Научная статья на тему 'Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования'

Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровни высшего образования / базовое высшее образование / специализированное высшее образование / специалитет / бакалавриат / магистратура / Болонский процесс / пилотный проект / ФГОС ВО четвертого поколения / levels of higher education / basic higher education / specialized higher education / specialty / bachelor's / master's / Bologna process / pilot project / fourth generation Federal State Educational Standard for Higher Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

Анализируются в дискуссионной форме основные аспекты предполагаемой реформы российского высшего образования и связанного с этим пилотного проекта апробации новой структуры уровней высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One step forward, two steps back? On the reform of domestic higher education

The main aspects of the proposed reform of Russian higher education and the associated pilot project for testing a new structure of higher education levels are analyzed in a discussion form.

Текст научной работы на тему «Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-118-121 EDN: https://elibrary.ru/NNLBHL

NIION: 2018-0077-3/23-360 MOSURED: 77/27-024-2023-03-559

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования

Сергей Степанович Жевлакович

Московский университет России МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Анализируются в дискуссионной форме основные аспекты предполагаемой реформы российского высшего образования и связанного с этим пилотного проекта апробации новой структуры уровней высшего образования.

Ключевые слова: уровни высшего образования, базовое высшее образование, специализированное высшее образование, специалитет, бакалавриат, магистратура, Болонский процесс, пилотный проект, ФГОС ВО четвертого поколения

Для цитирования: Жевлакович С. С. Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 118-121. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-118-121. EDN: NNLBHL.

Original article

One step forward, two steps back? On the reform of domestic higher education

Sergey S. Zhevlakovich

Moscow University of Russia Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The main aspects of the proposed reform of Russian higher education and the associated pilot project for testing a new structure of higher education levels are analyzed in a discussion form.

Keywords: levels of higher education, basic higher education, specialized higher education, specialty, bachelor's, master's, Bologna process, pilot project, fourth generation Federal State Educational Standard for Higher Education

For citation: Zhevlakovich S. S. One step forward, two steps back? On the reform of domestic higher education // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):118-121. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-118-121. EDN: NNLBHL.

После заявления Минобрнауки России о выходе из Болонского процесса в стране развернулась острая дискуссия о путях развития российской системы высшего образования1. Появилась надежда на формирование суверенной отечественной системы, ориенти-

1 Жевлакович С. С. Образование - это услуга? // Педагогика и психология служебной деятельности. 2022. № 1; Его же. ФГОС ВО четвертого поколения - чехарда продолжается?! // Вестник экономической безопасности. № 6. 2021; Его же. К вопросу о суверенизации национальной системы образования // Педагогика и психология служебной деятельности.

2022. № 3; Его же. К вопросу о формировании национально-ориентированной, суверенной системы высшего образования Российской Федерации // Юридическое образование и наука.

2023. № 1; Его же. Галопом по Европам не получится. К вопросу о разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения // Юридическое образование и наука. 2023. № 5.

© Жевлакович С. С., 2023

рованной на потребности возрождающейся страны, на качественное образование.

И вот 2 мая 2023 года в соответствии с письмом Ми-нобрнауки России2 федеральным учебно-методическим объединениям в системе высшего образования (далее -ФУМО) было предписано разработать и представить в Минобрнауки России в срок до 10 июня 2023 г. два документа:

а) проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования очередного четвертого поколения (далее ФГОС ВО) - на основе соответствующего макета данного документа, рекомендованного Минобрнауки России;

2 Письмо директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Т. В. Рябко от 2 мая 2023 г. № МН-5/169012.

б) предложения в проект нового перечня направлений высшего образования по программам базового высшего образования, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки (далее - Перечень) - в части наименования квалификаций и сроков обучения по направлениям высшего образования.

Как видим, сроки на разработку этих ключевых для системы высшего образования документов были определены предельно укороченные. В то же время, обсуждение данного письма 11 мая 2023 г. в рамках заседания ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 «Юриспруденция» показало, что приступать к разработке данных документов нецелесообразно, не получив от Минобрнауки России ответов на множество вопросов, возникающих при ознакомлении с содержанием представленных проектов документов. Было принято решение адресовать эти вопросы Минобрнауки России.

Но ситуация развивалась с невероятной скоростью. Уже 12 мая 2023 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» (далее - Указ Президента, Указ)1, который своевременно внес некоторую ясность в этот сумбурно начинавшийся процесс.

Указом предусмотрено проведение эксперимента, связанного с предварительной апробацией предполагаемых изменений структуры уровней отечественного профессионального образования, в том числе:

а) уровней высшего образования:

- базовое высшее образование - образовательные программы со сроком освоения четыре, пять или шесть лет (понятия «бакалавриат» и «специали-тет» исключены);

- специализированное высшее образование - программы магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки; срок освоения программ магистратуры -от одного до трех лет;

б) уровень профессионального образования - аспирантура.

Указ предусматривает реализацию в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах в шести вузах соответствующего пилотного проекта. При этом допускается ежегодная корректировка пилотного проекта на основе предложений участников эксперимента.

Правительству Российской Федерации Указом было поручено определить соответствие уровней образования, указанных в Указе, и соответствующих им программ уровням образования и образовательным программам высшего образования, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 20. Ст. 3535.

Осуществление пилотного проекта рассчитано на три года, а предполагаемые изменения структуры уровней профессионального образования носят экспериментальный характер и не установлены на законодательном уровне. Поэтому представляется преждевременным форсировать разработку новых ФГОС ВО и нового Перечня. Разрабатывать эти документы целесообразно с учетом полученных результатов завершенного пилотного проекта.

Кроме того, к предполагаемым изменениям структуры уровней высшего образования оставались принципиальные вопросы. Качественная разработка новых ФГОС ВО представлялась весьма проблематичной без получения ответов на эти вопросы в виде аргументированной концепции новой структуры высшего образования, в том числе:

1. Не был установлен статус первого уровня высшего образования - базового высшего образования. Базовое образование - это завершенное высшее образование или только его первая ступень, как в действующей в настоящее время структуре? Статус действующих в настоящее время программ первого уровня - программ бакалавриата определяется в качестве незавершенного высшего образования.

2. С какой целью предполагается исключение из структуры высшего образования специалитета - традиционной российской модели высшего образования? Исключение пятилетнего специалитета из второго уровня высшего образования, переименование специальностей в направления, перемещение их из второго в первый уровень и объединение с четырехлетними программами (в настоящее время - программы бакалавриата). Это фактическая замена специалитета пятилетним бакалавриатом? Замена, производимая волюнтаристским способом, не согласованная с федеральными государственными органами - заказчиками кадров и образовательными организациями, реализующими программы специалитета.

3. Объединение в одном уровне программ с четырех-, пяти- и даже шестилетним сроком освоения - это:

3.1. Понижение статуса реализуемого в настоящее время специалитета до уровня реализуемого в настоящее время бакалавриата, который отнесен действующим законом к первому уровню высшего образования -незавершенному высшему образованию, с потерей права выпускников, обучавшихся по пяти- и шестилетним программам, на:

- поступление в аспирантуру (адъюнктуру),

- занятие должностей, требующих в настоящее время наличия высшего образования второго уровня?

Такая трактовка статуса пятилетних программ базового высшего образования не приемлема для МВД России и других федеральных государственных органов силового блока. Эти ведомства в нулевые годы в упорной борьбе со сторонниками интеграции российской системы высшего образования в Болонский процесс добились сохранения традиционной российской модели получения завершенного высшего образования по программам моноподготовки как наиболее приемлемой для целевой подготовки своих кадров.

СКИЕ НАУКИ 119

3.2. Или же предлагаемые изменения предусматривают повышение статуса четырехлетних программ бакалавриата до уровня специалитета, отнесенного законом в настоящее время к завершенному высшему образованию?

4. Как понимать отнесение к профессиональному образованию только программ аспирантуры? Программы высшего образования теперь не будут относиться к профессиональному образованию?

Прямого публичного ответа на все эти вопросы общественность от Минобрнауки так и не получила. В то же время вскоре были опубликованы проекты ряда нормативных правовых документов, содержание которых позволяет конкретизировать трактовку предполагаемых изменений структуры высшего образования.

Минобрнауки России опубликовало на интернет-портале правовой информации проект постановления Правительства Российской Федерации о проведении пилотного проекта по изменению системы уровней профессионального образования (далее - проект постановления Правительства), который был разработан в соответствии с Указом Президента. Об этом 23 мая 2023 г. в соцсетях появилась соответствующая информация1.

В соответствии с предполагаемой новой структурой профессионального образования проектом постановления Правительства пока только для вузов, участвующих в реализации пилотного проекта, определяется соотношение между уровнями профессионального образования.

К освоению образовательных программ специализированного высшего образования2 предполагается допускать3:

а) лиц, имеющих высшее образование, подтвержденное присвоением им квалификации «бакалавр», «специалист», «дипломированный специалист», полученное в соответствии с действовавшими ранее и действующими в настоящее время уровнями высшего образования;

б) лиц, имеющих базовое высшее образование -первый уровень высшего образования по проектируемой новой структуре, к которому предполагается отнести действующие в настоящее время программы бакалавриата и специалитета;

К освоению программ профессионального образования - аспирантуры предполагается допускать4:

а) лиц, имеющих высшее образование, подтвержденное присвоением им квалификации «специалист», «дипломированный специалист», «магистр», полученное в соответствии с действовавшими ранее и действу-

1 https://m.mmobmauki.gov.ra/press-center/news/novosti-miшsterstva/68256.

2 Второй уровень высшего образования по проектируемой новой структуре - программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

3 Проект Положения о проведении пилотного проекта по изменению системы уровней профессионального образования в 2023/2024, 2024/2025, 2025/2026 учебных годах, пункт 5.

4 Там же.

ющими в настоящее время уровнями высшего образования;

б) лиц, имеющих специализированное высшее образование - второй уровень высшего образования по проектируемой новой структуре, к которому предполагается отнести программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Их этих положений проекта постановления Правительства следует, что предполагается окончательно ликвидировать специалитет - традиционную для России модель получения завершенного высшего образования по программам моноподготовки. Модель, которая в течение последних тридцати лет последовательно искоренялась Минобрнауки России в пользу Болонской модели двухуровневой структуры высшего образования - бакалавриат + магистратура. То есть:

1. Программы специалитета с пятилетним сроком обучения лишаются действующего в настоящее время статуса второго уровня высшего образования - полного, завершенного высшего образования и понижаются на первый уровень - базовое высшее образование.

2. Пятилетний специалитет и даже шестилетние образовательные программы, отнесенные в соответствии с предполагаемой структурой к базовому высшему образованию, по статусу фактически приравниваются к четырехлетнему бакалавриату - незавершенному высшему образованию.

3. Выпускники, обучавшиеся по пятилетним (в настоящее время - специалитет) и шестилетним программам базового высшего образования, также, как и выпускники, обучавшиеся по четырехлетним программам (в настоящее время - бакалавриат), лишаются права на поступление в аспирантуру (адъюнктуру). Такое право в соответствии с проектом постановления Правительства предполагается предоставить, кроме выпускников прошлых лет, только лицам, имеющим второй уровень высшего образования - специализированное высшее образование (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка).

4. Пятилетние программы (специалитета), также, как и шестилетние образовательные программы, без какого-либо обоснования предполагается отнести к незавершенному высшему образованию.

26 июня 2023 года Минобрнауки России опубликовало на интернет-портале правовой информации подготовленный в рамках пилотного эксперимента проект приказа об утверждении двух перечней5:

1. Перечня специальностей, направлений подготовки высшего образования, в соответствии с которым осуществляется реализация образовательных программ базового высшего образования и программ специализированного высшего образования пилотного проекта;

2. Перечня научных специальностей, в соответствии с которым осуществляется реализация программ уровня профессионального образования (аспирантуры) пилотного проекта.

5 https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-min-isterstva/69686.

Следует обратить внимание на несоответствие названия первого перечня и его содержания. Заявленный как перечень не только направлений подготовки, но и специальностей, этот проект содержит перечень только направления подготовки.

Таким образом, из приведенного анализа проектов нормативных правовых документов, призванных регламентировать экспериментальную апробацию новой структуры профессионального образования, следует, что проектируется:

а) в соответствии с Болонской системой двухуровневую структуру высшего образования сделать единственной, окончательно отказавшись от традиционной российской моноподготовки по программам специалитета;

б) сохранить четырехлетние образовательные программы бакалавриата, отказавшись только от термина «бакалавриат»;

в) ликвидировать специалитет как программу полного, завершенного высшего образования, подменив его аналогом пятилетнего бакалавриата;

г) отказаться от понятия «специальность» и окончательно перейти исключительно к понятию «направление подготовки», т. е. к Болонской двухуровневой структуре высшего образования.

Пятилетние и шестилетние образовательные программы полноценного высшего образования, реализуемые до настоящего времени, без какой-либо аргументации предполагается приравнять по уровню и статусу к четырехлетним программам бакалавриата. Почему теперь они вдруг перестают быть завершенным высшим образованием? Почему предписывается считать их недостаточными для поступления в аспирантуру (адъюнктуру)? Выпускники, обучавшиеся по программам специалитета до предполагаемой реформы структуры высшего образования, могут поступать в аспирантуру (адъюнктуру). А после реализации новой структуры уровней высшего образования выпускники, обучавшиеся практически по тем же пятилетним программам, почему-то это право потеряют. Кроме того, потеряют они и право поступать после завершения обучения на должности в юридических, правоохранительных и других структурах, для замещения которых требуется завершенное полное высшее образование?

На каких правовых основаниях предполагается провести эти ограничения прав выпускников специали-тета? Безусловно, эти новации крайне негативно скажутся на престижности, привлекательности программ специалитета для абитуриентов. Потребуются также

и дополнительные финансовые затраты для получения полного высшего образования.

Программы специалитета и бакалавриата, реализуемые в вузах МВД России, ориентированы на целевую подготовку выпускников к замещению конкретных должностей в органах внутренних дел. Поэтому они предусматривают реализацию необходимого комплекса специализаций и узких специализаций. В связи с этим представляется, что программы специализированного высшего образования (в чем их специфика Минобрнауки России не комментирует) могут быть востребованы в вузах МВД России в крайне ограниченных масштабах. В настоящее время на базе магистерских программ осуществляется подготовка только резерва для замещения должностей руководителей подразделений органов внутренних дел начального звена.

В силу малочисленности выпускников, обучавшихся по четырехлетним и пятилетним образовательным программам и желающих посвятить себя научной деятельности, крайне проблематичным будет формирование учебных групп для обучения по программам магистратуры - специализированного высшего образования, без освоения которых доступ в адъюнктуру (аспирантуру) будет для них закрыт. Безусловно, это создаст серьезную угрозу для полноценного научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и обеспечения ведомственных образовательных организаций педагогическими кадрами.

В свое время, не взирая на колоссальное противодействие со стороны Минобрнауки России, нам удалось сохранить комплекс специальностей, ориентированных на подготовку кадров для МВД России и других федеральных государственных органов силового блока. Все эти специальности сегодня оказались весьма востребованными и в гражданских вузах.

А теперь традиционную российскую модель высшего образования, прошедшую многовековую проверку на качество и жизнеспособность, предлагается ликвидировать? Завершить, наконец, подчинение российской системы профессионального образования интересам «мирового рынка образовательных услуг», обеспечив безраздельное господство Болонской модели высшего образования? Не взирая на то, что Российскую Федерацию из этой системы уже исключили? А как же это соотносится с провозглашенным Минобрнауки России возвращением к модели образования, ориентированной на национальные интересы? Не пора ли покончить с компрадорской инерцией и ее носителями?

Информация об авторе

С. С. Жевлакович - профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы.

Information about the author S. S. Zhevlakovich - professor of the department of pedagogy, candidate of sociological sciences, associate professor, honored worker of higher education.

Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.