Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / РЕФОРМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АНТИГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листопадова Евгения Вячеславовна, Мерецкая Наталья Александровна, Туркулец Светлана Евгеньевна

В статье дана характеристика современного этапа управления высшим образованием в России. Отмечается, что вектор глобализации сменился сегодня для российского общества в прямо противоположном - антиглобализационном - направлении, что проявилось, прежде всего, в антироссийских санкциях, широкомасштабных русофобских акциях со стороны Западного мирового сообщества и т.п. Это не может не отразиться на состоянии российской науки и образования. Авторы утверждают о необходимости возрождения лучших традиций отечественной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Листопадова Евгения Вячеславовна, Мерецкая Наталья Александровна, Туркулец Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN STAGE OF MANAGEMENT IN THE FIELD OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The article describes the current stage of higher education management in Russia. It is noted that the vector of globalization has changed today for the Russian society in the opposite direction - anti-globalization - direction, which manifested itself, first of all, in anti-Russian sanctions, large-scale Russophobic actions by the Western world community, etc. This cannot but affect the state of Russian science and education. The authors argue about the need to revive the best traditions of the national higher education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 13+37.0+327

DOI 10.23672/j5545-1263-9137-u

Листопадова Евгения Вячеславовна

кандидат социологических наук, доцент,

Дал ьневосточны й государственн ы й университет путей сообщения ugpd@rambler.ru

Мерецкая Наталья Александровна

кандидат юридических наук, доцент,

Дал ьневосточны й государственный университет путей сообщения ugpd@rambler.ru

Туркулец Светлана Евгеньевна

доктор философских наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Дал ьневосточны й государственный университет путей сообщения turswet@rambler.ru

Evgenia V. Listopadova

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Far Eastern State Transport University

ugpd@rambler.ru

Natalia A. Meretskaya

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Far Eastern State Transport University

ugpd@rambler.ru

Svetlana E. Turkulets

Doctor of Philosophical Science, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Far Eastern State Transport University turswet@rambler.ru

Особенности

современного этапа управления в сфере российского высшего образования

Features of the modern stage

of management in the field of russian higher education

Аннотация. В статье дана характеристика современного этапа управления высшим образованием в России. Отмечается, что вектор глобализации сменился сегодня для российского общества в прямо противоположном - антиглобализационном - направлении, что проявилось, прежде всего, в антироссийских санкциях, широкомасштабных русофобских акциях со стороны Западного мирового сообщества и т.п. Это не может не отразиться на состоянии российской науки и образования. Авторы утверждают о необходимости возрождения лучших традиций отечественной высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование, российская высшая школа, реформа, глобализация, антиглоба-лизационные процессы, санкции.

Annotation. The article describes the current stage of higher education management in Russia. It is noted that the vector of globalization has changed today for the Russian society in the opposite direction - anti-globalization - direction, which manifested itself, first of all, in anti-Russian sanctions, large-scale Russophobic actions by the Western world community, etc. This cannot but affect the state of Russian science and education. The authors argue about the need to revive the best traditions of the national higher education.

Keywords: higher education, Russian higher education, reform, globalization, anti-globalization processes, sanctions.

Образование в настоящее время выступает одним из важнейших факторов, а также, показателем социального и экономического развития государства. Знания и качественная подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивают гармоничное развитие общества. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» [1] отмечается, что одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран

мира по объему научных исследований и разработок, в том числе, за счет создания эффективной системы высшего образования. Подобные цели вполне соотносятся с основными изменениями в сфере образования под влиянием глобализации, о чем в свое время писали представители философии образования: «Наиболее значимые изменения в сфере образования, произошедшие в условиях глобализации современного мира, связаны с трансформацией цели образования, переосмыслением его познавательных возможностей, самим характером познания, а также, с

изменением места и роли образования в социуме. Это связано с тем, что в условиях информационной эпохи, с одной стороны, произошло усиление значения информации и знаний (как на личностном, так и на социальном уровнях), с другой -именно в информационную эпоху знание и информация приобрели ценностный статус преимущественно в прагматическом, экономическом аспектах» [2, с. 28].

Однако, заявленные в Указе Президента амбициозные цели, столкнулись сегодня с рядом серьезных трудностей политического и экономического характера, представляющих собой, по сути, начало антиглобализации. Западное мировое сообщество практически единодушно настроено не только не принимать нашу страну с ее творческим и научным потенциалом в свой «клуб», но и всеми силами способствует стагнации, если не разрушению, имеющейся системы высшей школы. И если раньше деструктивные действия Запада были завуалированы якобы желанием привести наше образование к общемировым стандартам, то сегодня открыто заявляется о необходимости остановить социальное и экономическое развитие России всеми возможными способами.

Современный этап развития высшей школы в России отличается тем, что в условиях антироссийских санкций, а также широкого распространения русофобских настроений на Западе, российское педагогическое сообщество предпринимает попытки возродить лучшие традиции отечественного высшего образования, обратить внимание общественности на его достижения и приоритеты, исключить трактовку образования как услуги, выдвинув на передний план его социально значимые функции и задачи. На протяжении 20 лет опытные преподаватели высшей школы не переставали отстаивать ценности традиционного вузовского образования, аргументированно критиковать внедренную «сверху» двухуровневую систему (бакалавриат-магистратура), перевод аспирантуры из послевузовского уровня образования в третий (высший) вузовский уровень и многое другое, что, на первый взгляд, представляло собой прогрессивные изменения и нововведения, а на деле оказалось чужеродным и бесперспективным для российской высшей школы. Подтверждением тому служат официальные высказывания руководителей государственных органов управления образованием, которые, наконец, признали ошибочными все эти реформы и обратились, по сути, к возрождению традиционной отечественной вузовской системы, исторически доказавшей свою состоятельность. С 01 января 2023 года возвращается статус аспирантуры как послевузовского уровня подготовки специалистов высшей квалификации. До 31 декабря 2022 года для преподавателей вузов отменили обязанность готовить и публиковать научные статьи в журналах, включенных в международные базы данных Scopus и WoS (поскольку редакции многих зарубежных научных журналов публично объявили бойкот российским ученым). Уже звучат утверждения представителей власти и об отказе от двухуровневой системы образования, что, очевидно, в самое ближайшее время приведет к принятию новых образовательных стандартов и возврату специалитета.

Мы неоднократно писали о необходимости возрождения лучших традиций российской высшей школы и выступали категорически против бездумного копирования западных образцов. Так, в 2015 году в своей статье в журнале «Философия образования» мы отмечали, что в России с конца ХХ века широкое распространение получила практика некритического заимствования и реализации зарубежных социальных проектов, в том числе в сфере инновационных управленческих форм [3].

Глобализация не принесла нашей стране, как показывает опыт, желаемых «дивидендов». Мы разделяем позицию ученых, которые утверждали: процессы глобализации сопряжены с инородными заимствованиями, что в сфере образования приводит к крайне нежелательным результатам [4]. Отказ от использования исторических, национальных, культурных и иных отечественных традиций стал в XXI веке, к сожалению, нормой при разработке государственных инновационных стратегических программ развития различных сфер жизнедеятельности нашего общества, в том числе и сферы образования.

Все те заимствования, которые имели место в начале 2000-х годов, представляли собой попытку «понравиться» Западу, продемонстрировать желание не просто копировать чужой опыт, но и действовать по указке «заокеанских наставников». На наш взгляд, подобный опыт и подобное руководство были направлены на сознательное разрушение отлично отлаженной и приносящей блестящие результаты российской вузовской системы. Манипулировать малообразованными послушными исполнителями гораздо проще. Все здравомыслящее сообщество педагогов российской высшей школы понимало суть происходящих перемен, многие старались привлечь внимание общества к так называемым реформам образования, но в ответ лишь получали ярлыки ретроградов и консерваторов, не желающих выхода российской науки и высшей школы на мировой уровень. В итоге, российская вузовская система была практически разрушена, качество высшего образования сильно упало, у студентов пропала мотивация к обучению, у педагогов - к преподаванию.

Образование получило новый статус - статус услуги. В определенной степени, высшее образование и научные исследования предоставляют обществу определенные «услуги», однако, последние имеют существенные отличия от иных видов услуг. Если традиционное определение услуги гласит о том, что она представляет собой полезное действие, результатом которого является либо изделие, либо полезный эффект, то не вполне корректным было бы использовать такое определение по отношению к образовательной услуге, поскольку ее результатом, в конечном итоге, является духовное и интеллектуальное совершенствование человека, получающего образование, а также обеспечение его успешной адаптации к наличным социальным условиям. Важнейшей социально значимой функцией отечественного вуза всегда было развитие личности, формирование системы ценностей будущего специалиста. Так об этом пишут современные исследователи взаимодействия образования и

общества: «Содействие общества и образования предполагает наличие условий и обладание признаками, при которых эти взаимодействия могут быть наиболее эффективными:

...- образование как процесс целенаправленной деятельности по реализации принципа «учиться быть человеком»;

... - образование - социальный институт развития позитивных качеств индивида, а уже потом развития его профессиональных знаний, умений и навыков.» [5, с. 63].

В настоящее время в период возрождения традиционных ценностей высшего образования есть смысл обратиться к опыту стран, отказавшихся от преимуществ глобализации и избравших собственный путь развития. «В качестве примера достаточно привести восточные страны, в частности, Китай, достижения которого в сфере экономики и образования восхитительны. Всего за несколько десятилетий эта страна смогла не только преодолеть вековую отсталость, но и превратиться в одно из могущественных в мире государств, прежде всего, благодаря реформам в сфере образования. Китай не идет на поводу у западной модели глобализации, а активно проводит свою линию.» [2, с. 32]. И что удивительно, в 1950-е гг. китайцы скопировали советскую систему образования, которая позволила Поднебесной после войны подготовить необходимые кадры для восстановления разрушенного хозяйства. Вместе с тем, со временем данная система

Литература:

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // СПС Консуль-тантПлюс».

2. Ашилова М.С. Глобализация образования и глобальные вызовы современности / М.С. Ашилова, Н.В. Наливайко // Философия образования. 2015. № 1(58). С. 26-36.

3. Туркулец С.Е. К вопросу о целесообразности системы менеджмента качества (СМК) в вузе / С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадова, Н.С. Аникеева // Философия образования. 2015. № 4(61). С. 5-14.

4. Никитенко В.Н. Народное и инородное образование / В.Н. Никитенко // Философия образования. 2014. № 6(57). С. 143-153.

5. Пузиков В.Г. Образование и общество: тренд в новую конфигурацию отношений / В.Г. Пузиков // Философия образования. 2022. Т.22.№ 1. С. 5970.

исчерпала свой потенциал и Китай принял курс на всеобъемлющую форму образования, взяв за образец университет общего профиля. Позже, Китай вновь откорректировал стратегическую программу развития высшего образования, и исходя из национальных интересов, обратился к изучению и внедрению американской модели образования. «Наряду с внедрением американской модели системы образования Китай сохранил и собственную систему воспитания, основанную на многовековом опыте и традициях. Одна из приоритетных задач китайских педагогов - привнести в процесс обучения моральные и нравственные ценности мыслителей прошлого» [2, с.

34].

Данный опыт показывает, что в ходе реформ управления образованием следует опираться, прежде всего, на национальные интересы, учитывая и критически переосмысливая имеющиеся достижения других стран.

В нынешней ситуации, которая, по своей сути, стала для России показателем истинного отношения к ней Запада, российской высшей школе следует выполнить «перезагрузку», а органам управления образованием осуществить тщательный анализ и извлечь уроки из практики некритического заимствования зарубежного опыта и неудачных попыток интеграции в чужеродную систему.

Literature:

1. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 // SPS «ConsultantPlus».

2. Ashilova M.S. Globalization of education and global challenges of our time / M.S. Ashilova, N.V. Nalivaiko // Philosophy of Education. 2015. № 1 (58). P. 26-36.

3. Turkulets S.E. To the question of the expediency of the quality management system (QMS) at the university / S.E. Turkulets, E.V. Listopadova, N.S. Ani-keeva // Philosophy of education. 2015. № 4(61). P. 5-14.

4. Nikitenko V.N. Folk and foreign education / V.N. Nikitenko // Philosophy of education. 2014. № 6 (57). P. 143-153.

5. Puzikov V.G. Education and society: a trend towards a new configuration of relations / V.G. Puzikov // Philosophy of education. 2022. Vol. 22. № 1. P. 5970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.