоева, в эту книгу, в отличие от других изданий, был внесен ряд новшеств. В частности, газели, списанные в разное время с "Шашмаком", удалось восстановить на основе указаний, изложенных в трактате Юнуса Раджаби "Взгляд на музыкальное наследие". В своей книге ученый привел в качестве приложений к макомам "Наво", "Дугох", "Сегох", "Ирак" многие стихи классических поэтов, а также их музыкальные ноты. Кроме того, к этому сборнику были добавлены Газели Хусейна (Хусейна Бойкаро), на которые Алишер Навои написал музыку. В книге мутриби Самарканди "Зебои Джахангир", изданной в 1828 году, написано, что хазрат Навои создал "Талкин сегох" и подарил его Хусейну Бойкаро. Из этого видно, что Навои пользовался большой популярностью в народе не

только как великий поэт, но и как зрелый певец и композитор своего времени. Следует отметить, что специалисты уделили особое внимание словарному, грамматическому, художественно правильному отражению каждого поэтического текста, включенного в сборник в брайлевском издании.

Шашмаком состоит из разделов мушкулот (инструментальная часть) и наср (вокальная часть). В книге которых представлены поэтические тексты, входящие в такие разделы, как "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох", "Ирак". Учитывая некоторую сложность нотной грамоты в наших классических песнях, доступность ее очень немногим нашим соотечественникам, а также ограниченность спонсорских средств, выделенных на издание, включить в сборник ноты на брайлевском языке оказалось невозможным [2]. Тем не менее, в целях облегчения для меломанов, на обложку книги был помещен диск формата MP3 "Шашмаком", на котором были собраны главы о сложности и пении. Данный аудиоальбом был записан певцами ансамбля макомистов под руководством Юнуса Раджаби. А также записанные в разные годы ансамбль маком под руководством Мамадалиева, братьев Исмаилжона и Исраилжона Вахобовых.

Эффективно используя систему Брайля, можно сделать доступными для слабовидящих не только Шашмаком, но и макомы Хорезма и Фергана - Ташкента. Это, безусловно, потребует от наших молодых ученых нескольких лет кропотливой работы.

Список литературы /References

1. Умаров Б.Ш. Коротко из истории изучения и сбора национальной музыки народов Центральной Азии. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (154), 2020.

2. Саидов К.Ф. Шашмаком. Мушкилот булими. "Ёгду". Тошкент, 2010.

УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА МУСТАФО БАФОЕВА (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЗБЕКСКОГО КОМПОЗИТОРА)

Аппазова Л.И. Email: Appazova17165@scientifictext.ru

Аппазова Ленара Имрановна - «Отличник народного образования» (2016), «Лучший учитель среди детских школ музыки и искусств Республики Узбекистан» (2018), обладатель медали «Шухрат» (2020), преподаватель, заведующая отделами, отделы эстрадного пения и теории музыки, Детская школа музыки и искусств № 15, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются хоровые сочинения Мустафо Бафоева, в которых отражаются характерные черты его уникальной творческой личности. Автор статьи сосредотачивает внимание на масштабных произведениях, художественных идеях, синтезе жанров, цельности композиции, претворении поэзии великих мыслителей Востока. На основе комплексного анализа делается вывод об инновационной природе музыкального мышления современного узбекского мастера. Творчество Бафоева охватывает весьма широкий круг жанров и форм, но особое место принадлежит хоровой музыке. На рубеже XX - XXI веков композитор обратился к жанру а'сарреПа, продолжая и развивая традиции Муталя Бурханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.