УДК 376.3
А. Н. Кулъбицкая
СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ГЛАГОЛАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ1
Введение. Количество детей, имеющих нарушения речи, в Российской Федерации составляет примерно около 1 миллиона человек [1]. Для коррекции их слуха используется метод кохлеарной имплантации, позволяющий детям восстановить слух [2]. Для социализации, воспитания, обучения детей с кохлеарным им-плантом необходима их слуховая и речевая реабилитация, логопедическая помощь в формировании у таких детей всех сторон их речи, включая навыки согласования имен существительных с прилагательными и глаголами, которые положительно влияют на становления и развитие синтаксиса и связной речи у данной категории детей.
В исследованиях разных авторов показано, что грамматический строй речи у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации качественно отличается от грамматического строя речи детей без нарушения слуха, это касается и навыков
1 Научный руководитель: О. Ю. Федосова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Самарский государ ственный социально-педаго -гический университет».
согласования частей речи в словосочетаниях и предложениях [3-4]. Логопедическая работа по формированию навыков согласования имен суще ствительных с именами прилагательными и глаголами должна опираться на результаты диагностики речи, учитывать особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации. Это определяет актуальность настоящего исследования, направленного на изучение сформированное™ навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
В нашем исследовании проверялась следующая гипотеза: у дошкольников после кохлеарной имплантации навыки согласования имен существительных с именами прилагательными и глаголами сформированы недостаточно, уровень этих навыков ниже, чем у дошкольников без нарушений слуха.
Выборка и методы. В исследовании приняли участие 40 старших дошкольников в возрасте 7 лет: 20 из них - после кохлеарной имплантации, 20 - без нарушений слуха. Применялась методика изучения речи на основе подходов и заданий, предложенных Г. А. Волковой [5] и Г. В. Чир-
киной [6], адаптированные для изучения устной речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в соответствии с рекомендациями Л. С. Волковой [7].
Результаты их обсуждение. При исследовании было обнаружено, что уровень сформированное™ навыков согласования имен существительных с именами прилагательными у детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации отличается от уровня этих навыков у детей без нарушений слуха (табл. 1).
ной имплантации. Так, у детей с нарушенным слухом отмечаются ошибки в употреблении форм дательного падежа с предлогом, а также творительного падежа с предлогом в словосочетаниях и предложениях («Я протягиваю руку мячу»). Предлоги детьми опускаются («Я играю Наташей»). Следовательно, нарушения согласования и также управления вызваны несформиро-ванностью до конца падежной парадигмы имени существительного единственного числа.
Таблица 1
Сравнение результатов изучения состояния сформированное™ навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей в экспериментальной и контрольной группах
Показатель Дошкольники после кохлеарной имплантации Дошкольники без нарушения слуха
Уровень сформированности навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами Низкий Средний
Средний балл за задания 71,5 120,7
В группе дошкольников после кохлеарной имплантации уровень сформированное™ навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами низкий, в группе детей без нарушения слуха -средний. Средний балл за выполнение заданий у детей без нарушения слуха выше на 49,2 балла по сравнению с детьми после кохлеарной имплантации.
Количественные результаты согласуются с качественными результатами оценки навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеар-
Были зафиксированы ошибки при образовании форм родительного падежа имени существительного единственного и множественного числа: смешение окончаний -и!-а в единственном числе (м. р. и ж. р.) {«Уменя нет мяча» и «Уменя нет книга»).
Окончания родительного падежа множественного числа имени существительного -ов, -ев освоены детьми и доминируют в речи, используясь и нормативно, и ошибочно («У меня нет мячев», «В доме нет окнов», «много книгов»).
У детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации отмечаются колебания в числе имен су-
ществнтельных, смешиваются окончания именительного падежа единственного и множественного числа, что своим результатом имеет наличие ошибок в согласовании имен суще ствительных с глаголами в прошедшем времени, а также с именами прилагательными («Здесь нарисова-нырука»).
При согласовании имен существительных с прилагательными наблюдается смешение окончаний имен прилагательных среднего и женского рода. Вместо окончания единственного числа среднего рода -ое используется окончание единственного числа женского рода («платье голубая»).
При составлении предложений дети дошкольного возраста после кохлеарной имплантации неправильно с грамматической точки зрения оформляют косвенное дополнение, пропуская предлоги, допускают ошибки при согласовании имен суще ствительных с глаголами («Мама купил красный шар Петя»).
В целом низкий уровень сформированное™ навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации является следствием того, что у них еще не закончен процесс речевого онтогенеза после нормализации их слуховой функции. Более того, как отмечает И. В. Королева [8], у дошкольников после кохлеарной имплантации, даже у поздноо-глохших, не развиты грамматические представления, что выражается в многочисленных аграмматизмах в связной речи детей, даже если изоли-
рованные грамматические формы правильно воспроизводятся детьми в условиях заданий. Это подтвердилось в результатах настоящего исследования.
Выводы. Полученные результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Для дошкольников после кохлеарной имплантации характерен низкий уровень сформированности навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами.
2. Отмечаются нарушения в согласовании имен существительных с именами прилагательными в роде, а также в числе.
3. Значения падежных форм и их семантическая соотнесенность еще не осмыслены и не присвоены детьми, имеется несформированность падежной парадигмы имени существительного и имени прилагательного.
4. Синтаксические конструкции детьми после кохлеарной имплантации освоены недостаточно, в речи у таких детей встречаются нарушения согласования в роде подлежащего и сказуемого.
Заключение. Дети дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в силу наличия у них дефекта слуха, имеют особенности развития речи, которые затрагивают все уровни их речевой системы, включая морфологический и синтаксический уровни. Эти особенности выражаются в недостаточной сформированности навыков согласования имен суще ствительных с прилагательными и глаголами, что оказывает отрицательное влияние на становление и развитие связной речи. Выявленные
особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в части согласования имен существительных с прилагательными и глаго-
лами свидетельствуют о том, что с данной категорией детей требуется проводить специально организованную логопедическую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Е. А., Маркова Т. Г., Чи-бисова С. С., Таварткиладзе Г. А. Результаты реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха в Астраханской области // Материалы 9-го Национального конгресса аудиологов и 13-го Международного симпозиума «Современные проблемы физиологии и патологии слуха». (Суздаль, 21-23 сентября 2021 г.). М., 2021. 147 с.
2. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В. Эпидемиологическая характеристика детской популяции пользователей кох-леарных имплантатов // Вестник оториноларингологии. 2023. № 88 (3). С. 21-26.
3. Кастельянос П. Р.-М. Речевая готовность глухих детей к обучению в первом класс: (На материале Республики Куба): автореферат дисс. ... к. пед. н.: 13.00.03. М., 1989. 16 с.
4. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. С. 153-159.
5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. СПб.: Детсво-Пресс, 2004. 144 с.
6. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
7. Волкова Л. С. Логопедия. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
8. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. 872 с.
REFERENCES
1. Grigorieva E. A., Markova T. G., Chibisova S. S., Tavartkiladze G. A. The results of rehabilitation of children with severe hearing impairment in the Astrakhan region // Proceedings of the 9th National Congress of Audiologists and the 13th International Symposium "Modern problems of physiology and pathology of hearing". (Suzdal, September 21-23, 2021). M., 2021. 147 p. (InRuss.).
2. Tufatulin G. Sh., Koroleva I. V. Epidemiological characteristics of the
pediatric population of cochlear implant users // Bulletin of otorhinolaryngology. 2023. No. 88 (3). P. 21-26. (InRuss.).
3. Castellanos P. R.-M. Speech readiness of deaf children to study in the first grade: (Based on the material of the Republic of Cuba): abstract of the dissertation ... candidate of Pedagogical Sciences.: 13.00.03. M., 1989. 16p. (InRuss.).
4. Sableva A. S. Problems of speech development of deaf schoolchildren after cochlear implantation over the age of 3
KoppeKUHOHHO-neflarorHHecKoe 06pa30BaHHe. 2024. № 1
years // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2014. No. 4. P. 153-159. (InRuss.).
5. Volkova G. A. Methodology of psychological and speech therapy examination of children with speech disorders. St. Petersburg: Detsvo-Press, 2004. 144 p. (InRuss.).
6. Chirkina G. V. Methods of examination of children's speech: A manual for the diagnosis of speech disorders. M.: ARKTI, 2003. 240 p. (In Russ.).
7. Volkova L. S. Speech therapy. M.: Humanit. publishing house VLADOS center, 1998. 680 p. (InRuss.).
8. Koroleva I. V. Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation. St. Petersburg: KARO, 2016. 872 p. (In Russ.).
nocmynuna epedaKyuw: 12.03.2024 2.