Научная статья на тему 'СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ'

СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова Ирина Алексеевна, Снигирева Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме развития слухоречевого восприятия у детей с глубокими нарушениями слуха. Раскрыта сущность понятия кохлеарной имплантации как высокотехнологичного метода восстановления слуха у глухих. Установлено, что кохлеарная имплантация включает не только хирургическую операцию вживления импланта во внутреннее ухо, но и обязательный комплекс реабилитационных мероприятий. Аргументирована идея необходимости обязательного реабилитационного сопровождения детей с кохлеарными имплантами, организованного с привлечением всех участников коррекционно-развивающего процесса. Определены организационно-педагогические условия слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации, к которым относятся разработка программы слухоречевого развития детей с кохлеарным имплантом; корректировка приемов логопедического воздействия в зависимости от особенностей речевого слуха; организация совместной работы логопеда, воспитателя, специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Экспериментальное обучение старших дошкольников после кохлеарной имплантации включало три направления: развитие фонематических процессов, развитие произносительной стороны речи, развитие самостоятельной фразовой речи. Сформулированные в статье положения подтверждены практикой и предоставят возможность руководителям и коллективам специальных дошкольных образовательных учреждений осуществлять управление процессом слухоречевого развития детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришанова Ирина Алексеевна, Снигирева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEARING AND SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOLERS AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The article deals with the problem of the development of auditory perception in children with severe hearing impairments. The authors explain the essence of the concept of cochlear implantation as a high-tech method of hearing restoration in deaf patients. It is noted that cochlear implantation includes not only the surgical operation of implanting the device into the inner ear but also a complex of rehabilitation measures. The study substantiates the need for mandatory rehabilitation support for children with cochlear implants, accompanied by participation of all those involved in the process of educational rehabilitation. The study outlines the organizational-pedagogical conditions for the hearing and speech development of children after cochlear implantation, which include: development of a program for the hearing and speech development of children with a cochlear implant; adjustment of the methods of pedagogical intervention depending on the peculiarity of the phonemic awareness; organization of joint activity of a speech therapist, teacher, preschool education specialists, and the family. The experimental training of senior preschoolers after cochlear implantation included three areas: the development of phonemic processes, the development of the pronunciation aspect of speech, and the development of independent phrasal speech. The conclusions formulated in the article are confirmed by practice and may allow preschool administrators and workers of special preschool education institutions to control the process of hearing and speech development of children of senior preschool age after cochlear implantation.

Текст научной работы на тему «СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ

Специальное образование. 2023. № 2 (70). Special Education. 2023. No 2 (70).

УДК 376.356:616.28-008.1-053"465.00/.07"

ББК Ч452.091 ГСНТИ14.29.2 7

Ирина Алексеевна Гришановаш Татьяна Александровна Снигирева2н

СЛУХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

1 Филиал Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко, г. Ижевск, Россия, grish1@udm.ru

2 Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск, Россия, snigt@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития слухоречевого восприятия у детей с глубокими нарушениями слуха. Раскрыта сущность понятия кохлеарной имплантации как высокотехнологичного метода восстановления слуха у глухих. Установлено, что кохлеарная имплантация включает не только хирургическую операцию вживления импланта во внутреннее ухо, но и обязательный комплекс реабилитационных мероприятий. Аргументирована идея необходимости обязательного реабилитационного сопровождения детей с кохлеарными имплантами, организованного с привлечением всех участников коррекционно-развивающего процесса. Определены организационно© Гришанова И. А., Снигирева Т. А., 2023

Код ВАК 5.8.3; 5.3.8

Irina A. Grishanova1H Tat'yana A. Snigireva2H

HEARING AND SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR

PRESCHOOLERS AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

1 Branch of Glazov State Pedagogical Institute, Izhevsk, Russia, grish1@udm.ru

2 Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia, snigt@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of the development of auditory perception in children with severe hearing impairments. The authors explain the essence of the concept of cochlear implantation as a high-tech method of hearing restoration in deaf patients. It is noted that cochlear implantation includes not only the surgical operation of implanting the device into the inner ear but also a complex of rehabilitation measures. The study substantiates the need for mandatory rehabilitation support for children with cochlear implants, accompanied by participation of all those involved in the process of educational rehabilitation. The study outlines the organizational-pedagogical conditions for the hearing and speech devel-

педагогические условия слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации, к которым относятся разработка программы слухоречевого развития детей с кохлеарным им-плантом; корректировка приемов логопедического воздействия в зависимости от особенностей речевого слуха; организация совместной работы логопеда, воспитателя, специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Экспериментальное обучение старших дошкольников после кохлеарной имплантации включало три направления: развитие фонематических процессов, развитие произносительной стороны речи, развитие самостоятельной фразовой речи. Сформулированные в статье положения подтверждены практикой и предоставят возможность руководителям и коллективам специальных дошкольных образовательных учреждений осуществлять управление процессом слухоречевого развития детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

Ключевые слова: дошкольная сурдопедагогика, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, старшие дошкольники, кохлеарная имплантация, слухоречевая реабилитация, слу-хоречевое развитие, организационно-педагогические условия, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез.

Информация об авторах: Гриша-нова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического и дефектологического образования филиала ФГБОУ ВО «Глазовский ГПИ им. В. Г. Короленко»; адрес: 426067, Россия, г. Ижевск, ул. Труда, 88.

opment of children after cochlear implantation, which include: development of a program for the hearing and speech development of children with a cochlear implant; adjustment of the methods of pedagogical intervention depending on the peculiarity of the phonemic awareness; organization of joint activity of a speech therapist, teacher, preschool education specialists, and the family. The experimental training of senior preschoolers after cochlear implantation included three areas: the development of phonemic processes, the development of the pronunciation aspect of speech, and the development of independent phrasal speech. The conclusions formulated in the article are confirmed by practice and may allow preschool administrators and workers of special preschool education institutions to control the process of hearing and speech development of children of senior preschool age after coch-lear implantation.

Keywords: preschool surdopedagogy, hearing disorders, children with hearing disorders, senior preschoolers, cochlear implantation, hearing and speech rehabilitation, hearing and speech development, organizational- pedagogical conditions, phonemic awareness, phonemic analysis, phonemic synthesis.

Author's information: Grishanova Irina A., Doctor of Pedagogy, Professor of Department Psycho-Pedagogical and Defectological Education, Branch of Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Izhevsk, Russia.

Снигирева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры медбиофизики, информатики и экономики ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России; адрес: 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281.

Для цитирования: Гришанова, И. А. Слухоречевое развитие детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации / И. А. Гришанова, Т. А. Снигирева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 (70). — С. 94-105.

Введение

В последние годы особую остроту приобретает проблема развития слухоречевого восприятия у детей с глубокими нарушениями слуха. Установлено, что нарушение слухоречевого развития отрицательно сказывается на психическом состоянии ребенка, препятствует формированию навыков коммуникации с окружающими людьми.

Теоретической основой решения данной проблемы являются исследования, связанные с современным пониманием кохлеарной имплантации, — высокотехнологичного метода восстановления слуха у глухих с использованием особого электронного прибора, кохлеарного импланта, — как единственного способа реабилитации детей с глухотой, предусматривающего включение и настройку речевого процессора (И. В. Королева, А. С. Саблина, Н. Д. Шматко и др.). Ведущей во

Snigireva Tat'yana A., Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Medical Biophysics, Informatics and Economics, Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Russia.

For citation: Grishanova, I. A., & Snigireva, T. A. (2023). Hearing and Speech Development of Senior Preschoolers after Cochlear Implantation. Special Education, 2(70), pp. 94-105. (In Russ.)

многих исследованиях выступает идея реабилитационного сопровождения детей с кохлеарными имплантами, которое предусматривает привлечение всех участников коррекционно-развивающего процесса (М. Е. Баулина, Е. Л. Гончарова, А. А. Логинова, В. И. Пудов, А. И. Сатаева и др.). Изучением особенностей развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами занимались О. Л. Беляева, О. В. Зон-това, Т. А. Соколовская и др. Все они подчеркивают выраженные проблемы слухоречевой памяти детей, нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания, трудности в различении акустически сходные звуков. Коммуникативные трудности старших дошкольников после кохле-арной имплантации, к которым относят сложность в установке контактов со сверстниками, нарушение произносительной стороны речи, рассмотрены в трудах

И. В. Королевой, О. И. Кукушкиной, О. А. Новиковской и др. Исследования ученых свидетельствуют, что успешность реабилитации детей зависит от эффективности проводимой коррекци-онной работы.

Цель статьи заключается в экспериментальной проверке организационно-педагогических условий слухоречевого развития старших дошкольников после кохлеарного имплантирования.

Материал и методика исследования

Материалом исследования послужила ставшая предметом теоретического анализа психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выпускные квалификационные работы студентов, осуществлявшиеся под научным руководством авторов, и подвергшиеся анализу результаты проведенных под руководством авторов исследований. Как свидетельствует предпринятый в исследовании анализ научной литературы, кохлеарная имплантация предусматривает комплекс реабилитационных мероприятий, который реализуется

слаженной работой специалистов [1-15].

В ходе исследования были определены организационно-педагогические условия слухоре-чевого развития старших дошкольников после кохлеарного имплантирования. К ним относятся разработка программы слухоре-чевого развития детей с кохлеар-ным имплантом; корректировка приемов логопедического воздействия в зависимости от особенностей речевого слуха; организация совместной работы логопеда, воспитателя, специалистов дошкольной образовательной организации и семьи.

Работа по слухоречевому развитию старших дошкольников после кохлеарной имплантации включала три направления: развитие фонематических процессов, развитие произносительной стороны речи, развитие самостоятельной фразовой речи — и строилась с учетом уровня слу-хоречевого развития детей. В таблице представлены этапы и направления слухоречевого развития старших дошкольников после кохлеарной имплантации.

Таблица

Этапы и направления слухоречевого развития детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации

Развитие фонематических процессов Развитие произносительной стороны речи Развитие фразовой речи

I этап слухо] речевого развития (10-20 занятий)

Развитие фонематического восприятия 1. Узнавание изолированных звуков. 2. Узнавание звуков в слогах Развитие простых форм фонематического анализа: - определение наличия звука в начале слова; - yахождение картинок с определенным звуком; - выделение слов с заданным звуком из предложения 1. Уточнение произношения сохранных звуков. 2. Постановка отсутствующих звуков с использованием ручной техники артикуляционной гимнастики 1. Составление предложений из двух слов с показом реальных действий. 2. Составление предложений из трёх слов с показом реальных действий. 3. Составление предложений с союзами с помощью игрушек. 4. Составление предложений с предлогами с помощью игрушек.

II этап слухоречевого развития (20-30 занятий)

Продолжение развития фонематического восприятия 1. Различение звуков среди близких по звучанию звуков. Развитие сложных форм фонематического анализа: - определение места звука в слове; - определение последовательности звуков в слове; - определение количества звуков в слове. 1. Автоматизация поставленных звуков 2. Постановка и автоматизация отсутствующих звуков 1. Разыгрывание сценок с использованием игрушек и символических предметов. 2. Составление рассказа с имитацией действий

Развитие фонематических процессов Развитие произносительной стороны речи Развитие фразовой речи

Развитие фонематического синтеза 1. Составление слов из предъявленных в правильной последовательности звуков. 2. Составление слов из предъявленных в произвольном порядке звуков

III этап слухоречевого развития (30-40 занятий)

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза 1. Определение количества слогов и звуков в слове. 2. Составление слов из предъявленных в правильной последовательности слогов. 3. Составление слов из предъявленных в произвольном порядке слогов. 4. Анализ односложных слов. 5. Анализ слов произвольного состава Дифференциация звуков: 1. Разграничение произношения звуков при отсутствии замен. 2. Разграничение произношения при замене звуков 1. Составление рассказа по «ожившим» с помощью жестов картинкам. 2. Просмотр знакомых мультфильмов с отключенным звуком и разыгрывание сюжета по ролям

В ходе логопедической работы над слухоречевым развитием детей с кохлеарными имплантами были использованы разнообразные приемы логопедического воздействия в зависимости от особенностей речевого слуха детей. Так, при обучении различать

звуки из речевого материала удалялись другие звуки из этой группы. Постановка звуков осуществлялась только после того, как дети переставали путать звуки в изолированном виде и в составе слога. Работа над разграничением звуков в словах и среди близких

по звучанию звуков проводилась совместно с автоматизацией звуков. В случаях трудностей с поиском нужной артикуляции звуков использовалась ручная техника артикуляционной гимнастики и двигательные приемы установления артикуляционной позы. При развитии фразовой речи использовались реальные и символические действия, жесты, игрушки, символические предметы, имитация действий. Активный словарь и грамматические формы сразу вводились в структуру фразы. Всё это способствовало успешному слухоре-чевому развитию детей с кохлеар-ными имплантами.

Организация совместной деятельности логопеда с другими специалистами определялась задачами программы экспериментального обучения. Перспективное планирование осуществлялось так, что темы занятий пересекались в деятельности всех специалистов дошкольной образовательной организации. Так, воспитатель формировал моторный праксис детей, психологическую базу речи, работал над обогащением и активизацией словаря. Работа музыкального руководителя была направлена на развитие основных движений, активизацию внимания, воспитание чувства музыкального ритма, ориентировку в пространстве, развитие «мышечного чувства», двигательной памяти. Занятия с

дефектологом включали обучение детей пониманию устной речи; воспитание выразительности речевого поведения; развитие слухового, зрительного, тактильно-двигательного восприятия. В рамках работы с родителями осуществлялось их обучение конкретным приемам логопедического воздействия с целью повышения общей продуктивности коррек-ционной работы.

Результаты исследования и их обсуждение

Для осуществления целей исследования было проведено диагностическое изучение уровня слухоречевого развития детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 260 г. Ижевска Удмуртской Республики. Участниками эксперимента стали 5 детей с кохлеарны-ми имплантами. Всем участникам эксперимента на момент проведения обследования было от пяти с половиной до шести полных лет. Слухопротезирование — моно-уральное, на втором ухе слуховой аппарат не использовался. У всех отсутствовали сопутствующие первичные нарушения в развитии.

Обследование и оценка слухо-речевого развития проводились по методике И. В. Королевой [6].

В ходе диагностического исследования оценивались следующие слухоречевые навыки: обнаружение (способность отвечать на появление или отсутствие звука); различение (способность определять различие или сходство между двумя звуковыми сигналами); узнавание (способность выбирать определенный звуковой сигнал среди других известных звуковых сигналов); опознавание (способность повторить или имитировать звуки); понимание (способность понимать разговорную речь) [6].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что старшие дошкольники, перенесшие кохле-арную имплантацию, имеют различный уровень развития слухо-речевого восприятия: высокий уровень слухоречевого развития составил 20 %; средний — 60 %; низкий уровень — 20 %.

Качественный анализ полученных данных показал, что наиболее простые функциональные составляющие слухоречевого восприятия у старших дошкольников находятся на высоком уровне. Процент выполнения колеблется от 94 % до 96 %, что соответствует высокому уровню. Процент выполнения заданий по узнаванию разносложных слов находится в пределах от 80 % до 90 %, что также соответствует высокому уровню. С заданиями на узнавание односложных слов

и на узнавание слов в слитной речи на высоком уровне справляются 20 %, на среднем уровне 60 %, на низком уровне — 20 % детей. С заданиями на узнавание односложных слов при открытом выборе на высоком уровне справились только 20 % детей, на среднем уровне — 60 % и на низком уровне — 20 % детей. Задания на опознание знакомых предложений при открытом выборе выявили еще больше трудностей. Никто из детей не справился с заданиями на высоком уровне, показав средний уровень — 60 % и низкий — 40 %. С заданиями на узнавание незнакомых предложений при открытом выборе на высоком уровне не справился никто, на среднем уровне их выполнили 20 % детей, а 80 % показали низкий результат. Дети не смогли узнать половину простых вопросов на слух, повторить их или ответить в соответствии со смысловым контекстом предъявленных вопросов.

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил недостаточный уровень слухоречевого развития детей старшего дошкольного возраста после кохлеар-ной имплантации.

Для проверки эффективности экспериментального обучения необходимо было установить тенденцию в изменении уровня слу-хоречевого развития старших

дошкольников после кохлеарной имплантации в результате применения предложенной программы в экспериментальной группе.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что после внедрения программы экспериментального обучения высокий уровень слухоречевого развития детей составил 60 %, средний уровень — 40 %, низкий уровень отсутствовал.

В ходе контрольного эксперимента в экспериментальной группе было отмечено повышение уровня слухоречевого развития детей после внедрения экспериментальной программы. Дети с удовольствием быстро и правильно выполняли задания. Интерес к результату деятельности сохранялся на протяжении всего обследования. Если дети допускали отдельные ошибки, то тут же замечали их и старались самостоятельно исправить.

На контрольном этапе эксперимента дети показали высокий уровень способности к узнаванию неречевых и речевых звуков; различению двух неречевых звуков; различению звуков по громкости, длительности, повторяемости.

С заданиями на узнавание на слух слов 20 % детей справились на высоком уровне, только 20 % показали средний уровень.

При выполнении заданий, связанных с ответами на вопро-

сы, высокий уровень составил 60 %, средний уровень способности понимать простые вопросы на слух при открытом выборе составил 40 %.

Выполнение заданий, направленных на восприятие незнакомых предложений, у детей практически не вызывало затруднений — 60 % обнаружили высокий уровень, 40 % показали средний уровень. На этом этапе для детей было характерно переспрашивание, краткие ответы на вопросы, называние других слов, схожих по звучанию с предъявляемыми, затруднения при узнавании слова при его грамматическом изменении в связной речи.

Сравнение результатов детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показало повышение уровня их слухорече-вого развития, что подтвердило эффективность экспериментального обучения.

Выводы

Выводы, полученные в ходе проведения исследования, заключаются в следующем.

Кохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации детей с глубокими нарушениями слуха, однако у старших дошкольников после кохлеарной имплантации наблюдается недостаточный уровень слухоречевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста не реализуют возможности кохлеарного импланта, и восприятие ими речи остается преимущественно слухозрительным.

Слухоречевое развитие старших дошкольников осуществляется эффективно, если разработано содержание программы слу-хоречевого развития после кохле-арной имплантации; скорректированы приемы логопедического воздействия в зависимости от особенностей речевого слуха; организована совместная работа логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения с семьей. Вследствие этого формируется речь, которая позволяет старшим дошкольникам с кохлеарными имплантами адаптироваться в обществе.

Литература

1. Баулина, М. Е. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации / М. Е. Баулина. — Текст : непосредственный // Интеграция образования. — 2018. — № 4 (22). — С. 696-711.

2. Беляева, О. Л. Организационно-педагогические условия развития слухо-речевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида / О. Л. Беляева, М. В. Ступакова ; Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск : [б. и.], 2017. — 158 с. — Текст : непосредственный.

3. Беляева, О. Л. Выявление взаимозависимости уровня развития устной речи и уровня слухоречевой памяти старших дошкольников с кохлеарными импланта-ми / О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских, Т. Л. Юкина. — Текст : непосредствен-

ный // Сибирский вестник специального образования. — 2016. — № 3 (18). — С. 12-14.

4. Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 7. — С. 3-5.

5. Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова. — Санкт-Петербург : Умная Маша, 2010. — 200 с. — Текст : непосредственный.

6. Королева, И. В. Учусь слушать и говорить: методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами на основе «слухового» метода / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 192 с. — Текст : непосредственный.

7. Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха). — 2-е изд., испр. и доп. / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012. — 752 с.: ил. — (Серия «Специальная педагогика»). — Текст : непосредственный.

8. Кукушкина, О. И. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. — Москва : Полиграф сервис, 2014. — 192 с. — Текст : непосредственный.

9. Логинова, А. А. Организация слухо-речевой реабилитации детей с кохлеарной имплантацией / А. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Логопед. — 2012. — № 1. — С. 90-93.

10. Новиковская, О. А. Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации / О. А. Новиковская. — Текст. Изображение : электронные.

11. Пудов, В. И. Оценка результатов реабилитации после КИ / В. И. Пудов, О. В. Зонтова, Е. А. Шашукова. — Текст :

непосредственный // Абстракты с XII Европейского симпозиума по кохлеарной имплантации. «Я слышу мир!». — 2016. — Вып. 5 — С. 3.

12. Саблева, А. С. Логопедическая работа с глухими детьми после кохлеарной имплантации / А. С. Саблева. — Текст : непосредственный. // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 2. — С.160-164.

13. Сатаева, А. И. Показатели завершения запускающего этапа реабилитации при кохлеарной имплантации / А. И. Сатаева. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 3.— С. 3-9.

14. Соколовская, Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Т. А. Соколовская. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2013. — № 2. — С. 91-97.

15. Шматко, Н. Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шмат-ко. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2012. — № 3. — С. 43-51.

References

1. Baulina, M. E. (2018). Obrazovatel'naya traektoriya i neyropsikhologicheskoe sopro-vozhdenie detey posle kokhlearnoy implan-tatsii [Educational trajectory and neuropsy-chological support for children after cochlear implantation]. Education integration, 4(22), 696-711. (In Russ.)

2. Belyaeva, O. L., & Stupakova, M. V. (2017). Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya slukhorechevogo vospriya-tiya i ustnoy rechi u starshikh doshkol'nikov s kokhlearnymi implantami v DOU kombini-rovannogo vida [Organizational and pedagogical conditions for the development of auditory perception and oral speech in older preschoolers with cochlear implants in a preschool educational institution of a combined type]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Ped. Univ. n.a. V.P. Astafiev, 158 p. (In Russ.)

3. Belyaeva, O. L., Bryukhovskikh, L. A., & Yukina, T. L. (2016). Vyyavlenie vzaimo-zavisimosti urovnya razvitiya ustnoy rechi i urovnya slukhorechevoy pamyati starshikh

doshkol'nikov s kokhlearnymi implantami [Revealing the interdependence of the level of development of oral speech and the level of auditory-speech memory of older preschoolers with cochlear implants]. Siberian Bulletin of Special Education, 5(18), 12-14. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Goncharova, E. L., & Kukushkina, O. I. (2014). Izmenenie statusa rebenka v pro-tsesse kokhlearnoy implantatsii i reabilita-tsii — novoe yavlenie v surdopedagogike [Changing the status of a child in the process of cochlear implantation and rehabilitation — a new phenomenon in deaf education]. Education and training of children with developmental disorders, 7, 3-5. (In Russ.)

5. Zontova, O. V. (2010). Rekomendatsii dlya roditeley po razvitiyu slukhovogo vos-priyatiya u detey s narushennym slukhom [Recommendations for parents on the development of auditory perception in children with hearing impairment]. St. Petersburg: Clever Masha, 200 p. (In Russ.)

6. Koroleva, I. V. (2018). Uchus' slushat' i govorit': metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu slukhovogo vospriyatiya i rechi u detey s kokhlearnymi implantami i slukho-vymi apparatami na osnove «slukhovogo» metoda [I learn to listen and speak: Guidelines for the development of auditory perception and speech in children with cochlear implants and hearing aids based on the "hearing" method]. St. Petersburg: KARO, 192 p. (In Russ.)

7. Koroleva, I. V. (2012). Kokhlearnaya implantatsiya glukhikh detey i vzroslykh (elektronnoe protezirovanie slukha) [Cochle-ar implantation of deaf children and adults (electronic hearing prosthetics)] (2nd ed., rev. and additional, Series "Special Pedagogy"). St. Petersburg: KARO, 752 p.: ill. (In Russ.)

8. Kukushkina, O I., & Goncharova, E. L. (2014). Psikhologo-pedagogicheskaya po-moshch' posle kokhlearnoy implantatsii. Realizatsiya novykh vozmozhnostey rebenka [Psychological and pedagogical assistance after cochlear implantation. Realization of new possibilities of the child]. Moscow: Polygraph service, 192 p. (In Russ.)

9. Loginova, A. A. (2012). Organizatsiya slukhorechevoy reabilitatsii detey s kokh-learnoy implantatsiey [Organization of auditory-speech rehabilitation of children with cochlear implantation]. Speech therapist, 1, 90-93. (In Russ.)

10. Novikovskaya, O. A. (n.d.). Logopedi-cheskaya rabota s det'mi posle kokhlearnoy implantatsii [Logopedic work with children after cochlear implantation]. Electronic text and images. (In Russ.)

11. Pudov, V. I., Zontova, O. V., & Sha-shukova, E. A. (2016). Otsenka rezul'tatov reabilitatsii posle KI [Evaluation of the results of rehabilitation after CI]. In Abstracts from the XII European Symposium on Cochlear Implantation // "I hear the world!" (Iss. 5, p. 3). (In Russ.)

12. Sableva, A. S. (2017). Logopediche-skaya rabota s glukhimi det'mi posle kokh-learnoy implantatsii [Logopedic work with deaf children after cochlear implantation].

Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2, 160-164. (In Russ.)

13. Sataeva, A. I. (2015). Pokazateli zaver-sheniya zapuskayushchego etapa reabilitatsii pri kokhlearnoy implantatsii [Indicators of the completion of the starting stage of rehabilitation in cochlear implantation]. Education and training of children with developmental disorders, 3, 3-9. (In Russ.)

14. Sokolovskaya, T. A. (2013). Osoben-nosti rechevogo razvitiya detey posle kokhlearnoy implantatsii [Peculiarities of speech development in children after cochle-ar implantation]. Special Education, 2, 9197. (In Russ.)

15. Shmatko, N. D. (2012). Osobennosti or-ganizatsii korrektsionnogo obucheniya im-plantirovannykh doshkol'nikov [Features of the organization of correctional education for implanted preschoolers]. Defectology, 3, 4351. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.