Научная статья на тему 'МАГИСТРАТУРА В РОССИИ В СВЕТЕ ВЫХОДА ИЗ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МАГИСТРАТУРА В РОССИИ В СВЕТЕ ВЫХОДА ИЗ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириевская Ольга Алексеевна, Листопадова Евгения Вячеславовна, Туркулец Светлана Евгеньевна

В статье представлен обзор проблем, связанных с реализацией программ магистерской подготовки в России. Особое внимание уделено современному этапу реформирования российской высшей школы в свете выхода России из Болонского процесса. Авторы утверждают, что необходим достаточно длительный переходный период для адаптации к новой системе высшего образования в связи с наличием большого числа бакалавров, нуждающихся в обучении на программах магистерской подготовки для полноценного освоения соответствующего профиля деятельности и дальнейшего карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириевская Ольга Алексеевна, Листопадова Евгения Вячеславовна, Туркулец Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER STUDIES IN RUSSIA IN THE LIGHT OF EXIT FROM THE BOLOGNA PROCESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article presents an overview of the problems associated with the implementation of master's degree programs in Russia. Particular attention is paid to the current stage of reforming the Russian higher education in the light of Russia's withdrawal from the Bologna process. The authors argue that a fairly long transitional stage to the new system of higher education is needed due to the presence of a large number of bachelors who need to study at master's programs for the full development of the relevant profile of activity and successful employment.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАТУРА В РОССИИ В СВЕТЕ ВЫХОДА ИЗ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 378 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-168-171

КИРИЕВСКАЯ О.А., ЛИСТОПАДОВА Е.В., ТУРКУЛЕЦ С.Е. МАГИСТРАТУРА В РОССИИ В СВЕТЕ ВЫХОДА ИЗ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: высшее образование, магистратура, Болонский процесс, российская высшая школа.

В статье представлен обзор проблем, связанных с реализацией программ магистерской подготовки в России. Особое внимание уделено современному этапу реформирования российской высшей школы в свете выхода России из Болонского процесса. Авторы утверждают, что необходим достаточно длительный переходный период для адаптации к новой системе высшего образования в связи с наличием большого числа бакалавров, нуждающихся в обучении на программах магистерской подготовки для полноценного освоения соответствующего профиля деятельности и дальнейшего карьерного роста.

KIRIEVSKAYA, O.A., LISTOPADOVA, E.V., TURKULETS, S.E. MASTER STUDIES IN RUSSIA IN THE LIGHT OF EXIT FROM THE BOLOGNA PROCESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Key words: higher education, magistracy, Bologna process, Russian higher school.

The article presents an overview of the problems associated with the implementation of master's degree programs in Russia. Particular attention is paid to the current stage of reforming the Russian higher education in the light of Russia's withdrawal from the Bologna process. The authors argue that a fairly long transitional stage to the new system of higher education is needed due to the presence of a large number of bachelors who need to study at master's programs for the full development of the relevant profile of activity and successful employment.

В настоящее время образование является важнейшим показателем развития государства и общества. Качественная подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивает надлежащее, гармоничное развитие общества. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» определено, что одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе, за счет создания эффективной системы высшего образования [1]. Вместе с тем, очевидно, что имеющийся отечественный опыт и значительные достижения в сфере высшего школы не должны быть отвергнуты в контексте реформирования системы образования. Тем не менее, прозападные реформаторы оказались успешнее в своих устремлениях и к началу 2000-х годов стало ясно, что российское высшее образование переходит на новые «рельсы», практически перечеркивая традиционную систему подготовки высококвалифицированных кадров. Хочется подчеркнуть, что мы неоднократно отмечали необходимость серьезного критического осмысления зарубежного опыта реформирования высшего образования вместо его бездумного заимствования и копирования на российской почве [2-4], перспективы деградации всей системы образования в силу принципиальной «неприживаемости» у нас западных ценностей. На страницах авторитетного журнала «Философия образования» неоднократно высказывались схожие идеи [5, 6].

Дискуссии относительно роли и места магистратуры в системе высшего образования России ведутся почти четверть века, с момента начала реализации в вузах страны магистерских программ. Вместе с тем, в настоящее время вектор исследования перспектив магистерской подготовки существенно изменился в связи с выходом России из Болонского процесса и отказа от внедрения европейской модели высшего образования.

Традиционно переход российского высшего образования на уровневую систему принято связывать с присоединением России к Болонской декларации в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса и ее обязательством воплотить в жизнь его основные принципы до 2010 г. Главным ориентиром вхождения в Болонский процесс для России был адекватный ответ вызовам глобализации, перспективы интеграции в мировое образовательное пространство и полноправное участие в создании транснациональной системы образования. Одной из задач, решаемых в рамках вхождения в Болонский процесс, стал переход российского высшего образования на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему [7, с. 1]. Между тем, еще до официального присоединения России к Болонской декларации высшая школа страны начала движение в сторону международных стандартов образования. Большинство исследователей отмечают, что «в целом включение России в Болонский процесс представляло собой вариант ... "революции сверху"» [8, с. 8].

Следует также обратить внимание на то, что сложившаяся после попытки перехода на европейскую модель российская система высшего образования стала отличаться определенной

эклектичностью. С одной стороны, вместо предлагаемых Болонской системой двух уровней, на деле действовали три уровня высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура), что официально было регламентировано нормативно-правовыми актами. С другой стороны, достаточно большой спектр направлений подготовки, в основном в области инженерии, медицины, искусства и культуры остался в традиционной для российского образования форме подготовки специалиста [9].

Кроме того, во многих случаях обучение в магистратуре стало для граждан способом получения, по сути, второго высшего образования, поскольку к поступающим не предъявляется требование о наличии базового профильного образования. В большей степени это коснулось экономических и юридических магистерских программ подготовки, на которые пошли обучаться лица с общегуманитарным или инженерным образованием. С одной стороны, это удобно для обучающихся, поскольку существенно сокращает срок получения второго высшего образования, а диплом магистра позволяет рассчитывать на выгодное трудоустройство. С другой, отсутствие базового профильного образования лишает обучающегося возможности, наравне с имеющими профильное образование, полноценно и качественно осваивать программу магистерской подготовки, которая не предусматривает необходимость адаптации неспециалистов в соответствующей области к конкретной проблематике и содержанию изучаемых дисциплин и специфике научно-исследовательской деятельности в определенной сфере. Эти вопросы регулярно поднимались на специализированных форумах разного уровня, в научных и научно-методических публикациях [10, 11].

Переход на двухуровневую систему во многом носил чисто формальный характер. Традиционная пятилетняя программа специалиста была «растянута» на шесть лет и поделена на два неравных блока: бакалавр (4 года) и магистр (2 года) при очной форме обучения. Изначально процесс освоения магистерских программ рассматривался как процесс получения академической степени и условие поступления в аспирантуру. Академическое сообщество позиционировало «родственные» (в рамках одного направления подготовки) бакалаврские и магистерские программы как обязательное логическое продолжение друг друга. Согласимся с мнением исследователей данного вопроса в том, что такой подход во многом предопределял и упрощал толкование преемственности между ними [12]. Однако, как нередко уже бывало в истории нашей страны, хорошее начинание и замысел были извращены и результат от их реализации сильно отличался от запланированного.

В свете последний событий, отказа России от европейской модели высшего образования, принятия целого ряда государственных решений относительно реформирования российской высшей школы, вышеуказанные проблемы приобрели особую остроту и обсуждаются на различных дискуссионных площадках. Все чаще слышатся предложения об ужесточении требования, как для поступающих в магистратуру, так и для организаций, реализующих магистерские программы. Так, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отмечает: «Все-таки не может быть магистратура реализована во всех без исключения российских вузах <...> Мы считаем, что регулятор должен иметь право отбора научных и образовательных, которые будут реализовывать программы магистратуры. Не в жесткой, возможно, в такой мягкой форме, но это должно быть. В любом случае, по-другому оцениваться, нежели сегодня» [13]. По его словам, правила приема в магистратуру также следует ужесточить и усовершенствовать, а главной проблемой реализации программ магистратуры министр считает невозможность обеспечить обучающимся надлежащий уровень сложности и углубленный уровень подготовки. Это, по его мнению, связано с отсутствием соответствующих кадров и учебно-лабораторной базы у ряда университетов.

В. Фальков предложил ввести два вида магистратуры в новой системе: академическую и профессиональную. Академическая магистратура - та, которая соответствует приоритетам научного развития, поэтому она в полной мере должна финансироваться за счет бюджета. «А вот профессиональная магистратура, имеющая своих прямых бенефициаров, допустим, работодателей из числа промышленных предприятий, она может и должна иметь гибкие системы финансирования, в том числе может софинансироваться крупными корпорациями», - подчеркнул В. Фальков [13]. Теперь программы магистратуры будут реализовываться не во всех российских вузах, Минобрнауки планирует проводить соответствующий отбор. Остается догадываться,

какими критериями будут руководствоваться руководители образовательного ведомства при решении вопроса о предоставлении прав реализации программ магистерской подготовки.

12 мая 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России с 2023 го по 2025 гг. в шести вузах страны [14]. Он будет реализован в МАИ, МИСиС, МШ У, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта и Национальном исследовательском Томском государственном университете. Университеты должны до 30 июня 2023 года разработать и утвердить соответствующие образовательные стандарты и требования, а также программы высшего образования и аспирантуры. Вузы-участники пилота будут предоставлять ежегодный отчет о проделанной работе. Согласно документу, в новой системе устанавливаются новые уровни обучения: это непосредственно высшее образование - базовое и специализированное, а также профессиональное - аспирантура. Очевидно, что базовое включает в себя то, что ранее приравнивалось к бакалавриату и специалитету.

Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Сроки обучения на разных уровнях составят: в базовом высшем - от четырех до шести лет, в магистратуре - от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности, конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы. Вместе с тем, из анализируемого документа многое остается неясным: каковы условия поступления на уровни специализированного высшего образования и профессионального образования, необходимо ли наличие профильной подготовки для поступления на указанные уровни, чем будет завершаться обучение в аспирантуре - защитой выпускной квалификационной работы и соответствующим дипломом о профобразовании или допуском к защите кандидатской диссертации и справкой об окончании аспирантуры и т.п.

Нам остается ждать результатов пилотного проекта, однако уже сейчас понятно, что запланированная реформа с переходом на новые уровни высшего образования будет реализована в ближайшее время и российскую высшую школу вновь ждет организационный «стресс», сопровождаемый необходимостью подготовки новых учебных планов, рабочих программ, ОПОП и множества сопутствующей документации. Даст ли все это положительный эффект, повысит ли качество подготовки специалистов - трудно сказать. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что подобные качественные изменения не должны осуществляться «наскоком».

Примером скороспелого и непроработанного в достаточной мере документа в контексте рассматриваемой нами темы можно считать Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343, где имеется, на наш взгляд, техническая, но по сути вопиющая опечатка, там, где говорится о реализации пилотного проекта в течение 2023-2024 и 2025-2026 уч.г. Как быть с 2024-2025 учебным годом? Его предполагается просто пропустить?

На наш взгляд, требуется длительный переходный период, чтобы тот, кто в свое время получил, например, диплом бакалавра, мог реализовать свое право на продолжение обучения в интересующей его сфере и по соответствующей программе магистерской подготовки для завершения полного образовательного цикла в целях дальнейшего успешного трудоустройства или продвижения по карьерной лестнице.

В завершение следует сказать, что достижения отечественной высшей школы, признаваемые на международном уровне, не должны уйти в небытие, необходимо бережно относиться к традициям российского образования и активно использовать его потенциал.

Литература и источники

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс

2. Аникеева Н.С., Листопадова Е.В., Туркулец С.Е. К вопросу о целесообразности системы менеджмента качества (СМК) в вузе // Философия образования. 2015. № 4 (61). С. 5-14.

3. Turkulets S.E., Bazenov R.I., Dimitrova S.V., Listopadova E.V., Turkuletc A.V. The introduction of quality management system in the Russian higher education: problems and prospect // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 10, Number 20 (2015), pp. 41143-41149.

4. Аникеева Н.С., Листопадова Е.В., Туркулец С.Е. Российская высшая школа: вчера, сегодня, завтра // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты. Сб. материалов Международной науч.-практич. конференции (Кисловодск, 3-5 мая 2017 г.) под общ. ред. С.Е. Туркулец. М.: Научный консультант, 2017. С. 335-339.

5. Никитенко В.Н. Народное и инородное образование / В.Н. Никитенко // Философия образования. 2014. № 6(57). С. 143-153.

6. Ашилова М.С., Н.В. Наливайко Глобализация образования и глобальные вызовы современности // Философия образования. 2015. № 1 (58). С. 26-36.

7. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3.С. 1-8.

8. Гребнев Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 5-18.

9. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.

10. Сирик Н.В. Магистратура по юриспруденции: проблемы реализации программ для обучающихся с непрофильным образованием // Актуальные проблемы вузовского юридического образования: материалы международного круглого стола, посвященного 110-летию ВГУ имени П. М. Машерова, Витебск, 20 мая 2021 г. / Витеб. гос. ун-т; редкол.: А. А. Бочков (отв. ред.) [и др.]. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. С. 51-54.

11. Кокамбо Ю.Д. Проблемы реализации ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 «юриспруденция» (уровень магистратуры) в отношении лиц, не имеющих базового юридического образования // Ю.Д. Кокамбо, О.В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 29-31.

12. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13-25.

13. В Минобрнауки хотят лишить вузы магистратуры [Электронный ресурс]. - https://ruinformer.com/page/v-minobrnauki-rf-hotja-lishit-vuzy-magistratury Дата обращения 24.04.2023

14. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс

References and Sources

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 [Elektronnyj resurs]// SPS Konsul'tantPlyuc

2. Anikeeva N.S., Listopadova E.V., Turkulec S.E. K voprosu o celesoobraznosti sistemy menedzhmenta kachestva (SMK) v vuze // Filosofiya obrazovaniya. 2015. № 4 (61). S. 5-14.

3. Turkulets S.E., Bazenov R.I., Dimitrova S.V., Listopadova E.V., Turkuletc A.V. The introduction of quality management system in the Russian higher education: problems and prospect // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 10, Number 20 (2015), pp. 4114341149.

4. Anikeeva N.S., Listopadova E.V., Turkulec S.E. Rossijskaya vysshaya shkola: vchera, segodnya, zavtra // Prioritety razvitiya sociogumanitarnogo znaniya, ekonomiki i prava: nauchnaya diskussiya i eksperimenty. Sb. materialov Mezhdunarodnoj nauch.-praktich. konferencii (Kislovodsk, 3-5 maya 2017 g.) pod obshch. red. S.E. Turkulec. M.: Nauchnyj konsul'tant, 2017. S. 335-339.

5. Nikitenko V.N. Narodnoe i inorodnoe obrazovanie / V.N. Nikitenko // Filosofiya obrazovaniya. 2014. № 6(57). S. 143-153.

6. Ashilova M.S., N.V. Nalivajko Globalizaciya obrazovaniya i global'nye vyzovy sovremennosti // Filosofiya obrazovaniya. 2015. № 1 (58). S. 26-36.

7. Stukalova I.B. Razvitie magistratury v Rossii: predposylki, problemy i perspektivy // Sovremennoe obrazovanie. 2018. № 3. S. 1-8.

8. Grebnev L.S. Nyneshnij raund Bolonskogo processa: Rossiya i ne tol'ko... (po rabotam V.I. Bajdenko i N.A. Seleznyovoj) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 1 (219). S. 5-18.

9. Motovilov O.V. Problemy podgotovki kadrov v magistrature // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 2 (198). S. 38-45.

10. Sirik N.V. Magistratura po yurisprudencii: problemy realizacii programm dlya obuchayushchihsya s neprofil'nym obrazovaniem // Aktual'nye problemy vuzovskogo yuridicheskogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola, posvyashchennogo 110-letiyu VGU imeni P. M. Masherova, Vitebsk, 20 maya 2021 g. / Viteb. gos. un-t; redkol.: A. A. Bochkov (otv. red.) [i dr.]. Vitebsk: VGU imeni P. M. Masherova, 2021. S. 5154.

11. Kokambo Yu.D. Problemy realizacii FGOS vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.04.01 «yurisprudenciya» (uroven' magistratury) v otnoshenii lic, ne imeyushchih bazovogo yuridicheskogo obrazovaniya // Yu.D. Kokambo, O.V. Skorobogatova // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018. № 82. S. 29-31.

12. Senashenko V.S., Pyhtina N.A. Preemstvennost' bakalavriata i magistratury: nekotorye klyuchevye problemy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12 (218). S. 13-25.

13. V Minobrnauki hotyat lishit' vuzy magistratury [Elektronnyj resurs]. - https://ruinformer.com/page/v-minobrnauki-rf-hotja-lishit-vuzy-magistratury Data obrashcheniya 24.04.2023

14. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya: Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2023 № 343 [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyuc

КИРИЕВСКАЯ ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель Дальневосточного государственного университета путей сообщения (kirievskaya@festu.khv.ru).

ЛИСТОПАДОВА ЕВГЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат социологических наук, доцент Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ugpd@rambler.ru)

ТУРКУЛЕЦ СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА - доктор философских наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения (turswet@rambler.ru)

KIRIEVSKAYA, OLGA A. - Lecturer, Far Eastern State University of Railway Transport (kirievskaya@festu.khv.ru). LISTOPADOVA, EVGENIA V. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Far Eastern State Transport University (ugpd@rambler.ru) TURKULETS, SVETLANA E. - Doctor of Philosophy, Professor, Far Eastern State Transport University (turswet@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.