Научная статья на тему 'ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ'

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION (SCO) / ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВАРИАНТЫ / VERSIONS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL SECURITY / КООПЕРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COOPERATIVE SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочубин А.О.

статья посвящена проблеме становления и развития Шанхайской организации сотрудничества. В ней рассматриваются варианты развития и перспективы ШОС, интересы Российской Федерации и других стран-участниц ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кочубин А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION: FORMATION AND DEVELOPMENT

the article is devoted to the issue of the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) development. The author considers SCO versions of development and perspectives, interests of the Russian Federation and other states of the SCO.

Текст научной работы на тему «ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей указанных деяний и являющихся преступлением; организация и подготовка данных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Таким образом, речь идет об административно и уголовно наказуемых деяниях.

В указанном Федеральном законе перечень субъектов является более ограниченным, чем в уголовном законе, поскольку в их качестве упоминаются только физические лица и экстремистская организация как общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Таким образом, религиозный экстремизм — это система виновных, противоправных, общественно опасных (вредных) деяний, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности в области религии либо обо-§ сновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, либо направленных на полное или частичное уничтожение ^ представителей какой-либо религиозной группы, либо обусловленных мо-< тивом религиозной ненависти или вражды.

с

° А.О. Кочубин,

к аспирант Российской академии

государственной службы при Президенте РФ § andrey-kochubin@yandex.ru

£

к

Шанхайская организация сотрудничества: 24 становление и развитие

Аннотация: статья посвящена проблеме становления и развития Шанхайской организации сотрудничества. В ней рассматриваются варианты развития и перспективы ШОС, интересы Российской Федерации и других стран—участниц ШОС.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, образование, развитие, варианты, безопасность, сотрудничество, национальные интересы, стабильность, региональная безопасность, кооперационная безопасность.

Summary: the article is devoted to the issue of the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) development. The author considers SCO versions of development and perspectives, interests of the Russian Federation and other states of the SCO.

Key words: Shanghai Cooperation Organisation (SCO), formation, development, versions, security, cooperation, national interests, stability, regional security, cooperative security.

Все более весомым и значимым фактором обеспечения стабильности, международной и региональной безопасности, прежде всего в Евразийском регионе, становится Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). По мнению экспертов, в том числе иностранных, «для ШОС характерны высокие темпы становления ее структур, особенно учитывая прежний изоляционный внешнеполитический курс КНР и закрытость от внешнего мира республик Центральной Азии»1.

В основе образования и функционирования ШОС лежит взаимопонимание и доверие между двумя геополитическими державами — Россией и Китаем. Сразу после образования Российской Федерации на первой российско-китайской встрече на высшем уровне 17—19 декабря 1992 г. в Пекине было оформлено обоюдное намерение сотрудничества, подписан а Меморандум о взаимопонимании между правительствами Российской а Федерации и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и К укрепления доверия в военной области в районе границы. £

Следующим шагом стало подписание в Шанхае 26 апреля 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы Н главами пяти государств — России, Китая, Казахстана, Таджикистана и а Киргизии. Именно этой датой и этим соглашением фиксируется официальное Я зарождение организации. Данная совместная инициатива получила неофици- о альное название «Шанхайская пятерка». Кстати, оно стало первым соглашени- У ем в данной области в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Шанхайская встреча 5 проходила по «схеме двух делегаций»: четыре государства СНГ плюс КНР. е 24 апреля 1997 г. в Кремле во время визита в нашу страну руководителя § КНР Цзян Цзэминя на втором саммите главы государств «Шанхайской с пятерки» подписали Соглашение о разводе войск и взаимном сокращении Н вооруженных сил в районе, расположенном на глубину в 100 км по обе § стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и ® Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем — с другой. Вооруженным силам, £ остающимся в районе границы, был придан исключительно оборонительный 5 характер. В Пекине это соглашение назвали «новой моделью обеспечения § региональной безопасности» и важнейшим международным событием года. т Московская встреча также проходила по «схеме двух делегаций». е

3 июля 1998 г. в Алма-Ате состоялась третья встреча «Шанхайской пятерки», на которой страны-участницы Соглашения выступали в качестве само- 25 стоятельных партнеров. Участники встречи договорились вести «совместную борьбу против международного терроризма, организованной преступности, ^ контрабанды оружия и наркотиков»2. Обсуждались также вопросы созыва о совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (идея Президента ^ Казахстана Н. Назарбаева, которую поддержала Россия), о создании безъя- ^ дерной зоны в Центральной Азии. По итогам встречи министры иностранных | дел подписали совместное заявление.

1 Центральная Азия в современном мире: внешнеполитические и геоэкономические аспекты развития: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научн.-информ. исследования глоб. и регион. проблем. Отдел Азии и Африки. М., 2007. С. 57.

2 Основные документы и материалы по Шанхайской организации сотрудничества. М., 2005.

1—8 апреля 1999 г. в Москве проходило рабочее заседание представителей «Шанхайской пятерки».

Свое нынешнее официальное название — Шанхайская организация сотрудничества — «Шанхайская пятерка» получила 16 июня 2001 г. на саммите в Шанхае. На данной встрече в организацию был включен Узбекистан.

Новым этапом конституирования Шанхайской организации сотрудничества стал Санкт-Петербургский саммит ШОС, состоявшийся в июне 2002 г., на котором были приняты новые основополагающие документы организации — Хартия ШОС, Устав, согласованные программы деятельности Единого антитеррористического центра1.

Представляется, что значимым этапом становления и развития ШОС следует считать расширение организации. По существу, расширение ШОС началось 15 июня 2001 г., когда в члены организации был принят Узбекистан. Именно с этого момента интерес к деятельности ШОС стали проявлять Индия, Пакистан, Монголия, Иран, Южная Корея, Туркменистан, Афганистан и, в определенном плане, США. В результате согласований в 2004 г. статус наблюдателя получила Монголия. Что касается других претендентов, то окончательное решение о предоставлении статуса наблюдателя х Индии, Ирану и Пакистану было принято Советом глав государств ШОС § на заседании в Астане 6—7 июля 2005 г.

ШОС активно налаживает взаимодействие с международными организа-< циями, в частности с ООН, АСЕАН и СНГ. В Организации Объединенных о Наций ШОС получила статус наблюдателя.

Сегодня ШОС по многим показателям представляет собой уникальное с по своим масштабам образование. Общая территория государств, входящих ^ в ШОС, составляет 30 млн км — 60 % территории Евразии. Совокупный демографический потенциал — четвертая часть населения Земли (общая численность населения стран-членов ШОС — 1,5 млрд человек). А вместе о с населением стран — наблюдателей ШОС совокупный демографический к потенциал составляет почти половину всего населения земного шара.

Достаточно велик экономический и технологический потенциал стран-§ участниц ШОС, который включает самую мощную после США китайскую □Е экономику — наиболее динамичную в мире.

Можно констатировать, что ШОС набрала достаточно высокие обороты и миновала период своего становления. По мнению экспертов, «"шосовский компонент" в регионе Центральной Азии становится системообразующим элементом»2.

о Однако следует признать, что четко очерченной перспективы развития о ШОС, в силу действия ряда факторов и обстоятельств пока не прослеживается. Экспертами обозначаются следующие альтернативные варианты ^ 3

развития организации3.

Первый вариант, менее вероятный, но теоретически возможный: развитие ШОС как открытой организации с широким составом участников, не

1 См.: Основные документы и материалы по Шанхайской организации сотрудничества.

2 «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс. М., 2010. С. 328.

3 См.: Там же.

с

26

исключено, что и интегрировании с западными структурами, в том числе Североатлантическим альянсом. Однако такоИ сценарии, как отмечает эксперт Д.Б. Малышева, не позволит ШОС осуществить задачи, которые она ставит перед собоИ, т. к. почти наверняка ее участники вынуждены будут встраиваться в линию поведения, диктуемую НАТО. Многие российские эксперты полагают, что в случае реализации такого сценария на существовании ШОС в качестве самостоятельного регионального объединения можно будет поставить крест. В то же время координация деИствиИ ШОС с НАТО и США по отдельным проблемам обеспечения безопасности в Азии, в том числе и теми, что связаны с нейтрализацией религиозного экстремизма, может быть полезноИ1.

Второй вариант, более вероятныИ: дальнеИшее развитие организации в е виде альянса, имеющего антизападную направленность. Эксперты объясняют | подобныИ сценариИ тем, что изначально ШОС создавалась как организа- С ция, способная создать альтернативу усиливающемуся влиянию Запада в | ЦентральноИ Азии и соседних с неИ странах, и исключить элементы со- о перничества между ШОС и западными военно-политическими структурами 3 навряд ли удастся. В настоящее время в определенноИ степени происходит g практическая реализация второго сценария и выстраивание своеобразноИ f региональноИ системы взаимного политического сдерживания между НАТО С и ШОС/ОДКБ на постсоветском пространстве. Однако второИ сценариИ О неизбежно ориентирует ШОС на конфронтацию и способен привести к по- 3 литическоИ напряженности в регионе, а силы и ресурсы участников ШОС f с высокоИ степенью вероятности будут отвлечены от решения значимых для них проблем, связанных, в первую очередь, с поддержанием безопасности.

Третий вариант — формирование ШОС с усилением лидирующих позициИ России.

Четвертый вариант — формирование ШОС с усилением лидирующих g позициИ Китая. g

Как третиИ, так и четвертыИ сценарии не представляются особенно пер- s спективными, поскольку предполагают обязательное

лидера и общего противника. Однако ШОС методологически строится на f основе концепции кооперационноИ безопасности (cooperative security), а эта g модель «характеризуется учетом различных измерениИ международноИ безопасности, интересов негосударственных акторов международных от- 27 ношениИ... не исключает использования военноИ силы, допускает наряду с -

сотрудничеством на основе взаимодополняющих друг друга интересов со-

2

перничество за ресурсы и влияние»2. q

Как заявил министр иностранных дел России С.В. Лавров на совместноИ ^

пресс-конференции по итогам заседания СМИД государств — членов ШОС ^

в Астане 4 июня 2005 г.: «У нас не было такоИ концептуальноИ основы при ^

1 См.: Малышева Д.Б. Перспективы расширенноИ ШОС как межрегиональноИ структуры безопасности в свете новых политических вызовов в ЦентральноИ Азии. URL: http://www. analitika.org (дата обращения: 18.06.10).

2 Фельдман Д.М. Модели международноИ безопасности: выбор для россиИскоИ элиты // Национальные интересы и проблемы безопасности в меняющемся мире : материалы семинара. М., 2003. С. 14.

5

создании ШОС, которая предполагала бы каких-то ведущих и каких-то ведомых в составе этой организации. Мы действуем на основе основополагающих документов, которые предусматривают суверенное право при развитии сотрудничества»1.

Пятый вариант — расширение на основе открытого регионализма, за счет привлечения к ШОС других государств не видится достаточно очевидным, поскольку отягощен проблемами внешнеполитического характера. В частности, сближение ведущих государств ШОС с Ираном создаст угрозу ухудшения их отношений с США. И хотя ШОС как структура, альтернативная американским геополитическим проектам, в определенной степени заинтересована в политическом сближении с Ираном, но только в определенной степени, иначе дальше может последовать конфронтация с ведущими акторами мировой политики.

Представляется, что, вероятнее всего, развитие ШОС будет происходить в направлении нынешних векторов ее дальнейшего формирования. Организация становится реальной моделью обеспечения стабильности и региональной безопасности, многостороннего взаимодействия в борьбе с новыми вызовами, решения вопросов плодотворного регионального торгово-экономического сотрудничества, структурой региональной антитеррористической деятельности.

Шанхайская организация сотрудничества оформляется как макроре-гиональное объединение, в рамках которого решается крупный комплекс m проблем — от вопросов безопасности до перспектив экономического раз-^ вития, что в результате призвано привести к созданию единой зоны мира s и добрососедства в центральной и восточной частях Евразии как одной из

< основ будущей Евразийской системы комплексного обеспечения безопас-s ности, сотрудничества и развития.

сц 1 Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на совместной О пресс-конференции по итогам заседания СМИД государств-членов ШОС в Астане 4 июня

^ 2005 года. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 14.05.10).

<

К

О то

сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.