Научная статья на тему 'Взаимодействие России и КНР в рамках шос: международно-правовые аспекты'

Взаимодействие России и КНР в рамках шос: международно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1653
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ШОС / ДОГОВОРЫ / СОГЛАШЕНИЯ / ДЕКЛАРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЩИЕ ЦЕЛИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SCO / TREATIES / AGREEMENTS / DECLARATIONS / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL COOPERATION / STRATEGIC PARTNERSHIP / COMMON INTERESTS / COMMON GOALS / REGIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Босин Виталий Иванович, Босин Евгений Иванович

В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества, становление и развитие договорно-правовых отношений с учетом целей, задач и функций, определенных «Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года». Дана характеристика правовым аспектам регулирования приоритетных направлений и перспектив развития сотрудничества, в частности, в сфере безопасности и стабильности, в Центрально-Азиатском регионе. Определены общие цели и задачи России и Китая по осуществлению совместной деятельности, обозначены расхождения в подходах Сторон к дальнейшему развитию ШОС на ближайшую перспективу. Выявлено, что ныне действующие договорно-правовые документы, регулирующие многостороннее сотрудничество между странами-участниками Организации в т. ч. Россией и Китаем (странами-лидерами ШОС) вызывают необходимость дальнейшего динамичного совершенствования и развития договорно-правовой базы в рамках ШОС на многосторонней основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Босин Виталий Иванович, Босин Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between Russia and China within the SCO: international legal aspects

The article discusses the interaction of Russia and China within the Shanghai cooperation organization, the formation and development of legal relations, taking into account the goals, objectives and functions defined by the "Declaration on the establishment of the Shanghai cooperation organization of June 15, 2001". The characteristic of legal aspects of regulation of priority directions and prospects of development of cooperation in particular in the sphere of security and stability in the Central Asian region is given. The common goals and objectives of Russia and China for the implementation of joint activities are defined, differences in the approaches of the Parties to the further development of the SCO in the near future are indicated. It is revealed that the current legal instruments regulating multilateral cooperation between the member States of the Organization, including Russia and China (the SCO leaders), cause the need for further dynamic improvement and development of the legal framework within the framework of the SCO on a multilateral basis

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и КНР в рамках шос: международно-правовые аспекты»

Взаимодействие России и КНР в рамках ШОС: международно-правовые аспекты

Босин Виталий Иванович,

аспирант кафедры международного права, Всероссийская Академия внешней

торговли (ВАВТ) Минэкономразвития РФ, [email protected] Босин Евгений Иванович,

к.э.н., старший научный сотрудник, Объединенный Институт ядерных исследований (ОИЯИ), [email protected]

В статье рассматривается взаимодействие России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества, становление и развитие договорно-правовых отношений с учетом целей, задач и функций, определенных «Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года». Дана характеристика правовым аспектам регулирования приоритетных направлений и перспектив развития сотрудничества, в частности, в сфере безопасности и стабильности, в Центрально-Азиатском регионе. Определены общие цели и задачи России и Китая по осуществлению совместной деятельности, обозначены расхождения в подходах Сторон к дальнейшему развитию ШОС на ближайшую перспективу. Выявлено, что ныне действующие договорно-правовые документы, регулирующие многостороннее сотрудничество между странами-участниками Организации в т. ч. Россией и Китаем (странами-лидерами ШОС) вызывают необходимость дальнейшего динамичного совершенствования и развития договорно-правовой базы в рамках ШОС на многосторонней основе.

Ключевые слова: ШОС, Договоры, Соглашения, Декларации, международное право, международное сотрудничество, стратегическое партнерство, общие интересы, общие цели, региональная безопасность.

X

2

о

о см

О!

Центральная Азия представляет собой значительный по территории регион Азии, который не граничит с океаном. В данный регион традиционно включают Афганистан, северо-запад Индии, север Пакистана, север Ирана, районы азиатской части Российской Федерации южнее тайги, северо-западный Китай, Монголию. Исторически играя огромную роль в экономико-правовом объединении различных народов, Центральная Азия выступала территорией, через которую проходил Великий шелковый путь и пересекались товарные, человеческие и денежные потоки с Ближнего Востока, Юго-восточной Азии, Европы. Все это привело к тому, что вышеуказанный регион входит в сферу интересов крупных мировых и региональных игроков: Китая, России, Турции, Ирана и т.д. Действующие транзитные коридоры из Европы в Китай и обратно привлекают также европейские страны и США для формирования здесь центров получения прибыли и контроля над товарно-денежными потоками. Все это привело к формированию сложной системы международных правовых отношений с целью юридической защиты интересов участников сделок в этом регионе.

Сложное переплетение интересов различных государств в Центральной Азии привело возникновению большого количества межстрановых противоречий, осложненных распадом Советского Союза, развитием национальных автократических движений, пограничными конфликтами, разрушением экономических, культурных, политических и правовых связей между странами. Дополнительным фактором дестабилизации стало усиление присутствия в регионе США, стран Европейского Союза, Турции. Все это потребовало формирования институциональной международной площадки для правового урегулирования вышеуказанных конфликтов и противоречий. Также нельзя не учитывать наличие в Центральной Азии большого количества экстремистских и религиозных организаций, подрывающих безопасность государств и покушающихся на власть суверенных правительств.

Как лидеры региона и мировые лидеры, Российская Федерация и Китай взяли на себя инициативу по стабилизации ситуации в Центральной Азии. Еще в 1995 году в рамках улучшения двусторонних взаимоотношений правительства России и Китая подписали договор о дружбе и сотрудничестве, предусматривающий такие важные декларации, как:

- создание линии противодействия доминированию США в мировой экономике;

- проведение демаркации более 4 тыс. км государственной границы;

- обмен военными технологиями;

- налаживание торговых связей между странами;

- совместное противодействие религиозным экстремистским течениям в регионе.

В 1996 году на встрече в Шанхае руководители России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии приняли решение о формировании межгосударственной структуры «Шанхайская группа пять», целью которой являлось военное сотрудничество в пограничных районах. Проведя анализ соглашения, можно уверенно заявить о первом факте правового объединения России, Китая и стран Центральной Азии для военного и экономического сотрудничества в целях поддержания безопасности и стабильности на данной территории. Успешность работы «Шанхайской группы пять» предопределила прогресс данной структуры в региональную организацию «Шанхайская Организация Сотрудничества» (ШОС).

В июне 2001 года в Шанхае была официально создана ШОС как международная межправительственная организация, в которую вошли Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан в качестве членов организации; Иран, Пакистан, Монголия и Индия обладают статусом наблюдателей в ШОС. Потенциальные возможности стран, имеющих отношение к Шанхайской Организации Сотрудничества, значительны: это и территория свыше 35 млн. кв. км, и порядка 3,0 млрд. человек населения; на территории государств ШОС -50% мировых запасов газа и порядка 20% мировых запасов нефти. Создание Шанхайской организации сотрудничества и принятие странами-участниками основополагающих международно-правовых документов, регулирующих работу данного межправительственного института, позволило странам-участникам организовать взаимодействие на международно-правовой основе для решения актуальных задач региона.

К правовой базе, регламентирующей деятельность Шанхайской организации сотрудничества, следует отнести:

- Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г;

- Хартию ШОС (2002г.), которая является основным уставным документом, определяющим цели, задачи и принципы ШОС, ее структуру и основные направления деятельности;

- Шанхайскую конвенцию по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.)

- Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, заключенное в 2002 г.

- Положение о Деловом совете государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, утвержденное 14 июня 2006г.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003г.) был создан Секретариат Шанхайской организации сотрудничества со штаб-квартирой в Пекине.

Организационная структура ШОС сформировалась для выполнения задач, которые были обозначены в Хартии ШОС, и включает в себя следующие организационные единицы (рисунок 1):

- Совет Глав государств;

- Совет Глав Правительств;

- Совет министров иностранных дел;

- Совет национальных координаторов;

- Совет руководителей министерств и ведомств ШОС;

- Секретариат ШОС.

Высший орган Шанхайской организации сотрудничества называется Совет Глав государств шОс, в его компетенции - определение приоритетов и основных направлений работы организации; решение вопросов по организационной структуре и функционалу подразделений ШОС; взаимодействие с другими странами и международными организациями; рассмотрение актуальных международных проблем. Совет Глав правительств ШОС утверждает бюджет Шанхайской организации сотрудничества, который формируется, исходя из принципа долевого участия; решает вопросы, относящиеся к экономической, информационной, военной сфере и др.

Рисунок 1 - Структура ШОС

Россия и Китай в рамках ШОС являются ведущими участниками, которые решают свои стратегические задачи в Центральной Азии через создание нового института международных правовых отношений. Эти государства понимают, что достижение стабильности и безопасности в регионе возможно только через взаимное сотрудничество в рамках отдельной межгосударственной организации. Нормативно-правовая база ШОС стала, по сути, первым

5'

гп

о

А

Я

>

У

т; А

X

<2

о

о сч

стратегическим шагом Китая и России в части формирования прочного фундамента правовых отношений между странами Центральной Азии, а также сформировала вполне определенный сигнал международному сообществу о новой парадигме взглядов. Как участники, так и наблюдатели ШОС приняли эту новую парадигму, а Россия и Китай активно развивают взаимодействие между участниками Шанхайской организации сотрудничества, расширяя свое влияние в Центральной Азии. [15]

Следует отметить, что для России и Китая одним из фундаментальных вопросов является вопрос борьбы против терроризма, экстремизма, сепаратизма, вопрос обеспечения стабильности и безопасности в приграничных территориях стран сотрудничества. По инициативе указанных стран Шанхайская организация сотрудничества стала одной из первых межправительственных организаций, которые декларировали борьбу с терроризмом. В день появления ШОС была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Позже, в Ташкенте, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). А в 2006 году на саммите в Шанхае лидеры стран-членов ШОС, на основе существующего антитеррористического Соглашения о сотрудничестве, был подписан «План сотрудничества стран ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2007-2009 годы».

Сложные взаимоотношения между участниками ШОС трансформировали организацию из узкопрофильного института в многоотраслевую структуру с большими перекосами в военных потенциалах и экономических возможностях. Развитие региональных отношений и формализация их в виде соглашений между странами привело к тому, что функции ШОС стали дублироваться другими надправитель-ственными организациями, работающими в Центральной Азии:

- функция борьбы с экстремизмом и терроризмом - ОДКБ;

- функция расширения и развития экономико-финансового сотрудничества - ЕврАзЭС/ЕАЭС;

- функция формирования политических, экономических, гуманитарных и военных связей - СНГ;

- функция выработки методологии межстрано-вой безопасности - СВМДА.

Одним из ощутимых результатов работы Шанхайской организации сотрудничества явилось упорядочение приграничных территорий между Китаем и остальными странами региона. Но остальные приграничные проблемы, вытекающие из конфликтов вокруг источников воды, заморозились, а механизмы ШОС не используются для их решения, хотя одним из фундаментальных принципов, декларированным в ее Хартии, является именно мирное урегулирование разногласий между странами-участницами, а одним из направлений сотрудничества выступает обеспечение рационального использования водных ресурсов. В качестве примера можно привести проведенную экспертами Всемирного банка экспертизу целесообразности постройки

Рогунской гидроэлектростанции, которая не удовлетворила Узбекистан и не решила узбекско-та-джикский конфликт. В марте 2016 года конфликт на кыргызско-узбекской границе завершился обращением руководства Кыргызстана в ОДКБ за оказанием поддержки в разрешение конфликта и угрозой игнорирования саммита ШОС в Узбекистане.

Таким образом, Шанхайскую организацию сотрудничества следует рассматривать в качестве специфической надгосударственной дискуссионной площадки, а не как эффективный правовой межгосударственный инструмент решения проблем. Эксперты отмечают отсутствие между участниками ШОС духа взаимодействия и желания выработать компромиссные решения под эгидой международного права. Отсюда переплетение интересов Китая и России в рамках организации их взаимоотношения в различных сферах деятельности представляют собой главное условие и гарантию существования и эффективного развития ШОС.

Современный этап развития ШОС характеризуется не только наличием приведенных выше проблем, но и расхождением интересов лидеров - России и Китая, которые основаны на конкуренции мировых держав за ведущую роль в мировой политике и экономике. Анализируя российско-китайские отношения и интересы в рамках ШОС, мы можем выделить несколько спорных вопросов, которые существенно определяют динамику развития и работы ШОС в Центральной Азии.

И Китай, и России рассматривают Центральную Азию как важный регион для обеспечения своей безопасности, что влечет за собой усиление конкуренции за влияние в регионе. Руководство нашей страны в приоритетном порядке стремится нарастить присутствие России в регионе, стремясь к расширению сотрудничества со странами региона и формированию экономических зон. Также Россия усилила свое влияние в сфере военного сотрудничества, создав в 2002 году Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран СНГ, в которую вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, позже Узбекистан, Китай в данной организации не представлен.

В рамках Организации договора о коллективной безопасности сформирована разветвленная нормативно-правовая база, которая регламентирует работу ОДКБ по всем ключевым направлениям. На данный момент заключено и большинстве своем ратифицировано сорок три международных договора по наиболее важны вопросам взаимодействия между государствами в области коллективной безопасности; подписано сто семьдесят три решения Совета коллективной безопасности по конкретным проблемам, затрагивающим интересы входящих в организацию государств. Одним из важных документов, укрепляющих статус Российской Федерации в Центральной Азии в рамках ОДКБ, является резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, подписанная в июле 2019 года. Таким образом, Россия формирует стабильные межстрановые правовые отношения и укрепляет свое влияние и роль в регионе [4].

В то же время, Китай занимается активным развитием взаимоотношений со странами региона, так же, как и Российская Федерация, укрепляя сотрудничество во всех возможных сферах. Драйвером выстраивания отношений со стороны Китая выступают инвестиции, так как его инфраструктурные проекты решают стратегические задачи большинства стран центральноазиатского региона. Используя правовую базу ШОС, Китай предоставляет странам Центральной Азии финансирование и формирует логистику вокруг энергетических ресурсов региона. В рамках межгосударственных соглашений Шанхайской организации сотрудничества Китай приоритезировал такие проекты, как нефтепроводы Атасу-Алашанькоу, Омск-Павлодар-Шым-кент-Чарджоу, газопровод из Бухарского газоносного района. В то же время, игнорировать Россию Китай не может, что выражается совместной работе над проектами трубопроводов из нашей страны. В ближайшие экономические планы руководства Китая входит развитие северо-западных областей государства, в частности, Синьцзян-Уй-гурского автономного района, который находится на границе со странами СНГ.

Участие Китая проявляется во многих проектах, которые развиваются под эгидой ШОС на деньги китайских инвесторов [3]. К примеру, Таджикистан расширяет свою транспортную сеть, которая исторически замыкалась на Узбекистан, с которым отношения традиционно нестабильные. В Киргизии Китай строит высоковольтную линию электропередачи «Север-Юг», которая интегрирует энергосистему государства в единое целое. Более 70% регионального экспорта из Китая приходится на Казахстан и Киргизию. Визиты первых лиц Китая в страны региона сопровождаются заключением стратегически важных соглашений и проведением крупных сделок. Россия в таких сделках не участвует, что формирует параллельную систему двусторонних правовых и экономических взаимоотношений, в которой Китай является безусловным финансовым лидером: например, доля Китая в государственном долге Киргизии составляет более 35%, Таджикистана - более 40%.

Борьба за лидерство в регионе в границах ШОС может привести к уменьшению роли нашей страны в Центральной Азии. Поэтому Российская Федерация развивает сотрудничество с государствами региона вне ШОС, участвуя в таких межгосударственных организациях, как ЕАЭС и ОДКБ, подчеркивая при необходимости их приоритетность по сравнению с ШОС. Оставляя Китай за периметром своих взаимодействий со странами центральноазиатского региона, Россия балансирует потерю позиций в рамках ШОС, в то время, как Китай использует Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве базовой платформы укрепления своего положения в регионе и обеспечения энергетической безопасности [2].

Стремление Китая нивелировать торговые барьеры между участниками ШОС объяснимо с точки зрения формирования благоприятных условий для расширения экспорта китайских товаров в Центральную

Азию, захвата местных рынков и установления жесткой зависимости от китайской экономики [4]. Россия же проводит в рамках ШОС идеологию формирования полицентрической системы международного взаимодействия, противопоставляя ее однополярному миру во главе США, используя в качестве инструмента борьбу с терроризмом, экстремизмом и национализмом. Наша страна видит Шанхайскую организацию сотрудничества как один из крупных узлов в сети связей между всеми межгосударственными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона [5].

Несмотря на расхождения по вышеуказанным вопросам, Россия и Китай достаточно активно работают по многим направлениям в периметре ШОС. Например, Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС) является постоянно действующим органом, в рамках которого происходит координирование действий стран в борьбе с террористами и экстремистами. РАТС осуществляет сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающим поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержании контактов с международными организациями [6]. Коллаборация Китая и России в РАТС ШОС осуществляется по следующим ключевым направлениям:

- взаимодействие и координация уполномоченных органов стран-участниц в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение антитеррористических учений;

- международное взаимодействие в области права (участие в разработке документов по вопросам борьбы с терроризмом);

- сбор и анализ данных по вопросам борьбы с терроризмом [7].

Другим направлением, в рамках которого Россия и Китай демонстрируют согласованные позиции, является сотрудничество в сфере культуры. В середине 2000-х годов со стороны Китая начались инициативы по культурному взаимодействию в рамках Шанхайской организации сотрудничества: на саммите ШОС в Астане в 2005 году руководство Китая предложило организовать в их стране трехлетние курсы подготовки полутора тысяч экспертов и менеджеров из государств - участников ШОС. Дальнейшие подобные предложения со стороны Китая способствовали укреплению его авторитета в центральноазиатском регионе и стимулировали распространение китайской культуры. Также со стороны Китая в рамках ШОС регулярно выдвигаются предложения по выделению специальных грантов и стипендий для студентов, организации в Китае специальных курсов для стажеров из стран-участниц ШОС.

В свою очередь, Российская Федерация предложила создание университетской сети в странах Шанхайской организации сотрудничества, в которой подготовка кадров осуществляется по приоритетным направлениям научного и экономического сотрудничества государств-участников ШОС. Следует отметить, что в основополагающем правовом документе, который декларировал создание ШОС (Декларация о создании Шанхайской организации

5'

гп

о

Я

Н

А

У А

X

<2

о

о сч

сотрудничества) руководители государств единогласно объявили о необходимости развития взаимодействия в области культуры. Первые встречи на указанную тематику были осуществлены в 2002 году в столице Китая, там же были сформулированы предложения о проведении дней культуры с привлечением деятелей искусств. Далее культурное взаимодействие прогрессирует, в рамках Шанхайской организации сотрудничества проводятся различные мероприятия, происходит обмен научными кадрами и стажерами, формируются совместные учебные центры и кластеры. Следует отметить, что культурное сотрудничество между Китаем и Россией активно развивается и на двусторонней основе вне правового периметра ШОС.

Подводя итоги, можно констатировать, что Россия и Китай по-разному подходят к своей роли в Шанхайской организации сотрудничества. Преследуя свои интересы, каждое государство стремится использовать свои козыри: для Китая это направление фокуса ШОС на финансово-экономические ориентиры, для нашей страны - ориентация на безопасность и противодействие терроризму [11]. Отсюда взаимное лидерство и партнерство в ШОС трансформируется в скрытую борьбу за главенство в Центральной Азии с применением как экономических, так и правовых инструментов конкурентной борьбы, среди которых основным является формирование альтернативных систем межгосударственных договоренностей, двусторонние нормативные акты, использование частных контрактов как гаранта инвестиций и т.д. Страны стремятся, действуя под эгидой и на основе нормативной базы ШОС, реализовывать правовые отношения в своих интересах за периметром этой организации.

При этом работа Шанхайской организации сотрудничества активно продолжается и развивается -например, перечень документов, подписанных в ходе заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в июне 2019 года в Бишкеке составил 22 нормативных акта, среди которых большая часть относится к развитию отношений между межгосударственными институтами.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что и Россия, и Китай имеют как точки соприкосновения, так и существенные расхождения своих интересов в Шанхайской организации сотрудничества. Отдельные приведенные противоречия решаются через институт двусторонних межстрановых договоров. Залогом преодоления проблем является наличие общего стратегического интереса по формированию мощного экономического блока стран-членов ШОС, основными направлениями которого должны стать экономическая кооперация, развитие транспортных коммуникаций и информационных технологий, создание совместных предприятий.

Литература

1. Первая региональная организация сотрудничества «нового типа» в ХХ1 веке». Комплексный подход к анализу Шанхайской организации сотрудничества. - Пекин. 2006.

2. Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии. http;//wikipedia/org/wiki

3. Лузянин С.Г. Пятеро против одного. Приоритеты России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества не совпадают. // Независимая газета. 2004.28 сент.

4. Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества. - М.: 2008. - С. 57.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. 2009. 12 мая. www.scrf.gov.ru./documents

6. Зимонин В.Н. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам сотрудничества. -М.,2008. - С.198-199.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект): монография. / В.И. Василенко, В.В. Василенко, А.Г. , Потеенко - М.: Проспект,2018.

- С.47

8. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - 382 с.

9. Малашенко А.В. Центральная Азия: на что рассчитывает Россия? - М.: РОССПЭН, 2012. - 118 с.

10. Bobo Lo. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. - L.: Chatham House, 2008.

- 278 p.

11. Тренин Д.В. Верные друзья? Как Россия и Китай воспринимают друг друга. - М.: Московский центр Карнеги, 2012. - 74 с.

12. ШОС разработает стратегию своего развития до 2025 года. http://www.bfm.ru/news/229081 ?doctype =news.

13. Евтушенко В.С. Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской организации сотрудничества: стратегические цели стран // Молодой ученый. - 2017. - №24. - С. 256-259. - URL https://moluch.ru/archive/158/44763/ (дата обращения: 22.03.2019).

14. Орехов С.А., Новоселов Д.В. Международный менеджмент как отражение процессов интеграции и глобализации экономики. / Российская экономика: тенденции и перспективы. Вып. 23. - М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012.

15. Орехов С.А., Семенова С.В. Проблемы оценки эффективности интеграционных преобразований. / Современные проблемы управления в условиях информационного общества: науч. издание - М.: ЮНИТИ, 2012

16. Пресса: Россия перед саммитом ШОС сорвала планы Китая, помешав ему укрепить позиции // NEWSru.com. - 06.06.2012. - Режим доступа: http://www.newsru.com/world/06jun2012/sco.html

17. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г. Избранные документы Шанхайской организации сотрудничества. Секретариат ШОС. Пекин. 2006.

18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Российская газета. 2009. 19 мая.

Interaction between Russia and China within the SCO:

international legal aspects Bosin V.I., Bosin E.I.

Russian foreign trade Academy (RFTA), Joint Institute for nuclear research

The article discusses the interaction of Russia and China within the Shanghai cooperation organization, the formation and development of legal relations, taking into account the goals, objectives and functions defined by the "Declaration on the establishment of the Shanghai cooperation organization of June 15, 2001". The characteristic of legal aspects of regulation of priority directions and prospects of development of cooperation in particular in the sphere of security and stability in the Central Asian region is given. The common goals and objectives of Russia and China for the implementation of joint activities are defined, differences in the approaches of the Parties to the further development of the SCO in the near future are indicated. It is revealed that the current legal instruments regulating multilateral cooperation between the member States of the Organization, including Russia and China (the SCO leaders), cause the need for further dynamic improvement and development of the legal framework within the framework of the SCO on a multilateral basis. Keywords: SCO, treaties, agreements, declarations, international law, international cooperation, strategic partnership, common interests, common goals, regional security. References

1. The first regional organization of cooperation of the "new type" in

the 21st century. " An integrated approach to the analysis of the Shanghai Cooperation Organization. - Beijing. 2006.

2. Kurtov A. The ambiguity of China's activity in Central Asia. http; //

wikipedia / org / wiki

3. Luzyanin S.G. Five against one. The priorities of Russia and China

in the framework of the Shanghai Cooperation Organization do not coincide. // Independent newspaper. 2004.28 Sep

4. The interaction of Russia with China and other partners in the

Shanghai Cooperation Organization. - M .: 2008. - S. 57.

5. The national security strategy of the Russian Federation until 2020.

2009. May 12. www.scrf.gov.ru./documents

6. Zimonin V.N. Shanghai Cooperation Organization: to the new

frontiers of cooperation. - M., 2008. - S.198-199.

7. Shanghai Cooperation Organization in the regional security system

(political and legal aspect): monograph. / IN AND. Vasilenko, V.V. Vasilenko, A.G. , Potenko - M .: Prospect, 2018. - p. 47

8. Kazantsev A.A. "Big game" with unknown rules: world politics and

Central Asia. - M.: MGIMO-University, 2008 .-- 382 p.

9. Malashenko A.V. Central Asia: what is Russia counting on? - M.:

ROSSPEN, 2012 .-- 118 p.

10. Bobo Lo. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. - L .: Chatham House, 2008 .-- 278 p.

11. Trenin D.V. Faithful friends? How Russia and China perceive each other. - M.: Carnegie Moscow Center, 2012 .-- 74 p.

12. The SCO will develop its development strategy until 2025. http://www.bfm.ru/news/229081?doctype = news.

13. Evtushenko V.S. Relations between Russia and China in the structure of the Shanghai Cooperation Organization: strategic goals of countries // Young scientist. - 2017. - No. 24. - S. 256259. - URL https://moluch.ru/archive/158/44763/ (accessed March 22, 2019).

14. Orekhov S.A., Novoselov D.V. International management as a reflection of the processes of integration and globalization of the economy. / Russian economy: trends and prospects. Vol. 23. - M .: Strategic Management Technologies LLC, 2012.

15. Orekhov S.A., Semenova S.V. Problems of evaluating the effectiveness of integration transformations. / Modern problems of management in the information society: scientific. Edition - M.: UNITY, 2012

16. Press: Russia before the SCO summit thwarted China's plans, preventing it from strengthening its position // NEWSru.com. -06/06/2012. - Access mode: http://www.newsru.com/world/06jun2012/sco.html

17. Declaration on the establishment of the Shanghai Cooperation Organization of June 15, 2001. Selected documents of the Shanghai Cooperation Organization. SCO Secretariat. Beijing. 2006.

18. The national security strategy of the Russian Federation until 2020. Russian newspaper. 2009.19 May.

iiaj

5'

TJ

-C

m

o

a

H

A y

t; A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.