Научная статья на тему 'Сформированность навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у дошкольников после кохлеарной имплантации'

Сформированность навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у дошкольников после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ / СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ГЛАГОЛАМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. / THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH / PRESCHOOL CHILDREN AFTER COCHLEAR IMPLANTATION / THE COORDINATION OF NOUNS WITH ADJECTIVES AND VERBS / THE FORMATION OF THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульбицкая А. Н.

В статье рассматривается проблема сформированности навыков согласования имен существительных с именами прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Отмечается, что эффективна работа возможна только при условии адекватной и полной диагностической оценки всех сторон речи, включая грамматическую её сторону. Представлены результаты эмпирического исследования состояния грамматического строя речи, проведенного среди дошкольников после кохлеарной имплантации и дошкольников без нарушений слуха в возрасте 7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульбицкая А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of skills of matching nouns with adjectives and verbs in preschoolers after cochlear implantation

The article deals with the problem of the formation of skills for matching nouns with adjectives and verbs in preschool children with hearing impairment after cochlear implantation. It is noted that effective work is possible only under the condition of an adequate and complete diagnostic assessment of all aspects of speech, including its grammatical side. The results of an empirical study of the state of the grammatical structure of speech conducted among preschoolers after cochlear implantation and preschoolers without hearing impairment at the age of 7 years are presented.

Текст научной работы на тему «Сформированность навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у дошкольников после кохлеарной имплантации»

УДК 376.3

А. Н. Кулъбицкая

СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ГЛАГОЛАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ1

Введение. Количество детей, имеющих нарушения речи, в Российской Федерации составляет примерно около 1 миллиона человек [1]. Для коррекции их слуха используется метод кохлеарной имплантации, позволяющий детям восстановить слух [2]. Для социализации, воспитания, обучения детей с кохлеарным им-плантом необходима их слуховая и речевая реабилитация, логопедическая помощь в формировании у таких детей всех сторон их речи, включая навыки согласования имен существительных с прилагательными и глаголами, которые положительно влияют на становления и развитие синтаксиса и связной речи у данной категории детей.

В исследованиях разных авторов показано, что грамматический строй речи у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации качественно отличается от грамматического строя речи детей без нарушения слуха, это касается и навыков

1 Научный руководитель: О. Ю. Федосова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Самарский государ ственный социально-педаго -гический университет».

согласования частей речи в словосочетаниях и предложениях [3-4]. Логопедическая работа по формированию навыков согласования имен суще ствительных с именами прилагательными и глаголами должна опираться на результаты диагностики речи, учитывать особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации. Это определяет актуальность настоящего исследования, направленного на изучение сформированное™ навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

В нашем исследовании проверялась следующая гипотеза: у дошкольников после кохлеарной имплантации навыки согласования имен существительных с именами прилагательными и глаголами сформированы недостаточно, уровень этих навыков ниже, чем у дошкольников без нарушений слуха.

Выборка и методы. В исследовании приняли участие 40 старших дошкольников в возрасте 7 лет: 20 из них - после кохлеарной имплантации, 20 - без нарушений слуха. Применялась методика изучения речи на основе подходов и заданий, предложенных Г. А. Волковой [5] и Г. В. Чир-

киной [6], адаптированные для изучения устной речи детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в соответствии с рекомендациями Л. С. Волковой [7].

Результаты их обсуждение. При исследовании было обнаружено, что уровень сформированное™ навыков согласования имен существительных с именами прилагательными у детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации отличается от уровня этих навыков у детей без нарушений слуха (табл. 1).

ной имплантации. Так, у детей с нарушенным слухом отмечаются ошибки в употреблении форм дательного падежа с предлогом, а также творительного падежа с предлогом в словосочетаниях и предложениях («Я протягиваю руку мячу»). Предлоги детьми опускаются («Я играю Наташей»). Следовательно, нарушения согласования и также управления вызваны несформиро-ванностью до конца падежной парадигмы имени существительного единственного числа.

Таблица 1

Сравнение результатов изучения состояния сформированное™ навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей в экспериментальной и контрольной группах

Показатель Дошкольники после кохлеарной имплантации Дошкольники без нарушения слуха

Уровень сформированности навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами Низкий Средний

Средний балл за задания 71,5 120,7

В группе дошкольников после кохлеарной имплантации уровень сформированное™ навыка согласования имен существительных с прилагательными и глаголами низкий, в группе детей без нарушения слуха -средний. Средний балл за выполнение заданий у детей без нарушения слуха выше на 49,2 балла по сравнению с детьми после кохлеарной имплантации.

Количественные результаты согласуются с качественными результатами оценки навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеар-

Были зафиксированы ошибки при образовании форм родительного падежа имени существительного единственного и множественного числа: смешение окончаний -и!-а в единственном числе (м. р. и ж. р.) {«Уменя нет мяча» и «Уменя нет книга»).

Окончания родительного падежа множественного числа имени существительного -ов, -ев освоены детьми и доминируют в речи, используясь и нормативно, и ошибочно («У меня нет мячев», «В доме нет окнов», «много книгов»).

У детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации отмечаются колебания в числе имен су-

ществнтельных, смешиваются окончания именительного падежа единственного и множественного числа, что своим результатом имеет наличие ошибок в согласовании имен суще ствительных с глаголами в прошедшем времени, а также с именами прилагательными («Здесь нарисова-нырука»).

При согласовании имен существительных с прилагательными наблюдается смешение окончаний имен прилагательных среднего и женского рода. Вместо окончания единственного числа среднего рода -ое используется окончание единственного числа женского рода («платье голубая»).

При составлении предложений дети дошкольного возраста после кохлеарной имплантации неправильно с грамматической точки зрения оформляют косвенное дополнение, пропуская предлоги, допускают ошибки при согласовании имен суще ствительных с глаголами («Мама купил красный шар Петя»).

В целом низкий уровень сформированное™ навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации является следствием того, что у них еще не закончен процесс речевого онтогенеза после нормализации их слуховой функции. Более того, как отмечает И. В. Королева [8], у дошкольников после кохлеарной имплантации, даже у поздноо-глохших, не развиты грамматические представления, что выражается в многочисленных аграмматизмах в связной речи детей, даже если изоли-

рованные грамматические формы правильно воспроизводятся детьми в условиях заданий. Это подтвердилось в результатах настоящего исследования.

Выводы. Полученные результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Для дошкольников после кохлеарной имплантации характерен низкий уровень сформированности навыков согласования имен существительных с прилагательными и глаголами.

2. Отмечаются нарушения в согласовании имен существительных с именами прилагательными в роде, а также в числе.

3. Значения падежных форм и их семантическая соотнесенность еще не осмыслены и не присвоены детьми, имеется несформированность падежной парадигмы имени существительного и имени прилагательного.

4. Синтаксические конструкции детьми после кохлеарной имплантации освоены недостаточно, в речи у таких детей встречаются нарушения согласования в роде подлежащего и сказуемого.

Заключение. Дети дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в силу наличия у них дефекта слуха, имеют особенности развития речи, которые затрагивают все уровни их речевой системы, включая морфологический и синтаксический уровни. Эти особенности выражаются в недостаточной сформированности навыков согласования имен суще ствительных с прилагательными и глаголами, что оказывает отрицательное влияние на становление и развитие связной речи. Выявленные

особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в части согласования имен существительных с прилагательными и глаго-

лами свидетельствуют о том, что с данной категорией детей требуется проводить специально организованную логопедическую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева Е. А., Маркова Т. Г., Чи-бисова С. С., Таварткиладзе Г. А. Результаты реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха в Астраханской области // Материалы 9-го Национального конгресса аудиологов и 13-го Международного симпозиума «Современные проблемы физиологии и патологии слуха». (Суздаль, 21-23 сентября 2021 г.). М., 2021. 147 с.

2. Туфатулин Г. Ш., Королева И. В. Эпидемиологическая характеристика детской популяции пользователей кох-леарных имплантатов // Вестник оториноларингологии. 2023. № 88 (3). С. 21-26.

3. Кастельянос П. Р.-М. Речевая готовность глухих детей к обучению в первом класс: (На материале Республики Куба): автореферат дисс. ... к. пед. н.: 13.00.03. М., 1989. 16 с.

4. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. С. 153-159.

5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. СПб.: Детсво-Пресс, 2004. 144 с.

6. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.

7. Волкова Л. С. Логопедия. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

8. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. 872 с.

REFERENCES

1. Grigorieva E. A., Markova T. G., Chibisova S. S., Tavartkiladze G. A. The results of rehabilitation of children with severe hearing impairment in the Astrakhan region // Proceedings of the 9th National Congress of Audiologists and the 13th International Symposium "Modern problems of physiology and pathology of hearing". (Suzdal, September 21-23, 2021). M., 2021. 147 p. (InRuss.).

2. Tufatulin G. Sh., Koroleva I. V. Epidemiological characteristics of the

pediatric population of cochlear implant users // Bulletin of otorhinolaryngology. 2023. No. 88 (3). P. 21-26. (InRuss.).

3. Castellanos P. R.-M. Speech readiness of deaf children to study in the first grade: (Based on the material of the Republic of Cuba): abstract of the dissertation ... candidate of Pedagogical Sciences.: 13.00.03. M., 1989. 16p. (InRuss.).

4. Sableva A. S. Problems of speech development of deaf schoolchildren after cochlear implantation over the age of 3

KoppeKUHOHHO-neflarorHHecKoe 06pa30BaHHe. 2024. № 1

years // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2014. No. 4. P. 153-159. (InRuss.).

5. Volkova G. A. Methodology of psychological and speech therapy examination of children with speech disorders. St. Petersburg: Detsvo-Press, 2004. 144 p. (InRuss.).

6. Chirkina G. V. Methods of examination of children's speech: A manual for the diagnosis of speech disorders. M.: ARKTI, 2003. 240 p. (In Russ.).

7. Volkova L. S. Speech therapy. M.: Humanit. publishing house VLADOS center, 1998. 680 p. (InRuss.).

8. Koroleva I. V. Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation. St. Petersburg: KARO, 2016. 872 p. (In Russ.).

nocmynuna epedaKyuw: 12.03.2024 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.