Научная статья на тему 'Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е  гг. : к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования'

Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е  гг. : к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
869
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / ШАНХАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е  гг. : к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования»

УДК 78.01 137

ББК 85.31

Г.А. Дивеева

шанхайская национальная консерватория

В 1920-1940-е гг.: К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРАДИЦИЯМИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предпринята попытка реконструкции процесса становления профессионального музыкального образования в Китае на основе изучения деятельности Шанхайской национальной консерватории в 1920-1940-е годы. В процессе исследования проведен сравнительный анализ образовательной системы Шанхайской, Петербургской и Московской консерваторий на первом этапе их деятельности. В результате предпринятого анализа выявлена особая роль в становлении Шанхайской национальной консерватории как первого в Китае высшего специального музыкального учебного учреждения традиций российского музыкального образования, определены функции российских музыкантов-эмигрантов в формировании содержательной и структурной деятельности Шанхайской национальной консерватории.

Ключевые слова:

российские традиции профессионального музыкального образования, система высшего музыкального образования в Китае, Шанхайская национальная консерватория.

История профессионального музыкального образования в Китае - одна из неисследованных областей как отечественного, так и китайского музыкознания. Особая роль в становлении и в дальнейшем развитии профессионального музыкального образования в Китае принадлежит первому учебному музыкальному образовательному учреждению - Шанхайской национальной консерватории (в дальнейшем ШНК), созданной 27 ноября 1927 г. Решение актуальной сегодня проблемы исторической реконструкции процесса рождения консерватории, формирования ее административного аппарата, профессорско-преподавательского состава, содержательной структуры учебного процесса, роли консерватории в культурной жизни Шанхая дает возможность значительно расширить существующие представления о музыкальной культуре Китая 1920-1940-х гг. Одним из важнейших аспектов заявленной в данной статье проблемы является исследование взаимосвязи содержательных и структурных параметров ШНК с традициями российских консерваторий - Санкт-Петербургской и Московской, что обусловлено притоком в Китай русской эмиграции, среди которой значительную часть составляли музыканты.

На начальном этапе своего возникновения ШНК называлась как на китайском, так и на английском языках «The National Conservatory of Music»1. В июле 1929 г. На-нкинское правительство переименовало консерваторию в «Государственное специальное музыкальное образовательное учреждение» с сохранением прежнего ан-

глоязычного названия. Использование в названии консерватории, а также в административном управлении и в делопроизводстве (договоры, документация) английского языка, по-видимому, объясняется тем, что в первой половине XX в. часть территории Шанхая была сдана в аренду европейским государствам (Англии, США и Франции), образовав так называемый район иностранного сеттльмента и Французской концессии2. В связи с этим английский язык в этих районах фигурировал в качестве одной из норм общения между поселенцами различной национальности [11, с. 167-168], а также и при оформлении правовой документации в административной жизни консерватории.

Создателем и первым ректором консерватории стал Цай Юань-пэй3. Но в 1929 г. пост ректора занял Сяо Йо-мэй4, а на место проректора был приглашен Хуан Цзы, получивший музыкальное образование в США5. В том же году произошли некоторые кадровые изменения, и в результате сложилась вполне определенная структура управленческого аппарата с лидирующей ролью китайских музыкантов-профессионалов. Консерваторию возглавил - Хуан Цзы (ректор), деканами факультетов стали - А. Фоа (скрипичного), И. П. Шевцов (виолончельного), Б. С. Захаров (фортепианного), Ху Цзоу-шу-ан (вокального)6, Сяо Йо-мэй (теоретико-композиторского).

В 1928 г. сформировалась следующая учебно-образовательная структура кон- о серватории: Preparatory Course (подго- £ товительный курс - два года), Academic Ц Course (основной курс - три года), делив- о

шийся на: Normal Course (педагогическое направление - три года) и Special Course (специальное инструментальное исполнительство - три года). Кроме того, был введен Private Course (высший спецкурс для особо одаренных молодых людей, способных пройти дополнительный год обучения выбранной специальности) [4, с. 55]. Таким образом, была принята шестилетняя образовательная программа, состоящая из подготовительного, основного и высшего курсов.

Обратим внимание на то, что обучение в специальных (инструментальных) классах Московской консерватории составляло шесть лет в первые годы деятельности учебного заведения с 1866 по 1870 годы [8, с. 36]. В Санкт-Петербургской консерватории организация учебного процесса для оркестрантов также основывалась на шестилетнем обучении: три года - подготовительные классы и три года - специально-оркестровые (участие в оркестре, практические занятия совмещенные с концертной деятельностью) [2, с. 29-31].

Структура основного курса ШНК включала шесть факультетов: теоретико-композиторский (Theory Department), фортепианный (Piano Department), скрипичный (Violin Department), виолончельный (Violoncello Department), вокальный (Vocal Department), китайской (народной) музыки (Chinese Music Department) [4, с. 55].

В период с осени 1931-го по 1946 г. учебное заведение неоднократно переезжало. Но именно в эти годы оно приобрело статус государственного образовательного учреждения и субсидировалось из государственной казны. В этом проявилось одно из существенных отличий ШНК от Санкт-Петербургской консерватории, которая к началу XX в. не являлась государственным учреждением, но государственные ассигнования в виде дотаций получала7. ШНК несколько раз меняла официальное название, но лишь на китайском языке, что объясняется, прежде всего, преобразованием структурно-управленческого аппарата (подчиненностью различным звеньям государственного управления) [5, с. 8-9], англоязычное название оставалось неизменным.

В 1935 г. ШНК была полностью переведена на русскую программу преподавания [4, с. 60]. По аналогии со структурой Московской и Санкт-Петербургской консерваториями были преобразованы и дополнены классы по следующим специальным инструментам - фортепиано, виолончели,

скрипки, вокала, духовых инструментов, оркестра, хора, а также и теоретических предметов - гармонии, контрапункта, инструментовки, аранжировки китайской традиционной музыки, музыкальной формы, анализа музыкальных произведений, фуги, дирижирования и свободной композиции.

Срок обучения в ШНК в 1930-е годы (в отличие от начального этапа ее становления) составлял 9 лет, (что также аналогично, например, преобразованиям в дореволюционной системе обучения в Московской консерватории). Кроме того, был открыт 10-й класс стажеров, который вел профессор Б.С. Захаров: студенты могли свободно выбрать один из интересующих их предметов и пройти стажировку. Подобный класс наличествовал и в Петербургской консерватории . Выпускники ШНК получали диплом «свободных художников» [4, с. 60-65].

Структура профессорско-преподавательского состава стала формироваться уже в первый год основания ШНК. Отметим характерную в решении этой проблемы тенденцию: китайские музыканты, в основном, занимали руководящие административные посты, приглашенные иностранные, (среди которых были русские эмигранты), - вели преподавательскую деятельность, закладывая основы современного китайского музыкального образования и исполнительства.

К 1929 г. сложился следующий профессорско-преподавательский состав ШНК. На факультете вокала работали: В.Г. Шуш-лин, Е. Левитина, Е.И. Селиванова, Е.Г. Гравитская, Э. Валесби, Б.С. Захаров. На фортепианном факультете - С.С. Аксаков, З.А. Прибыткова, Г. Марголинский, Б.М. Лазарев, В. Коставич, В.А. Чернец-кая, Э. Валесби, У Бо-чао, Цзян Ся-лу-мэй и др. На скрипичном факультете - А. Фоа, Р.Б. Герцовский, В. Франкель. На факультете виолончели - И.П. Шевцов, Р. Фельдман. На теоретико-композиторском факультете - Сяо Йо-мэй, Хуан Цзы, С.С. Аксаков, В. Франкель [5, с. 26-27, 31-33]. Также был открыт духовой класс, где преподавали: В.В. Сарычев, С. Швайковский (гобой);

A.Н. Печенюк, А.С. Спиридонов (флейта);

B. Добровольский (труба) [5, с. 31-33]. Среди первых преподавателей ШНК были и китайские музыканты, получившие образование за рубежом и вернувшиеся на Родину: Ху Цзоу-шу-ан, Йин Шан-нэн, Чжао Мэй-бо, Сяо Шу-сянь, У Бо-чао, Ли Вэй-нин, Цзин Ся-лу-мэй, Ян И-фу, Чу Ин [12, с. 71, 80, 82]. Аналогичным образом

формировался и профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургской консерватории, где в первые годы ее деятельности в основном работали иностранцы [1, с. 16].

К 1930 г. преподавателей специальных предметов (без совместительства) насчитывалось одиннадцать человек. Среди них - восемь иностранцев, в том числе шестеро русских - Захаров, Шевцов, Левитина, Аксаков, Прибыткова, Славянов, а также Фоа - итальянец и Валесби - немка. Кроме того, совмещали преподавание нескольких дисциплин шесть человек: У Бо-чао, Цзу Ин, Герцовский, Шушлин, Спиридонов, Швайковский. Таким образом, из семнадцати профессоров, преподававших спецдисциплины, десять, а это более половины всего профессорско-преподавательского состава, - русские эмигранты. В феврале 1935 г. в качестве почетного профессора в ШНК был приглашен, эмигрировавший в Шанхай пианист и композитор А.Н. Че-репнин. Практические предметы - специальный музыкальный инструмент, вокал, оркестр и хор (за исключением китайских народных инструментов) вели русские профессора, а теоретические - китайские. К весне 1947 г. количество профессоров увеличилось до тридцати восьми человек, половину из которых составляли русские музыканты.

К 1929 г. в ШНК постоянно проходили курс около ста студентов. Поскольку учеников-иностранцев, желавших поступить на обучение в консерваторию, было много, то в 1932 г. Педагогический Совет принял решение об установлении нормы приема: на десять учащихся китайских студентов -один иностранец. Так, в 1935 г. в каждом классе обучалось по два иностранных студента [4, с. 59]. Учениками-иностранцами, в основном, были русские эмигранты и их дети. Для доступного усвоения российскими учениками некоторых теоретических курсов (например, теории музыки) их читал профессор С.С. Аксаков на русском языке. Но всё же, большинство предметов преподавалось на английском языке, свободное владение которым являлось обязательным требованием для всех поступавших. Среди наиболее знаменитых китайских музыкантов, вышедших из стен ШНК, необходимо назвать композитора, автора государственного гимна КНР Сянь Син-хая и сегодняшнего ректора ШНК Чжоу Сяо-йеня [7, с. 334].

С первых лет своего существования ШНК оказала значительное влияние на культурную атмосферу Шанхая. И, несмот-

ря на то, что китайские студенты поступали в ШНК с профессиональной точки зрения недостаточно подготовленными, а китайская аудитория была малознакома с западноевропейской музыкой, благодаря совместным усилиям профессорско-преподавательского состава ШНК являлась активным участником культурной жизни шанхайского общества. Начиная с 1930 г. студентами и преподавателями консерватории систематически проводились концерты.

При рассмотрении роли и значимости ШНК в музыкально-культурной среде города уместно провести аналогию с деятельностью русских консерваторий во второй половине XIX в. Так, в Санкт-Петербургской консерватории в 1860-1870-е гг. был создан свой оркестр, принимавший активное участие в концертной жизни учебного заведения [1, с. 25, 31, 43; 6, с. 70, 95], а в Московской консерватории регулярный характер приобрели открытые «ученические вечера» - концерты, с 1880-х гг. - появились свои оркестр и хор [8, с. 159]. В середине 1930-х гг. по инициативе Б.С. Захарова в Шанхае под эгидой консерватории была организована музыкально-просветительская организация «Общество камерных концертов», артисты которой регулярно выступали на лучших площадках города, представляя педагогов и выпускников консерватории, помогая им приобрести известность и выйти на большую сцену [3, с. 67]. Так, одним из таких концертов стал «Сольный вокальный концерт немецкой музыки» Элеоноры Валес-би, посвященный столетию со дня смерти И.В. Гёте. Подобная практика характерна и для деятельности Петербургской консерватории [1, с. 25]. Нередко в ШНК заключительный (выпускной) экзамен на присвоение высшей степени также приобретал статус концерта.

Необходимо все-таки отметить, что фактических выпускников в первые годы существования ШНК было мало. Это определялось тем, что значительная часть учащихся не проходила полного курса и не заканчивала консерваторию, что также характерно для ситуации в российских консерваториях в первые десятилетия их деятельности [8, с. 191]. Студенты уезжали в другие города или за рубеж, где либо продолжали обучение, либо начинали самостоятельную трудовую деятельность.

Итак, в процессе реконструкции истории Первой Китайской Национальной Консерватории становится очевидным влияние традиций Санкт-Петербургской

3 ю О

и Московской консерваторий в таких основополагающих характеристиках как учебный план, образовательные программы, внутренняя структура учреждения, роль в культурной и концертной жизни города. Взаимодействие образовательных и культурных традиций было обусловлено деятельностью российских музыкантов, работавших в ШНК. Выпускники консерватории стали носителями традиций «русской музыкальной школы», привитых им в стенах ШНК русскими профессорами-эмигрантами. Но, наряду с этим, цели и задачи российских учебных заведений изначально определялись глубже и основательнее. Так Е. Альбрехт видел цель Петербургской консерватории в «воспитании художника-музыканта» высшего разряда, а в среде учащихся, не обладавших выдающимися талантами, - воспитание «полезных музыкантов» [2, с. 11]. В задачи Московской консерватории входила подготовка «не узких ремесленников, а широко образованных музыкантов с широким общехудожественным кругозором» [8, с. 242]. Коммерческая составляющая,

Список литературы:

[1]

несмотря на платное образование, не являлась главной целью этих учебных заведений и не предполагала ориентацию на получение прибыли [8, с. 55-57]. В ШНК, помимо образовательных целей, ведущую роль приобретала возможность получения прибыли, что являлось характерной чертой жизни Шанхая как коммерческого города-центра, раскупленного различными странами. А это сказывалось и на отборе контингента поступающих в ШНК, и на отсутствии дотаций для талантливых студентов и должного внимания к вопросу о необходимой системности музыкального образования. Данная проблема - отсутствие продуманной и хорошо выстроенной системы, единого целого в музыкальном образовании ощущается и поныне. Тем не менее и сегодня связь с российскими традициями явственно проступает не только на базе общности проблем «молодых» учебных заведений, но и на более узком, не столь масштабном определении роли, ценностных и эстетических аспектов высшего музыкального учебного института.

■ Л.: Государственное музыкальное

100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. издательство, 1962. - 320 с.

[2] Альбрехт Е. Санкт-Петербургская консерватория. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1891. - 161 с.

[3] Ван Чжичэн. Карта русской культуры в Шанхае. - Шанхай, 2010. - 157 с.

[4] Ван Чжичэн. Русские музыканты в Шанхае 1920-1940. - Шанхай, 2007. - 579 с.

[5] Государственное специальное музыкальное учебное заведение: Обзор. - Шанхай, 1931. - 153 с.

[6] Загурский Б.И. Краткий очерк истории Ленинградской консерватории. 2-е издание. - Л.: Ленгос-консерватория, 1933. - 40 с.

[7] Имена, истории, сокровища старого Шанхая / Под. ред. Сяо Юэ-чжи. - Шанхай, 1997. - 434 с.

[8] Московская консерватория. 1866-1966. - М.: Музыка, 1966. - 726 с.

[9] Петровская И.Ф. Консерватория Санкт-Петербургская // Петровская И.Ф. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. 1801-1917. Т. 10. Кн. 1. А-Л. - СПб.: Композитор, 2009. -С. 402-415.

[10] Словарь выдающихся музыкантов Китая. - Пекин, 2006. - 1464 с.

[11] Усов В.Н. Советская разведка в Китае. 20-е годы XX века. - М.: Олма-пресс, 2002. - 384 с.

[12] Шанхайская консерватория: События. Имена. - Шанхай, 1997. - 168 с.

о

1 Названия, имена, фамилии на китайском языке даются в русском переводе автора статьи.

2 Нанкинский договор - первый неравноправный договор, навязанный Китаю Великобританией в результате поражения Китая в англо-китайской войне 1840-1842 гг.

3 Цай Юань-пэй (1868-1940), педагог, один из первых исследователей китайской национальной культуры. С 1916 по 1927-й г. - ректор Пекинского Университета; с 1927 - глава ШНК [10, с. 87].

4 Сяо Йо-мэй (7 января 1884, Чжушань, Гуандун - 31 декабря 1940, Шанхай), теоретик, композитор, педагог. Музыкальное образование получил в Токийской консерватории, а также в Лейпцигском Университете музыки и театра. Создал первый в стране симфонический оркестр, став его дирижером [10, с. 1083].

5 Хуан Цзы (1904-1938), композитор, теоретик, педагог. Музыкальное образование получил в Дублинском колледже, затем в Йельском университете по классу композиции [10, с. 304].

6 Ху Цзоу-шу-ан (1894-1974), педагог классического вокала, хоровой дирижер, теоретик, первая в Китае женщина-композитор. Окончила Гарвардский университет, затем музыкальный колледж в Нью-Йорке [10, с. 296].

7 И. Ф. Петровская отмечает следующее: «основные средства (консерватории) - плата за обучение, правительственная субсидия <...> и частные пожертвования» [9, с. 404].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.