Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУРСОВЫЕ ОФИЦЕРЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубан Д.А., Гладченко В.Е.

В статье раскрываются структурные характеристики профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров вузов МВД России. Выделены критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности у курсовых офицеров вузов МВД России. Для оценки сформированности у курсовых офицеров профессионально-педагогической компетентности предложен оценочный инструментарий, представляющий комплекс диагностических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубан Д.А., Гладченко В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFICIENCY INPROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE OF COURSE OFFICERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the structural characteristics of professional pedagogical competence of course officers of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The criteria for the level of proficiency in professional pedagogical competence of course officers of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been identified. To assess the level of proficiency in professional pedagogical competence of course officers an evaluation tool that is a set of diagnostic materials is proposed.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

УДК 371.124:378.276

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Д.А. Рубан, В.Е. Гладченко

PROFICIENCY INPROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE OF COURSE OFFICERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

D.A. Ruban, V.E. Gladchenko

Аннотация. В статье раскрываются структурные характеристики профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров вузов МВД России. Выделены критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности у курсовых офицеров вузов МВД России. Для оценки сформированности у курсовых офицеров профессионально-педагогической компетентности предложен оценочный инструментарий, представляющий комплекс диагностических материалов.

Abstract. The article reveals the structural characteristics of professional pedagogical competence of course officers of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The criteria for the level of proficiency in professional pedagogical competence of course officers of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been identified. To assess the level of proficiency in professional pedagogical competence of course officers an evaluation tool that is a set of diagnostic materials is proposed.

Ключевые слова: компетентность курсовых офицеров, профессионально-педагогическая компетентность, курсовые офицеры МВД России.

Keywords: competence of course officers, professional-pedagogical competence, course officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Профессионально-педагогическая деятельность курсовых офицеров предполагает формирование специфических требований, из которых складывается обширный перечень качеств, влияющих на профессиональную компетентность кадров. У них на высоком уровне должны быть сформированы не только теоретическая база, практические навыки, но и умение развиваться в профессиональном плане, проявлять педагогический креатив и т. д. Постоянные коммуникации в среде курсантов ведут к применению в учебной деятельности методов личностно-ориентированного характера и разграничению подходов к воспитанию и взаимосвязей участников коллектива. Однако нередко перед курсовыми офицерами возникают проблемы, связанные с неумением воздействовать и координировать вверенный личный состав кадров в процессе решения задач, целью которых является достижение качественных результатов. Помимо этого присутствуют сложности по организации учебной деятельности и воспитания.

Особенности ведомственного учебного заведения, регулирование профессиональной деятельности, установленная иерархия, входящие в структуру взаимосвязей между участниками процесса обучения, не позволяют курсовым офицерам на необходимом уровне изучить и применять тот профессиональный ресурс, с которым они сталкиваются повседневно. Это приводит к тому, что они затрудняются при выборе необходимых механизмов для понимания индивидуально-психологических качеств курсантов, выстраивания оптимальной системы работы с каждым из них, а также сохранения и укрепления психического состояния членов коллектива.

В связи с этим образовалась необходимость исследовать профессиональную и педагогическую части системы знаний курсовых офицеров, которые позволяют им производить качественный анализ и оценку своей активности и активности своего подразделения, планировать собственную деятельность и деятельность других кадров, мотивировать их морально на решение поставленных задач в процессе общей работы, определять педагогически эффективные сценарии общения между курсантами и остальными участниками учебной деятельности.

Опираясь на то, что внутренние характеристики курсовых офицеров вузов МВД России определяют ключевой аспект продуктивности при взаимосвязях с курсантами в рамках воспитательно-педагогической деятельности, формирующей профессиональных подход и технику в процессе воспитательно-педагогической работы вуза МВД России, профессионально-педагогическая грамотность курсовых офицеров вузов МВД России может выполнять основную функцию при выборе возможных методов личностного и профессионального роста.

Детальное изучение содержания профессионально-педагогического уровня курсовых офицеров, а также регламентация ее высокого значения в личностно-профессиональном формировании кадров позволяет нам установить следующие параметры образования профессионально-педагогической компетентности у курсовых офицеров вузов МВД России.

Таблица 1

Критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности у курсовых офицеров вузов МВД России

Знаниевый аспект (знания и представления по части организации учебно-воспитательной деятельности, коммуникаций с кадрами, иными участниками процесса обучения в вузе)

Оптимальный уровень Допустимый уровень Критический уровень

- объем профессионально-педагогических знаний: знает о приемах и методах формирования личностно- - сформировано представление о построении учебно-воспитательной деятельности, коммуникаций - недостаточно сформированы знания по части организации учебно-воспитательной

развивающего учебно-воспитательного процесса, взаимосвязей с курсантами, остальными участниками учебной деятельности в вузе;

- понимает особенности использования приемов и методов педагогической деятельности и воспитания курсантов;

- владеет техниками использования распространенных методов учебно-воспитательной деятельности, умеет объединять личностные, коллективные и общественные разновидности;

- твердо владеет знаниями и навыками соединения различных видов организации коммуникаций с кадрами и другими членами педагогической деятельности при преодолении всевозможных трудностей учебно-воспитательного характера;

- умеет применять знания на практике.

с участниками обучения, другими членами коллектива в вузе, техниках, применяемых при взаимодействии, осознает значение их применения в динамичной среде профессионально-педагогической деятельности, но на слабом уровне находятся методические знания;

- при проявлении собственной позиции не всегда ссылается на научные теоретические знания;

- знает о ведущих разновидностях и приемах образовательного процесса, но на слабом уровне находятся знания по целесообразному совмещению индивидуальных форм взаимодействия с коллективными, общественными и их применения для достижения всевозможных учебно-воспитательных целей;

- тяготеет к скорейшему применению усвоенных знаний на практике.

работы, коммуникаций с кадрами, другими членами образовательного процесса в вузе;

- ориентируется на внутреннее чутье,

не понимая результаты своей педагогической деятельности;

- не получается использовать полученный опыт о видах и приемах учебно-воспитательной работы, объединения личностных, коллективных, общественных в ходе преодоления трудностей учебно-воспитательного характера;

- недостаточно умеет соотносить собственные действия и возможные ответы на вопросы с полученными знаниями и навыками.

Мотивационный критерий (мотивация освоения технологий и методов деятельности, способствующих организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с курсантами, _иными участниками образовательного процесса в вузе)_

Оптимальный уровень

Допустимый уровень

Критический уровень

- активен и положительно настроен на познание

и применение личностно формирующих методов и приемов образовательного процесса в вузе, изучению и использованию принятых техник обучения;

- постоянно интересуется предложенной деятельностью;

- нейтрально относится к действиям, направленным на познание и применение личностно развивающих методик и сценариев образовательного процесса в вузе;

- не проявляет заинтересованность такой сферой профессионально-педагогической работы

- полностью отсутствует заинтересованность к данному направлению;

- отрицательно смотрит на необходимость формирования профес-сионально-педагоги-ческой грамотности

и применению лич-ностно развивающих

- способен самостоятельно оценивать свои действия при создании индивидуального образовательного сценария, продвижением в ходе его реализации, а также за целесообразностью педагогического процесса; - формируется внутренняя, а не внешняя мотивация, не требуется стороннее стимулирование на действия; - позитивное отношение к познанию личностно развивающих методов, видов и техник учебной деятельности и воспитания кадров; - настроен на постоянное познание современных практик в образовании. или наблюдается частичная заинтересованность; - необходимость подготовки персонального учебного сценария осознается, но наблюдается недостаточное тяготение к участию в нем; - нейтрально, даже пассивно относится к лично-стно развивающим методикам, видам и техникам учебной деятельности и воспитания кадров и их применению в профессиональной деятельности. подходов и методов учебной деятельности и воспитания кадров.

Операциональный критерий (опыт использования технологий и методов обучения и воспитания курсантов в своей учебно-воспитательной деятельности)

Оптимальный уровень Допустимый уровень Критический уровень

- высокая степень заинтересованности в познании и применении личностно развивающих подходов и методов образовательного процесса и воспитания курсантов; - сформированы навыки к личностно-профессио-нальному росту на базе полученных знаний и приобретенного опыта; - при обосновании своей позиции исходит из субъективных знаний и навыков; - высокая степень заинтересованности и креативный подход к формированию в учебном заведении лично-стно развивающего учебно-воспитательного процесса; - применяет в своей деятельности показатели других членов педагогического процесса. - наблюдается рост уверенности в необходимости освоения и использования приемов и техник образовательной деятельности и воспитания курсантов, но активность в применении своих знаний находится на слабом уровне; - частично применяет распространенные методы обучения и воспитания; - наблюдается рост уверенности в необходимости использования личностно развивающих приемов и методов образования и воспитания, но активность в данной области проявляется не каждый раз. - не используют в реальности знания о личностно развивающих приемах и методах образования и воспитания кадров, не наблюдается даже частичное использование; - осознанно не применяют методы и приемы образования и воспитания, влияющие на формирование в вузе личностно развивающего учебно-воспитательного процесса.

Для контроля образования у курсовых офицеров профессионально-педагогической грамотности был сформирован механизм оценки, состоящий из сочетания диагностических компонентов.

Таблица 2

Критерии и диагностики анализа сформированности у курсовых офицеров профессионально-педагогической компетентности

Критерии сформированности Характеристики Диагностический инструментарий

Знаниевый - владеет приемами и методиками формирования личностно-развива-ющего учебно-воспитательного процесса, коммуникации с участниками образования, другими членами учебной деятельности в вузе; - осознает особенности использования техник и подходов образования и воспитания курсантов; - владеет механизмами использования распространенных методов учебно-воспитательной работы, умеет комбинировать персональные, коллективные, общественные виды; - сформированы твердые знания и умения по совмещению различных видов организации коммуникаций с курсантами и иными участниками учебной деятельности при достижении учебно-воспитательных целей. Диагностическая карта самооценки знаний

Мотивационный - наблюдается активный интерес к познанию и реализации на практике личностно развивающих методов и техник образовательного процесса в вузе, изучению и использованию распространенных методов образования; - интерес к данному направлению не исчезает; - присутствует внутренняя, а не внешняя мотивация. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (Н.П. Фети-скин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [6]. Методика определения рефлексивности мышления (О С. Ани-симов) [1].

Критерии сформированности Характеристики Диагностический инструментарий

Операциональный (практический) - высокий уровень понимания необходимости осваивать и использовать на практике методы и приемы образования, обучения и воспитания кадров; - сформированы умения к лично-стно-профессиональному росту с опорой на приобретенные знания и опыт; - наблюдается высокая заинтересованность и креативный подход к формированию в учебном заведении личностно развивающего учебно-воспитательного процесса; - основывается в собственной деятельности на показателях других участников обучения. Карта оценки и самооценки способностей к творческой и инновационной деятельности (по В.А. Сластенину, Л.С. Подымовой) [5].

В исследовательской работе использовались практические показатели 52 курсовых офицеров Краснодарского университета МВД России.

Анализ знаниевого компонента сформированности профессионально-педагогической грамотности привел к выводам, что для изученного состава курсовых офицеров свойственны сжатость и размытость понимания методов и приемов выстраивания личностно-развивающего учебно-воспитательного процесса, коммуникаций между участниками, другими членами педагогической деятельности. 34,6 % курсовых офицеров находятся у критической отметки подготовленности к данному направлению.

Детальное рассмотрение мотивационного аспекта сформированности профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров выявило, что у большей части участников исследования (43,7 %) на высоком и уровне «выше среднего» находятся элементы коммуникативной, пессимистической и ментальной готовности к самосовершенствованию. Средние показатели исходят из составляющих мотивационной и нравственно-волевой подготовки. 37 % участников исследования выставили невысокие оценки (от 35 до 54) по формулировкам «повышать свое самообразование в области педагогики и психологии», «повышать свою потребность в самопознании» и «стремиться получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности». Максимальное количество балов наблюдается у 17,3 % кадров по всем трем факторам: степень мыслительной деятельности, степень самокритичности, степень своего осознания в коллективе, 38,5 % - среднее количество баллов по тем или отдельным характеристикам, 44,2 % - минимальное количество баллов.

Рассмотрение операционального компонента сформированности профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров привело

к выводам, что не все курсовые офицеры могут отказаться от установленных стереотипов в образовательном процессе, не способны произвести самоанализ и осмыслить его результаты. Важно понимать, что критерий личной значимости творческой деятельности не достиг высоких показателей.

Ввиду вышеизложенного, развитие знаниевого, мотивационного и операционального факторов построения профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров позволяет согласиться с высоким уровнем личностно-профессиональной подготовки курсовых офицеров в вузах МВД России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, О. С. Основы общей и управленческой акмеологии / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. - М., 2006. - 272 с. - Текст : непосредственный.

2. Рубан, Д. А. К вопросу об особенностях профессиональной компетентности курсовых офицеров вузов МВД России / Д. А. Рубан. - Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 10 (91). - С. 44-47.

3. Рубан, Д. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития курсовых офицеров в университетах МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Рубан. - Армавир, 2019. - 180 с. - Текст : непосредственный.

4. Рубан, Д. А. Профессиональная подготовка в образовательных учреждениях МВД России: культурологические предпосылки / Д. А. Рубан. - Текст : непосредственный // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice : materials of the IV international scientific conference on March 20-21, 2015. - Prague :Vedecko vydavatelské centrum "Sociosféra-CZ". - С. 38-42.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М., 1997. - 224 с. - Текст : непосредственный.

6. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Институт психотерапии, 2005. - 496 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Anisimov O. S. Osnovy obshchey i upravlencheskoy akmeologii [The Fundamentals of General and Management Acmeology]. M., 2006. 272 p.

2. Ruban D. A. On the issue of the peculiarities of professional competence of course officers of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Global'nyy nauchnyy potentsial = Global Scientific Potential, 2018, No. 10 (91), pp. 44-47. (In Russian).

3. Ruban D. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya kursovyh oficerov v universitetah MVD Rossii [Pedagogical Support of Personal and Professional Development of Course Officers at the Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Candidate's diss. Armavir, 2019. 180 p.

4. Ruban D. A. Professional training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: cultural prerequisites. Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice, Prague, 2015, pp. 38-42. (In Russian).

5. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovative activity]. M., 1997. 224 p.

6. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of the Development of Personality and Small Groups]. M., Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2005. 496 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Рубан, Д. А. Сформированность профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров вузов МВД России / Д. А. Рубан, В. Е. Гладченко. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2. - С. 35-42.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Ruban D. A., Gladchenko V. E. Proficiency Inprofessional Pedagogical Competence of Course Officers of Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / D. A. Ruban, V. E. Gladchenko // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 2, pp. 35-42. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.