Му Цюаньчжи
СТАНОВЛЕНИЕ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
В статье обозначены основные этапы становления скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века и очерчены важнейшие события, сопровождавшие этот процесс. Выявлены роль китайских скрипачей, обучавшихся за границей и работавших в иностранных оркестрах на территории Китая, а также музыкальных учебных заведений и ключевое значение Шанхайской консерватории и ее представителей Сяо Юмэя и Чэнь Чэнби. Рассмотрена активная деятельность в Китае российских и европейских эмигрантов-скрипачей В. Д. Трахтенберга, А. Фоа, А. Виттенберга и др.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/8/34.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 125-127. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 781.7 Искусствоведение
В статье обозначены основные этапы становления скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века и очерчены важнейшие события, сопровождавшие этот процесс. Выявлены роль китайских скрипачей, обучавшихся за границей и работавших в иностранных оркестрах на территории Китая, а также музыкальных учебных заведений и ключевое значение Шанхайской консерватории и ее представителей Сяо Юмэя и Чэнь Чэнби. Рассмотрена активная деятельность в Китае российских и европейских эмигрантов-скрипачей В. Д. Трахтенберга, А. Фоа, А. Виттенберга и др.
Ключевые слова и фразы: китайская музыка; скрипичная музыка; скрипичное образование; обучение скрипачей; история музыкального образования.
Му Цюаньчжи
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СКРИПИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
В начале ХХ века в Китае начинается процесс становления скрипичного образования. Выделим важнейшие события, сопровождавшие это явление, и наметим его основные этапы в период от начала столетия до образования КНР в 1949 году.
У истоков китайского скрипичного образования в первые десятилетия ХХ века стояли скрипачи Цэн Чживун (Н^^) и его жена Цао Жуцзинь (ШЙШ), учившиеся в Японии. Вернувшись после учебы в Китай, они создали в 1908 году в Шанхае интернат, а на базе его - музыкальную школу, где обучалось около трехсот студентов. Здесь же был создан оркестр из 40 человек под управлением дирижера Цен Чжи Вуна (Н^^). Известно, что в составе оркестра было 9 скрипачей [5, с. 44].
В 1912 году после обучения в Японии в Китай вернулся скрипач Е Бо (^{Й). Он привез с собой много нот скрипичной музыки и пособия для обучения, составившие основу педагогической литературы для скрипки в Китае. Е Бо становится музыкальным педагогом в нескольких школах и университете в городе Чэнду и первым, кто не только обучал студентов игре на скрипке, но и знакомил их с нотным станом [Там же, с. 46]. В сентябре 1914 года в Педагогической школе провинции Сычуань открылся музыкальный курс, пост профессора музыки на котором занял Е Бо. На этом курсе были открыты следующие направления: пение, игра на инструменте, теория музыки, гармония, музыкальная история Китая, Европы и т.д.
Таким образом, было положено начало системе профессионального образования скрипачей в Китае. Немалую роль в этом процессе сыграли китайские музыканты, которые работали в Китае в иностранных оркестрах. Скрипачи Чжао Нянькуй и Му Чжицин, работавшие в Тяньцзине в оркестре под руководством английского скрипача Роберта Харта, активно занялись скрипичной педагогикой, давая частные уроки. Известно, что Чжао Нянькуй выступал перед последним китайским императором Пу И, а также в течение двух месяцев обучал его игре на скрипке [4, с. 29].
В 1919 году в Китае создается «Движение 4 мая», направленное на реформы и всестороннее обновление китайской культуры, науки, искусства. Появляется много различных объединений, учреждений и культурных явлений, деятелями и активными участниками которых становятся молодые образованные люди. Их объединяет стремление приобрести новые знания, освоить традиции европейской культуры. Тем самым в Китае создается почва для формирования системы музыкального образования.
В 1922 году при Пекинском университете была создана «Музыкальная учебная ассоциация», среди членов которой были скрипичные педагоги Чжао Нянькуй, Цюань Шу Мэн (^МШ), Гань Вэньлянь (^^Ш) и т.д. Один из учеников ассоциации - Тань Шучжэнь (Щ^Ж) - в дальнейшем стал известным скрипачом [5, с. 27]. Возникают и другие центры скрипичного образования. Так, в Государственном институте культуры в Пекине открываются музыкальные факультеты. 12 июля 1926 года в институте состоялся концерт к 100-летию со дня смерти Бетховена. Это был первый студенческий концерт, и из десяти прозвучавших в нем музыкальных номеров четыре были скрипичными [2, с. 9].
Значительную роль в деле подготовки скрипачей сыграл Шанхай. В специальной педагогической школе Шанхая было создано два художественных факультета разного уровня. Один из них обучал будущих педагогов средней школы, студенты другого готовились стать педагогами начальной школы. Еще одним центром музыкального образования стала Шанхайская художественная профессиональная школа, в которой также велся курс обучения игре на скрипке. Ее крупнейшим педагогом-скрипачом стал Тань Шучжэнь.
В 1927 году в Китае был создан первый специальный музыкальный вуз: Шанхайская государственная консерватория. В уставе консерватории была четко обозначена основная цель ее деятельности: «импортировать мировую музыку, упорядочить национальную музыку» [3, а 71]. В качестве образца была взята система преподавания, принятая в европейских учебных заведениях, прежде всего, в Германии и России. Среди первых четырех факультетов Шанхайской консерватории - скрипичный факультет (наряду с фортепианным, вокальным и композиторским). У истоков консерваторского музыкального образования в Китае стоял крупнейший китайский скрипач, педагог и композитор Сяо Юмэй (Ж^Ш), занявший с 1929 года пост ректора
126
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Шанхайской консерватории. Деканом скрипичного факультета стал итальянец, первый скрипач Шанхайского оркестра Арриго Фоа. Профессорами скрипичного класса - Р. Б. Герцовский, У. Франкел, М. Лифшиц. Позже первым китайским педагогом по скрипке в Шанхайской консерватории стал Чэнь Чэнби (Р^^'й).
Уровень сложности исполняемых скрипачами произведений в большинстве случаев был тогда не слишком высокий. В то же время педагоги стремились познакомить своих студентов с произведениями различных эпох и стилей, от ранней скрипичной музыки XVI-XVП веков до романтических произведений XIX века. В программах студентов значились произведения разных жанров: сонаты, пьесы, этюды. Так, на государственном экзамене 26 марта 1935 года выпускник-скрипач Дай Цулунь исполнял «Сонату соль минор» Э. Грига, «Концерт ре минор» А. Вьетана, «Молитву» Дж. Мартини - Ф. Крейслера, «Сицилиану» и «Ригодон» Ф. Франкера - Ф. Крейслера и «Концертный полонез» Г. Венявского [5, с. 143]. В Шанхайской консерватории учились многие из китайских скрипачей первого поколения. Это Дай Цуйлунь, Тань Шу-чжэнь, Чэнь Юсинь (^Х^), Сюй Симянь (ШйШ), Доу Лисюнь (Ш^А), Ван Жэньи (±А2), Сянь Син-хай и т.д. По образцу Шанхайской консерватории позже были созданы многие другие вузы и музыкальные факультеты в Китае.
Огромную роль в становлении скрипичного искусства в Китае в эти годы сыграла деятельность иммигрантов, хлынувших в начале ХХ века на северо-восток Китая из Японии и России. Они привезли с собой потребность в музыкальной культуре европейского образца, в результате чего данный регион одним из первых в Китае приобщился к многообразному наследию европейского музыкального творчества.
Крупнейшим центром российской иммиграции в 1920-30-е годы стал Харбин. В 1920-е годы здесь возникло 4 специальных музыкальных учебных заведения. Старейшим из них стала Первая Харбинская музыкальная школа (ПХМШ), открытая в 1921 г. Среди специальных предметов, преподававшихся в ПХМШ, -скрипка, занятие в классах которой вели русские музыканты Ф. К. Вагнер, В. В. Волчек, Э. А Зингер,
B. Н. Каплун-Владимирский, С. И. Хорошевский, А. М. Шаевский. Занятия по камерному ансамблю вел скрипач В. Д. Трахтенберг [1, с. 34].
В 1925 году в Харбине была основана Высшая музыкальная школа имени Глазунова, директором которой стал выпускник Петербургской консерватории и Берлинской академии искусств, скрипач и композитор У. М. Гольдштейн, а класс скрипки, кроме него, вел также Н. А. Шиферблат. В апреле 1937 года в школу были зачислены трое китайских учащихся, среди них скрипач Ван Сян. Третьим музыкальным учебным заведением Харбина стали открытые в 1927 г. Харбинские музыкальные курсы. За время до 1937 г. здесь было подготовлено более 100 скрипачей, которые занимались под руководством К. В. Гемпеля, Г. О. Колычева,
C. В. Петрова, Д. П. Рождественского, В. И. Смирнова. Наконец, четвертым специальным музыкальным учебным заведением стал Харбинский музыкальный техникум, класс скрипки в котором вел А. М. Шаев-ский [Там же, с. 51].
Центральную роль в становлении скрипичного образования в Китае сыграл в эти годы Владимир Давы-дович Трахтенберг - выпускник Петербургской консерватории, ученик Л. Ауэра. В Китае его и по сей день называют создателем национальной скрипичной школы. Под руководством В. Д. Трахтенберга было воспитано целое поколение молодых китайских скрипачей, среди них - «китайский Паганини» Ху Липин, солисты Центральной филармонии в Пекине Сун Вэньчу и Хуан Куэйди, концертмейстеры Центральной филармонии Ян Муюнь и Фань Шэнкуань, профессор Центральной консерватории Ван Чжилун, профессор Шэньянской консерватории Ван Дэжун и др. Как пишет в своем исследовании Цзо Чжэньгуань, методика преподавания В. Д. Трахтенберга была основана на традициях русской скрипичной школы. Особое внимание он обращал на постановку рук: «левая рука высоко держит скрипку, лицо исполнителя обращено к грифу, правый локоть высоко поднят, охват смычка глубокий, давление на струну идет от плеча. Отсюда и звук получался глубоким и полным» [Там же, с. 257].
Важнейшим центром русской иммиграции в 1930-е годы стал Шанхай. После конфликта Советской России с Китаем в Манчжурии (1929 год) значительная часть русских эмигрантов перебрелась из Харбина в Шанхай. В 1936 году они основали здесь Первую русскую музыкальную школу. Педагогами по скрипке в ней стали чешский музыкант И. Р. Подушка и выходец из России Д. Р. Фрумсон. При школе существовало и отделение высшего образования. Дипломы по скрипке на этом отделении получили 8 человек.
В 1920-30-е годы в формировании китайского скрипичного искусства был сделан важный новый шаг: появились первые скрипичные нотные издания. Произведения, вошедшие в них, были предназначены в основном для начинающих скрипачей. Большей частью это были технически несложные сочинения, чаще всего - обработки западноевропейской музыки.
«Скрипичная школа» под редакцией Сяо Юмэя (1927) является самым ранним изданием, составленным китайскими музыкантами. В него вошли десятки произведений бельгийского скрипача Берио (ВегШ) и французского автора Мазаса (Ыа2а5): это этюды на различные виды скрипичной техники. Книжным магазином «Каймин» под редакцией Фэн Цзыкай были напечатаны следующие издания: «Игра на скрипке» (1931), «Избранные произведения для скрипки» (1932) и другая литература. Большой вклад в издание скрипичной литературы внес также Кэ Чжэнхэ, обучавшийся как скрипач в Японии, а затем организовавший «Пекинское филармоническое общество» и журнал «Новая музыкальная волна». Им было обработано, отредактировано и опубликовано большое количество нотных сборников, в том числе 8 сборников скрипичной литературы. Начинает выходить в свет и литература музыкально-педагогического профиля. Так, в книге под редакцией Фэн Цзыкая «Вводный музыкальный курс» есть глава «Вводный курс для скрипки». Эта книга с момента ее первого издания до 1949 года переиздавалась 28 раз.
События Второй мировой и гражданской войн (1937-1949) открывают новую страницу в формировании китайского скрипичного образования. Из-за чрезвычайно сложных условий его путь в эти годы был непростым. Тем не менее в это время открывается ряд новых музыкальных учебных заведений. Это музыкальный факультет в Художественном институте имени Лу Сюня в городе Яньань, музыкальная школа-колледж в городе Юньань в провинции Фуцзянь. В центральной части Китая, в городе Чунцин, открылась консерватория в Цинмугуань, а затем ее филиал в Сунлиньган и т.д.
Из-за гонений нацистов в годы Второй мировой войны множество евреев покидает Европу и находит себе прибежище в Китае. В результате скрипачи еврейского происхождения развернули широкую деятельность в стране. Большую роль в скрипичном образовании сыграл Альфред Виттенберг, ученик Йозефа Иоахима. В феврале 1939 года, по приезде в Шанхай, он начал давать частные уроки, а затем стал преподавателем Государственного музыкального училища. Многие известные китайские скрипачи, такие как Тань Сучжэнь (Wff-Й), Чэнь Цзунхуэй (Рж^), Ян Бинсунь (ШШШ), Мао Чуэнь Сыту Хуачэн
^Ш), Ма Сыхун (^Ж^), Чжан Голин и другие, в свое время обучались у А. Виттенберга.
Таким образом, в первой половине ХХ века в Китае закладываются основы скрипичного образования: начинают создаваться музыкальные учебные заведения, появляется нотная и учебно-методическая литература для скрипачей, а среди учеников основной контингент начинают составлять китайцы. Новой вехой в развитии скрипичного образования станет создание в 1949 году нового китайского государства, политика которого будет направлена на целенаправленную интеграцию с европейской музыкальной культурой.
Список источников
1. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2014. 336 с.
2. ШШШШ^кШ // ^Sft^ft Ш^Ш: 1991^. 3-18Ж (Вступительная статья от редколлегии // Полное собрание сочинений Сянь Синхая: в 7-ми ч. Гуандун: Просвещение, 1991. Ч. 7. С. 3-18).
3. // 03.2007. 70-71Ж (Лю Цзинчжи. Европейские консерватории и Шанхайская консерватория // Искусство музыки. 2007. № 3. С. 70-71).
4. // ^н^ЩЖ 1985^. Ш3Щ. 27-29Ж (Лю Цзюй. Скрипичный педагог последнего императора // Музыкальный мир. 1985. № 3. С. 27-29).
5. Ш^ТШ. ФИ'ЬШ^'н'^» 2001^. 234Ж (Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музыка. Хунань: Художественное издательство, 2001. 234 с.).
FORMATION OF VIOLIN EDUCATION IN CHINA IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY
Mu Quanzhi
Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire muquanzhi@yandex. ru
In the article the main stages of formation of violin education in China in the first half of the XX century are noted and the major events that accompanied this process are outlined. The role of Chinese violinists, who studied abroad and worked in foreign orchestras within the territory of China, as well as of musical educational institutions and the key importance of Shanghai Conservatory and its representatives Xiao Youmei and Chen Chengbi are revealed. Vigorous activity in China of Russian and European emigrants-violinists V. D. Trakhtenberg, A. Foa, A. Wittenberg, and others is considered.
Key words and phrases: Chinese music; violin music; violin education; teaching violinists; history of music education.
УДК 141.2
Философские науки
Статья посвящена пропетологии - глобальной науке о собственности, раскрывающей внутридисциплинарные и трансдисциплинарные дискурсы этого института, обобщающей его социальные практики и конструирующей на основании этого универсальную социальную теорию собственности. Предшественниками и отчасти основателями пропетологии следует считать таких мыслителей как Платон, Аристотель, Локк, Гегель. Про-петология выполняет в отношении частнонаучного знания о собственности шесть основных функций: мировоззренческую, методологическую, диагностическую, прогностическую, интегративную и дидактическую.
Ключевые слова и фразы: пропетология; социально-гуманитарные науки; собственность; функция; междис-циплинарность; философия.
Неугодников Алексей Павлович
г. Москва
ПРОПЕТОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
«Пропетология» - это новая междисциплинарная и трансдисциплинарная область знания, разрабатывающая междисциплинарную или даже, лучше сказать, полидисциплинарную теорию собственности.