Научная статья на тему 'Музыкальная жизнь русского Шанхая'

Музыкальная жизнь русского Шанхая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
511
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная жизнь русского Шанхая»

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Александр Чжичэн Ван

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ШАНХАЯ

Музыкальное русское искусство - полцарства международного искусства Шанхая

В Шанхае русские жители появились в 1865 году, о чем упоминалось в опубликованной Шанхайским муниципальным советом переписи населения. Тем не менее до начала 1890-х годов, в среднем, ежегодно сюда переехали только четверо граждан Российской империи. С конца XIX в. количество русских в Шанхае стало постепенно увеличиваться: в 1895 г. оно составляло 28 человек, в 1900 году - 47 человек. До и после русско-японской войны их число значительно выросло за счет офицеров и солдат российской армии. В течение десяти последующих лет, вплоть до Первой мировой войны, количество русских эмигрантов в общей концессии было 360 человек. По сравнению с эмигрантами из других стран, количество выходцев из России было по-прежнему мало, и большинство из них никогда не общались друг с другом, у них не было ни общественных организаций, ни представителей культуры, живших в Шанхае.

После Октябрьской революции 1917 г. многие подданные бывшей Российской империи непрерывно пополняли иностранную колонию в Шанхае. В октябре 1922 г. сопротивление белоэмигрантов новой власти на Дальнем Востоке было окончательно подавлено.

Генерал Старк (Stark, G.K.)1 и генерал Глебов (Glebov, F.L.)2 в декабре 1922 г. и сентябре 1923 г. возглавили эвакуацию русских беженцев (около 3200 человек) на кораблях императорского флота.

В 1925 г. после забастовки шанхайских рабочих, более чем 1500 русских эмигрантов с севера переехали в Шанхай в надежде занять временно освободившиеся рабочие места. В 1929 г. после китайско-советских вооруженных столкновений на северо-востоке Китая около 1400 русских эмигрантов из-за соображений безопасности

ВАН

Александр

Чжичэн,

профессор

Академии

общественных

наук

г. Шанхай

168

перебрались в Шанхай. Общее количество русских эмигрантов в Шанхае в конце 1920-х было больше десяти тысяч, многие из них были представителями культуры, в том числе музыкантами, и именно благодаря им с 1923 г. Шанхай стал музыкальной столицей.

Без преувеличения можно сказать, что к середине 1930-х годов в Шанхае русская эмигрантская культура и искусство вступили в период расцвета. В газете «Шанхайская Заря» был сделан следующий анализ ситуации, сложившийся в городе к началу 1935 г.:

«Российская культура и искусство всего за несколько лет завоевали себе прочное положение в Шанхае. Здесь проживает много деятелей русского искусства. Их имена в мире культуры и искусства пользуются заслуженным уважением. Распространение европейской музыки в Шанхае в значительной степени обязано музыкантам из среды русской эмиграции. А русские артисты (драматические, оперные и балетные), певцы и художники покорили шанхайских зрителей. В трудных условиях эмигрантской жизни русские беженцы создали в Шанхае "Русский театр" и "Русскую оперетту". Если мы говорим, что в центре проживания русской эмиграции на Дальнем Востоке - в Харбине - есть прочная основа для расцвета российского искусства, то хорошо знаем, что в Шанхае, этом огромном торговом городе, где царил доллар и расчет, прокладывать путь искусству среди торговцев и праздной публики почти невозможно.

Крайне зажигательный джаз в барах удачно конкурирует с серьезной классической музыкой. На сценических площадках в кафе импровизированные выступления ансамблей более привлекательны, нежели представления драматических артистов. Художники рекламы и создающие витрины художники-дизайнеры легко побеждают серьезных живописцев, а тра-

диционную литературу вытесняет детективно-эротическое чтиво.

Но деятели искусства из среды русских эмигрантов мужественно подняли свой крест и высоко несут его. Они борются за свое существование и одновременно делают множество успехов на поприще искусства. Русское искусство наконец-то в Шанхае пустило свои корни и постоянно завоевывает авторитет. И соответственно становится все больше его любителей и почитателей. Ибо искусство бессмертно, искусство непобедимо»3.

Редакцией газеты «Шанхайская Заря» было получено письмо от известной на Дальнем Востоке исполнительницы интимных песен М.А. Садовской4, которая гастролировала в Шанхае и пользовалась у публики симпатиями. Мария Алексеевна писала, что, несмотря на то, что Харбин ее встретил очень тепло, он, после Шанхая, не произвел на певицу прежнего впечатления. «Шанхай оставил во мне след большего, интересного города, вызвал на поверхность памяти заглохшие было воспоминания о Петербурге. Харбин после Шанхая показался скучным и серым, а харбинцы не такими интересными, как шанхайцы. Весь темп шанхайской жизни необычен. А в Харбине - депрессия. Мечтаю вырваться отсюда, когда представится возможность. Атмосфера здесь нездоровая. Поешь, имеешь успех, а материальный результат ничтожный. Вот уже три месяца я в Харбине и все никак не могу опять к нему привыкнуть», - писала Садовская своим поклонникам в Китае. После этой публикации редакция газеты высказала такое мнение: «Шанхайцы с удовольствием прочтут эти строки. Совсем еще недавно Харбин нам представлялся «Русскими Афинами» на Дальнем Востоке. Там была опера, была драма, чудесные рестораны и кабаре, богатая, питавшая край, железная дорога, были высшие учебные заведения, толпы сту-

169

денческой молодежи, веселый русский город.

Но теперь, по всем данным, обстановка для русских в Харбине меняется. Оперы уже нет, драмы тоже, на железной дороге могут служить из русских только верные советскому правительству, рестораны перекочевали в Шанхай, веселье русское также переселяется сюда. И пройдет еще два, три года и «Русскими Афинами», вероятно, станет Шанхай вместо Харбина. Письмо М.А. Садовской косвенно подтверждает это»5.

10 августа 1944 г. в день, когда первая группа советских эмигрантов уезжала в СССР в ежедневной газете «Эпоха» была опубликована статья под названием «Советские деятели искусства возвращаются на Родину, оставляя арену международного искусства в Шанхае значительно опус- 6 п

тевшей и поскучневшей» . В частности в ней было сказано: «Когда речь идет о советских деятелях искусства, возвращающихся на Родину, невольно вспоминается то положение, которое они занимали в прошлом в культурной жизни. Среди советских эмигрантов с большим волнением отправляющихся в этот рейс на родину по призыву советского правительства деятели культуры и искусства составляют подавляющую часть.

В Шанхае, этом крупнейшем городе международного значения, насчитывается 30 тысяч иностранных резидентов, а русские эмигранты - 16 тысяч. Они составляют половину численности всех иностранцев в Шанхае. Именно они являются тем столпом в культурной жизни, который украшает этот крупный международный город. Теперь по призыву своей Родины они покидают Шанхай - город, в котором прожили несколько десятилетий. Из-за этого в таких областях, как европейская музыка, драматургия, опера, балет, оперетта, живопись наступает оскудение. Советские деятели искусства в Шанхае, можно сказать, даже в культурную среду всего Китая внесли огромный вклад. На прощание они говорят китайскому

170

народу: «Благодарим Китай за прием». А мы должны им сказать: «Благодарим вас за вклад, внесенный вами в искусство Китая»7.

Музыкальная деятельность художественных объединений русских эмигрантов

С конца 20-х годов XX в. экономическое состояние у русских эмигрантов в Шанхае стало улучшаться, и одним из признаков этого являлось процветание русской культуры. Литераторы, художники, музыканты и актеры один за другим создавали различные художественные объединения, что создало условия для использования их таланта и обогащения их жизни после работы. Музыкальная деятельность всегда является основой таких художественных групп и объединений.

1. Содружество «Понедельник», сокращенное название «СП» - было создано в октябре 1929 г. Инициаторами его создания в основном, являлись русские молодые литераторы и поэты-эмигранты: поэт В.С. Валь, поэт Л.В. Гроссе, драматург П.А. Северный, поэтесса O.A. Ско-пиченко, художник Н.К. Соколовский и поэт М.Ц. Спургот. Первым директором содружества стал Н.К. Соколовский. Члены кружка собирались каждый понедельник, поэтому называли его «Понедельник». Они проводили работу, в основном, осенью каждого года. Очень быстро содружество привлекло широкое внимание круга русских эмигрантов и людей, желающих в него вступить, и с каждым днем таких становилось все больше и больше. До конца 1929 г. объединение деятелей культуры значительно расширило свои масштабы. Его новым директором стал литератор М.В. Щербаков., занимавший этот пост четыре года подряд. В 1933 г. после частичного распада содружества старейший его член В. С. Валь вступил на должность директора, но на следующий

год молодой художник М.А. Кичигин возглавил преобразованный «Понедельник».

Содружество часто устраивало литературные вечеринки и также активно вело издательскую деятельность: выпустило пять номеров сборников статей под именем «Понедельник». Несмотря на то, что большинство членов состояли из известных литераторов, немало различных работников искусства вступило в него, и среди них можно назвать художника В.А. Засыпкина, журналиста К.В. Батурина, художницу С. Мосцепан и т.д.

В 1934 г. общепризнанный лидер в литературном кругу русских эмигрантов русский писатель И.А. Бунин установил контакт с «Понедельником» и стал почетным директором содружества. Хотя большая часть деятельности, развернутой содружеством, была связана с литературой, в нее всегда были включены музыкальные мероприятия. Например, на встрече 3 апреля 1933 г. К.И. Лаврентьев выступил с научным докладом под названием «О симфонической балладе»8; на открытую встречу 16 октября 1933 г. приглашен оперный певец Д.В. Кудинов, чтобы ис-

9

полнить несколько песен ; на мероприятии 13-го числа этого месяца П.М. Шид-ловский спел с большой любовью русские народные песни, а затем лучший ученик профессора Б.С. Захарова дал сольное исполнение на фортепиано10; на очередной встрече 24 октября 1938 г. певица А.Г. Миямура и пианист Л.В. Введенская завоевали большую симпатию публики за замечательное выступление11.

2. Объединение «Вторник» - было создано при Русском общественном собрании 4 октября 1936 г. (во вторник). В большой степени необходимо отнести его создание и популярность к заслугам почетного секретаря РОС Д. А. Петрухина.

Русское общественное собрание каждый год устраивало разные вечеринки, маскарады, совместные обеды, рождественские вечера, празднование Нового го-

да, коктейли и концерты. Однако самое успешное мероприятие Собрания - это, несомненно, «Вторник», потому что он устраивался регулярно каждую неделю, подходил и молодым, и старым, и не только его члены, но и гости могли принимать участие во встречах. Чтобы удовлетворить желания нуждающихся в деньгах русских эмигрантов к культуре и отдыху, Собрание установило очень низкую цену за входной билет. Руководство РОС старалось привлекать русскую молодежь, давая ей возможность знакомиться с русской культурой и искусством и избавить их от соблазнов «шататься» по кабаре, барам и танцулькам.

Русское общественное собрание предоставило всем русским эмигрантам возможность продемонстрировать свои таланты в искусстве. Многие молодые поэты стали показывать себя, среди них М.Н. Володченко, М.Ц. Спургот, О.А. Ско-риченко, М.И. Колосова и другие. Они читали вслух свои стихи под музыку, что приводило слушателей в восторг.

Большой популярностью пользовались на мероприятии «Вторника» выступления балерин Р. Браунинг, Н. Загайной, К. Сергеевой. Они часто исполняли эффектные хореографические номера из балетов.

На «Вторниках» проходили и вокальные вечера, в которых принимали участия В. Кочергин, М. Рубин, С.И. Якимов, Введенский, Мерлин, А.Т. Миллер, Л.Д. Лаврова, М.Н. Новицкая, Марковская, Трофимова.

В драматических постановках и музыкальных спектаклях были задействованы актеры: А.М. Шумский, М.А. Ласковый, Владимирова, Венская, Барвинская, Южанова.

Публика искренне веселилась, слушая юмористические рассказы Н.Ф. Тарасова и Сухотина. Во время исполнения сценок они любили нажимать ту или иную клавишу фортепиано, чтобы усилить юмористический эффект.

171

Овациями и непрекращающимися аплодисментами заканчивались выступления музыкантов Сильницкого и Введен-ской12.

Афиша: Вторник 13 февраля 1940 г.

1. Юмористические рассказы - Юрий Савельев: «Китайцы русского происхождения».

2. Лирическое пение тенора - Хо-ванс Э.

3. Выступление артистов балеты -Мура Тарасова и Алла Кошман.

4. Джазовая музыка - Оркестр П.И. Шевцова.

Как правило, представления начинались в 10:30 вечера. Режиссёром программ являлся Евгений Мунцев.

Очевидно, что в отличие от других художественных объединений, большинство членов которых были знаменитостями, «Вторник» стал колыбелью молодых представителей русского искусства и пользовался большой популярностью. На каждом мероприятии в зале не оставалось ни одного свободного места. Обычно после окончания мероприятия многим зрителям не хотелось расходиться13.

Кроме «Вторника» в РОС было создано художественное объединение с таким же названием при Лиге русских женщин (ЛРЖ). Оно открылось раньше, в начале 1930-х годов, и не было таким масштабным и влиятельным, как его «тезка». Встречи при ЛРЖ носили литературно-музыкальный характер и проходили по вторникам в 5:30 вечера на улице Кардинал Мерсье, 339 (соврем. Шэньсинаньлу). В этих мероприятиях участвовали по рекомендациям его членов, а вход был бесплатным. Примером может служить краткий отчет о «Вторнике» 28 марта 1933 г., состоявшем из двух частей.

Часть 1. Музыкальные номера:

- Н.Н. Янковская. Лирическая песня.

- Молодой музыкант Петров Б.Н. Соло на фортепиано.

- Студент Кацен А.П. Фортепиано. Исполнение музыкальных пьес левой рукой.

172

Часть 2. Доклады о музыке. Дроннико-ва О.П. «О музыкальном дошкольном образовании Монтессори».

Большую часть мероприятий «Вторника» Лиги русских женщин составляли музыкальные номера, и в меньшем объеме -литературные14.

3. ХЛАМ (Содружество Художников, Литераторов, Артистов и Музыкантов). Содружество собиралось каждую среду, поэтому также его называли Содружество «Среда». Оно было создано осенью 1933 года, инициаторами являлись известные представители разных сфер литературных кругов русских эмигрантов в Шанхае.

Среди его постоянных членов можно назвать: режиссера-постановщика балетных спектаклей Э.И. Элирова, журналиста А.В. Петрова, музыканта А.Г. Бершадского, А. О. Кирсанова, художника Л. В. Сквир-ского, а также певца В. Г. Шушлина, драматических актрис В.В. Панову-Рихтер и З.А. Прибыткову, драматического актера П. А. Дьякова, главного редактора газеты «Шанхайская заря» Л.В. Арнольдова, поэта М.Ц. Спургот, писателя В.С. Валь.

1 ноября 1933 г. содружество провело первое мероприятие и после этого собиралось на встречу каждую среду. Вскоре содружество привлекло большое внимание, и количество его членов возросло до 70 человек.

17 февраля 1934 г. ХЛАМ зарегистрировалось в генеральном консульстве Франции в Шанхае. Элиров, Петров и Спургот стали его пожизненными руководителями и члены клуба называли их «Тройка ХЛАМа»15.

Свободная, веселая и романтическая атмосфера, шутливые анекдоты - все это привлекло большую часть членов содружества. Главный конферансье Эдуард Элиров вносил большой вклад в успех каждого вечера. Названия встреч часто проходили под разными названиями, например:

«Весёлые эстрадники».

«Улыбка Терпсихоры (одна из девяти муз древнегреческих мифов, муза танца)».

«Вечер стихов». «Шестая держава» и т.д.16 Вечера ХЛАМа пользовались большой популярностью не только среди русских жителей в Шанхае, но иностранцы также часто бывали на них. Содружество ХЛАМ обычно проводило работу осенью и зимой, т.е. с начала октября каждого года до начала мая следующего года, однако оно не полностью прекращало деятельность в летнее время отдыха (с начала мая до конца сентября каждого года).

Только в течение трех лет с ноября 1933 г. до мая 1936 г. ХЛАМ устраивал 70 встреч по средам, среднее количество людей, участвовавших в зимней деятельности, составляло 1500 человек. Каждый год к началу зимы составлялся план мероприятий, например, встречи по средам 1936-1937 гг.:

«Ночь в Холливуде», «Воспоминания о лете», «В царстве сказок»,

«Амур (бог любви древнегреческих мифов) в окно стучится»,

«Век нынешний и век минувший», «Вечер накануне Рождества на Монмартре»,

«Юбилей Флегонта Дадыкина», «Через сто лет».

Художественный вечер ХЛАМа «ярмарка в деревне» носил характер капустника.

Сообщество также много раз устраивало вернисажи литературных знаменитостей и бенефисы популярных артистов, например, известной актрисы В.В. Пановой, Э.И. Элирова и других17. ХЛАМ, в основном, проводил деятельность в известных кафе и ресторанах, открытых русскими бизнесменами, например: кафе Клейнерманн, кафе-ресторан братьев Тка-ченко, ресторан «Омон», ресторан «Ренессанс».

В конце 1930-х годов XX в. много молодых оперных и балетных артистов на вечерах ХЛАМа стали показывать себя и

проявлять свои таланты, благодаря чему они завоевали большую группу поклонников. Среди них были Татьяна Невская и Владимир Андреев. Чтобы наградить их за вклад в содружество «Среда», было устроено специальное выступление в ресторане «Кавказ» 13 апреля 1938 г.18

12 декабря 1940 г. ХЛАМ организовал фестиваль искусств русских эмигрантов в Шанхае в театре «Lyceum Theatre», в котором приняли участие более 60 известных звезд литературных и музыкальных кругов русских эмигрантов.

1. Серов Б.А., Валин В.А., Варгина М., Винер А., Манжелей О., Невская Татьяна и Смолина А. показали известные картины оперных спектаклей.

2. Кожевникова Н.В. исполнила сцену из балетной композиции на музыку романса «Ночь» А. Рубинштейна.

3. В различных номерах участвовали: Валин В.А., Вертинский А.Н., Жозеф Шейх, Кирсанов А.О., Кларин В.В., Мил-лэр Гленн, Невская Татьяна, Ненцин-ский А.Д., Прибыткова З., Розен Л.И. и Туренин В. Их выступления вызывали у публики интерес и пользовались успехом. Было много веселых шуток и юмористических находок.

4. Выступление балета под управлением Князева Н.А.

5. Труппа Русский балет: Баранова Е.П., Бобынина Е.В., Виннер А., Ельник О., Кожевникова Н.В, Ланцов С., Никитина Л.К., Сокольский Н.М., Шевлюгин Ф.Ф., Эли-ров Е., Яновер Д. и так далее.

6. Прочие номера: инструментальный дуэт, инструментальное трио, инструментальный квартет, инструментальный квинтет, шутки, шарж, среди выступающих: Туренин В., Бирюлин П.Д., Битнер З.А., Вертинский А.Н., госпожа Франциска, Кудинов Г.В., господин Ларго, Лоренц-Петров В.В., Маклецов С., Менари М., Мунцев Евгений, Прибыткова З., Реджи С.А., Рихтер А.Я., Слободской А., Тонов Н.А., Хавский С. и др.19

173

4. Литературно-художественный кружок (ЛХК) «Четверг» при Еврейском клубе был создан в Шанхае в ноябре 1933 г. Обычно встречи проходили по четвергам, отчего кружок и получил свое название. Его главная задача состояла в том, чтобы еженедельно устраивать вечера, в программе которых были бы и музыкальные, и художественные номера. Его идея не имела никаких коммерческих целей, только культурное обогащение. Бесплатный вход для всех желающих и участие в представлениях каждого пожелавшего сделали эти вечера очень популярными. Обычно гости собирались к десяти вечера в Еврейский клуб, расположенный в центре Французской концессии в доме 83 на рут Пишон (соврем. Фэеньянлу). Многие члены «Четвергов» являлись известными актерами и музыкантами20.

После того, как в Клубе была построена сцена, все выступления проводились на ней. Каждый пришедший на вечер проводил свободное время в дружественной атмосфере и имел возможность проявить свой художественный талант, объединяя всех любителей искусства. Количество членов Кружка превысило 60 человек, и они разделились на три категории в соответствии в уставом:

- официальный член - лицо, принимающее участие в деятельности какой-либо художественной или музыкальной студии,

- неофициальный член - лицо, поддерживающее выполнение задач, но не принимающее участие в повседневной деятельности,

- постоянный гость - лицо, любящее искусство, часто принимающее участие в мероприятиях «Четверга», но не вступающее в кружок и не вмешивающееся в его внутренние дела.

Хотя ЛХК находился в здании Еврейского клуба, он проводил работу самостоятельно. Члены кружка пользовались всеми правами членов Еврейского клуба (кроме игры в карты). Руководителем «Четверга» являлся начальник Комитета

174

по культуре и образованию Еврейского клуба Я. Л. Брик, а его заместителем и казначеем - Д. В. Рабинович. Орлов А. С. был назначен секретарем.

Устраиваемые «Четверги» имели разную программу. Кроме развлекательных мероприятий, здесь организовывались и научные доклады и лекции.

Внутренняя работа Художественного кружка проходила в семи исследовательских студиях, причем каждая секция состояла из любителей какого-либо конкретного вида искусства.

Литературная секция - заведующий секцией: Рабинович Д.Б.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Художественная секция - заведующий секцией: Засыпкин В.А.;

Музыкальная секция - заведующий секцией: Хэгнер Д. И.;

Вокальная секция - заведующий секцией: Гравцев А. Н.;

Хореографическая секция - заведующий секцией: Гравцев А.Н.;

Драматическая секция - заведующий секцией: Орлов А.И.;

Шахматная секция - заведующий секцией: Финланд С.;

Дирижер оркестра и хора Слуцкий А.Ю.

Главными членами Кружка также являлись известный драматический актер Томский С., художник Покровский К. К., пианистка Левина В. В.21

Особой популярностью пользовалась мелодекламация, т. е. поэтическое чтение, которое проходило под музыкальное сопровождение. Летом 1934 г. для встреч использовали и открытые площадки Еврейского клуба. Программа одного из «Четвергов», состоявшегося 21 декабря 1933 г., была следующей:

Ведущий и режиссер вечера: Орлов А.И.;

Женское соло: госпожа Бент;

Вокальный квартет: господин Рискин, Тарнопольский В, Фрумсон Д. и Ступел И.;

Поэтическое чтение (произведения Маяковского): господин Фелтгер;

Поэтическое чтение: господин Во-иковский и Баратынский Г.22

5. Шанхайская «Чураевка» или «Пятница». Эта молодая организация была создана в 1925 г., стала широко признана в очень короткое время, превратившись в центр литературных кругов русских эмигрантов сначала в Харбине. Молодые люди начали проявлять свой талант и постепенно заслужили уважение за свои успехи в культурной деятельности.

В 1933 г. некоторые члены Харбинской «Чураевки», т.е. Светлов Н.Ф., Ско-риченко О.А., господин Сухатин и Петров А.В., после переезда в Шанхай создали там организацию с таким же названием - «Чураевка». Инициатором был хорошо знакомый русским эмигрантам в Харбине поэт, являющийся и одним из ответственных лиц Харбинской «Чураевки» - Николай Светлов. 1 августа 1933 г. Шанхайская «Пятница» провела первое собрание, на котором определила свою главную цель: на основе литературного творчества осуществлять широкое объединение литературы, музыки и драмы. На собрании также было принято решение создать литературную студию, возглавленную поэтом Петерец Н., который одновременно нес ответственность за организацию вечеров «Пятницы» один раз в неделю. Впоследствии одна за другой создались научная студия, драматическая студия и музыкальная студия. Мероприятия каждой студии постепенно стали проводиться один раз в неделю, а не два раза в месяц, как в первые дни создания.

Клуб «Чураевка».

В соответствии с обычаем Харбинской «Чураевки» официальные мероприятия клуба начинались с сентября каждого года. Сначала в них принимали участие только десятки человек, однако по мере роста его популярности количество желающих увеличилось до нескольких сотен. Среди них было не только много молодежи, увлекающейся литературой, но и немало представителей богемы русской эмиграции в Шанхае. На мероприятиях

обсуждались литературные теории, стихи и рассказы, проводились концерты, делались научные доклады. Несмотря на трудности, количество членов Шанхайской «Чураевки» постоянно росло. Участие в «Пятницах» привлекало молодых людей. Мероприятия Пятницы отличались разнообразнми темами программы. Например:

30 сентября 1930 г. поэт Петерец Н.В. выступил с научным докладом «О Тургеневе»;

9 ноября 1933 г. состоялся радиоконцерт «Чураевка»;

19 января 1934 г. Криворучко М.Г. выступил с докладом под названием «Рождество».

Кроме серьезных научных докладов, большинство других мероприятий проводили под музыку. Исполнение на музыкальных инструментах, сольное пение, хоровое пение, арии из опер и выступления балета предоставили многим молодым художникам возможность проявить свой талант и приобрести известность23.

6. Литературно-художественное содружество «Восток». Это содружество носило похожий характер и имело аналогичные цели с Шанхайской «Чураевкой». Оно было основано в 1933 г. При нем имелись Литературный отдел, возглавляемый М.В. Щербаковым, и музыкальный отдел, заведующим которого работал Аксаков С.С. С весны 1934 г. «Восток» стал составлять и печатать художественный ежегодник под названием «Ворота», а с осени 1935 г. - активно сотрудничать с Шанхайской «Чураевкой». 14 октября 1935 г. все официальные члены «Чураевки» приняли единое решение присоединиться к Содружеству «Восток». Члены объединений смогли свободно принимать участие во внутренних мероприятиях друг друга. По сравнению с «Чураевкой» содружество «Восток» обращало больше внимания на музыкальные мероприятия. Жаль, что информация о конкретных ме-

175

роприятиях редко появлялась в сообщениях прессы24.

7. Объединение «Искусство и Творчество», одна из первых организаций-объединений, было создано 24 сентября 1929 г. М.Ц. Спургот работал секретарем. Главная цель объединения была в том, чтобы его члены помогали друг другу материальными средствами, и для этого был создан сберегательный фонд взаимопомощи. С целью улучшения экономического состояния безработных актеров объединение также организовало труппу таким образом, чтобы они получали возможность выступать каждую неделю.

Был также учрежден артистический клуб при объединении, расположенный в доме 55 (сегодняшнее название улицы -Чангделу Дюбайль). В ноября 1929 г. количество членов музыкального клуба при объединении составляло 30 человек. Был основан музыкальный комитет, председателем которого избрали профессора Б. С. Захарова, а его постоянными членами стали З.А. Прибыткова, г-н Ш. Гробуа, г-н Комар, г-н Флин и архитектор А.И. Ярон -всего пять человек. Каждую неделю комитет проводил музыкальное собрание, ставшее культурным центром Шанхая25.

«28 апреля 1930 г. четвертый в этом сезоне и последний камерный концерт из цикла камерных концертов, организованных музыкальной секцией местного "Арт-клуба" и проходящих при участии лучших местных, главным образом русских музыкальных сил. Концерт, как и три предыдущих, состоялся в 9.15 вечера в помещении Клуба американских женщин на Бабблинг Велл роад № 113. В программе концерта: струнный квартет Грига в исполнении господ Фоа, Лившиц, Герцов-ского и Шевцова. Затем соло на рояле выступил композитор и пианист С. Аксаков, который исполнил свои последние композиции "Прелюдия" и "Этюд", а также транскрипцию произведений "Града Китежа" по известной опере Римского-Корсакова. Последнюю вещь г-н Аксаков исполнял по просьбе публики.

176

Известная певица г-жа М. Апвель-Марнич исполнила восемь цыганских танцев Брамса, один из вокальных шедевров этого прославленного композитора.

Б.С. Захаров и П.Н. Бирюлин исполнили знаменитую Седьмую сюиту Аренско-го для двух роялей. Интерес к этому концерту со стороны любителей серьезной музыки отмечался повышенный и в их исключительной посещаемости камерных

концертов»26.

В конце 1929 г. Объединение «Искусство и Творчество» и шанхайская газета «Время» совместно провели конкурс артистов Шанхая и потребовали от читателей, чтобы они выбрали любимых пианистов, скрипачей, виолончелистов, балетных артистов и музыкантов, играющих на других инструментах. До 6 января 1930 г. редакция выбрала 21 человека и в соответствии с полученными бюллетенями, кроме двух итальянцев, все остальные были русскими.

Фоа (скрипка, 254 голоса, итальянец), Захаров Б. С. (рояль, 249 голосов), Бирю-лин П. Д. (сольная игра на музыкальных инструментах, 217 голосов), Шевцов И.П. (виолончель, 201 голос), Владимирова-Бурская (певица, 171 голос), Селиванов П.Ф. (певец, 133 голоса), Шуш-лин В.Г. (певец, 120 голосов), Шуль-стан И. М. (виолончель, 111 голосов), Марио Паси (рояль, 108 голосов, итальянец), Кармелинский А.З. (певец, 103 голоса), Крылова М.Г. (певица, 101 голос), Подушка И.Р. (скрипка, 82 голоса), госпожа Теляковская (певица, 64 голоса), Слуцкий А. Ю. (дирижер, 56 голосов), госпожа Панова (балетная актриса, 44 голоса), Сизякова А. (балетная актриса, 44 голоса), Чернецкая В.А. (рояль, 43 голоса), Суворин Е. (актер, 43 голоса), Аксаков С. С. (рояль, 41 голос), Шиллер Я. М. (виолончель, 40 голосов) и Фёдоров (скрипка, 38 голосов)27.

8. Русское профессиональное театральное Общество. Устав общества был утвержден и зарегистрирован Шанхайской международной концессией 19 янва-

ря 1939 г. Данный устав охватывал всех русских и украинских актеров, музыкантов, певцов и балетных артистов в Шанхае. Председателем общества являлся заслуженный оперный певец Блохин В.П. Главные члены общества:

оперный режиссер - актер Ульянов С.М.,

оперный режиссер - актер Томский В.И.,

дирижер оркестра - Сарычев В.В., оперный режиссер - актер Пидлуж-ный И. Д. (Украина),

хоровой дирижер - Машин П. Н., вокальный руководитель - Шуляков-ский М.А.,

музыкальный руководитель - дирижер Бирюлин П. Д.,

оперный режиссер - Сулженко В.Л. (Украина).

Общество было расположено в доме № 9 пассажа № 199 по улице рут Валлон (совр. Наньчан лу). Все зарегистрированные в комитете русских эмигрантов русские и украинские актеры-эмигранты могли подать заявку о желании вступить в официальные члены, другие актеры славянских национальностей имели право стать неофициальными членами Общества. Ещё до начала деятельности всем актерам, музыкантам, певцам и танцовщикам требовалось зарегистрироваться в комитете.

Русское профессиональное театральное общество развертывало деятельность по следующим задачам:

1) объединение всех русских эмигрантов, являющихся театральными, музыкальными и балетными актерами, совместное служение искусству, обеспечение всех отдающих себя искусству актеров материальными средствами;

2) оказание помощи русским молодым эмигрантам, наделенным музыкальным талантом, предоставление им возможности продолжать обучение музыке, театру и балету в самых благоприятных условиях;

3) открытие первой Высшей консерватории русских эмигрантов в Шанхае, проведение мероприятий по вокальной музыке, инструментальной музыке, театру и балету, а также приглашение на должность преподавателей лиц, получивших высокие художественные достижения и соответственное образование;

4) объединение сил всех театральных, музыкальных и балетных актеров, проведение разных благотворительных выступлений и концертов с целью сбора средств на помощь бедным русским актерам-эмигрантам и оказания им материальной поддержки;

5) проведение благотворительных развлекательных мероприятий оказание помощи разным общественным организациям русских эмигрантов;

6) оказание помощи русским профессиональным актерам-эмигрантам и любителям-эмигрантам, привлечение их к участию в выступлении;

7) распространение славы русской песни, музыки, театра и балета28.

9. Товарищество украинских артистов было основано летом 1938 г. Оно часто организовывало показ драматических произведений украинских и русских драматургов в актовом зале Французского муниципального коллежа (дом 11 на рут Валлон) и других местах. Например, 8 июня 1938 г. шла пьеса-феерия «Вий». Известный украинский драматург М.Л. Крапивницкий интерпретировал одноименное произведение Н.В. Гоголя. Декорации пьесы были великолепны, одежда актеров роскошна и музыка прекрасна.

Главные члены Товарищества украинских артистов:

режиссер - Гайдаров Л. Л.;

дирижер струнного оркестра -Закс Д. Г.;

артистки: Василенко - главная героиня (сопрано), Гай М.А. (контральто), Золот-ниченко А.А. (характерная роль), Киселе-

177

ва Л.Г. (сопрано), Любченко В.И. (сопрано), Усанкова З.Б. (сопрано);

артисты - Гайдаров Л.Л. (баритон), Дубовский В.И. (театральный тенор), Ласкавый М.А. (резонер и характерная роль), Колумбовский Ю.С. (в роли невежи), Лоренц-Петров В.В. (характерная роль), Михайленко А.М. (комик, бас), Мусийчук А.В. (актер на второстепенные роли, входная роль), Полтавец М.Н. (вторая роль, баритон), Романюк Н.И. (в роли невежи, тенор) и Янковский С.И. (разнохарактерная роль). Большинство актеров являлись певцами29.

10. Украинское культурно-просветительное общество имени Н. Лисенко, оно также называлось Украинская оперно-драматическая труппа имени Н. Лисенко. Общество было основано украинскими эмигрантами в Шанхае весной 1938 г., чтобы представить украинские народные и классические песни, древние украинские известные драмы и замечательные произведения современных драматургов. Данное Общество носило имя знаменитого украинского композитора Николая Витальевича Лисенко. Общество было создано для того, чтобы укрепить национальное единство и братское сотрудничество украинских эмигрантов. Общество провело концерт в память Н. В. Лисенко, а также показало украинские оперы в театре «Lyceum Theatre» и в других местах.

9 июня 1938 г. общество показало бессмертное произведение известного украинского композитора Семёна Гулака-Артемовского, комическую оперу «Запорожец за Дунаем» в театре «Lyceum Theatre». Таков был состав актеров.

Оперный режиссер - певец-бас Кума-новский.

Дирижер оркестра - Сарычев В. В.

Балетный режиссер - Шевлюгин Ф.Ф.

Менеджер по постановочной технике -Бутенко-Браун Г.

Главные актеры - Кумановский А. (бас), Кумановская В.Т. (сопрано)

Актрисы - госпожа Оксана, Лебеден-ская А.В., Ага Селим, Наталочка Кривенко;

178

Актеры - господин Андрей (оперный актер), Хованс Е. (тенор), Якимов С.И. (баритон), Тоцкий Г., Иман Г., Васильев А. и господин Хасан30.

11. Пушкинский комитет. В феврале 1937 г. исполнилось сто лет со дня смерти великого русского поэта А. С. Пушкина. Для проведения подготовительной работы по организации мемориальной церемонии в сентябре 1936 г. русские эмигранты в Шанхае создали Пушкинский комитет. Его председателем стал К.Э. Мецлер, вице-председателем - профессор В.В.Ламан-ский, в члены комитета вошли 102 человека, в том числе известный русский музыкант-эмигрант А.А. Авшаломов. При комитете были учреждены шесть отделов: отдел финансов, отдел мониторинга, отдел по возведению памятника, отдел по музыке и живописи и отдел по литературе и изданию.

Украинская оперно-драматическая труппа устроила концерт в память А. С. Пушкина. Далее указаны мероприятия к столетию со дня смерти Пушкина:

1) 9 сентября 1937 г. - собрание во Французском Клубе;

2) 2 февраля - в театре «Lyceum Theatre» был проведен концерт и показана опера «Алеко»;

3) 17 февраля - в Кафедральном Бого-родицком соборе состоялась панихида. В школах и колледжах были проведены мемориальные выступления школьников и учащихся детей русских эмигрантов;

4) 10 февраля - в клубе «Русский Сокол» прошел вечер в память А.С. Пушкина;

5) 11 февраля - утром на перекрестке (потом это место называлось Пушкинская площадь) улиц рут Пишон (сегодняшняя улица Фэньянлу) и Цицилу (сегодняшняя улица Юэянлу) состоялась церемония открытия бронзового бюста поэта. Вечером во Французском муниципальном колледже прошло торжественное собрание, посвященное столетию со дня смерти Пушкина. Зрители посмотрели документальное кино и послушали хоровое выступление;

6) 13 февраля - Русский театр в Шанхае показал известную драму А.С. Пушкина «Борис Годунов»;

7) 14 февраля - в театре «Grand Theatre» состоялся концерт из произведений А.С. Пушкина.

Кроме этого, все школы для русских эмигрантов одна за другой провели мемориальные мероприятия. Среди них событием, привлекающим самое большое внимание, стал музыкальный вечер памяти А.С. Пушкина. Выступление Муниципального симфонического и духового ор-

кестра международного сеттльмента стало сенсационным событием.

Пушкинский комитет издал сборник о памятных мероприятиях «Пушкинские дни в Шанхае», который вышел из печати на четырех языках: на русском, английском, французском и китайском. В сборник были включены более ста картин о А.С .Пушкине, отрывки из его произведений, комментарии известных людей и фотографии разных художественных меро-

31

приятий, проводимых в этот период .

Примечания

Старк. Глебов.

Шанхайская Заря. - Шанхай, 1935. - 1 января. - С. 14.

Садовская (Куренкова) Мария Алексеевна (род. ок. 1898) - артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Выступала в Московском Народном доме (до 1911 г.). В 1911 гастролировала вместе с Д.Х. Южиным по городам России. После революции в эмиграции. Шанхайская Заря. - 1930. - 1 ноября. - С. 6. Эпоха. - Шанхай, 1947. - 11 августа. Эпоха. - Шанхай, 1947. - 11 августа. Шанхайская Заря. - 1933. - 6 апреля. - С. 5. Шанхайская Заря. - 1933. - 18 октября. - С. 4. Шанхайская Заря. - 1933. - 15 ноября. - С. 5. Слово. - Шанхай, 1938. - 26 октября. - С. 4. Слово. - 1938. - 3 октября. - С. 3. Слово. - 1940. - 13 февраля. - С. 4; 15 февраля. - С. 4. Шанхайская заря. - 1933. - 26 марта. - С. 9.

Жиганов В. Д. Русские в Шанхае: Альбом / Подготовка издания и предисловие В.П. Леонова

и Ю.В. Шестакова; вступительная статья Н.П. Рождественской. Китай. Русская эмиграция. -

СПб.: БАН - Альфарет, 2008.- С. 74-75.

Новое русское слово. - 1938. - 9 января. - С. 6.

Рубеж. - 1937. - №2 19. - С. 9.

Слово. - 1938. - 7 апреля. - С. 7.

Слово. - 1940. - 8 декабря. - С. 6.

Шанхайская заря. - 1933. - 30 ноября. - С. 5.

Шанхайская заря. - 1934. - 30 марта. - С. 8.

Шанхайская заря. - 1933. - 23 декабря. - С. 6.

Шанхайская заря. - 1933. - 2 августа. - С. 5; 3 сентября. - С. 14; 30 сентября - С. 6; 2 октября. -С. 3; 1934. - 5 января. - С. 8.

Шанхайская заря: 1934. - 5 мая. - С. 6; 1935. - 10 октября. - С. 6; 1935. - 15 октября. - С. 6; Слово. - 1938. - 22 апреля. - С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шанхайская Заря. - 1929. - 22 сентября. - С. 9; 25 сентября. - С. 5; 26 октября. - С. 5; 15 ноября. - С. 5, 22

Шанхайская Заря. - 1930. - 18 апреля. - С. 4. Время. - 1930. - 7 января. - С. 9; 22 января. - С. 4.

179

24

25

Слово. - 1940. - 6 октября. - С. 9. Слово. - 1938. - 1 июня. - С. 3. Слово. - 1938. - 2 июня. - С. 2-3.

Слово. - 1936. - 30 октября.- С. 6; 9 декабря. - С. 4;1937. 13 февраля.- С. 6; Новости Северного ежедневного Китая. - 1936. - 28 декабря.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.