ш
К 120-летию со дня рождения
Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина
Ш.С. АБЗАНОВ - ДИРЕКТОР БГПИ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА (1931-1935): СО СПИСКОМ ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Ключевые слова: народное образование в Башкирии, БГПИ им. К.А. Тимирязева, директор Ш.С. Абзанов, предыстория Башкирского государственного университета.
Аннотация: Исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Ш. С. Абзанова, в 1931-1935 годах директора и заведующего кафедрой экономической географии Башкирского государственного педагогического института имени К.А. Тимирязева, на базе которого в 1957 году был создан Башкирский государственный университет.
Имя Шамси Садриевича Абзанова, в 1931-1935 годах директора и заведующего кафедрой экономической географии БГПИ имени К.А. Тимирязева, стало известно широкой научной общественности лишь в 1997 году, когда в Башкирском издательстве «Китап» стала выходить 5-томная «Книга жертв политических репрессий Республики Башкортостан» [1]. Сегодня она содержит список фамилий десятков тысяч человек, осужденных в годы сталинских репрессий по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР и по другим статьям, предусматривавшим политические преступления, а впоследствии реабилитированных за отсутствием в их действиях состава преступлений. В 2007 году в «Педагогическом журнале Башкортостана» была опубликована статья о Ш.С. Абзанове [2], написанная по скудным сведениям, обнаруженным о нем в то время в Центральном архиве общественных объединений Республики Башкортостан (бывшем Партархиве) [3] и материалам его объемистого (3-томного) «Дела», хранящегося в архиве Управления федеральной службы безопасности по Республики Башкортостан. В [2] в качестве Приложения к статье о Ш.С. Абзанове в сокращенном варианте было перепечатано 2-е издание его монографии «К вопросу о народном образовании в Башкирии» [4], опубликованной в 1935 году, и факсими-
Ш.С. Абзанов
ле статьи «Башкирский педагогический институт», опубликованной в 1934 году в журнале «Просвещение национальностей»1 [5]. В 2008 году статья [1] о Ш.С. Абзанове фактически без изменений вошла в книгу
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогический журнпл епшиортостпнп ы 6(55). во14 &§5§Ж1
«Портреты: деятели народного образования Башкирии» [6], изданную Академией наук РБ. Настоящая публикация содержит новые
материалы о Ш.С. Абзанове, обнаруженные, в частности, в архиве Башкирского государственного университета [7] и при просмотре бе ч'яу его публикаций за 1925-1935 годы в различных библиографических указателях.
Последнее обстоятельство позволило обнаружить неизвестные исследователям печатные работы Ш.С. Абзанова, не вошедшие в [8]: список его основных публикаций по экономической географии и народному образованию в Башкирии приведен нами в Приложении к настоящей статье.
Шамси Садриевич Абзанов родился 10 октября 1894 года в деревне Иткинее-во Бирского уезда Уфимской губернии (в настоящее время это Янаульский район РБ) в семье служителя культа. Его отец умер в 1911 году, официальная служба Шамси началась с сентября 1912 года, когда он стал работать учителем в деревне Султанаево Осинского уезда Пермской губернии. Однако уже через десять месяцев судьба забросила Шамси Абзанова в далекий российский Туркестан: сначала в Ташкент, где он работал сторожем при соборной мечети, а затем в Бухару. В Бухаре Шамси Абзанов до начала Первой мировой войны служил рассыльным у местного купца Баракова.
В начале 1917 года Ш.С. Абзанов снова в Ташкенте: здесь до призыва в армию в декабре того же года он работал вагоновожатым в трамвайном парке. Сразу же после Февральской революции 1917 года Ш.С. Абзанов вступил в партию большевиков и стал активным участником гражданской войны. С июля 1919 года по январь 1920 года был инструктором при клубе Мусульманских коммунистических курсов, одновременно являлся сотрудником Туркестанского ЧК. Параллельно с 1920 по 1923 год обучался на рабфаке, после окончания которого уехал в Москву.
В сентябре 1923 года Ш.С. Абзанов стал студентом экономического факультета Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова, полный курс которого по циклу внешней торговли он окончил в 1927 году. Обучение в институте Ш.С. Абзанов сочетал с работой инструктором в Замоскворецком райкоме партии (с октября 1923 по февраль 1924 года), а затем - преподавателя обществоведения в Татарском доме просвещения. После окончания Плехановского института, получив специальность «экономист», с осени 1927 года Ш.С. Абзанов стал работать в Москве в акционерном экспортно-импортном обществе «Русско-тюрк».
Еще обучаясь в Институте народного хозяйства, Ш.С. Абзанов начал активно печататься в газетах «Эшче» (Рабочий)2 и «Игенчеляр» (Хлеборобы)3, издававшихся в Москве на татарском языке. В приводимом «Списке основных публикаций Ш.М. Абзанова» - это около десяти статей (№№ 1-6, 9-12), датированных 1925112
1926 годами, посвященных различным проблемам становления и развития производственной и кустарной промышленности в СССР. Особенно интересовала Ш.С. Абзанова проблема материально-бытового положения сельского учителя (№№ 6-8). По этой проблеме в издававшемся Наркоматом просвещения РСФСР на татарском языке журнале «Магариф Эшчесе»4 в 1926 году он опубликовал две больших статьи - «Краеведение в школе» и «Труд и знание» (№ 13,14).
В 1928 году Ш.С. Абзанов решил получить второе высшее образование: он поступил на одногодичные Высшие педагогические курсы при Плехановском институте, которые готовили педагогические кадры для учебных заведений Центросоюза. Защитив квалификационную работу «Народное хозяйство Киргизстана», в мае 1929 года он окончил их, получив специальность «педагог». Некоторое время Ш.С. Абзанов работал ученым секретарем этих курсов, а в сентябре того же года был назначен на работу в Саратовский университет имени Н.Г. Чернышевского.
Не проживая на своей родине с 1913 года, Ш.С. Абзанов не мог не интересоваться процессами социалистического строительства в Большой Башкирии, созданной летом 1922 года. Еще в 1927 году в газете «Игенчеляр» он опубликовал большую статью «Великая Октябрьская революция в Башкортостане» (№16), в 1928 году в журнале «Магариф Эшчесе» вышел его обзор «Народное образование в Башкортостане» (№18), а в 1929 году в газете «Игенчеляр» статья «10-летие Башкортостана» (№19). Эти публикации привлекли внимание Башкирского обкома ВКП(б), который стал ходатайствовать перед Москвой о переводе Ш.С. Абзанова в Уфу. Однако, как уже указывалось выше, в тот момент судьба связала Ш.С. Абзанова не с Уфой, а с Саратовом.
Работая в Саратовском университете на факультете права и народного хозяйства ассистентом, а с апреля 1930 года - доцентом, Ш.С. Абзанов принял активное участие в организации Саратовского кооперативного техникума и стал его первым директором.
В марте 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о борьбе с искривлениями партийной жизни в колхозном движении. Ш.С. Абзанов, будучи членом Саратовского крайкома ВКП(б), принял активное участие в ликвидации «перегибов», допущенных на Средней и Нижней Волге при коллективизации, выразившихся в том, что под угрозой раскулачивания и лишения избирательных прав был нарушен принцип добровольности при вступлении в колхозы. Он часто выезжал в командировки и в одной из них (в Астрахань) заболел настолько серьезно, что для лечения был переправлен в Москву, откуда в Саратов не возвратился: с 1 сентября 1930 года Наркомпросом РСФСР Ш.С. Абзанов был назначен заведующим и доцентом одного из отделений Высших педагогических курсов НИИ педагогики при Московском педагогическом институте имени
113
педагогический журнал Башкортостана ы 6(55). soi4 sSSSsSs
А.С. Бубнова, месяцем раньше выделившегося из состава 2-го МГУ. Однако на этой должности он проработал всего один год.
, П4
..У .К. \„- ¿iL.
Sy. !>>Up ¿JSjP i-ü
«27
^.'Jr-M,^!. ««» bjV ■ Jv..->'- ¿JL 3« ¿¿Ä. ft
^ 24 -Л1^ ^YV'.iiiU ^ ¿x. 364 3 .U..
-А " ¿.,*ч,р —
*-/*»- --A jy- <2» „.,-A- 3 -19 ¿^ У/Л .29 2 uns
-j.bJJ-. UiV, ,-A 11 ¿iii^'. ¿i- «41
•j« *rP ,J3A A'P
•-t- üj—; jj" «A
¿jWV
. V- IX: ¿üj^ .>, .¿y
sA.P A^-aA;b " j
■ -I—-'— -.-"-P ¿A3 o'-"'- ^-»-i-'j
¿lit,U -A 7 ¿Ü А—
>f. .PUU UpUA ÄJ.
¿¿Ii ¿,pp .j^ci^
ЦУУ1 ¿UJ^ у,
W AP^P
- -1- u-P ¿S,,". .^J^
i.»за ¿^u. ji¿-.A,¿uv•-.v -i-'j iJ.«^ j ¿Л i-j*
...............'A UA lUjSfcx.V« «y- • ÜJ-'- '-V -V-
-U_p iiW» ¿.U> A-V v-'-^V ü+r —* •.jJ-i'. „Ц -M W .p- J-—S-'- .А-^'А ^pU
•P> ¿S- 801 405 ¿,,-L. 3 -Ufij-Ч ¿A^,; -^Ubp ¿г.
¿j-V- -A.SÜ
¿Ujp
iw.....
J 25
-iS ¿i^Vüipu^V^ .. ttiv .»Л 4,4 -i'-Vi-V "i- =-.•»> SW' >- ->*
- ijVjt)
J>- ■i--'-^ ^ji
^ —'jjS ^ ¿^UJU i'^j A .цл, o'-^v
^r- J'- J-. .c'j — v .-»i, Ol. S .¿Uly. UWjjii
' ----- - о
^ •■V- ^ J,-Vi-: 133
v. ■läjy.U t-v: i-V"- -- 4»**!
J,»s a^U jS^ ¿Ji-
• ¿J; - " '
- -IJ^,. V JU
-«J.U.VU ¿у},*
-¿J-S bP ■>»/• •Aj» -OJ-'i- ^jV.- -•».■•
Jk i- r->-'-u
. -ST,
■-У- o^r iv-
4Ш
¡2 ?4 -.2 100 4 II .S7 100 0 540 4?i»tC0
'.V-jl-
t^ J-, ¿Ы, ¿i'- lijiU1- уЦ
. h -a^v^et Uli
¿uuv ««J О*-» 6
.luU^« U^v -У -V' '37
. Ü Ab Ой
Uj-'- ^ b'^« .4,41, 16.213 J-, .г-^'.
. 13 - J
¿.p .¿Jyi-i.jJb
(2 .'A u-J-
^ ii^iiV»"
i-jVu x
jSUbli ^ ¿Uli—
-Wtt ^
w'-Jj- - iM ^
OiP »y«* '*Jt uA^ - rfVp. "»A1 A».-*4-'
O^u ty^J a»aA UJl: iA '^u, «¡-A
a.^-J а.ь «V w-P »M5 Л:-" ¡¿А— -'A
(♦ -'А 0А»: v Л43 '■>•'—
^ v ¿wi »- ^ SA, 27 -A
Ji-i .^u-» v-'*..^
»Jiij ¿¡Z jJSfl ¿iVr' & „.J—^ .'A UÜiA jX-JI; J...,,
» »V ¿-AA-: ^^-b
.....-'wll2 UU'A.jAi.'^.-J.
¿4k-i'jA^ uiVoUj. -!A -ü iJU jV-
."a J'A '-^o^*1. -A a^-WV •
17 U, ¿^j
О'-'^У Ал«-" -OA Jj-'j^»« 4P . v^. J/j «л«, *A, -A^V o^i* •s^-л-т- А ¿A* i.-J o*- ¿^U «-uiji-i ¿^i« V i^'-» -V A s ..... Xüjhj;, ^Ai- -jSUjUüj^j^. -J-"'-?^.--
С ;V_jUJ s^i^O jiM tSj-^-y i-y
: jVr uA* ■ AI, А-^^У .¿v .ajJjr. TV*- ^A^ö'-^Ai—yp' '^A у .VA '-v I» a^A v'^'A AW ^ —
.>.t, .Ji„i-S ¿'-V ¿^UIJJ ^ JU .>^.1. .A'^1-
IMV A»J UjSL^ ../3 «¿.iiitis ¿i aj5CJ/t V- Ä^fc vb I'3i
y.; .i.jj, s^ ¿.'.¡ A^—PA
S-'i üy, «ЛЪ O'-ip s>iV ¿»p ¿Vibtt
iL.'lJll. -Äu» ¿V -vi Jp ь.з«2
U^v Se»'-
-JA jJ;, ^AA -U A-J'"'- -AV 3° Ь aAA-" -J'-'T r^V 0" -P ¿-'¿--Wib ¿A^ OtP -Г.-А o^vP -"»P ^i-V JP -P
ix, ¿.до ¿b -»»Л -А -A3
v'-J»- oAU JVy 7.1'ftx IjjViJVj- S-p
iiaA^ '«.осе.
¿j^V- »-. -А ¿AAA
40 0-iSp byVl:
. *Jj« (3 .VUU i-A
.^jjp op ¿.jjpjHJV.y-
JW, yv fcj.. Л ('
-V ¿Л
jp Л :-P А'З •r'ÄiW ¿.J -Аз Upüp •P'AiV A^P ¿V^J-J
...jSA -^--P AA.-^ . aj^AK»»» З—1^ jJ-»
.a^u. ¿up-«- ¿puJVj '^ilj Л;." -bi—Ij. iJVy JA^ ¿¡„■U Ы; .»A ¿><
I-..WJU i>fiiA ^ - •j-'-»^ViJA-Ä^-A
^p u'i-1-1'
-JA .али л-А- -aJ'--P •А—- ~/P-A
--У— v1.— 1 ■ ''J--
-L 001P . -'J _ - !1.г..г j'j-5»
-^J -J_, 9..00
—Ь Ib. u'i'.lib i V
b-4ljli ^ii--: Jjl
Статья Ш.С. Абзанова «Великая Октябрьская революция в Башкортостане» (газета «Игенчеляр». №44(198). 10 ноября 1927 года)
Башкирский обком ВКП(б), неоднократно поднимавший вопрос о переводе Ш.С. Абзанова в Уфу, все же добился того, что 21 августа 1931 года приказом по Наркомпросу РСФСР он был назначен директором и, одновременно, заведующим кафедрой экономической географии Башкирского государственного педагогического института имени К.А. Тимирязева, открывшегося в марте 1929 года к 10-летию Советской Башкирии [9]. На этой должности Ш.С. Абзанов проработал до мая 1935 года.
За полгода до назначения Ш.С. Абзанова директором БГПИ институт в числе двадцати других педагогических институтов стал предметом всестороннего обследования специальной комиссии Наркомпроса РСФСР, проведенного «с целью приведения педагогических институтов страны в полное соответствие с задачами социалистического строительства» [10]. Это обследование, закончившееся 31 января 1931 года, показало, что за два года существования БГПИ достиг
определенных результатов в подготовке педагогических кадров. Институт уже располагал достаточно большими площадями: два больших корпуса общей площадью свыше 4000 кв. м - один в здании бывшего Уфимского института народного образования (по ул. Егора Сазонова, 23), а другой в 2-этажном здании по Пушкинской улице, дом 104, - два общежития на 250 студентов общей площадью 250 кв.м и библиотека с читальным залом площадью около 300 кв.м.
Первая страница статьи Ш.С. Абзанова «Народное образование в Башкортостане» («Магариф Эшчесе». 1928. №7. С.5-11)
педагогический журнпл епшиортостпнп ы 6(55). во14 &§5§Ж1
На момент обследования комиссией Наркомпроса РСФСР в БГПИ функционировали 5 отделений: физико-математическое, естественное, педолого-педагогическое, общественно-экономическое и литературное. Институт имел 58 аудиторий и 28 лабораторий, общая площадь которых составляла около 2000 кв.м. Был разработан и начал практически реализовываться 5-летний план развития института, предполагавший для расширения учебной и научной работы значительное увеличение его площадей, а также строительство студенческого городка.
1У'иУ .¿^{¿ч О1.-"1; ,23к ш/л^у Г1.
■ Лгл1' Э^ЩыЛ»!
¿ИЛ^^Ц* н.!**.^ О*'* -КШ ^ ^»Д-л! 10 у/
¿1С у, Ь о
-у. ^И.Ю ¿и; ^ .^ь ^ о^¿ии 1лГС ¿жу
■' I* * * ^ Ь ^ >'|7 1..^' у^
а»
и-^^з1! г*^^"1- '
.г--.'У- ~ У
Лвгпп
оХ^ У3^ «Й^л, ¿Л У ^^^
ш
¡^ь.
11 ^ |' "I
у!
¿у-^у „л!!! иг-^-Ж^и" . ^аЬ'и J^bJ¡^у"
. .у.., ^^^ЬуЗм^и I
■т^М (Й^Ул! ^^^ сА* ¿"¡¿к
«¿^
л/
^ ¿1, ■уу & ^313 ^
¿и Л ¿.^ ^ ^ ^
ии у, ¿/¿я?.
^^^ ' г ' Л6
иу
.^
¿ля иш; ^ ' 5
ли
л; Лч,
Статья Ш.С. Абзанова «10-летие Башкортостана» (газета «Игенчеляр» №13(270). 27 марта 1929 года)
116
Обследование БГПИ вскрыло ряд серьезных недостатков в его работе: до конца не были разработаны его структура и профиль подготовки студентов, не были открыты запланированные дошкольное отделение и вечерний сектор. Не удалось создать и коллектив высококвалифицированных преподавателей: на момент обследования в БГПИ работало лишь дватпрофессора - Л.И. Воробьев, окончивший Лазаревский институт Восточных языков (кафедра башкирского языка и литературы) и В.Н. Басов (кафедра педологии и педагогики).
7 мая 1931 года Совнарком РСФСР утвердил «Положение о высших учебных заведениях», согласно которому все вузы были обязаны объединить группы родственных специальностей в циклы, отделения или факультеты. В этой связи перед БГПИ остро встал вопрос об определении структуры института, в частности, создании кафедр: постановление уже тогда рассматривало кафедру вуза как основное звено повышения эффективности руководства всей учебной, научной и методической работами.
Первая проблема, за которую взялся новый директор БГПИ, - создание заочного сектора института: он открылся уже с середины 1931/1932 учебного года. На его четырех отделениях - математическом, химическом, дошкольном, татарского языка и литературы - обучалось 210 человек. Преимущественно это были работники просвещения города Уфы, учителя школ, не имевшие высшего педагогического образования, а также сотрудники различных просветительных учреждений.
В списке педагогических институтов Наркомпроса РСФСР Башкирский пединститут относился к числу вузов межобластного значения: он должен был готовить квалифицированные кадры учителей не только для Башкирии, но и для Средней и Нижней Волги, Татарии, Казахстана и даже Западной Сибири. Однако на практике местные советские и партийные органы считали БГПИ чисто башкирским вузом, основной задачей которого в те годы была проблема «коренизации»: укомплектование учебного заведения учащимися и преподавателями преимущественно коренного этноса - башкирами и осуществление преподавания в нем на башкирском языке. Это был период политики перевода всех государственных учреждений автономных и союзных образований СССР на языки коренных национальностей, приспособление их госаппарата к культурно-бытовым особенностям и нуждам местного населения: считалось, что в ходе коренизации в процессе социалистического строительства под руководством коммунистической партии и бескорыстной помощи русского народа отсталые народы поднимутся на более высокую ступень социального и этнического развития и превратятся в социалистические нации. Башкирскому обкому ВКП(б) в значительной степени именно для решения проблемы коренизации БГПИ и стал нужным Ш.С. Абзанов.
117
педагогический журнал Башкортостана ы 6(55). soi4 sSSSsSs
Первые итоги работы БГПИ по подготовке кадров были рассмотрены Башоб-комом ВКП(б) 16 октября 1932 года [11]. В принятом постановлении было отмечено увеличение числа студентов-башкир, улучшение соцсостава студентов, рост числа коммунистов как среди преподавателей, так и студентов. Удовлетворительным был признан и образовательный ценз студентов. Так, из 180 человек, принятых на 1-й курс института в 1932 году, окончивших педтехникумы было 19 человек, другие техникумы - 2, рабфак - 30, 9-летние школы - 11, 7-летние школы - 16, курсы подготовки в вуз - 103. Отмечалось также, что БГПИ добился значительного сдвига в сторону внедрения башкирского языка в преподавании отдельных дисциплин в национальных группах. В числе недостатков называлось отсутствие подробно разработанного плана коренизации педагогического состава вуза и плана конкретной реализации башкирского языка в преподавании (какие курсы, группы и по каким дисциплинам должны были быть переведены на преподавание на башкирском языке). Считая «назначением педвуза подготовку исключительно башкирских педагогических кадров», обком партии обязал директора БГПИ профессора Ш.С. Абзанова в месячный срок представить подробный план коренизации вуза и перехода в отдельных курсах и группах на преподавание на башкирском языке. О том, к каким последствиям привела реализация этого плана коренезации БГПИ и чем он закончился для директора института лично, расскажем ниже, а сначала коротко рассмотрим динамику развития пединститута за те три с половиной года, когда Ш.С. Абзанов стоял у руля флагмана вузов Башкирии.
Постепенно в БГПИ начал складываться коллектив из достаточно квалифицированных специалистов. Уже в 1933 году в штате института появились первые доценты: К.П. Краузе (физика), Н.Ф. Чижов (педагогика и педология), П.С. Белорусов (география), Н.З. Андреев (химия), С.А. Баранов (биология), А.А. Кийков (история). Еще через полгода этот список расширился за счет Д.Г. Ожиганова (геология), В.П. Кипарисова (русский язык), И.Х. Ишмухаметова (химия), М.Я. Соколова (зоология) и Н.И. Лузина (математика). К этому времени в БГПИ было уже пять отделений: физико-математическое (заведующий - Д.Т. Емасов), химико-биологическое (И.Х. Ишмухаметов), языка и литературы (И.И. Ракипов; затем -Н.Д. Чижов), историческое (А.Н. Макаров; затем - Б.Г. Султанаев) и дошкольно-школьное (И.К. Подловченко).
На 1 января 1934 года в составе БГПИ функционировали: дневной институт (296 студентов), вечерний институт (174 человека; в большинстве - учителя города Уфы и пригородов, получившие возможность повысить свою квалификацию без отрыва от производства), заочный сектор (402 человека; в основном - учителя, не имевшие высшего педагогического образования), педагогический рабфак имени Багау Нуриманова (функционировавший еще с 1921 года при Уфимском политех-
118
никуме и ставший с 1931 года чисто педагогическим, предназначенным для подготовки к поступлению только в БГПИ). Кроме этого для удовлетворения все возраставшей потребности в педагогах для школ-семилеток при БГПИ был открыт Учительский институт с 2-годичной подготовкой выпускников. Правительство Башкирии уделяло подготовке таких учителей столь большое внимание, что выделило для размещения Учительского института при БГПИ отдельное здание бывшего Уфимского духовного мужского училища по ул. Гоголя, 11.
В августе 1934 года БГПИ перешел на новый принцип структурной организации, когда вместо отделений были созданы факультеты: физико-математический (декан - Е.Н. Грибанов), естествознания (И.Х. Ишмухаметов), географический (Н.Д. Чижов), языка и литературы (Х.Х. Зайни) и исторический (Б.Г. Султанаев).
При директорстве Ш.С. Абзанова большой импульс в своем развитии получила фундаментальная библиотека БГПИ. Еще в 1929/1930 году, в период реорганизации Уфимского института народного образования в педвуз, библиотека расширилась за счет площадей в 2-этажном здании по улице Пушкинской, 104, выделенном Башсовнаркомом для размещения социально-экономического отделения БГПИ. К сожалению, тогда она оказалась разделенной на две части. К тому же была предпринята неудачная попытка создания из одной фундаментальной библиотеки небольших отдельных библиотек при кабинетах вуза (их число в тот момент составляло 22), якобы, для повышения эффективности использования литературы. При этом роль самой фундаментальной библиотеки свелась лишь к первоначальной обработке вновь приобретаемых книг и их распределению по «кабинетным» библиотекам. На практике это привело к «разбазариванию» книг и даже их пропаже.
Ш.С. Абзанов сразу же настоял на том, чтобы фундаментальная библиотека БГПИ снова стала единой: при кабинетах была оставлена лишь самая необходимая для их повседневной работы литература. Значительно расширился круг читателей, обслуживаемых библиотекой БГПИ: это были не только студенты дневной, вечерней и заочной форм обучения, но и обучавшиеся на рабфаке и различных краткосрочных курсах повышения квалификации. На 1 января 1934 года в фундаментальной библиотеке БГПИ числилось 100704 книги, из них в национальном (татаро-башкирском) отделе - 12991 книга. Еще в августе 1932 года библиотека БГПИ получила у Наркомпроса РСФСР право на получение обязательного экземпляра книг. Кроме этого, стала возможной закупка книг из бибколлектора научных библиотек города Москвы. Ежегодно выделялись значительные денежные средства на приобретение периодической литературы, о чем свидетельствовало число наименований периодических изданий, получаемых библиотекой БГПИ по годам: 1929 год - 69 изданий, 1930 год - 130, 1932 год - 295, 1933 год - 214.
119
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). soi4 sSSSsSs
Профессорско-преподавательский состав БГПИ постепенно начал втягиваться в проведение научно-исследовательских работ, причем пример подал сам директор института профессор Ш.С. Абзанов. Предпринятый нами de visu просмотр «Книжной летописи», издаваемой с 1920-х годов Всесоюзной книжной палатой, осуществлявшей на своих страницах первичную библиографию всех книг, выходивших на языках народов СССР, позволил установить, что в Башкирском книжном издательстве8 на башкирском языке в начале 1930-х годов вышли три больших экономико-географических обзора Ш.С. Абзанова (каждый объемом около трех печатных листов): «Северо-Американские Соединенные Штаты» (1933), «Франция» (1933) и «Современная Германия» (1934). Лишь последний из них вошел в «Книжную летопись Башкирии», издававшуюся с 1934 года, а первые два обзора до последнего времени отсутствовали даже в фондах Национальной библиотеки РБ: лишь в 1978 году они были переданы в порядке книгообмена Харьковской Державной библиотекой5. Естественно, что содержание этих обзоров оставалось неизвестным даже местным эконом-географам и поэтому они ими никогда даже не цитировались. В 1934-1935 годах на русском языке вышли 1-е и 2-е издания исследования Ш.С. Абзанова по истории народного образования в Башкирии (№№ 26, 27). По вопросу подготовки высококвалифицированных педагогических кадров Ш.С. Абзанова публикует в 1932-1933 годах две статьи в журнале «Культурная революция»9, издаваемом БНКПросом [12, 13].
PQLITIXNIK МЭКТЭР К0ТЭРХП N ПНЬ l'rofisj, flRZMOF KOMSOMOL К G T О P X А N Л H Ь Prnfissor S. ABZANOF Prol $ HUN
T0MJAQ AMIRIKA QU§MR §TATTfiRb FRANSEJd X Л 1) К Ii <■ К GERMANIA
Ш HA&Q0HTO5TAN DSV L ЭТ N S}«! Э1 1
3n§QORTOSTfiN D f) V L Э T N9$EREJ9TE ©FG-1933 ere-mi t)F©
Научная работа преподавателей и сотрудников БГПИ в 1931-1935 годах была в основном сконцентрирована в области разработки различных учебных про-
грамм, написания учебников и учебных пособий, используемых как для самого вуза, так и для средних школ и техникумов республики. В 2004 году в ЦА ОО РБ были обнаружены материалы о БГПИ, составленные для «Справочника АН СССР» 1937 года [14, 15]. В качестве Приложения они вошли в монографию о предыстории Башкирского государственного университета [9, 270-282]. Список основных публикаций сотрудников и преподавателей института, содержащийся в этом документе, дает представление об их исследовательской работе, проведенной в середине 1930-х годов.
По заданию Госплана Башкирской АССР преподавателями БГПИ были написаны два больших экономических обзора: П.С. Белорусовым - «Экономика БАССР» и Д.Г. Ожигановым - «Полезные ископаемые Башкирии». Последний, с большим предисловием, написанным Ш.С. Абзановым, вышел в Башгизе в 1934 году отдельной книгой. В том же, 1934 году БГПИ под названием «Башкирский педагогическом институт имени К.А. Тимирязева (К ХУ-летию Башкирской АССР» [16] выпустил первый сборник своих Трудов6. Он открывался большой вступительной статьей Ш.С. Абзанова о деятельности института за первые пять лет его существования (№ 29).
Пролетарии всех стэан, сседннийтесь! Пролетарм вс» стран- согднирйтгси!
Ш. АБЗДНЗВ. Проф. Ш. ДЕЗАН0В.
К ВОПРОСУ п ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЙ К ВОПРОСУ О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В БАШКИРИИ. В БАШКИРИИ
2-е ИЗДАНИЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ - • ДОПОЛНЕННОЕ - ИЗДАНИЕ Т^г; ВАШКИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Т-ГП ИН С ТИ ТУ ТА
И 3 1 1 II И 1 --- ^ШДОСКОГО НЕДЛ101 ичкгкоги _ *ФА ИНСТИТУТА 1934
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). soi4 sssssss
Следуя традициям того времени, Ш.С. Абзанов предпринял попытку организации научной и методической работы в возглавляемом им вузе по «бригадному принципу». Сначала были созданы три первых бригады по составлению учебников башкирского языка для школ 1-й и 2-й ступеней и техникумов. Первую из них возглавил У.Х. Хуснутдинов (в ее состав вошли З.Н. Аюханов и А. Мустафин), вторую - Г.Я. Давлетшин (члены бригады - З.Ш. Шакиров и Л. Мансуров), а третью -С. Хамзин (члены бригады - Г.С. Сагадиев, Х. Хабиров, З.Ш. Шакиров). В 1933 году под руководством Г.Я. Давлетшина была создана особая «образцовая» группа для разработки орфографии башкирского языка. Сам Г.Я. Давлетшин написал и издал в Башгизе «Орфографическаий словарь башкирского языка», содержавший около 11 тысяч слов. Под руководством З.Ш. Шакирова работала группа исследователей, занимавшихся «разработкой письменных знаков башкирского языка». В 1932 году «бригада» в составе З.Ш. Шакирова, Г.Я. Давлетшина и А.Н. Воробьева начала составлять лингвистическую карту Башкирской АССР. В работе этой группы использовались материалы экспедиций в разные районы республики, в работе которых приняли участие и студенты БГПИ.
К работе лингвистов были привлечены и преподаватели естественных факультетов. Так, З.Ш. Шакиров совместно с заведующим кафедрой ботаники С.А. Барановым опубликовал в 1932 году в Башгизе «Названия растений на латинском, русском и башкирском языках». Ассистент цикла астрономии и геодезии Ф.З. Асадуллин составил «Терминологические термины по астрономии на башкирском языке», а вместе с ассистентом кафедры математики С.Г. Качкаевым написал на башкирском языке учебник математики для 7-го класса. Доцент той же кафедры Н.Н. Лузин стал автором учебника по астрономии для школ рабочей молодежи и ФЗО, а доцент И.Х. Ишмухаметов - автором учебника по химии для 6-го и 7-го классов башкирских школ. В 1934 году в Башгизе вышел «Латино-русско-башкирский словарь химических элементов» И.Х. Ишмухаметова.
Научные исследования преподавателей и сотрудников БГПИ не ограничились только написанием учебников и учебных пособий. Так, на кафедре физики под руководством профессора Е.Н. Грибанова успешно проводились исследования в области электроники и ее применения в различных областях. Е.Н. Грибанов предложил новый способ определения работы выхода электронов с поверхности металлического катода, основанный на его охлаждении при электрической эмиссии. Ему же принадлежал оригинальный метод измерения вакуума в электронных лампах по величине их тока накала, а также оригинальный способ модуляции на сетку электронной лампы и метод восстановления электронных ламп с активированным катодом с целью продления срока их службы. Е.Н. Грибанов первым в Башкирии начал изучать радиоактивность вод, почв и воздуха. Совместно с профессором
122
Е.М. Губановым (Уфимский физический институт) он исследовал действие коротковолновых излучений на процессы окисления парафинов в башкирских нефтях только что открытого Туймазинского месторождения. В 1934 году Е.Н. Грибанов издал в Башгизе «Основы радиоэлектроники» на башкирском языке, что сыграло большую роль для развития радио в отдаленных районах Башкирии.
А теперь вернемся к проблеме «коренизации» БГПИ: подготовка институтом национальных кадров привела в середине и конце 1930-х годов к массе неприятностей и для Башкирского обкома ВКП(б): она поломала жизненные судьбы многих участников процесса, в числе которых оказался и директор института Ш.С. Абзанов.
В 1929/1930 году в составе преподавателей БГПИ был только один башкир -преподаватель башкирского языка З.Ш. Шакиров. Начиная 1932 года, число преподавателей из лиц коренной национальности начало увеличиваться и быстро достигло 17 % для башкир и 15 % для татар (против 2 % башкир и 2 % татар в 1929/2930 учебном году). В 1934/1935 учебном году, когда Ш.С. Абзанов оставил должность директора БГПИ, преподаватели-башкиры составляли уже 21 %, а татары 28 %: вместе они стали половиной всего педагогического состава преподавателей института, что полностью обеспечивало в башкирских группах преподавание на родном языке.
Вместе с быстрым ростом общего числа студентов в институте значительно увеличилась прослойка студентов из башкир и татар, о чем свидетельствовали следующие цифры: при общем количестве студентов в 1929/1930 учебном году 475 человек, а в 1934/1935 учебном году 1220 человек (без студентов-заочников) в первом случае количество студентов-башкир составляло 7 %, татар - 20 %, русских - 66 % от общего числа студентов, во втором случае студентов-башкир было уже 60 %, татар - 26 %, а русских - 10 %.
В пояснительном тексте к статистическим данным Отчета о работе БГПИ в 1933/1934 учебном году прямо говорилось: «<С набором в 1934/1935 учебном году 240 человек, среди которых башкирам будет представлено 75 % всех мест, и с выпуском в 1934/1935 учебном году смешанных татаро-башкирских групп пединститут превратится в чисто национальный вуз. По заочному сектору количество заочников-башкир с 10 % в 1930/1931 учебном году поднимается до 15 % в 1933/1934 учебном году, а соответствующие цифры для студентов-татар составят 11 % и 24 %» [9, 177].
Таких «успехов» в области коренизации состава студентов институт смог достичь за счет широкого привлечения башкир с педрабфака, с 1935 года ставшего полностью отдельным подразделением БГПИ, и специальных подготовительных
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1
курсов, на которых, например, в 1934 году, за исключением трех человек, обучались только башкиры.
Естественно, что при такой форсированной подготовке национальных кадров дирекция допустила ряд «перегибов», основным из которых стало значительное снижение требований к поступающим лицам башкирской национальности: в институте преобладали студенты, фактически не подготовленные к освоению вузовских программ. Оборотная сторона «коренизации» не заставила себя долго ждать -сильно снизился культурный уровень подготовки национальных кадров, и уже в 1935 году институт отказался от практики приема студентов только по четко выра-
женному национальному признаку: в 1936 году из 287 выпускников было башкир -86, татар - 84; в 1939 году из 319 выпускников было башкир - 60, татар - 70; в 1940 году из 401 выпускника было башкир - 76, татар - 105, а в 1941 году из 226 выпускников башкир только 20, а татар - 46 человек.
23 мая 1935 года приказом по Наркомпросу РСФСР Ш.С. Абзанов был освобожден от должности директора БГПИ по болезни [17]. Тем же приказом новым директором института был назначен Г.К. Давлетшин, уже в октябре того же года занявший должность наркома просвещения БАССР. После выхода из больницы Ш.С. Абзанов был назначен директором Башкирского НИИ земледелия и животноводства. Практически не сохранились сведения о его деятельности в этом институте: удалось обнаружить лишь небольшую брошюру [18], выпущенную институтом, с 2-страничным предисловием, написанным Ш.С. Абзановым.
Сталинский тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, прозвучавший на февральско-мартовском 1937 года Пленуме ЦК ВКП(б), открывший простор для произвола и беззакония, в национальных республиках прежде всего обернулся репрессиями против носителей «местного буржуазного национализма». Так было и в Башкирской АССР: хотя репрессивная политика проявлялась здесь и раньше, но никогда она не носила столь массового характера, как в 1937-1938 годах.
В 1937 году 3-м отделом Управления государственной безопасности НКВД БАССР была вскрыта «контрреволюционная буржуазно-националистическая повстанческая террористическая организация, связанная с пантюркистским контрреволюционным центром и троцкистско-зиновьевской организацией». Неудивительно, что экономист-географ профессор Ш.С. Абзанов был объявлен активным участником этой организации, проводившей, якобы, «<шпионскую деятельность по сбору и передаче сведений о военно-экономическом состоянии страны для японской и германской разведок»: 27 июля 1937 года он был арестован. Выдержки из 3-томного следственного дела Ш.С. Абзанова достаточно подробно были приведены в [2]. Поэтому вниманию читателя предложим лишь один новый документ [19], фактически предрешивший расстрел Ш.С. Абзанова уже за полгода до формального закрытия его следственного дела.
В 2002 году были рассекречены и стали доступными для исследователей так называемые «Сталинские расстрельные списки». Это документы из Архива Президента Российской Федерации, содержащие досудебные списки лиц, подлежавших осуждению Военной Коллегии Верховного Суда СССР к разным мерам наказания (преимущественно к расстрелу), утвержденных лично вождем и его ближайшими соратниками по Политбюро ВКП(б).
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1
Фамилия Ш.С. Абзанова в «Расстрельном списке по Башкирской АССР», завизированном Сталиным, Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым еще 3 января 1938 года, находилась под №2 среди других 135 лиц, уже заранее обреченных к осуждению «по 1-й категории» (что означало - «расстрел»). В этом же списке, находились фамилии нескольких, к тому времени уже бывших, наркомов просвещения БАССР - Ф.А. Ахмадуллина (№14), А.Т. Гисматуллина (№31) и Г. К. Давлетшина (№36).
Таким образом, участь Ш.С. Абзанова была фактически предрешена уже за полгода до того, как Выездная сессия Верховного Суда СССР, состоявшаяся в Уфе 10 июля 1938 года, предъявила ему обвинение в преступлениях, предусмотренных статьями 58-8 (совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти) и 58-11 (всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению террористических актов) Уголовного Кодекса СССР. Свидетели вызваны не были, после оглашения обвинительного заключения секретарем суда и вопроса председательствующего о том, признает ли Ш.С. Абзанов себя виновным, подсудимый виновным себя не признал. После оглашения выдержек из показаний на него «свидетелей» Ш.С. Абзанов заявил, что всех перечисленных лиц он прекрасно знает, ни с кем из них никогда во враждебных отношениях не состоял и, тем не менее, все их показания, как и на предварительном следствии, полностью отвергает. О своей невиновности подсудимый заявил и в последнем представленном ему слове.
1. АБДРЕЕВ Асьшян Абдульманович
2. АБЗАНОВ Шамси Садриевич
3. АБУКОВ Батырбек Локманович
4. АЗАМАТОВ Муфаесал Азаматович
5. АЗНАБАЕВ Рамазан
6. АЙМУРЗИН Ямидан Аймурзич
7. АЙСУВАКОВ Шагивалей Шаймухаметович
8. АКУЗИН Аймурза Акузич
9. АЛЕКСЕЕВ Петр Васильевич
10. АПТРАШИН Ванюш Аптрашинович
11. АСПИЗ Афроим Маркович
12. АТНАБАЕВ Ишберда Давлетович
13. АФАНАСЬЕВ Александр Иванович
14. АХМАДУЛЛИН Фатхий Ахметович
15. БАИМОВ Муктар Азеевич
16. БЕКЕ Иосиф Александрович
17. БИКБОВ Гайнулла Латыпович
18. БИСЯРИН Николай Пахомович
19. БОГАТЫРЕВ Иван Иванович
20. БОРОДУЛЯ Прохор Афанасьевич
1-я категория
Алексеевна
21. БУЛАШЕВ Зинатулла Гизатович
22. БУЛЛЕ Мильда Оттовна
23. БУРАНГУЛОВ Гиниат Газизович
24. БЫЧКОВ Евграф Яковлевич
25. ВАВИПОВ-МАНАР Петр Иванович
26. ВАСИЛЬЕВ Шуматбай Васильевич
27. ГАЙСИН Фарих Галлямович
28. ГАЛИН Гумер Халилович
29. ГАЛИН Нуриман Махмутович
30. ГАНИБЕСОВ Виктор Иванович
31. ГИСМАТУЛЛИН Абдулла Тухватуллич
32. ГОЛУБИНСКИЙ Петр Евгеньевич
33. ГОЛУМБЕВСКИЙ Вячеслав Адольфович
34. ГРИШКАН Михаил Савельевич
35. ГУТНИК Иосиф Борисович
36. ДАВЛЕТШИН Губайдулла Киреевич
37. ДАВЛЕТГАЛИН Араслангарей Давлетгалич
38. ДОБРЯКОВ Анатолий Михайлович
39. ДОБРЯКОВА-КУЛИКОВА Александра
40. ДУБЕНСКИЙ Яков Наумович
Заседание по делу Ш.С. Абзанова продолжалось всего пятнадцать минут: 10 июля 1938 года в 13 часов 55 минут приговор «к высшей мере наказания» был объявлен и в тот же день приведен в исполнение. В Свидетельстве о смерти Ш.С. Абзанова, выданном 1 марта 1957 года после реабилитации Ш.С. Абзанова его дочери Асаду Шамсиевне Файзуллиной, хорошо помнившей арест отца (тогда ей было 14 лет), значилось, что он, якобы, «умер в тюрьме 5 апреля 1942 года», а в графе «причина смерти» был прочерк.
Примечания
1.«Просвещение национальностей» - общественно-политический и научно-педагогический журнал. Орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР. Выходил в Москве в 1926-1935 годах, 6-12 номеров в год.
2. «Эшче» (Рабочий) - центральная еженедельная газета. Была сначала органом Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока, затем - Центрального татаро-башкирского бюро при ЦК ВКП(б). Издавалась на татарском языке (с 27 сентября 1918 года - в Казани, с ноября 1918 года - в Москве, с февраля 1920 года - снова в Казани, с марта 1922 по 1932 год - в Москве). В 1932 году объединилась с газетой «Игенчеляр».
3. «Игенчеляр» (Хлеборобы) - центральная еженедельная газета. Орган Центрального татаро-башкирского бюро при ЦК ВКП(б). Издавалась в Москве на татарском языке со 2 февраля 1924 по 30 декабря 1931 года.
4. «Магариф Эшчесе» (Работник просвещения) - общественно-педагогический ежемесячный журнал. Орган Наркомата просвещения РСФСР. Издавался в 1926-1931 годах в Москве на татарском языке. Вышло 47 номеров.
5. Указанные обзоры не сохранились ни в бывшем Гохране, существовавшем при Республиканской книжной библиотеке (ныне - НБ РБ). Отсутствуют эти же обзоры и в Книжной палате Республики Башкортостан.
6. Интересна судьба издания этого сборника Трудов БГПИ. В 1-м выпуске «Книжной летописи» Башкирской Книжной палаты приведена следующая справка: сборник сначала был отпечатан в Ульяновске в типографии «Пролетарский путь», но из-за массы опечаток (на некоторых страницах их было свыше ста!), совершенно искажавших смысл издания, уничтожен. Сборник, перепечатанный вновь, отсутствует в фондах Книжной палаты РБ и НБ РБ. Имеется в РГБ. Мы ознакомились с экземпляром сборника, хранящимся в личной библиотеке одного из бывших преподавателей БГПУ имени К. А. Тимирязева.
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1
7. «Яш Эшче» (Молодой Рабочий) - общественно-политический научный и литературный ежемесячный журнал. Орган татаро-башкирского бюро при ЦК ВЛКСМ. Издавался в Москве в 1922-1929 годах на татарском языке.
8. Башгиз - Башкирское государственное книжное издательство, правопреемник книгоиздательского товарищества «Башкнига», созданного в 1922 году в Уфе. С 1960 года реорганизовано в Башкнигоиздат», с 1922 года - в «Китап» (Книга).
9. «Культурная революция» - научно-педагогический и методический журнал. Орган Башнаркомпроса, преемник журналов «Магариф эштере», «Дела просвещения», издававшегося на башкирском языке с 1920 в Стерлитамаке, переименованного с образованием в 1922 Большой Башкирии и переездом в Уфу в «Белем» (Знание).
Литература
1. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан [Текст] : в 5 т. - Уфа : Китап, 1997. - Т.1. - С.28.
2. Ергин, Ю.В. Ш. С. Абзанов - жертва тоталитарного сталинского режима [Текст] / Ю. В. Ергин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - № 4(11). -С.75-90.
3. ЦА ОО РБ. Фонд 122. Оп.17, дело 485, л.л. 33-34.
4. Абзанов, Ш. С. К вопросу о народном образовании в Башкирии [Текст] / Ш. С. Абзанов. - Уфа : Изд. БГПИ. - 1934. - 65 с.
5. Абзанов, Ш. С. Башкирский педагогический институт [Текст] // Ш. С. Абзанов. - Просвещение национальностей. - 1934. - №3. - С. 24-26.
6. Ергин, Ю.В. Ш.С. Абзанов - директор Башгоспединститута в 1931-1935 годах [Текст] / Ю.В. Ергин // Портреты: деятели народного образования Башкирии. -Уфа : Гилем, 2008. - С. 109-123.
7. ЦИА РБ. Фонд Р-802. Оп. 9, дело 53, л.л. 1-45.
8. Тухватшина, Р. Белые страницы истории [Текст] / Р. Тухватшина. - Уфа : Китап, 1997. - 215 с.
9. Ергин, Ю.В. У истоков университетского образования : очерки о предыстории Башкирского государственного университета [Текст] / Ю. В. Ергин. - 2-е изд., доп. - Уфа, 2009. - 349 с.
10.ЦИА РБ. Фонд Р-802. Оп. 1, дело 30, л.86.
11.ЦА ОО РБ. Фонд 122. Оп. 11, дело 47, л.л.69-71.
12.Абзанов, Ш. С. На пути подготовки высококвалифицированных педагогов в Башкортостане [Текст] / Ш. С. Абзанов // Культурная революция. - 1932. - №6-7. -С. 4-6. - (на башкирском языке).
13.Абзанов, Ш. С. На фронте экономической географии [Текст] / Ш. С. Абзанов // Культурная революция. - 1933. - №6-7. - С. 8-12. - (на башкирском языке).
14.ЦА ОО РБ. Фонд 10243. Оп.1, дело 13, л.л. 32-37.
15.Ергин, Ю.В. «Башкирский государственный педагогический институт им. К.А.Тимирязева» для «Справочника Академии Наук » 1937 года [Текст] / Ю. В. Ер-гин, Р. З. Мухутдинова // Вестник Башкирского университета. - 2004. - №4. -С.123-130.
16.Башкирский пединститут (К ХУ-летию БашкирскойАССР [Текст] : Сб. 1 / под ред. Ш. С. Абзанова. - Уфа : Изд-во БГПИ. - 1934. - 65 с.
17.ЦИА РБ. Фонд Р-802. Оп.3, дело123,л.л.106,237,353.
18.Буслаев П. Д. В помощь хатам-лабораториям: как провести опыты с крупным рогатым скотом [Текст]. - Уфа : БашНии земледелия и животноводства. -1937. - 32 с.
19. Архив Президента РФ. Оп.24, дело 414, л.л.297-299.
Приложение
Список основных публикаций Ш.С. Абзанова
1. Абзанов, Ш. С. Кооперирование кустарей [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. -
1925. - №112. - (на татарском языке).
2. Абзанов, Ш. С. Товарность сельского хозяйства [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1925. - №115. - (на татарском языке).
3. Абзанов, Ш. С. О подъеме кустарной промышленности [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1925. - №117. - (на татарском языке).
4. Абзанов, Ш. С. Лицом к кустарям [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1925. -№118. - (на татарском языке).
5. Абзанов, Ш. С. Против оппозиции Зиновьева и Троцкого [Текст] / Ш. С. Абзанов // Игенчеляр. - 1926. - №31. - (на татарском языке).
6. Абзанов, Ш. С. Сельский учитель [Текст] / Ш. С. Абзанов // Игенчеляр. -
1926. - №32. - (на татарском языке).
7. Абзанов, Ш. С. Сельское хозяйство за границей и у нас [Текст] / Ш. С. Аб-занов // Игенчеляр. - 1926. - №34. - (на татарском языке).
8. Абзанов, Ш. С. Проблемы материально-бытового положения сельского учителя [Текст] / Ш. С. Абзанов // Игенчеляр. - 1926. - №35. - (на татарском языке).
9. Абзанов, Ш. С. Налоговая система в СССР [Текст] / Ш. С. Абзанов // Иген-челяр. - 1926. - №39. - (на татарском языке).
педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1
10.Абзанов, Ш. С. Вопросы производительности труда в промышленности [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1926. - №151. - (на татарском языке).
11.Абзанов, Ш. С. Против уравниловки в зарплате [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1926. - №156. - (на татарском языке).
12.Абзанов, Ш. С. Проблема кадров и пути повышения их производительности [Текст] / Ш. С. Абзанов // Эшче. - 1926. - №188. - (на татарском языке).
13.Абзанов, Ш. С. Краеведение в школах [Текст] / Ш. С. Абзанов // Магариф Эшчесе. - 1926. - №6-7. - С. 72-74 (на татарском языке).
14.Абзанов, Ш. С. Труд и знание [Текст] / Ш. С. Абзанов // Магариф Эшчесе. -1926. - №10-11. - С. 75-77 (на татарском языке).
15.Абзанов, Ш. С. Развитие хозяйственных форм [Текст] / Ш. С. Абзанов // Яш эшче7. - 1927. - №№1, 2, 4, 5. - (на татарском языке).
16.Абзанов, Ш. С. Великая Октябрьская революция в Башкортостане [Текст] / Ш. С. Абзанов // Игенчеляр. - 1927. - №44. - (на татарском языке).
17.Абзанов, Ш. С. Подготовка учителей в Киргизстане [Текст] / Ш. С. Абзанов // Магариф Эшчесе. - 1928. - №1-2. - С. 7-9. - (на татарском языке).
18.Абзанов, Ш. С. Народное образование в Башкортостане [Текст] / Ш. С. Абзанов // Магариф Эшчесе. - 1928. - №7. - С. 5-11. - (на татарском языке).
19.Абзанов, Ш. С. 10-летие Башкортостана [Текст] / Ш. С. Абзанов // Игенчеляр. - 1929. - №13. - (на татарском языке).
20.Абзанов, Ш. С. На пути подготовки высококвалифицированных педагогов в Башкортостане [Текст] / Ш. С. Абзанов // Культурная революция. - 1932. - №6-7. -С. 4-6. - (на башкирском языке).
21.Абзанов, Ш. С. На фронте экономической географии [Текст] / Ш. С. Абзанов // Культурная революция. - 1933. - №6-7. - С. 8-12. - (на башкирском языке).
22.Абзанов, Ш. С. Северо-Американсике Соединенные Штаты [Текст] / Ш. С. Абзанов. - Уфа: Башгиз. - 1933. - 96 с. - (на башкирском языке).
23.Абзанов, Ш. С. Франция [Текст] / Ш. С. Абзанов. - Уфа: Башгиз. - 1933. -88 с. - (на башкирском языке).
24.Абзанов, Ш. С. Современная Германия [Текст] / Ш. С. Абзанов. - Уфа : Башгиз. - 1934. - 80 с. - (на башкирском языке).
25.Абзанов, Ш. С. Башкирский педагогический институт [Текст] // Ш. С. Абзанов. Просвещение национальностей. - 1934. - №3. - С. 24-26 - (на башкирском языке).
26.Абзанов, Ш. С. К вопросу об истории народного образования в Башкирии [Текст] / Ш. С. Абзанов. - Уфа : Изд-во БГПИ. - 1934. - 65 с.
27.Абзанов, Ш. С. К вопросу о народном образовании в Башкирии [Текст] / Ш. С. Абзанов. - 2-е изд., испр. и доп. - Уфа : Изд-во БГПИ. - 1935. - 68 с.
130