Научная статья на тему 'Банк развития в структуре Шанхайской организации сотрудничества'

Банк развития в структуре Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / БАНК РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT BANK / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PROJECT MANAGEMENT / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А. Ю., Князева Е. О.

Тема. В статье подробно рассмотрены история создания и структура Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), выделены методы управления проектами, используемые при реализации мероприятий ШОС. На основе данного анализа дана оценка наиболее эффективных путей реализации проекта создания Банка развития. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время антироссийские экономические санкции привели к экономическому кризису в России, который вызвал структурную перестройку доходов и расходов федерального бюджета. Также закрыт доступ к внешнему финансированию проектов. Цели и задачи. Исследование имеет целью выявление наиболее вероятного сценария создания Банка ШОС. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач: рассмотрение истории институализации ШОС; структуризация органов управления ШОС; систематизация существующих альтернатив по созданию Банка развития; выделение наиболее разумного подхода к формированию Банка ШОС. Методология. В настоящей работе с помощью наблюдения, проведения интервью, моделирования ситуации и системного анализа были проанализированы различные подходы к рассмотрению ШОС, определены различные инициативы по созданию финансового института ШОС, выделен наиболее вероятный способ создания Банка ШОС. Результаты. Результаты, полученные в ходе данного исследования свидетельствуют о том, что наиболее вероятно создание Банка развития ШОС на основе Евразийского банка развития. Вывод. Сделан вывод о том, что на данном этапе развития ШОС для формирования собственного финансового института наиболее целесообразно воспользоваться уже существующим Евразийским банком развития, поскольку данный метод обеспечивает России контрольный пакет акций при принятии решений относительно деятельности Банка и снижает издержки, связанные с открытием нового юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Setting up the Development Bank as part of the Shanghai Cooperation Organization

Importance The article overviews the history and structure of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), points out project management methods that are used to effectuate the SCO activities. Drawing upon the analysis, we evaluate the most efficient ways of implementing the project for setting up the Development Bank. Objectives The research pursues identifying the most probable scenario of setting up the SCO Bank. This objective becomes attainable by addressing the following interim objectives: examination of the SCO institutionalization history; structuring the SCO governing bodies; systematizing the existing alternatives of establishing the Development Bank; identifying the most appropriate approach to incorporating the SCO Bank. Methods Relying upon observations, interviews, situation modeling and systems analysis, we reviewed various stances on the SCO, determined various initiatives for setting up the SCO financial institutions, and demonstrated the most probable way of establishing the SCO Bank. Results The findings show that the SCO Development Bank is most likely to be incorporated on the basis of the Eurasian Development Bank. Conclusions and Relevance We conclude that, currently it would be more reasonable for the SCO to use the existing Eurasian Development Bank for setting up its own financial institution, since this method will secure the controlling portfolio of shares for Russia in making decisions on the Bank's operations and reduce incorporation costs.

Текст научной работы на тему «Банк развития в структуре Шанхайской организации сотрудничества»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Международные экономические отношения БАНК РАЗВИТИЯ В СТРУКТУРЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Алексей Юрьевич МИХАЙЛОВ3*, Елизавета Олеговна КНЯЗЕВАь

а кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры проектного менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]

ь студентка факультета менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

Аннотация

Тема. В статье подробно рассмотрены история создания и структура Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), выделены методы управления проектами, используемые при реализации мероприятий ШОС. На основе данного анализа дана оценка наиболее эффективных путей реализации проекта создания Банка развития. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время антироссийские экономические санкции привели к экономическому кризису в России, который вызвал структурную перестройку доходов и расходов федерального бюджета. Также закрыт доступ к внешнему финансированию проектов.

Цели и задачи. Исследование имеет целью выявление наиболее вероятного сценария создания Банка ШОС. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач: рассмотрение истории институализации ШОС; структуризация органов управления ШОС; систематизация существующих альтернатив по созданию Банка развития; выделение наиболее разумного подхода к формированию Банка ШОС.

Методология. В настоящей работе с помощью наблюдения, проведения интервью, моделирования ситуации и системного анализа были проанализированы различные подходы к рассмотрению ШОС, определены различные инициативы по созданию финансового института ШОС, выделен наиболее вероятный способ создания Банка ШОС. Результаты. Результаты, полученные в ходе данного исследования свидетельствуют о том, что наиболее вероятно создание Банка развития ШОС на основе Евразийского банка развития.

Вывод. Сделан вывод о том, что на данном этапе развития ШОС для формирования собственного финансового института наиболее целесообразно воспользоваться уже существующим Евразийским банком развития, поскольку данный метод обеспечивает России контрольный пакет акций при принятии решений относительно деятельности Банка и снижает издержки, связанные с открытием нового юридического лица.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 18.06.2015 Одобрена 30.06.2015

УДК 334.021.1 JEL: G21, O19

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, Банк развития, проектный менеджмент, методы управления проектами

Вопросам истории создания Банка развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) посвящено немало статей и материалов, размещенных на официальном сайте председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 гг.1, а также на портале РИА «Новости»2 и Российской газеты3.

Дальнейшее развитие ШОС рассматривается в научных исследованиях рядом авторов. В

1 Официальный сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 гг. URL: http://sco-russia.ru.

2 РИА «Новости». URL: http://ria.ru.

3 Российская газета. URL: http://www.rg.ru.

частности, А.Ю. Баранов [1, 2] и А.И. Быков [3] проанализировали экономические проблемы, стоящие на пути дальнейшего развития ШОС, которые определяют эффективность экономической интеграции России и стран - членов Шанхайской организации сотрудничества в регионе Центральной Азии.

Вопросам формирования Банка развития ШОС посвящены статьи, размещенные в электронных ресурсах, и материалы сайта lenta.ru, в которых отражены резонансные пути создания подобного финансового института4.

4 Россия предложила создать банк развития в рамках ШОС. URL: http://lenta.ru/news/2014/07/31/shosbank.

На основе анализа работ перечисленных исследователей авторами сформулировано собственное мнение относительно структуры и особенностей формирования Банка развития ШОС, сформирована критическая точка зрения о методах создания данного финансового института.

Шанхайская организация сотрудничества - это региональная международная организация, которая была основана в 2001 г. Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном (присоединился позднее). Первые пять стран являлись членами так называемой «Шанхайской пятерки», которая была основана после подписания соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1996-1997 гг. [4, с. 141-147]. В настоящее время ШОС развивает сотрудничество в формате «8 + + 4 + 6» (государства - члены ШОС + государства-наблюдатели + партнеры по диалогу) (см. таблицу).

Совокупная территория государств, являющихся членами ШОС, составляет около 34 млн км2, что составляет 63% всей территории Евразии. Ее интегральный демографический потенциал равен примерно 42% населения планеты. Экономические возможности позволяют использовать китайскую экономику, которая является второй (после США) экономикой мира по номинальному ВВП, первой в мире - по ВВП по паритету покупательной способности (с 2014 г.).

Члены Шанхайской организации сотрудничества

Статус Страны Страна

Государства - члены ШОС Индия

КНР

Казахстан

Киргизия

Пакистан

Россия

Таджикистан

Узбекистан

Государства-наблюдатели Афганистан

Республика Беларусь Иран

Монголия

Партнеры по диалогу Азербайджан

Армения

Камбоджа

Непал

Турция

Шри-Ланка

Источник: Офис-группа ШОС БРИКС Уфа 2015. Ц^: Ы±р:// ufa2015.ru.

Основными целями ШОС являются:

• коллективная борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, с незаконным оборотом наркотических веществ и оружия и незаконной миграцией;

• стимулирование действенного регионального сотрудничества в различных сферах взаимодействия: политической, экономической, торговой, правоохранительной, природоохранной, оборонной, культурной, научно-технической и других областях, интересующих все страны-участницы;

• поддержка всестороннего сбалансированного экономического роста, социального и культурного развития регионов за счет совместных усилий, основанных на равноправном сотрудничестве;

• увязывание различных подходов при вступлении страны в мировую экономику;

• поддержка обеспечения прав и основных свобод личности в соответствии с общепринятыми обязательствами стран-участниц;

• помощь в предотвращении международных конфликтов, их мирное урегулирование.

Начиная с урегулирования пограничных вопросов одним из основных объединяющих факторов для государств - членов ШОС являлось сотрудничество в области безопасности и прежде всего борьба с международным терроризмом и киберпре ступно стью5.

За два года до террористических атак на Нью-Йорк началась работа над Конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была подписана в июне 2001 г. на саммите «пятерки» в Шанхае. Конвенция содержит согласованные определения таких терминов, как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Она предусматривает также создание антитеррористической структуры ШОС.

Порядок работы органов ШОС был окончательно определен на саммите в Москве в 2003 г. Для выполнения целей и задач в рамках ШОС действуют:

• Совет глав государств-членов (СГГ) - высший орган принятия решений в ШОС, собирающийся раз в год;

• Совет глав правительств (С1 II) - аналогично СГГ собирается раз в год;

5 Мезенцев Д. Страны ШОС активно борются с киберпреступностью. 05.05.2015. URL: http://ria.ru/world/201 50505/1062646375.html.

• Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью ШОС.

Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте.

Основными рабочими структурами ШОС являются:

1) Деловой совет ШОС (далее по тексту - ДС), являющийся неправительственной структурой, которая объединяет самых авторитетных представителей бизнес-сообщества стран-участниц. Верховным органом ДС ШОС считается ежегодная сессия, определяющая приоритеты и вырабатывающая основные направления деятельности ДС. Сессия также решает наиболее важные вопросы касательно взаимоотношений с деловыми объединениями других государств. Совет выделяет взаимодействие государств -членов ШОС по вопросам образования, здравоохранения, науки, инновационных технологий и сельского хозяйства наравне с вопросами в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, кредитно-банковской сферы;

2) Межбанковское объединение ШОС (МБО). Основная цель создания МБО ШОС - создание механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, которые поддерживаются правительствами стран -участниц ШОС.

В состав членов МБО ШОС входят:

- Банк развития Казахстана;

- Государственный банк развития Китая;

- Расчетно-сберегательная компания Республики Кыргызстан ОАО «РСК Банк»;

- Внешэкономбанк Российской Федерации;

- Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбонк»;

- Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.

Банки - члены МБО ШОС образуют Совет МБО, включающий по одному представителю от каждой стороны (обычно высшее должностное лицо банка)6.

6 Методические материалы для подготовки сотрудников временного персонала к организации встреч Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://reg.congress.ru/media/ uploads/classfiles/2015/4/2/jg8gbec9l2g2.pdf.

Заседание Совета МБО проводится с общего согласия сторон по необходимости, но не реже одного раза в год;

3) Форум ШОС - многосторонний, общественный консультационно-экспертный механизм, который был образован для поддержки научной деятельности ШОС, развития кооперации научно-исследовательских центров стран -участниц ШОС, проведения коллективных исследований по злободневным вопросам ШОС, пояснения задач и принципов деятельности ШОС, расширения связей ШОС с общественными и научными кругами и вознаграждения обмена мнениями между экспертами и учеными в различных сферах;

4) Молодежный совет ШОС - в целях усиления культурных и образовательных связей в рамках ШОС было принято решение учредить Молодежный совет ШОС для развития международного молодежного сотрудничества в различных областях;

5) Энергетический клуб ШОС - создание Энергетического клуба ШОС призвано оказывать содействие при углублении взаимодействия производителей (Россия - Казахстан -Узбекистан - Иран) и потребителей (Китай -Таджикистан - Киргизия - Индия - Пакистан -Монголия) энергоресурсов, осуществлению и налаживанию расширенного диалога по вопросам повышения энергетической безопасности;

6) Университет ШОС - работает как сеть уже созданных университетов в странах -участницах ШОС и странах-наблюдателях. Университет ШОС является проектом-аналогом системы Единого европейского образовательного пространства, выстраиваемого в рамках Болонской трансформации системы образования. Основная миссия Университета ШОС - осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития стран - участниц ШОС.

Кроме этого, ведется работа по изучению вопросов создания Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС.

Организационная структура ШОС представлена на рис. 1.

Рисунок 1

Организационная структура Шанхайской организации сотрудничества

Примечание: СГГ - Совет глав государств - членов ШОС; СГП - Совет глав правительств государств - членов ШОС; СМИД -Совет министров иностранных дел; СНК - Совет национальных координаторов; РАТС - Региональная антитеррористическая структура; ВЭК и ВТ - внешнеэкономическая координация и внешняя торговля; ТЭК - топливно-энергетический комплекс.

Все решения в рамках организации принимаются на основе консенсуса и носят обязательный характер для Делового совета (ДС).

Методы управления проектами ШОС

Шанхайская организация сотрудничества активно использует методы проектного менеджмента для достижения поставленных целей. Наиболее наглядно можно представить применение методов проектного менеджмента при организации совещаний в рамках ШОС. Наиболее популярными методами, используемыми в рамках мероприятий ШОС, связанными непосредственно с самой ШОС и подрядчиком, занимающимся проведением встреч - компанией Summit Project Group, являются

экспертная оценка, совещания, аналитические методы.

Экспертная оценка - при проведении различных мероприятий в целях подготовки к заседаниям, встречам и саммитам руководством компании Summit Project Group на начальных этапах используется метод экспертных оценок, заключающийся в определении перечня необходимых услуг, предоставляемых участникам, составлении плана необходимого технического оборудования, разработке примерного бюджета мероприятия, иных мерах [3]. Для уточнения данных критериев может быть использован метод уточнения специфических требований с заказчиками (например, организация

культурной программы или предоставление личных шаттлов высокопоставленным спикерам).

Совещания - процесс проведения совещаний в рамках ШОС проиллюстрирован на рис. 2.

Таким образом, общим правлением координируется, интегрируется и аккумулируется деятельность всех остальных органов подобного отдела ШОС, что позволяет обеспечить максимально эффективное взаимодействие элементов на всех уровнях управления, включая различные территориальные подразделения.

Аналитические методы - используются при организации саммитов для прогнозирования потенциальных результатов исходя из имеющихся данных, с учетом изменчивости среды окружения проекта. В частности, консультант ШОС - компания

Summit Project Group - пользуется причинным анализом для выяснения источника возможных проблем, чтобы устранить их еще на начальном этапе. Используются методы прогнозирования, моделирования всевозможных ситуаций. Также аналитические методы используются при аккредитации делегатов в случае, если они преждевременно не были внесены в информационную базу. Если возникает проблема с выдачей бейджа участнику, то оператор аккредитации предлагает участнику уточнить данный вопрос у своего офицера связи, который в свою очередь согласовывает подобный вопрос с посольством страны делегата. В случае если получен положительный ответ, то менеджер аккредитации вносит имя в базу, а оператором выдается бейдж. Схематично данный процесс представлен на рис. 3.

Рисунок 2

Процесс проведения совещаний ШОС

Рисунок 3

Аккредитация участника

Примечание. HLO (helicopter landing officer) - диспетчер посадки, ответственный за посадку сотрудник, оперативно разрешающий нештатные ситуации.

Источник: составлено автором.

Также часто используемым методом является анализ характера и последствий отказов, поскольку оператору аккредитации необходимо спрогнозировать, что произойдет в случае отказа в выдаче бейджа. Вероятно, что участник осознает свою ошибку и просто удалится с площадки, но также не стоит исключать вариант того, что делегат находится на высоком посту и ему просто необходимо попасть в зал заседаний. В этом случае оператору необходимо проявить максимум лояльности и принять все возможные меры для выдачи бейджа.

Таковы наиболее важные методы, используемые компанией-организатором при проведении мероприятий в рамках ШОС. Данные методы позволяют успешно конкурировать на рынке конгрессных организаций, дают конкурентное преимущество при прохождении тендеров (в частности, компания уже не первый год занимается проведением таких крупных форумов как ПМЭФ, G20, G8, Форум Россия, АТЭС, ENES и др.), а также возможность осуществлять исполняемые проекты наиболее эффективным путем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка проекта создания Банка развития ШОС

Летом 2014 г. после введения антироссийских санкций на заседании Совета министров иностранных дел ШОС обсуждалась идея создания Банка развития ШОС (далее - Банк ШОС).

Учреждение механизма финансирования собственных проектов особенно актуально для России в текущее время: «Российские финансисты считают наиболее эффективной схему учреждения Банка развития ШОС на базе успешно действующего в регионе Евразийского банка развития»7. Такой вариант подразумевает сохранение контроля над Банком ШОС у России и Казахстана.

При этом некоторые члены ШОС (Узбекистан и Киргизия) считают, что ШОС должен создать свой банк на условиях долевого участия в зависимости от размера экономик стран-участниц. В 2009 г. председатель КНР Ху Цзиньтао в Екатеринбурге на саммите ШОС дал обещание выделить странам -участницам ШОС льготные кредиты на сумму 10 млрд долл., причем посредником при проведении таких операций должен был стать как раз Банк ШОС [5]. Помимо возможности выдавать кредиты конкретным организациям, китайской делегацией было предложено создать антикризисный фонд под

7 Россия предложила создать банк развития в рамках ШОС. URL: http://lenta.ru/news/2014/07/31/shosbank.

управлением Банка ШОС, который мог бы покрыть дефицит бюджета или платежного баланса любой страны, входящей в состав ШОС, если это будет необходимо.

Таким образом, речь идет как бы о небольшой копии Международного валютного фонда (далее - МВФ) и Всемирного банка. Сформировать уставный капитал Банка ШОС китайская сторона предложила за счет пропорциональных взносов государств - членов ШОС. Размер вклада в уставный капитал банка должен иллюстрировать размер экономики страны (по номинальному ВВП или с учетом паритета покупательной способности). Исходя из этого должны были определяться доли стран в капитале Банка ШОС и число голосов при принятии решений (подобным образом выстроена система управления в МВФ). Если бы такие правила были приняты, то Китай получил бы полное доминирование в созданном финансовом институте [6].

Номинальный ВВП КНР составляет около 80% совокупного ВВП стран - участниц ШОС. Учитывая, что экономика КНР продолжает расти (пусть и медленнее, чем раньше: 7,4% по итогам 2014 г. против 10,5% в среднем в 2000-е гг.), тенденция явно не в пользу России и постсоветских стран.

Предложения КНР в подобном виде не устроили Россию, поскольку реализация подобных условий означала переход контроля над Банком ШОС к Китаю (помимо этого штаб-квартиру предлагалось разместить в Пекине или Шанхае). Поэтому российской стороной было выдвинуто предложение по использованию Евразийского банка развития, созданного в 2006 г. с уставным капиталом 7 млрд долл. (из которых оплачены 1,5 млрд долл.), как площадки для создания Банка ШОС. В ЕАБР главенствующие роли принадлежат Москве и Астане (65,97 и 32,99% соответственно). Штаб-квартира ЕАБР находится в Алматы, а председателем правления является гражданин РФ. Российской стороной было предложено Китаю войти в капитал Банка ШОС, размер вклада каждой стороны можно было бы согласовать (при условии сохранения у России контрольного пакета).

«Наши финансисты считают наиболее эффективной схему учреждения Банка развития ШОС на базе успешно действующего в регионе Евразийского банка развития»,- заявил Сергей Лавров по итогам заседания глав МИД стран ШОС в Душанбе 31 июля 2014 г.8. Однако Китай такой вариант

8 Россия предложила создать банк развития в рамках ШОС.

URL: http://lenta.ru/news/2014/07/31/shosbank.

считает неприемлемым. Официальная причина -членами ЕАБР являются Армения и Белоруссия, которые не входят в состав стран - участниц ШОС (в настоящее время Белоруссия имеет статус государства-наблюдателя, Армения - партнер по диалогу). Реализация идеи трансформации ЕАБР в Банк ШОС зависит от того, будет ли найден консенсус со всеми участниками.

На очередной встрече секретарей советов безопасности государств - членов ШОС, состоявшейся 13 апреля 2015 г.9, вновь был поднят вопрос о создании Банка ШОС. Помимо этого, решением СГП было поручено продолжить работу по организации финансового института отдельно от ЕАБР, отметил генеральный секретарь ШОС Д.Ф. Мезенцев.

С точки зрения российских политических и экономических интересов Банк ШОС должен стать финансовым институтом, оказывающим поддержку преимущественно инфраструктурным объектам, которые в перспективе могут обеспечить высокий уровень проектной помощи в рамках ШОС [7, 8]. Но, несмотря на это, отсутствие такого подразделения на сегодняшний день не снимает необходимость расширения экономического содействия стран -участниц ШОС.

На главном саммите ШОС, который прошел в Уфе 10-13 июля 2015 г., было принято решение о создании Банка ШОС с преимущественным участием КНР в уставном капитале и административных органах (с условием нахождения консенсуса в вопросе выбора схемы инвестирования остальных партнеров) [9].

9 URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=990.

Согласие России на создание Банка ШОС с доминирующей долей КНР в уставном капитале и управленческом составе вполне приемлемо, ведь при этом были обсуждены наиболее выгодные условия инвестирования. Таким образом, Банк ШОС может стать успешной моделью координации и сотрудничества с помощью использования китайской концепции «гармоничного мира», с учетом уверения Китая в том, что поведение США не будет скопировано при создании Банка ШОС10.

На взгляд авторов, Банк ШОС поможет привлекать средства для реализации международных проектов, в том числе для создания международной карты молодого человека государств - членов ШОС (SCOYouthcard)11. Создание фонда, способного обеспечить перспективные инициативы, является ключом к успешному развитию азиатского региона, писал Дж. Стиглиц [10]. Поэтому странам-участницам необходимо в максимально короткие сроки прийти к единому мнению в этом вопросе.

Авторы полагают, что идея трансформации ЕАБР в Банк ШОС не была реализована по той причине, что ЕАБР изначально был задуман как региональный банк развития, учрежденный Россией и Республикой Казахстан. Следует отметить, что, несмотря на серьезное падение китайских фондовых индексов в 2015 г., в дальнейшем Банк ШОС также может послужить целям либерализации рынков азиатского региона [11] на фоне необходимости поддержания стабильного экономического роста в Китае.

10 Секрет ШОС. URL: http://www.rg.ru/2014/09/10/lavrov.html.

11 SCO YOUTH CARD позволит расширить контакты между странами ШОС. URL: http://sco-russia.ru/commentaries/201503 23/1013315832.html.

Список литературы

1. Баранов А.Ю. ШОС: будущее и перспективы российско-китайского сотрудничества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2010. Т. 1. № 13. С.227-233.

2. Баранов А.Ю. Шанхайская организация сотрудничества: долгосрочные перспективы роста // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 2. С. 149-156.

3. Быков А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития: монография. М.: Флинта: Наука, 2011. 232 c.

4. МиркинЯ.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: Geleos Publishing House Ltd, Еврофинансы, 2010. 480 с.

5. Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: Аланс, 1995. 225 с.

6. Бенко К., Мак-Фарлан Ф. У. Управление портфелями проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании. М.: Вильяму 2007. 240 с.

7. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard - Translating Strategy into Action. Boston: Harvard Business School Press, 1996.

8. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston: Harvard Business School Press, 2001.

9. МихайловА.Ю. Аллокация ресурсов для метода критической цепи // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 536-539.

10. Stiglitz J.E, Cimoli M., Dosi G. Industrial Policy and Development. The Political Economy of Capabilities Accumulation. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 136-139.

11. Stiglitz J.E, Ocampo J.A. Capital Market Liberalization and Development. New York: Oxford University Press, 2008. P. 112-116.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

International Economic Relations

SETTING UP THE DEVELOPMENT BANK AS PART OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Aleksei Yu. MIKHAILOV3*, Elizaveta O. KNYAZEVAb

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Abstract

Importance The article overviews the history and structure of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), points out project management methods that are used to effectuate the SCO activities. Drawing upon the analysis, we evaluate the most efficient ways of implementing the project for setting up the Development Bank.

Objectives The research pursues identifying the most probable scenario of setting up the SCO Bank. This objective becomes attainable by addressing the following interim objectives: examination of the SCO institutionalization history; structuring the SCO governing bodies; systematizing the existing alternatives of establishing the Development Bank; identifying the most appropriate approach to incorporating the SCO Bank.

Methods Relying upon observations, interviews, situation modeling and systems analysis, we reviewed various stances on the SCO, determined various initiatives for setting up the SCO financial institutions, and demonstrated the most probable way of establishing the SCO Bank. Results The findings show that the SCO Development Bank is most likely to be incorporated on the basis of the Eurasian Development Bank.

Conclusions and Relevance We conclude that, currently it would be more reasonable for the SCO to use the existing Eurasian Development Bank for setting up its own financial institution, since this method will secure the controlling portfolio of shares for Russia in making decisions on the Bank's operations and reduce incorporation costs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Baranov A.Yu. ShOS: budushchee i perspektivy rossiisko-kitaiskogo sotrudnichestva [Shanghai Cooperation Organization: the future and prospects of the Russian-Chinese cooperation]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya = Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series History. Political Science, 2010, vol. 1, iss. 13, pp. 227-233.

2. Baranov A.Yu. Shankhaiskaya organizatsiya sotrudnichestva: dolgosrochnye perspektivy rosta [Shanghai Cooperation Organization: long-term growth prospects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya = Science Journal of Volgograd State University. Series 4 History. Area Studies. International Relations, 2009, no. 2, pp.149-156.

3. Bykov A.I. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo v ramkakh ShOS: osnovnye napravleniya i perspektivy razvitiya: monografiya [Economic cooperation within the SCO framework: the main areas and prospects of development: a monograph]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2011, 232 p.

4. Mirkin Ya.M. Finansovoe budushchee Rossii: ekstremumy, bumy, sistemnye riski [The financial future of Russia: extremes, booms, systemic risks]. Moscow, Geleos Publishing House Ltd, Evrofinansy Publ., 2010, 480 p.

5. Voropaev V.I. Upravlenieproektami v Rossii [Project management in Russia]. Moscow, Alans Publ., 1995, 225 p.

Article history:

Received 18 June 2015 Accepted 30 June 2015

JEL classification: G21, O19

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, Development Bank, project management, project management methods

6. Benko C., McFarlan F.W. Upravlenie portfelyami proektov: sootvetstvie proektov strategicheskim tselyam kompanii [Connecting the Dots: Aligning Projects with Objectives in Unpredictable Times]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 240 p.

7. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard - Translating Strategy into Action. Boston, Harvard Business School Press, 1996.

8. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston, Harvard Business School Press, 2001.

9. Mikhailov A.Yu. Allokatsiya resursov dlya metoda kriticheskoi tsepi [Allocation of resources for purposes of the critical chain project management method]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11, pp. 536-539.

10. Stiglitz J.E., Cimoli M., Dosi G. Industrial Policy and Development. The Political Economy of Capabilities Accumulation. Oxford, Oxford University Press, 2009, pp. 136-139.

11. Stiglitz J.E., Ocampo J.A. Capital Market Liberalization and Development. New York, Oxford University Press, 2008, pp. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.